Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

Шмульская Л.С. 1 Мамаева С.В. 1 Лобанова О.Б. 1 Спиридонова Г.С. 2
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский федеральный университет"
2 КГПУ им.В.П.Астафьева
Актуальность настоящей статьи обусловлена важностью проблемы формирования читательской грамотности, а именно: умением находить в тексте определенные материалы, факты, которые заданы как в конкретном, так и в неявном виде; видеть в тексте основное событие; переводить сплошные тексты в несплошные; работать с разными источниками информации и др. Поэтому цель статьи - охарактеризовать некоторые аспекты формирования читательской грамотности обучающихся на материале лингвокультуроведческих текстов. Для достижения поставленной цели в статье представлены приемы формирования читательской грамотности посредством текстов, которые содержательно относятся к краеведческой тематике. Для решения поставленной задачи был использован комплекс методов: анализ педагогических источников по проблеме формирования читательской грамотности и обобщение теоретической информации, метод моделирования, предполагающий детализацию созданных заданий для их использования в конкретных условиях реальными участниками образовательного процесса. Авторами показано, что применение лингвокультуроведческих текстов (региональные архивные материалы, энциклопедические статьи, публицистические тексты) для формирования читательской грамотности способствует расширению общего кругозора и знакомит с реалиями региональной действительности в историческом контексте с учетом социокультурных условий региона. Статья продолжает цикл научных работ авторов, отражающих проблемы формирования читательской грамотности обучающихся как компонента функциональной грамотности.
читательская грамотность
методические особенности
обучающиеся 6-8 классов
функциональная грамотность
лингвокультуроведческий текст
архивные материалы
Федорова А.В., Плеханова Е.М., Лобанова О.Б. IT-технологии в формировании финансовой грамотности обучающихся // Экономика образования. 2019. № 6 (15). С. 84-87.
2. Архипова Е.В., Лагунова Л.В. Читательская грамотность и перифрастическая способность речевого развития // Русский язык в школе. 2021. № 1. С.7-15.
3. Шмульская Л.С., Кулакова Н.В., Арушанян К.А., Бондарчук С.К. Моделирование концепта на факультативных занятиях по русскому языку // Перспективы науки. 2021. № 3. С. 40-43.
4. Государственный архив Красноярского края. Ф-Р.137. Оп.1. Дело 63. Материалы. Протоколы. Отчеты, переписка о состоянии социального воспитания в округе. Приложение к газете «Красноярский рабочий». 1928. № 234. С. 1-4.
5. Бондаренко А.М. Мой единственный, неповторимый // Енисейская правда. 2019. № 28. С. 11.

Проблема читательской грамотности активно обсуждается последние десять лет. Исследователи анализируют различные аспекты этой проблемы: развитие читательской грамотности у обучающихся начальной школы (Т.К. Гусева, М.М. Кошелева, М.И. Кузнецова, Г.А. Цукерман), особенности формирования читательской грамотности у подростков (Л.А. Камаева, Ю.В. Кузьмина, Е.С. Романичева), читательская грамотность как фактор успешности современного школьника (Е.В. Архипова, С.А. Алмурзаева, М.Н. Куликова), особенности формирования читательской грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья (Е.Л. Гончарова, Л.В. Лопатина, А.А. Сергеев), читательская грамотность педагога (Г.В. Глинкина, Т.А. Митюкова, Л.С. Сильченкова, Е.М. Шастина), мировой опыт формирования читательской грамотности (Н. Бондаренко, Е.Ю. Павлова, В.П. Чудинова), теоретические и методические аспекты формирования читательской грамотности (И.А. Вдовина, Н.В. Иноземцева, Н.Н. Сметанникова), читательская грамотность как компонент функциональной грамотности (М.А. Аристова, Ю.Н. Гостева, М.И. Кузнецова). Настоящая статья подготовлена в рамках грантового проекта РФФИ, Правительства Красноярского края, Краевого фонда науки и продолжает цикл статей, отражающих проблемы формирования читательской грамотности обучающихся как компонента функциональной грамотности [1].

Цель исследования: охарактеризовать эффективные приемы формирования читательской грамотности обучающихся 6-8 классов  на материале лингвокультуроведческих текстов.

Материал и методы исследования

В статье представлены приемы формирования читательской грамотности посредством текстов, которые содержательно относятся к краеведческой тематике. Для решения поставленной задачи был использован комплекс методов: анализ педагогических источников по проблеме формирования читательской грамотности и обобщение теоретической информации, метод моделирования, предполагающий детализацию созданных заданий для их использования в конкретных условиях реальными участниками образовательного процесса.

Результаты исследования и их обсуждение

Лингвокультуроведческий текст, по определению Е.В. Архиповой, Л.В. Лагуновой, – это текст в котором реализуется ценностное понятие (одно или несколько) и который содержательно относится к краеведческой тематике конкретной географической области или повествует о выдающейся личности, жизнь которой так или иначе связана с данной территорией [2, с. 8]. Применение подобных текстов имеет огромный воспитательный и развивающий потенциал, поскольку они не только развивают коммуникативные и читательский умения, расширяют кругозор, но и способствуют формированию чувства территориальной принадлежности индивида и группы. Далее представим приемы работы с конкретными лингвокультуроведческими текстами, имеющими отношение к истории Сибири.

Тексты имеют разную функционально-стилевую характеристику. Отметим, что предложенный материал может быть использован как на уроках русского языка, так и на уроках истории и краеведения в 6-8 классах. Основная цель чтения предложенных ниже региональных текстов – образовательная. Для эффективного восприятия образовательного текста необходимо формировать такие навыки, как беглое чтение, установление связи между деталями вопроса и текста; выделение в тексте необходимого фрагмента; адекватное переформулирование части текста; выявление подтекста; определение причинно-следственных связей [3, с. 41]. После знакомства с текстом педагог предлагает ученикам класса в форме групповой работы составить к тексту как можно больше вопросов и подготовить аргументированные ответы. Наиболее эффективными приемами формирования читательской грамотности являются следующие:

- чтение с остановками: данный прием предполагает поэтапное чтение смысловых отрезков небольшого по объему текста и их обсуждение. Для организации беседы учитель может использовать следующие вопросы: как думаете, что будет дальше? Почему автор указывает на какую-либо деталь в описании героя или пространства? Оправдались ли ваши ожидания? Что осталось непонятным в этом фрагменте? и т.д.;

- прием «Что было бы, если бы…» предполагает, что учащиеся проецируют ситуацию повествовательного текста  на современную ситуацию; им предлагается предположить, как бы развивались события, если бы действия главного героя были несколько иными (возраст, социальный статус и др.);

- работа с вопросниками: перед прочтением текста детям предлагается ознакомиться с вопросами по тексту. Стоит отметить, что целесообразно использовать как закрытые вопросы, так и открытые, предполагающие анализ и рассуждение;

- составление вопросов по тексту после его прочтения. После знакомства с текстом педагог предлагает ученикам класса в форме групповой работы составить к тексту  как можно больше вопросов и подготовить аргументированные ответы;

- написание творческой работы по предложенному тексту. В основе творческих работ могут быть задания на противоречие, которое необходимо разрешить; задание на столкновение противоречивых оценок; задание на обоснованный выбор альтернативных точек зрения на одну проблему; задание на рассмотрение явлений с различных ракурсов и позиций;

- составление логических цепочек по содержанию текста;

- трансформация материала из сплошного текста в несплошной или смешанный. Задание предполагает после прочтения текста представить извлеченную информацию в виде таблицы, схемы, диаграммы, рисунка;

- озаглавливание текста: данный прием развивает умение понимать основную тему и главную мысль текста;

- составление вторичных текстов на основе прочитанного фрагмента, например тезисов, конспекта и т.д.

Представим некоторые из этих приемов на основе текстов для обучающихся 6-7 классов.

Текст 1

Тетрадь методических заседаний. Протокол Методического совещания Сухобузимской райшколы. Заседание № 7. 1925 года 20 ноября [4, Л. 43-44].

Вопрос: Нужно ли делать замечание ученику, когда он шалит на уроке?

Ответ: Гирмфельд - Если ученик на уроке мешает заниматься другим, то нужно через старосту воздействовать на него. Вообще, нужно стараться, чтобы сам учитель как можно меньше был замечен для учеников, в то же время учитель должен быть инициатором работы. Пока старостат не имеет авторитета среди учеников, то учителю непосредственно приходится воздействовать на учеников, нарушающих порядки школы.

Вопрос: Нужно ли вводить игры во время перемены, и необходимы ли они в школе?

Ответ:

Шестакова - Игры в школе необходимы, если этому ничего не мешает, особенно если есть отдельное место, где ученики могут играть.

Матвиенко - Игры для детей во время перемены необходимы, потому что дети устают сидеть на уроке.

Гирмфельд - Игры нужны и необходимы, но для игры нужны высокие просторы и помещения. Дети во время занятий устают, находясь в сидячем положении, нуждаются в свободных движениях. Ввиду того что школы в большинстве случаев свободных помещений не имеют, а классы заставлены партами, то игры в тёплую погоду проводить на улице, а в холодную в школе заниматься гимнастикой, придерживаясь хотя бы пионерской программы

Задания к тексту 1:

1. К какому стилю относится представленный текст? Приведите доказательства.

2. Какие черты жанра «протокол» ярко проявляются в этом тексте?

3. Приведите примеры ситуации, в которых необходим такой жанр, как протокол.

4. Сформулируйте в одном предложении позицию учителя Гирмфельд.

5. Сформулируйте решение, к которому пришли участники совещания.

Текст 2

Статья председателя окрисполкома Полюдова «Борьба с детской беспризорностью» [5, с. 1].

С первых дней Октябрьской революции борьба с детской беспризорностью была одной из первостепенных задач государственных органов. К помощи детям советской властью призвана советская общественность, которую объединяла и объединяет детская комиссия при ВЦИКе и на местах при исполкомах. Сделано очень много по борьбе с беспризорностью. В двухнедельник по беспризорности необходимо поставить задачей уничтожение этого социального бедствия – «Ни одного беспризорника на улице», конечно, для этого необходима большая организационная упорная работа, необходимы средства. Надо все это сделать!

Делегатки женотдела, ВЛКСМ, пионеры, инициативные группы при предприятиях и учреждениях, общество «Друг детей», месткомы под руководством партячеек, райкомов, дружно взявшись, несомненно, это сделают. Беспризорность будет ликвидирована.

Задания к тексту 2:

1.         Какова цель создания текста?

2.         Как проявляются эмоции автора в тексте. Выпишите слова, словосочетания, подтверждающие вашу позицию.

3.         Предположите, к какому периоду жизни страны относится этот текст. Какие слова и словосочетания доказывают это?

4.         Предположите, как расшифровываются следующие аббревиатуры: женотдел, ВЛКСМ, партячейка, райком.

5.         Как вы относитесь к проблеме беспризорничества? Существует ли эта проблема в современных условиях? Какие меры в настоящее время можно принимать по преодолению этого явления? Оформите эссе по этой проблеме.

6.         Данный текст относится к публицистическому стилю. Основными функциями этого стиля является информативная и воздействующая. Как вы думаете, какая функция преобладает в данном тексте? Ответ аргументируйте.

Текст 3

Эх, Сибирь моя ненаглядная! А в середине ее, почти в самом центре, живет и радует человека своей неповторимостью и оригинальностью родной мой город Енисейск. Это отсюда четыре века назад пошли на восток «встреч солнцу» пути неповторимые, трудные и рискованные в каждом перелеске, на каждом бережке незнаемых туземных речек, в бескрайних степях, натоптанных копытами коней Чингисхана, в скрытых горах и ущельях, на стремительных своенравных речках, разбивающих на жутких перекатах кочи…

Енисейск! Ты дал жизнь многим городам и селениям Восточной Сибири, а сам теперь стоишь словно на отшибе от суетливых и задыхающихся от угара больших городов. В задумчивости стоишь в стороне от цивилизованного мира, и, на первый взгляд, тебе дела нет до того, что делается за окрайками твоими. Видно, стареешь ты, друг мой, и лишь вспоминаешь, как умудренный жизнью старец, то бесшабашное и отчаянное время первопроходцев, годы «золотой лихорадки», братоубийственной войны, время, когда отправлял своих сынов на защиту Отечества от гитлеровских полчищ, и то далекое время, когда был во славе и почете.

Ты расстраивался и молодел, думая о жизни, о счастье тех, кто тебя любил и строил от первого острожного бревна до кирпичных красивых прочных зданий и сооружений, возводил купола многих неповторимых и основательных храмов, не похожих друг на друга. Беды одна за другой сопровождали тебя из столетия в столетие. Безжалостные пожары и наводнения сметали тебя с лица земли. Но ты, сопротивляясь стихии, вновь и вновь подымался из пепла, сухим выходил из воды. И снова оживали твои улицы, звонили колокола златоглавых церквей, а православный народ славил Господа и тебя за продолжение жизни.

И теперь, когда солнце прячется в грозовых тучах, ты, мой город, хмуришься и на время мрачнеешь. Уже не сверкают позолотой купола храмов, чернеют и будто спотыкаются на полпути древние деревянные избы, врастая в землю, теряют свою оригинальность и привлекательность затейливые узоры на воротах, наличниках и ставенках домов.

А может, ты вновь увидел скорбных измученных людей с бритыми лбами и бубновыми тузами на спинах, услышал бряцанье кандалов и бесконечные проклятия кандальников, идущих по этапу. Или вдруг увидел поруганного протопопа Аввакума, проклинающего вероотступников, царя и тех, кто отправил его на нечеловеческие мучения. Или услышал голоса большевиков и меньшевиков, кадетов и эсеров, отправляющихся каждый со своими убеждениями в сопровождении жандармов в дальние селения, станки и заимки твоего необъятного сурового края. А может, ты отстранился от современной суеты и ждешь не дождешься, когда после величайшей разрухи восстановят твои древние храмы, чтобы сибирская земля и весь мир вновь услышали малиновый звон колоколов и православные люди преклонились пред праведниками божьими.

Славен Енисейск праведниками своими: инок Тимофей, иеромонах Тихон, праведный старец Даниил, блаженный Никита, благочестивые крестьяне, богобоязненные воеводы, щедрые купцы-меценаты, благотворители и храмостроители. Не забываешь ты и современных богослужителей: протоиерея отца Геннадия Фаста, отца Севастьяна, владыку Никанора… Они соль земли енисейской, слава и честь ее. Засыпает мой город. Тихо засыпает в надежде на завтрашний день… [6, с. 11].

Задания к тексту 3:

1. Какова цель создания текста: воздействие или передача информации?

2. Какие эмоции вызывает у вас текст?

3. Укажите роль Енисейска в освоении Сибири.

4. Какие приведенные ниже суждения соответствуют содержанию текста: а) Пути освоения Восточной Сибири и Юго-Восточной Сибири проходили через город Енисейск. б) В одном из пожаров город сгорел почти до основания. в) В Сибири были построены первые в России храмы. г) Енисейск – это место ссылки. д) Протопоп Аввакум отбывал ссылку в  Западной Сибири. е) Соль земли Енисейской – это ее природа, могучий Енисей.

5. Автором этого текста является сибирский писатель Алексей Маркович Бондаренко. Можно ли утверждать, что Енисейская земля является его Родиной. Приведите примеры из текста, подтверждающие вашу позицию.

6. Охарактеризуйте эмоции автора, приведите примеры из текста.

7. Автор в тексте использует слово «окрайки». Подберите к нему синонимы и запишите их.

8. В тексте А.М. Бондаренко использует следующие слова: «полчищ», «встреч солнцу», «сынов», «во славе», «праведник». Как вы думаете, что их объединяет со стилистической точки зрения? Что придает тексту использование подобных слов?

9. Какое слово из первой части текста обозначает парусно-гребное судно?

10. Какое слово из текста имеет следующее значение: человек, строго придерживающийся моральных и нравственных заповедей какой-либо религии.

11. Как вы понимаете следующее предложение из текста: «И теперь, когда солнце прячется в грозовых тучах, ты, мой город, хмуришься и на время мрачнеешь».

12. Восстановите последовательность слов предложения из текста: чтобы, православные, малиновый, величайшей, а, пред праведниками, может, колоколов, от современной, ты, восстановят, суеты, и, когда, после, твои, ждешь, люди, божьими, не дождешься, разрухи, храмы, земля, звон, древние, отстранился, сибирская, и весь мир, вновь услышали и преклонились.

13. Предложенный ниже фрагмент из текста трансформируйте в научный стиль.

«Енисейск! Ты дал жизнь многим городам и селениям Восточной Сибири, а сам теперь стоишь словно на отшибе от суетливых и задыхающихся от угара больших городов. В задумчивости стоишь в стороне от цивилизованного мира, и, на первый взгляд, тебе дела нет до того, что делается за окрайками твоими. Видно, стареешь ты, друг мой, и лишь вспоминаешь, как умудренный жизнью старец, то бесшабашное и отчаянное время первопроходцев, годы «золотой лихорадки», братоубийственной войны, время, когда отправлял своих сынов на защиту Отечества от гитлеровских полчищ, и то далекое время, когда был во славе и почете». Какие слова и выражения вы уберете из текста, какие оставите. Почему? К какой научной области будет относиться текст?

Заключение. Таким образом, региональные тексты имеют огромный дидактический потенциал, способствуют формированию территориальной идентичности обучающегося. При моделировании работы с подобного рода текстами необходимо применять эффективные приемы формирования читательской компетенции, которые способствуют выработке таких важных навыков у школьников, как быстрота чтения, высокая степень понимания текста, выделение его главных частей, оценка авторской интенции.

 

Статья подготовлена за счет средств гранта, предоставленного РФФИ, Правительством Красноярского края и Краевым фондом науки: проект № 20-413-242904 «Разработка модели формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях цифровой трансформации».

 


Библиографическая ссылка

Шмульская Л.С., Мамаева С.В., Лобанова О.Б., Спиридонова Г.С. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕКСТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30885 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674