Проблема активности выступает предметом исследования представителей разных научных направлений и школ (философии, физиологии, психофизиологии, психологии, социологии, педагогики и др.). К настоящему времени феномен активности представлен в научной литературе довольно большим пластом многоплановых позиций, что свидетельствует о его сложности и многозначности.
Цель исследования заключается в проведении комплексного анализа взглядов ученых на феномен активности личности, обосновании важности развития творческой активности на современном этапе развития общества.
Методами исследования данной проблемы стали: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, систематизация и обобщение педагогического опыта ученых, анализ собственной педагогической деятельности и интерпретация научных данных в области изучения феномена активности.
Результаты исследования и их обсуждение
Благодаря выполненным к настоящему времени исследованиям выделена специфика человеческой активности. Так, в работах С.Л. Рубинштейна [1] отмечается, что человек – не пассивное существо, он субъект активности, оказывающий влияние на внешний мир. А.И. Крупнов [2, с. 15-25] в сущности человеческой активности выделяет ее внутреннее движение и самоопределение.
Предпринятый нами теоретический анализ показывает, что, несмотря на пристальное внимание исследователей к проблеме активности человека, понятийной определенности в этом вопросе пока не достигнуто. Разные авторы приводят собственную трактовку понятия (табл. 1).
Таблица 1
Авторские трактовки категории «активность человека»
Автор |
Научная позиция |
Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.
|
Активность – высшее личностное образование, связанное с жизненным путем, его целостной и ценностной временной организацией |
Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с. |
Активность – важнейшее условие и фактор психического развития |
Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - Тбилиси, 1966. - С. 311. |
Активность - механизм, «дающий возможность действовать» |
Надирашвили Ш.А. Социальная психология личности. - Тбилиси: Мецниереба, 1974. - 170 с. |
Активность - форма поведения, проявление творческой природы личности |
Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. проф. В.В. Знаков. - М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003. - 272 с. |
Активность - способ моделирования, структурирования и осуществления личностной деятельности |
Ломов В.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1985. – 349 с. |
Активность - способ осуществления всех жизненных потребностей личности |
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. – 320 с. |
Активность - вид деятельности; состояние, противоположное пассивности; инициативность |
Факт понятийной неопределенности активности человека также отмечает в своих работах В.Л. Хайкин [3]. Он считает, что хотя тема активности является всепроникающей, сам термин используется довольно широко, но в общепринятом значении данное понятие не определено.
Как нам представляется, причина такого положения заключается в чрезвычайной «растворенности» понятия активности в других категориях и более всего - в категории «деятельность». Сказанное подтверждается трактовками активности в словарных источниках [4]: «активная, энергичная деятельность»; «деятельное участие, энергичная деятельность». Однако, по справедливому утверждению А.С. Кирилюка [5, с. 12], категория активности значительно шире относительно категории «деятельность». Автор считает активность качественной характеристикой деятельности. Мы поддерживаем данную точку зрения и считаем, что активность и деятельность являются пересекающимися, но не тождественными категориями. Принципиальное их отличие состоит в том, что активность предшествует деятельности.
Вместе с тем обе категории обнаруживают тесную взаимосвязь, что неоднократно отмечал в своих трудах В.А. Петровский [6]. Кроме того, исследуя активность человека, он использует категорию «активность субъекта». Введение субъектности в характеристику активности представляется чрезвычайно важным, ибо когда речь идет о субъекте деятельности, то в качестве определяющих оснований активности выступает сознание, целеполагание, возможность проектирования будущего.
Анализ показывает, что активность в контексте субъектности глубоко изучена в отечественной психологии и представлена в работах многих авторов как способ самовыражения личности [7-9 и др.]. В них также отмечается, что наличие множества видов человеческой деятельности обусловливает чрезвычайное разнообразие видов активности субъекта. Так, руководствуясь принципом систематизации, Д.Н. Узнадзе [10] объединил всё разнообразие видов активности в три формы:
- активность личности (творчество, спорт, обслуживающий труд, общественная деятельность);
- активность индивида (общение, потребление, удовлетворение любознательности, игра);
- активность субъекта (удовлетворение эстетических потребностей, уход за другими и за собой, выполнение общественных требований).
В научной литературе (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.П. Аристова, Д.Б.Богоявленская, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.И. Донцов, М.И. Лисина, А.М.Матюшкин, Н.Ф. Талызина, Б.М. Теплов, М.А. Холодная и др.) представлены и другие виды активности: когнитивная; умственная; интеллектуальная; познавательная; поведенческая; коммуникативная; творческая и др.
Заметим, что для педагогической науки проблема активности не нова. Ее постановка имеет глубокие исторические корни. Благодаря трудам выдающихся педагогов прошлого (Гербарт, А. Дистервег, Д. Дьюи, Я.А. Коменский, М. Монтень, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, Ф. Фребель и др.) в научном аппарате педагогической науки прочно закрепилось понятие «активность в обучении». В словарном значении [4] данное понятие определяется как дидактический принцип, требующий от педагога таких методов и форм организации процесса обучения, которые способствовали бы формированию у обучающегося инициативности и самостоятельности, прочного и глубокого усвоения знаний, соответствующих умений и навыков.
В современной дидактике активность в обучении выступает как особая организация учебного процесса, направленная на активизацию познавательной деятельности обучающихся посредством комплексного использования педагогических и организационно-управленческих средств.
В настоящей работе под активностью в обучении мы понимаем условие интенсификации познавательной деятельности субъекта учения. При этом сама активность может иметь разные виды проявления:
- когнитивная активность – совокупность умственных способностей субъекта, делающих возможной их адаптацию к процессу обучения, в том числе протекающего в новых условиях;
- интеллектуальная активность – интегральное свойство личности, благодаря которому развиваются общие умственные способности и мотивационные установки на умственную деятельность;
- поведенческая активность – в зависимости от потребности и предметной среды создает определенную установку, в соответствии с которой осуществляется поведение;
- коммуникативная активность – предполагает конструктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса, трансляцию «внутреннего мира» одного субъекта другому.
Нередко в психолого-педагогической литературе используется понятие «учебная активность», причем его дефиниции также неоднозначны. В одном случае (Л.И. Аристова) такая активность рассматривается как состояние обучающихся в учебной работе, являющееся предпосылкой всей их учебной деятельности и умственного развития; в других (О.Г. Манеева) - определяется как качество деятельности, которое проявляется в отношении субъекта учения к содержанию и процессу деятельности, в его стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.
Г.И. Щукина [11] считает, что учебная активность должна сопровождать весь процесс становления обучающегося как личности, не только проявляться в творческой деятельности, но и развиваться в ней последовательно, сменяя один уровень другим: репродуктивно-подражательной активности на поисково-исполнительский и затем на творческий. Последний уровень автор называет высшим и обозначает как творческая активность.
В подавляющем большинстве работ отечественных и зарубежных авторов творческая активность ассоциируется с понятием «творчество». В то же время единого определения категории творчества нет. Существует свыше ста определений творчества. В качестве примера приведем некоторые из них: это образ жизни человека (А. Адлер, А. Маслоу, Г.Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм и др.); это деятельность (Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.); это процесс (Ж. Адамар, А.Ф. Осборн, Я.А. Пономарев, Е. Торранс, Е.Л. Яковлева и др.); это качество личности (Д.Б.Богоявленская, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, А. Маслоу, Н.Ю. Посталюк и др.).
Некоторые авторы рассматривают творчество в контексте онтологического понятия «деятельность». В этой связи довольно четкое определение приводит В.Ф. Овчинников: «Творчество – это качественное состояние деятельности, которое выражает степень созидательных способностей человека» [12]. Однако не всякая деятельность является творчеством, хотя всякое творчество является деятельностью.
Для образовательной практики существенно важным представляется понимание творчества как стремления человека к самоактуализации. Согласно К. Роджерсу [13], это стремление является главным мотивом человеческой деятельности, на осуществление которого значительное влияние оказывает креативная установка личности. Обращаясь к понятию «креативность» (от англ. creativity), К. Роджерс подразумевает под ним способность обнаруживать новые решения проблем, новые способы самовыражения, т.е. все то, что возможно в процессе творческой деятельности.
Многими отечественными авторами (М.А. Данилов, Г.А. Коровкина, Г.И. Патяко, Е.В. Рогалёва, Т.М. Смирнова, В.П. Строков, Е.А. Ходырева, В.В. Штепенко, Л.Н. Шульпина и др.) отмечается, что готовность к творчеству зависит от творческой активности личности – особого типа способности человека, выступающей психологическим механизмом осуществления творческой деятельности. Раскрытию сущностных особенностей творческой активности личности посвящены работы многих современных исследователей. В них представлены дефиниции понятия «творческая активность» (табл. 2).
Таблица 2
Определения понятия «творческая активность» в трудах отечественных исследователей
Автор |
Трактовка понятия |
Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 381 с. |
Свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна |
Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический проект, 2003. – 302 с. |
Избыточная по отношению к стимулу деятельность, которая включает в себя компоненты творчества: самостоятельность выбора объекта мышления, выход за пределы задания, преобразование задание и стимула |
Назаренкова Г.Н. Игра как средство развития творческой активности подростка: дис. … канд. пед. наук. - М., 1994. - 225 с. |
Особое состояние личности и качества ее деятельности, которое характеризуется установкой на поисковые и преобразующие способы этой деятельности |
Нефедьева Н.Н. Философские и психолого-педагогические основы развития творческой активности личности школьника // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008.- № 2. – С. 32. |
Способ собственного самовыражения, форма познания окружающего мира, когда личность изучает творческий опыт, становящийся потом основой саморазвития |
Пикалов Б.Х. Комплексное учебное задание как средство развития творческой активности школьника: дис. … канд. пед. наук. – М., 1996. – 219 с. |
Интегральное свойство личности, характеризующее отношение к творческой учебно-познавательной деятельности и степень включенности человека в творческий процесс |
Пономарев Я.А. Психология творения. – М.; Воронеж, 1999. – 480 с. |
Качество личности, свидетельствующее о ее яркой индивидуальности |
Шульпина Л.Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. – 142 с. |
Устойчивое интегральное качество личности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интереса и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций |
Анализ приведенных в таблице трактовок понятия творческой активности показывает, что большинство определений носит оригинальный характер, они отличаются семантической гибкостью, обнаруживают новое его использование. При этом следует подчеркнуть доминирование в понимании творческой активности качественной характеристики личности.
В ряде современных исследований предпринята попытка выявить структуру творческой активности личности. Так, Л.П. Буева [14, с. 6-14] выделяет такие структурные компоненты, как эмоциональный (стремление к результативному овладению способами деятельности), интеллектуальный (направленность, устойчивость познавательных интересов) и волевой (мобилизация воли на достижение цели).
На наш взгляд, структуру творческой активности обучающихся возможно определить как совокупность трех компонентов:
- мотивационно-ценностный – понимание творческой деятельности и ее ценности, тяга к творческой деятельности, постоянство познавательных мотивов и интересов, их согласованность с личными ценностями;
- содержательно-смысловой – практическое овладение определенным видом деятельности, объединение различных видов деятельности (творческой, познавательной, коммуникативной), целеполагание;
- созидательно-творческий - стремление к творческому результату, поиск путей достижения поставленной цели; мобилизация воли на достижение цели, стремление к творческому самовыражению в деятельности.
Как свидетельствует практика, уровни проявления творческой активности могут быть разными:
- стимульно-продуктивный, когда деятельность каждый раз определяется определенными внешними условиями;
- эвристический, когда проявление интеллектуальной инициативы, не стимулированной внешними факторами и субъективной оценкой результатов деятельности, предполагает эмпирическое открытие;
- креативный (собственно творческий) - на этом уровне эмпирически обнаруженная закономерность становится целью исследования, детерминантой дальнейшего творческого поиска.
В современной педагогике творческая активность рассматривается двояко: с одной стороны, как личностное качество, а с другой - как особый вид деятельности обучающихся и педагогов, называемой творческой. В большинстве источников набор качеств творческой личности включает: эрудицию; высокий уровень интеллектуального напряжения; критичность мышления; богатое воображение; трудолюбие; положительную мотивацию; устойчивость интереса; концентрированность внимания; наблюдательность; любознательность; самоорганизацию. Что касается творческой деятельности, то в современных публикациях она представлена описаниями, выстраиваемыми также на основе качественных характеристик субъекта: самостоятельность мышления; интуиция; широта, глубина, гибкость, открытость ума; инициативность и пр.
Между тем, как справедливо отмечает И.Я. Лернер, «нельзя обсуждать черты характера творческих людей, не осознав природы той деятельности, которой эти черты сопутствуют, - в данном случае процедур творческой деятельности» [15, с. 180-192]. В данном утверждении И.Я. Лернер акцентирует внимание на особенностях творческой деятельности: самостоятельное осуществление внутрисистемного и межсистемного переноса знаний в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации; комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности и др.
В исследованиях И.П. Калошиной [16] акцент делается на анализе творческой активности личности с позиции определенных критериев. Наиболее значимым, по ее мнению, является «разработка субъектом на осознаваемом или неосознаваемом уровнях новых для себя знаний в качестве ориентировочной основы для последующего поиска способа решения задачи».
Выводы
В результате проведенного исследования был осуществлен ретроспективный анализ взглядов ученых на феномен активности личности, который позволил подчеркнуть важность развития творческой активности и на современном этапе развития социума.
На наш взгляд, в качестве критерия сформированности творческой активности также возможно рассмотреть стойкий познавательный интерес к теоретическому осмыслению изучаемых феноменов, дополнить самостоятельным поиском решения проблем, возникающих в познавательной и практической деятельности, упорство, настойчивость, стремление к успеху.
Библиографическая ссылка
Горовая В.И., Белозубова Е.Н. ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30872 (дата обращения: 06.10.2024).