Чрезвычайные ситуации при всем многообразии и наличии тенденции к ежегодному увеличению бросают вызов современному обществу, предъявляя высокие требования не только к профессиональной подготовке специалистов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, но и к подготовке населения к умелым действиям в условиях их возникновения. При этом в реальной практике отмечается формализация и заорганизованность этого процесса, что ведет к снижению его эффективности. Вместе с тем бурное развитие рынка образовательных услуг для взрослого населения дает основание для пересмотра основных подходов к организации подготовки неработающего населения в области гражданской обороны (ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Целью исследования стало: определение актуальных для современной ситуации научно-методических и нормативно-правовых тенденций в развитии системы подготовки неработающего населения в области ГО и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Материал и методы исследования
Исследование проводилось на материалах: нормативно-правовые акты по организации подготовки населения в области ГО и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, уже имеющиеся психолого-педагогические исследования в области изучения проблем образования взрослого населения. В качестве методов исследования использованы общетеоретические методы: анализ теоретических и научно-практических источников, обобщение, проектирование.
Результаты исследования и их обсуждение
В соответствии с Федеральными законами № 28-ФЗ «О гражданской обороне» [1], № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций установлена на всех уровнях власти [2].
Население, подлежащее включению в специальные программы обучения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, распределено по группам в зависимости от вида занятости, социального статуса, возложенных трудовых функций. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 841 [3] подготовке подлежит в том числе и такая группа населения, как неработающее население (лица, не занятые в сфере производства и обслуживания). Рассмотрим структуру педагогического процесса обучения неработающего населения с точки зрения нормативно-правовых требований (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика обучения неработающего населения как педагогического процесса
Составляющие педагогического процесса |
Содержание педагогической деятельности |
Нормативный акт |
Цели обучения |
- изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; порядка действий по сигналам оповещения; приемов оказания первой помощи; правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты; освоение практического применения полученных знаний; - совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО; - выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) |
Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» |
Содержание обучения |
Программа обучения представлена 36 темами, связанными - с изучением нормативно-правовых документов в области защиты населения и территорий от ЧС; - с изучением специфических ЧС для определённой территории и эффективных способов защиты от них; - с особенностями и правилами организации АСДНР на данной территории; - с организацией управления, связи и оповещения в системе РСЧС; - с организацией эвакуации неработающего населения; - с оказанием первой помощи пострадавшим и т.д. |
Примерная программа курсового обучения должностных лиц и работников ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС от 22.02.2017 г. № 2-4-71-8-14 [4] |
Педагогические средства |
Проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение учебно-методических печатных материалов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций. Перечислены вербальные средства обучения, визуальные средства обучения, технические средства обучения, необходимые аудиовизуальные материалы |
Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2000 г. № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [5] |
Формы контроля |
Определены результаты обучения через перечисление знаний, умений и навыков. Однако формы контроля не обозначены |
|
Субъекты процесса |
На уровне субъектов Российской Федерации можно выделить несколько групп учреждений и заведений, которые занимаются обучением и подготовкой в области ГО и защиты от ЧС: учебно-методические центры ГОЧС; курсы ГО; учебно-консультационные пункты; движение «Школа безопасности» и т.д. Достаточно большой объем работы, связанный с непосредственной организацией подготовки населения действиям в условиях угрозы или возникновения ЧС, лежит в области компетенций органов местного самоуправления. Решение данного вопроса находится в поле зрения координационного органа управления муниципального звена Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) |
Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» |
Однако наличие столь четкого нормативно-правого регулирования рассматриваемого нами процесса все же не гарантирует на сегодняшний день его эффективность. Анализ реальной практики в этой области показывает следующее:
- практически не используются возможности электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- по-прежнему требуется повышение компетенций населения в области применения мер пожарной безопасности при нахождении на природе, правильных действий в условиях бытовых опасностей и на дорогах;
- деятельность имеющихся учебно-консультационных пунктов по ГО и ЧС не дает ожидаемых результатов по реализации соответствующих видов подготовки населения, в том числе неработающего [6].
Мы также можем отметить некоторую несогласованность в организации педагогического процесса по обучению неработающего населения. Цели и содержание обучения не учитывают степень заинтересованности обучаемых (а часто полное ее отсутствие) и степень подготовленности этого населения к действиям в ЧС (в том числе и степень их подготовки в тех организациях, где они работали ранее). Содержание обучения носит очень широкий перечень тем и вопросов, многие из которых относятся к компетенции муниципалитетов и других исполнительных органов власти (федеральных или региональных), а не к конкретным жителям муниципальных образований. Более того, контроль за освоением полученных знаний нормативно не определен. В этой связи результативность процесса обучения оценить невозможно.
Мы считаем, что неэффективность педагогического процесса в рассматриваемой области может быть связана с научно-теоретическими и дидактическими проблемами.
В первую очередь, отметим научно-теоретическую проблему. Дело в том, что сама категория «неработающее население» как категория обучаемых не определена научно (используется только в конкретных нормативных документах) и достаточно разнородна с точки зрения и возраста, и целевых установок. В эту категорию могут входить временно безработные, молодые мамы и пенсионеры. Однако ни в методических, ни в нормативно-правовых документах это не отражено. А значит, и в практике практически не учитывается.
В этой связи специалисты комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований, прежде всего, должны осваивать технологии обучения тех людей, которых относят сегодня к поколению «третьего возраста», т.е. пенсионного возраста. Именно эта категория населения практически не входит в категорию организованных групп обучаемых. Кроме того, для этой категории обучаемых должны быть разработаны учебные материалы с учетом когнитивных и познавательных процессов данной возрастной категории (60+).
Также к реальной нормативно-правовой и в то же время учебно-методической проблеме в рассматриваемой области относится трудность в определении вида рассматриваемых образовательных программ. Это дополнительные общеобразовательные программы или это дополнительные профессиональные программы? С одной стороны, эти программы не относятся к дополнительным профессиональным программам, поскольку по их окончании не выдаются соответствующие документы, и по содержанию они не отражают какую-либо профессиональную деятельность. При этом содержание таких программ является обязательным для изучения всех граждан РФ, поскольку относится к области обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.
С точки зрения законодательства эти программы в большей степени должны квалифицироваться как дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, поскольку направлены на формирование и развитие творческих способностей личности, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени [7]. Подчеркнем, что такие программы реализуются, исходя из внутренних потребностей обучаемых, по их желанию или интересу. При этом, как мы уже отмечали выше, они имеют особую важность и значимость для каждого жителя страны. Учитывая также достаточную заформализованность и обязательность организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС, принцип добровольности в обучении по таким программам очень часто бывает нарушен. Именно эта ситуация во многом влияет на достаточно невысокую эффективность всей системы работы органов, создаваемых для этих целей.
В данном контексте научно-методическое сопровождение процесса подготовки неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС, на наш взгляд, будет развиваться в рамках возможного нового направления дидактики, обеспечивающего неофициальное дополнительное образование, которое давно уже существует в обществе как альтернативное [8]. Речь идет о технологиях обучения в «группах по интересам», которые встречаются в каждом обществе, а с развитием интернет-технологий эти группы включают в себя людей разных регионов, поэтому реализуются только с помощью дистанционных форм обучения. При таком обучении никаких подтверждающих документов об обучении может и не быть. Реально посчитать, какой процент старшего поколения участвует в таких группах, весьма затруднительно. Однако то, что такое альтернативное и неформальное дополнительное образование существует – факт нашей жизни.
Развитие данной разновидности дополнительного образования взрослых дает возможность неработающему населению самостоятельно изучать формы и способы обеспечения собственной безопасности в природной и техногенной среде. Задача соответствующих структур РСЧС в рассматриваемом контексте будет заключаться в создании необходимых образовательных платформ и электронно-образовательных ресурсов, доступ к которым будет открыт для всех жителей России.
Данный подход в полной мере соответствует принципам образования взрослых, которые указаны в Меморандуме непрерывного образования Европейского союза (Лиссабон, март 2000 г.). Данные принципы могут быть представлены как дидактические положения, имеющие также статус нормативных требований к организации обучения неработающего населения (табл. 2).
Таблица 2
Принципы обучения неработающего населения
Название принципа |
Содержание принципа |
Принцип 1. Новые базовые знания и навыки для всех |
Учитывая тенденции развития цифровых технологий, необходимо обеспечить доступ к широкому кругу качественных информационных ресурсов, характерных для современного информационного общества |
Принцип 2. Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы |
Исходя из имеющихся нормативно-правовых документов, государство инвестирует в безопасность человеческих ресурсов страны. Необходимо стимулировать желание самих людей инвестировать в свое образование, в том числе и в области обеспечения личной безопасности в условиях ЧС |
Принцип 3. Инновационные методики преподавания и учения |
Указанный принцип связан с четким пониманием того, что разные категории обучающихся, в том числе и возрастные, имеют когнитивную и мотивационную специфику. Неработающее население может включать людей от 18 до 100 лет. В этой связи требуется новая роль преподавателя - консультант, тьютор, чья задача помочь обучающемуся самому сформировать свое образование и осознать свою личную ответственность за результаты образовательной деятельности |
Принцип 4. Новая система оценки полученного образования |
Как формальная, так и неформальная форма получения дополнительного образования взрослыми в области грамотного поведения населения в условиях ЧС требует как теоретической, так и практической разработки и формирования новой системы оценки полученного образования. Такая система позволит более четко понимать степень готовности населения, в том числе и неработающего, к адекватной реакции на возникающие ЧС |
Принцип 5. Развитие наставничества и консультирования |
Имеющиеся учебно-методические центры должны в большей степени стать консультативными службами, которые могут дать каждому желающему не только рекомендации в области грамотного поведения в ЧС, но и организовать занятия по отработке навыков и умений безопасного поведения людей |
Принцип 6. Приближение образования к дому |
Этот принцип усиливает роль местных органов власти, поскольку в их компетенции находится создание сети учебных и консультационных пунктов, где могли быть сосредоточены материальные и учебно-методические ресурсы, позволяющие каждому человеку получить необходимую консультацию или пройти необходимое обучение в области обеспечения своей безопасности в ЧС |
Указанные выше принципы обучения неработающего населения требуют также переосмысления эффективности организационных форм обучения, которые могут быть использованы при обучении граждан старшего возраста. Традиционно под организационными формами обучения мы рассматриваем определенные способы взаимодействия педагога с обучающимися при решении образовательных задач [9]. Воспользуемся классификацией А.В. Хуторского, в которой выделяется три группы форм организации обучения: индивидуальные, коллективно-групповые и индивидуально-коллективные занятия [10].
В последние годы все больше развивается такая индивидуальная форма обучения, как тьюторство. Отмечено, что тьюторское сопровождение максимально стимулирует развитие самого обучающегося, поскольку происходит в непосредственном общении с педагогом [11]. Принципиальным отличием от репетиторства как индивидуальной формы обучения для тьюторства является то, что основной акцент деятельности педагога делается на развитие субъектной позиции обучающегося в собственном продвижении по освоению учебного материала. Распространение и понимание специфики тьюторской деятельности нашло отражение в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» (утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. № 10 н «Об утверждении профессионального стандарта в области воспитания» и зарегистрирован в Минюсте РФ 26 января 2017 г. № 45406). В данный профессиональный стандарт включена должность «Тьютор» с обобщенной трудовой функцией «Тьюторское сопровождение обучающихся».
Коллективно-групповая форма обучения реализуется через такие методы, как уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии и деловые игры [12]. При этом необходимо подчеркнуть, что для рассматриваемой группы обучающихся не все из перечисленных методов обучения могут быть использованы в практике. Это может быть связано и с количеством одновременно обучаемых или с трудностями организации, например, экскурсий для них.
Индивидуально-коллективная форма обучения подразумевает использование таких методов, как погружение, творческие недели, научные недели и проекты. В системе обучения неработающего населения основам поведения в ЧС применение этих форм затруднено.
В целом же при выборе форм обучения важно делать акцент не на методы обучения, которые им присущи, а на выбор модели обучения, которой они соответствуют: пассивная, активная или интерактивная. Поскольку сами методы могут быть представлены во всех этих моделях. Такая классификация основывается на выделении степени субъектности обучаемого в процессе своего образования [13].
В современной ситуации пассивная модель, где обучаемый выступает как «объект» обучения (слушает и смотрит), является самой невостребованной в системе образования, и особенно в системе дополнительного образования, в которой проходит формальное обучение граждан старшего возраста.
Активная модель предполагает, что обучаемый выступает «субъектом» своего образования. Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса (первичное овладение знаниями, контроль знаний (закрепление), формирование профессиональных умений и навыков). Главное назначение указанных методов - в стимулировании обучающихся проявлять самостоятельную познавательную активность, решать возникающие познавательные задачи, адекватно применять уже полученные знания, в том числе и в области безопасного поведения в различных ситуациях. Но реализовать такую модель обучения с неработающим населением весьма затруднительно. А в условиях пандемии было просто невозможно.
Сегодня чаще используют термин интерактивная модель обучения, которую очень часто называют диалоговым обучением. В интерактивной модели обучения осуществляется взаимодействие между обучаемым и преподавателем, между самими обучающимися. Кроме того, развитию интерактивности образования сегодня способствуют многочисленные технические средства, массовое использование мультимедийных и интернет-технологий. Организация такого образования стала возможна с появлением и широким распространением надежного и взаимосвязанного между собой технически сложного оборудования, при этом достаточно простого в управлении и администрировании. Важно подчеркнуть, что такая аудитория не просто дает возможность взаимодействовать педагогу и обучаемому в интерактивной системе с использованием видеоконференцсвязи [14]. И самое главное, что все эти компоненты являются вполне автономными и одновременно взаимодополняющими друг друга. Отметим, что такая система позволяет быстро и эффективно определить степень освоения изученного материала, поскольку включает возможности проведения разных видов опроса и тестирования.
Распространение интерактивных компьютерных инструментов привело к массовому использованию таких форм проведения занятий, как вебинар, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Организовать вебинар может самостоятельно каждый преподаватель через скайп или через бесплатную интернет-платформу [15]. Большое преимущество использования вебинаров в процессе обучения неработающего населения основам грамотного поведения в ЧС состоит в том, что для него не требуется отдельного помещения (каждый из участников может быть дома), можно подключить к каждой теме специалиста высокой степени подготовленности («вживую» или в записи), организовать совместную работу над учебными материалами, обмен аудио- и видеоинформацией, просмотр графических материалов и различных предметов, относящихся к теме беседы, видеовставок, репортажей (в том числе передаваемых непосредственно во время онлайн-трансляции), обмен опытом и др.
Выводы
1. На сегодняшний день нормативно-правовыми актами определены цели, задачи, принципы, содержание и даже формы подготовки неработающего населения в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций. Также указаны и организационные механизмы этого обучения. Подготовка населения Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС является обязательной и представляет собой организованный и целенаправленный процесс.
2. Имеющиеся проблемы в практике подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС связаны не только с формальным подходом к обучению взрослого населения, но и с научно-методической неопределенностью категории обучающихся «неработающее население», а также со сложностью классификации таких программ.
3. Особенностью современного этапа развития дополнительного образования является возможность его получения как в официальных образовательных организациях (формальное образование), так и в неформальной форме. Активное развитие цифровых образовательных ресурсов и их информационная доступность способствуют расширению практики именно неформального образования. Развитие такой разновидности дополнительного образования взрослых дает возможность неработающему населению самостоятельно изучать формы и способы обеспечения личной безопасности в природной и техногенной среде.
4. Развитие интерактивной модели обучения актуализирует задачу перед соответствующими структурами РСЧС в создании необходимых образовательных платформ и электронно-образовательных ресурсов, доступ к которым будет открыт для всех жителей России. Также новые методы и модели обучения требуют особой подготовки преподавательского состава для подготовки неработающего населения в области ГО и защиты населения от ЧС.
Библиографическая ссылка
Синякова М.Г., Буданов Б.В., Мураев Н.П. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НЕРАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30882 (дата обращения: 04.10.2024).