Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ НА БАЗЕ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Гришина А.С. 1
1 ФГАОУ ВО Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
В статье раскрывается понятие междисциплинарного учебного проекта. Дано описание этапов работы над междисциплинарным учебным проектом с целью рассмотрения междисциплинарного проектирования как процесса взаимодействия вертикальных и горизонтальных междисциплинарных связей. Междисциплинарный проект рассматривается как способ обучения профессионально ориентированному иностранному языку в техническом вузе. Описывается междисциплинарный учебный проект, разработанный авторами и реализуемый на занятиях и при самостоятельной работе студентов в рамках дисциплины «Иностранный язык. Профессионально ориентированный курс» в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ). Данный проект отвечает требованиям, предъявляемым к междисциплинарным учебным проектам, и позволяет углубить знания в области иностранного языка (ИЯ) и экономики. Анализируются результаты опроса студентов экономического направления, демонстрирующие, что абсолютное большинство студентов отмечают повышение уровня мотивации к изучению ИЯ в период реализации междисциплинарного проекта, а также повышение интереса в области применения цифровых технологий. Авторы приходят к выводу, что разработанный междисциплинарный проект способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, развитию учебно-познавательной деятельности студентов, повышению интереса к использованию цифровых технологий, формирует навыки исследовательской деятельности, а также позволяет решить задачу применения теоретических знаний для решения профессионально ориентированных задач с применением цифровых технологий.
проектная технология
междисциплинарный проект
иностранный язык
цифровизация
цифровая трансформация
1. Попова Н.В. Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины иностранный язык): автореф. дис. ... докт. пед. наук. Санкт-Петербург, 2011. 51 с.
2. Сочнева А.Ю. Формирование интегративных компетенций студентов технического вуза посредством междисциплинарных связей с применением интернет-технологий (на основе дисциплины иностранный язык): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2011. 24 с.
3. Попова Н.В., Пятницкий А.Н. Формирование универсальных навыков переработки иноязычной научной информации посредством обучения студентов реферативному переводу и комментированию // Иностранные языки в школе. 2016. № 4. С. 2-12.
4. Попова Н.В. Междисциплинарная интеграция как основа проектирования учебного процесса в высшей школе // Университетский научный журнал. Изд-во: СПб университетский научный консорциум. 2012. № 3. С. 98-109.
5. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М.: 2003. 96 с.
6. Мезенцева М.Е., Попова Н.В. Современные тенденции развития метода проектных технологий в школе и вузе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование. 2019. № 4. С. 56-68.
7. Thuan P.D. Project-Based Learning: From Theory to EFL Classroom Practice. Proceedings of the 6th International Open TESOL Conference. 2018. P. 327-339.
8. Boix Mansilla V., Dillon D., Middlebrooks K. Building Bridges Across Disciplines: Organizational and Individual Qualities of Exemplary Interdisciplinary Work. 2002. 73 p.
9. Акопова М.А., Попова Н.В. Междисциплинарные связи в высшей школе: учебное пособие. СПб.: СПбПУ Петра Великого, 2014. 124 с.
10. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. 2006. № 6. С. 43-47.
11. Иванова М.А., Кузнецова Е.В. Технология обучения иностранным языкам на основе междисциплинарного подхода // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 2. C. 160-162.

На сегодняшний день процесс цифровизации оказывает значительное влияние на все сферы жизни общества – политику и экономику, культуру и искусство, а также на систему высшего образования, где происходит переход от традиционной модели образовательной системы и методов преподавания к инновационной. Процесс цифровой трансформации методов преподавания в вузе может варьироваться от университета к университету, однако очевидным становится тот факт, что именно цифровизация высшего образования позволяет открыть новые возможности для позиционирования университетов как внутри страны, так и на международной образовательной арене.

Цифровизация в широком смысле представляет собой процесс, позволяющий обогащать человеческий капитал специалиста будущего, поскольку цифровые решения, интегрируемые в образовательный процесс высших учебных заведений, строятся, в первую очередь, на решении конкретных задач, с которыми сталкиваются студенты в процессе освоения профессиональных дисциплин образовательной программы. Вместе с тем в условиях цифровизации ключевой задачей высших учебных заведений становится подготовка выпускников, способных решать практические задачи в новых ситуациях, критически мыслить, эффективно работать в кооперации, самостоятельно реализовывать задачи личностного и профессионального развития.

Современная система высшего образования нацелена на создание оптимальных условий для формирования целостной личности выпускника, компетентного не только в своей профессиональной сфере, но и в смежных дисциплинарных областях знаний [1]. Зарубежные исследователи в своих трудах также отмечают, что универсальные и интегративные компетенции в условиях современной университетской подготовки играют столь же важную роль в подготовке выпускника, как и профессиональные компетенции. Интегративность знаний при этом необходимо формировать целенаправленно в процессе обучения в вузе [2].

Принимая во внимание исследования ученых в области лингводидактики, следует отметить, что дисциплина «Иностранный язык» (ИЯ) представляет собой ресурс, позволяющий в полной мере создать условия для эффективного развития иноязычной коммуникативной компетенции, универсальных навыков научного труда и важных личностных качеств будущего выпускника технического вуза, таких как стремление к саморазвитию, гибкость в решении профессионально ориентированных задач, самоорганизация и самоактуализация [3].

Одним из средств, позволяющих формировать и развивать в процессе обучения в вузе компетенции, которые дадут возможность повысить ценность выпускника на рынке труда, является проектная технология. Исследователями в области междисциплинарного проектирования образовательного процесса признается основополагающая роль междисциплинарного взаимодействия при практической реализации компетентностного подхода; помимо этого, в вузовском учебном процессе междисциплинарные связи обеспечивают преемственность и целостность обучения с учетом взаимодействия содержательных и процессуальных компонентов задействованных дисциплин [4].

Актуальность междисциплинарного проектирования образовательного процесса заключается, таким образом, в создании педагогических условий целостности процесса обучения, который должен интегрировать содержательные и процессуальные аспекты смежных дисциплин в решении намеченных междисциплинарных проблем.

Цель данной статьи – рассмотрение междисциплинарного проектирования как процесса актуализации вертикальных и горизонтальных междисциплинарных связей.

Материал и методы исследования: теоретический анализ нормативной и научной литературы, сравнительный анализ учебно-методической литературы, анкетирование студентов.

Обзор литературы. Проектная технология обучения иностранному языку по-прежнему является актуальной темой исследований многих российских и зарубежных ученых. Данный метод может успешно применяться в обучении профессионально ориентированному иностранному языку в вузах, так как направлен на получение практического результата и, согласно исследованиям, способствует повышению мотивации студентов к углублению знаний в области изучаемой дисциплины и в смежных областях [5].

В современной педагогической науке проектная технология определяется как педагогическая технология, нацеленная на развитие умения применять имеющиеся знания на практике и приобретать новые. В данной статье мы придерживаемся определения М.Е. Мезенцевой, Н.В. Поповой, согласно которому проектная технология представляет собой «совокупность самостоятельной работы студентов, координируемой преподавателем, нацеленной на достижение практического результата и развитие навыков критического мышления и творческого потенциала обучающихся» [6, с. 54].

Говоря об интеграции в процесс обучения иностранному языку междисциплинарных проектов, зарубежные исследователи определяют междисциплинарный проект как один из методов обучения в сотрудничестве и выделяют следующие характеристики, присущие данной образовательной технологии:

1) активное вовлечение студентов в учебный процесс;

2) самостоятельное обучение и командная работа;

3) интеграция знаний и навыков в нескольких областях;

4) самостоятельность и осведомленность студентов;

5) активизация процессов критического мышления;

6) позитивное отношение к предмету исследования;

7) удовлетворенность студентов результатом проектной работы [7].

В данном представлении междисциплинарный проект характеризуется самостоятельностью процесса обучения, однако, на наш взгляд, следует отметить необходимость координации работы студентов и промежуточного контроля преподавателем результатов работы на каждом из этапов проектной деятельности.

В условиях междисциплинарного проектного обучения студенты интегрируют информацию, данные, методы, инструменты, концепции и/или теории из двух или более дисциплин для создания продуктов, объяснения явлений или решения проблем способами, которые были бы маловероятны с помощью «монопредметных средств» [8, с. 54].

Междисциплинарный учебный проект, разработанный авторами и реализуемый на занятиях и при самостоятельной работе студентов в рамках дисциплины «Иностранный язык. Профессионально ориентированный курс», включает в себя содержательные компоненты следующих дисциплин: «Иностранный язык», «Экономика», «Цифровая грамотность», представляя, таким образом, трехкомпонентное взаимодействие или междисциплинарную триаду. Условным универсальнымдисциплинарнымкомпонентом междисциплинарного синтезасчитается информатика [4], поскольку именно она является дисциплиной, ответственной за цифровую грамотность обучающихся. Поскольку понятие «информатика» фактически тождественно понятию «цифровая грамотность», мы будем использовать именно его для дальнейшего описания триадного взаимодействия дисциплин в нашем проекте.

Междисциплинарная триада в теории междисциплинарных связей предусматривает варьирование двух содержательных компонентов взаимодействующих дисциплин и сохранение третьего, цифрового компонента в качестве универсального процессуального или деятельностного компонента актуализации междисциплинарных связей [9].

Данный проект отвечает требованиям, предъявляемым к междисциплинарным учебным проектам, и позволяет повысить уровень мотивации к изучению иностранного языка, а также углубить знания в области экономики. Финальным продуктом проекта является самостоятельная разработка информационного веб-сайта, содержащего подготовленные студентами англоязычные новостные статьи на платформе Google Sites в рамках самостоятельной (домашней) работы.

По классификации, предлагаемой Е.С. Полат, описываемый нами междисциплинарный проект представляет собой комбинацию информационного и исследовательского типа учебных проектов, способствует развитию аналитических навыков обучающихся и решает задачу индивидуализации учебной и научно-познавательной деятельности [10].

Технология обучения иностранному языку посредством междисциплинарного проектирования имеет ряд особенностей.

1. Студент становится субъектом образовательного процесса, самостоятельно ставит тактические цели и определяет потребность в информации исходя из идеи проекта.

2. Индивидуальный темп работы над учебным проектом обеспечивает его комфортную динамику.

3. Глубокое усвоение базовых знаний в области нескольких дисциплин обеспечивает их использование в различных социальных и профессиональных ситуациях [11].

Так, в рамках реализуемого нами междисциплинарного проекта преподаватели иностранного языка и экономики выступают в роли координатора и консультанта соответственно, а создание и реализация учебного проекта ориентированы на самостоятельную внеаудиторную работу студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. Разработанный нами междисциплинарный проект Breaking News представлен следующими общими характеристиками.

Цель междисциплинарного проекта: создание группового новостного сайта посредством актуализации междисциплинарных связей между дисциплиной «Иностранный язык» и дисциплинами профессионального и базового циклов.

Задачи междисциплинарного проекта

1. Закрепление и практическое применение знаний в области экономики.

2. Получение студентами собственных результатов учебной деятельности в рамках дисциплины ИЯ и продолжение работы с ними в других дисциплинах.

3. Достижение понимания содержательных связей между отдельными дисциплинами на примере реализации проектной задачи.

При выполнении проектных заданий по поиску новостных сообщений в Интернете студентам было необходимо учитывать тематику ужепройденных имидисциплин экономического профиляи дисциплин профессионального цикла, изучаемых одновременно с дисциплиной ИЯ.Ниже представлена таблица, в которой указаны тематика пройденных дисциплин, являющихся базисом для выстраиваниявертикальных междисциплинарных связей, и тематикаизучаемых параллельно дисциплин, задействованных в формировании горизонтальных междисциплинарных связей (табл. 1).

Таблица 1

Междисциплинарное проектирование обучения ИЯ

№ п/п

Тематика

Пройденные дисциплины

Вертикальные междисциплинарные связи

1.

Тема учебника – Selling More. Тематика новостей коррелирует с аспектами пройденной дисциплины: Financial Planning, Financial Goal – Profit vs Wealth, Why Financial Innovation can be both a Force for Good and Bad, etc.

Экономика предприятия (2-й семестр). Курс содержит следующие модули: Повышение эффективности деятельности предприятия, Управление прибылью на предприятии

2.

Темы учебника – Ethical Behavior, Fair Trade and Free Trade, Selling More. Тематика новостей коррелирует с аспектами пройденной дисциплины: Business Ethics, 5 Macroeconomic Research Factors That Affect Business, etc.

Экономическая теория (1–2-й семестр). Курс содержит следующие модули: Макроэкономика (механизмы рыночных процессов), микроэкономика

 

Тематика

Изучаемые дисциплины профессионального цикла

Горизонтальные междисциплинарные связи

1.

Тема учебника – Financial Control. Тематика новостей коррелирует с аспектами пройденной дисциплины: HR Skills of the Future, The overlooked essentials of employee well-being, A Guide to Strategic Workforce Planning, etc.

Управление человеческими ресурсами (5-й семестр). Структура курса состоит разделов, посвященных теоретическим основам управления человеческими ресурсами, основным технологиям управления человеческими ресурсами

2.

Тема учебника – New Business. Тематика новостей коррелирует с аспектами пройденной дисциплины: How to start a startup, 5 Finance Tips for First-Time Entrepreneurs, Tips for Navigating the Entrepreneur/Investor Relationship, etc.

Предпринимательство (5-й семестр). В курсе дисциплины освещаются вопросы организации предпринимательской деятельности

Этапы выполнения проекта Breaking News

1. Определение темы исследования по программе дисциплины «Иностранный язык. Базовый курс», формирование проектных групп: осуществляется на занятии по ИЯ, тема проекта и состав группы утверждаются преподавателем.

2. Отбор информации по выбранной теме (в группах с низким уровнем языковой подготовки студентам следует воспользоваться источниками, отобранными преподавателем).

3. Рендеринг (пересказ) статей, составление глоссария профессиональных терминов и вопросов на понимание содержания статьи: работа выполняется студентами в режиме внеаудиторной самостоятельной работы.

4. Создание веб-сайта, содержащего тематические рубрики, с помощью сервиса Google Sites, анализ, систематизация и распределение по категориям сайта новостных статей: работа на данном этапе выполняется студентами самостоятельно в рамках домашней работы после консультации с преподавателем. Интерфейс созданного сайта представлен ниже, на рисунке.

5. Защита проекта, обсуждение результатов, определение групповых и индивидуальных достижений каждого члена группы осуществляются на занятии по ИЯ.

Интерфейс сайта, созданного в проекте Breaking News

Междисциплинарный характер новостного проекта подтверждается тем, что в нем задействована экономика как основная профильная дисциплина, которая является дисциплинарным компонентом, формирующим вертикальные ретроспективные связи с дисциплиной «Иностранный язык. Поскольку дисциплина «Экономика» (Экономика предприятия) изучается ранее профессионально ориентированного курса ИЯ, междисциплинарные связи в данном проекте являются вертикальными ретроспективными, что, в свою очередь, способствует активизации фоновых знаний и развитию навыков использования теоретических знаний в практике. В таблице 2 представлены дидактические аспекты актуализации междисциплинарных связей на разных этапах работы над проектом Breaking News.

Таблица 2

Актуализация междисциплинарных связей в проекте Breaking News

Дисциплины

Дидактические аспекты междисциплинарного взаимодействия

ИЯ+Экономика

Активизация фоновых знаний в области экономики для определения темы и задач проекта на ИЯ

ИЯ+Экономика+

Цифровая грамотность

Поиск и анализ профессионально ориентированной информации на англоязычных информационных сайтах позволяет развить умение пользоваться различными ресурсами сети Интернет, анализировать прочитанный материал профессиональной направленности, систематизировать материал, выделять ключевые факты

ИЯ+Экономика

Изложение содержания профессионально ориентированного текста на ИЯ сводится к сокращению объема статьи при существенном сохранении ее основного содержания, что способствует развитию когнитивных навыков

ИЯ+Экономика+

Цифровая грамотность

Самостоятельная разработка веб-сайта, содержащего тематические рубрики со статьями на ИЯ, развивает цифровую грамотность студентов, способствует развитию учебно-познавательной деятельности

Использование междисциплинарных проектов на занятиях по ИЯ в ряде исследований также рассматривается как способ повышения мотивации к изучению ИЯ у студентов неязыковых специальностей, что, в свою очередь, подтвердили результаты опроса, проведенного нами среди студентов СПбПУ Петра Великого (в опросе приняли участие 27 студентов 3-го курса экономического направления). Исследование показало, что абсолютное большинство студентов отмечают повышение уровня мотивации к изучению ИЯ в период реализации междисциплинарного проекта, а также повышение интереса в области применения цифровых технологий (результаты анкетирования представлены в таблице 3).

Таблица 3

Результаты анкетирования студентов

Вопрос анкеты

Средний показатель до выполнения проекта

Средний показатель в процессе выполнения проекта

Оцените по десятибалльной шкале уровень мотивации к изучению иностранного языка, где 10 – очень высокий уровень, 1 – очень низкий уровень

4,7

8,3

Оцените по десятибалльной шкале уровень интереса в области использования цифровых технологий, где 10 – очень высокий уровень, 1 – очень низкий уровень

7,3

9,2

Выводы. Разработанный междисциплинарный проект способствует повышению уровня мотивации к изучению ИЯ и интереса в области применения цифровых технологий, а также формирует навыки исследовательской деятельности. Организованная поэтапная работа студентов над групповым проектом, координируемая преподавателем ИЯ, позволяет решить задачу применения теоретических знаний для решения профессионально ориентированных задач с применением цифровых технологий. Дисциплина ИЯ как основа междисциплинарного проектирования позволяет в полной мере создать условия для эффективного развития иноязычной коммуникативной компетенции и универсальных навыков научного труда. Таким образом, авторы приходят к выводу о целесообразности интеграции междисциплинарных проектов в процесс обучения ИЯ в техническом вузе с целью развития учебно-познавательной деятельности студентов.


Библиографическая ссылка

Гришина А.С. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ НА БАЗЕ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30920 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674