Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕДИА-РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Воскрекасенко О.А. 1 Сягайло Е.Г. 2
1 ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет"
2 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет»
В статье актуализируется проблема педагогического обеспечения успешной адаптации иностранных студентов в российской высшей школе как условия их эффективной профессиональной подготовки. Осуществлен анализ современных психолого-педагогических исследований, посвященных вопросам адаптации иностранных студентов в образовательной среде российского вуза. Показано влияние пандемии COVID-19, резко обострившей необходимость использования новых средств и технологий для успешной адаптации данной категории обучающихся, на положение иностранных студентов в России. Высказывается предположение об эффективности использования медиаресурсов как одного из средств педагогического обеспечения адаптации иностранных студентов-первокурсников. Представлен опыт использования медиаресурсов в ходе педагогического обеспечения адаптации иностранных студентов в ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». Описана программа адаптации иностранных студентов, направленная на работу в социальных сетях и позволяющая использовать потенциал медиаресурсов. Программа включает в себя семь блоков рубрик различной направленности: профилактических, ознакомительных, спортивных, научных, культурно-познавательных, интерактивных, творческих. Каждая из рубрик направлена на решение определенной группы задач, способствующей безболезненной адаптации иностранных студентов-первокурсников в новой социокультурной и образовательной среде. Сравнительный анализ результатов ежегодных социально-психологических исследований, проводимых Службой психологической поддержки ПГУ, показал эффективность использования медиаресурсов в ходе педагогического обеспечения адаптации иностранных студентов.
адаптация
иностранные студенты
педагогическое обеспечение
медиа-ресурсы
образовательный процесс
высшая школа
1. Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Адаптация студентов нелингвистических специальностей к онлайн-обучению иностранным языкам // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 188-198.
2. Милосердова Е.М. Русский клуб как лингвокультурная адаптация иностранных студентов в условиях дистанционного обучения // Вестник педагогических наук. 2021. № 4. С. 165-168.
3. Янкина Н.В. О роли социальных сетей в адаптации иностранных студентов к новой образовательной среде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19. № 4. С. 465-468.
4. Плетнева Ю.Э., Очирова Г.Н. Влияние пандемии COVID-19 на положение иностранных студентов в России // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2020. № 3. С. 146-154.
5. Ри К.К., Рукавишников В.С., Ким О.Е. Педагогическая поддержка в российских вузах как эффективная мера адаптации иностранных студентов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 182-184.

Одним из значимых факторов, определяющих успешность процесса обучения иностранных студентов в российском вузе, является их эффективная адаптация к новой социокультурной среде. Разработка и реализация в принимающих образовательных организациях высшего образования программ педагогического обеспечения адаптации иностранных студентов-первокурсников способствуют сохранению контингента обучающихся, а также повышению качества их профессиональной подготовки.

На сегодняшний день в российской высшей школе накоплен богатый опыт практической реализации педагогического обеспечения успешной адаптации иностранных обучающихся. В свою очередь, педагогическая наука, способствуя обобщению этого опыта, предлагает научно обоснованные варианты оптимизации протекания адаптационных процессов у иностранных студентов, осуществляя поиск их оптимального инструментирования. В условиях пандемии COVID-19 с особой остротой встал вопрос об эффективных средствах педагогического обеспечения адаптации иностранных студентов-первокурсников в образовательной среде российского вуза. В связи с этим цель исследования – охарактеризовать роль и место медиаресурсов в качестве средства педагогического обеспечения адаптации иностранных студентов в российских вузах.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования использовались такие методы, как анализ, обобщение и систематизация психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации иностранных студентов в условиях российского вуза; анализ и обобщение опыта использования медиаресурсов как средства педагогического обеспечения адаптации иностранных студентов-первокурсников в ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет».

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема адаптации иностранных студентов в российском вузе относится к темам, получившим широкое освещение в научной психолого-педагогической литературе. В современных исследованиях нашли свое отражение различные подходы к организации процесса адаптации иностранных студентов к условиям российского высшего образования.

Так, ряд исследователей в целостном процессе адаптации выделяют отдельные, наиболее значимые, с их точки зрения, составляющие, требующие особого внимания в ходе психолого-педагогического сопровождения: социокультурную (Н.А.Ванюшина, О.А.Дмитриева, Е.М.Никонова, Ю.В. Сушко, В.В. Тугарева, Н.Г.Урванцева, Я.П.Шатохина и др.); академическую (А.Ю. Бендрикова, Ю.Ю. Кочетова, Н.А. Майор, Л.Ш.Сейфетдинова, Т.М.Терещенко, Н.С. Тимченко, Л.А. Федотова и др.); социально-психологическую (О.С.Белова, Ф.Г. Ловпаче, А.В. Парняков, Б.К. Пафифова, А.Г.Соловьев, Ю.Н. Триль, А.К.Тхакушинов, В. Юаньян и др.); социальную (Л.А. Батурина, Н.В.Быстрова, Ю.В.Веселова, О.Ю. Верпатова, Г.В. Воробьёва, О.Г. Выстороп, В.Ф.Мартюшов, С.А.Цыплакова и др.) и др. Необходимость организации комплексного сопровождения и поддержки как условия обеспечения успешной адаптации иностранных студентов в российской высшей школе раскрывается в работах Э.П.Байбатыровой, О.М.Батраевой, Е.В. Игониной, О.Е.Ким, Т.В.Полянской, В.С. Рукавишникова, О.В. Савельевой, Е.В. Ширяевой и др. Подход к решению задачи обеспечения успешной адаптации иностранных студентов, связанный с выявлением и предотвращением типичных затруднений и проблем, испытываемых данной категорией обучающихся, нашел свое отражение в работах О.Г.Аркатовой, А.В. Вязовой, У.И. Захаровой, Е.П. Кабковой, Л.В.Лучшевой, Б.К.Пафифовой, Н.А. Полихина, А.А. Пустарнакова, Е.В.Рубцова, О.В.Самохина, А.Н.Стаценко, Е.А.Черкасова и др. Особое внимание исследователи уделяют поиску наиболее эффективных форм, методов, средств и технологий обеспечения успешной адаптации иностранных студентов (Е.В. Бусурина, Д.Ван, Д.А. Вьюнов, О.И.Головин, А.В.Гончарова, В.В.Дегтяренко, Е.Э.Землячёва, Д.В.Ильиных, Е.Н.Колесникова, И.Р.Куралева, Л.В.Лазарева, Е.В. Ликсина, Е.М.Милосердова, Л.А.Мужилова, Т.В.Самородова, О.Д.Шашлыкова, А.Р. Ширёв и др.), а также роли наставников, кураторов и тьюторов в данном процессе (Е.Н. Белова, В.А.Гончаренко, А.З.Журтова, И.А.Загидуллина, Г.П. Иванова, А.Р. Каримова, А.Ю.Маляшова, М.В.Сайфутдинова, Е.В.Узденова, М.К.Унежева, Е.М. Шериева, Н.Н.Ширкова и др.).

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что в целом проблема адаптации иностранных обучающихся в российских вузах вызывает интерес у исследователей. Ими рассмотрены различные аспекты проблемы, разнообразные формы, методы и технологии, способные стать основанием практического решения задачи педагогического обеспечения успешной адаптации иностранных студентов. В отдельных исследованиях рассматриваются возможности использования ИКТ-технологий, а также особенности профессиональной подготовки иностранных обучающихся в условиях дистанта (И.Е. Абрамова, А.А. Казанцева, Е.М. Милосердова, Е.П. Шишмолина, Н.В.Янкина и др.) [1, 2, 3]. Однако проблема адаптации иностранных студентов средствами медиаресурсов в научной литературе не нашла должного отражения. Вместе с тем, влияние пандемии COVID-19 на положение иностранных студентов в России резко обострило необходимость использования новых средств и технологий, в том числе и медиаресурсов, для успешной адаптации данной категории обучающихся.

Так, в работе Ю.Э. Плетневой и Г.Н. Очировой представлены результаты исследования влияния пандемии COVID-19 на положение иностранных студентов в России и проблемы, с которыми они столкнулись в связи с этим, существенно осложнившие протекание адаптационных процессов [4, с. 151–154]. Исследователями был проведен анонимный опрос 144 иностранных студентов посредством интернет-платформы Google Docs. Опросник охватывал широкий круг вопросов, начиная от проблемы с жильем и финансовым обеспечением и заканчивая дискриминацией и психологическим состоянием обучающихся. Результаты опроса показали, что подавляющее число респондентов (91,7%) остались в России после введения карантина в учебных заведениях и перевода обучения на дистанционный режим. Среди основных трудностей, с которыми они столкнулись в связи с пандемией, были невозможность вернуться домой (43,1%), ухудшение финансового положения (34,7%), проблемы с доступом к медицинской помощи (12,0%). Более 60% иностранных студентов отметили ухудшение психологического самочувствия в условиях пандемии вдали от родной страны. В этих условиях особую значимость для сохранения контингента иностранных студентов приобретает вопрос о помощи и поддержке их со стороны российского вуза. Так, 46% опрошенных получали от вуза информационную поддержку, 7% – психологическую, 4% – финансовую, 3% – правовую. Тревожным является тот факт, что 40% принявших участие в опросе иностранных студентов не ощущали какой-либо поддержки со стороны вуза.

В данных условиях становится очевидным, что для реализации плана по увеличению числа зарубежных студентов в российских вузах необходима выработка плана по преодолению кризиса, значимое место в котором следует уделить всесторонней поддержке иностранных обучающихся в самый ответственный момент их студенческой жизни – первый год обучения [5].

В связи с этим Отделом социальной адаптации и культурно-массовой работы Института международного сотрудничества Пензенского государственного университета была разработана программа адаптации иностранных студентов, направленная на работу в социальных сетях и позволяющая использовать потенциал медиаресурсов. В качестве инструмента адаптации были использованы официальные аккаунты Института международного сотрудничества на платформах социальных сетей, такие как Facebook (охват – дальнее зарубежье), ВКонтакте (охват – ближнее зарубежье), Instagram, Telegram.

Программа включала в себя семь блоков рубрик различной направленности: профилактических, ознакомительных, спортивных, научных, культурно-познавательных, интерактивных, творческих. Каждая из рубрик была направлена на решение определенной группы задач, способствующей безболезненной адаптации иностранных студентов-первокурсников к новой социокультурной и образовательной среде.

Так, блок профилактических рубрик нацелен на сохранение жизни и здоровья иностранных обучающихся, что способствовало их успешной психофизиологической адаптации. В содержании профилактических рубрик раскрываются: правила поведения на воде в летний период и на льду – в зимний; правила оказания первой помощи при тепловых и солнечных ударах; инструкции по безопасному нахождению в лесу; рекомендации по профилактике инфекционных заболеваний, в том числе COVID-19; советы на тему «Как лучше перенести мороз?» и др.

В рамках блока ознакомительных рубрик иностранные студенты знакомились: с историей России и Пензенского края, а также Пензенского государственного университета; уставом ПГУ; структурой студенческого кампуса (библиотека, Клинико-медицинский центр, общежития, мультимедийные пространства вуза и др.); правилами постановки на миграционный учет и ее продления; информацией о службе психологической поддержки университета. Материалы, содержащиеся в ознакомительных рубриках, способствуют успешному прохождению иностранными обучающимися социокультурной, социально-психологической и бытовой адаптации.

В свою очередь, блок спортивных рубрик был представлен известными видами спорта той или иной страны, а также интервью с иностранными студентами, имеющими статус «мастер спорта» и «кандидат в мастера спорта». Данный блок также содержал описание легких упражнений, позволивших участникам социальных сетей привести себя в форму во время пандемии, что способствовало улучшению физического и психологического самочувствия, снижению стресса.

Блоки культурно-познавательных, интерактивных и творческих рубрик стали одной из форм культурно-массовых мероприятий, проводимых согласно календарному плану Института международного сотрудничества ПГУ. На онлайн-платформах были реализованы такие проекты, как: культурный марафон «Вокруг света за два семестра»; интерактивные игры (анаграммы, фотоквест, интеллектуальная игра Quiz).

Так, впервые был реализован международный видеопроект на тему: «Это наша общая Победа!». Данный видеопроект представлял собой блок видеоинтервью, состоящий из 15 выпусков, в которых сотрудники и иностранные студенты Института международного сотрудничества рассказываю о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны, об их сложном пути и судьбах. Данный проект был запущен в рамках Всероссийской гражданско-патриотической акции «15 дней до Великой Победы». Данный проект ежедневно просматривали более 1200 участников различных социальных сетей.

С помощью социальных сетей также удалось провести конкурс «Лучший иностранный студент ПГУ – 2020». Первый этап конкурса включал в себя онлайн-тест по русскому языку, второй этап – презентацию «Моя Родина». Видео номинантов также были показаны и выставлены для голосования в социальных сетях. Этот пост просмотрели 3020 участников. Финальный этап конкурса в форме защиты проектов «Лаборатория студенческих инициатив» прошел в режиме онлайн-конференции на платформе Zoom.

Совместно с лучшим иностранным студентом 2019 г. Георгием Мере (Эстония) была разработана интерактивно-познавательная лекция на тему: «История Великой Отечественной войны». Лекцию, опубликованную в День Победы, просмотрели порядка 3000 пользователей социальных сетей. Знакомство с такой значимой вехой в истории нашей страны – важная составляющая социокультурной адаптации иностранных студентов. Уроки военного времени, память о героях и жертвах тех страшных событий – то, о чем нужно говорить со студентами разных стран, чтобы молодое поколение ценило мир на Земле и прилагало все усилия для его сохранения.

Ежедневно аккаунты Института международных отношений ПГУ посещали более 1000 иностранных студентов. Выборка показала, что самой популярной рубрикой стала «Живу спортом. Интервью с выдающими иностранными спортсменами», собравшая 864 просмотра. Меньше всего студентов заинтересовала рубрика «Анаграммы» (265 просмотров). Результаты сравнительного анализа популярности рубрик представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Сравнительный анализ популярности рубрик

Проведенный анализ просмотра рубрик (на примере раздела «Совет от…») показал, что обновление интерактивных рубрик требуется каждые две недели, так как по истечении данного времени интерес участников группы к этому разделу падает (рис. 2).

Рис. 2. Анализ интереса иностранных студентов к интерактивным рубрикам

С целью проверки эффективности разработанной программы адаптации иностранных студентов средствами медиаресурсов Отделом социальной адаптации и культурно-массовой работы Института международного сотрудничества совместно со Службой психологической поддержки ПГУ был проведен сравнительный анализ результатов ежегодных социально-психологических исследований иностранных первокурсников «Проблемы адаптации иностранных обучающихся в университете». В качестве методов диагностики использовались методика «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д.Дубовицкая, А.В.Крылова) и «Опросник социально-психологической адаптации» К.Роджерса и Р.Даймонда, позволившие определить уровень учебно-профессиональной и социально-психологической адаптированности иностранных студентов.

В рамках контрольной группы были взяты результаты исследований иностранных студентов-первокурсников из Республики Кыргызстан за 2019 год поступления (26 человек). В качестве экспериментальной группы, где в процессе педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов широко использовались медиаресурсы, выступила группа первокурсников из Республики Кыргызстан 2020 года поступления (26 человек). Как показал анализ результатов, средний уровень адаптированности иностранных студентов-первокурсников 2019 года поступления составил 56%. В свою очередь, первокурсники 2020 года поступления показали результат в 68%, что позволяет констатировать успешность и перспективность дальнейшего использования медиаресурсов. Блоки рубрик различной направленности подготавливают студентов к новой социокультурной среде при нахождении на территории родной страны, что способствует быстрой адаптации к студенческому кампусу и успешной учебной деятельности по прибытии в университет.

Заключение

Таким образом, специально организованный процесс педагогического обеспечения адаптации иностранных студентов-первокурсников, значительно осложненной ситуацией пандемии COVID-19, позволяет российским вузам сохранить контингент иностранных обучающихся без снижения качества их профессиональной подготовки. В этих условиях перед системой высшего образования с собой остротой встает вопрос об эффективных средствах педагогического обеспечения адаптации иностранных студентов-первокурсников в образовательной среде российского вуза. Одним из эффективных, соответствующих запросам информационного общества и отвечающих потребностям современного поколения студенческой молодежи средств педагогического обеспечения адаптации иностранных обучающихся выступают медиаресурсы. Их использование позволяет сделать протекание адаптационных процессов относительно безболезненным, а профессиональную подготовку – эффективной.


Библиографическая ссылка

Воскрекасенко О.А., Сягайло Е.Г. МЕДИА-РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31110 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674