Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГИМНАСТИКА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Шепеленко С.А. 1
1 Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого
Гимнастика с ее многообразием средств культивировалась еще в Древнем мире. Под гимнастикой понимались все виды физических упражнений, включая борьбу и метания, что говорит о ее многолетней истории и большом историческом пути. Анализ исследований ряда авторов показывает, что гимнастика с ее набором специфических средств и методов, а также рядом методических особенностей является одним из основных средств, обеспечивающих гармоничное и разностороннее развитие человека. Однако в практике школьного образования в последнее время наметилась тенденция сокращения двигательного компонента занятий гимнастикой до простейших видов упражнений, а иногда и замещения ее другими видами двигательной активности. Результаты анкетирования и педагогических наблюдений, анализ и самоанализ проведенных занятий по гимнастике позволяют выдвинуть предположение о том, что основными причинами, не позволяющими использовать средства гимнастики в полном объеме, являются: во-первых, недостаточная методическая подготовленность учителя, который слабо знаком с методическими и специфическими особенностями гимнастики; во-вторых, низкая двигательная подготовленность учащихся, не позволяющая овладевать всем разнообразием гимнастических упражнений; в-третьих, отсутствие современного гимнастического оборудования. К другим причинам можно отнести высокий уровень травматизма при занятиях гимнастикой и недостаточную популяризацию гимнастики как универсального средства физического воспитания. Решение данных проблем, на наш взгляд, кроется в модернизации учебно-воспитательного процесса по гимнастике, включающей в себя, в том числе, пересмотр содержания рабочих программ как для будущих учителей физической культуры, так и существующих программ, реализуемых в общеобразовательных школах; внедрение в практику систем гимнастических упражнений с высокой степенью вариативности и доступности для всех учащихся; применение современных образовательных технологий и совершенствование традиционных методик обучения.
гимнастика
урок физической культуры
студенты
факультет физической культуры
будущий учитель физической культуры
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 125 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)" (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями N 1456 от 26.11.2020 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (дата обращения: 25.09.2021)
2. Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. Физическая культура. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики: метод. пособие: 1-4 кл. / под ред. И.А. Винер М.: Просвещение, 2012. 200 с.
3. Рогожкин О.А., Жукова В.В. Гимнастика как метод всестороннего развития детей школьного возраста // Современные тенденции развития образования: компетенции, технологии, кадры: материалы науч. метод. конф. 2019. С. 251-254.
4. Трескин М.Ю., Янкунас Д.Р., Салямов Д.К. Характеристика урока гимнастики в общеобразовательной школе // Евсевьевские чтения. Серия: Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта в педагогическом ВУЗе: материалы международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых. 2016. С. 77-83.
5. Кудашова Л.Т. Некоторые аспекты преподавания гимнастики в школе // Физическая культура и здоровье детей: материалы четвертой городской научно-практической конференции. Администрация Санкт-Петербурга, Комитет по образованию, 2001. С. 47-48
6. Моргунова Е.В. Гимнастика на уроках физической культуры в общеобразовательной школе// Зауралье спортивное. Физическая культура и спорт: интеграция научных исследований и практики: материалы IX национальной научно-практической конференции. Курган, 2020. С. 26-27.
7. Дейнеко А.Х. Основная гимнастика как базовый компонент инвариативной составляющей школьной программы по предмету «Физическая культура» // Слобожанский научно-спортивный вестник. 2015. № 3 (47). С. 30-34.
8. Косимов Б.З., Рахмонов Д.Н. Важность двигательной подготовки при обучении гимнастике в общеобразовательной школе // Наука и мир. 2019. Т. 2. № 7 (71). С. 47-49.
9. Ботяев С.В., Онищенко В.Н. Совершенствование методики преподавания гимнастики в школе // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения: материалы X Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Под редакцией С.И. Логинова. 2011. С. 24-25.
10. Шепеленко С.А. Использование теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в процессе обучения студентов факультета физической культуры гимнастическим упражнениям // Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее: сборник материалов XI Региональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов. ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2015. С. 360-363.
11. Трофимов О.Б. Педагогические условия подготовки будущих учителей физической культуры к тренерской деятельности по спортивной гимнастике в общеобразовательной школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 125. С. 255-261.
12. Михалина Г.М. Содержание и методика занятий общей гимнастикой в общеобразовательной школе. автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2005. 25 с.
13. Бурухин С.Ф. Профессиональная подготовка учителей физической культуры к преподаванию гимнастики в школе. автореф. дис. … док. пед. наук. Ярославль, 2002. 39 с.

Обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС 3++) диктуют требования к подготовке выпускников вузов с целью повышения эффективности образовательного процесса и профессиональной компетентности посредством формирования у них необходимых компетенций: универсальных и общепрофессиональных [1]. Теоретические знания, практические умения и навыки, получаемые традиционным путем, перестали быть результатами современного образования. На сегодняшний день такими результатами должны стать когнитивные, коммуникативные, цифровые, социальные навыки, а также выработка умения учиться и желания самосовершенствоваться в течение всей жизни.

Важнейшей задачей процесса подготовки учителя, в том числе учителя физической культуры, является формирование высококвалифицированного специалиста – творческой личности, способного создавать условия для развития личности школьника, инициирующего их самостоятельную учебную деятельность, а также способного на высоком методическом уровне решать проблемы, связанные с обучением, оздоровлением и воспитанием подрастающего поколения.

Современный учитель физической культуры – это не столько источник знаний, сколько консультант, организатор и исследователь, который способен поддерживать мотивацию ребенка кизучению окружающего мира и который научит применять полученные знания вжизни.

Рабочая программа по физической культуре, реализуемая в школах, предусматривает изучение нескольких разделов, одним из которых является «Гимнастика». Гимнастика как своеобразная школа движения способна создать крепкий фундамент общей двигательной подготовленности с целью воспитания здорового и гармонично развитого человека [2, 3]. Гимнастические упражнения, являясь многоструктурными и многофункциональными по своему содержанию, могут решать широкий спектр задач с целью обеспечения разносторонней двигательной подготовленности школьников всех возрастов [4, 5]. Однако, несмотря на универсальность гимнастических упражнений, при проведении уроков физической культуры (раздел «Гимнастика») наглядно прослеживаются тенденции сокращения содержательной составляющей гимнастики до простейших упражнений, а также отказ от работы на гимнастических снарядах и отсутствие массовых соревнований [6, 7]. Основными причинами этого служат: высокий уровень риска получения травм при выполнении гимнастических упражнений (акробатических или опорных прыжков), низкая методическая подготовленность учителя, которая заключается в неумении правильно организовать и провести обучение, подобрать адекватные подводящие упражнения, обеспечить безопасность выполнения упражнений путем применения приемов страховки и помощи; а также низкая двигательная подготовленность учащихся, не готовых к выполнению тех или иных элементов [8, 9].

Подготовка специалистов по физической культуре и качество этой подготовки во многом определяются эффективностью построения образовательного процесса по спортивно‐педагогическим дисциплинам, преподаваемым в вузе. Дисциплина «Гимнастика» является одной из основных в подготовке студентов факультета физической культуры к будущей профессиональной деятельности. Эффективность подготовки (теоретическая, методическая, техническая, физическая) определяется по умениям студента на высоком методическом уровне применять гимнастические упражнения с целью решения задач профессиональной деятельности [10, 11]. К таким задачам, например, можно отнести совершенствование в спортивной деятельности, где гимнастические упражнения будут выполнять роль подготовительных и вспомогательных; в учебной деятельности гимнастические упражнения будут изучаться на практических занятиях в вузе с целью повышения двигательной подготовленности; проведение уроков по гимнастике является обязательным в профессиональной деятельности учителя физической культуры, и т.д. Другими словами, гимнастические упражнения могут использоваться студентами в той сфере деятельности, в которой они совершенствуются. Помимо этого, гимнастические упражнения широко используются в лечебной и адаптивной физической культуре. В связи с этим освоение гимнастических упражнений и правильная методика обучения этим упражнениям с последующим их применением в зависимости от задач конкретной деятельности являются важнейшими задачами процесса обучения гимнастике в вузе.

Все вышесказанное ставит перед нами проблему и диктует противоречие, которое заключается в универсальных возможностях гимнастики, с одной стороны, и недостаточностью использования ее средств в процессе физического воспитания школьников – с другой. Еще одно противоречие заключается в желании школы иметь в своем составе высококвалифицированного специалиста по физической культуре при реальном уровне подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, особенно это касается их гимнастической подготовки [12, 13].

Цель исследования – выявить значение дисциплине «Гимнастика» и отношение к ней студентов факультета физической культуры. Задачами исследования явились анализ содержательной части гимнастики как раздела школьной программы и определение проблем при проведении занятий по гимнастике в общеобразовательной школе и на практических занятиях в вузе.

Материал и методы исследования.В качестве методов исследования использовались анкетный опрос, наблюдение, беседы, анализ и самоанализ практических занятий по гимнастике. Анкетный опрос проводился среди студентов факультета физической культуры ТГПУ им. Л.Н. Толстого. В нем приняли участие 85 студентов 1–2-го курсов, которые изучают дисциплину «Гимнастика». Опрос проводился анонимно индивидуально, анкеты заполнялись респондентами самостоятельно с помощью Google Формы. Анкета состояла из вопросов, связанных с изучением отношения к гимнастике как к учебной дисциплине, а также с изучением содержания гимнастики на разных ступенях образования. Обработка результатов исследования проводилась при помощи сервиса Google Формы.

Результаты исследования и их обсуждение. По данным журнала учета посещаемости, регулярно посещают занятия по гимнастике 70,5% студентов, 29,4% пропускают только по уважительной причине. При этом самые высокие показатели посещаемости отмечаются среди студентов 1-го курса. Положительное отношение к гимнастике как к учебной дисциплине выразили 94,1% опрошенных, 7,4% отметили ответ «отношусь безразлично», отрицательного отношения к гимнастике не выявлено. При этом положительное отношение к занятиям сохраняется от курса к курсу.

При ответе на вопрос о мотивах посещения занятий по гимнастике большая часть студентов, а именно 52,9%, указала на возможность повышения своей двигательной подготовленности и развития физических качеств, при этом первокурсники обозначили данный мотив главным. К 3-му курсу заметно снижение в сторону прикладного значения гимнастики для своей будущей деятельности. 30,5% от общего числа опрошенных интересует возможность освоения упражнений на гимнастических снарядах (брусьях, бревне, коне, кольцах, перекладине). Получить знания, умения и навыки для будущей профессиональной деятельности стремятся всего лишь 16,6% из 100% опрошенных, однако число желающих увеличивается к 3-му курсу, что можно объяснить желанием студентов начать работать по специальности. Ответы респондентов на данный вопрос позволяют сделать вывод о том, что большую часть студентов курс гимнастики на начальном этапе интересует не как одно из средств подготовки к будущей профессиональной деятельности, а как способ повышения уровня личной физической подготовленности и самосовершенствования.

На вопрос: «Считаете ли Вы дисциплину “Гимнастика" необходимой для будущей педагогической профессиональной деятельности?» 92,6% опрошенных студентов ответили утвердительно.

Рабочей программой по дисциплине «Гимнастика» предусмотрено изучение разнообразных гимнастических упражнений, решающих те или иные задачи. Студентам предлагалось отметить те упражнения, которые они выполняют с удовольствием. Ответы представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Наиболее предпочитаемые гимнастические упражнения, выполняемые студентами на занятиях

Таким образом, среди предложенных гимнастических упражнений большинству студентов нравятся именно упражнения на снарядах в силу большого количества движений и элементов, которые ранее выполнять не приходилось, а также определенной трудности исполнения и технической сложности элементов, желания проверить свои силы, преодолеть себя и видеть при этом собственные успехи (50,5%). Меньше всего студентов привлекает выполнение упражнений художественной гимнастики и танца (23,5%), а также строевых упражнений (31,7%), которые требуют концентрации внимания, четкого исполнения команд и дисциплинированности.

Также студентам предлагалось отметить те упражнения, которые при выполнении вызывают у них наибольшие затруднения. Так, большинство студентов (57,0%) ответили, что это упражнения, выполняемые на гимнастических снарядах, в частности опорные прыжки через козла; следующими по степени сложности студенты указали акробатические упражнения (24,7%), требующие определенной двигательной подготовленности, 43,5% опрошенных выбрали элементы художественной гимнастики и танца. Остальные виды упражнений, такие как строевые, общеразвивающие упражнения и прикладные упражнения, особых трудностей не вызвали.

В следующих вопросах мы пытались выяснить, как осуществлялся учебный процесс по физической культуре (раздел «Гимнастика») на предыдущей ступени образования, а именно в школе.

На вопрос: «Какие упражнения гимнастики чаще всего выполнялись Вами на уроках физической культуры?» – студенты младших курсов выбрали два основных ответа:

· общеразвивающие упражнения (с предметами и без) – 85,2% опрошенных (данный ответ был выбран большинством студентов, так как общеразвивающие упражнения выполняются на каждом уроке физической культуры в качестве разминки перед основной частью, а не только при изучении раздела «Гимнастика»);

· строевые упражнения – 72,8% (данный вид упражнений применяется для организации занимающихся на уроке и как общеразвивающие упражнения – на каждом уроке физической культуры).

Среди других ответов были выбраны акробатические упражнения, которые на уроках физической культуры выполняли 44,7% опрошенных; упражнения на гимнастических снарядах выполняли 35,8% студентов; опорные прыжки и упражнения художественной гимнастики – 29,6% и 8,6% опрошенных соответственно.

Таким образом, общеразвивающие и строевые упражнения в силу доступности и простоты выполнения на уроках физической культуры используются чаще всего. Акробатические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах, а также опорные прыжки относятся к сложным упражнениям, требующим физической подготовленности со стороны учащихся, высокого уровня методической подготовленности со стороны учителя (правильной методики обучения, обеспечения страховки и помощи) и наличия соответствующей материальной базы. В связи с этим данные упражнения достаточно редко используются на практике, что согласуется с данными нашего опроса, проведенного среди учителей физической культуры, которые крайне неохотно применяют упражнения гимнастики в основном в связи с высокой степенью риска получения травм.

На вопрос: «Какие упражнения можно было бы исключить из раздела “Гимнастика” рабочей программы по физической культуре в школе?» – 32,1% ответили, что это элементы художественной гимнастики и танца, 22,2% считают, что убрать из программы можно упражнения на гимнастических снарядах, по 17,3% опрошенных выступили за исключение из программы акробатических упражнений и опорных прыжков. Однако большинство опрошенных студентов отметили, что нельзя исключать вышеуказанные упражнения, поскольку они все являются важными средствами физического воспитания.

Самыми сложными элементами, изучаемыми в школе, респонденты назвали опорный прыжок через козла и кувырки на акробатике. Бывшие школьники отметили страх перед выполнением вышеуказанных элементов, который может быть связан с непониманием техники выполнения элемента, неуверенностью в своих силах и своей подготовленностью, отсутствием должной страховки и помощи со стороны учителя, а также нежеланием получить отрицательную оценку.

При ответе на вопрос о наличии гимнастических снарядов и инвентаря для проведения уроков гимнастики большинство респондентов (91,3%) указали на наличие гимнастического козла для выполнения опорных прыжков. Однако на уроках он применялся лишь у половины опрошенных. 76,3% студентов отметили наличие гимнастических предметов (скакалок, палок, реже обручей) и 77,5% – гимнастических стенок.

В результате наблюдений, проводимых на практических занятиях по гимнастике со студентами 1-го курса (бывшими школьниками), было установлено, что те гимнастические упражнения, которые должны быть изучены на предыдущей ступени образования, в школе, оказались большинству студентов недоступны. Работа на гимнастических снарядах для большинства студентов оказывается проведенной впервые. Таким образом, на практических занятиях в вузе приходится изучать материал школьной программы по гимнастике. Результаты педагогической практики показывают, что студенты при проведении уроков по гимнастике слабо владеют методикой обучения гимнастическим упражнениям, у них низок уровень показа, они поверхностно знают технику выполнения элементов и не могут объяснить причинно-следственные связи.

Выводы

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

· Анализ научной и учебно-методической литературы, результаты научных исследований подтверждают важную роль гимнастики как универсального средства физического воспитания, способного обеспечить разностороннюю двигательную подготовку школьников. Значительное место отводится гимнастике как дисциплине и в учебных планах вузов с целью подготовки высококлассного современного учителя физической культуры.

· Значение гимнастики в подготовке к будущей профессиональной деятельности и положительное отношение к ней отметили почти 95% студентов. При этом указывается на сложность в освоении некоторых гимнастических элементов и трудности при проведении практических заданий по методике обучения гимнастическим упражнениям.

· Студенты 1-го курса (бывшие школьники) отмечают, что на уроках физической культуры в школе гимнастика использовалась редко, в основном в подготовительной части занятия, в виде выполнения строевых и общеразвивающих упражнений.

Таким образом, процесс совершенствования профессиональной подготовки учителя физической культуры требует решения ряда вопросов, связанных с изменением содержания специальной гимнастической подготовки, обновлением рабочих программ для общеобразовательной школы по физическому воспитанию и по гимнастике в частности, поднятием их на более качественный и профессиональный уровень. Также необходимо увеличить количество часов, отводимых на изучение содержания гимнастики как в школе, особенно в младших классах, так и в вузе, с целью более подробного изучения содержательной стороны гимнастики. Помимо того, назрела необходимость совершенствования процесса обучения путем введения современных педагогических технологий, поскольку традиционная методика обучения перестает давать должный результат [11].


Библиографическая ссылка

Шепеленко С.А. ГИМНАСТИКА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31130 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674