Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кирьянова Е.А. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
В статье анализируется целесообразность и эффективность использования проектной деятельности в учебном процессе при подготовке педагогов. Организация проектной деятельности рассматривается как ответ на вызовы времени, связанные с переменами в системе основного общего и среднего общего образования, требованиями соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов. Делается вывод, что проектная деятельность в высшем образовании служит индивидуализации и интенсификации процесса обучения, способствует подготовке будущих учителей к практической деятельности в современной школе. Применение метода проектов в школьном образовании способствует приращению знаний школьников и формированию ситуаций их использования в реальной жизни. В статье выстроена логическая цепочка использования проектной деятельности в высшем образовании и применения полученных компетенций в практической работе современного молодого учителя; даны рекомендации по организации проектной деятельности бакалавров и магистрантов педагогических направлений подготовки высшего образования. Приведены конкретные примеры разработанных студентами педагогических направлений подготовки проектов по обществознанию (праву), истории, в сфере внеклассной работы, интегрированный проект по дисциплинам среднего профессионального образования. Сделан вывод об эффективности и результативности использования проектного метода в системе высшего образования.
педагогическое образование
проектная деятельность
универсальные и профессиональные компетенции
управление проектами
результативность обучения
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897). [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 12.08.2021).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 №413). [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 12.08.2021).
3. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe (дата обращения: 12.08.2021).
4. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/ (дата обращения: 12.08.2021).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 №125). [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 12.08.2021).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 44.04.01 Педагогическое образование (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 №126). [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/440401_%D0%9C_3_17062021.pdf (дата обращения: 12.08.2021).
7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
8. Клюева В.В., Данилова М.В. Правовая грамотность учащихся старших классов // Молодой ученый. 2014, №5 (64). С. 518-521.
9. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2008. 320 с.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования и среднего общего образования (далее – ФГОС ООО, ФГОС СОО) среди метапредметных требований к результатам образования устанавливают требование «владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности» [1, п. II.8; 2, п. II.6]. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

ФГОС ООО ориентирует, что программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования должна быть направлена на «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» [1, п. 18.2.1]. ФГОС СОО требует, чтобы программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования была направлена на «формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования» [2, п. 18.2.1].

Аналогичные подходы прослеживаются документах, определяющих содержание и технологии преподавания в школе дисциплин предметной области «Общественные науки» (история, обществознание, право, экономика), в которых особое внимание уделяется повышению самостоятельности и мотивации обучающихся, формированию способности практического применения ими полученных знаний, а средством достижения этих целей прямо назван метод учебного проектирования [3; 4].

Учитывая потребности современного школьного образования, в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры «Педагогическое образование» актуальной проблемой является освоение обучающимися основ проектной деятельности, ибо современная школа ориентирована не только на приобретение знаний, но и на их активное применение.

Целью исследования является анализ практики использования проектного метода обучения в педагогическом образовании будущих педагогов. Этот вид образовательной деятельности ориентирует студентов не только на теоретическое изучение соответствующих дисциплин, но и практическую реализацию самостоятельно разработанных проектов.

Материал и методы исследования. При проведении исследования использованы эмпирические и теоретические методы, связанные с анализом и систематизацией опыта преподавания элементов проектной деятельности для студентов бакалавриата и магистратуры педагогических направлений подготовки, выявлением ключевых направлений реализации проектов выпускниками указанных направлений подготовки. Теоретические методы анализа, синтеза, интерпретации, систематизации и обобщения фактов позволили осуществить выводы об основных направлениях совершенствования проектно-ориентированного обучения.

Результаты исследования и их обсуждение

Осознавая задачи, которые стоят перед молодыми учителями в их практической работе, при подготовке учителей мы исходим из принципа: «Научись сам, научи других». Этот принцип понимается как необходимость освоения основ проектной деятельности студентами бакалавриата и магистратуры, обучающимися по педагогическим направлениям подготовки. Тем более что актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее – ФГОС ВО) бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование» предусматривают реализацию компетенции такой категории, как «Разработка и реализация проектов». ФГОС ВО бакалавриата так формулирует указанную компетенцию: «Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений» (УК-2) [5]. К выпускникам магистратуры предъявляются более высокие требования с точки зрения реализации проектной деятельности, что предусматривает универсальная компетенция (УК-2 ФГОС ВО магистратуры): «Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла» [6]. В РГУ имени С.А. Есенина разработаны следующие индикаторы достижения указанной выше компетенции в рамках компетентностной модели выпускника магистратуры: УК-2.1. Формулирует на основе поставленной проблемы проектную задачу и способ ее решения через реализацию проектного управления; УК-2.2. Разрабатывает концепцию и план реализации проекта с учетом потенциальных рисков и возможности их устранения; УК-2.3. Осуществляет мониторинг хода реализации проекта, уточняет зоны ответственности участников проекта, предлагает механизмы оценки качества проекта.

Кроме того, для обучающихся в магистратуре по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» в РГУ имени С.А. Есенина определена профессиональная компетенция (ПКО-2), также ориентирующая на подготовку будущих педагогов к организации проектной деятельности в школе: «Способен руководить научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) дополнительной профессиональной подготовки». Такой проектно-ориентированный подход ставит перед преподавателями вуза актуальную задачу подготовки студентов к организации и реализации проектной деятельности в школе.

Теоретический блок изучения основ проектной деятельности представлен вопросами истории и теории проектной деятельности в образовании в рамках изучения студентами бакалавриата педагогических направлений подготовки частных методик, например Методики обучения истории/ Методики обучения обществознанию.

Изучая теоретический аспект проектной деятельности, необходимо определиться с терминологией. Этимология слова «проект» подсказывает нам, что в переводе с латинского это слово означает «брошенный вперед». «Педагогический словарь» Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова определяет метод проектов как «систему обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов» [7, с. 79]. Ряд авторов обозначают проект как «цельное представление о комплексной, уникальной, ограниченной во времени деятельности, направленной на достижение определенных целей через осуществление изменений» [8, с. 65]. Соглашаясь с указанными авторами, следует обратить внимание на две характерные черты проектной деятельности: она ограничена во времени и направлена на достижение определенных целей. Достижение целей проектной деятельности предполагает, что, во-первых, любой проект должен решать некую актуальную проблему: исследовательскую, методическую, психологическую, социальную, иную, а во-вторых – иметь своим результатом определенный продукт (эссе, аналитические или обзорные материалы, материальный объект, макет, конструкторское изделие). Эти две принципиальные характеристики – целеполагание и продуктивность – определяют структуру проектной деятельности в образовании, которая (с некоторыми вариациями) может быть представлена в следующих этапах: цель проекта; определение ключевой проблемы и ресурсов для ее решения; исследование проблемы и разработка плана решения (определение последовательности действий, установление ответственных за определенные этапы и сроков реализации определенных этапов, промежуточных результатов), реализация указанного плана. Следует продумать вопросы оценивания полученных результатов и рефлексии.

При реализации магистерских программ теоретический блок представлен учебной дисциплиной «Проектный менеджмент», а также в части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, – дисциплинами, учитывающими и отражающими специфику проектной деятельности в предметной сфере: истории, обществознании, праве и т.д.

Практический блок подготовки студентов – будущих педагогов к проектной деятельности представлен обязательным для выполнения как в бакалавриате, так и в магистратуре заданием по разработке собственного проекта. Ключевым отличием является то, что у бакалавров проект остается часто прототипом проектной деятельности, и только 30-40% студентов могут его реально реализовать в рамках, например, педагогической практики. Для магистров, большинство из которых являются действующими учителями, реализация разработанных проектов в образовательных организациях города и области обязательна.

Так, студенты образовательной программы 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) «Обществознание и английский язык», разработали проект лагеря-семинара для школьников «В своих правах мы правы». Актуальность проекта связана с проблемой правовой грамотности подрастающего поколения – знание прав и обязанностей отчасти гарантирует их соблюдение, незнание же приводит к необдуманным поступкам и действиям, за которые следует нести ответственность. Согласно статистике, каждое восемнадцатое преступление совершается несовершеннолетними или при их участии. На учете в органах внутренних дел стоит более 330 тыс. несовершеннолетних и около 150 тыс. родителей. К уголовной ответственности каждый год привлекается более 80 тыс. лиц в возрасте 14–18 лет [8]. По данным Росстата, число преступлений, совершенных несовершеннолетними, из года в год растет. Правовая безграмотность может являться причиной девиантного поведения несовершеннолетних, асоциального образа жизни, противоправного поведения. Поэтому существует необходимость создания условий для развития повсеместной пропаганды правовой грамотности среди подрастающего поколения. При этом правовую грамотность следует рассматривать как общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона [9, с. 246]. Объем изучаемой в рамках школьной программы правовой информации недостаточен, а родители часто не уделяют внимание данному вопросу.

Для выявления уровня правовой грамотности старшеклассников в рамках реализации проекта студентами было проведено исследование среди учащихся 10-х классов (возраст 16-17 лет) одной из школ г. Рязани. Для проведения исследования на основе материалов Клюевой В.В., Даниловой М.В. [8] была составлена анкета «Знаете ли вы свои права?», ориентированная на определение уровня осведомленности в области прав и обязанностей школьников. Было обработано 35 анкет. Результаты анкетирования показали, что только 40% обучающихся с уверенностью ответили, что знают свои права; 20% заявили, что не знают, 40% затруднились ответить. 43% детей заявили о нарушении своих прав, 13% сказали, что их права не нарушаются, при этом 23% учащихся сами нарушают права других людей. 27% детей не знают, куда следует обратиться при нарушении их прав; 16% будут в таких случаях обращаться к родителям, 27% – в полицию; пятая часть опрошенных готовы обратиться к социальному работнику, 10% – в суд.

Роль родителей в правовом просвещении учащихся невысока: 46% детей заявили, что родители с ними никогда не говорили о вопросах правовой грамотности и их ответственности. Среди основных источников получения правовой информации учащиеся назвали: СМИ (50%), учителей (60%), сверстников (16%), сотрудников правоохранительных органов (13%), Интернет (3%), социальные сети (3%).

В то же время 70% детей заявили, что у них возникало желание совершить правонарушение; 80% школьников оказывались в ситуациях, когда они ощущали недостаток правовых знаний. Свое отношение к закону учащиеся сформулировали так:

А. Всегда и во всем соблюдать букву закона, даже если закон уже устарел или не вполне соответствует сегодняшним реалиям (20%).

Б. Законы надо соблюдать, но только если это делают и сами представители органов власти (36,7%).

В. Не так важно, соответствуют ли поступки людей закону; главное, чтобы эти поступки были справедливыми (16,7%).

Г. Закон можно соблюдать лишь тогда, когда он не мешает реализовать собственные интересы (0%).

Д. Затрудняюсь занять однозначную позицию (26,7%).

Разработанный студентами проект лагеря-семинара предполагает три дня различных интенсивов и рассчитан на учеников 9-11 классов. В предлагаемых мероприятиях кураторами будут выступать студенты юридических и педагогических направлений подготовки, преподаватели и приглашенные спикеры. Технически он должен быть обеспечен проектором, компьютером, микрофоном, принтером, общей громкой связью.

Среди основных мероприятий лагеря-семинара:

– общелагерная интерактивная лекция «А имею ли я право?» продолжительностью до 60 минут, на которой спикер проводит вступительную беседу с детьми; ориентируясь на ответы анкеты, приводит примеры правовых затруднений, с которыми подростки сталкиваются в повседневной жизни, предлагает командно решить ситуационные задачи на основе имеющихся у них знаний и разбирает ошибки;

– квест «Сети и дети», посвященный правомерному поведению в Интернете, ситуациям интернет-мошенничества;

– игра по станциям «По страницам Конституции». Целью игры является углубление знаний о Конституции РФ, её истории, структуре; в ходе игры на основе разбора практических ситуаций происходит обсуждение основных прав и обязанностей граждан РФ. Игра имеет соревновательный характер;

– интерактивные лекции приглашенных спикеров по следующей тематике: антикоррупционное поведение; выборная система и избирательные кампании; молодежные политические движения. Лекции проходят по принципу «вертушки»: каждая лекция продолжается 30 минут для одной из 3 групп школьников; каждая группа переходит по кругу от одной лекции к другой с перерывом в 5 минут. На лекциях используются элементы беседы, дискуссии, мозгового штурма, решения ситуационных задач;

– мероприятие «Вредные советы». Группы детей (отряды) по очереди разыгрывают сценки неправомерного поведения, выступают в роли тьюторов, добиваясь общелагерного решения поставленной задачи, затем показывают сценки правильного правового поведения в данных ситуациях. Оценивается оригинальность задумки, проработанность сюжета, осведомленность в правовых вопросах и ситуациях, актерское мастерство;

– интерактивная лекция «Правовое взаимодействие людей: прошлое и настоящее»;

– лекция - мозговой штурм «Будущее России – молодёжь», посвященная актуальным проблемам и направлениям современной молодежной политики, вопросам самоопределения школьников;

– финальная игра «Теперь я знаю...» по типу «Своей игры», в которой ребята вспоминают, что уже успели узнать, применяют знания на практике и борются за победу.

Повышение уровня правовой грамотности является гарантией снижения числа правонарушений среди несовершеннолетних. Участники лагеря получат возможность научиться ориентироваться в российском законодательстве, актуализируют свои знания в области обществознания и права. На занятиях у школьников будут развиваться логическое мышление, навыки толкования и применения законов, формироваться уважительное отношение к праву и закону.

Работа по формированию навыков проектной деятельности продолжается с обучающимися в магистратуре 44.04.01 «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Историческое образование». Так, студентами в 2020 году был разработан образовательный проект «Мирными дорогами к Великой Победе». Целью проекта было создание в одной из школ города Рязани виртуального музея реликвий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Задачи проекта заключались в следующем:

1) создать условия для погружения обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов школы в атмосферу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. посредством моделирования исторических событий;

2) организовать совместную поисково-исследовательскую деятельность обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов школы;

3) использовать сетевое партнерство в реализации «квест-технологии»;

4) максимально привлечь обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов школы к подготовке и проведению празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Проект был реализован. Качественными показателями реализации проекта стало внедрение новых форм освоения исторического и культурного наследия в образовательный процесс; повышение уровня цифровой грамотности обучающихся, родителей. Количественные показатели реализации проекта состояли в том, что в проект включились 87% обучающихся школы и 95% педагогов; по итогам реализации проекта было проведено 32 классных часа, не менее 3 исторических квестов; виртуальный музей пополнился 32 экспонатами.

Среди других подготовленных магистрантами проектов следует назвать виртуальную экскурсию по Рязани «Астраханская улица сквозь века»; проект «Тайны старого сундука: куклы», целью которого было формирование интереса к русской культуре через образ традиционной народной куклы и проведение мастер-класса по созданию тряпичной куклы «Пеленашка» в рамках школьного музея; междисциплинарный информационный проект для обучающихся среднего профессионального образования «Пятисотрублевая банкнота» (на базе дисциплин «История», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Финансы, денежное обращение и кредит»).

Выводы. Таким образом, использование проектных технологий дает значительные образовательные результаты и показывает эффективность их использования. Будущие учителя, разрабатывая реальные проекты, не только знакомятся с технологией проектной деятельности, но и приобретают профессиональные компетенции, у них развиваются навыки собственной самостоятельной работы и ее организации у школьников, развиваются способности к самовыражению, самоопределению, самореализации и рефлексии, воспитывается чувство коллективизма и ответственности, нацеленность на результат.


Библиографическая ссылка

Кирьянова Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31057 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674