Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПРАКТИК В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Абашина В.В. 1 Филиппова А.Р. 1
1 БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
Актуальность исследования определяется потребностью в модернизации системы подготовки педагогических кадров в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень бакалавриата). Акцентируется внимание на проблеме формирования профессиональной компетентности студентов с позиции построения образовательного процесса на основе компетентностной модели подготовки выпускников педагогического университета. Цель работы состоит в обосновании опыта проектирования содержания практической подготовки студентов бакалавриата направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» направленности «Дошкольное образование» и «Дополнительное образование» в соответствии с модульным учебным планом, разработанным на основе компетентностной модели выпускника. Фундаментальной основой исследования послужили положения деятельностного подхода, реализация которых позволяет сформировать соответствующий уровень профессиональной компетентности у выпускников вуза, развить способность к самостоятельному развитию базовых профессиональных действий, а также рефлексии собственного практического опыта. Значимость исследования определяется обоснованием подхода к профессиональной подготовке будущих педагогов дошкольного образования, основанного на интеграции содержания теоретической и практической подготовки выпускников вуза, определении способов формирования соответствующих профессиональных компетенций. В данной научной статье описывается опыт проектирования содержания «Ознакомительной практики» (в дошкольной образовательной организации) бакалавров направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) направленности «Дошкольное образование» и «Дополнительное образование». Предложены варианты практических заданий, содержание которых позволяет в рамках данного вида практики сформировать соответствующие индикаторы компетенций. Предложенный опыт работы может быть рекомендован к использованию преподавателями высших учебных заведений при проектировании компетентностной модели выпускника вуза, построении модульных учебных планов и определении содержания теоретической и практической подготовки бакалавров.
модернизация педагогического образования
деятельностный подход
профессиональная компетентность
компетенция
практика
практическая подготовка
модульный учебный план
бакалавриат
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
2. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) // Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. No 544н.
3. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 11.08.2021).
4. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О., Потапова М.В. Организация педагогической практики при модульном построении основной профессиональной образовательной программы // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15896 (дата обращения: 11.08.2021).
5. Лазарев В.С. Опыт разработки и реализации учебного курса на основе деятельностного подхода // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 1. С. 48-55.

Необходимым условием качественной реализации требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1] является готовность будущих педагогов к осуществлению своей профессиональной деятельности в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [2]. Будущий педагог должен овладеть необходимыми компетенциями на этапе своей профессиональной подготовки.

Инновационные процессы, происходящие в системе высшего образования, определяют систему организации обучения будущих педагогов в соответствии с деятельностным подходом. Это требует чёткого определения результатов образования, усиления практической подготовки на основе формирования профессиональных компетенций. Следовательно, необходима своевременная модернизация профессиональных образовательных программ, пересмотр содержания учебных планов профессиональной подготовки, а также перестройка учебного процесса в соответствии с модульным принципом решения профессиональных педагогических задач.

Цель исследования состоит в обосновании опыта проектирования содержания практической подготовки студентов бакалавриата направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» направленности «Дошкольное образование» и «Дополнительное образование» в соответствии с модульным учебным планом, разработанным на основе компетентностной модели выпускника.

Мы вполне согласны с мнением А.А. Марголиса [3], который утверждает, что важнейшей задачей современного образования является переход от дисциплинарного способа построения программы профессиональной подготовки, в которой основной единицей образовательной программы выступает учебная дисциплина, к модульному принципу её построения. В содержание учебного модуля должны входить как теоретические дисциплины, в процессе которых у обучающихся формируются знания и умения, так и разные виды практической деятельности студентов, формируемые в рамках практикумов в вузе и практик, организуемых на базе образовательных организаций.

Вслед за Е.В. Яковлевым [4] мы считаем, что основная профессиональная образовательная программа представляет собой самостоятельные учебные модули, каждый из которых направлен на достижение определённых дидактических целей. В структуру модуля должны быть включены инвариантные и вариативные дисциплины, практики, НИРС и контроль достижения образовательных результатов.

При реализации деятельностного подхода, по мнению В.С. Лазарева [5], меняется основная цель обучения, которая направлена на овладение выпускниками вуза способами решения профессиональных задач. Это предполагает овладение будущих педагогов способами постановки цели, отбора средств, методов, технологий, способов определения содержания деятельности, ее анализа и оценки. Это становится возможным на основе интеграции теоретической и практической составляющей образовательной программы. Таким образом, приоритетом современного высшего образования является разработка образовательных программ подготовки бакалавров на основе интеграции теоретической и практической составляющей учебного процесса, усиление развития практических компетенций в профессиональной подготовке специалистов.

Материалы и методы исследования

В работе применялись теоретические методы: анализ научных и учебно-методических источников по проблеме исследования, нормативных документов; эмпирические методы (изучение педагогического опыта, анкетирование), проводимые среди студентов, обучающихся по программе двойного бакалавриата в Сургутском государственном педагогическом университете. В исследовании приняли участие 25 студентов первого курса.

Результаты исследования и их обсуждение

При разработке содержания структурных компонентов компетентностной модели выпускника по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» направленности «Дошкольное образование и дополнительное образование» возможно воспользоваться следующим алгоритмом: соотнесение области и сферы профессиональной деятельности с типами профессиональных задач и объектами профессиональной деятельности, представленными в ФГОС высшего образования; составление функциональной карты каждой формируемой компетенции с указанием учебных дисциплин модуля; описание содержания каждой дисциплины учебного плана с позиции соответствующих индикаторов формируемых компетенций и модель их контроля. Содержание компетентностной модели представляет собой целостную систему формирования у бакалавров соответствующих направлению подготовки профессиональных компетенций и систему контроля, с указанием задач, требований к полученному результату, этапов решений поставленной задачи, соответствующих знаний, методов, применяемых для достижения результата и соответствующих видов контроля (оценочных средств).

Реализуемый в Сургутском государственном педагогическом университете деятельностный подход в процессе подготовки бакалавров позволяет обучающимся постепенно осваивать способы решения профессиональных задач как в ходе общетеоретической подготовки при освоении содержания учебных дисциплин, так и в процессе организации различных видов практик. В соответствии с требованиями Стандарта 3++ в университете реализуется учебный и производственный типы практики, суммарный объем которых составляет 60 з.е. Практика входит как в обязательную часть учебного плана, так и в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

В обязательную часть программы подготовки бакалавров входят такие виды учебной практики, как ознакомительная (в дошкольной образовательной организации), педагогическая (ознакомительная в дополнительном образовании), предметно-содержательная (по организации экскурсионной деятельности в образовании), технологическая (проектно-технологическая). Производственный тип практики представлен психолого-педагогической, педагогической (по организации воспитательной деятельности, пробной в дошкольной организации, летней, пробной в организациях дополнительного образования, стажерской в дошкольной организации, стажерской в организациях дополнительного образования), преддипломной практикой и научно-исследовательской работой.

Часть программы, формируемой участниками образовательных отношений, включает в себя предметно-содержательную практику (по изучению художественной культуры региона, по выразительному чтению, по планированию образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО с детьми дошкольного возраста).

На семинарских и практических занятиях, тренингах и практикумах, а затем и в ходе учебной (ознакомительной, технологической, предметно-содержательной) практики непрерывно формируются индикаторы компетенций, направленные на освоение специальных способов деятельности в соответствии с направленностью программы.

Содержание учебной практики соотносится с теоретическими разделами учебных дисциплин предметных модулей образовательной программы как базовой, так и вариативной части. Приобретение опыта проектирования, планирования, реализации и рефлексии профессиональной деятельности осуществляется в ходе производственной практики (педагогической, научно-исследовательской работы и преддипломной), которая носит комплексный характер и направлена на последовательное овладение компетенциями, необходимыми для решения профессиональных задач. Например, в структуру модуля «Предметно-методический», входящего в часть, формируемую участниками образовательных отношений, входят такие базовые теоретические дисциплины («Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования», «Основы обучения игре в шахматы», «Технологии индивидуального обучения и воспитания в дошкольном образовании», «Инновационные программы и технологии в системе дошкольного образования»), элективные дисциплины («Основы алгоритмики и программирования для детей дошкольного возраста», «Научно-исследовательская компетентность педагога ДОО»), практикумы по воспитательной работе в образовании и написанию выпускной квалификационной работы, производственная педагогическая практика («Пробная в дошкольной организации», «Летняя педагогическая практика» и т.д.), содержание которых позволяет формировать знаниевый и ориентировочный компоненты компетенций. Освоение дисциплин и практик модуля осуществляется последовательно, в течение нескольких семестров и курсов, заканчивается соответствующими формами контроля как по дисциплинам модуля, так и по модулю в целом.

Кроме того, формирование каждой компетенции осуществляется в ходе теоретической и практической подготовки, реализуемой в рамках нескольких модулей учебного плана. Покажем взаимосвязь теоретической и практической подготовки студентов педагогического вуза на примере реализации компетенции УК-1 (способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач). Компоненты данной компетенции формируются в ходе освоения содержания дисциплины «Основы учебной деятельности в вузе». Так, функциональную карту дисциплины представляет знаниевый компонент компетенции (УК.1.1.3. знание специфики учебной деятельности и решаемых ее задач, УК. 1.1.4. знание сущности понятия «цель» и требований к ней, УК. 2.1.4. знание требований к плану действий, УК. 2.1.5. знание способов планирования действия по целеполаганию и постановке задач) и ориентировочный (УК. 1.2.1. владение способами разработки требований к оценке результатов решения задачи, УК. 1.2.3. владение способами выбора методов и средств поиска информации, УК. 2.2.2. владение способами оценки плана действий по постановке целей и задач). Данные компоненты компетенции формируются в ходе выполнения студентами таких заданий, как составление конспекта текста, преобразование учебной информации в табличную, схематичную форму и наоборот, задания на построение и реализацию ориентировочной основы действий (строить понятие, описание, сравнение, классификация, анализ, целеполагание и др.).

Дальнейшее формирование компонентов компетенции УК-1 осуществляется в ходе изучения содержания теоретических дисциплин (философия, современная научная картина мира, основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста, детская литература с основами литературоведения) и практической подготовки студентов на таких видах практик, как «Ознакомительная практика (в дошкольной образовательной организации)», «Педагогическая практика (ознакомительная в дополнительном образовании)», «Преддипломная практика».

Приведем в качестве примера систему проектирования содержания программы практики «Ознакомительная (в дошкольной образовательной организации)».

Проектирование содержания данного вида практики осуществлялось в соответствии с концепцией, принятой в Сургутском государственном педагогическом университете, базирующейся на установлении системы взаимосвязи: вид профессиональной деятельности – компетенция – компоненты компетенции – профессиональная задача - планируемые результаты – учебное задание. При разработке основной образовательной программы подготовки будущих педагогов дошкольного и дополнительного образования в рамках двухпрофильного бакалавриата в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ в качестве основных были выбраны педагогический и проектный виды деятельности, которые определили направленность профессиональной подготовки студентов. Типы задач профессиональной деятельности (педагогический, проектный) связаны с формированием у обучающихся соответствующих компетенций.

Цель практики «Ознакомительная» - формирование у студентов первого курса профессионально-педагогической направленности, развитие потребности в получении теоретических знаний и практических умений в области профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации, воспитание устойчивого интереса к будущей профессии.

В результате прохождения данного вида практики обучающийся должен приобрести следующие компетенции в соответствии с ФГОС ВО и компетентностной моделью выпускника по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) направленности «Дошкольное образование» и «Дополнительное образование»:

- способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1);

- способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК-2);

- способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3);

- способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ (ОПК-7).

По каждой из компетенций была составлена функциональная карта, включающая в себя компоненты компетенций (знаниевый, ориентировочный, операциональный и опыт), индикаторы которых подлежат оценке на данном виде практики. Например, в качестве индикаторов компетенции УК-1 (способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач) следует сформировать два компонента компетенции – операциональный и опыт. Показателем сформированности операционального компонента компетенции может выступить умение выделять результат поиска, критического анализа и синтеза информации, требования к нему; оценивать результат поиска, критического анализа и синтеза информации. Опыт, который должны приобрести студенты в ходе прохождения данной практики - это опыт поиска и критического анализа информации, анализа специальной литературы при решении учебных задач. Для достижения результата формирования данных компонентов компетенции студенты должны научиться выполнять следующие действия: ставить цель и выбирать средства поиска и анализа информации, применять методы и средства поиска, анализа и синтеза информации о специфике профессиональной деятельности педагога ДОО.

Исходя из планируемых результатов определялись задания, определяющие содержание практики. Выполнение заданий должно способствовать формированию у студентов интереса и мотивации к будущей профессиональной деятельности, пониманию специфики профессиональной деятельности и функциональных обязанностей воспитателя. В ходе данного вида практики необходимо у будущих педагогов развивать умение анализировать различные источники информации, отражающие специфику деятельности педагога ДОО. Задания должны носить творческий характер, предполагать как индивидуальную, так и групповую формы их выполнения, развивать у студентов готовность к взаимодействию с партнёрами, умение работать в команде.

Таким образом, логика проектирования содержания практики «Ознакомительная» на примере компетенции УК-1 представлена в таблице.

Проектирование содержания практики «Ознакомительная (в дошкольной образовательной организации»)

Профессиональная компетенция

Профессиональная задача

Планируемые результаты

Формы представления результата

Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК -1)

Применять методы системного подхода для решения поставленных задач (проектных, исследовательских, учебных)

Постановка цели поиска, анализа и синтеза информации о специфике профессиональной деятельности педагога ДОО.

Выбор средств поиска, анализа и синтеза информации о специфике профессиональной деятельности педагога ДОО.

Применение методов и средств поиска, анализа и синтеза информации о специфике профессиональной деятельности педагога ДОО

 

Подготовка видеоролика «Воспитатель, которого ждут».

Составление кластера на основе анализа сайта дошкольной образовательной организации.

Составление аннотаций на статьи.

Подготовка эссе о профессии воспитателя

Охарактеризуем содержание заданий практики «Ознакомительная (в дошкольной образовательной организации)», направленных на формирование у будущих педагогов дошкольного и дополнительного образования компонентов компетенции УК-1:

1. Подготовка и презентация профессионально ориентированного видеоролика «Воспитатель, которого ждут». Подготовленные в рамках практики «Ознакомительная» видеоролики выкладываются на ютуб-канале и оцениваются жюри из числа преподавателей кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, после чего на факультете проходит церемония награждения авторов лучших видеороликов.

Оценивание уровня достижения данного образовательного результата предполагает определённую критериально-оценочную шкалу. Так, структура видеоролика должна включать в себя следующие компоненты:

- кадр с названием темы видеоролика и его авторов с указанием функций каждого при подготовке видеоролика;

- продолжительность видеоролика 5-7 минут.

По содержанию видеоролик должен содержать следующую информацию о профессии:

- общие сведения о профессии воспитателя;

- история появления профессии, перспективы её развития и изменения;

- содержание и условия труда педагога дошкольного образования;

- профессионально значимые личностные качества педагога дошкольного образования;

- информация о востребованности профессии на рынке труда;

- участие в видеоролике специалистов представляемой профессии;

- интересные факты о профессии.

Также жюри учитывает качество видеосъёмки, оптимальность использования в сюжете звука, цвета, света, шрифта, графических элементов, оригинальность и креативность полученного результата.

2. Составление кластера на основе анализа сайта дошкольной образовательной организации.

Студенты изучают содержание сайта дошкольной образовательной организации и составляют кластер, отражающий специфику деятельности данного детского сада. Предполагаются разные направления для анализа имеющейся на сайте информации: содержательность и форма представления информации для родителей, для педагогов, для чиновников и т.д. При оценке кластера учитывается полнота и содержательность информации, логичность и структурированность материала, соответствие формы представления информации категории её пользователей и др.

3. Составление аннотации на научные статьи, посвященные профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации.

В периодической печати студенты должны подобрать и изучить не менее пяти статей, посвящённых профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Аннотации на статьи должны отвечать следующим критериям:

- соответствие выбора статей заявленной тематике;

- полнота и содержательность анализа;

- наличие собственной точки зрения на излагаемые факты;

- убедительность выводов и умозаключений.

4. Написание эссе, посвященного педагогу дошкольного образования.

Представленное эссе должно отвечать следующим критериям:

- направленность на педагогическую профессию;

- глубина и содержательность раскрытия темы;

- неординарность и творчество;

- самостоятельность.

Анкетирование, проведённое с первокурсниками по окончании практики, показало, что: у 68% студентов повысился интерес к будущей профессии, 76% студентов научились работать в команде. 96% студентов отмечают, что в процессе данного вида практики они приобрели полезные практические навыки, необходимые им в будущей профессиональной деятельности (поиск информации, проведение интервью, подготовка видеоролика, анализ сайта образовательной организации и др.).

Анализ результатов освоения формируемых компетенций показал, что в ходе теоретической и практической подготовки студентов первого курса ими были успешно освоены знаниевый и ориентировочный компоненты компетенции УК-1 (способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач). В рамках формируемой компетенции обучающиеся овладели: способами действий по постановке цели поиска, анализа и синтеза информации, выбора средств достижения цели, определения и оценивания полученного результата.

Заключение

Резюмируя, отметим, что в качестве основного требования к организации образования на основе системно-деятельностного подхода выступает модульное построение содержания образовательной программы подготовки бакалавров соответствующего направления подготовки, предполагающее интеграцию теоретической и практической составляющих обучения. На основании деятельностного подхода необходимо обеспечивать приобретение студентами опыта профессиональной деятельности как в моделируемых условиях учебного процесса в вузе, так и в условиях реальной профессиональной деятельности на базе образовательных организаций. В процессе профессиональной подготовки будущих педагогов необходимо использовать технологии, обеспечивающие деятельностный характер освоения содержания образования: групповые формы работы, практикумы, лабораторные занятия и др. Основными принципами организации практической подготовки в университете являются непрерывность, преемственность и систематичность.

Таким образом, представленный в статье опыт работы может быть успешно использован при проектировании содержания программ практической подготовки бакалавров, обучающихся по стандарту 3++. Реализация деятельностного подхода при проектировании содержания программ практик позволяет сформировать необходимые компетенции в соответствии с задачами и видами профессиональной деятельности. Проектирование содержания программ практик в единстве с теоретической подготовкой позволяет рационализировать процесс профессионального становления и развития будущих педагогов дошкольного и дополнительного образования. Представленные материалы являются одним из вариантов решения обозначенной проблемы.


Библиографическая ссылка

Абашина В.В., Филиппова А.Р. ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПРАКТИК В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31105 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674