Современный образовательный процесс в эпоху глобальных перемен уже невозможен без применения цифровых технологий в обучении. Преподавание русского языка как иностранного не является исключением. В последнее время появляется все больше электронных дистанционных и массовых открытых онлайн-курсов для обучения русскому языку инофонов с разным уровнем владения коммуникативными знаниями, умениями и навыками, однако в целом ряде случаев данные курсы специализируются на обучении общему владению русским языком и некоторым аспектам научного стиля речи. Дистанционных курсов для овладения иностранными обучающимися профессионально-коммуникативной компетенцией и способностью к деловому общению крайне мало. Особенно остро необходимость в разработке указанных курсов ощущается в сфере преподавания русского языка как иностранного иностранным студентам медицинского профиля, поскольку в Российской Федерации огромное количество инофонов изучает медицину, и «формирование информационной грамотности, умений профессионального общения на русском языке с использованием информационных технологий становится одной из важнейших задач курса профессионально-коммуникативной подготовки иностранных медиков» [1, с. 30], так как «иностранные студенты медицинских вузов, получающие профессию врача, в качестве обязательной составляющей образовательного процесса проходят медицинскую практику, которая проводится в течение нескольких лет обучения и включает в себя практику помощника палатной медсестры, помощника процедурной медсестры, помощника врача стационара и помощника врача поликлиники» [2, с. 89-90]. В качестве базовой платформы для создания курсов электронного обучения русскому языку как иностранному выступает Moodle, поскольку данный сервис имеет ряд неоспоримых преимуществ, и его использование для обучения русскому языку как иностранному (далее – РКИ) наиболее распространено в российских вузах, в том числе медицинского профиля [3-5].
В соответствии с вышесказанным цель исследования – установить эффективность технологии создания на базе платформы Moodle учебного курса «Тренинг делового общения» для дистанционного обучения иностранных студентов медицинского профиля русскому языку в сфере профессионально-делового общения. Под профессионально-деловым общением понимается «устное и письменное коммуникативно-речевое взаимодействие между людьми, целью которого является решение профессиональных задач» [6, с. 114].
Материал и методы исследования. В исследовании используются общенаучные теоретические (наблюдение, анализ, синтез) и практические (эксперимент, статистический анализ) методы, а также теоретико-методологический анализ научных, учебных и учебно-методических работ, технология педагогического дизайна.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ научной, учебной и учебно-методической литературы показал, что на сегодняшний день для обучения русскому языку иностранных студентов-медиков существуют специализированные веб-сайты, содержащие учебники и учебные пособия соответствующего профиля, которые классифицируются в зависимости от уровня владения инофонами русским языком и ступени их обучения (абитуриент, студент, ординатор и т.д.) [1], электронные образовательные ресурсы для формирования профессионально-коммуникативной компетенции у инофонов медицинского профиля по определенным темам [3] и др., однако данные курсы, во-первых, рассчитаны на достаточно большое количество часов обучения русскому языку для специальных целей, во-вторых, предназначены в основном для студентов с уровнем владения русским языком не ниже В2 и, в-третьих, ориентированы исключительно на профессиональную коммуникацию. В соответствии с этим указанные электронные курсы достаточно сложно применять в рамках реального образовательного процесса, в котором на обучение РКИ с нуля, включая общее владение и научный стиль речи, выделяется не более 570 часов. Кроме того, анализ научных и методических исследований показал, что при обучении инофонов медицинского профиля недостаточно внимания уделяется деловому русскому языку, несмотря на то что способность к деловой коммуникации играет существенную роль в профессиональной социализации инофонов в русскоговорящей среде.
В плане вышесказанного неподдельный интерес представляет разработка электронных учебных курсов для иностранных студентов-медиков, владеющих русским языком на уровне А2-В1, для формирования у них способности к профессионально-деловой коммуникации за короткий срок. При этом важное значение имеет возможность работы с курсом в дистанционном формате.
В результате на платформе Moodle был создан учебный курс «Тренинг делового общения», предназначенный для формирования у иностранных студентов 2 курса специальности 31.05.01 «Лечебное дело (на английском языке)» с уровнем владения русским языком А2-В1 компетенций профессионально-деловой коммуникации. Данный курс рассчитан на 30 часов.
Методическое обеспечение электронного курса строилось на основе комплексной методики, включающей личностно-деятельностный подход, интегративный подход, основы дидактики профессионального образования, современные методы обучения РКИ, методы педагогического проектирования. В соответствии с данной методикой была разработана стратегия формирования коммуникативной компетенции в аспекте профессионально-делового общения, на основе которой строилась каждая тема курса. Указанная стратегия имела следующую структуру:
1. Подготовительная работа (введение этикетных формул, новых слов и выражений, базовых речевых конструкций, необходимых для осуществления деловой и профессиональной коммуникации).
2. Основная стадия формирования коммуникативной компетенции в рамках профессионально-делового общения:
а) ситуативно-коммуникативная деятельность (устная форма коммуникации):
– предтекстовые задания;
– аудиовизуальный (аудийный) текст;
– послетекстовые задания;
– творческое задание;
б) самостоятельная устная профессионально-деловая коммуникация с использованием отработанных речевых конструкций (выполнение кейс-заданий);
в) ситуативно-коммуникативная деятельность (письменная форма коммуникации):
– предтекстовые задания;
– текст;
– послетекстовые задания;
– творческое задание;
г) самостоятельная письменная профессионально-деловая коммуникация с использованием отработанных конструкций письменной речи (выполнение кейс-заданий).
3. Рефлексия (дискуссия).
4. Контроль (тестирование и письменные контрольные задания).
Отбор учебного материала для курса производился с учетом существующих требований к овладению русским языком в соответствии с уровнем А2-В1, современных образовательных программ по русскому языку как иностранному. Во внимание принималась также актуальность учебного материала для современной медицины, возможность его аудио- или аудиовизуального представления.
Курс «Тренинг делового общения» состоит из пяти тем, три из которых направлены на обучение деловой коммуникации в профессиональной среде, две – профессиональной коммуникации, и выглядит следующим образом:
а) тема 1. «Официальное знакомство»;
б) тема 2. «Деловая беседа»;
в) тема 3. «Прием на работу»;
г) тема 4. «Диалог врача с пациентом»;
д) тема 5. «Заполнение медицинской карты больного»;
е) итоговый тест;
ж) итоговое задание;
з) глоссарий.
В теме 1 иностранные обучающиеся знакомятся с правилами устного и письменного самопредставления в деловой коммуникации, формулами приветствия и прощания, особенностями поведения при деловом знакомстве, изучают основы делового этикета, учатся составлять визитную карточку врача, отвечать на вопросы анкеты. Тема 2 посвящена правилам ведения деловой беседы между врачом и практикантом, отработке конструкций деловой речи, используемых в беседе, разговоре по телефону, а также особенностям письменной деловой коммуникации в России на примере внешней деловой переписки. В теме 3 инофоны изучают базовые речевые конструкции, которые используются во время собеседования при приеме на работу, анализируют тексты объявлений о вакансиях, составляют резюме, автобиографию, пишут заявление о приеме на работу в соответствии с языковыми и стилистическими нормами ведения деловой документации. Тема 4 основана на диалогах врача и пациента, посредством которых иностранные студенты учатся выстраивать беседу с больным и одновременно заполнять определенную часть медицинской карты пациента. Тема 5 посвящена правилам заполнения медицинской карты больного. Итоговый тест состоит из 13 заданий по пройденным темам. Итоговое задание представляет собой аудиозапись диалога врача с пациентом, на основе которой студенты заполняют медицинскую карту больного по шаблону. В глоссарии содержатся все слова, выражения, речевые конструкции, которые изучались в курсе, и их перевод на английский язык.
Каждая тема, в свою очередь, имеет следующие элементы:
1) тексты небольшого объема с предтекстовыми и послетекстовыми заданиями на формирование навыков устного профессионально-делового общения;
2) тексты небольшого объема с предтекстовыми и послетекстовыми заданиями на формирование навыков письменного профессионально-делового общения;
2) кейс-задания;
3) контрольные задания;
4) тест в качестве промежуточной аттестации по теме.
Следует отметить, что в каждой теме присутствуют тексты как в традиционной, так и в аудийной и аудиовизуальной формах, что позволяет наиболее эффективно развить у иностранных обучающихся навыки чтения, письма и аудирования. Кейс-задания служат для формирования навыков говорения и письма. С целью максимальной автоматизации курса «Тренинг делового общения» на платформе Moodle для представления текстов традиционного формата и заданий к ним был выбран ресурс Moodle «Лекция», аудийные и аудиовизуальные тексты и задания к ним внедрялись посредством ресурса H5P, кейс-задания размещались с помощью ресурса «Задание», а контрольные и тестовые вопросы – с помощью ресурса «Тест». В результате в размещенном на платформе Moodle курсе преподавателю необходимо лишь осуществлять проверку заданий в форме «Эссе» и кейс-заданий на говорение посредством контактной работы со студентами, остальные задания проверяются автоматически и вносятся системой в заранее настроенный журнал оценок.
В соответствии с разработанной технологией тема 1 «Официальное знакомство», например, имеет следующее содержание:
1. Подготовительная работа: просмотр посредством ресурса Moodle H5P анимационного фильма «Знакомство (из серии "Речевые ситуации")», находящегося в открытом доступе на Youtube, и ответы на вопросы по нему.
2. Ситуативно-коммуникативная деятельность (устная форма коммуникации):
а) контактная синхронная работа со студентами (введение нового материала) – ресурс Moodle «Книга»:
- текст «Устные формы самопредставления: знакомство», разделенный на блоки:
-- обращения (обращения по имени и имени и отчеству);
-- приветствие и прощание;
-- как я знакомлюсь? Ты и Вы;
- текст «Рассказывает Мария, ассистент менеджера»;
- текст «Рассказывает Сергей, будущий менеджер»;
- текст «Комментирует Алексей, психолог»;
- текст «Советует Юлия, кадровый консультант».
Каждый текст содержит предтекстовые задания, в которых идет семантизация новой лексики и речевых конструкций официально-делового стиля речи (презентация новых слов и выражений дается в контексте), и послетекстовые задания: вопросы на общее понимание текста (да/нет), вопросы, требующие полного ответа (В каких ситуациях знакомство происходит через посредника?), вопросы «почему», вопросы на выход в коммуникацию (Если вы пришли на торжество, как происходит знакомство с незнакомыми вам людьми? Как вы думаете, с какой фразы лучше начать знакомство? Кто должен первым поздороваться: младший или старший по возрасту? Аргументируйте свой ответ);
б) контактная асинхронная работа со студентами (отработка умений и навыков) – ресурс Moodle «Лекция»:
- предтекстовые задания (введение речевых конструкций официально-делового стиля речи, которые будут встречаться в диалоге);
- аудийный текст (диалог знакомства представителей нескольких компаний);
- послетекстовые задания тестового характера закрытого и открытого типов на общее понимание диалога;
- творческое задание в форме эссе (Расскажите, как в вашей стране знакомятся деловые люди?).
3. Самостоятельная устная профессионально-деловая коммуникация с использованием отработанных речевых конструкций.
- Кейс задания (Вы пришли на деловую встречу. Представьтесь в официальной ситуации. Вы встречаете русского коллегу в аэропорту. Вы его никогда не видели. Как вы с ним познакомитесь? и др.).
4. Ситуативно-коммуникативная деятельность (письменная форма коммуникации).
- Контактная синхронная работа со студентами (введение нового материала) – ресурс Moodle «Книга». Текст «Письменные формы самопредставления», разделенный на блоки: «Визитная карточка», «Анкета», «Резюме». Каждый блок содержит предтекстовые и послетекстовые задания, а также творческое задание (Составьте визитную карточку врача. Посмотрите анкету гостя гостиницы. Что вы можете рассказать о нем?).
5. Самостоятельная письменная профессионально-деловая коммуникация с использованием отработанных конструкций письменной речи) – ресурс Moodle «Задание».
Кейс-задания (Вы начальник, который должен найти сотрудника на должность врача. Есть 2 кандидата на эту должность. Прочитайте их резюме. Какой кандидат, по вашему мнению, лучше? Почему? Напишите аргументированный ответ каждому кандидату).
6. Рефлексия (дискуссия).
7. Контроль – ресурс Moodle «Тест»:
- контрольная работа (Составьте свою визитную карточку. Заполните анкету. Составьте резюме для себя);
- тестирование по теме 1 (вопросы и задания).
Апробация разработанного электронного курса «Тренинг делового общения», предназначенного для формирования у иностранных студентов-медиков с уровнем владения русским языком А2-В1 коммуникативной компетенции в рамках профессионально-делового общения, проходила в 2018-2021 гг. в ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта». Данный курс прошли инофоны 2 года обучения специальности 31.05.01 «Лечебное дело (на английском языке)» (всего 81 человек). Анализ статистики прохождения курса на платформе Moodle показал, что иностранные обучающиеся справились с выполнением всех заданий (средний показатель полученных оценок за курс оказался равен 72,5% из 100). Количественный показатель усвоения учебного материала по темам и аспектам речевой деятельности представлен в таблице.
Статистические показатели сформированности коммуникативной компетенции в сфере профессионально-делового общения
Тема курса |
Количественные показатели усвоения учебного материала по каждому аспекту речевой деятельности, % |
Средний показатель сформированности коммуникативной компетенции, % |
|||
чтение |
письмо |
аудирование |
говорение |
|
|
Тема 1. «Официальное знакомство» |
85,5 |
76,5 |
58,5 |
68 |
72 |
Тема 2. «Деловая беседа» |
95 |
70 |
80 |
50 |
73,75 |
Тема 3. «Прием на работу» |
98 |
45 |
84 |
48 |
68,75 |
Тема 4. «Диалог врача с пациентом» |
90 |
50 |
60 |
76 |
69 |
Тема 5. «Заполнение медицинской карты больного» |
98 |
70 |
68 |
71 |
76,75 |
Итоговый контроль |
80 |
80 |
70 |
70 |
75 |
Общее среднее |
91 |
65,25 |
70 |
63,8 |
72,5 |
Анализ полученных данных показывает, что наиболее усвоенными оказались темы «Официальное знакомство», «Деловая беседа», «Заполнение медицинской карты больного», наименее усвоенной – тема «Прием на работу», что непосредственно связано с отсутствием у инофонов мотивации к осуществлению профессиональной деятельности в России, об этом свидетельствует и тот факт, что многие иностранные студенты не стали выполнять некоторые задания данной темы курса. Также довольно низким по сравнению с остальными оказался показатель сформированности коммуникативной компетенции для профессионально-делового общения в теме «Диалог врача с пациентом», что обусловлено недостаточно развитым навыком «перевода» слов пациента в конструкции научного стиля речи и проявляется в наличии коммуникативных ошибок при записи услышанных в беседе с пациентом сведений. На основании полученных результатов можно утверждать, что учебный курс необходимо скорректировать, например, сделать тему 3 «Прием на работу» факультативной, а в тему 4 «Диалог врача с пациентом» включить дополнительные задания на аудирование и письмо.
Практический опыт внедрения учебного курса «Тренинг делового общения» в образовательный процесс показал, что иностранные обучающиеся стали более дисциплинированными, самостоятельными, старались выполнять задания в срок, им предоставилась возможность самоконтроля, самосовершенствования и саморазвития в процессе обучения, студенты стали больше работать в команде, слушать друг друга, творчески подходить к выполнению заданий. При наблюдении за коммуникацией иностранных студентов было выявлено, что инофоны не испытывают страх во время профессионально-деловой коммуникации, могут построить монологическое высказывание посредством отработанных конструкций, вступить в диалог и в роли врача, и в роли пациента, способны к письменному профессионально-деловому общению, владеют навыками заполнения медицинской карты больного на слух. Кроме того, за счет индивидуализации обучения, межпредметных связей, профессионально ориентированного подхода к обучению инофоны стали проявлять больший интерес к изучению русского языка как важного средства делового и профессионального общения.
Следовательно, дистанционное обучение иностранных студентов-медиков профессионально-деловому общению по разработанной технологии возможно, достаточно эффективно и с учетом последующих корректировок в дальнейшем будет способствовать еще большему увеличению показателей сформированности коммуникативной компетенции для профессионально-делового общения.
Выводы
Активный рост использования цифровых технологий для дистанционного обучения РКИ предопределил возникновение в последнее время электронных учебных курсов, направленных на овладение иностранными студентами способностью к коммуникации на русском языке в определенной сфере общения. В плане вышесказанного значимым оказывается обучение инофонов РКИ для специальных целей, поскольку овладение иностранными обучающимися профессионально-коммуникативной компетенцией способствует профессиональной социализации в стране изучаемого языка. Однако профессиональная коммуникация не будет эффективной без знаний делового этикета, наличия способности к деловому общению, в связи с этим более целесообразным становится обучение инофонов навыкам профессионально-деловой коммуникации. Особенно актуальным обучение профессионально-деловому общению становится для иностранных студентов медицинского профиля, поскольку от наличия компетенции в указанной сфере общения будет зависеть не только возможность успешного овладения инофонами профессией, но и жизнь пациента, поскольку правильно поставить предварительный диагноз невозможно без беседы с больным. Следовательно, разработка технологии создания учебных курсов для обучения иностранных студентов- медиков профессионально-деловой коммуникации является необходимой.
Практический опыт создания технологии конструирования учебного курса «Тренинг делового общения» посредством системы Moodle с целью дистанционного обучения иностранных студентов-медиков, владеющих русским языком на уровне А2-В1, для формирования у них коммуникативной компетенции в сфере профессионально-делового общения показал, что для этого необходимо создать методическую и технологическую структуру курса, отобрать в соответствии с целью учебный материал, выстроить систему коммуникативно ориентированных заданий, выбрать наиболее оптимальные инструменты платформы Moodle для размещения контента, автоматизировать процесс контроля и оценки сформированности коммуникативной компетенции.
Анализ внедрения разработанного на основе представленной технологии учебного курса «Тренинг делового общения» в образовательный процесс показал, что платформа Moodle оказалась эффективным инструментом, позволяющим грамотно структурировать учебный материал, максимально использовать аудийные и аудиовизуальные тексты, разнообразить учебный процесс за счет применения интерактивных ресурсов, автоматизировать процесс контроля и оценки. Иностранным студентам медицинского профиля дистанционное обучение на указанном учебном курсе позволило за короткий срок овладеть способностью к профессионально-деловому общению, научиться лучше воспринимать информацию на слух, заполнять медицинские документы, составлять базовую деловую документацию. Кроме того, данный учебный курс способствовал повышению мотивации инофонов к изучению русского языка для профессионально-делового общения, поскольку дал возможность потренироваться быть врачом.
Следовательно, дистанционное обучение иностранных студентов-медиков русскому языку для профессионально-деловой коммуникации посредством системы Moodle оказалось эффективным.
Таким образом, представленная технология дистанционного обучения иностранных студентов-медиков русскому языку для профессионально-делового общения является перспективной. На ее основе могут быть разработаны дистанционные курсы, позволяющие сформировать коммуникативную компетенцию в сфере профессионально-делового общения у иностранных студентов других профилей, а также созданы массовые онлайн-курсы близкой структуры и тематики.
Библиографическая ссылка
Писарь Н.В. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО КУРСА «ТРЕНИНГ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ» В СИСТЕМЕ MOODLE) // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30976 (дата обращения: 10.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30976