На сегодняшний день процесс цифровизации оказывает значительное влияние на все сферы жизни общества – политику и экономику, культуру и искусство, а также на систему высшего образования, где происходит переход от традиционной модели образовательной системы и методов преподавания к инновационной. Процесс цифровой трансформации методов преподавания в вузе может варьироваться от университета к университету, однако очевидным становится тот факт, что именно цифровизация высшего образования позволяет открыть новые возможности для позиционирования университетов как внутри страны, так и на международной образовательной арене.
Цифровизация в широком смысле представляет собой процесс, позволяющий обогащать человеческий капитал специалиста будущего, поскольку цифровые решения, интегрируемые в образовательный процесс высших учебных заведений, строятся, в первую очередь, на решении конкретных задач, с которыми сталкиваются студенты в процессе освоения профессиональных дисциплин образовательной программы. Вместе с тем в условиях цифровизации ключевой задачей высших учебных заведений становится подготовка выпускников, способных решать практические задачи в новых ситуациях, критически мыслить, эффективно работать в кооперации, самостоятельно реализовывать задачи личностного и профессионального развития.
Современная система высшего образования нацелена на создание оптимальных условий для формирования целостной личности выпускника, компетентного не только в своей профессиональной сфере, но и в смежных дисциплинарных областях знаний [1]. Зарубежные исследователи в своих трудах также отмечают, что универсальные и интегративные компетенции в условиях современной университетской подготовки играют столь же важную роль в подготовке выпускника, как и профессиональные компетенции. Интегративность знаний при этом необходимо формировать целенаправленно в процессе обучения в вузе [2].
Принимая во внимание исследования ученых в области лингводидактики, следует отметить, что дисциплина «Иностранный язык» (ИЯ) представляет собой ресурс, позволяющий в полной мере создать условия для эффективного развития иноязычной коммуникативной компетенции, универсальных навыков научного труда и важных личностных качеств будущего выпускника технического вуза, таких как стремление к саморазвитию, гибкость в решении профессионально ориентированных задач, самоорганизация и самоактуализация [3].
Одним из средств, позволяющих формировать и развивать в процессе обучения в вузе компетенции, которые дадут возможность повысить ценность выпускника на рынке труда, является проектная технология. Исследователями в области междисциплинарного проектирования образовательного процесса признается основополагающая роль междисциплинарного взаимодействия при практической реализации компетентностного подхода; помимо этого, в вузовском учебном процессе междисциплинарные связи обеспечивают преемственность и целостность обучения с учетом взаимодействия содержательных и процессуальных компонентов задействованных дисциплин [4].
Актуальность междисциплинарного проектирования образовательного процесса заключается, таким образом, в создании педагогических условий целостности процесса обучения, который должен интегрировать содержательные и процессуальные аспекты смежных дисциплин в решении намеченных междисциплинарных проблем.
Цель данной статьи – рассмотрение междисциплинарного проектирования как процесса актуализации вертикальных и горизонтальных междисциплинарных связей.
Материал и методы исследования: теоретический анализ нормативной и научной литературы, сравнительный анализ учебно-методической литературы, анкетирование студентов.
Обзор литературы. Проектная технология обучения иностранному языку по-прежнему является актуальной темой исследований многих российских и зарубежных ученых. Данный метод может успешно применяться в обучении профессионально ориентированному иностранному языку в вузах, так как направлен на получение практического результата и, согласно исследованиям, способствует повышению мотивации студентов к углублению знаний в области изучаемой дисциплины и в смежных областях [5].
В современной педагогической науке проектная технология определяется как педагогическая технология, нацеленная на развитие умения применять имеющиеся знания на практике и приобретать новые. В данной статье мы придерживаемся определения М.Е. Мезенцевой, Н.В. Поповой, согласно которому проектная технология представляет собой «совокупность самостоятельной работы студентов, координируемой преподавателем, нацеленной на достижение практического результата и развитие навыков критического мышления и творческого потенциала обучающихся» [6, с. 54].
Говоря об интеграции в процесс обучения иностранному языку междисциплинарных проектов, зарубежные исследователи определяют междисциплинарный проект как один из методов обучения в сотрудничестве и выделяют следующие характеристики, присущие данной образовательной технологии:
1) активное вовлечение студентов в учебный процесс;
2) самостоятельное обучение и командная работа;
3) интеграция знаний и навыков в нескольких областях;
4) самостоятельность и осведомленность студентов;
5) активизация процессов критического мышления;
6) позитивное отношение к предмету исследования;
7) удовлетворенность студентов результатом проектной работы [7].
В данном представлении междисциплинарный проект характеризуется самостоятельностью процесса обучения, однако, на наш взгляд, следует отметить необходимость координации работы студентов и промежуточного контроля преподавателем результатов работы на каждом из этапов проектной деятельности.
В условиях междисциплинарного проектного обучения студенты интегрируют информацию, данные, методы, инструменты, концепции и/или теории из двух или более дисциплин для создания продуктов, объяснения явлений или решения проблем способами, которые были бы маловероятны с помощью «монопредметных средств» [8, с. 54].
Междисциплинарный учебный проект, разработанный авторами и реализуемый на занятиях и при самостоятельной работе студентов в рамках дисциплины «Иностранный язык. Профессионально ориентированный курс», включает в себя содержательные компоненты следующих дисциплин: «Иностранный язык», «Экономика», «Цифровая грамотность», представляя, таким образом, трехкомпонентное взаимодействие или междисциплинарную триаду. Условным универсальнымдисциплинарнымкомпонентом междисциплинарного синтезасчитается информатика [4], поскольку именно она является дисциплиной, ответственной за цифровую грамотность обучающихся. Поскольку понятие «информатика» фактически тождественно понятию «цифровая грамотность», мы будем использовать именно его для дальнейшего описания триадного взаимодействия дисциплин в нашем проекте.
Междисциплинарная триада в теории междисциплинарных связей предусматривает варьирование двух содержательных компонентов взаимодействующих дисциплин и сохранение третьего, цифрового компонента в качестве универсального процессуального или деятельностного компонента актуализации междисциплинарных связей [9].
Данный проект отвечает требованиям, предъявляемым к междисциплинарным учебным проектам, и позволяет повысить уровень мотивации к изучению иностранного языка, а также углубить знания в области экономики. Финальным продуктом проекта является самостоятельная разработка информационного веб-сайта, содержащего подготовленные студентами англоязычные новостные статьи на платформе Google Sites в рамках самостоятельной (домашней) работы.
По классификации, предлагаемой Е.С. Полат, описываемый нами междисциплинарный проект представляет собой комбинацию информационного и исследовательского типа учебных проектов, способствует развитию аналитических навыков обучающихся и решает задачу индивидуализации учебной и научно-познавательной деятельности [10].
Технология обучения иностранному языку посредством междисциплинарного проектирования имеет ряд особенностей.
1. Студент становится субъектом образовательного процесса, самостоятельно ставит тактические цели и определяет потребность в информации исходя из идеи проекта.
2. Индивидуальный темп работы над учебным проектом обеспечивает его комфортную динамику.
3. Глубокое усвоение базовых знаний в области нескольких дисциплин обеспечивает их использование в различных социальных и профессиональных ситуациях [11].
Так, в рамках реализуемого нами междисциплинарного проекта преподаватели иностранного языка и экономики выступают в роли координатора и консультанта соответственно, а создание и реализация учебного проекта ориентированы на самостоятельную внеаудиторную работу студентов.
Результаты исследования и их обсуждение. Разработанный нами междисциплинарный проект Breaking News представлен следующими общими характеристиками.
Цель междисциплинарного проекта: создание группового новостного сайта посредством актуализации междисциплинарных связей между дисциплиной «Иностранный язык» и дисциплинами профессионального и базового циклов.
Задачи междисциплинарного проекта
1. Закрепление и практическое применение знаний в области экономики.
2. Получение студентами собственных результатов учебной деятельности в рамках дисциплины ИЯ и продолжение работы с ними в других дисциплинах.
3. Достижение понимания содержательных связей между отдельными дисциплинами на примере реализации проектной задачи.
При выполнении проектных заданий по поиску новостных сообщений в Интернете студентам было необходимо учитывать тематику ужепройденных имидисциплин экономического профиляи дисциплин профессионального цикла, изучаемых одновременно с дисциплиной ИЯ.Ниже представлена таблица, в которой указаны тематика пройденных дисциплин, являющихся базисом для выстраиваниявертикальных междисциплинарных связей, и тематикаизучаемых параллельно дисциплин, задействованных в формировании горизонтальных междисциплинарных связей (табл. 1).
Таблица 1
Междисциплинарное проектирование обучения ИЯ
№ п/п |
Тематика |
Пройденные дисциплины |
Вертикальные междисциплинарные связи |
||
1. |
Тема учебника – Selling More. Тематика новостей коррелирует с аспектами пройденной дисциплины: Financial Planning, Financial Goal – Profit vs Wealth, Why Financial Innovation can be both a Force for Good and Bad, etc. |
Экономика предприятия (2-й семестр). Курс содержит следующие модули: Повышение эффективности деятельности предприятия, Управление прибылью на предприятии |
2. |
Темы учебника – Ethical Behavior, Fair Trade and Free Trade, Selling More. Тематика новостей коррелирует с аспектами пройденной дисциплины: Business Ethics, 5 Macroeconomic Research Factors That Affect Business, etc. |
Экономическая теория (1–2-й семестр). Курс содержит следующие модули: Макроэкономика (механизмы рыночных процессов), микроэкономика |
|
Тематика |
Изучаемые дисциплины профессионального цикла |
Горизонтальные междисциплинарные связи |
||
1. |
Тема учебника – Financial Control. Тематика новостей коррелирует с аспектами пройденной дисциплины: HR Skills of the Future, The overlooked essentials of employee well-being, A Guide to Strategic Workforce Planning, etc. |
Управление человеческими ресурсами (5-й семестр). Структура курса состоит разделов, посвященных теоретическим основам управления человеческими ресурсами, основным технологиям управления человеческими ресурсами |
2. |
Тема учебника – New Business. Тематика новостей коррелирует с аспектами пройденной дисциплины: How to start a startup, 5 Finance Tips for First-Time Entrepreneurs, Tips for Navigating the Entrepreneur/Investor Relationship, etc. |
Предпринимательство (5-й семестр). В курсе дисциплины освещаются вопросы организации предпринимательской деятельности |
Этапы выполнения проекта Breaking News
1. Определение темы исследования по программе дисциплины «Иностранный язык. Базовый курс», формирование проектных групп: осуществляется на занятии по ИЯ, тема проекта и состав группы утверждаются преподавателем.
2. Отбор информации по выбранной теме (в группах с низким уровнем языковой подготовки студентам следует воспользоваться источниками, отобранными преподавателем).
3. Рендеринг (пересказ) статей, составление глоссария профессиональных терминов и вопросов на понимание содержания статьи: работа выполняется студентами в режиме внеаудиторной самостоятельной работы.
4. Создание веб-сайта, содержащего тематические рубрики, с помощью сервиса Google Sites, анализ, систематизация и распределение по категориям сайта новостных статей: работа на данном этапе выполняется студентами самостоятельно в рамках домашней работы после консультации с преподавателем. Интерфейс созданного сайта представлен ниже, на рисунке.
5. Защита проекта, обсуждение результатов, определение групповых и индивидуальных достижений каждого члена группы осуществляются на занятии по ИЯ.
Интерфейс сайта, созданного в проекте Breaking News
Междисциплинарный характер новостного проекта подтверждается тем, что в нем задействована экономика как основная профильная дисциплина, которая является дисциплинарным компонентом, формирующим вертикальные ретроспективные связи с дисциплиной «Иностранный язык. Поскольку дисциплина «Экономика» (Экономика предприятия) изучается ранее профессионально ориентированного курса ИЯ, междисциплинарные связи в данном проекте являются вертикальными ретроспективными, что, в свою очередь, способствует активизации фоновых знаний и развитию навыков использования теоретических знаний в практике. В таблице 2 представлены дидактические аспекты актуализации междисциплинарных связей на разных этапах работы над проектом Breaking News.
Таблица 2
Актуализация междисциплинарных связей в проекте Breaking News
Дисциплины |
Дидактические аспекты междисциплинарного взаимодействия |
ИЯ+Экономика |
Активизация фоновых знаний в области экономики для определения темы и задач проекта на ИЯ |
ИЯ+Экономика+ Цифровая грамотность |
Поиск и анализ профессионально ориентированной информации на англоязычных информационных сайтах позволяет развить умение пользоваться различными ресурсами сети Интернет, анализировать прочитанный материал профессиональной направленности, систематизировать материал, выделять ключевые факты |
ИЯ+Экономика |
Изложение содержания профессионально ориентированного текста на ИЯ сводится к сокращению объема статьи при существенном сохранении ее основного содержания, что способствует развитию когнитивных навыков |
ИЯ+Экономика+ Цифровая грамотность |
Самостоятельная разработка веб-сайта, содержащего тематические рубрики со статьями на ИЯ, развивает цифровую грамотность студентов, способствует развитию учебно-познавательной деятельности |
Использование междисциплинарных проектов на занятиях по ИЯ в ряде исследований также рассматривается как способ повышения мотивации к изучению ИЯ у студентов неязыковых специальностей, что, в свою очередь, подтвердили результаты опроса, проведенного нами среди студентов СПбПУ Петра Великого (в опросе приняли участие 27 студентов 3-го курса экономического направления). Исследование показало, что абсолютное большинство студентов отмечают повышение уровня мотивации к изучению ИЯ в период реализации междисциплинарного проекта, а также повышение интереса в области применения цифровых технологий (результаты анкетирования представлены в таблице 3).
Таблица 3
Результаты анкетирования студентов
Вопрос анкеты |
Средний показатель до выполнения проекта |
Средний показатель в процессе выполнения проекта |
Оцените по десятибалльной шкале уровень мотивации к изучению иностранного языка, где 10 – очень высокий уровень, 1 – очень низкий уровень |
4,7 |
8,3 |
Оцените по десятибалльной шкале уровень интереса в области использования цифровых технологий, где 10 – очень высокий уровень, 1 – очень низкий уровень |
7,3 |
9,2 |
Выводы. Разработанный междисциплинарный проект способствует повышению уровня мотивации к изучению ИЯ и интереса в области применения цифровых технологий, а также формирует навыки исследовательской деятельности. Организованная поэтапная работа студентов над групповым проектом, координируемая преподавателем ИЯ, позволяет решить задачу применения теоретических знаний для решения профессионально ориентированных задач с применением цифровых технологий. Дисциплина ИЯ как основа междисциплинарного проектирования позволяет в полной мере создать условия для эффективного развития иноязычной коммуникативной компетенции и универсальных навыков научного труда. Таким образом, авторы приходят к выводу о целесообразности интеграции междисциплинарных проектов в процесс обучения ИЯ в техническом вузе с целью развития учебно-познавательной деятельности студентов.
Библиографическая ссылка
Гришина А.С. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ НА БАЗЕ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30920 (дата обращения: 09.02.2025).