Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Алексеенко С.Н. 1 Гайворонская Т.В. 1 Дробот Н.Н. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Статья посвящена использованию симуляционного обучения в комплексной системе додипломной и последипломной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием в Мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре Кубанского государственного медицинского университета. В статье указывается, что на различных этапах подготовки специалиста существенное значение имеет овладение практическими навыками и умениями, которые необходимы при выполнении врачебной деятельности. Объединяя теоретические знания с практическими умениями и навыками, обучающийся с помощью преподавателя имеет возможность адаптироваться к реальной жизненной медицинской проблеме. Симуляционные технологии активно внедряются в современный образовательный процесс медицинских вузов, приобретая практико-ориентированную направленность, обеспечивая безопасность выполнения диагностических и лечебных медицинских процедур. В статье представлены поставленные перед центром цели, преимущества обучения практическим умениям и навыкам с использованием симуляционных технологий, техническое оснащение центра, отражены этапы организации симуляционного обучения студентов, клинических ординаторов и врачей. Предлагаемое построение учебного процесса в Мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре позволяет формировать и развивать клиническое мышление, профессиональные умения и навыки при выполнении медицинских манипуляций. Представлены анализ освоения симуляционных технологий, отношение обучающихся к данному виду получения практических умений и навыков. Продуктивная организация учебно-методической работы, обеспечение контроля за качеством выполнения тренингов, заинтересованность в получении положительного результата со стороны как преподавателя, так и студента, клинического ординатора, практикующего врача способствуют повышению уровня образовательного процесса в вузе и вносят вклад в систему здравоохранения страны.
медицинский вуз
студенты
клинические ординаторы
врачи
симуляционное обучение
1. Национальный проект «Образование». [Электронный ресурс]. URLhttps://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 08.08.2021).
2. Национальный проект «Здравоохранение». [Электронный ресурс]. URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie (дата обращения: 08.08.2021).
3. Муравьев К.А., Ходжаян А.Б., Рой С.В. Симуляционное обучение в медицинском образовании – переломный момент // Фундаментальные исследования. 2011. № 10-3. С. 534-537.
4. Алексеева О.В., Носова М.Н., Улитина О.М., Лычёва Н.А., Бондарчук Ю.А., Шахматов И.И., Вдовин В.М., Шатилло Г.Ю., Киселёв В.и., Моисеева Т.Г., Блажко А.А., Николаев В.Ю. Симуляционные методики в учебном процессе медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. [Электронный ресурс].
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22506 (дата обращения: 11.08.2021).
5. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю. Современные образовательные технологии – средство инновационного пути развития высшего медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2015. № 1. С. 88-95.
6. Глыбочко В.В. Непрерывное образование врачей: опыт внедрения инновационных технологий // Медицинское образование и вузовская наука. 2014. № 1. С. 5-7.
7. Токмакова С.И., Жукова Е.С., Шилова Ю.Н., Бондаренко О.В., Луницына Ю.В., Побединская Л.Ю., Левченко О.Г. Симуляционное обучение в подготовке к практической деятельности и аккредитации выпускников по специальности «Стоматология» в условиях самоизоляции в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. [Электронный ресурс].
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30569 (дата обращения: 16.08.2021).
8. Турчина Ж.Е., Шарова О.Я., Нор О.В., Черемисина А.В., Битковская В.Г. Симуляционное обучение, как современная образовательная технология в практической подготовке студентов младших курсов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24677 (дата обращения: 11.08.2021).
9. Свистунов А.А., Горшков М.Д., Шубина Л.Б., Грибков Д.М. Основные принципы и понятия симуляционного обучения. Специалист медицинского симуляционного обучения: учебное пособие. М.: РОСОМЕД, 2016. С. 40-72.
10. Галактионова М.Ю., Маисеенко Д.А., Таптыгина Е.В. От симулятора - к пациенту: современные подходы к формированию у студентов профессиональных навыков // Сибирское медицинское обозрение. 2015. № 2. С. 108-111.
11. Заболотная С.Г. К вопросу о коммуникативной ценности симуляционных технологий в медицинском вузе // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 8. С. 69-73.
12. Галонский В.Г., Майгуров А.А., Тарасова Н.В., Алямовский В.В., Сурдо Э.С., Черниченко А.А. Симуляционное обучение как эффективный педагогический инструмент качественной подготовки будущих врачей-стоматологов // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 101-110.
13. Косаговская И.И., Мадьянова В.В., Королева Ю.В. Современные подходы к симуляционному обучению медицинских кадров // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2016. № 7-8. С. 27-33.
14. Лазарьков П.В., Байдаров А.А. Формирование клинического мышления с использованием человекоподобных роботов // Виртуальные технологии в медицине. 2020. № 1 (4). С. 29-31.

В настоящее время в РФ уделяется большое внимание качеству и эффективности оказания медицинской помощи населению. В практическом здравоохранении наиболее частыми причинами конфликта между пациентом и медицинским работником являются недостаточный уровень владения последним практическими навыками при выполнении медицинских манипуляций – как диагностических, так и лечебных, нарушение правил деонтологии и этики при общении с пациентами и их родственниками. Как следует из нормативных документов Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, развитие и организация профессионального медицинского образования в стране рассматриваются в качестве приоритетных направлений работы правительства в социально-экономическом секторе. В современных условиях актуальными задачами высшей медицинской школы являются разработка и эффективное использование современных методов подготовки будущих специалистов, объективная оценка знаний и качества освоения практических навыков студентами [1, 2].

Для решения проблемы дефицита врачебных кадров высокой квалификации закономерно рассматривать в качестве одного из направлений в высшем медицинском образовании существенное усиление практико-направленной организации образовательного процесса в медицинском вузе, что создаст условия для формирования и развития профессиональной мотивации у студентов, начиная с 1-го курса медицинского вуза, при сохранении должного уровня теоретической подготовки будущих врачей [3].

Теоретическая подготовка специалистов с высшим медицинским образованием всегда была и остается фундаментом образовательного процесса. В то же время для успешного выполнения врачебной деятельности, умения качественно решать профессиональные задачи студентам необходимо научиться владеть практическими умениями и навыками во время учебы в вузе. При этом в современных условиях возникают реальные вопросы в решении данной задачи по клиническим дисциплинам – организационные, этические, финансовые [4, 5]. Это актуальная проблема клинических кафедр, которые испытывают организационные и административные трудности при подготовке специалистов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

В реальной практической ситуации при работе с пациентами преподавателю не всегда возможно научить студентов необходимым практическим умениям и навыкам, рассмотреть различные заболевания на конкретном больном. Эта проблема усугубляется тем, что пациент вполне законно на основании правовых и этических нормативов может отказаться от участия студентов в лечебно-диагностическом процессе, тем более от выполнения ими медицинских манипуляций [6, 7].

Современное медицинское образование невозможно без обучения практическим навыкам и умениям, которые следует применять в реальных жизненных и профессиональных условиях. Владению практическими действиями нельзя научиться, имея только теоретическую базовую основу по выполнению тех или иных медицинских процедур, нужно практико-ориентированное обучение в период додипломной и последипломной подготовки. Внедрение в процесс профессиональной подготовки инновационных методов, направленных на обучение и совершенствование владения практическими навыками, рассматривает использование в образовательном процессе симуляционных методов.

Методики симуляционного обучения в медицине известны давно. В наше время эта форма подготовки медицинских специалистов начала активно развиваться в 1970-е гг. и в настоящее время является общеустановленной нормой в подготовке врачей различных специальностей. Использование симуляторов различной степени технической сложности позволяет многократно отрабатывать определенные медицинские процедуры в условиях, максимально сравнимых с реальной медицинской ситуацией. При отработке практических навыков и умений возможно их многократное повторение с одновременным выявлением ошибок при выполнении манипуляций, контролем со стороны преподавателя за правильностью выполнения действий, что существенно снижает риски для пациентов. Симуляционное образование в современных условиях рассматривается как важнейшая составляющая в подготовке медицинских кадров во всем мире. В Российской Федерации в 2012 г. было создано Российское общество симуляционного обучения в медицине, которое осуществляет организационно-методическую и техническую помощь в повышении эффективности практико-ориентированной подготовки врачебных кадров [8–10].

Таким образом, в современных условиях развития здравоохранения и высоких запросов, предъявляемых государством и обществом к медицинским работникам, необходимы высококвалифицированные врачебные кадры, обеспеченные высоким уровнем фундаментальной теоретической и практической подготовки. Решают проблему практической подготовки симуляционные центры, приоритеты которых неоспоримы и определены следующие преимущества:

– приобретение практических умений, навыков и клинического опыта в виртуальной среде без риска для пациента;

– множественные повторы действий для отработки практических умений и навыков;

– возможность выявлять, управлять, осознавать и ликвидировать ошибки;

– возможность развивать способности обучающихся к быстрому принятию профессионально грамотных решений;

– способность объективно оценивать правильность выполнения манипуляции;

– возможность освоения редких клинических ситуаций;

– отсутствие боязни у обучающихся причинить вред пациенту [11, 12].

Обучение в медицинском вузе с использованием симуляций дает возможность предоставить обучающимся многообразие клинических ситуаций, исключая при этом морально-этические и законодательные ограничения в общении с пациентом.

В связи с актуальностью рассматриваемой проблемы целесообразно дальнейшее изучение возможностей симуляционного обучения в подготовке компетентного врача в соответствии с требованиями ФГОС.

Цель исследования. Охарактеризовать и оценить возможности симуляционных технологий в формировании практических умений и навыков в общеобразовательном процессе подготовки компетентных специалистов с высшим медицинским образованием.

Материалы и методы исследования. В данном исследовании проведен анализ научно-методической литературы по различным аспектам симуляционного обучения в медицинском вузе. Для выполнения указанных целей изучены возможности Мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра Кубанского государственного медицинского университета (КубГМУ) в комплексном процессе обучения будущих и уже практикующих врачей. На принципе анонимности проведено добровольное анкетирование 238 студентов выпускного курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов.

Результаты исследования и их обсуждение. В современных условиях практическая подготовка будущих врачей рассматривается как важнейший компонент в повышении профессиональной мотивации медицинских кадров. Данный запрос обеспечивается созданием симуляционных центров и обучением студентов, клинических ординаторов и практикующих врачей с сопровождающим контролем за степенью овладения навыками, умениями и допуском к выполнению медицинских процедур на пациентах.

В Кубанском государственном медицинском университете на базе «Центра практических навыков», созданного в 2009 г., организован «Мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр» (МАСЦ), подразделение центра функционирует в Клинике ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России. В МАСЦ проводятся практическая подготовка студентов, начиная с доклинических кафедр, последипломная подготовка клинических ординаторов и врачей. Эта учебная деятельность сопровождается текущим, промежуточным и итоговым контролем за уровнем усвоения и оценкой манипуляционных действий обучающихся по направлениям терапевтического, стоматологического, хирургического, педиатрического, фармацевтического и других профилей. В МАСЦ функционируют специализированные кабинеты и тематические площадки-модули, оснащенные симуляторами различной степени технической сложности, с возможностью обучения и выполнения задач, поставленных перед обучающимися.

Цель работы МАСЦ – эффективное и качественное обучение студентов, клинических ординаторов, слушателей факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Кубанского государственного медицинского университета практическим умениям и навыкам, формирование профессиональных компетенций путем применения современных технических средств в соответствии с ФГОС высшего образования в стандартных, экстренных и нестандартных ситуациях при организации и оказании медицинской и первой неотложной помощи.

Основные задачи МАСЦ направлены на освоение практических умений и навыков обучающимися, формирование, развитие и совершенствование практических медицинских компетенций с использованием современных тренажеров-симуляторов, роботов-симуляторов, манекенов-имитаторов, электронных фантомов, моделей-муляжей и другого интерактивного компьютеризированного оборудования. Кроме того, для качественного выполнения оперативных вмешательств и медицинских процедур, оказания неотложной помощи и ее своевременной диагностики проводится разработка алгоритма действий при указанных состояниях. Важной задачей работы МАСЦ является контроль за качеством формирования и совершенствования практических умений и навыков у всех категорий обучающихся. В результате выполнения поставленных задач МАСЦ будет способствовать формированию и развитию клинического мышления, способности принимать правильные решения, анализировать и исправлять допущенные ошибки.

Оснащение МАСЦ:

– тренажеры для отработки базовых и клинических навыков;

– тренажеры для отработки техники восстановления проходимости дыхательных путей и сердечно-легочной реанимации;

– педиатрические фантомы и симуляторы;

– гинекологические и акушерские фантомы и тренажеры, в том числе имитаторы пациента;

– симуляторы эндоскопических операций, имитаторы пациента;

– фантомные стоматологические универсальные столы со стоматологическими тренировочными модулями дентомоделей и моделей головы;

– зуботехническое оборудование для полного цикла работы зубного техника;

– стоматологические установки с необходимым набором комплектующих и расходного материала;

– модели полости рта для отработки удаления зубов на манекене и других стоматологических манипуляций;

– хирургические системы для челюстно-лицевой хирургии и имплантологии;

– мультимедийная система видеомониторинга и записи процесса обучения;

– стандартный виртуальный симулятор для практических навыков в гастроскопии и бронхоскопии;

– виртуальные симуляторы клинического мышления в стоматологии, офтальмологии, отоларингологии.

Симуляционные технологии в образовательном процессе медицинского вуза предоставляют обучающимся обширные возможности овладения практическими навыками и умениями, такими кака: осмотр пациента, пальпация, перкуссия, аускультация, отработка навыков фибробронхоскопии, колоноскопии, гастроскопии, лапароскопии, спинномозговой пункции, пункции плевральной полости, пункции вен, выполнения инъекций и др. Кроме того, имеется возможность модифицировать запрограммированные задания по усмотрению преподавателя-тренера и моделировать различные клинические ситуации.

При рассмотрении симуляционного обучения как важнейшего аспекта в комплексной подготовке специалистов с высшим медицинским образованием обучение в МАСЦ построено с соблюдением принципов, которые сконцентрированы на формировании адекватной и быстрой ответной реакции, особенно при оказании неотложной медицинской помощи, выполнении реанимационных действий, развитии способности решать профессиональные задачи, формировать умения правильно оценивать анамнестические, лабораторные данные, результаты лучевой и инструментальной диагностики конкретного пациента.

Организация работы МАСЦ строится на основе интеграции фундаментальных и клинических учебных дисциплин. Отсутствие знаний или их низкий уровень в объеме фундаментальных дисциплин, таких как «Нормальная и патологическая анатомия», «Нормальная физиология», «Патофизиология», «Клиническая биохимия», не позволяют обучающимся понимать процессы, происходящие в организме пациента, и принимать адекватные меры для решения реальных или смоделированных профессиональных задач. Поэтому занятия в симуляционном центре построены по принципу соблюдения этапности обучения и выполнения основ медицинского образования: знания, умения, навыки (ЗУН). Считаем, что такое взаимодействие создает условия и является залогом компетентного выполнения медицинских манипуляций, формирует целостную профессиональную личность на этапе как додипломной, так и последипломной подготовки специалиста. Большое значение в работе МАСЦ имеет организация учебного процесса. Сотрудники центра совместно с опытными преподавателями клинических кафедр разработали тематические планы занятий и алгоритмы отработки практических навыков на симуляторах. В случае необходимости дидактические разработки подвергаются коррекции. Как считают ряд авторов [13, 14], для обеспечения высокого уровня практической подготовки студентов, клинических ординаторов и слушателей, кроме симуляторов практического обучения, необходимо использование педагогических технологий, которые обеспечат взаимосвязь системы отработки практических действий на основе теоретических знаний. Это формирует клиническое мышление, повышает профессиональную мотивацию, интерес к самообразованию и самореализации в избранной профессии.

При выполнении учебно-практических занятий в МАСЦ преподавателем-тренером соблюдается этапность обучения. Распределение действий преподавателя и обучающихся на этапах освоения практических умений и навыков представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение действий преподавателя и обучающихся на этапах освоения практических умений и навыков

Этапы обучения в МАСЦ

Действия преподавателя и обучающихся

1-й этап

Обучающиеся получают от преподавателя теоретические знания и обоснования необходимости и целесообразности выполнения медицинской манипуляции

2-й этап

Преподаватель демонстрирует обучающимся алгоритм выполнения медицинской манипуляции на симуляторах

3-й этап

Обучающийся выполняет манипуляции под контролем преподавателя, используя симуляторы

4-й этап

Обучающийся самостоятельно выполняет на симуляторе повторные целенаправленные действия, осмысливая допущенные ошибки и исправляя их

5-й этап

Проведение дебрифинга. Разбор преподавателем ошибок, допущенных обучающимися, их коррекция, ответы на вопросы обучающихся

Таким образом, организация учебного процесса в МАСЦ по принципу этапности позволяет формировать и развивать клиническое мышление на основе знания процессов, происходящих в больном организме, что наглядно подтверждает работа с симулятором «виртуальный пациент». Обучение на данном симуляторе дает возможность создавать клинические сценарии различной степени сложности по избранным специальностям. Одновременно с теоретическими знаниями усваиваются и практические умения, когда у выполняющего практическое действие появляются понятия: «правильно», «неправильно». Результат действия подвергается анализу и выводу: «так действовать можно», «так действовать нельзя». При многократном повторении действий обучающимся умения переходят в навыки, когда действия доведены до автоматизма. Именно в этом взаимодействии «знаний – умений – навыков» формируется компетентный специалист. В таком образовательном пространстве студент, клинический ординатор, врач осознанно выполняют профессиональные действия в виртуальной обстановке и в реальной практической работе. Формирование профессиональных знаний, умений и навыков зависит не только от преподавателя, но и от обучающихся, их желания и стремления к безошибочной, конструктивной врачебной деятельности. Практическая направленность обучения в медицинском вузе приобретает все большее значение и не зависит от выбора будущей врачебной специальности.

В связи с этим было проведено анкетирование 238 студентов выпускных курсов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. Студентам предложено анонимно ответить на вопросы о необходимости получения практических умений и навыков при обучении в вузе. Все респонденты отметили потребность работы в МАСЦ, понимая, что, прежде чем выполнять медицинские манипуляции на пациенте, нужно получить знания, умения и навыки на симуляторах различной степени сложности. 92,5% анкетируемых отметили, что такой подход к организации образовательного процесса помогает вырабатывать тактику действий, принимать решения в различных ситуациях, повышает мотивацию к обучению и самообучению. Высоко оценивают участники опроса возможность освоения работы на высокотехнологичных компьютерных симуляторах с созданием различных клинических ситуаций. В вопросах анкеты респондентам задан вопрос: «С какого курса целесообразно начинать обучение в симуляционном центре?» Анализ ответов выявил следующие мнения: с 1-го курса – 13,2%, со 2-го – 12,9%, с 3-го – 51,7%, остальные – с 4-го курса. Следующим вопросом анкеты был: «Помогла ли отработка практических навыков в симуляционном центре при учебно-производственной практике?» Положительно ответили на вопрос и оценили высокую степень полезности алгоритмов приобретения умений и навыков 85,4% респондентов. Следовательно, больше 2/3 ответивших на вопросы анкеты считают необходимым начинать обучение в ситуляционном центре уже на младших курсах; большинство выпускников уверены, что отработка практических навыков на симуляторах помогла в период производственной практики и облегчит переход к самостоятельной профессиональной деятельности.

В условиях пандемии COVID-19 возникла обоснованная необходимость внести коррективы в работу МАСЦ – изменились режим работы и расписание практических занятий. В связи с необходимостью сохранения безопасной социальной дистанции количество обучающихся в группе было сокращено с учетом используемых площадей. Для безопасности образовательного процесса организована дезинфекция пространства после каждого занятия. Опыт повсеместного внедрения симуляционного обучения, особенно в период пандемии, показывает важность и необходимость этой формы обучения в медицинском вузе.

Выводы. Симуляционное обучение представляет собой освоение и совершенствование практических умений и навыков с помощью виртуальной модели реалистической проблемы. Опыт работы МАСЦ показывает, что применение симуляционных технологий позволяет повысить безопасность медицинских манипуляций для пациентов, снизить стрессовые ситуации у обучающихся, повышает и создает условия совершенствования профессионального мастерства, практических умений и навыков у студентов на этапе обучения, обеспечивая им более эффективный переход к медицинской деятельности в реальных жизненных ситуациях. Клинические ординаторы и врачи при обучении в МАСЦ получают практику пользования современными технологиями выполнения лечебно-диагностических процедур, проведения оперативных вмешательств. Эффективная организация учебно-методической работы, обеспечение контроля за качеством выполнения тренингов, заинтересованность в получении положительного результата со стороны преподавателя и обучающихся способствуют повышению уровня образовательного процесса в вузе и вносят позитивный вклад в систему здравоохранения страны.


Библиографическая ссылка

Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31072 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674