Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИМЕР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Левицкий С.Н. 1 Давыдова Н.Г. 1 Тарасова А.В. 1 Радушин И.С. 1 Вязникова Д.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет Минздрава России»
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения по специальностям высшего образования (ФГОС 3++) нацелены на формирование у выпускников высших учебных заведений различных видов компетенций, в том числе и общепрофессиональных, которые способствуют быстрой адаптации выпускников к выполнению профессиональных функций, к постоянно развивающимся технологиям, усвоению новых достижений фундаментальных наук. Важную роль в формировании общепрофессиональных компетенций играют фундаментальные дисциплины естественно-научного цикла, например биология. Использование цифровой образовательной среды вузов и электронных информационных технологий на основе компетентностного подхода позволяет применять в учебном процессе различные инновационные методы преподавания. В данной статье на конкретном примере рассматриваются методические аспекты формирования общепрофессиональной компетенции (ОПК-1) при изучении темы «Наследственные болезни. Генные мутации» в дисциплине «Биология» у обучающихся по специальности 31.05.03 «Стоматология». Показано, что формирование информационной грамотности обучающихся необходимо осуществлять через самооценку собственного уровня компетенции, а также возможность оценки качества выполнения учебных заданий, степени самостоятельности, умения анализировать информацию и создавать собственные информационные продукты. Процесс формирования общепрофессиональных компетенций реализуется непосредственно при компетентностном подходе и обеспечивается различными педагогическими факторами, такими как организация учебно-воспитательного процесса вуза, научно-методическая работа обучающихся и др. Следует отметить, что компетентностный подход предполагает формирование у обучающихся владения обобщенным характером познавательной деятельности, особенно на младших курсах, поэтому огромную роль в процессе формирования общепрофессиональных компетенций играют междисциплинарные связи.
компетентностный подход
общепрофессиональные компетенции
инновационные методы
1. Александрина А.Ю., Паняева О.Д., Пахомова С.В. К вопросу о формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций в процессе выполнения выпускных квалификационных работ бакалавров по направлению подготовки «Химическая технология» // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20601 (дата обращения: 20.05.2021).
2. Березкина И.А. Некоторые аспекты применения компетентностного подхода в процессе фундаментальной подготовки в медицинском университете // Педагогика и психология. 2019. № 2 (14). С. 27-35.
3. Мамонова Л.И. Факторы, влияющие на формирование общепрофессиональных компетенций студентов вуза // Фундаментальные исследования. 2012. № 6-2. С. 365-368.
4. Руденко И.В., Алиева Л.В., Кустов Ю.А., Лившиц Ю.А., Бейлина Н.С., Нефёдова Н.А., Афанасьева Е.Г., Писаренко Д.А.; под ред. Руденко И.В., Алиевой Л.В. Теоретические основы формирования общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательном процессе образовательных организаций: монография. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. 172 с.
5. Знаенко Н.С., Коноплева И.И., Миронова Л.В. Модель формирования общепрофессиональных компетенций (на примере обучения математике) // NovaInfo.Ru. 2017. № 62. С. 7-13.
6. Знаенко Н.С. Информационные технологии, как составляющая технологического подхода к формированию исследовательских умений // Информационные технологии в образовании. Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. 2013. С. 83-87.
7. Генетическая база dbSNP. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/snp/ (дата обращения: 22.05.2021).
8. National Library of Medicine (NLM). [Электронный ресурс]. URL:https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/?Db=pubmed&DbFrom=snp&Cmd=Link&LinkReadableName=Pubmed%20(SNP%20Cited)&linkname=snp_pubmed_cited&from_uid=1544410&page=5 (дата обращения: 19.05.2021).
9. Тагаева Е.А., Бакулина Е.А., Бакаева О.А., Каско Ж.А. Формирование ИКТ-компетенций студентов педагогического вуза в условиях цифровизации образования // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. [Электронный ресурс].
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29531 (дата обращения: 22.05.2021).
10. Табачук Н.П. Совершенствование методической системы развития информационной компетенции студентов вуза в эпоху цифровой трансформации. Образование: теория, методология, практика: монография / гл. ред. Ж.В. Мурзина Чебоксары: ИД «Среда». 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://phsreda.com/cv/article/33391/discussion_platform (дата обращения: 20.05.2021).

Важнейшим условием адаптации выпускников вузов к самостоятельной деятельности является овладение всеми видами компетенций. В настоящее время в условиях применения инновационных методов преподавания, а также использования компетентностного подхода актуальным является поиск новых приемов и методов формирования профессиональных и общепрофессиональных компетенций (ОПК) [1]. ОПК нацелены на формирование способностей обучающихся решать типичные проблемы и задачи, которые возникают или могут возникнуть в ходе профессиональной деятельности, а также направлены на использование полученных знаний, умений и профессионального опыта. Особую роль при формировании ОПК в медицинском университете играют фундаментальные дисциплины естественно-научного цикла (биология, анатомия, химия, физика) [2]. При отсутствии сформированных ОПК у выпускников они не будут способными быстро адаптироваться к постоянно развивающимся технологиям, уметь осваивать новые достижения фундаментальных исследований, творчески разрешать различные профессиональные проблемы. Мамонова Л.И. (2012) в своей работе выделяет три основных компонента успешного формирования общепрофессиональных компетенций: 1) когнитивного, который основан на знаниях и способах их получения, 2) деятельностного, который характеризуется как процесс развития умений на основе знаний, реализации этих умений, готовность профессионально действовать в новых ситуациях, 3) личностного, который представляет собой личные мотивы, ценностные установки. Кроме того, от того, как и на каком уровне будут сформированы эти компетенции, в будущем зависит формирование остальных видов компетенций, а также сформированность профессиональной компетентности выпускников в целом [3]. Выше было отмечено, что процесс формирования ОПК в вузе непосредственно связан с компетентностным подходом, а организация учебно-воспитательного процесса в вузе должна обеспечиваться различными педагогическими факторами: учебным планом по специальности, научно-методической работой преподавателей и обучающихся [4]. Компетентностный подход предполагает овладение обучающимися обобщенным характером познавательной деятельности, особенно на младших курсах, поэтому огромную роль в этом процессе играют междисциплинарные связи [5; 6].

В обобщенном виде структура ОПК (на примере ОПК-1) может быть представлена следующим образом.

1. Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции. Под компетенцией понимается способность и готовность осуществлять комплекс медицинских и просветительских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, основанная на адекватном анализе и использовании информационных и библиографических ресурсов, владении медико-биологической терминологией, владении навыками информирования пациентов в соответствии с требованиями правил «информированного согласия».

2. Структура компетенции (компоненты). Готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных и библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности.

3. Программа формирования компетенции: планируемые уровни сформированности компетенции у выпускников.

4. Критерии оценивания сформированности компетенции (табл. 1).

Таблица 1

Критерии оценки сформированности ОПК

Планируемые результаты обучения

Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Знания

Допускает грубые ошибки

Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок

Знает достаточно в базовом объеме

Демонстрирует высокий уровень знаний

Умения

Демонстрирует частичные умения, допускает грубые ошибки

Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок

Умеет применять знания в базовом (стандартном) объеме

Демонстрирует высокий уровень умений

Владения

Демонстрирует низкий уровень владения, допускает грубые ошибки

Демонстрирует частичные владения без грубых ошибок

Владеет базовыми приемами и культурой работы с техническими программами

Демонстрирует владения на высоком уровне

Целью исследования являлось изучение возможности использования информационных технологий при формировании общепрофессиональных компетенций в курсе биологии на основе компетентностного подхода.

Материалом исследования являлись личные наработки авторов в области использования информационных технологий (работа с различными генетическими базами данных) при изучении наследственных стоматологических патологий (кариеса) у человека, моделирование протекания различных стоматологических патологий на основе прогнозирования, сбора и накопления данных, полученных на основе работы в информационной образовательной среде.

Результаты исследования и их обсуждение. Рассмотрим на конкретном примере методический прием формирования ОПК-1 с использованием информационных технологий при изучении темы «Наследственные болезни. Генные мутации» в дисциплине «Биология» при освоении образовательной программы 31.05.03 «Стоматология» в Северном государственном медицинском университете. При разработке заданий для самостоятельной работы целеполагающим было использование компетентностного подхода и возможность работы с электронными образовательными ресурсами. Варианты заданий могут отличаться уровнем сложности, остановимся на первом - базовом, который предполагает поиск информации о конкретной мутации (вариации) в определенном гене в одной из международных генетических баз. Приведем пример поиска информации в базе данных SNP. База dbSNP была создана в 1999 г. для организации архива вариаций коротких последовательностей ДНК разных организмов: однонуклеотидных замен, коротких делеций или вставок, микросателлитных повторов. С 2017 г. dbSNP прекращает представление данных, не относящихся к человеку.

Задача 1. Вам необходимо найти достоверную информацию о конкретной мутации (вариации) в гене VDR для подготовки доклада на конференцию. Вам известен номер в dbSNP - rs1544410. Ген кодирует рецептор к витамину Д, который участвует в минеральном обмене, клеточном морфогенезе, развитии костной системы, транспорте ионов кальция, метаболических процессов витамина D, регуляции активности кальцидиол-1-монооксигеназы. Экспрессируется в большей степени в тонкой и толстой кишке, двенадцатиперстной кишке, почках. Полиморфные варианты этого гена связаны с высоким риском развития рахита, остеопороза и, возможно, кариеса. На странице dbSNP представлены: строка поиска (Search), ссылки на основную информацию о dbSNP (Getting Started), информация по загрузке записей о вариациях в базу (Submission), инструменты загрузки из базы (Access Data), список примеров записи ключевых слов (How to Search dbSNP), ссылки на новости (News), вебинары (YouTube) и базы (Variation Databases), также посвященные теме вариаций. В строке поиска укажем rs (в качестве ключевых слов можно использовать rs, название или символ гена, позицию в хромосоме, частоты в популяциях, индексы баз NCBI). Страница с результатами поиска содержит информацию о rs1544410. Проанализируйте имеющуюся информацию.

Вернемся к результатам поиска. На странице представлены некоторые характеристики (рис. 1, 2).

Рис. 1. Общие сведения о полиморфизме гена

Рис. 2. Локализация гена в хромосоме с указанием полиморфизма

Анализируя разделы генетической базы, обучающиеся находят информацию, которую предлагается оформить в виде систематизирующей таблицы (табл. 2).

База представляет научный интерес для специалистов, занимающихся популяционной генетикой, генетическим картированием, исследующих взаимосвязь между вариацией и фенотипом. Подробное описание базы dbSNP можно найти на домашней странице базы [7].

Таблица 2

Образец оформления результатов поиска

Тип мутации (вариации)

SNV, замена нуклеотида в интроне

Положение в хромосоме

chr12:47846052(GRCh38.p12)

Аллель

C>A / C>G / C>T

Частота в различных популяциях

T=0.398122 (53139/133474, ALFA Project)

T=0.334616 (42017/125568, TOPMED)

T=0.27442 (21596/78696, PAGE_STUDY) и еще 18 исследований

Клиническое значение

Усиливает риск развития поражения кариесом

Публикации

Для изучения доступно 372 публикации о вариации в гене (более поздние публикации относятся к 2020 г., самая ранняя – 2004 г.)

Публикации, отобранные для более детального изучения [8]

  1. Vitamin D pathway-related gene polymorphisms and their association with metabolic diseases: A literature review. Alathari BE, Sabta AA, Kalpana CA, Vimaleswaran KS.J Diabetes Metab Disord. 2020 Jun 16;19(2):1701-1729. doi: 10.1007/s40200-020-00561-w. eCollection 2020 Dec.
  2. Association between polymorphisms in the vitamin D receptor and susceptibility to multiple sclerosis. Cancela Díez B, Pérez-Ramírez C, Maldonado-Montoro MDM, Carrasco-Campos MI, Sánchez Martín A, Pineda Lancheros LE, Martínez-Martínez F, Calleja-Hernández MÁ, Ramírez-Tortosa MC, Jiménez-Morales A.Pharmacogenet Genomics. 2021 Feb 1;31(2):40-47. doi: 10.1097/FPC.0000000000000420.PMID:33044390
  3. Associations between polymorphisms inVDRgene and the risk of osteoporosis: a meta-analysis. Jiang LL, Zhang C, Zhang Y, Ma F, Guan Y.Arch Physiol Biochem. 2020 Aug 6:1-8. doi: 10.1080/13813455.2020.1787457. Online ahead of print. PMID:32757960

Таким образом, в конкретном примере проверяется знание способов и средств реализации информационного поиска контента, навыки использования технологии развития критического мышления для анализа. Данный вид работы показывает один из способов формирования у обучающихся информационной грамотности, она позволяет самостоятельно оценить уровень сформированности одной из общепрофессиональных компетенций на данном этапе обучения, позволяет критически подойти к использованию универсальных способов работы по получению необходимой медико-биологической информации в цифровой образовательной среде [9; 10]. Кроме того, данный методический прием позволяет педагогу в короткие сроки оценить качество выполнения учебного задания, определить степень самостоятельности обучающихся, а также умение анализировать информацию, а в дальнейшем, возможно, и умение создавать собственные продукты интеллектуальной деятельности при выполнении своих профессиональных задач.

Заключение. Компетентностный подход основан на использовании педагогических технологий с применением активных методов обучения, что позволяет эффективно формировать общепрофессиональные компетенции выпускников вуза. Формирование общепрофессиональных компетенций целесообразно начинать постепенно с младших курсов. Информационная компетенция выпускника любого вуза, в том числе и медицинского, наряду с проектно-исследовательской и другими, первоначально нацелена на овладение различными видами информационных технологий на уровне пользователя. Обучающиеся должны овладеть как способами поиска, так и методами обработки полученной информации. Данный вывод предполагает, что в дальнейшем процессе обучения в вузе студенты овладеют приемами использования информационных технологий для различных видов коммуникации, будут использовать различные информационные технологии в области своей профессиональной деятельности, решать профессиональные задачи с использованием моделирования, интерпретации, оценки полученной информации, что в дальнейшем будет способствовать быстрой адаптации молодого специалиста.


Библиографическая ссылка

Левицкий С.Н., Давыдова Н.Г., Тарасова А.В., Радушин И.С., Вязникова Д.А. ПРИМЕР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30924 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674