В современной России уже несколько лет на различных государственных, научных, отраслевых форумах, заседаниях и конференциях активно рассматривается проблема развития агропромышленной отрасли. Факты наличия направлений аграрного кластера, над которыми необходимо работать более интенсивно, признаются всеми участниками подобных мероприятий. В ходе многочисленных дискуссий, связанных с поиском ответа на вопрос об основаниях замедленного роста и сниженной эффективности таких направлений, называются многие причины, в том числе и касающиеся образовательного процесса, т.е. процесса профессиональной подготовки кадров для агропромышленной сферы в учебных заведениях [1, с. 1–64]. Вопрос заключается в том, насколько актуальным, учитывающим отраслевые особенности и уровень современного научного знания, методически грамотным является сегодняшнее обучение специалистов агропромышленной сферы.
Например, на 8-й Международной конференции сельскохозяйственных производителей и поставщиков средств производства и услуг для аграрного сектора (г. Москва) рассматривались вопросы, касающиеся научных и экономически обоснованных новых образовательных решений для аграрного сектора, которые были найдены в мировой и российской практике. Очевидно, что любое предложенное перспективное решение было построено на глубинном научном всестороннем анализе проблемы и соответствующей подготовленности кадров, которые могли бы его осуществить. В связи с этим вопрос о кадровой подготовке актуализируется и рассматривается в трудах таких современных ученых, как Н.С. Зонова, Л.А. Козлова [2, с. 152–154], Л. В. Объедкова, Т.В. Опейкина [3, с. 124–130], Т.Г. Павленко [4, с. 33–34], Д.А. Кошелев, Л.А. Цветкова [5, с. 19–22] и др. Однако и сейчас выдвинутая проблема требует осмысления и анализа.
Исходя из описанной актуальной проблематики основными задачами нашей работы явились следующие:
1) проанализировать опыт обучения специалистов агротехнической сферы в зарубежных странах, демонстрирующих высокий уровень качественных показателей развития различных направлений сельскохозяйственного производства;
2) изучить существующий процесс подготовки специалистов агропромышленного комплекса в России и возможность использования практики инновационного обучения зарубежных стран для отечественных направлений агропромышленной отрасли.
Цель исследования: рассмотреть локальный опыт применения технологий, форм, методов обучения, используемых для профессиональной подготовки специалистов агропромышленной отрасли в образовательном процессе учебных заведений и в ходе реализации иных видов обучения в таких странах, как Китай, Индия, США, а также проанализировать возможности его применения в образовательном процессе учебных заведений России.
Материалы и методы исследования
Для решения поставленных задач были применены следующие научно-исследовательские методы: анализ материалов и источников, сравнительный анализ, анкетирование, опрос, моделирование.
В качестве первичных материалов для общего анализа были использованы информация с различных научных общемировых мероприятий и анонсированных программ, научно-практическая литература и данные статистики.
Для итоговых выводов были использованы результирующие материалы исследования особенностей обучения специалистов-практиков агропромышленной отрасли в России, полученные методами сравнительного анализа, анкетирования и опроса. В исследовании приняли участие 127 респондентов из нескольких регионов России: Пензенской области, Саратовской области, Республики Мордовия. В числе участников исследования были респонденты, имеющие среднее профессиональное образование и высшее образование.
Метод теоретического моделирования использовался в работе для построения наглядного представления возможного использования практики инновационного обучения на основе опыта других стран.
Результаты исследования и их обсуждение
При решении первой задачи, связанной с анализом изучения опыта обучения специалистов агротехнической сферы в зарубежных странах, демонстрирующих высокий уровень качественных показателей развития различных направлений сельскохозяйственного производства, мы обратились к статистическим мировым сводкам. В итоге обнаружилось, что в 2015–2019 гг. в перечень держав, демонстрирующих высокое развитие сельскохозяйственной сферы, входили такие страны, как Китай, Индия, США и др. [6].
В связи с полученным результатом очевидным стал вопрос о том, как устроено обучение аграриев в этих странах и есть ли в процессе обучения и становления специалистов аграрной сферы какие-либо особенности.
Анализ общедоступных интернет-источников показал, что для обучения специалистов аграрной отрасли используются разные формы и методы обучения. Так, наблюдаются развитие профессионального образования в высших учебных заведениях и узко ориентированная, целенаправленная работа с людьми, занятыми в аграрной отрасли.
Например, подготовка специалистов для сельского хозяйства в Китае осуществляется в ряде различных университетов, имеющих узкую профессиональную направленность. В частности, в Китайском сельскохозяйственном университете в качестве различных методов и форм обучения используются, помимо лекционно-практической формы, и инновационные, такие как «Экспериментальная станция», практическая база «Zhangjiakou» для проведения пятидневной практики, уроки исследования, получение образования в специальных классах и на курсах самообучения [7]. Кроме этого, следует отметить, что обучение в китайском сельскохозяйственном вузе предполагает развитие как научного, так и общеличностного потенциала будущих специалистов сельскохозяйственной сферы. Каждый из обучающихся ориентируется на осознание ответственности за итоги своего образования и последующую пользу для страны.
В Индии, помимо классического обучения в университете, существуют и другие его формы. Например, в стране была предложена такая форма обучения фермеров и обмена их опытом, как «Mobile Agricultural School & Services (Mass)», т.е. это мобильная сельскохозяйственная школа, которая может оказывать еще и некоторые образовательные, консультативные и коммерческие услуги. По сути, это тренировочный автобус, который может добраться до фермеров в их индивидуальных хозяйствах и помочь им в обучении или предоставить какие-либо услуги [8].
В качестве аргументов эффективности этой формы обучения приводятся такие, как региональные особенности местности, невозможность добраться до учебных центров всем желающим фермерам, нехватка времени, невозможность оставить без надзора сельскохозяйственные угодья, а также причины национального устройства и жизнеобеспечения.
В Соединенных Штатах Америки обучение возможно как в классическом университетском варианте, например в Техасском Аграрно-Техническом Университете, так с использованием специальных форм обучения.
В качестве основных форм обучения в университете предлагаются лекции, практикумы и стажировки, распределенные по видам колледжей и годам обучения. Кроме этого, на странице университета указывается, что на большинстве учебных занятий используется такая форма, как «Традиционное личное общение» [9], однако имеются и дистанционные лекции, которые преимущественно ориентированы на международных студентов (Distance Education NonTraditional Format Approved). В целом, предполагается, что для доступа к обучению студент должен завершить регистрацию в классе, т.е. в рамках колледжа и курса обучающийся выбирает учебную дисциплину, лекцию. Для работы со студентами создается онлайн-карточка, в которую интегрируется краткая информация о курсе, расписании и необходимой учебной литературе по каждому курсу и отдельному учебному занятию. Примечательно, что литература дается со ссылкой на партнерские книжные магазины. Всю информацию о нужных книжных ресурсах магазин-партнер получает напрямую от преподавателей. Далее студент самостоятельно принимает решение о необходимых учебниках.
Заметим, что на сайте университета указывается информация о том, что в ходе учебной подготовки используется «кооперативное обучение», т.е. такая форма занятия, на котором студенту дается учебное задание в целях проверки сформированности им компетенций в сфере профессиональных интересов со стороны сотрудничающего работодателя и инструктора. Кроме этого, используется и совместное практическое обучение. Интересными формами являются «независимое обучение» и «независимое исследование», в том числе за рубежом. Это своего рода самостоятельное исследование в рамках учебного курса какой-либо проблемы, при этом диапазон кредитных единиц достаточно большой – от 1 до 18.
Кроме подобного обучения, ориентированного на университеты и колледжи, существуют и другие формы передачи знаний, позволяющие приобретать новую информацию. Так, разработана специальная форма обучения «Master Farm», или «Мастер-ферма», предложенная к работе в Калифорнии. Предполагается, что в ходе подготовки будет происходить использование ресурсов реально существующих ферм различной сельскохозяйственной направленности (животноводческой, растениеводческой и т.д.) для специализированного ученичества [10].
Аналогичной в подходе является школа фермеров «Farmer training program», реализующая «UVM Continuing and Distance Education» и функционирующая при «The university of Vermont» [11]. Отметим, что в США существует еще и объединяющая другие страны (например, Австралию) форма взаимодействия под названием «Agriculture Training Programs», где, как указывают организаторы, представлены масштабные коммуникационные обучающие программы в области сельского хозяйства (САЕР) [12].
В каждой из приведенных программ и аграрных школ предполагается непосредственное получение практических навыков [13]. Приведенные выше программы обучения содержат узкоспециализированные направления. Так решается вопрос о повышении уровня квалификации специалистов в одном избранном направлении. Как нам представляется, в таком подходе наблюдаются как положительные стороны (углубление в непосредственную отрасль и получение знаний, необходимых на данный момент), так и отрицательные (фермер, в большей части, занимается выращиванием не только какой-либо одной культуры, а определенного перечня растений, и ему были бы полезны общие знания).
Таким образом, можно обобщенно сделать вывод о том, что в качестве основных методов и подходов обучения в различных зарубежных странах используются преимущественно следующие:
– научно-прикладной подход, при котором четко выделяются структурные компоненты, которые необходимо изучить и впоследствии синтезировать в единое знаниевое пространство. В качестве методов обучения, применяемых в рамках подхода, можно выделить так называемый интерактивный диалог, а также исследовательский метод. Отметим, что его использование в основном актуально для университетского образования;
– практико-ориентированный подход, который предполагает выработку отдельных навыков по определенной проблеме агропромышленной сферы. В рамках данного подхода используются различные методы и формы обучения, такие как консультативный метод, метод упражнений, работа в лабораториях и т.п. Отметим, что данный метод в основном реализуется в фермерских школах и носит преимущественно тренинговый характер;
– информационно-технологический подход, при котором в обучении используются технологии IT-индустрии. Он предполагает применение инновационных и актуальных средств и методов, включающих работу с новыми технологиями в агропромышленной сфере, предусматривающими как автоматизацию, так и использование роботов. Данный подход опирается на методы виртуального и дистанционного обучения и др.
Как видно из представленного анализа, процесс обучения специалистов агропромышленной сферы содержит большое количество разнообразных методов. В связи с этим нам представляется необходимым провести сравнительный анализ методов, подходов и средств обучения в российском агрообразовании.
Таким образом, мы переходим к решению второй поставленной задачи: проведем анализ существующего процесса подготовки специалистов агропромышленного комплекса в России и возможного использования практики инновационного обучения зарубежных стран для отечественных направлений агропромышленной отрасли.
В рамках работы над поставленной задачей мы воспользовались аналитическим методом, чтобы изучить главные содержательные и методические особенности существующего образовательного процесса в крупнейших сельскохозяйственных вузах России. С этой целью были проанализированы открытые к общему доступу интернет-ресурсы лучших аграрных вузов России, занимающих лидирующие позиции в рейтинге «Национальное признание: лучшие вузы 2020» [14]. Как показал анализ общедоступной информации, в 10 лучших вузах обучение строится на основе классической классно-урочной системы с использованием специализированных лабораторий и учебно-лабораторных классов с профессионально ориентированным программным обеспечением. В вузах происходит обмен опытом на научно-практических международных конференциях и выставках, в том числе используются вебинары и видеоконференции.
Отметим, что в качестве актуальных подходов обучения применяются:
– системный, практико-теоретический подход, предусматривающий использование как классических методов обучения, основанных на строении классно-урочной системы обучения, так и исследовательских, прикладных и узкоспециализированных, ориентированных на конкретную практическую задачу обучения. В рамках данного подхода российские университеты предлагают элективные учебные курсы, курсы, имеющие ориентацию на региональную потребность, и др.;
– информационно-технологический подход, предполагающий использование информационных и телекоммуникационных технологий обучения, проективного метода обучения и др. Данный подход широко применяется в образовательном процессе российских вузов для решения как исследовательских, научных задач, так и конкретных задач, с которыми может столкнуться будущий специалист аграрной сферы в условиях развития IT-технологий.
Кроме этого, следует отметить, что в России стали развиваться так называемые агрошколы. Они решают несколько задач: задачу по объединению усилий теоретиков и практиков аграрной отрасли для функционирования моделей сетевого взаимодействия, обмена накопленным опытом в сфере аграрного образования, а вместе с тем и задачу, связанную с идеей непрерывного агрообразования. Его суть заключается в том, чтобы процесс культурного и образовательного становления личности начинался еще с дошкольного возраста, путем приучения детей к земле, к посильному труду вместе со старшими, а затем был продолжен в начальной и средней школе, где дети смогут начать реализовывать свои исследовательские проекты на опытных участках. Следующим шагом рассматривается активное сотрудничество школьников с университетами аграрной направленности и с будущими работодателями из сельскохозяйственных предприятий. Данное направление обучения сегодня переживает период активного становления.
Как видно из представленного анализа, российские и зарубежные технологии, подходы, формы обучения несколько отличаются, но при всех различиях цель образования в агропромышленной сфере одна – увеличение качественных и количественных показателей развития агропромышленной отрасли.
Для получения оценки качества профессионального агрообразования, которое получили специалисты в России, приближающейся к объективной точке зрения, практикам агропромышленной сферы из нескольких регионов России, принимавших участие в опросе, было предложено дать заключение о том, каким с точки зрения эффективности было полученное ими аграрное образование.
Респондентам было предложено в свободной форме изложить собственное мнение о том, какие технологии, формы, методы и средства обучения применялись при получении ими специализированного сельскохозяйственного образования, а также дать оценку их эффективности для работы на практике. Анализ полученных результатов показал, что лекционные и практические занятия как форма обучения были отмечены как самые распространенные в ходе получения образования 90% участников исследования, при этом указывалось, что степень эффективности таких занятий можно оценить от 57% до 80%. Далее были выделены лабораторные занятия – 80% – со степенью эффективности от 73% до 95%; дистанционное обучение – 23% респондентов – со степенью эффективности от 20% до 53%. Участниками было выделено и узкогрупповое обучение под руководством преподавателя-практика – 10–15%, при этом степень эффективности указывалась от 71% до 95% (отметим, что здесь респонденты имели в виду применение кейс-метода и тренинговой формы обучения). Практика на производстве (как форма получения индивидуальных навыков) была отмечена 20% респондентов, при этом участники замечали, что в большинстве случаев это была их личная инициатива, степень эффективности в этом случае отмечалась от 77% до 100%.
Далее участникам исследования было предложено оценить, насколько эффективным могло бы оказаться их обучение, если бы в ходе получения ими агропромышленного образования использовались образовательные технологии, формы и методы обучения, применяемые в подготовке специалистов сходных направлений в других странах. Далее участникам было предложено оценить, насколько эти формы, методы и средства обучения в случае их использования в российском образовании могли бы повлиять на качественные и экономические характеристики результативности различных секторов этой отрасли.
Для анализа и оценки возможного использования в российском образовании опыта агрообразования других стран были предложены следующие методы и формы обучения: интерактивный диалог; выборные узконаправленные университетские курсы; формы обучения, предполагающие использование IT-технологий, т.е. цифровизацию и автоматизацию максимального количества сельскохозяйственных процессов; коммуникационные обучающие программы в области сельского хозяйства (САЕР); мобильная сельскохозяйственная школа.
В итоге респонденты назвали наиболее эффективными следующие методы и формы обучения:
– выборные узконаправленные университетские курсы были отмечены 65–80% респондентов, но при условии, что они будут предложены в качестве дополнительного образования, при этом содержание основного курса образования сокращено не будет. Отметим, что более половины участников, выделивших эту форму как эффективную, отмечают свое согласие на дополнительные финансовые расходы, связанные с получением дополнительного образования в рамках университетских курсов;
– интерактивный диалог был выделен 40–73% участников, при этом респонденты отметили, что данный метод используется и в образовательном процессе современных российских вузов;
– информационные методы и формы обучения, предполагающие изучение, разработку цифровизации и автоматизации максимального количества сельскохозяйственных процессов, были отмечены 61–92% респондентов;
– коммуникационные обучающие программы в области сельского хозяйства (САЕР) были соотнесены с эффективностью в 34–78%. При этом респонденты отметили, что такие программы также уже реализуются в образовательном процессе российских вузов;
– мобильная сельскохозяйственная школа была отмечена респондентами со степенью эффективности от 21% до 83%, при этом участники разделились на тех, кто видит в такой форме преимущества дополнительного образования, и на тех, кто видит в этой форме только прикладной смысл для решения конкретной задачи, стоящей перед аграрием.
Подводя итог полученным данным, отметим, что российские практики, принимавшие участие в опросе, обозначили относительно схожие направления развития образования в аграрной области в России и в ряде зарубежных стран. При этом отмечалось, что существуют причины различного характера, объясняющие использование тех или иных образовательных подходов, форм и методов как в России, так и в зарубежных странах.
Кроме того, все респонденты указали на то, что прогрессивное развитие человечества, в свою очередь, влияет и на качественные характеристики методов и подходов обучения, используемых в ходе подготовки специалистов агропромышленной сферы. На сегодняшний момент ощущается необходимость изучения в образовательном процессе высшей школы как можно более разнообразных технологий развития сельского хозяйства, прежде всего тех, которые работают с поддержкой данных, включают в себя использование сенсоров, платформ, коммуникации и интернет-связи, способов и путей хранения данных, а также использование оптимизационного оборудования в аграрной сфере для решения узконаправленных задач и многое другое, что на данный момент определяется промышленным, информационным и научным прогрессом.
Заключение
Проблема эффективного и качественного обучения специалистов сельского хозяйства и в целом агропромышленного комплекса является в России одной самых актуальных. Поиск методов, форм, средств и новых технологий обучения, отвечающих уровню современного научного знания и мирового прогресса, осуществляется на микро- и макроуровнях всей системы российского образования, затрагивая, в том числе, и смежные отрасли, такие как IT-технологии, инженерия, экономика, педагогика, психология и др.
Как показал анализ форм и методов обучения в зарубежных странах, таких как Китай, Индия и США, и в России, и в мировом масштабе во всех перечисленных державах присутствуют общие цели образования, пути их достижения во многом схожи. Однако существуют и очевидные различия в подходах к выбору форм и методов обучения в отдельных странах, которые могут быть полезны для образовательного пространства в целом и для отдельных преподавателей, наставников агропромышленного сектора других стран в частности.
Библиографическая ссылка
Логинова О.А. ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: АНАЛИТИКА ВОЗМОЖНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОПЫТА В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31126 (дата обращения: 14.10.2024).