Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОЗМОЖНОСТИ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА КАК СРЕДЫ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

Остапенко Н.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет»
В статье рассматриваются потенциальные возможности многоуровневого образовательного комплекса (МОК) как среды адаптации обучающихся первого курса колледжа. На основе анализа научной психолого-педагогической литературы раскрываются понятия: «многоуровневый образовательный комплекс», «образовательная среда», «компоненты образовательной среды». Описана специфика профессионального образования, осуществляемого в образовательной среде МОК. Представлена характеристика МОК как образовательной среды адаптации обучающихся первого курса колледжа. Определена структура образовательной среды и её основные компоненты в рамках МОК. Охарактеризованы следующие структурные компоненты образовательной среды МОК: социокультурный, предметно-пространственный и учебно-профессиональный. Определены особенности и потенциальные возможности каждого компонента образовательной среды МОК для успешной социально-психологической и учебно-профессиональной адаптации обучающихся первого курса колледжа. Утверждается, что возможности МОК, как образовательной среды адаптации обучающихся колледжа, реализуются через следующие функции: регулирующую, мотивационную, кадровую и ресурсную. Делается вывод о том, что образовательная среда МОК обладает потенциальными возможностями для решения задачи успешной адаптации обучающихся колледжа, но для полной реализации её потенциальных возможностей необходима специальная организация деятельности по педагогическому обеспечению адаптации обучающихся посредством актуализации выявленных возможностей.
многоуровневый образовательный комплекс
адаптация
колледж
обучающиеся
образовательная среда
1. Разуваев С.Г. Профессиональная социализация личности в условиях многоуровневого образовательного комплекса: монография. Пенза, 2012. 179 с.
2. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление: монография. М.: Народное образование, 2019. 448 с.
3. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Проблема адаптации студентов-первокурсников в контексте особенностей обучения в высшей школе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2013. № 2. С. 155-159.
4. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Основные направления деятельности технического вуза по реализации непрерывного образования в условиях интеграции СПО и ВПО // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 275-278.
5. Браун Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды: автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2007. 21 с.
6. Локаткова О.Н. Влияние образовательной среды школы на готовность старшеклассников к взаимодействию с образовательной средой вуза // Казанская наука.2013. № 4. С. 238-244.
7. Воскрекасенко О.А. Категория «педагогическое обеспечение» в спектре научно-понятийного поля педагогической науки // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции (г. Пенза, 15-16 февраля 2021 г.). Пенза: Издательство Пензенского государственного аграрного университета, 2021. С. 52-55.

Создание многоуровневых образовательных организаций – одно из перспективных направлений реформирования системы профессионального образования, позволяющее решить целый комплекс задач, стоящих перед отечественным образованием. Основными преимуществами, заложенными в идее многоуровневого образования, являются учет образовательных потребностей личности обучающихся, а также повышение эффективности профессиональной подготовки через интеграцию ресурсов, входящих в состав МОК образовательных организаций.

Обучающиеся первого года обучения в колледже проходят непростой адаптационный период с разной степенью успешности. У одних студентов процесс адаптации проходит весьма болезненно и затягивается на длительное время. У других – сравнительно легко, быстро, без ощутимого стресса. Такие студенты без особых проблем добиваются как успехов в учебно-профессиональной деятельности, так и высокого положения в среде сверстников. Сам адаптационный процесс носит закономерный характер, однако на его результативность возможно оказать влияние посредством целенаправленной организации педагогического обеспечения адаптации обучающихся. В образовательной среде МОК складываются особые условия для успешного осуществления деятельности по педагогическому обеспечению адаптации обучающихся колледжа, входящего в его состав.

Цель исследования – определить возможности МОК как среды адаптации обучающихся колледжа, выделить основные характеристики МОК, рассмотреть структуру образовательной среды и дать анализ ее компонентов.

Материалы и методы исследования

В качестве методов исследования возможностей образовательной среды МОК для решения обеспечения успешной адаптации обучающихся первого курса колледжа, входящего в состав многоуровневой организации, выступили: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, документации МОК и колледжа в его составе (учебных планов, программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, фондов оценочных средств), материалов интернет-сайта МОК, а также изучение и обобщение педагогического опыта Пензенского государственного технологического университета, представляющего собой многоуровневую образовательную организацию, включая колледж.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научной литературы показал, что различные аспекты проблемы адаптации обучающихся колледжа нашли своё достаточно полное освещение в современной психолого-педагогической науке. Данной проблемой занимались такие исследователи, как Н.С.Амамбаева, В.А. Анчикова, М.А. Воробьева, И.В. Гордиенко, А.А. Горяйнов, Ю.В.Жукова, А.В. Захарова, А.И. Иванов, С.С. Каримов, Ю.А. Крикунова, Л.Ф. Мирзаянова, С.Н. Ситдикова, А.Р. Хизриева и др. В работах авторов раскрываются вопросы, связанные с особенностями адаптации обучающихся колледжа, испытываемыми ими на первом году обучения типичными затруднениями, учебно-профессиональной и социально-психологической составляющей адаптационного процесса и др. В свою очередь, вопросы профессиональной подготовки обучающихся в условиях МОК рассматривались в исследованиях таких авторов, как А.Ю. Александров, С.Ф.Андрусенко, В.Б. Антонова, Л.Н.Велингурская, О.А.Воскрекасенко, Е.В. Денисова, В.В. Землянский, Л.Н. Зимова, Г.В.Лисовенко, В.Б.Моисеев, С.Г. Разуваев, Н.В. Руднева, С.В. Сергеева, Е.В. Щетинина и др. Ими раскрываются роль и значение многоуровневых образовательных организаций в осуществлении непрерывной профессиональной подготовки будущих кадров, функции МОК, его структура и виды. Возможности образовательной среды изучались как классиками психолого-педагогической науки (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин и др.), так и современными исследователями (М.И. Башмаков, М.В. Григорьева, О.А. Груздева, Р.Н.Ибрагимов, Е.О. Иванова, О.Н. Локаткова, И.М. Осмоловская, С.И.Поздняков, П.А.Рудник и др.). Анализ данных исследований позволяет сделать выводы о значимой роли образовательной среды образовательной организации в решении задач обучения, воспитания и развития личности обучающихся, создания условий для их саморазвития и самореализации.

Вышеназванные исследования послужили теоретическим основанием для определения возможностей образовательной среды МОК для адаптации обучающихся колледжа.

МОК в научной литературе определяется как «открытая многофункциональная образовательная система, интегрирующая учреждения профессионального образования и образовательные подразделения разного уровня с преемственностью и взаиморазвитием в содержании и технологиях образования при реализации вариативных образовательных программ среднего, высшего, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [1, с. 34].

В свою очередь образовательная среда исследователями определяется как «пространственно и/или событийно ограниченная совокупность возможностей для развития личности, возникающих при её взаимодействии со своим социальным и пространственно-предметным окружением» [2, с. 41].

Именно взаимодействуя с образовательной средой, обучающийся в ходе адаптации стремится к достижению динамического равновесия со средой, составляющего цель адаптационного процесса [3]. В случае успеха происходит согласование требований новой среды и субъекта адаптации за счёт внутренних изменений личности обучающегося и (или) активного преобразования самой среды адаптации. В условиях многоуровневого образовательного комплекса складывается специфическая образовательная среда, оказывающая влияние на успешность протекания адаптационных процессов у обучающихся колледжа, характеризующаяся потенциальными возможностями для эффективной социально-психологической и учебно-профессиональной адаптации.

Для МОК, как образовательной среды адаптации обучающихся первого курса колледжа, характерны:

1. Многоуровневость. В многоуровневых образовательных организациях могут реализовываться образовательные программы: основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального и высшего образования.

2. Взаимосвязь структурных подразделений. И колледж, и вуз находятся в тесном взаимодействии между собой: в образовательном процессе, реализации системы воспитания, прохождении учебной и производственной практик (зачастую обучающиеся колледжа и вуза проходят учебную практику в одних и тех же учебных мастерских либо организациях по различным программам практик).

3. Многофункциональность. Основной целью многоуровневых образовательных организаций выступает осуществление образовательного процесса в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ДО, ФГОС СПО, ФГОС ВО).

4. Структура управления. Наличие общего руководства, организации тьюторства (студенты вуза, помимо классных руководителей, являются кураторами учебных групп колледжа), а также единый бухгалтерский учет позволяют осуществлять грамотное расходование бюджетных средств.

5. Учет основных мотивов личности в условиях осуществления непрерывного профессионального образования, выбор обучающимися самостоятельного образовательного маршрута в получении образования согласно их индивидуальным образовательным потребностям.

6. Реализация непрерывного образования в соответствии с требованиями современного общества.

7. Подготовка высококвалифицированных научно-педагогических кадров, ведущих свою профессиональную деятельность как в колледже, так и в вузе.

8. Приоритетность масштабов научной деятельности путем создания инновационных проектов на базе колледжа и вуза.

Профессиональное образование, которое реализуется в образовательной среде МОК, предполагает:

- создание условий для последовательного освоения обучающимися профессиональных компетенций в системе колледж-вуз (более 80% студентов колледжа продолжают обучение по выбранному направлению в высшей школе), что также является одной из возможностей реализации деятельности многоуровневого образовательного комплекса;

- возможность получения профессионального образования по образовательным ступеням (обучающийся, закончивший колледж, поступивший в вуз на бюджет и достигший возраста 18 лет, подлежит призыву в ряды СА, затем, отслужив, может продолжить обучение в вузе на закрепленном за ним бюджетном месте);

- предоставление обучающимся возможности по тем или иным причинам на некоторое время выйти из образовательного процесса и вернуться в него вновь по мере необходимости;

- возможность выбора студентами графика образовательного процесса, совмещение вечерней формы обучения с работой, а также применение педагогами индивидуального подхода (например, к обучающимся-иностранцам и обучающимся-инвалидам) [4].

Вышеназванные особенности образовательной среды многоуровневой образовательной организации создают благоприятные условия для успешного протекания как социально-психологической, так и учебно-профессиональной адаптации обучающихся колледжа, входящего в состав МОК. Его возможности в большей степени прослеживаются через анализ структурных компонентов образовательной среды МОК.

В современной психолого-педагогической литературе на сегодняшний день отсутствует единство в определении структурных компонентов образовательной среды как таковой (Т.П. Браун, М.В. Григорьева, Р.Н.Ибрагимов, Е.О. Иванова, О.Н. Локаткова, И.М.Осмоловская, С.И.Поздняков, П.А.Рудник и др.) [5, с. 16]. Например, О.Н. Локаткова в качестве структурных компонентов образовательной среды выделяет: «пространственно-предметный (учебные аудитории для занятий, учебный корпус, спортивный стадион, прилегающая территория и т.п.); социальный (характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности - учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.); психодидактический (содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса)» [6, с. 240].

Анализ существующих в педагогической науке подходов к структурированию образовательной среды позволяет определить следующие компоненты образовательной среды МОК как среды адаптации обучающихся колледжа:

- социокультурный;

- предметно-пространственный;

- учебно-профессиональный.

На рисунке представлена структура образовательной среды МОК как среды адаптации обучающихся колледжа.

Образовательная среда многоуровневого образовательного комплекса

Социокультурный компонент образовательной среды МОК включает в себя: субъектов образовательного процесса (администрация, преподаватели, кураторы студенческих групп, практические психологи, тьюторы, обучающиеся, их родители и т.д.), нормативно-организационные условия, коммуникационную сферу и корпоративную культуру. Особенность социокультурного компонента структуры заключается в установлении системы иерархических взаимосвязанных и взаимозависимых взаимодействий между субъектами образовательного процесса, характер которых во многом определяет успешность социально-психологической адаптации обучающихся.

Пространственно-предметный компонент представляет собой единство пространственно-предметных единиц (учебных помещений, учебно-научных лабораторий, оборудования и т.п.) в совокупности со способами их функционирования в образовательной среде многоуровневого образовательного комплекса. Данный компонент включает в себя: эстетически-архитектурную организацию пространства, материально-техническое оснащение и символическое пространство. Его особенность заключается в единстве организации и объединении функций вуза и колледжа, что создаёт дополнительные возможности для успешной учебно-профессиональной адаптации обучающихся колледжа в составе МОК.

Учебно-профессиональный компонент образовательной среды МОК включает в себя: содержание образовательных программ; цифровую образовательную среду; формы, методы и технологии организации образовательного процесса; дидактические средства обучения и воспитания. Особенность данного компонента образовательной среды МОК состоит в ярко выраженной практической направленности образовательного процесса, тесном взаимодействии с работодателями, единстве учебной и воспитательной работы, а также построении индивидуальной образовательной траектории, что создаёт потенциальные возможности для успешной учебно-профессиональной адаптации обучающихся колледжа.

Возможности МОК, как образовательной среды адаптации обучающихся колледжа, реализуются через следующие функции:

- регулирующую, направленную на осуществление реализации комплексной модели обучения (аспирантура – магистратура – бакалавриат – колледж), открывающую для обучающихся колледжа возможность продолжить обучение в высшей школе по выбранному направлению подготовки;

- мотивационную, направленную на формирование устойчивых мотивов, побуждающих обучающихся к успешной учебно-профессиональной деятельности, способствующей повышению уровня адаптированности;

- кадровую, реализующуюся через высокий уровень профессорско-преподавательского состава образовательного процесса (преподаватели, которые ведут учебные дисциплины и профессиональные модули у специальностей высшего образования, преподают идентичные курсы и у обучающихся колледжа);

- ресурсную, которая выражается в объединении информационных ресурсов (образовательный портал Moodle, компьютерные программы, электронно-библиотечная система), современных образовательных технологий, которыми владеют педагоги, а также капитальных ресурсов (наличие учебных лабораторий с пакетом лицензионных программ, компьютерное и периферийное оборудование) образовательных организаций, входящих в состав многоуровневого образовательного комплекса.

Таким образом, образовательная среда МОК обладает потенциальными возможностями для решения задачи успешной адаптации обучающихся колледжа. Вместе с тем потенциальные возможности без специальной организации деятельности по педагогическому обеспечению адаптации обучающихся посредством актуализации вышеописанных возможностей останутся нереализованными [7].

Заключение

Образовательная среда МОК, представляя собой многоуровневую систему условий, обеспечивающих оптимальность деятельности по реализации профессионального образования и формирования компетенций обучающихся, оказывает непосредственное и опосредованное влияние на успешность учебно-профессиональной и социально-психологической адаптации обучающихся колледжа. Она включает в себя социокультурный, предметно-пространственный и учебно-профессиональный компоненты, каждый из которых обладает потенциальными возможностями для обеспечения успешной адаптации обучающихся колледжа в условиях многоуровневой образовательной организации. Актуализация этих возможностей составляет содержание деятельности по педагогическому обеспечению адаптации обучающихся колледжа.


Библиографическая ссылка

Остапенко Н.А. ВОЗМОЖНОСТИ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА КАК СРЕДЫ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31076 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674