Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: НЕДОСТАТКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Воскрекасенко О.А. 1 Парамошкин А.Р. 1
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
В статье рассматриваются некоторые проблемы организации физического воспитания студентов в высшей школе. Физическое воспитание показано как важная составляющая профессионального воспитания студенческой молодежи и составная часть их профессиональной подготовки в учреждениях высшего образования. В качестве результата физического воспитания студентов рассматривается физическая культура будущего специалиста. На основе анализа научной литературы раскрываются роль и значение физической культуры в формировании профессионально и личностно значимых качеств будущих специалистов, среди которых: морально-волевые и духовно-нравственные качества; широкий круг социальных компетенций, включая коммуникативную компетентность; стрессоустойчивость и психофизическая готовность к профессиональной деятельности; качества, способствующие успешной учебно-профессиональной и социально-психологической адаптации. На основе опроса студентов определены типичные недостатки сложившейся практики физического воспитания в образовательных организациях высшего образования, приводящие к снижению его результативности. Отмечается, что несформированность у обучающихся потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом становится причиной ухудшения их физического здоровья и интеллектуальной работоспособности, что приводит к снижению результативности профессиональной подготовки, осуществляемой в высшей школе. Определены возможные пути привлечения обучающихся в высшей школе к занятиям физической культурой и спортом.
физическое воспитание
физическая культура
студенты
высшая школа
профессиональная подготовка
1. Егорычева Е.В., Чернышева И.В., Мусина С.В., Шлемова М.В. Формирование физической культуры личности студента – неотъемлемая часть профессионального становления будущего специалиста // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 6. С. 118–120.
2. Отравенко Е.В. Формирование физической культуры личности студента как субъекта профессиональной деятельности // Физическое воспитание студентов. 2015. № 6. С. 50–55.
3. Гайнуллина Д.С., Николаева И.В. Формирование у студентов социально и профессионально значимых качеств в процессе их занятия физической культурой и спортом // Известия Института систем управления СГЭУ. 2020. № 2 (22). С. 19–21.
4. Игошев Г.М., Верещагин И.В. Физическое воспитание в профессиональной адаптации студентов к условиям вуза // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6–7. С. 56–58.
5. Никитина И.В. Построение учебного процесса по физическому воспитанию со студентами вузов на основе дифференцированного подхода // Наука и инновации в сфере образования и производства: сборник научных трудов. Орел, 01–03 июня 2015 г. Орел: Орловский государственный университет, 2015. С. 166–170.

Здоровье – самая важная ценность для общества и человеческого прогресса. В современном мире здоровье людей и, в частности, молодежи ухудшается. Это связано с целым рядом факторов: плохая экология, малая подвижная активность, неправильное питание, вредные привычки и др. Ухудшение здоровья студенческой молодежи напрямую влияет на качество будущих профессиональных кадров. В этой связи данная проблема носит общенациональный характер, и решать ее должны не только государственные органы, но и общество в целом. Модернизация и инновационные методы во всех сферах жизнедеятельности помогут справиться с ней, но принципиально важно начать со сферы образования, так как именно в ней закладываются необходимые знания и жизненные навыки.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» трактует образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, где воспитание – деятельность, направленная на развитие личности. Задача образовательной системы – воспитать гармонично развитую личность, в которой должны сочетаться как интеллектуальные, духовно-нравственные и эстетические качества, так и физические.

Становление гармонично развитой личности невозможно без физического развития. Современные вузы уделяют большое внимание физическому воспитанию студентов. Несмотря на то, что в связи с информатизацией и автоматизацией деятельности физическая культура становится менее популярной у студенческой молодежи, университеты стараются найти необходимую мотивацию для занятий физкультурой и спортом, применяют новые методы и средства, улучшают условия для занятий физической культурой, способствуют повышению квалификации профессорско-преподавательского состава и т.д. Однако уровень физической культуры будущих выпускников вуза, их мотивированности на здоровый образ жизни и систематические занятия физкультурой остается недостаточным для осуществления продуктивной профессиональной деятельности без ущерба для физического и психического здоровья.

Цель исследования – раскрыть роль физического воспитания в формировании профессионально и личностно значимых качеств будущих специалистов, определить проблемы в его организации и наметить пути их преодоления.

Материалы и методы исследования

В качестве методов исследования использовались: анализ, обобщение и систематизация научной психолого-педагогической литературы по проблеме физического воспитания студенческой молодежи и формирования физической культуры обучающихся в высшей школе; опрос студентов третьего курса историко-филологического факультета Пензенского государственного университета на тему «Проблемы физического воспитания в вузе глазами студентов» (107 чел.).

Результаты исследования и их обсуждение

Проблемы физического воспитания студенческой молодежи и роли физической культуры в профессиональной подготовке обучающихся занимают значимое место в исследованиях, посвященных содержанию профессионального воспитания в высшей школе (Е.С. Двойникова, Е.Г. Ермакова, И.Г. Иванникова, Е.В. Климова, В.О. Кулакова, В.Г.Левкевич, Т.И. Мельникова, Э.А. Моисейчик, О.В. Мухаметова, В.И. Резанов, С.О.Скворцова, К.С. Тристень, С.Л. Усольцева, Н.И. Филимонова, М.И. Шепелева, О.В.Шило, А.В. Шулаков и др.).

Физическое воспитание в высшей школе является важной составляющей профессионального воспитания студенческой молодежи и составной частью ее профессиональной подготовки [1; 2]. В качестве результата физического воспитания студентов выступает физическая культура будущего специалиста, представляющая собой достигнутый им уровень физического развития, а также способность использовать приобретенные в процессе физического воспитания и самовоспитания знания, умения, навыки, физические и эмоционально-волевые качества для поддержания физического и психического здоровья, высокой трудоспособности и адаптации в обществе. Формирование физической культуры студентов, как показывают многочисленные исследования (О.А.Алонцева, Д.С.Гайнуллина, Е.В. Егорычева, Д.А. Завьялов, С.В. Мусина, И.В.Николаева, В.П. Овечкин, Е.В.Отравенко, В.А. Филиппович, И.В. Чернышева, Я.В.Чуб, М.В. Шлемова и др.), взаимосвязано и взаимозависимо с качеством и содержанием осуществляемой вузом профессиональной подготовки обучающихся.

Роль физической культуры в профессиональной подготовке студентов в высшей школе определяется ее значением в формировании профессионально и личностно значимых качеств будущих специалистов, среди которых исследователи отмечают:

- установку на здоровый образ жизни (Т.А. Ботагариев, А.Р. Вавилина, Л.Ф.Грошева, А.А. Демина, М.З. Ескалиев, Т.В. Зубарева, Н.М.Каримов, А.С. Мишин, С.В.Новиков, А.А. Сазонов, Д.С. Сосновских, Е.Т.Шанкулов, Л.А. Шинкарюк и др.);

- мотивацию к занятиям физкультурой и спортом (Т.Н. Дейкова, Е.Г. Ермакова, С.Ю. Иванова, И.Ю. Клевцова, Е.В. Климова, А.П. Коруковец, Н.Б. Кутергин, Е.Г. Мишина, О.В. Мухаметова и др.);

- волевые качества личности (Е.Н. Кораблева, В.Г. Левкевич, К.С. Тристень, Н.И. Филимонова, О.В. Шило и др.);

- широкий круг социальных компетенций, включая коммуникативную компетентность (С.Н. Бацунов, Л.М. Волкова, Л.Б. Дижонова, О.И.Дранюк, С.П. Липовцев, Т.И. Мельникова, Л.Н. Слепова, Т.Н. Хаирова, Е.Л.Хорошавина, Е.А. Цыбина и др.);

- духовно-нравственные качества (П.Г. Воронцов, И.П. Зенченков, Е.Н.Кораблева, С.Л. Усольцева и др.);

- стрессоустойчивость и психофизическую готовность к профессиональной деятельности (В.А. Брыкина, Д.А. Завьялов, Т.Г. Козлова, А.З. Переузник, В.А. Филиппович и др.);

- социально-активную позицию (А.С. Королев и др.);

- успешную социально-психологическую, учебно-профессиональную и психофизиологическую адаптацию (С.И. Бочкарева, И.В. Верещагин, Г.М. Игошев, А.Г.Ростеванов и др.) и многое другое [3; 4].

Анализ научной литературы показывает, что полноценный процесс физического воспитания в вузе способствует совершенствованию физических и психических качеств занимающихся, становлению их личности, а также играет важнейшую роль в формировании профессиональных качеств будущего специалиста, повышает общую работоспособность и деловую активность.

Однако при всей значимости физической культуры в системе профессиональной подготовки студентов в ее организации в вузах обнаруживается масса недостатков. С целью их выявления на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» был проведен опрос «Проблемы физического воспитания в вузе глазами студентов», состоящий из двух блоков вопросов, направленных, во-первых, на определение отношения студентов к занятиям физической культурой и проводимым в вузе физкультурно-оздоровительным мероприятиям; во-вторых, на выявление типичных недостатков в организации физического воспитания студенческой молодежи в высшей школе.

В ходе опроса каждый второй студент (48 %) ответил, что он систематически осознанно посещает занятия по физкультуре и физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в вузе. Однако около 44 % из принявших участие в опросе студентов указали на то, что они вынуждены посещать занятия по физической культуре и физкультурно-оздоровительные мероприятия в вузе, если бы был выбор – не посещали бы. Одновременно опрос показал, что среди студенческой молодежи присутствует значительное количество (41 %) тех, кто выбрал ответ: «Систематически занимаюсь физкультурой (спортом, фитнесом и т.д.) за рамками вуза, но хожу на занятия по физкультуре только ради зачета/экзамена». Эти данные свидетельствует о том, что у данной категории студентов сформирована потребность в физической активности, понимание ее значимости, но существует ряд проблем, которые вызывают у обучающихся нежелание заниматься физкультурой в вузе. В этой связи студентам было предложено выбрать из перечисленных возможных проблем те, с которыми они сталкиваются. Результаты основной части опроса представлены на рисунке.

1 – при организации занятий физкультурой недостаточно учитывается специфика будущей профессиональной деятельности (51 %);

2 – отсутствует реальная практика построения индивидуализированных занятий, что не позволяет реализовывать свои индивидуальные потребности в сфере физической активности (51 %);

3 – имеющаяся материально-техническая база для занятий физической культурой не отвечает в должной мере требованиям времени и запросам современной молодежи (62 %);

4 – преподаватели физкультуры не умеют мотивировать к занятиям физической культурой (44 %);

5 – преподаватели физкультуры не используют на занятиях современные методики (51 %);

6 – отсутствует возможность выбрать виды активности на занятиях физкультурой в соответствии со своими предпочтениями (74 %);

7 – отсутствуют современные санитарно-гигиенические условия для занятий физкультурой (46 %);

8 – формы организации и содержание внеаудиторной физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе не отвечают актуальным потребностям студентов (59 %).

Результаты опроса «Проблемы физического воспитания в вузе глазами студентов»

Анализ полученных результатов показал, что в качестве основного недостатка организации физического воспитания в вузе большинство студентов (74 %) отмечают отсутствие возможности выбрать виды активности на занятиях физкультурой в соответствии со своими предпочтениями. Это позволяет сделать вывод о том, что отсутствие реальной практики построения индивидуализированных занятий с обучающимися, недостаточный учет их потребностей и интересов не дает студентам возможность реализовывать свои индивидуальные потребности в сфере физической активности, демотивирует обучающихся. Аналогичные причины лежат и в основе негативного отношения обучающихся к многочисленным мероприятиям, проводимым в рамках внеаудиторной физкультурно-оздоровительной деятельности. Так, 58 % студентов, принявших участие в опросе, указали на то, что формы организации и содержание внеаудиторной физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе не отвечают их актуальным потребностям.

На втором месте (62 %) в ряду недостатков организации физического воспитания в высшей школе студенты отметили, что имеющаяся материально-техническая база для занятий физической культурой не отвечает в должной мере требованиям времени и запросам современной молодежи. В условиях доступа к широкому спектру фитнес-услуг и возможности сравнивать оснащенность занятий необходимым спортивным оборудованием, современное поколение студенческой молодежи достаточно требовательно к материально-техническим условиям организации тренировочного процесса.

Каждый второй студент (51 %) отметил в ряду недостатков организации занятий физкультурой недостаточный учет специфики будущей профессиональной деятельности, что значительно снижает их мотивацию к физической активности в контексте профессиональной подготовки обучающихся в высшей школе.

Около 46 % студентов указали на такой недостаток организации физического воспитания в высшей школе, как отсутствие современных санитарно-гигиенических условий для занятий физкультурой. В частности, студенты конкретизировали данную проблему, отметив такие недостатки, как невозможность принять душ после интенсивной физической нагрузки; проведение занятий физкультурой в любое время года и в любую погоду на улице (дождь, снег, изнуряющая жара и др.). Особенно болезненно к отсутствию должных санитарно-гигиенических условий относятся девушки.

Целый ряд проблем в организации физического воспитания студентов связан с субъективным фактором – профессиональной компетентностью педагогов. Так, 44 % из принявших участие в опросе студентов считают, что преподаватели физкультуры не умеют мотивировать их к занятиям физической культурой. В свою очередь, 51 % студентов отметили тот факт, что преподаватели физкультуры не используют на занятиях современные методики. Это приводит к тому, что организация и содержание занятий физкультурой, как правило, не способствуют переходу процесса физического воспитания студента в процесс самовоспитания, а используемые технологии не стимулируют процессы самопознания и самореализации в области физической активности.

Вышеназванные недостатки в организации практики физического воспитания в высшей школе ведут к снижению его эффективности. Данные опроса, а также имеющаяся статистика указывают на то, что отношение к физической культуре у значительной части обучающихся вуза можно охарактеризовать как позитивно-пассивное [5]. Они не отрицают важную роль систематических физических упражнений в укреплении здоровья, но занимаются физкультурой периодически, от случая к случаю, что сами студенты объясняют значительной загруженностью и нехваткой свободного времени. Это становится причиной снижения здоровья и интеллектуальной работоспособности, что приводит к снижению результативности профессиональной подготовки, осуществляемой в высшей школе.

В качестве возможных путей привлечения обучающихся высшей школы к занятиям физической культурой и спортом необходимо:

- изучение отношения современной молодежи к занятиям физической культурой, определение структуры мотивационного комплекса как важнейшей составляющей эффективной физкультурно-спортивной деятельности;

- построение системы физического воспитания обучающихся в высшей школе с учетом приоритетных мотивов современной студенческой молодежи;

- формирование физической культуры студентов с учетом требований их будущей профессиональной деятельности;

- построение индивидуализированных занятий с обучающимися, позволяющих студентам реализовывать свои индивидуальные потребности в области физической культуры и спорта;

- создание материально-технической базы и методического сопровождения процесса физической подготовки студентов в соответствии с требованиями времени и запросами современной молодежи;

- создание условий для соблюдения санитарно-гигиенических требований к организации физической активности студентов;

- нацеленность организации и содержания занятий физкультурой на переход процесса физического воспитания студента в процесс самовоспитания, самопознания и самореализации в области физической культуры и спорта.

Заключение

В мире высоких технологий и информатизации общества резко возросли требования работодателей не только к уровню профессиональной компетентности работников, но и их личностным качествам, состоянию здоровья. В этой связи усиливается внимание вузов к содержанию и организации физического воспитания студенческой молодежи как важной составляющей их профессиональной подготовки в высшей школе. Выявление типичных недостатков в организации физического воспитания современного поколения студентов позволяет наметить пути их преодоления с целью реализации миссии физической культуры в формировании профессионально и личностно значимых качеств будущих специалистов, выступающих важной составляющей их конкурентоспособности на рынке труда. Основным ориентиром в совершенствовании системы физического воспитания студентов является создание в образовательной среде высшей школы научно обоснованных организационно-педагогических и материально-технических условий для формирования физической культуры личности обучающегося с учетом специфики ценностно-мотивационной сферы современной студенческой молодежи и актуализации возможностей индивидуализации занятий физкультурой и спортом.


Библиографическая ссылка

Воскрекасенко О.А., Парамошкин А.Р. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: НЕДОСТАТКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31143 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674