Ведущими целями государственной аграрной политики в длительной перспективе считаются:
– обеспечение потребностей населения сельхозпродукцией и продовольствием российского изготовления;
– увеличение конкурентоспособности российской аграрной отрасли, государственная поддержка сельскохозяйственного производства;
– действенное импортозамещение;
– улучшение и повышение продуктивности земельных или других природных ресурсов;
– становление науки и введение инновационных разработок, улучшение системы подготовки сотрудников для сельского хозяйства [1].
Однако на территории Магаданской области в настоящий момент кадровый состав сельскохозяйственной отрасли находится в предпенсионном возрасте. Освобождаемые места непрезентабельны для молодежи. Есть большое количество факторов, определяющих проблему профессиональной ориентации молодежи на аграрные специальности:
– длительный кризис, в котором оказался аграрный сектор в итоге перехода на рыночные отношения, и, как следствие, непрестижность сельскохозяйственных профессий;
– возрастающий разрыв между городом и селом по уровню доходов, приводящий к усиливающейся миграции молодежи;
– тяжелый труд, зависящий от сезонности и природно-климатических условий;
– незначительная перспектива как в карьерном, так и в социальном плане;
– очень низкий уровень довузовской подготовки молодежи по биологии и химии как ведущим предметам при изучении образовательных программ в высших учебных аграрных вузах.
Исходя из долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. данная Стратегия ориентирована на инновационный сценарий, который отражает повышение конкурентоспособности АПК (сохранение тенденции к импортозамещению), использование конкурентных преимуществ России, улучшение инвестиционного климата, поступательное наращивание инновационной активности. Этот сценарий предполагает умеренный рост производства сельскохозяйственной продукции и значительный (72,8%) рост пищевой отрасли. На заключительном этапе развития аграрного образования, в случае если социально-экономическое развитие Российской Федерации выйдет на форсированный сценарий, подразумевающий интенсификацию всех имеющихся факторов роста агропромышленного комплекса, система будет ориентирована на более интенсивное развитие и достижение высоких значений индикаторов [1].
Аграрный специалист сегодня – это человек с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в технике и технологиях производства [1]. Поэтому при выстраивании образовательной траектории с учетом профессиональных компетенций для специалистов аграрной сферы обязательно учитываются:
1) личностные и психофизиологические свойства: внимание, логическое, образное и аналитическое мышление, наблюдательность, интуиция, дисциплинированность, физическое здоровье, энергичность, зрительно-двигательная скоординированность, эмоциональная устойчивость;
2) социально-профессиональные способности: любовь к природе, интерес к сельскому хозяйству, коммуникабельность, ответственность, креативность, мотивация на успех, умение моделировать, интеллектуальная культура.
Проблему подготовки кадров аграрных специальностей затрагивают в своих научных публикациях разные ученые: Н.А. Александрова, Б.А. Воронин, Н.Б. Фатеева, С.В. Петрякова, С.В. Радионова, М.С. Серебренникова, Л.Н. Петрова, Т.В. Девятина, Т.Д. Дегтярева, А.А. Самохвалова, Т.И. Гуляева, Е.В. Бураева, О.Ю. Гришаева. Все сходятся во мнении, что необходимо интегрировать подготовку и повышение кадров сельского хозяйства с наукой и производством за счет обеспечения непрерывного образования.
По мнению Л.В. Объедковой и Т.В. Опейкиной, в современном состоянии системы аграрного образования можно выделить два вида дифференциации – структурную и институциональную. Первая основывается на региональной специфике сельскохозяйственного производства и его месте в структуре АПК региона, ориентируясь преимущественно на задачи социально-экономического развития регионов в зависимости от природных и климатических условий. Институциональная дифференциация базируется на номенклатуре новых типов образовательных организаций, которые по структуре и содержанию ориентированы на выполнение разных функций в системе аграрного образования [2].
В работах разных авторов, в частности И.И. Бойко, А.В. Турьянского, А.Ф. Дорофеева, отмечается необходимость формирования многоуровневой образовательной среды в аграрной сфере, ориентированной на реализацию концепции непрерывного образования и на новые подходы к концепции образовательной среды [3, 4].
Исследователи Е.С. Симбирских и А.Н. Митрофанова отмечают, что своевременная интеграция образовательных учреждений, научных организаций и предприятий АПК в единое образовательное пространство региона и создание на этой основе многоаспектной, целостной системы научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессий АПК, позволят решить комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения [5].
Цель исследования – создание целостного образовательного пространства для реализации учебно-воспитательного процесса на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений и Магаданского научно-исследовательского института сельского хозяйства, обеспечивающего развитие научного и творческого потенциала обучающихся.
Материалы и методы исследования. В ходе исследования был применен социологический опрос учащихся 9–11-х классов общеобразовательных учреждений Ольского городского округа Магаданской области, в котором приняли участие 197 человек. По результатам диагностики учащихся 8–11-х классов МКОУ СОШ п. Ола проведен корреляционный анализ взаимосвязей показателей успешности школьников в процессе обучения. Общее количество участников – 46 человек, из них мальчиков – 19, девочек – 27. В исследованиях учитывались половозрастные характеристики, применялись: методика определения самооценки Т.В. Дембо, опросник Ч.Д. Спилбергера (модифицированный А.Д. Андреевой), социометрический анализ, метод корреляции Пирсона для выявления взаимосвязей между отдельными показателями успешности школьников.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ социологического опроса позволил ранжировать полученные данные по типам специальностей, интересующих учащихся Ольского городского округа Магаданской области. Из диаграммы (рис. 1) можно увидеть, что сельскохозяйственные специальности выбрали всего 4 респондента, пояснив, что будут туда поступать только в случае, если не поступят на другие специальности.
На территории Магаданской области стремительными темпами развивается аграрный сектор и, как следствие, присутствует серьезная нехватка высококвалифицированных кадров.
Согласно Стратегии социально-экономического развития и для решения обозначенных проблем в аграрной отрасли Магаданской области ФГБНУ Магаданский НИИСХ разработан и реализуется проект «Сетевое взаимодействие организаций как механизм реализации аграрного образования на территории Магаданской области» совместно с образовательными организациями Ольского городского округа (рис. 2). Он направлен на совместное приложение усилий, связанных с созданием условий для непрерывного аграрного образования, обеспечения преемственности, совершенствования условий интеграции.
Рис. 1. Результаты социологического опроса по отраслевым специальностям
Такая интеграция позволила составить единое научно-образовательное пространство, объединив системы дошкольного, начального, общего и среднего специального образования, а также сотрудников Магаданского НИИСХ, выполняющих роль тьюторов, которые оказывают помощь в профессиональном самоопределении в соответствии с индивидуальными особенностями каждой личности, способной воплотить в жизнь собственные предрасположенности, интересы, показывая собственные заслуги в избранном направлении (в конференциях, конкурсах, проектной деятельности, предметных олимпиадах).
Сетевое взаимодействие Магаданского НИИСХ и образовательных учреждений основывается на следующих принципах:
1) принципе целостности – это единство и согласованность нормативно-правовой, методической и организационной базы организаций – участников сетевого взаимодействия;
2) принципе результативности – это направленность работы как сети в целом, так и отдельных ее участников на разрешение определенных образовательных задач, способствующих наращиванию доступности и качества образования;
3) принципе добровольности и открытости – приветствуются вхождение в сеть новых участников, а также выход из нее с учетом социально-педагогической необходимости [6].
Рис. 2. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений с Магаданским НИИСХ на территории Ольского городского округа
Реализация модели сетевого взаимодействия включает большой перечень эффективных способов организации, но наибольшее значение принадлежит исследовательской деятельности, в частности проектной. Непременным условием воплощения проектной работы является присутствие практического элемента, которой ученик или студент может успешно реализовать на базе Магаданского НИИСХ под руководством научных сотрудников (рис. 3).
В процессе аграрного обучения школьников особое внимание сотрудников Магаданского НИИСХ обращено на решение следующих задач:
– научить рационально планировать и контролировать свою деятельность исходя из профессиональной цели и способов ее достижения;
– развивать и укреплять познавательный интерес к будущей профессии в области АПК;
– работать с дополнительной литературой, необходимой для эффективного выполнения задач;
– создавать, анализировать, решать и корректировать проблемные ситуации;
– уметь работать в команде, нести ответственность за результаты своей работы.
Рис. 3. Результаты совместной деятельности учащихся и сотрудников Магаданского НИИСХ
В результате совместной деятельности нами была предпринята попытка установления взаимосвязей между показателями успешности учащихся, которые принимали активное участие в проектно-исследовательских работах, конкурсах и предметных олимпиадах в процессе своего обучения.
Данные диагностики у школьников 8-х классов показывают сильную корреляционную взаимосвязь успешности с познавательной активностью (r=0,8), успеваемостью (r=0,7) и мотивацией достижений (r=0,6).
У учащихся 9-х классов отмечается заниженная самооценка, так как, несмотря на свой успех, они оценивают себя негативно. Наблюдается сильная взаимосвязь успешности и социометрического статуса (r=0,7), мотивации на достижения (r=0,6); лидирующее место отводится мнению сверстников, а не родителей и взрослых людей.
Корреляционный анализ на собственное восприятие успешности десятиклассников показал среднюю зависимость от познавательной активности школьников (r=0,6), мотивации достижений (r=0,6), успеваемости (r=0,4), социометрического статута (r=0,4) и обратную – интеллектуально-культурной ориентации (r=–0,3). Подобная ситуация складывается и у учащихся 11-го класса. Таким образом, очень важно постоянно поддерживать ситуацию успеха в процессе обучения и самооценку школьников.
Заключение. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что такое взаимодействие между системой образования и научной средой просто необходимо на современном этапе развития аграрной отрасли. В дальнейшем это может послужить побудительным мотивом в реализации профессиональных стремлений и намерений в условиях Магаданской области, связанных с повышением уровня готовности к самостоятельному выбору профессии отрасли АПК.
Библиографическая ссылка
Фандеева Я.Д. РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31007 (дата обращения: 19.04.2024).