Карантин 2020 года, спровоцированный пандемией коронавируса, обострил проблему цифровой компетентности педагогов, которые были поставлены перед необходимостью осваивать принципы работы с новыми цифровыми технологиями в ситуации цейтнота. На первый план вышли платформы Zoom и Teams, ранее мало кем из педагогов используемые. Преподавателям иностранного языка удалось существенно пополнить свой инструментарий программ и ресурсов, применяемых для обучения разным языковым аспектам. Многие, однако, столкнулись с проблемой выбора нужных инструментов для решения педагогических задач на разных этапах обучения. До сих пор сложно понять, каким образом стоит сочетать разные цифровые технологии друг с другом. Непонятно, как наиболее эффективно внедрять новые инструменты в традиционный учебный процесс. Поскольку мир цифровых технологий динамичен и изменчив, педагогам сложно ориентироваться в большом количестве меняющихся существующих и появляющихся новых технологий. Способность решать эти и многие другие проблемы, возникающие при осуществлении образовательного процесса в цифровой среде, является одной из составляющих цифровой компетентности преподавателя.
В настоящей работе мы обратимся к современным моделям цифровой компетентности педагогов, а также представим свою модель цифровой компетентности преподавателя иностранного языка. Обращение к подобным моделям может, по нашему мнению, помочь в решении вопроса профессионального развития преподавателей иностранного языка как «субъектов, наделенных цифровыми инструментами» [1].
Материалы и методы исследования. При написании статьи были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Был проведен анализ методической литературы и периодических изданий, рассматривающих проблему цифровой компетентности педагогов. Осуществлялось сравнение моделей цифровой компетентности педагогов. Для создания модели цифровой компетентности преподавателя иностранного языка, кроме наиболее фундаментальных моделей цифровой компетентности педагогов, использовался эмпирический опыт преподавания иностранного языка студентам неязыкового вуза с помощью цифровых технологий.
Результаты исследования и их обсуждение. В научной и методической литературе говорится о цифровой трансформации профессии преподавателя как результате цифровизации образования. В качестве направлений такой трансформации называются «развитие онлайн-образовательных платформ, замена виртуальной реальностью и искусственным интеллектом ʺживыхʺ специалистов» [2]. Преподаватель становится тьютором, модератором, разработчиком образовательных траекторий, организатором проектного обучения, координатором образовательной онлайн-платформы, игропедагогом [3]. Таким образом, в состав профессиональных компетенций преподавателя уверенно входят цифровые компетенции. Под «цифровыми компетенциями» мы понимаем знания, умения и навыки, а также готовность к ведению образовательного процесса в цифровой среде. Под «цифровой компетентностью» понимается уровень владения цифровыми компетенциями.
Нами был проведен анализ моделей цифровой компетентности педагогов, в том числе моделей цифровой компетентности преподавателей иностранного языка [4-7]. Проведенный анализ позволяет утверждать, что наиболее фундаментальными современными моделями цифровой компетентности педагогов на данный момент являются модель цифровой компетентности работников образования DigСompEdu, разработанная объединенным исследовательским центром Европейской комиссии, а также модель ИКТ-компетентности педагогов, созданная ЮНЕСКО.
Модель цифровой компетентности работников образования DigСompEdu включает 22 компетенции, входящие в шесть групп.
Компетенции, входящие в группу «Профессиональная деятельность», имеют отношение к использованию цифровых технологий для коммуникации с обучающимися и их родителями, другими педагогами в целях коллаборации и обмена опытом, к анализу и развитию педагогической деятельности в цифровой среде и непрерывному профессиональному развитию.
Компетенции группы «Цифровые ресурсы» касаются выбора цифровых ресурсов для преподавания и организации самостоятельной работы, создания и модификации цифровых ресурсов, управления цифровым контентом, предоставления доступа к цифровым ресурсам обучающимся, родителям и другим педагогам, защиты частной информации и соблюдения авторских прав, создания и распространения ресурсов с открытой лицензией.
Группа «Преподавание и организация самостоятельной работы» состоит из компетенций повышения эффективности образовательного процесса с помощью цифровых технологий и ресурсов, экспериментирования с новыми форматами обучения, обеспечения своевременной педагогической поддержки и сопровождения в цифровой среде, фасилитации совместной работы обучающихся, организации самостоятельной работы (учебного планирования, мониторинга и рефлексии).
В группу «Оценивание» включены компетенции формирующего и итогового оценивания с помощью цифровых технологий, выбора, критического анализа и интерпретации цифровых результатов обучения, обеспечения обратной реакции студентам, адаптирования стратегий обучения в соответствии с этими результатами.
Группа «Предоставление возможностей обучения» включает компетенции предоставления доступа к учебным ресурсам всем обучающимся без исключения с учетом их потребностей, способностей и физических ограничений, обеспечения возможностей обучения на разных уровнях, с разной скоростью в соответствии с индивидуальной траекторией развития и индивидуальными целями, развития критического мышления, креативности, навыков решения проблем.
В группу «Фасилитация цифровой компетентности обучающихся» входят компетенции формирования информационной грамотности, подготовки к эффективному и ответственному использованию цифровых технологий, обучения созданию и модификации цифровых ресурсов с учетом защиты частной собственности и авторских прав, формирования навыков решения технических проблем.
Интересно, что для оценивания уровня цифровой компетентности педагогов в данной модели используется классификация, разработанная по аналогии с Общеевропейской системой оценивания уровня владения иностранным языком CEFR. Уровни владения цифровыми компетенциями обозначаются так же, как и уровни владения иностранным языком – А1, А2, В1, В2, С1, С2.
В модель ИКТ-компетентности педагогов, разработанную ЮНЕСКО, входит 18 компетенций, разбитых на шесть групп в соответствии с аспектами педагогической деятельности: роль цифровых технологий в образовательной политике, учебная программа и оценивание, педагогические практики, применение навыков работы с цифровыми технологиями, организация и управление образовательным процессом, профессиональное развитие педагогов. В отличие от модели DigСompEdu, компетенции в модели ЮНЕСКО структурированы в соответствии с тремя уровнями обучения: получение знаний, освоение знаний и создание знаний.
Владеющие компетенциями на уровне получения знаний могут объяснить, как использование цифровых технологий содействует реализации национальной политики и политики образовательного учреждения в области цифровых технологий, умеют использовать цифровые технологии в соответствии с образовательными стандартами, осуществлять грамотный выбор цифровых технологий для реализации разнообразных методик обучения, использовать оборудование и приложения, организовывать пространство с обеспечением возможности инклюзивного обучения, использовать цифровые технологии для профессионального развития.
Педагоги, владеющие цифровыми компетенциями на уровне освоения знаний, могут осуществлять педагогическую деятельность в цифровой среде в соответствии с национальной политикой и политикой образовательного учреждения, интегрировать цифровые технологии в программу дисциплины, создавать благоприятную среду обучения, разрабатывать учебные проекты с помощью цифровых технологий, создавать цифровую учебную среду для развития у обучающихся навыков критического мышления и навыков решения проблем, организовывать совместное обучение обучающихся с помощью цифровых технологий, использовать цифровые технологии для взаимодействия с профессиональным сообществом в целях профессионального развития.
Педагоги, овладевшие цифровыми компетенциями на уровне создания знаний, могут критически оценивать национальную политику и политику образовательного учреждения в сфере информационных технологий, выдвигать предложения по их изменению и усовершенствованию, эффективно сочетать личностно ориентированное и совместное обучение, способствовать самообразованию обучающихся, участвовать в создании сообществ знаний, разрабатывать стратегию по преобразованию учебного заведения в самообучающуюся организацию, непрерывно развиваться, экспериментировать, внедрять инновации и передавать опыт другим педагогам.
Таким образом, анализ вышеприведенных моделей позволяет сделать вывод о том, что в процессе цифровизации образования трансформируются содержание и методы обучения, а также функции педагогов. Кроме получения предметных знаний, обучающиеся должны овладеть навыками решения проблем, критическим мышлением, умением работать в команде. Среди различных методов приоритетными признаются проектное обучение и обучение в сотрудничестве. Образовательная организация постепенно становится самообучающейся единицей. Над функцией педагога «трансляция знаний» начинают превалировать педагогическое сопровождение, организация взаимодействия и самостоятельной работы, создание цифровых учебных материалов и образовательных сред.
На основе модели DigCompEdu и модели ЮНЕСКО, а также опыта преподавания иностранного языка студентам неязыкового вуза нами была разработана модель цифровой компетентности преподавателя иностранного языка. Предлагаемая модель состоит из четырех блоков (инструментального, креативного, организационного и коммуникативного).
В инструментальный блок входят компетенции использования цифровых устройств, программ и онлайн-ресурсов для обучения иностранному языку, а именно:
- умение проводить учебные занятия в программах/на платформах Skype, Zoom, Microsoft Teams;
- знание принципов работы систем управления обучением Google Classroom, Blackboard, SCORM, Moodle, Teams, Stepik, Progressme, Learnis;
- владение навыками использования программ PowerPoint, Prezi, Canva, Google slides, Miro для введения нового учебного материала;
- способность интегрировать онлайн-ресурсы в учебный процесс, например Listenaminute, Listeningenglish, Elllo, Newsinlevels, Eslvideo, Film-English для работы над навыками аудирования, Forvo, Youglish для отработки правильного произношения, Englishgrammar, Grammarbank, Grammarmonster для работы над грамматикой, Grammarly, Dictationsonline, Quill, Textinspector, Writeandimprove, Spellingcity для улучшения навыков письма, Randomlists, Wordhippo, Ludwig Guru, Words-Explorer, Freecollocation для расширения словарного запаса, Eviebot, Pandorabots, Personalityforge для работы над навыками говорения, English E-reader, Commonlit для улучшения навыков чтения;
- готовность применять инструменты для оценивания знаний студентов, например Google forms, Easytestmaker, Classmaker, Onlinetestpad, Liveworksheets, Socrative, Kahoot, Bamboozle, Quizizz;
- умение использовать виртуальные указки, кубики, таймеры и другие инструменты виртуального класса;
- способность выбирать цифровые инструменты, наиболее адекватные для выполнения той или иной педагогической задачи;
- способность быстро овладевать новыми цифровыми инструментами, правильно оценивать их функционал и эффективность;
- готовность экспериментировать с внедрением новых цифровых инструментов в учебный процесс.
Креативный блок включает компетенции, касающиеся создания собственных цифровых учебных материалов и цифровых сред, а именно:
- способность создавать различные виды цифровых учебных материалов: мультимедийных презентаций с помощью программ PowerPoint, Prezi, Canva, Google slides, видеороликов с помощью программ InShot, Over, Movavi, интерактивных упражнений для отработки новой лексики и грамматики с помощью сайтов Learningapps, Wordwall, Liveworksheets, En.islcollective, Vznaniya, интерактивных видео с помощью сайтов Vznaniya, En.islcollective, квестов с помощью сайтов Kahoot, Quizizz, Bamboozle, Nearpod, Zunal, тестов с помощью сайтов Onlinetestpad, Classmaker, Socrative, Easytestmaker, Vznaniya, электронных словарных флеш-карточек с помощью сайтов Quizlet, Vznaniya, учебных комиксов с помощью сайта App.pixton, учебных игр на досках Miro, Jamboard, интерактивных учебников с помощью программы Adobe Pro DC;
- умение создавать персональную страницу в социальных сетях Instagram, Facebook, Telegram, Vkontakte для размещения обучающих постов и историй;
- умение создавать сайты с помощью конструкторов сайтов Tilda, Wix;
- способность создавать онлайн-курсы на разных образовательных платформах, таких как Blackboard, SCORM, Moodle, Stepik;
- знание основ авторского права;
- творческий подход к преподаванию иностранного языка.
Организационный блок имеет отношение к управлению процессом обучения иностранному языку с помощью цифровых технологий и включает следующие компетенции:
- умение организовать работу студентов в системах управления обучением (Google Classroom, Blackboard, SCORM, Moodle, Teams, Stepik);
- способность работать в разных моделях дистанционного обучения (асинхронного дистанционного обучения, контактного удаленного обучения, смешанного обучения);
- способность организовывать совместную/проектную работу студентов с помощью инструментов Trello, Miro, Padlet, Google docs, Google slides, Jamboard;
- умение организовать самостоятельную работу студентов с помощью онлайн-ресурсов и цифровых инструментов;
- готовность оказывать тьюторскую поддержку при возникновении у студентов проблем с усвоением учебного материала или использованием тех или иных цифровых технологий;
- готовность создавать элементы цифровой среды в мотивационно-воспитательных целях, для придания вектора дальнейшего развития.
Коммуникативный блок относится к взаимодействию преподавателя со студентами, коллегами, администрацией вуза и другими заинтересованными лицами, осуществляемому с помощью цифровых технологий, и состоит из следующих компетенций:
- знание современных цифровых технологий, использующихся для профессиональной коммуникации;
- умение создавать чаты и каналы в социальных сетях для взаимодействия со студентами и коллегами;
- способность использовать Google forms, сайты Mentimeter, Answergarden для проведения мозгового штурма и получения обратной связи от студентов,
- умение соблюдать сетевой этикет и обучать правилам сетевого этикета студентов;
- готовность участвовать в цифровых профессиональных сообществах (например, @english_teachers_upgrade в Instagram, t.me/Bestonlinetutors в Telegram, English Click в Vkontakte) для получения информации о новых методиках обучения иностранному языку и новых цифровых инструментах, а также для обмена опытом и учебными материалами с коллегами.
Заключение. Итак, для решения проблемы цифровой компетентности преподавателя иностранного языка мы рекомендуем обращаться к наиболее фундаментальным моделям цифровой компетентности педагогов – DigCompEdu и модели, разработанной ЮНЕСКО. Данные модели могут быть использованы в качестве ориентиров в развитии профессиональной цифровой компетентности преподавателей. Мы также предлагаем свою модель цифровой компетентности преподавателя иностранного языка, состоящую из четырех блоков: инструментального, креативного, организационного и коммуникативного. Инструментальный блок включает компетенции использования цифровых инструментов и онлайн-ресурсов для обучения иностранному языку. В креативный блок входят компетенции создания цифровых учебных материалов и цифровых сред. Организационный блок состоит из компетенций управления процессом обучения иностранному языку с помощью цифровых технологий. Коммуникативный блок имеет отношение к компетенциям взаимодействия преподавателя со студентами, коллегами, администрацией вуза и другими заинтересованными лицами, осуществляемого с помощью цифровых технологий.
Библиографическая ссылка
Тараненко И.А. К ПРОБЛЕМЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31100 (дата обращения: 11.10.2024).