Актуальность проблемы виктимного поведения молодежи обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества отклонения в поведении и жертв преступлений. Мы можем констатировать, что усилились негативные тенденции, провоцирующие виктимное поведение личности и нередко приводящие к опасным критическим ситуациям в жизни. Например, в отчете, посвященном распространению умных устройств и подключенных к Интернету среди людей всех возрастов в Соединенном Королевстве (Ofcom, 2017), приводятся статистические данные, что 88% опрошенных имеют доступ к Интернету, 76% сообщили о наличии смартфона, по сравнению с 77% и 27% респондентов, участвовавших в опросе в 2011 году. Кроме того, 90% молодых пользователей (в возрасте от 18 до 24 лет), 69% участников старше 54 лет сообщили, что использовали хотя бы одно приложение для социальных сетей [1].
Результаты исследований говорят о том, что кибервиктимизация возросла с 6,5 до 72% по всему миру (S. Hinduja, J.W. Patchin [2]; R.S. Tokunaga [3]). В Европе оценка исследователями уровня киберзапугивания существенно различается. Выводы B.H. Spitzberg и G. Hoobler говорят о том, что почти треть студентов колледжей подвергались некоторым формам нежелательного онлайн-преследования [4]. Кроме того, результаты исследования K.L. Paullet, D.R. Rota и T.T. Swan показали, что 13% из 302 студентов и аспирантов стали жертвами киберпреследования [5].
Виктимное поведение в Интернете – «есть отклонение от норм безопасного поведения, обусловленное характерологическими особенностями учащейся молодежи (рискованностью, импульсивностью, неосторожностью и др.) и деформацией ценностно-мотивационной составляющей личности (прежде всего, депривацией потребности в безопасности), в результате которых личность обретает высокую предрасположенность становиться аддиктом и жертвой преступлений в сети Интернет» [6].
Исследования показали, что кибервиктимизация носит худшие последствия, чем традиционная виктимизация, и сопровождается такими симптомами, как депрессия, тревога, проблемы с самооценкой, прогулы, проблемы физического и психического здоровья, соматические проблемы (G. Giumetti &R. Kowalski [7]), и имеет более тесную связь с суицидальными идеями (M. VanGeel, P. Vedder & J.Tanilon [8]).
Под профилактикой виктимного поведения учащейся молодежи в сети Интернет мы понимаем систему взаимосвязанных, эффективных, своевременных государственных, общественных и индивидуальных действий и мероприятий, направленных на выявление, устранение или нейтрализацию негативных влияний интернет-пространства и действий преступников, а также обучение граждан правилам правовой и психологической безопасности в Сети для сохранения, поддержки и защиты нормальной жизнедеятельности личности.
Учеными всего мира разрабатываются программы профилактики и коррекции виктимных форм поведения. Ученые отмечают, что зарубежные исследования, связанные с профилактикой и девиктимизацией кибербуллинга, виктимного поведения, начали появляться с 2011 года (H. Gaffney, D. Farrington, Do. Espelage, M. Ttofi [9]; E. Hutson, S. Kelly, L. Militello [10]). Среди российских исследователей систематической работой по изучению программ профилактики и коррекции виктимных форм поведения практически никто не занимался.
Цель нашего исследования: изучить зарубежный и отечественный опыт профилактики виктимного поведения учащейся молодежи в сети Интернет.
Нами были использованы следующие теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, обобщение, изучение опыта.
Изучив российский и отечественный опыт работы по данной проблематике, мы выделили три основных направления в работе исследователей.
Первое направление ученых связано с изучением личностных характеристик, социально-психологических детерминант виктимного поведения жертв виктимизации. Причем авторы изучают респондентов, столкнувшихся с различными носителями асоциального поведения, такими как хакеры, буллеры, кибертеррористы, мошенники и пр.
Так, в исследовании Xiao-Wei Chua и др. были выявлены взаимосвязи между различными видами кибербуллинга и шестью частыми психосоциальными проблемами в подростковом возрасте: депрессия, общая тревожность, стресс, низкая самооценка, социальная тревожность и одиночество [11]. Еще одно исследование ученых (J. Varela, J. Guzmán, J. Alfaro, F. Reyes [12]) было направлено на изучение жертв кибербуллинга. Результаты исследования говорят о том, что чем ниже удовлетворенность жизнью у респондента, тем выше шансы оказаться жертвой издевательств и киберзапугивания. Интерес вызывают исследования, которые посвящены психопатологическим симптомам, включая интернализующие проблемы жертв киберзапугивания (R.A. Bonanno, S. Hymel [13]; A. Tsitsika, M. Janikian, S. Wójcik, K. Makaruk, E. Tzavela, C. Tzavara et al. [14], E. Menesini, A. Nocentini, B.E. Palladino [15], W. Heirman, M. Walrave [16]). Среди них чувство одиночества, депрессия (P. Gradinger, D. Strohmeier, C. Spiel [17]), заниженная самооценка (R.M. Kowalski, G.W. Giumetti, A.N. Schroeder, M.R. Lattanner [18]), употребление запрещенных наркотиков и проблемы с поведением (F.C. Sánchez, M.F. Romero, J. Navarro-Zaragoza, A.L. Ruiz-Cabello, O.R. Frantzisko et al. [19]).
Анализ исследований российских ученых последних лет показывает, что в настоящее время исследователями изучаются преимущественно психологические характеристики подростковой возрастной группы, обусловливающие их виктимность. В частности, в исследовании С.А. Фалкиной рассматриваются психологические характеристики подростков, склонных к виктимному поведению в интернет-сети [20]. В своей работе О.О. Андронникова смогла выделить модели, а также факторы, провоцирующие виктимное поведение подростков в рамках каждой модели [21]. Основными признаками виктимности, по мнению В.Е. Христенко, являются «низкая самооценка, экстернальный локус контроля, отсутствие ощущения социальной поддержки, а также чрезмерно выраженная эмпатия, высокая тревожность» [22].
М.П. Долговых дала обоснование и характеристику индивидуально-психологической детерминанты виктимной личности подростка. Она обнаружила следующие психологические детерминации различных иерархических уровней индивидуальности: а) психофизиологические, б) индивидуально-психологические и в) социальные [23].
В работах Т.Г. Дюбиной [24], О.А. Клачковой [25] изучены индивидуально-психологические особенности молодых людей, которые детерминируют дезадаптивный стиль реагирования в опасной объективно предотвратимой ситуации. Ученые считают, что «тип виктимного поведения во многом определяется социально-психологическими особенностями (склонность к риску, тревожность, неустойчивая, неадекватная, заниженная самооценка, радикализм, подозрительность)» [24; 25].
Т.Н. Баширова считает, что «повышенный риск проявления виктимного поведения в молодежной среде связан с формированием Я-концепции, представлениями юношей и девушек о самих себе, самооценкой, ранее сформированным комплексом психологических качеств (эмоциональная неустойчивость, тревожность, неадекватная самооценка), отсутствием ощущения социальной поддержки и определенными стратегиями семейного воспитания отца и матери» [26].
Изучая особенности виктимного поведения юношей и девушек, Ю.В. Никитина и М.П. Семкова установили, что уровень агрессивного виктимного поведения у юношей выше, чем у девушек. Ученые выявили, что «для юношей важен как контроль над агрессией, так и определенная социальная компетентность, поскольку некритичность выглядит для них как социально нежелательная. Для девушек некритичность не является важной. Кроме того, для них более приемлема и опасна аутоагрессия, а для юношей – гетероагрессия» [27].
В отечественных исследованиях подтверждено, что «молодые люди, склонные к виктимному поведению, имеют специфические особенности личностного развития, а именно, эмоционально-волевая неустойчивость, “готовность” стать жертвой насилия» (Л.С. Стуколова, Н.С. Волкова [28]); «обладание низкой осмысленностью жизни и неразвитостью смысложизненных ориентаций» (П.Н. Кемяшова, А.Г. Фаустова [29]); «проявление пассивности, отсутствие упорства в достижении целей, трудности в общении с новыми людьми и поддержания отношений с окружающими людьми, переживание собственной изолированности, ориентация на мнение и оценки других людей, неспособность противостоять социальному давлению, проявление конформизма и склонность к выражению неудовлетворенности жизнью» (Р.А. Субботина [30]).
В нашем исследовании (Дроздикова-Зарипова А.Р. и др.) выявлено, что «виктимные студенты “готовы” стать жертвой в сети Интернет в силу того, что, с одной стороны, соблюдают установленные в интернет-пространстве нормы и правила взаимного поведения, но, с другой стороны, в силу различных причин затрудняются в оказании противодействия противоправным действиям со стороны других пользователей Интернета, проявляют склонность к зависимому и беспомощному поведению, имеют высокую чувствительность, испытывают потребность в получении поддержки, сочувствия и помощи от других, а также стремятся к поиску острых ощущений» [31].
В рамках второго направления ученых интересуют факторы, причины, виды рисков кибервиктимизации. Изучением характеристик и потребностей жертв сексуального насилия занимались B.G. Taylor, W. Liu, E.A. Mumford [32]. Ими были определены факторы, способствующие рискованному поведению жертв сексуального насилия: биологический пол, одобрение насилия к женщинам, высокие показатели агрессивности и др.
В работе О.Б. Бовть изучены стратегии поведения в конфликте подростков с разным типом виктимного поведения [33]. R.S. Tokunaga, K.S. Aune в своей статье поднимают вопросы киберсталкинга [34]. Ими были опрошены 53 человека, ставшие жертвами киберпреследований. Результаты показали, что жертвы использовали семь основных тактик управления киберпреследованиями, которые авторы обобщили. Ученые также предположили, что тактики управления связаны с личностными характеристиками жертвы.
R.S. Tokunaga также изучил социально-демографические факторы киберрисков и социокультурные различия [3]. Утверждается, что такие факторы, как пол и возраст, являются наиболее заметными из немногих социально-демографических переменных, как потенциальные факторы риска, связанные с виктимизацией.
Некоторые исследователи обнаружили обратную связь между возрастом и кибербуллингом (R. Slonje, P.K. Smith [35]; K.R. Williams, N.G. Guerra [36]), возможно, из-за большой нерассудительности молодых людей, популярной среди молодежи услуги SMS (система уведомления сообщений) для знакомства с новыми людьми (R.M. Kowalski, G.W. Giumetti, A.N. Schroeder, M.R. Lattanner [18]). Опытным путем были выявлены взаимосвязи между высокими показателями склонности к виктимному поведению и низким и выше среднего уровнями образования родителей (A.Tsitsika, M. Janikian, S. Wójcik, K. Makaruk, E. Tzavela, C. Tzavara et al. [14]).
Наконец, семейные отношения (отсутствие сплоченности семьи, эмоциональной связи между членами семьи, совместного времяпровождения родителей и детей) и структура семьи (например, неполная семья), являются также ключевыми факторами, которые способствуют кибервиктимизации молодых людей (H. Sasson, G. Mesch [37]; K.R. Mehari, W. Moore, T.E. Waasdorp, O. Varney, K. Berg [38]).
К числу индивидуально-психологических факторов виктимной личности подростков, приводящих в совокупном воздействии к личностным деформациям и последующей виктимизации, Т.М. Вакулич относит следующие: «специфические подростковые комплексы, эмоционально-установочную готовность личности ребенка, которая проявляется либо в агрессивном реагировании, либо в виде конформного поведения, тревожность, фрустрированность, неадекватную самооценку, нарушение ценностных ориентаций, наличие сложившихся и закрепленных в виде ригидных паттернов моделей виктимного поведения, наличие образцов виктимного поведения» [39].
В исследовании К.В. Вишневского были выявлены установки позиции жертвы виктимизации: «установка на беспомощность, нежелание изменять собственное положение без вмешательства извне, низкая самооценка, запуганность, повышенная суггестивность, готовность к обучению виктимному поведению, усвоение виктимных стереотипов со стороны общества» [40].
Третье направление работ связано с изучением оказания адресной помощи жертвам виктимизации разного характера, им занимаются ученые за рубежом и в России. Вызывают интерес результаты метаанализа существующих программ профилактики и коррекции виктимных форм поведения среди молодых людей, который проводили зарубежные ученые (H. Gaffney, D. Farrington, Do. Espelage, M. Ttofi [8]; E. Hutson, S. Kelly, L. Militello [10]) по ключевым словам: кибер; хулиган; потерпевший; киберзапугивание; Cybervictimization; киберагрессия; электронное издевательство; онлайн-издевательства; вмешательство; профилактика; программа; оценка; эффективный. Поиски проводились за период с 2000 по декабрь 2017 года в различных онлайн-базах данных (например, WebofScience, Scopus, PsychINFO, PsychARTICLES, GoogleScholar и др.).
Далее остановимся на популярных программах превенции и интервенции виктимного поведения молодых людей в сети Интернет:
1. Проект «TABBY вИнтернете» (Athanasiades, Kamariotis, Psalti, Baldry and Sorrentino, 2015). Школьникам предлагают просмотреть четыре видеоролика, раскрывающих различные формы киберзапугивания. Далее проходило обсуждение каждого фильма, выявлялись негативные последствия киберзапугивания; вырабатывались корректные, правильные формы поведения в Интернете, правила ответственного «гражданина онлайн»; изучались технологии противодействия кибервиктимизации [41].
2. Программа WebQuest (Lee, Zi-Pei, Svanström, Dalal, 2013). Содержание курса WebQuest представлено на Web-странице и состоит из шести блоков: введение, задачи, процесс, ресурсы, оценки и выводы. Вся программа состоит из восьми занятий. На занятиях учащиеся работают в группах, решают различные проблемные ситуации и учебные задачи [42].
3. ViSC (Gradinger, Yanagida, Strohmeier, Spiel, 2014; Yanagida, Strohmeier, 2016). Кроме того, проводится коррекционная работа с отдельными школьниками, проявившими виктимные формы поведения, которые не могут справиться со своими отрицательными эмоциями. Таких школьников обучают распознавать свои эмоции и эмоции других; справиться с этими эмоциями позитивным, неагрессивным способом; расширяют возможности школьников, информируют их о том, как не стать жертвой в классе. Обучение проводится с использованием следующих дидактических методов (например, ролевые игры, работа в малых группах или дискуссии в целом классе). На занятиях используют отдельные рабочие листы, групповые задания, интерактивные игры и сводные листы (для получения более подробной информации от участников) [43; 44].
4. Программа антииздевательств KiVa (Williford, Elledge, Boulton, DePaolis, Little, Salmivalli, 2014). Программа состоит из двух основных компонентов: универсальные действия и указанные действия. Универсальные действия включают в себя уроки в классе, которые: 1) повышают осознание роли, которую группа играет в поддержке издевательств, 2) помогают увеличить сочувствие к жертвам, 3) помогают продвигать молодежные стратегии поддержки жертвы и, следовательно, развивать их самоэффективность. В программу также включены и уроки, предполагающие несколько видов деятельности, направленных на профилактику киберзапугивания. Например, действия, описывающие запугивание через ИКТ, обсуждение вопросов уважительного и корректного поведения в киберкоммуникации и овладение конкретными способами реагирования на киберзапугивание обучающихся [45].
5. Видеопрограмма на основе теории разумного действия (TRA) (Doane, Kelley, Matthew, 2016). Программа включает в себя несколько профилактических видео, состоящих из следующих блоков [46]:
1) четыре кратких видео (10 минут), в которых была обобщена информация о подростках, подвергавшихся кибербуллингу и в конце концов совершивших самоубийство (это видео используется для того, чтобы повысить эмпатию у зрителей по отношению к жертвам буллинга, изменить их отношение к киберзапугиванию);
2) для привлечения внимания применяются информационные слайды с озвучкой, включающие важную информацию о киберзапугивании (например, определение киберзапугивания, различные типы киберзапугивания, тактики, используемые для киберзапугивания, последствия, связанные с запугиванием, и распространенность киберзапугивания; с целью информирования зрителей о кибербуллинге);
3) шесть коротких запоминающихся реалистичных сюжетов, которые состоят из повествования и описания общих событий киберзапугивания (например, получение типичных текстовых сообщений; цель: формирование эмпатии по отношению к жертве буллинга, формирование тактики поведения при киберзапугивании). Шесть сюжетов основаны на реальных событиях киберзапугивания.
Анализ отечественной литературы показал, что ученые разрабатывают программы профилактики и коррекции виктимных форм поведения в основном для школьников. Например, Н.А. Левина, М.Г. Дубовицкая разработали программу для профилактики виктимизации подростков. «Целью программы является психологическая профилактика виктимного поведения подростков в условиях, содействующих развитию личностного потенциала» [47].
«Программа первичной профилактики состоит из трех блоков: диагностического, просветительского, практического. Первый предполагает диагностику виктимности подростков по “Методике исследования склонности к виктимному поведению” О.О. Андронниковой. Целью второго блока является просветительская работа с подростками, родителями, учителями по проблеме виктимного поведения. Целью третьего блока является снижение факторов риска попадания подростков в неблагоприятные жизненные ситуации в условиях, способствующих развитию личностного потенциала. Авторы считают, что практическую работу с подростками необходимо осуществлять на основе выявления у каждого из них склонности к определенному типу виктимного поведения. В зависимости от этого будут различаться цели профилактических мероприятий с подростками. Авторами сформулированы цели программы для подростков, склонных к агрессивному типу виктимного поведения, к активному типу виктимного поведения, к инициативному типу виктимного поведения, к пассивному типу виктимного поведения и к некритичному типу виктимного поведения. Программа психологической профилактики подходит как для индивидуальных занятий, так и групповых» [47].
Нами была разработана программа профилактики виктимных форм поведения студентов #ЯзаБезопасностьВСети (Биктагирова и др., 2019). Основная форма работы - тренинговое занятие. Продолжительность занятий - 2,5 месяца.
Цели занятий: познакомить студентов с понятиями «виктимность», «виктимное поведение», «жертва»; разобраться в рисках проявления виктимного поведения в сети Интернет; проинформировать молодежь о деструктивных религиозных течениях; предотвратить факты вовлечения студентов в тоталитарные и деструктивные организации; познакомить студентов с понятиями «киберэкстремизм» и «кибертерроризм»; развить способности к толерантному общению, к взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения.
Программа содержит следующие занятия: «Виктимность как предпосылка формирования жертв социализации», «”Ловцы душ” из сети Интернет», «Россия - лидер по травле в Сети. Что с этим делать?», «Как не попасть на удочку кибермошенников?», «Киберэкстремизм - он существует?», «Использование сети Интернет для нелегального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, как антисоциальное и противозаконное явление», «Назойливый комар сети – СПАМ!», «Чем опасен плагиат и как его избежать?», «Какая угроза поджидает нас в Глобальной сети Интернет?», «Останови атаку вредоносных программ». Более подробно содержание программы профилактики виктимных форм поведения студентов #ЯзаБезопасностьВСети раскрыто в монографии «Профилактика и коррекция виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет: теория, практика» [6].
Заключение
В настоящий момент проблема безопасности является основной и решается на протяжении многих лет. Безопасность использования Интернета и информационных и коммуникационных технологий представляет собой одну из актуальнейших и важнейших проблем современности. Данную проблему пытаются решить не только в России, но и за рубежом. Следует отметить, что изучение данной проблемы ведется в основном на выборке детей школьного возраста. Данная проблема практически не рассматривается на более старших возрастах. Небольшой процент работ посвящен изучению данной проблемы у студенческой молодежи.
Анализ зарубежной и отечественной литературы позволил выделить три направления исследований ученых по проблемам безопасности использования Интернета. Первое направление ученых связано с изучением личностных характеристик, социально-психологических детерминант виктимного поведения жертв виктимизации. В рамках второго направления исследуются факторы, причины, виды рисков кибервиктимизации. Третье направление связано с оказанием адресной помощи жертвам виктимизации разного характера.
Библиографическая ссылка
Калацкая Н.Н., Биктагирова Г.Ф., Валеева Р.А., Дроздикова-Зарипова А.Р., Костюнина Н.Ю. ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30936 (дата обращения: 08.10.2024).