Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

Терентьева Л.П. 1 Иванова И.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Социализация младших школьников в цифровой среде является актуальной проблемой современности. В этом возрасте происходит активная социализация. Цифровая среда оказывает как позитивное, так и негативное влияние на социализацию детей. Важную роль в этом процессе играют учителя начальных классов. К сожалению, не все учителя владеют современными цифровыми технологиями и могут их внедрить в образовательный процесс. Работа по формированию информационной культуры, информационной компетентности начинается с начальной школы. Основная задача школы - создать возможности для саморазвития обучающихся, и цифровые технологии должны сыграть в этом важную роль. Мы провели опрос и изучили, насколько учителя знают и владеют информационными технологиями. Многие учителя активно используют цифровые технологии в образовательном процессе. В то же время мы выявили, что нет системного, планомерного использования этих технологий, также педагоги не знают и не готовы применять современные образовательные сайты, ИКТ-технологии. Учитель начальных классов закладывает умение грамотно использовать и критически отбирать цифровые ресурсы, он учит избирательно относиться к использованию информации из интернет-среды, что способствует позитивной социализации учащихся. Для эффективного использования цифровых технологий в социализации младших школьников необходима специальная подготовка учителей, чему могут способствовать курсы повышения квалификации, направленные на развитие практических навыков применения ИКТ-технологий, организация методических встреч с разработчиками учебных приложений и проектов для обучения эффективного применения их на практике.
социализация
цифровая среда
младший школьник
ИКТ-технологии
образовательный процесс
проектная деятельность
электронные ресурсы
интерактивные уроки
1. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография. М.: Homo Cyberus, 2011. 397 с.
2. Зарецкая И.И. Инновационный подход к управлению процессом социализации через новые функции воспитания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 6. С. 6-12.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: ИЦ Академия, 2008. 192 с.
4. Брыксина О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе. М.: ИЦ Академия, 2015. 208 с.
5. Иванова И.П. Психология эффективного общения родителей с детьми младшего школьного возраста // Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса: сборник научно-методических статей. Чебоксары, 2009. С. 106-110.
6. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. Монография. М.: Смысл, 2017. 375 с.
7. Терентьева Л.П. Подготовка студентов к интеллектуальному развитию младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12249 (дата обращения: 28.09.2021).

Проблема социализации младших школьников на современном этапе стоит очень остро, особенно она актуализировалась в связи с развитием цифровых технологий, которые активно продолжают внедряться в нашу жизнь. Бесспорно, они стали необходимыми в любой деятельности. Младший школьный возраст является ответственным этапом развития личности, так как в этот период происходит активная социализация. В последние годы произошло резкое изменение социальной ситуации развития учащихся начальной школы. Теория поколений относит этих детей к поколению Z и называет их цифровым поколением. Среда обитания современных школьников – это Интернет, социальные сети, у них резко возросла онлайн-активность. Социальной ситуацией развития младших школьников становится цифровая среда, точнее Интернет, который является причиной и фактором социализации детей и подростков. Цифровая среда влияет на деятельность ребенка как в онлайне, так и в офлайне, она является для подрастающего поколения естественной средой. Цифровая среда способствует появлению новых форм деятельности, культуры, меняет ценностные ориентации детей и молодежи. Проблемой социализации детей и подростков занимаются зарубежные и отечественные ученые. В начале XXI века В.А. Плешаковым был введен термин виртуальная компьютерная социализация – «киберсоциализация» [1]. Современные люди не представляют жизни без современных цифровых и информационных изобретений. Возраст приобщения детей к цифровым изобретениям начинается с самого рождения. Наблюдая за родителями, которые пользуются различными цифровыми технологиями, просматривая мультфильмы, в дошкольном возрасте дети начинают использовать мобильные телефоны и планшеты, а может и раньше, и поступающие в школу дети применяют все это в своей практической деятельности, оказываясь в информационном пространстве.

Поменялись факторы социализации детей и подростков, что и доказывает актуальность данной проблемы на современном этапе. Начальная школа является важным этапом социализации детей. Этот возраст характеризуется началом систематического обучения, который сензитивен для учебной деятельности, развития личности, социализации. Важным моментом этого периода является то, что учитель может воздействовать на учащихся, он является референтным лицом для них. Личность учителя занимает значимое место в процессе социализации младших школьников. Учитель должен способствовать позитивной социализации школьников и в цифровой среде. Поэтому учителя начальных классов должны быть подготовлены к работе с учащимися по формированию цифровой культуры и уметь организовывать положительную социализацию. Соответственно, и подготовка будущих учителей начальных классов предполагает подготовку к формированию социальной грамотности младших школьников в цифровой среде.

Цель исследования - выявление основных проблем, стоящих перед образовательными учреждениями, в организации процесса социализации младших школьников в цифровой среде. А точнее, определение особенностей профессиональной деятельности учителя начальных классов с использованием основных эффективных технологий, применяемых в процессе социализации в цифровой среде [2].

Материал и методы исследования. Для реализации поставленной цели использовались теоретические и экспериментальные исследования. Изучение и анализ современных исследований по проблеме социализации младших школьников в цифровой среде приобретает широкий диапазон, киберсоциализация современных школьников становится самостоятельным объектом гуманитарных исследований. Изучением социализации личности, развития информационно-коммуникационных технологий занимались В.А. Плешаков, М.В. Воропаев, С.В. Бондаренко, В.В. Пустовойтов, И.Г.Захарова, О.Ф. Брыскина и др. Проблему социализации и задачи социального воспитания современных школьников рассматривали А.В. Мудрик, В.И. Петрищев, Л.С.Кругликова и другие. Внимание ученых привлекает проблема социализации молодого поколения в цифровой среде, влияние цифровой среды на позитивную социализацию школьников. Таким образом, проблема социализации молодого поколения изучалась и изучается в разных научных направлениях, создаются новые концепции. По мнению А.В.Мудрика, одним из видов социализации является социально-контролируемая социализация, которая предполагает создание условий для целенаправленного развития личности. Социализация в цифровой среде тоже способствует развитию личности и требует контроля и создания определенных условий.

Что же такое цифровая среда? Это – искусственная среда, являющаяся непрерывной последовательностью компьютерных и сетевых технологий, организующая отношения между объектами физического мира посредством передачи программ в виде сигналов по сетям и телекоммуникационным каналам. Также можно выделить цифровую образовательную среду, включающую в себя программные и технические средства в процессе образовательной деятельности, которые применяются для дистанционного, электронного обучения [3]. Работа по формированию информационной культуры, информационной компетентности начинается с начальной школы. Основная задача школы - создать возможности для саморазвития обучающихся, и цифровые технологии должны сыграть в этом важную роль. ФГОС НОО определяет активное использование учащимися речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач. ИКТ-компетентность выпускника начальной школы является обязательным требованием результата образования.

В эксперименте участвовали учителя МБОУ «СОШ № 27» г. Чебоксары, 28 учителей начальных классов. К сожалению, результаты проведенного нами опроса свидетельствуют о том, что учителя начальных классов не знакомы с теми изменениями, которые произошли в развитии современных младших школьников: не смогли объяснить особенности «клипового мышления», бессистемность и поверхность памяти, цифровую многозадачность 56% учителей. Педагоги не знают о том, что эмоциональный интеллект, самоорганизация во время использования Интернета, умение обезопасить себя при использовании цифровых технологий для 54% учителей не являются важными. Тем не менее проведённое аналитическим центром НАФИ в 2018 году исследование по комплексному измерению уровня цифровой грамотности свидетельствует, что сами учителя обладают достаточным уровнем цифровой грамотности (их данные превышают среднероссийский уровень). Полученные данные о цифровой грамотности учеников говорят о том, что она намного ниже, чем у педагогов.

Данные проведенного нами опроса подтверждают, что большая часть учителей широко внедряют и активно используют цифровые технологии в образовательном процессе. Это и презентации к урокам, которые создают сами учителя и пользуются готовыми, представленными в электронных авторских приложениях; логические задачи и игры; тестовые задания; учебные ресурсы Интернета; электронные справочники и учебники.

Учитель начальных классов закладывает умение грамотно использовать и критически отбирать цифровые ресурсы, он учит избирательно относиться к использованию информации из интернет-среды, что способствует позитивной социализации учащихся.

Проектная деятельность в начальной школе используется как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Она немыслима в современном мире без использования цифровых ресурсов. Такая деятельность способствует развитию творческого мышления, формированию интеллектуальных навыков, умений самостоятельно структурировать знания, критически анализировать и отбирать информацию, ориентироваться и решать современные проблемы. Большинство педагогов при использовании ИКТ приучают детей к соблюдению режима и правил СанПиН. Результатом совместной работы родителей, учителей и учеников часто выступают совместные проекты. В этом случае родители и учителя работают на определенный результат. Проекты могут быть связаны и с учебной деятельностью, и с внеучебной. Например, проекты «Семья», «Моя Родина», «Моя любимая книга» и др. относятся к внеучебной деятельности. На уроках проекты могут быть связаны с исследовательской деятельностью, например «Капля воды», «Форма и состав предметов» и др. Для работы над проектами учитель должен создать четкий алгоритм. Если это домашняя работа, то для совместной деятельности необходимы методические рекомендации по распределению ролей между родителями и детьми при выполнении проекта [4].

В начальной школе организовано социальное партнерство с родителями, так как именно дома дети используют бесконтрольно «Всемирную паутину», ограничить себя по времени они еще не в силах. Для родителей проводятся тренинги и родительские собрания, круглые столы, все это систематическая целенаправленная работы, направленная на адаптацию и социализацию в цифровой среде. Просвещение родителей по использованию ИКТ способствует формированию ценностных ориентаций современных школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу поведения человека в обществе, а приобщение к цифровой среде в совместной работе с родителями позволяет сориентировать ребенка на продуктивную деятельность, и интернет-пространство будет рассматриваться как источник знаний [5]. При выполнении домашних заданий учителя рекомендуют учащимся использовать цифровую среду «Учи.ру», «Я-Класс» и электронные учебники.

Для организации самостоятельной работы и устранения пробелов ученики могут использовать интерактивные уроки лучших учителей страны, которые предоставляет «Российская электронная школа». Эта база содержит более 120 тысяч уникальных задач, тематических курсов, видеоуроков, заданий для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов.

В начальной школе формируется культура использования цифровой среды на любых устройствах. Мобильные телефоны сегодня есть практически у каждого ребенка, приходящего в школу. Многие устройства имеют выход в Интернет, и школьники чаще всего эту возможность используют для общения и игры, что приводит к возникновению зависимости. Для профилактики и формирования ИКТ-культуры учителя и родители должны в полной мере научить пользоваться возможностями смартфонов в учебных целях. К сожалению, этот потенциал практически в начальной школе не используется. На многие смартфоны можно устанавливать различные приложения для сетевого взаимодействия. Модель BYOD обучения с применением оборудования учеников позволяет ввести их в цифровую среду и сформировать культуру использования данных устройств. Научить младших школьников применять телефон для поиска информации, для принятия решения в нестандартной ситуации. Это один из самых важных подходов к социализации младших школьников. Ученик будет знать о больших возможностях цифровых технологий.

Развитие современных ИКТ-технологий требует большого внимания к безопасности использования цифровой среды. Созданный Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» даёт возможность школьникам, не выходя из дома, знакомиться с основами цифровой экономики, цифровых технологий и программирования. Для формирования уроков, доступных на сайте проекта, используются образовательные программы в области цифровых технологий [6]. Занятия на тематических тренажёрах проекта «Урок цифры» реализованы в виде увлекательных онлайн-игр и адаптированы для трёх возрастных групп – учащихся младшей, основной и старшей школы. Вместе с «Уроком цифры» школьники могут узнать о принципах искусственного интеллекта и машинном обучении, больших данных, правилах безопасного поведения в Интернете и др.

Результаты исследования и их обсуждение. Современная образовательная среда должна помочь младшим школьникам преодолеть трудности, связанные с нахождением в цифровой среде, и способствовать успешной социализации. Учитель должен знать особенности современного младшего школьника, чтобы выбрать адекватные эффективные формы обучения, воспитания и социализации. Бесспорно, на формирование ценностей, мировоззрения оказывает огромное влияние семья, модель поведения в семье, также школа играет в этом процессе немаловажную роль. Но особую роль в социализации играют информационные технологии. Психологи, физиологи отмечают, что цифровая революция повлияла на развитие нервной системы подрастающего поколения. Возрастное развитие определяется определенными закономерностями. Каждый возрастной этап готовит человека к успешному переходу к последующему этапу развития. Знание этих особенностей и их учет в организации образовательного процесса важны в педагогической деятельности.

Современные младшие школьники стали другими, они не стали ни хуже, ни лучше, просто изменились под влиянием новых жизненных условий, цифровой среды. Проанализировав современные источники и полученные экспериментальные данные, можно отметить определенные изменения, происходящие у младших школьников:

- бесконтрольный бессистемный неадаптированный для детской психики поток информации провоцирует повышение тревожности, возбудимости, эмоциональной нестабильности;

- произошли серьезные изменения в высших психических функциях. Клиповость мышления, характеризующаяся восприятием мира через короткие потоки информации, через фрагменты, через видеоролики, яркие образы и т.д. Резко снизилось время концентрации внимания, детям не нравится текстовый материал, они предпочитают смайлики, схемы, картинки, заменяющие полнотекстный материал [7];

- изменились формы коммуникации, реальное общение замещается виртуальным общением;

- поменялись способы поведения и деятельности.

Эти изменения требуют соответственно изменения и в организации процесса обучения и воспитания. Одним из важных моментов, о котором должны знать и родители, и педагоги, является то, что современная среда повышает стрессогенные факторы, киберпространство воспринимается как безопасная среда, которая не требует ответственного отношения в сравнении с реальностью. В этой среде легче себя реализовать, тут не учитываются ни статусные, ни возрастные границы. К сожалению, не только младшие школьники, но и взрослые не всегда осознают, что в виртуальном мире происходит ложная социализация. Педагоги должны обладать теми ресурсами, которые бы помогли детям в развитии.

В своем исследовании мы попытались рассмотреть те технологии, которые бы способствовали реальной социализации и самореализации младших школьников. С учителями МБОУ «СОШ № 27» проводились методические семинары по формированию ИКТ-компетентности педагогов с использованием информационно-коммуникационных технологий, технических средств обучения при организации образовательной деятельности. Организованы круглые столы по обмену опытом, педагоги, эффективно использующие цифровые технологии в образовательном процессе, представляли свои разработки. Например, о создании блога для сетевого общения в образовательной деятельности рассказала доцент кафедры Терентьева Л.П., она представила инструкцию для создания личного блога, учителя, руководствуясь инструкцией, попытались создать собственный блог. Беседа с учителями, анкетирование показали, что необходимо методическое сопровождение по развитию цифровой грамотности, что является важным условием активного использования инновационных технологий. Использование инновационного педагогического опыта творческих педагогов нужно распространять среди коллег. В рамках сотрудничества вуза и школы будет интересным проведение мастер-классов, творческих лабораторий для повышения компетентности педагогов и проведения экспериментальных исследований по данной проблеме. Такой опыт работы будет способствовать формированию профессиональных компетенций студентов - будущих учителей начальных классов.

Проведенный эксперимент показал, что учителя 27-й школы расширили свои знания о новых проектах применения цифровых технологий в образовательном процессе. Результатом стали разработанные алгоритмы работы над проектами, широкое внедрение и создание собственных видеоуроков для учеников и родителей, что в формате дистанционного обучения актуально и необходимо.

Выводы. Для эффективного использования цифровых технологий в социализации младших школьников необходима специальная подготовка учителей, чему могут способствовать курсы повышения квалификации, направленные на развитие практических навыков применения ИКТ-технологий, организация методических встреч с разработчиками учебных приложений и проектов для обучения эффективному применению их на практике. Эффективную роль играют совместные методические семинары, проводимые на базе факультета с учителями и студентами. Они особенно результативны после педагогической стажировки студентов, у которых возникает много проблем и вопросов по предстоящей профессиональной деятельности. Обучение детей строгому соблюдению СанПиН во избежание негативной социализации. Таким образом, современное образовательное пространство предъявляет серьезные требования к педагогической деятельности, поэтому педагоги должны работать над саморазвитием.


Библиографическая ссылка

Терентьева Л.П., Иванова И.П. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31157 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674