Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ПРАКТИК ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Дорожкина Е.С. 1 Коробченко Т.С. 1 Нестерова М.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
В статье представлен анализ тематики научных исследований педагогических вузов в сфере развития практик общего образования, проведенный на материалах, доступных в открытых источниках. Были проанализированы данные о научной деятельности 33 педвузов, доступные в сети Интернет на официальных сайтах вузов, ЕГИСУ НИОКТР, ВАК РФ. В качестве критериев для анализа определены: тематика научных исследований, посвященных развитию практик общего образования; основные результаты НИР; крупные научные мероприятия, организованные вузом, на которых обсуждались вопросы развития практик общего образования; социальные партнеры вуза в сфере развития практик общего образования; взаимодействие с другими педагогическими вузами в рамках реализуемых НИР. Среди НИР, посвященных развитию практик общего образования, преобладают темы обеспечения личностного роста и творческой самореализации школьников; исследования воспитательных, адаптивных, персонифицированных технологий, инновационных технологий в обучении отдельным предметам; исследования, посвященные формированию информационно-образовательной среды и развитию онлайн-форм обучения. В качестве основных результатов проанализированных НИР представлены: модели педагогического процесса, педагогические технологии, методики, комплексы педагогических условий, авторские программы, методические рекомендации, диагностический инструментарий, алгоритмы управления педагогическим процессом. Большое внимание в исследованиях уделяется современным образовательным технологиям, цифровизации и информатизации, инновационным процессам в общем образовании, инклюзивному образованию. Взаимодействие педагогических вузов в рамках реализуемых НИР осуществляется в основном при проведении исследований в области профессионального педагогического образования. Отмечена недостаточная представленность совместной работы педагогических вузов по исследованию практик общего образования, что свидетельствует о необходимости расширения научного взаимодействия педагогических вузов в указанной сфере.
педагогические вузы
практики общего образования
анализ
научные исследования
научное взаимодействие
1. Распоряжение Правительства РФ от 06.04.2020 N 907-р О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 27.06.2018 N 1293-р. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/73865616/ (дата обращения: 27.09.2021).
2. Педагогическое образование. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/teacher_education/ (дата обращения: 27.09.2021).
3. Педагогические кадры основа развития образования и науки. [Электронный ресурс]. URL: https://www.msu.ru/news/pedagogicheskie-kadry-osnova-razvitiya-obrazovaniya-i-nauki.html (дата обращения: 27.09.2021).
4. Президентский проект «Учитель будущего поколения России». [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/presentations/Basic_project_solutions_pedagogyk.pdf (дата обращения: 27.09.2021).
5. Ибрагимова З.Н. Формирование социального опыта младших школьников в условиях взаимодействия семьи и школы: дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2019. 161 с.
6. Сошенко И.И. Управление социальными инновациями в сетевом взаимодействии образовательных организаций: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2021. 217 с.
7. Яхьяева А.Х. Педагогические условия развития интеллектуальных способностей младших школьников в этнокультурной образовательной среде: на материале этнопедагогики чеченского народа: дис. … канд. пед. наук. Грозный, 2018. 180 с.
8. Лаптева Е.И. Формирование коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся основной школы: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2020. 231 с.
9. Хачароева А.Х Формирование гражданско-правовой компетентности школьников в проектной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2020. 175 с.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 6 апреля 2020 г. № 907-р [1] 33 педагогических вуза страны стали подведомственными Министерству просвещения Российской Федерации. Это связано, прежде всего, с необходимостью модернизации профессионального педагогического образования на всех уровнях. Педагогические вузы должны обеспечить подготовку учителя, обладающего инновационным мышлением, способностью перестраивать свою деятельность в постоянно меняющемся мире, а также владеющего актуальными образовательными технологиями, посредством которых будет возможно обеспечивать функционирование системы образования в режиме постоянного развития. В данном распоряжении находит отражение идея о том, что педагогическим вузам необходимо стать площадками для инноваций в системе общего образования, создав, таким образом, единое пространство, объединяющее общее среднее профессиональное, высшее и дополнительное образование, что, в свою очередь, будет способствовать достижению целей национального проекта «Образование», а именно вхождению России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования [2].

На базе Московского университета 8 июня 2021 г. прошло заседание Совета Российского Союза ректоров, посвященное вопросам развития педагогического образования. В своем выступлении по теме «Ключевые проектные решения по трансформации содержания педагогического образования» министр просвещения С.С. Кравцов отметил важность обеспечения качества основного общего образования в России, чему должен способствовать учитель независимо от того, в каком вузе он обучался. Поддержав тезис В.А.Садовничего о формировании национального образовательного пространства, министр отметил отсутствие единых подходов к подготовке учителей, разрыв между содержанием университетской педагогической подготовки и реальностью школьного образования. По словам министра, выход из создавшегося положения заключается в разработке концепции «ядра высшего педагогического образования», которая должна обеспечить единство при формировании универсальных, общепрофессиональных и сквозных профессиональных компетенций будущих педагогов, а также преемственность формирования компетенций, начиная от педагогического колледжа до уровня бакалавриата и магистратуры. Сегодня для этого уже ведется работа в рамках Ассоциации педагогических вузов [3], которая учреждена 5 июня 2000 г. Московским педагогическим государственным университетом и Московским государственным открытым педагогическим университетом (Московским государственным гуманитарным университетом им. М.А. Шолохова).

Разработан проект президентской программы «Учитель будущего поколения России», направленный на модернизацию и стратегическое развитие педагогических вузов. Министр С.С. Кравцов отметил важность создания межфакультетских технопарков универсальных педагогических компетенций: «Это будут современные, технологически насыщенные образовательные пространства для педагогического проектирования, а также площадки для проведения оценочных процедур в рамках мониторинга качества педагогического образования. … Также в рамках данного проекта планируется расширение сети базовых школ, которые будут напрямую сотрудничать с педагогическими вузами, возродить факультеты дополнительных педагогических профессий, открытие психолого-педагогических классов и их сопровождение, создание единой воспитательной системы и совершенствование воспитательной работы в педагогических вузах» [4]. Сложившаяся ситуация стимулирует педагогические вузы к активному научному взаимодействию, направленному на выработку единых подходов к обеспечению качества высшего педагогического образования, отвечающего динамично развивающейся системе общего образования и позволяющего развивать его лучшие практики.

Цель данной статьи заключается в выявлении основных направлений исследований педагогических вузов, затрагивающих развитие практик общего образования.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось методом анализа тематики научных исследований, направленных на развитие практик общего образования в педагогических вузах. Аналитической базой послужили: информация, размещенная на официальных сайтах 33 педагогических вузов, подведомственных Минпросвещения России, в сети Интернет; открытые данные о зарегистрированных НИР в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (https://rosrid.ru/); данные о защитах диссертационных работ ВАК РФ (https://vak.minobrnauki.gov.ru/); информация о поддержанных проектах на сайтах научных фондов ‑ РФФИ (https://www.rfbr.ru/rffi/ru/) и РНФ (https://rscf.ru/).

Критериями для анализа послужили:

1) тематика научных исследований, посвященных развитию практик общего образования;

2) основные результаты НИР: методики, технологии, концепции;

3) крупные научные мероприятия, организованные вузом, на которых обсуждались вопросы развития практик общего образования (2017‑2021 гг.);

4) социальные партнеры вуза в сфере развития практик общего образования: виды, формы взаимодействия;

5) взаимодействие с другими педагогическими вузами в рамках реализуемых НИР.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате обобщения данных были сделаны следующие выводы.

1. Анализ тематики научных исследований вузов показал, что исследования, посвященные развитию практик общего образования, занимают скромное место среди всех педагогических НИР, проводимых в организациях. Судя по информации в открытых источниках, за последние 5 лет в 33 рассматриваемых педагогических вузах было проведено 67 исследований по данной тематике. Приведем некоторых из них: «Изучение влияния игровых механик и геймификации на субъективное восприятие неравенства и несправедливости школьниками и студенческой молодежью» (ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»); «Теоретико-методологические основы и технологическое обеспечение реализации образовательной деятельности в онлайн-сообществах учащихся школ» (ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»); «Разработка методологии сетевого взаимодействия образовательных учреждений по развитию творческих способностей сельских школьников на основе мобильной лаборатории физики и робототехники» (ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко»); «Формирование готовности старшеклассников к выбору педагогической профессии в информационно-деятельностном образовательном пространстве “педагогический университет ‑ школа”» (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева); «Влияние технологий виртуальной реальности высшего уровня на психическое развитие в юношеском возрасте» (ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»); «Обучение сквозным цифровым технологиям в условиях персонализации образовательных траекторий школьников» (ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет») и др.

Отметим, что в некоторых педвузах исследования практик общего образования мало представлены, преобладают исследования проблем развития профессионально-педагогического и профессионального образования как в рамках НИР, так и в диссертационных исследованиях (Российский государственный профессионально-педагогический университет); исследования в сфере разработки теоретических основ педагогической подготовки (Московский педагогический государственный университет); модели учебно-методического комплекса, ключевых условий научно-методического и организационного обеспечения целевой подготовки студентов (Омский государственный педагогический университет).

Среди НИР, исследующих развитие практик общего образования, преобладают темы обеспечения личностного роста, самоопределения, творческой самореализации школьников, формирования их исследовательской культуры, социального опыта и социальной ориентации, а также исследования воспитательных, адаптивных, персонифицированных технологий, инновационных технологий в обучении отдельным предметам, исследования формирования информационно-образовательной среды и развития онлайн-форм обучения в системе общего образования.

Среди рассмотренных исследований, посвященных развитию практики общего образования, преобладают фундаментальные исследования (они составляют 79% от проанализированных 67 НИР).

2. В качестве основных результатов НИР представлены:

‑ модели педагогического процесса: «Формирование готовности школьников к аксиологическому общению в общеобразовательном учреждении», «Формирование субъектно-нравственной позиции учащихся в процессе внеклассной воспитательной работы», «Формирование патриотической культуры школьников в общеобразовательном учреждении» (ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»);

‑ педагогические технологии: «Формирование социального опыта младших школьников в условиях взаимодействия семьи и школы» в ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», где разработана и экспериментально апробирована технология взаимодействия семьи и школы в формировании социального опыта младших школьников [5];

‑ методики: «Развитие познавательной самостоятельности подростков в современной школе» (ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена»), «Управление социальными инновациями в сетевом взаимодействии образовательных организаций» (ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», где предложена методика идентификации типа инновационного развития образовательной организации, действующей в логике концепции закрытых или открытых инноваций; предложена методика анализа, позволяющая диагностировать уровень вовлеченности педагогов в социальные инновации [6]);

‑ комплексы педагогических условий: «Управление социальными инновациями в сетевом взаимодействии образовательных организаций» (ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», где обоснованы педагогические условия, обеспечивающие реализацию педагогической стратегии управления социальными инновациями в сетевом взаимодействии образовательных организаций [6]);

‑ авторские программы: «Педагогические условия развития интеллектуальных способностей младших школьников в этнокультурной образовательной среде» (ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», где предложены авторская программа для учителей «Развитие интеллектуальных способностей учащихся младших классов в этнокультурной образовательной среде», учебное пособие «Интеллектуальное развитие младших школьников в этнокультурной образовательной среде», методический материал для учителей по развитию интеллектуальных способностей учащихся младших классов средствами этнопедагогики [7]);

‑ методические рекомендации: «Формирование коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся основной школы (ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»), подготовлены методические рекомендации для осуществления процесса формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся основной школы [8];

‑ диагностический инструментарий: «Формирование гражданско-правовой компетентности школьников в проектной деятельности» (в ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»), где разработан критериально-уровневый аппарат исследования, включающий диагностические материалы, обеспечивающие качественное проведение мониторинга изучаемого процесса [9];

‑ критерии эффективности педагогического процесса: «Педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития обучающихся общеобразовательной организации» (ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»);

‑ алгоритмы управления процессом: «Воспитание демократической культуры подростков как целевая функция образовательной организации» (ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского»).

3. Педагогические вузы ежегодно проводят научные мероприятия, посвященные развитию практик общего образования. В общей сложности за последние 5 лет проведено более 100 мероприятий.

В качестве ведущей тематики мероприятий можно выделить: современные образовательные технологии на всех уровнях общего образования; цифровизацию и информатизацию общего образования; инновации в современном образовании; актуальные проблемы теории и методики обучения; инновационные формы и методы обучения по отдельным предметам; инклюзивное образование в школе.

4. Социальными партнерами педагогических вузов в сфере развития практик общего образования являются главным образом образовательные организации региона ‑ школы, лицеи, гимназии, ссузы. На базе образовательных организаций общего образования совместно с педвузами создаются инновационные площадки по разработке социальных и психолого-педагогических технологий. Например, под руководством сотрудников ФГБОУ ВО «ВГСПУ» на базе общеобразовательных организаций функционируют 14 региональных инновационных площадок. Научно-внедренческие площадки по разработке социальных и психолого-педагогических технологий воспитания характера созданы и успешно функционируют в образовательных организациях под руководством сотрудников Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

В качестве социальных партнеров педагогических вузов выступают и образовательные организации высшего образования, совместно с которыми организуются научные мероприятия.

5. Взаимодействие с педагогическими вузами в рамках реализуемых НИР осуществляется в основном при проведении исследований в области профессионального педагогического образования: участие вузов в организации и проведении мониторингов, обсуждение проблем профессионально-педагогического образования в рамках научных мероприятий различного уровня и, в большей мере, при проведении диссертационных исследований (предоставление базы для проведения эмпирической части исследований). Отметим активное взаимодействие ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет».

Практически отсутствует информация о совместной реализации педагогическими вузами финансируемых научно-исследовательских работ, посвященных развитию практик общего образования. Абсолютное большинство исследований осуществляются силами сотрудников одной организации, что подтверждается регистрационными картами тем в ЕГИСУ НИОКТР.

Заключение

Таким образом, по результатам проведенного анализа можно сделать вывод о недостаточно широком проведении педагогическими вузами научных исследований, посвященных развитию практики общего образования. Значительная их часть осуществляется в рамках диссертационных исследований, имеет локальный характер и после защиты диссертации часто не получает дальнейшего развития. Большинство исследований проводятся в инициативном порядке, и, к сожалению, их результаты практически не представлены на официальных сайтах университетов.

Среди основных результатов НИР преобладают модели, методики и педагогические технологии, которые проходят апробацию и внедряются в образовательный процесс общеобразовательных организаций. Внедрение происходит в основном на уровне региона и затрагивает небольшое количество образовательных организаций.

Проведенное исследование позволило выявить недостаточный уровень взаимодействия педагогических вузов между собой по вопросам реализации научных исследований, посвященных развитию практик общего образования. Абсолютное большинство исследований проводится учеными из одной образовательной организации, а привлечение коллег из других педвузов чаще всего сводится только к проведению диагностических процедур и реже ‑ к апробации результатов исследования. Сложившаяся ситуация актуализирует необходимость более глубокого изучения научного вклада педагогических вузов в развитие практик общего образования и разработку гибкого механизма их научного взаимодействия в данной сфере.

Исследование выполнено по проекту «Разработка сетевой национальной модели научного взаимодействия педагогических вузов в сфере развития практик общего образования», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение от 21.07.2021 г. № 073-03-2021-013/3 к соглашению от 18.01.2021 № 073-03-2021-013).


Библиографическая ссылка

Дорожкина Е.С., Коробченко Т.С., Нестерова М.Н. ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ПРАКТИК ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31178 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674