Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ХУДОЖЕСТВЕННО‐ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПО СОВМЕСТНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

Даниленко А.П. 1 Левина Э.М. 1 Муромцева О.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», НИУ «БелГУ»
Данная статья посвящена вопросам разработки совместных образовательных программ, их реализации и организации обучения по совместным образовательным программам в Белгородском государственном национальном исследовательском университете и Каршинском государственном университете Республики Узбекистан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и регламентом создания и открытия совместных образовательных программ. В работе описаны этапы разработки совместных образовательных программ, проблемы и трудности их создания и условия реализации, а также ожидаемые результаты внедрения данного проекта. В статье приводится анализ соответствия универсальных компетенций ФГОС (3++) по направлению обучения 44.04.01 Педагогическое образование, формируемых в результате обучения по художественно-педагогическим специальностям, и профессионально значимых качеств государственного стандарта по художественно-педагогическим специальностям Узбекистана. Это помогает определить места соприкосновения и выделить общие тенденции в процессе подготовки бакалавров художественно-педагогического профиля (будущих учителей изобразительного искусства), а также выявить оптимальные условия для реализации совместных образовательных программ. Также при разработке совместных образовательных программ необходимо учитывать модульный принцип, который позволит максимально эффективно выстроить учебные дисциплины с учетом всех выявленных условий и реализовать совместные программы с минимальными затратами со стороны вузов-партнеров.
совместные образовательные программы
компетентностный подход
профессионально значимые качества
межгосударственные соглашения вузов-партнеров
модульный подход
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.06.2021).
2. Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2019, N 49, ст.6962.
3. Абдурахманова Ш.А. Развитие педагогической науки в Республике Узбекистан // Молодой ученый. 2017. №1. С. 428-430.
4. Даниленко А.П., Копиров А.Т. Формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов художественно - эстетического профиля. // Актуальные проблемы художественного образования в условиях реализации ФГОС: материалы международной научно-практической конференции (г. Орел, 27-29 марта 2019 года), Орел: Издательство: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2019. С. 65-68.
5. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25/117 (дата обращения: 26.06.2021).
6. O‘ZBEKISTON RESPUBLIKASI VAZIRLAR MAHKAMASINING QARORI (Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан). [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/docs/-5206034 (дата обращения: 21.06.2021).
7. Смышляева Л.Г., Войтеховская М.П., Матвеев Д.М. Особенности модульных образовательных программ подготовки бакалавров педагогического образования // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 8(197). С.155-162. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-8-155-162.

Разработка совместных общеобразовательных программ (далее СОП) осуществляется на основе регламента создания и открытия совместных образовательных программ. В настоящее время обучение по СОПам является одной из форм сетевого взаимодействия и реализуется на всех уровнях обучения (бакалавриат, специалитет, магистратура).

СОП – это программы высшего образования для всех уровней подготовки, которые разрабатываются и осуществляются совместно с каким-либо зарубежным вузом-партнером. При этом могут применяться ресурсы нескольких образовательных организаций, в том числе и зарубежных. Если есть необходимость, то в реализации СОПов используют ресурсы разных организаций и учреждений, например медицинских центров, спортивно-оздоровительных комплексов, учреждений культуры и искусства и т.д. Студенты, прошедшие обучение по СОПам, получают 2 диплома, т.е. от каждого вуза-партнера [1].

В Белгородском государственном национальном исследовательском университете (далее НИУ «БелГУ») осуществляется обучение по некоторым совместным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, а также по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Контроль над реализацией совместных образовательных программ осуществляется с двух сторон: со стороны НИУ «БелГУ» и со стороны зарубежных образовательных учреждений и научно-образовательных организаций.

Совместные общеобразовательные программы разработаны вместе с вузом-партнером – Каршинским государственным университетом (далее КаршиГУ). Открытие совместной общеобразовательной программы, ведущей к получению двух дипломов – Белгородского государственного национального исследовательского университета и Каршинского государственного университета, – осуществляется в соответствии с Разделом 2 Регламента реализации образовательных программ в сетевой форме с иностранными организациями [2].

Первой такой программой была совместная общеобразовательная программа по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование магистерская программа «Научно-методическое сопровождение образовательных программ в области изобразительного искусства». В результате ее реализации обозначилась проблема несоответствия требуемых для магистерской программы компетенций и профессионально значимых качеств, которые были сформированы у студентов КаршиГУ в результате обучения по художественно-педагогическим специальностям. Был сделан вывод о том, что необходимо разработать программу подготовки бакалавров по СОПам, чтобы тем самым подготовить базу для магистерских программ художественно-педагогического направления.

Цель исследования: провести сравнительный анализ компетенций, формируемых в результате обучения в магистратуре по художественно-педагогическим специальностям и отраженных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению обучения 44.04.01 Педагогическое образование последнего поколения (3++), и проанализировать государственный стандарт аналогичной специальности в КаршиГУ, что, по нашему мнению, даст возможность найти оптимальные условия осуществления СОП подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование профиль Изобразительное искусство.

Для реализации данных программ следует решить ряд закономерно возникших проблем. Общие требования компетентностного подхода в российском вузе отличаются от подхода к формированию профессионально значимых качеств выпускников в вузе-партнере – КаршиГУ. Поэтому при организации обучения по СОПам, прежде всего, стала актуальной и требующей практического решения проблема: как организовать и осуществить подготовку специалистов художественно-педагогического профиля в НИУ «БелГУ» так, чтобы она максимально соответствовала требованиям, предъявляемым к выпускникам того же профиля в КаршиГУ и формировала бы необходимые профессионально значимые качества.

Между НИУ «БелГУ» и КаршиГУ заключен рамочный договор, на основании которого впоследствии вузы заключили «Договор о реализации совместной образовательной программы», целью которого являются создание и реализация совместной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению подготовки Педагогическое образование, профиль «Изобразительное искусство», по результатам освоения которой выпускникам выдаются два диплома: в НИУ «БелГУ» – документ государственного образца об образовании и квалификации – диплом бакалавра по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Изобразительное искусство»; в КаршиГУ – документ государственного образца об образовании и квалификации – диплом бакалавра по направлению Педагогическое образование, профиль «Изобразительное искусство».

При осуществлении образовательной деятельности по такой программе каждая сторона руководствуется: а) межгосударственными соглашениями государств университетов-партнеров; б) двусторонними соглашениями и договорами государств университетов-партнеров; в) действующим законодательством соответствующих государств; г) локальными нормативными документами университетов-партнеров по вопросам образовательной, административной и другой деятельности.

С целью создания целостной педагогической модели формирования профессионально значимых качеств специалиста художественно-педагогического профиля были рассмотрены группы теоретических, методологических и аксиологических профессионально значимых качеств, исследованные и проанализированные в трудах B.C. Степина, Н.Н. Моисеева, А.Н. Данилова, Б.С. Гершунского.

В последние годы в Узбекистане ведутся исследования, посвященные проблемам использования активных методов обучения, современных образовательных технологий, проблем самообразования и самообучения. «В 80–90-х годах ХХ столетия силами крупнейших представителей узбекской педагогики (А. Мунавваров, К. Хошимов,
У. Нишоналиев, Ж. Хасанбоев, Э. Гозиев, Р. Джураев) была сформирована педагогическая теория учебно-воспитательной деятельности, которая и в настоящее время является научным приоритетом педагогики Узбекистана» [3].

«В научно-педагогических исследованиях российских авторов (А.Д. Алферов, В.А. Болотов, А.К.Маркова, И.М.Осмоловская, Л.А.Петровская, М.Розенова, Л.Ю.Степашкина) формирование компетенций специалиста любого уровня и направления подготовки предполагает развитие его интеллектуальных способностей, умения ориентироваться в огромном потоке информации, отбирать нужное, актуальное знание о том, что критерием качества и ориентиром в его профессиональной подготовке необходимо рассматривать совокупность способностей специалиста по эффективному решению разноплановых профессиональных задач» [4].

Материал и методы исследования. Предметами нашего исследования явились сравнительный анализ компетенций, формируемых в результате обучения в магистратуре по художественно-педагогическим специальностям и отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению обучения 44.04.01 Педагогическое образование последнего поколения (3++), а также анализ государственного стандарта аналогичной специальности в КаршиГУ, который дал возможность выявить точки соприкосновения и определить общие тенденции в процессе подготовки специалистов художественно-педагогического профиля (будущих учителей изобразительного искусства). Результаты сравнительного анализа федеральных документов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ компетенций и профессионально значимых качеств в федеральных документах России и Узбекистана (цитируется по документам)

Категория (группа) универсальных компетенций ФГОС ВО (3++) по направлению обучения 44.04.01 Педагогическое образование (текст дан в редакции ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (магистратура) [5]

Профессионально значимые качества, отраженные в федеральном государственном образовательном стандарте по художественно-педагогическим специальностям Узбекистана

(цит. по документу «O‘ZBEKISTON RESPUBLIKASI VAZIRLAR MAHKAMASINING QARORI» (ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН)//https://lex.uz/docs/-361387?ONDATE=13.06.2017) [6]

(текст дан в переводе с узбекского)

Системное и критическое мышление

Умение точно излагать устную и письменную речь, иметь культуру и особый стиль мышления; умение проводить творческий обзор и критический анализ полученных знаний, использовать их в научной деятельности

Разработка и реализация проектов

Знать, как разрабатывать проект, владеть навыками реализации проектов, принимать участие в проектах, объявленных государственными, неправительственными и некомерческими организациями

Командная работа и лидерство

Уметь использовать различные формы организации самостоятельной деятельности обучающихся, в том числе методы командной работы; обеспечивать мгновенную обратную связь

Коммуникация

Уметь устно и письменно выражать свои взгляды на национальные, духовные и общечеловеческие ценности, знать сущность основной идеи «Построить свободную и процветающую родину, свободную и процветающую жизнь» и теоретические основы национальной идеи, ее пропорциональности и разницы; владеть иностранными языками как первым средством общения и профессионального обмена

Межкультурное взаимодействие

Знать методы и приемы воспитания на основе национальных и общечеловеческих ценностей, формирования духовно-нравственных качеств (таких как патриотизм, усердие, порядочность, дисциплина, самостоятельность, терпимость и др.)

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)

Умение самостоятельно приобретать знания, совершенствовать и организовывать свою работу на научной основе; владеть навыками профессионального самообразования

Правовые и этические основы профессиональной деятельности

Умение в своей профессиональной деятельности применять этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, к обществу и окружающей среде

Разработка основных и дополнительных образовательных программ

Умение разрабатывать образовательные программы и находить пути их реализации

Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся

Умение использовать различные формы организации самостоятельной деятельности обучающихся, в том числе методы командной работы

Построение воспитывающей образовательной среды

Умение воспитывать обучающихся на основе национальных и общечеловеческих ценностей, формировать в них духовно-нравственные качества (патриотизм, усердие, порядочность, дисциплину, самостоятельность, терпимость и др.)

Контроль и оценка формирования результатов образования

Умение разрабатывать содержание учебных дисциплин, дидактических, коррекционных материалов, различные формы и методы контроля и оценки результатов обучения и воспитания

Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности

Умение разрабатывать психолого-педагогические технологии, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания

Взаимодействие с участниками образовательных отношений

Знать сущность и особенности педагогического общения; основы взаимодействия образовательной организации с семьей, основы организации работы в коллективе.

Уметь осуществлять взаимодействие с государственными и общественными организациями, осуществляющими функции социализации и воспитания.

Знать нормативно-правовые акты, устанавливающие и контролирующие функции, права и обязанности участников педагогического процесса

Научные основы педагогической деятельности

Знать и уметь использовать в процессе обучения опыт известных педагогов, в том числе и современных, знать научные основы педагогической деятельности

Педагогическая деятельность по проектированию образовательного процесса

Владеть навыками самообразования, саморазвития, планомерно повышать квалификацию; быть креативным, всесторонне образованным и нацеленным на повышение производительности труда

Создание безопасной комфортной образовательной среды

Владеть психолого-педагогическими методами изучения индивидуальных способностей и особенностей личности обучающихся, уметь выявлять причины возникновения проблем в формировании психологического здоровья обучающихся в процессе их обучения. Уметь определять психологический и творческий потенциал личности

Обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность

Знать технологии обучения и воспитания; уметь рационально организовывать педагогическую деятельность; владеть навыками убеждения, разумной требовательностью, педагогическим тактом, самообладанием, обладать чувством справедливости, быть общительным и уметь слушать

Результаты исследования и их обсуждение. Современные ФГОС предъявляют особые требования к разработке образовательных программ обучения, которые выражаются, в первую очередь, в модульном подходе к процессу их разработки. Этот подход подразумевает создание внутри основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) «... дидактических модулей, которые обеспечивают формирование группы компетенций, объединенных каким-либо общим смыслом» [7].

По мнению некоторых исследователей, «... при использовании модульного подхода для конструирования ОПОП высшего образования будет целесообразно обозначать модули и профессионально-образовательные, и теоретико-методические модули и др. ... Профессионально-образовательный модуль представляет собой самостоятельную сформированную единицу содержания образования в структуре ОПОП, и он действительно будет являться “содержательно-смысловым узлом” ОПОП» [7].

Весь учебный план разбивается на дидактические модули, которые включают в себя полный перечень дисциплин, объединенных общими целями, задачами, логически выстроенным содержанием на основе межпредметных и внутрипредметных связей, простроенных как вертикально, так и горизонтально, и обязательной практикой какого-либо вида, перечень которых оговаривается в ОПОП. Обучающиеся сдают экзамен в целом по модулю, а не по каждой дисциплине.

Такой принцип построения программ дает много преимуществ, которые можно использовать именно при реализации совместных общеобразовательных программ:

− модули можно составить таким образом, чтобы часть дисциплин изучалась в одном вузе, где более целесообразно их изучение, а другая часть – в вузе-партнере;

− можно составить модули таким образом, чтобы их теоретическое изучение проходило в одном вузе, а практическое – в другом вузе, где для этого будут более подходящие условия;

− более рационально и материально, и финансово незатратно можно проводить практику, предварительно разработав своеобразный, обоюдовыгодный алгоритм ее организации;

− можно достаточно объективно оценить уровень освоения учебного материала;

− можно полностью исключить коррупционную составляющую при проверке сформированных компетенций в ходе изучения модуля.

Выводы. Это лишь немногие преимущества, которые дает модульный подход к разработке СОПов. Практика СОПов по магистратуре запущена с 2012 г. между российскими и зарубежными вузами-партнерами. Такие российские вузы, как Российский университет дружбы народов и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», несомненно, являются лидерами по реализации совместных образовательных программ: они реализуют свыше 30 программ. Однако открытие СОПов художественно-педагогического профиля – это первый опыт реализации подобного вида партнерства с зарубежными вузами по подготовке бакалавров.

В рамках совместной образовательной программы получил поддержку совместный международный грант Каршинского государственного университета с НИУ «БелГУ» «Новые технологии в организации образовательного процесса в высших образовательных заведениях Узбекистана», поддержанный Банком США. Грант направлен на совместную учебно-методическую работу по дисциплинам магистратуры и анализа и оценки знаний студентов по различным предметам независимыми педагогами-экспертами со стороны вуза-партнера.


Библиографическая ссылка

Даниленко А.П., Левина Э.М., Муромцева О.В. ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ХУДОЖЕСТВЕННО‐ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПО СОВМЕСТНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30954 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674