Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НАУЧНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ БУДУЩЕГО

Кочемасова Л.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
На основе анализа научных исследований показана сущность наставничества как педагогического феномена, рассматривается его роль в образовательной практике учителя будущего педагогического вуза. Переосмысление историко-педагогического наследия с позиций современного развития педагогической науки и практики, реализация ведущих идей являются основанием для дальнейшей интеграции концептуальных гуманистических воззрений в контексте формирования историко-педагогических компетенций обучающихся. В статье анализируются основные аспекты диалектического единства преемственности «традиций» (прошлого) – инноваций (настоящего в будущее)», отражающие процесс передачи историко-педагогического наследия в современную образовательную практику в комплементарном синтезе инновационного пути научного наставничества. Актуализация научного наставничества отражает концептуальные аспекты изучения историко-педагогического наследия педагогов прошлого в современных условиях путем организации международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов». Особое внимание в статье уделяется популяризации и преемственности гуманистических идей, педагогического наследия педагога-гуманиста М. Монтессори в направлении научного наставничества, в системе современного высшего образования. Автором продемонстрирована интегративность деятельности научного наставника при решении методологически обоснованной необходимости внедрения в образовательную практику педагогического вуза авторского проекта (конкурса).
научное наставничество
м. монтессори
педагогическое наследие
историко-педагогический ресурс
образовательная практика
учитель будущего.
1. Кочемасова Л.А. Научное наставничество в образовательной практике студента педагогического вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021. Т. 18. № 1. С. 29-46. DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2021.1.3.
2. Саханский Н.Б., Новиков С.В., Иванова Л.С., Чудинов К.Ю. Наставничество как форма педагогического консультирования // Инновации в образовании. 2019. № 2. С. 55-67.
3. Дудина Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 5. С. 25-36. DOI: 10.15293/2226-3365.1705.02.
4. Сопегина В.Т. О формировании коммуникативной составляющей педагогической компетенции в процессе наставничества // Образование и наука. 2016. № (2). С. 55-67. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-2-55-67.
5. Поздеева С.И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2 (16). С. 87-91. DOI 10.23951/2307-6127-2017-2-87-91.
6. В мире мудрых мыслей Марии Монтессори: материалы международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов / науч. ред. В.Г. Рындак; отв. за вып. Л.А. Кочемасова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2020. 151 с. [Электронный ресурс]. URL: https://ospu.ru/resources/e_book/sb_stud_konk/ped_konkurs_montessori_2020.pdf. (дата обращения: 11.05.2021).
7. Монтессори М. Школа Монтессори / Пер. с нем., вступ. и заключит. статьи, коммент. К.Е Сумнительный, С.И. Сумнительная. М: Издательство АСТ, 2016. 224 с.
8. Монтессори М. Метод научной педагогики. Дом ребенка. М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. 269 с.

В условиях цифровизации происходит трансформация обучения. Современный преподаватель не должен просто ретранслировать знания, ему необходимо передавать навыки, выступать наставником. У учителей будущего – сегодняшних студентов необходимо сформировать новые ценности, мотивацию к обучению, иными словами, необходимо «научить учиться», быть готовым к работе с передовыми научными проектами. Авторское обоснованное видение необходимости создания условий для развития научного наставничества и современной цифровой образовательной среды приобретает особую актуальность в период, когда Российская академия наук объявила 2021 год Годом науки и технологий в России.

Цель исследования: осмысление нравственно-этических, культурных ценностей, преемственно передающихся научным наставником в виде историко-педагогического наследия прошлого в современных условиях подготовки учителя будущего.

Материал и методы исследования

Основными методами исследования являлись обзорно-аналитический, включающий теоретический   анализ литературы по исследуемой проблеме; историко-генетический анализ трудов отечественных педагогов с целью прочтения по-новому педагогического наследия М. Монтессори. Эмпирическую основу исследования представляет Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов» на базе научно-исследовательской лаборатории «Методология и технология модернизации социально-педагогической деятельности в условиях трансформирующегося общества» ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» [1].

Результаты исследования и их обсуждение

  Анализ научной литературы по исследуемой проблематике позволил выявить наиболее распространенные подходы к содержанию понятий «наставничество», «научное наставничество» и преимущественно культивируемые формы его организации.

С психолого-педагогических позиций под термином «наставничество» следует понимать:

–     «доверительное общение двух поколений с целью передачи профессионального опыта и нравственных норм;

–     форма взаимоотношений между учителем и учеником;

–     форма участия опытных профессионалов в подготовке и воспитании молодежи по соответствующей профессии; 

–     действенная форма профессиональной подготовки, политического и нравственного воспитания молодежи;

–     кадровая технология и система обучения персонала, которая обеспечивает передачу профессиональных знаний, навыков и установок непосредственно на рабочем месте от более опытного сотрудника менее опытному» [2, с. 64].

В исследовании Е.А. Дудиной наставничество как особый вид педагогической деятельности характеризуется интегративностью, основанной на поддержке и сотрудничестве и направленной на удовлетворение потребностей участников этой деятельности [3].

Научное наставничество, безусловно, имеет огромное значение для научного воспроизводства. Преподавателю-наставнику важно произвести отбор высокомотивированных студентов к научно-исследовательской деятельности, помочь сформировать убеждение в правильности студентов при профессиональном выборе, руководить научными работами и докладами, сопровождать научное проектирование, конкурсную и исследовательскую деятельность студентов [4].

Продемонстрировать пример научного наставничества возможно благодаря переосмыслению историко-педагогического наследия прошлого с позиций современного развития педагогической науки и практики в российском образовании на основании многолетнего опыта проведения Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов».

Научное наставничество приобретает особую актуальность в реализации технологии наставничества – наставник-навигатор, которая осуществляется благодаря технологии преподаватель-наставник. Его задача в своевременном оказании помощи в расширении границ самостоятельного исследовательского поиска, преодолении возникшего информационного вакуума с учетом ориентира-навигатора разрешения сложных ситуаций реализации научного замысла (с которыми студенты не в силах справиться самостоятельно) с позиции обращения к накопленному позитивному опыту, научно-педагогическим идеям мыслителей прошлого и настоящего, рефлексии современной педагогической деятельности, критического оценивания и переопределения нерешенных задач в позитивные целевые ориентиры. Наставник-навигатор работает в режиме диалога с обучающимся, направляет «движение» наставляемого, рекомендует, в каких конкурсах участвовать (при этом он проявляет фасилицирующее участие, помогает в подготовке материалов), создает атмосферу успеха, реализует новые формы психолого-педагогического сопровождения последовательной и целенаправленной исследовательской работы, устанавливает конструктивные доверительные отношения, показывая обоюдную заинтересованность в осуществлении научного исследования и достижении оптимальных результатов в нем с использованием ретроспективных образовательных идей прошлого и продуктивных новшеств настоящего педагогической науки [5, с. 89-90].    

Авторский проект Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов» раскрывает гуманистический потенциал использования историко-педагогического наследия прошлого в образовательном процессе педагогического вуза как инновационный регулятив научного творчества студентов; включает в себя научное сопровождение учителей будущего на протяжении всех уровней высшего образования в их научном поиске, реализации научных планов, научной карьеры до момента, когда они самостоятельно смогут стать научными наставниками подрастающего поколения.

Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов» представляет собой  историческую доминанту, при которой осуществляется руководство со стороны опытного преподавателя-наставника и оказание помощи учителям будущего в выполнении научных исследовательских работ, научных проектов, научных конкурсных работ для освоения историко-педагогического наследия, педагогических воззрений традиций и инноваций, современной реконструкции педагогической реальности прошлого, отражающей уникальность и своеобразие педагогического опыта.

Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов ориентирован на сопровождение научным наставником учителя будущего в современном образовательном пространстве педагогического университета посредством следующих конкурсов, проводимых в период с 2018 по 2020 г.:

–           «В мире мудрых мыслей В.А. Сухомлинского» (2018 год, конкурс приурочен к 100-летию со дня рождения выдающегося отечественного педагога, юбилей которого получил всемирное звучание (по решению Генеральной конференции ЮНЕСКО)).

–           «В мире мудрых мыслей К.Д. Ушинского» (2019 год, конкурс приурочен к 195-летию со дня рождения основоположника научной педагогики, выдающегося педагога-теоретика, педагога-практика, блестящего организатора российского просвещения, учителя русских учителей).

–           «В мире мудрых мыслей Януша Корчака» (2019 год, конкурс посвящен выдающемуся педагогу, писателю, публицисту, защитнику прав детей).

–           «В мире мудрых мыслей Н.И. Пирогова» (2020 год, конкурс приурочен к 210-летию великого ученого, гения медицинской науки, педагога, философа, государственного деятеля. Гуманистические идеи и педагогическое наследие Н.И. Пирогова - гордость и слава отечественной педагогической науки и народного образования.

Наше исследование является по существу попыткой создания реальных условий для научного становления учителя будущего в педагогическом наследии М. Монтессори, направленных на формирование дополнительных компетенций в различных областях знания. 2020 год был приурочен к юбилею - 150-летию выдающегося итальянского педагога-гуманиста, психиатра и психолога, опытного детского врача и философа, ученого-исследователя, основателя Международной Монтессори Ассоциации (АМI). Гуманистическая педагогика М. Монтессори – яркий пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания, мощного гуманистически ориентированного педагогического течения. Решением ЮНЕСКО педагог-гуманист М. Монтессори включена в список педагогов, определивших способ педагогического мышления ХХ века [6].

  В конкурсных материалах учителя будущего продемонстрировали собственное видение актуальности педагогики М. Монтессори в современном образовании. Идеи и педагогическая система М. Монтессори сохраняют свою актуальность и в современном образовании. Система дидактических материалов, на которых построен данный метод, способствует гармоничному развитию детей, становлению их творческого потенциала, самостоятельности и независимости. Этот метод позволяет сделать процесс обучения индивидуальным для каждого ребенка, а значит сделать его максимально безболезненным и эффективным для личностного развития ребенка. Кроме того, многочисленные обучающие материалы способствуют развитию познавательных способностей обучающихся, что является неотъемлемым условием успешного и продуктивного обучения [6, с. 12].

В чём же актуальность идей М. Монтессори? Прежде всего, Монтессори-педагогика эффективно реализует концепцию свободного воспитания. Создавая свою систему, педагог стремилась исключить авторитарность в воспитании маленького человека и свести на нет давление на него. Она безгранично верила в природу ребёнка, что он – свободная, самостоятельная и активная личность. Всё это выражало её гуманистические устремления, направленные на преодоление негативизма в отношении применения педагогических методик. Для этого педагогу понадобилось разработать собственный уникальный универсальный метод, обеспечивающий максимальное развитие детской активности. Это одна из причин, согласно которой педагогика М. Монтессори не устаревает до сих пор [6, с. 122].

Анализ гуманистической направленности педагогики М. Монтессори возможен посредством изучения образа педагога-гуманиста в наследии М. Монтессори, который обнаруживает её глубокую связь с культурными процессами, происходившими в мире, и преемственность с главными мыслителями Ренессанса. Образ педагога-гуманиста выглядит убедительным еще и потому, что крайне эффективно и гуманно достигаются гуманистические цели.  Показательно, что наследие Монтессори оставило современной педагогике ярчайший образ педагога-гуманиста, который понимает психологические основы личности, уважает свободную волю ребенка, стремится к нравственному и духовному развитию. Поэтому для любого педагога важен комплекс идей Монтессори и их связь с классическим и современным гуманизмом [6].

Интерпретация основных идей педагогической системы М. Монтессори в условиях реформирования современного образовательного пространства ориентирована на личность ребенка, на формирование ее под влиянием уже готовых знаний, которые остается лишь запомнить, тем самым отводя личности пассивную роль. В современной системе образования ребенок рассматривается как некая пустая емкость, которую нужно заполнять различными знаниями, навыками, полезными привычками, чем стараться воспитывать личность. Ребенок – это лист белой бумаги, на котором взрослый волен решать, что необходимо написать и какими знаниями заполнить этот пустой сосуд. Таким образом, «традиционная образовательная система и система Монтессори отвечают на разные запросы общества и поэтому, вероятно, ещё долго будут сосуществовать параллельно друг другу. С каждым годом в России становится все больше педагогов, практикующих идеи педагогической системы М. Монтессори, что свидетельствует об успешной интеграции этих прогрессивных идей с отечественным образовательным пространством. Приобретая новую квалификацию, педагог трансформируется не только в профессиональном, но и в личностном плане, что позволяет ему открыть для себя истинные основы гуманистической парадигмы образования, которая так актуальна в условиях современности» [6, с. 145].

Осмысление критического подхода к педагогике Монтессори осуществлялось в стремлении ученого-исследователя сформировать гармоничную, полноценную личность. Но, судя по реакции, общество в большей его части ещё не готово к этому. Ещё не приняло идею, что самоактуализирующаяся личность – это не та личность, индивидуальность которой лежит сугубо в её неповторимых «отклонениях», или «уникальном» дисбалансе интеллекта, воли и продуктивности деятельности. Слишком трудно отказаться от привычных ценностей и признать, что порой исключительность характера – это своеобразная девиация, за которой человек прячется, боясь распознать в себе заурядность. Да, может быть, Мария Монтессори выставляет всех детей одинаковыми, но только по способностям, и в её глазах все дети равны, независимо от нации, пола или даже врожденных психофизических возможностей. «От каждого по труду, каждому – по способностям» – негласно выводит она свою аксиому, обратно отзеркаливающую основной принцип социализма. После этого неудивительно, что советская власть не могла принять её идей. Пока того не могут и современники XXI века, ведь труд – священный источник творчества, окрыляющий человека, а не низводящий и сутулящий, как принято думать. Пожалуй, тот, кто боится высоты, боится и взлететь, а потому с ужасом смотрит на методику Марии Монтессори, забравшуюся на самое поднебесье, в основание эмпирея, так что даже снизу страшно глядеть [6, с. 44]. 

В историко-педагогических исследованиях с современных теоретических позиций особенностью метода воспитания чувств является изоляция чувства, мешающего достижению цели игры. Так, например, если упражнение направлено на тактильное, слуховое восприятие, то ребенку завязывают глаза. Это помогает ему сконцентрироваться на данном материале, также вызывает повышенный интерес к занятию. Следует отметить, что данная техника работает только для здоровых детей. У отсталых же она вызывает сонливость, отвлечение от упражнения, ребенок начинает обращать внимание на повязку, что затрудняет проведение игры. Особое внимание привлекают «уроки с нулем», на которых поражаешься сочетанием строгости и любви к детям, и необычный подход к этому уроку. Мария Монтессори с такими теплыми эмоциями, лаской и пристальным вниманием относилась к каждому своему питомцу. Любовь и глубокое уважение ко всем детям проявляла Мария в своей работе, вне зависимости от их умственных или физических способностей. «Матери обожают “Дома ребенка” и наставницу», – утверждает Мария Монтессори. Хотелось бы, чтобы дети и родители так же относились к современным детским садам. Секрет Марии Монтессори не только в особенных принципах, направленных на самовоспитание, саморазвитие и самообучение ребенка, и методе наблюдения, но и в гуманном отношении к ребенку. Прочитав книгу «Метод научной педагогики Марии Монтессори», читатель осознает, почему дети и родители любят «Дома ребенка» [6, c. 39].

Прикасаясь к живой мысли М. Монтессори, мы подходим к осмыслению роли историко-педагогического наследия в социализации и воспитании личности в Монтессори-образовании в условиях современного российского общества в контексте возможности включения элементов Монтессори-образования в современный образовательный процесс в образовательных организациях Российской Федерации. Монтессори-образование целенаправленно развивает способность у детей осуществлять право на свободу, обучает навыкам саморегуляции поведения и «выводит» на самовоспитание, то есть создает все условия, необходимые для социального саморазвития детей как свободных личностей, способных к совершенствованию общества [7].

Исследователь, благодаря устойчивой внутренней мотивации к научному наставничеству, выделяет основные пути реализации концепции единства социализации и воспитания личности в Монтессори-образовании в современных условиях: валеологизация, вариативность, личностные программы развития, использование воспитательных возможностей субъектного Монтессори-сообщества (образовательные пространства взаимодействий педагогов, обучающихся, родителей, объединенные образовательными ценностями педагогики Монтессори) [8, с. 41].

Выводы

Таким образом, научное наставничество как историко-педагогический ресурс подготовки учителя будущего ­­представляет собой особый вид педагогической деятельности, нацеленный на оказание помощи и нового формата психолого-педагогического фасилицирующего сопровождения студентов в конструировании индивидуальной траектории научно-исследовательской поиска и работы студентов с позиции интеграции ресурсов историко-педагогического наследия и актуальных возможностей современной системы педагогической науки и практики. При этом преподаватель-наставник задает своим профессиональным авторитетом, научными достижениями, интеллектуальным потенциалом – образец исследователя, который вносит собственный  вклад в развитие отечественной педагогики и модернизацию образовательной практики и определяет пути совершенствования и построения перспектив дальнейшей научной исследовательской карьеры студентов с позиции внедрения новых научно-исследовательских идей в соответствующую область выбранной профессиональной деятельности.

Наставничество, двухсторонний, взаимообогащающий процесс, который необходим наставнику не менее, чем наставляемому. Научные наставники, эффективные работники-профессионалы, занимающиеся исследованием историко-педагогического наследия, на основе принятия традиционных ценностей современным российским обществом в контексте педагогики М. Монтессори, обладающие важными для наставляемого знаниями, опытом, ресурсами, испытывающие потребность открывать в идеях М. Монтессори что-то новое, реализуют технологию  наставничества преподавателя-наставника, предоставляя возможность выполнения социального запроса на научное наставничество как  трансляцию историко-педагогического ресурса подготовки учителя будущего в условиях образовательной среды педагогического вуза.

 

 


Библиографическая ссылка

Кочемасова Л.А. НАУЧНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ БУДУЩЕГО // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30886 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674