Важнейшим условием адаптации выпускников вузов к самостоятельной деятельности является овладение всеми видами компетенций. В настоящее время в условиях применения инновационных методов преподавания, а также использования компетентностного подхода актуальным является поиск новых приемов и методов формирования профессиональных и общепрофессиональных компетенций (ОПК) [1]. ОПК нацелены на формирование способностей обучающихся решать типичные проблемы и задачи, которые возникают или могут возникнуть в ходе профессиональной деятельности, а также направлены на использование полученных знаний, умений и профессионального опыта. Особую роль при формировании ОПК в медицинском университете играют фундаментальные дисциплины естественно-научного цикла (биология, анатомия, химия, физика) [2]. При отсутствии сформированных ОПК у выпускников они не будут способными быстро адаптироваться к постоянно развивающимся технологиям, уметь осваивать новые достижения фундаментальных исследований, творчески разрешать различные профессиональные проблемы. Мамонова Л.И. (2012) в своей работе выделяет три основных компонента успешного формирования общепрофессиональных компетенций: 1) когнитивного, который основан на знаниях и способах их получения, 2) деятельностного, который характеризуется как процесс развития умений на основе знаний, реализации этих умений, готовность профессионально действовать в новых ситуациях, 3) личностного, который представляет собой личные мотивы, ценностные установки. Кроме того, от того, как и на каком уровне будут сформированы эти компетенции, в будущем зависит формирование остальных видов компетенций, а также сформированность профессиональной компетентности выпускников в целом [3]. Выше было отмечено, что процесс формирования ОПК в вузе непосредственно связан с компетентностным подходом, а организация учебно-воспитательного процесса в вузе должна обеспечиваться различными педагогическими факторами: учебным планом по специальности, научно-методической работой преподавателей и обучающихся [4]. Компетентностный подход предполагает овладение обучающимися обобщенным характером познавательной деятельности, особенно на младших курсах, поэтому огромную роль в этом процессе играют междисциплинарные связи [5; 6].
В обобщенном виде структура ОПК (на примере ОПК-1) может быть представлена следующим образом.
1. Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции. Под компетенцией понимается способность и готовность осуществлять комплекс медицинских и просветительских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, основанная на адекватном анализе и использовании информационных и библиографических ресурсов, владении медико-биологической терминологией, владении навыками информирования пациентов в соответствии с требованиями правил «информированного согласия».
2. Структура компетенции (компоненты). Готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных и библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности.
3. Программа формирования компетенции: планируемые уровни сформированности компетенции у выпускников.
4. Критерии оценивания сформированности компетенции (табл. 1).
Таблица 1
Критерии оценки сформированности ОПК
Планируемые результаты обучения |
Неудовлетворительно |
Удовлетворительно |
Хорошо |
Отлично |
Знания |
Допускает грубые ошибки |
Демонстрирует частичные знания без грубых ошибок |
Знает достаточно в базовом объеме |
Демонстрирует высокий уровень знаний |
Умения |
Демонстрирует частичные умения, допускает грубые ошибки |
Демонстрирует частичные умения без грубых ошибок |
Умеет применять знания в базовом (стандартном) объеме |
Демонстрирует высокий уровень умений |
Владения |
Демонстрирует низкий уровень владения, допускает грубые ошибки |
Демонстрирует частичные владения без грубых ошибок |
Владеет базовыми приемами и культурой работы с техническими программами |
Демонстрирует владения на высоком уровне |
Целью исследования являлось изучение возможности использования информационных технологий при формировании общепрофессиональных компетенций в курсе биологии на основе компетентностного подхода.
Материалом исследования являлись личные наработки авторов в области использования информационных технологий (работа с различными генетическими базами данных) при изучении наследственных стоматологических патологий (кариеса) у человека, моделирование протекания различных стоматологических патологий на основе прогнозирования, сбора и накопления данных, полученных на основе работы в информационной образовательной среде.
Результаты исследования и их обсуждение. Рассмотрим на конкретном примере методический прием формирования ОПК-1 с использованием информационных технологий при изучении темы «Наследственные болезни. Генные мутации» в дисциплине «Биология» при освоении образовательной программы 31.05.03 «Стоматология» в Северном государственном медицинском университете. При разработке заданий для самостоятельной работы целеполагающим было использование компетентностного подхода и возможность работы с электронными образовательными ресурсами. Варианты заданий могут отличаться уровнем сложности, остановимся на первом - базовом, который предполагает поиск информации о конкретной мутации (вариации) в определенном гене в одной из международных генетических баз. Приведем пример поиска информации в базе данных SNP. База dbSNP была создана в 1999 г. для организации архива вариаций коротких последовательностей ДНК разных организмов: однонуклеотидных замен, коротких делеций или вставок, микросателлитных повторов. С 2017 г. dbSNP прекращает представление данных, не относящихся к человеку.
Задача 1. Вам необходимо найти достоверную информацию о конкретной мутации (вариации) в гене VDR для подготовки доклада на конференцию. Вам известен номер в dbSNP - rs1544410. Ген кодирует рецептор к витамину Д, который участвует в минеральном обмене, клеточном морфогенезе, развитии костной системы, транспорте ионов кальция, метаболических процессов витамина D, регуляции активности кальцидиол-1-монооксигеназы. Экспрессируется в большей степени в тонкой и толстой кишке, двенадцатиперстной кишке, почках. Полиморфные варианты этого гена связаны с высоким риском развития рахита, остеопороза и, возможно, кариеса. На странице dbSNP представлены: строка поиска (Search), ссылки на основную информацию о dbSNP (Getting Started), информация по загрузке записей о вариациях в базу (Submission), инструменты загрузки из базы (Access Data), список примеров записи ключевых слов (How to Search dbSNP), ссылки на новости (News), вебинары (YouTube) и базы (Variation Databases), также посвященные теме вариаций. В строке поиска укажем rs (в качестве ключевых слов можно использовать rs, название или символ гена, позицию в хромосоме, частоты в популяциях, индексы баз NCBI). Страница с результатами поиска содержит информацию о rs1544410. Проанализируйте имеющуюся информацию.
Вернемся к результатам поиска. На странице представлены некоторые характеристики (рис. 1, 2).
Рис. 1. Общие сведения о полиморфизме гена
Рис. 2. Локализация гена в хромосоме с указанием полиморфизма
Анализируя разделы генетической базы, обучающиеся находят информацию, которую предлагается оформить в виде систематизирующей таблицы (табл. 2).
База представляет научный интерес для специалистов, занимающихся популяционной генетикой, генетическим картированием, исследующих взаимосвязь между вариацией и фенотипом. Подробное описание базы dbSNP можно найти на домашней странице базы [7].
Таблица 2
Образец оформления результатов поиска
Тип мутации (вариации) |
SNV, замена нуклеотида в интроне |
Положение в хромосоме |
chr12:47846052(GRCh38.p12) |
Аллель |
C>A / C>G / C>T |
Частота в различных популяциях |
T=0.398122 (53139/133474, ALFA Project) T=0.334616 (42017/125568, TOPMED) T=0.27442 (21596/78696, PAGE_STUDY) и еще 18 исследований |
Клиническое значение |
Усиливает риск развития поражения кариесом |
Публикации |
Для изучения доступно 372 публикации о вариации в гене (более поздние публикации относятся к 2020 г., самая ранняя – 2004 г.) |
Публикации, отобранные для более детального изучения [8] |
|
Таким образом, в конкретном примере проверяется знание способов и средств реализации информационного поиска контента, навыки использования технологии развития критического мышления для анализа. Данный вид работы показывает один из способов формирования у обучающихся информационной грамотности, она позволяет самостоятельно оценить уровень сформированности одной из общепрофессиональных компетенций на данном этапе обучения, позволяет критически подойти к использованию универсальных способов работы по получению необходимой медико-биологической информации в цифровой образовательной среде [9; 10]. Кроме того, данный методический прием позволяет педагогу в короткие сроки оценить качество выполнения учебного задания, определить степень самостоятельности обучающихся, а также умение анализировать информацию, а в дальнейшем, возможно, и умение создавать собственные продукты интеллектуальной деятельности при выполнении своих профессиональных задач.
Заключение. Компетентностный подход основан на использовании педагогических технологий с применением активных методов обучения, что позволяет эффективно формировать общепрофессиональные компетенции выпускников вуза. Формирование общепрофессиональных компетенций целесообразно начинать постепенно с младших курсов. Информационная компетенция выпускника любого вуза, в том числе и медицинского, наряду с проектно-исследовательской и другими, первоначально нацелена на овладение различными видами информационных технологий на уровне пользователя. Обучающиеся должны овладеть как способами поиска, так и методами обработки полученной информации. Данный вывод предполагает, что в дальнейшем процессе обучения в вузе студенты овладеют приемами использования информационных технологий для различных видов коммуникации, будут использовать различные информационные технологии в области своей профессиональной деятельности, решать профессиональные задачи с использованием моделирования, интерпретации, оценки полученной информации, что в дальнейшем будет способствовать быстрой адаптации молодого специалиста.
Библиографическая ссылка
Левицкий С.Н., Давыдова Н.Г., Тарасова А.В., Радушин И.С., Вязникова Д.А. ПРИМЕР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30924 (дата обращения: 12.12.2023).