Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СИНХРОННЫЙ И АССИНХРОННЫЙ ФОРМАТ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Огородникова Э.Ю. 1 Яворская О.А. 1 Руденко Е.Е. 1 Кузьменко Ю.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России
Современный дистанционный этап развития системы образования стал настоящим вызовом для системы подготовки специалистов. Усовершенствование дистанционных технологий направлено на создание новых качественных образовательных моделей, эффективно решающих задачи социального, профессионального и личностного становления будущих специалистов. Статья посвящена вопросам модернизации образовательного процесса в медицинском вузе в условиях перехода на дистанционное обучение. Авторы рассматривают специфику и ограничения разных форматов образовательного взаимодействия, применяемых в российских вузах в настоящее время: синхронного, асинхронного и смешанного. Также представлены условия эффективной организационной и учебно-методической инфраструктуры для реализации образовательных программ на основе ФГОС 3++. В ходе исследования были проанализированы виды используемых электронных средств коммуникации, уровень мотивации и адаптации к условиям дистанционного обучения, также обучающиеся оценили преимущества и недостатки, выразили пожелания по улучшению качества нового образовательного формата. По результатам исследования приводятся показатели мотивационно-адаптационного блока, ранжирование возможностей, преимуществ и трудностей дистанционного обучения при формировании общепрофессиональных компетенций и гибких навыков будущих специалистов. В работе предложены пути внедрения синхронного и асинхронного обучения на основе учета интересов обучающихся и моделирования контента образовательных проектов в свете современных технологических возможностей.
дистанционные технологии
особенности и ограничения синхронного и асинхронного формата
смешанное обучение
мотивационно-адаптационный блок
медицина
1. Грицина О.П., Яценко А.К., Транковская Л.В., Джафаров Р.Н. Особенности режима дня студентов вузов г. Владивостока при использовании электронных средств коммуникации в период пандемии COVID-19 // Тихоокеанский медицинский журнал. 2021. № 1. С. 94-97.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации". [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.09.2021).
3. Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. Особенности организации дистанционного образования в вузах в условиях самоизоляции граждан при вирусной пандемии // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29830 (дата обращения: 29.09.2021).
4. Манокин М.А., Шенкман Е.А. Синхронный и асинхронный форматы онлайн обучения в контексте теории коммуникации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т.2. №75. С. 23-37.
5. Стариченко Б.Е. Синхронная и асинхронная организация учебного процесса в вузе на основе информационно-технологической модели обучения // Педагогическое образование в России. 2013. №3. С. 23-31.
6. Чижкова М.Б., Нефедова Е.М. Подготовка будущего врача в условиях пандемии: дистанционное обучение глазами студентов // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30839 (дата обращения: 29.09.2021).
7. Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Дрёмова Н.Б., Овод А.И. Адаптация высшего медицинского образования к условиям цифровизации здравоохранения // Высшее образование в России. 2020. №1. [Электронный ресурс]. URL https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/2080 (дата обращения: 29.09.2021).

Переход на новый дистанционный формат обучения в вузах, вызванный неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, поставил вопрос о сохранении качества образования в процессе овладения обучающимися общепрофессиональными компетенциями [1, с. 95].

Осуществление образовательной деятельности с применением электронного обучения регламентируется Федеральным законом об образовании (статья 16, часть 1) [2]. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и преподавателей.

В современных условиях проведение учебного процесса в вузе с применением дистанционных технологий вызвало насущную необходимость модернизации как содержания, так и организации подготовки будущих специалистов.

Реализация образовательных программ на основе ФГОС 3++ с применением дистанционных образовательных технологий в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) призвана обеспечить взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное/асинхронное, посредством Интернета.

По мнению исследователей Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича» [3], большинство российских вузов оснащены современными программными платформами и имеют хорошую пропускную способность каналов доступа к информации.

Цель исследования: выявление особенностей синхронного и асинхронного форматов обучения.

Материал и методы исследования

Анализ научных и педагогических источников по теме, анкетирование обучающихся 1 курса ТГМУ в количестве 54 человек с последующим статистическим анализом. Были проанализированы виды используемых электронных средств коммуникации (ЭСК), уровень мотивации и адаптации к условиям дистанционного обучения (ДО). Также обучающиеся оценили преимущества и недостатки, выразили пожелания по улучшению качества ДО.

Дистанционный формат образовательного взаимодействия в вузе представляется эффективным при разработке определенной организационной и учебно-методической инфраструктуры.

Организационная инфраструктура включает:

· системы управления учебным контентом (LMS платформы);

· высокоскоростные каналы связи;

· систему координации ДО;

· комплексные меры безопасности жизнедеятельности обучающихся и преподавателей ДО.

Учебно-методическая инфраструктура призвана обеспечить своевременный доступ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР):

· информационно-справочным учебным материалам;

· методическим указаниям для обучающихся;

· интерактивным видеолекциям;

· глоссарию;

· оценочным средствам для оценки формирования компетенций;

· форумам.

Синхронный формат ДО подразумевает взаимодействие участников образовательного процесса в реальном времени с инструментами мобильного обучения, с возможностью своевременной обратной связи. В то время как особенностью асинхронного формата ДО является отсроченность взаимодействия преподавателя и обучающегося.

Синхронный и асинхронный форматы ДО имеют свои особенности (таблица).

Особенности и ограничения синхронного и асинхронного формата ДО

Инстру-мент

Синхронный

Инстру-мент

Асинхронный

Особенности

Ограничения

Особенности

Ограничения

Видео-конференция, вебинар

Выступление спикеров, мгновенная

обратная связь, групповые активности, развитие коммуника-ции

Необходи-мость подстраива-ться под общий темп обучения, технические проблемы коммуника-ции

Массовые открытые онлайн- курсы

(МООС), LMS

Рассылка учебных «один-всем» материалов,

неограниченное число участников, фиксация активности участников,

форумы, возможность совмещения с работой, индивидуальная траектория

Необходимость навыков самоорганиза-ции, отсутствие быстрой обратной связи

Онлайн-тренинг

Коммуника-ция, коллабора-ция

Количество участников

Онлайн- рассылка

Рассылка учебных «один-всем» материалов,

неограниченное число участников, возможность совмещения с работой, доступность, индивидуальная траектория

Сложность контроля степени вовлеченности, необходимость навыков самоорганиза-ции, отсутствие быстрой связи, сложность развития специальных навыков

Вирту-

альный класс

Гибкость, адаптив-ность

Отсутствие социализации, технические требования

Группы в соцсетях

Учебные «один-всем» материалы, обсуждение, документирова-ние, возможность совмещения с работой, доступность, индивидуальная траектория

Сложность контроля обсуждения, степени вовлеченности, необходимость навыков самооргани-зации, отсутствие быстрой обратной связи, сложность развития специальных навыков

Поиск эффективных моделей организации учебного процесса с использованием возможностей ДО с компенсацией его недостатков привел к появлению смешанного обучения (blended learning), построенного на взаимодействии обучающегося не только с ЭСК, но и с активным взаимодействием с преподавателем в онлайн- и офлайн-режиме.

Результаты исследования и их обсуждение

Опыт экспериментальной работы в новом формате образовательного процесса с применением ДО продемонстрировал следующие показатели мотивационно-адаптационного блока:

· большинство обучающихся имели хорошие (43%) и отличные (30%) адаптационные навыки;

· комфортность ДО отметили 80% опрошенных, наряду с этим половина из них отметила его трудность;

· уровень мотивации у 60% респондентов остался положительным.

Наряду с этим обучающиеся внесли следующие предложения по улучшению качества ДО:

· необходимость технических усовершенствований ЭИОС;

· увеличение времени взаимодействия с преподавателем;

· использование технологий виртуальной реальности (VR);

· увеличение процента творческих заданий.

Ранжирование возможностей, предоставляемых ДО, распределилось следующим образом (процентные распределения по пунктам 1-5 проиллюстрированы на рисунке):

1. Индивидуальный темп обучения.

2. Возможность повторного просмотра обучающих материалов.

3. Возможность скачать обучающие материалы.

4. Возможность самоконтроля.

5. Самообучение.

Ответы респондентов позволили выявить следующую иерархию преимуществ ДО (процентные распределения по пунктам 1-5 проиллюстрированы на рисунке):

1. Обучение в комфортной обстановке.

2. Гибкость учебного процесса.

3. Возможность совмещения учебной деятельности и работы.

4. Простота обновления содержания.

5. Технологичность образовательного процесса.

Иерархия трудностей в процессе ДО представлена следующим образом (процентные распределения по пунктам 1-5 проиллюстрированы на рисунке):

1. Сложность выполнения заданий без объяснения преподавателя.

2. Неудобство пользования сайтом, образовательной платформой, несовершенство контроля уровня вовлеченности в образовательный процесс.

3. Большой объем заданий.

4. Недостаточное количество дистанционного материала.

5. Слабое владение компьютерными технологиями.

Показатели ранжирования возможностей, преимуществ и трудностей ДО

Эксперты российских вузов отмечают недостаточное оснащение обучающихся ЭСК, что согласуется с данными исследования: лишь треть опрошенных имеет в своем распоряжении персональный компьютер, многие обучающиеся (70%) все еще используют мобильный телефон как технологическое средство обучения. Также данные ряда исследователей [3-5] признают главным недостатком асинхронного формата ДО негативное влияние на качество обучения отсроченности обратной связи с преподавателем. Эта проблема решаема путем введения синхронного формата для организации коммуникации в форме дискуссий, командной работы (батлы, консультации, проектная работа). В то время как асинхронный формат позволяет обучающимся индивидуализировать образовательную траекторию. Выявлены различия в мотивационной сфере студентов- медиков и обучающихся РГПУ имени А.И. Герцена, Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича». В целом студенты-медики оказались высокомотивированными в процессе обучения, что указывает на осознанность профессионального выбора и хороший контакт с преподавательским составом. Около 70% будущих медиков продемонстрировали высокую адаптацию к формам ДО. 80% сообщили о комфортности формата ДО, а 60% респондентов были высоко мотивированы к новому формату обучения. В то же время исследователи Г.В. Абрамян и Г.Р. Катасонова выявили низкую мотивацию и заинтересованность IT-обучающихся в процессе ДО.

Исследование ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» [6] также демонстрирует повышенную готовность студентов-медиков к освоению дисциплин в новом самостоятельном формате даже в условиях недостаточности синхронного взаимодействия с преподавателями.

Российские и иностранные преподаватели отмечают перспективные возможности смешанного формата для освоения языковых дисциплин. В современных условиях будущий выпускник вуза, наряду с общепрофессиональными компетенциями, должен обладать гибкими навыками (soft skills). Исследование подтверждается данными, полученными экспертами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Пермь. Формат ДО определяется характером учебного контента: асинхронный формат эффективен для освоения базовых понятий, с возможностью их детальной проработки и архивирования, а для практической компетентности важен синхронный формат.

Выводы. Опыт российских вузов показывает, что современный процесс цифровизации вузовского образования имеет как определенные преимущества, так и вызывает ряд трудностей у обучающихся. Достаточная программно-техническая, методическая, административная оснащенность ЭИОС напрямую влияет на эффективность формирования компетенций у обучающихся при реализации разных форматов ДО [7]. Учёные указывают, что инновации в высшем образовании вызваны не только технологическим прогрессом, но и социально-демографическими изменениями. По результатам многочисленных исследований, современная молодежь отличается прогрессивными запросами к образовательному формату и сама выдвигает новые требования к учебно-методическим технологиям и материалам в соответствии со своим образовательным потенциалом. В связи с этим исследователи в нашей стране и за рубежом уверены, что преподаватели вузов должны трансформировать традиционные образовательные форматы с целью повышения мотивации обучающихся. Многие образовательные программы в вузах эффективно интегрируют смешанную модель обучения с образовательным процессом. В целом проблема внедрения синхронного и асинхронного обучения с учетом интересов обучающихся в вузе требует дальнейшего изучения, что дает возможность администрации вузов и профессорско-преподавательскому составу самостоятельно моделировать соответствующий контент образовательных проектов в ЭИОС вузов на основе современных технологических возможностей.


Библиографическая ссылка

Огородникова Э.Ю., Яворская О.А., Руденко Е.Е., Кузьменко Ю.А. ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СИНХРОННЫЙ И АССИНХРОННЫЙ ФОРМАТ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31155 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674