Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Быкова Л.В. 1 Лось М.В. 2 Маркова А.С. 3 Терентьев А.Е. 3
1 Уральский государственный аграрный университет
2 ГАУ СО «Региональный центр развития физической культуры и спорта с отделением спортивной подготовки по карате»
3 Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина
В статье представлен опыт Государственного автономного учреждения Свердловской области «Региональный центр развития физической культуры и спорта с отделением спортивной подготовки по карате» по проведению курсов повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий в сфере физической культуры и спорта в Свердловской области во время пандемии. Представлено содержание трёх реализованных образовательных программ, которое соответствует профессиональным стандартам отрасли: «Реализация программы спортивной подготовки в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки», «Подготовка спортивных судей главной судейской коллегии и судейских бригад физкультурных и спортивных мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО), в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов», «Физкультурные и спортивные мероприятия: технологии организации и проведения». Резко изменившиеся социальные условия потребовали апробации и быстрого внедрения дистанционных образовательных технологий в процесс дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта Свердловской области. Также в статье представлено описание положительных аспектов перехода обучения в дистанционный режим, основных сложностей и пути их разрешения.
физическая культура
спорт
дистанционные образовательные технологии
дополнительное образование
пандемия
1. Дорожкин Е.М. Дополнительное образование взрослых: социально-педагогический потенциал и актуальность // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста. 2014. № 13. С. 392-394.
2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения. М.: Сентябрь, 2014. 416 с.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW (дата обращения: 08.07.2021).
4. Стратегия развития физической культуры и спорта до 2030 года от 24 ноября 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc (дата обращения: 08.07.2021).
5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70643480/ (дата обращения: 08.07.2021).
6. Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/QNlNOzIXоf54.pdf (дата обращения: 08.07.2021).

В современных социально–экономических условиях, когда среда предъявляет все более жесткие требования как к профессиональным качествам человека, так и к личностным, когда скорость обновления информации во всех сферах деятельности человека становится всё выше, создаются предпосылки для появления и развития новых форм деятельности организаций в области дополнительного образования, которые могут удовлетворить запросы потребителей на разных этапах их жизни.

В области образования взрослых актуален процесс непрерывного образования, позволяющего регулярно обновлять теоретические и практические знания, повышать уровень квалификации, получать дополнительные знания и навыки, необходимые для выполнения нового вида профессиональной деятельности [1; 2].

Одним из главных критериев современного образования выступает удобство его получения, в том числе минимум затрат на организацию процесса обучения. Использование дистанционных образовательных технологий соответствует данному критерию, но имеет ряд особенностей, ввиду которых традиционная форма обучения до недавнего времени оставалась превалирующей. Ситуация с пандемией привела к необходимости в кратчайшие сроки освоить дистанционные технологии и перевести обучение в онлайн-режим [3].

В «Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года» выделено 11 приоритетных направлений, в числе которых цифровизация отрасли: «Ключевой задачей в сфере цифровизации является разработка единого цифрового контура физической культуры и спорта, электронного паспорта спортсмена и информационных систем физической культуры и спорта в каждом регионе с их интеграцией с информационными системами спортивной медицины, науки, образования, что позволит проводить отраслевое статистическое наблюдение за результатами обеспечения многообразных форм физкультурно-спортивной деятельности по месту жительства, учебы и работы, формировать и развивать спортивную инфраструктуру в шаговой доступности с учетом потребностей лиц, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также выстраивать адресные коммуникации с конечным потребителем» [4].

Несмотря на то что цифровизация различных сфер жизни человека ежегодно увеличивается, стоит отметить, что этот процесс происходит довольно точечно и хаотично. Отрасль физической культуры и спорта до недавнего времени являлась той отраслью, в которой процесс перехода в цифровой режим не являлся одной из приоритетных задач. Проведение соревнований, физкультурных мероприятий, тренировок, обучения носило традиционный характер, и, возможно, что переход на дистанционный режим осуществлялся бы очень долго, если бы не возникновение новых условий, связанных с пандемией. Нарушение привычного образа деятельности повлекло за собой экстренный поиск возможных вариантов перехода отрасли физической культуры и спорта в дистанционный режим. Говоря о системе дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта, стоит отметить, что она также претерпела изменения и столкнулась со сложностями:

· необходимость разработки методов, форм и средств организации образовательной деятельности в дистанционном режиме;

· сопровождение обучающихся при переходе на новый режим работы (большинство слушателей на начальном этапе перехода с большим трудом осваивали цифровые технологии);

· потребность в электронном документообороте;

· наличие технических условий для эффективной коммуникации со всеми обучающимися.

Еще одним приоритетным направлением является научное и кадровое обеспечение. Формирование кадрового потенциала отрасли имеет большое значение для ее развития [4].

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», к 2024 году 53% населения страны должны сдавать нормы ГТО. Для обеспечения высокого уровня сдачи нормативов одним из условий является подготовка квалифицированного кадрового персонала, численность которого позволит принимать нормативы на всей территории Свердловской области [5].

В Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года развитие отраслевой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая руководителей организаций спортивной подготовки, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта, а также формирование программ профессионального роста тренера – одно из направлений реализации Концепции [6].

На данный момент в Свердловской области проблема развития кадрового потенциала стоит достаточно остро: ввиду большего количества удаленно расположенных от центра области муниципальных образований своевременная подготовка кадров в сфере физической культуры и спорта представляет собой ряд сложностей логистического характера.

Цель исследования. Разработка и апробация содержания и методических материалов для реализации дистанционных образовательных технологий в процессе дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта Свердловской области с учётом профессиональных стандартов отрасли.

Материал и методы исследования. Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих использование дистанционных образовательных технологий в процессе дополнительного профессионального образования специалистов сферы физической культуры и спорта. Обобщение результатов реализации дополнительных профессиональных образовательных программ в регионе.

Результаты исследования и их обсуждение

Государственным автономным учреждением Свердловской области «Региональный центр развития физической культуры и спорта с отделением спортивной подготовки по карате» за время пандемии проведены курсы повышения квалификации по следующим программам:

- «Реализация программы спортивной подготовки в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки». Целью данной программы являлось повышение профессионального уровня тренеров в рамках имеющейся квалификации (в том числе квалификации тренера-преподавателя) и получения новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в физкультурно-спортивных организациях, реализующих программы спортивной подготовки в соответствии с ФССП и подготовки спортивного резерва, а именно: повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд и конкурентоспособности российского спорта; повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, продление их спортивного долголетия. Программа включала в себя следующие темы:

· нормативно-правовое обеспечение реализации программ спортивной подготовки в физкультурно-спортивной организации;

· требования к структуре и содержанию программ спортивной подготовки;

· принципы построения тренировочного процесса;

· особенности организации физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

· мониторинг эффективности спортивной подготовки;

· медико-биологическое обеспечение процесса спортивной подготовки. Соблюдение антидопинговых правил при подготовке спортсменов.

- «Подготовка спортивных судей главной судейской коллегии и судейских бригад физкультурных и спортивных мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО), в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов». Целью данной программы являлось формирование профессиональной компетентности специалистов, осуществляющих организацию и проведение судейства физкультурных и спортивных мероприятий комплекса ГТО, на основе овладения системой знаний и умений, компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в качестве судьи. Программа включала в себя следующие темы:

· нормативно-правовое и организационное обеспечение реализации ВФСК ГТО;

· организация тестирования населения и порядок оценки выполнения нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО;

· особенности проведения мероприятий, включающих выполнение нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО, среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

· организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий Комплекса ГТО: вопросы безопасности и информационного сопровождения;

· работа в автоматизированной информационной системе Комплекса ГТО.

- «Физкультурные и спортивные мероприятия: технологии организации и проведения». Целью данной программы являлось формирование профессиональной компетентности специалистов, осуществляющих организацию и проведение спортивных и физкультурных мероприятий. Программа включала в себя следующие темы:

· нормативно-правовое обеспечение проведения спортивных и физкультурных мероприятий;

· этапы планирования, подготовки и организации;

· техническое обслуживание мероприятий;

· обеспечение безопасности спортивных и физкультурных мероприятий;

· информационное обеспечение мероприятий;

· фандрайзинг, маркетинг и реклама спортивных и физкультурных мероприятий;

· финансирование официальных спортивных мероприятий за счет бюджетных средств.

Также за время пандемии были успешно реализованы программы профессиональной переподготовки:

- «Физическая культура и спорт». Целью данной программы являлась профессиональная переподготовка слушателей в области организации их деятельности по получению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять тренерскую спортивную деятельность.

Программа включала в себя следующие дисциплины:

· физическая культура и спорт как социальное явление;

· теория и методика физической культуры и спорта;

· нормативно-правовые и организационно-управленческие основы физической культуры и спорта;

· реализация программ спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по виду спорта;

· организация тестирования населения и порядок оценки выполнения нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО;

· медицинское, психолого-педагогическое и антидопинговое обеспечение спортивной деятельности;

· стажировка.

- «Управление в сфере физической культуры и спорта». Целью данной программы являлась профессиональная переподготовка директоров спортивных школ и их заместителей; руководителей спортивных клубов, центров и других спортивных учреждений; заведующих, начальников, управляющих структурными подразделениями организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Программа включала в себя следующие дисциплины:

· нормативно-правовое обеспечение в сфере физической культуры и спорта;

· теория управления;

· кадровое обеспечение в сфере физической культуры и спорта;

· межведомственное взаимодействие в сфере физической культуры и спорта;

· оценка эффективности деятельности организации в сфере физической культуры и спорта;

· психология управления;

· особенности деятельности некоммерческих организаций в сфере физической культуры и спорта;

· финансовое обеспечение деятельности организации в сфере физической культуры и спорта;

· стажировка.

В период ограничительных мер программы профессиональной переподготовки прошли более 20 человек, курсы повышения квалификации прошли более 400 человек из 41 муниципального образования Свердловской области.

Первые месяцы работы в дистанционном формате были самыми сложными как для нас – организаторов, так и для самих слушателей. Одной из первых проблем, с которой мы столкнулись, стала проблема выстраивания коммуникации с обучающимися: ввиду того что все общение велось через мессенджеры, а обратная связь о получении информации по обучению от слушателей не всегда была, приходилось искать способы оповещения, через которые информация была бы 100% получена всеми обучающимися. Самым удобным, на наш взгляд, оказалось формирование общих чатов в таких мессенджерах, как WhatsApp, Viber.

Второй проблемой стала неприспособленность слушателей к дистанционному формату обучения, так как для большинства прохождение курсов повышения квалификации в таком формате было первым опытом. Перед началом каждых курсов нами проводилось организационное собрание, на котором слушателям подробно рассказывали о специфике обучения на платформе Zoom. Несмотря на это, нередко возникали сложности с подключением, включением звука и другими моментами, связанными с работой на платформе.

Также нами была отмечена сложность, на наш взгляд, психологического характера, которая проявлялась в нежелании слушателей включать камеры. Многие обосновывали это личным дискомфортом, включали камеры на непродолжительный срок по настоятельной просьбе лектора. Лекторы же, со своей стороны, наоборот, говорили о том, что очень сложно вести продолжительную лекцию, когда перед тобой «черный экран» и нет никакого общения с аудиторией.

Все вышеперечисленные сложности и проблемы носили временный характер, так как с течением времени дистанционный режим стал привычным для большинства, ведь не только сфера образования претерпела изменения. Также нельзя не отметить явные положительные моменты, которые, по нашему мнению, являются ключевыми для того, чтобы дистанционное обучение оставалось актуальным и после пандемии.

Дистанционный режим работы позволяет привлекать специалистов по всей стране, что является несомненным плюсом нового формата обучения. Обмен опытом регионов по всей стране имеет огромное значение для развития не только отрасли физической культуры и спорта в целом, но и для развития физической культуры и спорта в регионах.

Образовательные программы Государственного автономного учреждения Свердловской области «Региональный центр развития физической культуры и спорта с отделением спортивной подготовки по карате» проводились совместно с ведущими специалистами Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», преподавателями Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, кафедры теории и методики легкой атлетики им. Н.Г. Озолина. Также на курсах был представлен опыт работы государственного автономного учреждения Калужской области «Спортивная школа по футболу «Калуга», реализующей программы спортивной подготовки.

Практическая значимость проведённого исследования заключается в возможности распространения опыта использования дистанционных образовательных технологий в дополнительном профессиональном образовании специалистов сферы физической культуры и спорта на другие регионы, в силу того что большая часть содержания не имеет региональной специфики и опирается на нормативные документы федерального уровня.

Выводы

Переход системы дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта Свердловской области в дистанционный режим, на наш взгляд, имеет хороший потенциал дальнейшего развития. Свердловская область, являясь достаточно большим регионом, имеет ряд муниципальных образований, находящихся на значительном расстоянии от центра области. Дистанционный формат обучения позволяет без дополнительных затрат обучать специалистов удаленных регионов, тем самым развивать приоритетное направление по формированию кадрового потенциала.


Библиографическая ссылка

Быкова Л.В., Лось М.В., Маркова А.С., Терентьев А.Е. АНАЛИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31005 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674