В последние десятилетия стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий затронуло большинство сфер человеческой деятельности, в том числе и образовательной. В результате чего появилось такое понятие, как «дистанционное обучение», предполагающее двустороннее взаимодействие «учитель - ученик» на расстоянии, с присущими составляющими учебного процесса (цели, задачи, методы обучения). Такая форма обучения стала особенно востребована при введении ограничительных мер в период пандемии и показала как свои положительные, так и отрицательные стороны. В складывающихся условиях особую актуальность приобретают вскрытие недостатков обучения на «удаленке» и поиск путей их эффективного устранения.
Цель исследования состоит в выявлении проблем дистанционного обучения в современной России на основе анализа полученных практических результатов удаленного образования.
В соответствии с указанной целью задачи исследования заключаются в обобщении зарубежного и отечественного опыта дистанционного образования и формулировании существующих проблем в рассматриваемой области.
Материал и методы исследования. Для решения и реализации поставленных целей и задач исследования использовались методы тестирования, опроса, анкетирования и системного анализа на основе материалов из доступных источников и педагогических наблюдений.
История возникновения и развития дистанционного обучения своими корнями уходит в середину XVIII века, когда британский учёный-стенограф Исаак Питман организовал дистанционное обучение по почте (т.н. корреспондентское обучение) [1]. Он полагал, что доступ к получению высшего образования должен быть обеспечен для всех желающих, независимо от их финансового достатка, национальности и вероисповедания.
В дальнейшем существенный вклад в развитие обучения в дистанционной форме внесла американская писательница Анна Тикнор, продолжившая систему «корреспондентского обучения» женщин по почте в конце XIX века [1]. Немного позже такая форма обучения была использована для подготовки персонала угледобывающей и черной металлургии США. Подобные проекты существовали также и в других странах, однако они были направлены большей частью на получение профессионального, а не академического образования [1].
С развитием радио и телевидения в середине XX века дистанционное обучение получило более широкое распространение, в том числе и в СССР (например, телепередачи «Чему и как учат в ПТУ», «Учим испанский» и пр.), однако оно не было интерактивным и практически не имело обратной связи обучающихся с обучаемыми (либо слишком медленную – по почте).
В конце 80-х годов был разработан совместный проект между США и СССР «Школьная электронная почта», в котором участвовало несколько американских и российских школ. Цель проекта заключалась в установлении дружеских отношений в неформальном общении советских и американских учителей и школьников для повышения интереса к изучению естественных наук при решении экологических проблем. Посредством электронной почты школьники не только изучали языки, но и узнавали, чем увлекаются и чему учатся дети в наших странах. Американской стороной были предоставлены люмофоны (некое подобие факса с видеокамерой) для проведения видеоконференций. Данное общение впоследствии переросло в международную эвристическую олимпиаду [2]. Проект завершился в 2010, переродившись в олимпиады по различным образовательным направлениям.
В 90-е годы ХХ века технологии дистанционного обучения рассматривались как эффективное дополнение к традиционному образованию, но при этом ни в коем случае не заменяя его.
Сейчас в связи со стремительным развитием информационно-телекоммуникационных средств и технологий процесс дистанционного обучения практически полностью перешел на платформу, обеспечивающую высокую степень интерактивности - глобальную вычислительную сеть Интернет [3]. Дистанционное обучение поднялось на качественно новый уровень.
В результате такая форма обучения приобрела следующие основные достоинства:
-обеспечение единой образовательной среды;
-возможность получения в реальном масштабе времени доступа к необходимым для обучения информационным ресурсам (интерактивный доступ к материалам лекций, учебно-методическим пособиям и прочим данным, хранящимся в электронных библиотеках);
-относительно низкие затраты (отсутствие оплаты аренды помещения, низкие транспортные расходы как обучающихся, так и преподавателей);
-возможность реализации новых методов оценивания деятельности и достижений учащихся, особенно при их самостоятельной работе;
-возможность создания более гибких расписаний занятий, которые учитывают интересы как преподавателей, так и обучающихся;
-использование удобных (более комфортных) мест обучения;
-снижение временных затрат на дорогу.
В России дистанционное обучение осуществляется в соответствии с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» (Приложение к Письму Минпросвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»), разработанных и утвержденных в соответствии с государственными нормативными актами [4; 5].
Тем не менее до начала 2020 года дистанционное образование в России так и не нашло широкого применения.
Однако возникновение пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 внесло свои коррективы. Переход на самоизоляцию в Российской Федерации привел к принятию вынужденных мер перевода большей часть учебных заведений начального, среднего, специального и высшего образования на удаленное обучение. В это время как никогда стали актуальными вопросы использования технологий дистанционного обучения. Многие учебные заведения при введении ограничительных мер перешли на дистанционное онлайн-обучение на базе таких программных платформ, как Zoom, Cisco Webex и подобных им систем, с использованием ресурсов глобальной вычислительной сети Интернет.
В целях обеспечения государственного регулирования процессов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в подобных случаях были оперативно разработаны и внесены изменения и поправки в статьи 16 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [6], которые устанавливают порядок применения дистанционного обучения.
По информации Министерства науки и высшего образования России в период пандемии около 60% вузов благополучно перешли на дистанционное обучение, 27% - испытывали трудности и периодические сбои, у 10% - инфраструктура не обеспечила охват всех обучающихся. И только в 4% случаев пропускная способность каналов линий связи не позволила учебным заведениям реализовать дистанционное обучение ввиду резкого увеличения интернет-трафика [7]. При наступлении очередной волны пандемии образовательные учреждения, не сумевшие перестроиться на новый формат обучения и снизившие уровень и качество подготовки, могут практически полностью остановить образовательный процесс без государственной поддержки в лице профильных министерств и ведомств [8].
Другой ключевой проблемой при организации и проведении дистанционного обучения стала доступность сети Интернет для обучающихся и обучаемых, проживающих в удаленных районах в условиях самоизоляции. Нередко возникали ситуации, когда для участия в занятиях они были вынуждены «искать» места уверенного приема сигнала (что особенно характерно для условий сельской местности).
Особое место в организации дистанционного обучения занимает своевременная подготовка учебно-методических комплексов. Однако в связи с частыми изменениями образовательных стандартов (ФГОС 3+, 3++), вышедшими в 2015-2020 гг., у преподавателей уходит много времени на реализацию нововведений, разработку и согласование новых форм документов, учитывающих все более новые и новые требования. А переработка, согласование и утверждение учебно-методических комплексов при работе на «удалёнке» вызывает большие трудности по ряду объективных причин. Помимо этого, требуется дополнительная переработка наглядных материалов для обеспечения учебного процесса и методического сопровождения процесса дистанционного обучения.
При этом рост интенсификации труда преподавателей, недостаток свободного времени (при сохраняющейся по действующим нормативам нагрузке) вызвали снижение их удовлетворенности своей педагогической деятельностью вследствие неподготовленного перехода к обучению в онлайн-режиме и ухудшения качества учебного процесса.
Как показал практический опыт, бытовые условия трети преподавательского состава в условиях самоизоляции не могли обеспечить комфортное проведение занятий в «онлайн-формате» (ввиду ограниченной жилой площади, присутствия родственников, домашних животных и других факторов), что вело к появлению стрессовых состояний [9]. Данные состояния усиливали отсутствие этики поведения и культуры общения в интернет-пространстве, особенно в начале перехода на дистанционное обучение, что проявлялось, в частности, в поздних или ранних (по времени суток) сообщениях в мессенджерах со стороны обучающихся, проживающих в других часовых поясах, «появлении» на онлайн-занятиях в ненадлежащем виде, что в целом вело к снижению авторитета преподавателя.
Большие ограничения на проведение онлайн-занятий (по продолжительности и своему функционалу) накладывают свободно (бесплатно) распространяемые версии программ организации видеоконференций. Так, например, при использовании программы Zoom продолжительность одной сессии видеоконференции составляет порядка 45 минут. При проведении обучения в такой программе требуется неоднократно подключать обучающихся к текущей сессии, на что уходит до 20% времени, выделенного согласно учебному расписанию.
Уровень доходов подавляющего большинства населения РФ не может позволить себе покупку полнофункциональных коммерческих версий (лицензий) подобных программных средств, а вузы, особенно региональные, не имеют возможностей их приобретения в необходимом для организации дистанционного обучения количестве. Стоимость годовых лицензий отдельных полнофункциональных программных средств, например Zoom, составляет ориентировочно от 300 долларов США [10].
Отдельно следует выделить проблему эргономического обеспечения дистанционного обучения. Ее суть состоит в том, что современная молодежь в своем большинстве использует в быту смартфоны и планшетные компьютеры с относительно небольшой диагональю экрана. Применение таких устройств при участии в онлайн-занятиях (особенно с большим количеством участников) ведет к сильной зрительный и слуховой нагрузке, впоследствии негативно сказывающейся на здоровье.
В целом проведенный анализ опыта дистанционного обучения в РФ в 2020-2021гг. позволил выделить следующие проблемы:
-неравномерное развитие информационно-телекоммуникационных систем в различных регионах Российской Федерации;
-отсутствие устойчивой связи с глобальной вычислительной сетью Интернет даже в отдельных субъектах центральных районов РФ;
-ограниченный функционал бесплатно распространяемых программных средств организации видеоконференций;
-снижение качества восприятия материала в связи с нестабильной работой сети Интернет;
-необходимость кардинальной переработки учебно-методических комплексов для использования в онлайн-обучении;
-невозможность полноценного контакта с аудиторией и отсутствие обратной реакции (многие студенты испытывали недостаток эмоционального общения с группой);
-«скованность» жилищных условий, особенно в регионах, которая не позволяют преподавателям и обучающимся в полной мере сосредоточиться на изучаемом предмете;
-невозможность контроля преподавателем исполнения индивидуальных заданий (контрольных, курсовых, дипломных работ) обучаемых;
-увеличение нагрузки на профессорско-преподавательский состав, связанной с необходимостью переработки учебно-методических комплексов, пригодных для использования в дистанционном обучении;
-отсутствие этики и культуры общения по сети Интернет;
-нарушение санитарных требований при использовании смартфонов и планшетных компьютеров с малой диагональю экрана, ведущих к негативному влиянию на здоровье;
- увеличение коммунальных расходов, в частности платы за электроэнергию.
-невозможность приобретения дополнительных устройств и программных средств обеспечения дистанционного обучения для отдельных семей (многодетных и малоимущих)[11].
В своей массе перечисленные проблемы дистанционного обучения снизили качество подготовки студентов, вследствие чего в указанный период наблюдался их отток с очной на другие формы обучения (очно-заочная, заочная).
Отдельная группа проблем, оказывающих негативное влияние на развитие дистанционного обучения в современной России, связана с географическим фактором.
Большая протяженность территории, изолированность отдельных регионов, неравномерность их экономического и научно-технического развития, лингвистические и этнические различия не позволяют эффективно использовать существующие информационно-коммуникационные системы в сфере образования.
Такие проблемы свойственны большинству стран. Однако наиболее сильно они проявляются в многонациональных государствах с большими территориями, к которым относится и РФ [12].
Таким образом, несмотря на все плюсы онлайн-занятий, традиционные методы обучения должно оставаться в приоритете, т.к. они дают более глубокие знания. Поэтому переход на эффективное дистанционное обучение должен быть плавным, плановым (не «шоковым»), учитывающим экономические, социальные, этнические и религиозные особенности регионов.
Выводы. Несомненно, в связи со стремительным общемировым развитием цифровых технологий дистанционное обучение является одним из перспективных направлений образования. Особенно это касается обучающихся, которые имеют хотя бы небольшой опыт работы, столкнувшихся с реальными проблемами в своей профессиональной деятельности, но имеющих ограничения на очное, очно-заочное и заочное обучение в силу своей занятости.
Однако до 2020 г. такая форма проведения занятий не была предусмотрена большинством российских вузов вследствие отсутствия необходимой материально-технической базы и не находила широкой поддержки у профессорско-преподавательского состава. Сильное влияние на применение и развитие технологий дистанционного обучения оказала пандемия COVID-19, при которой переход на онлайн-образование стал вынужденной и оправданной мерой. Опыт такого обучения в РФ выявил множество технических, технологических, социально-экономических, культурно-этических проблем, которые необходимо решать только при условии государственной поддержки, опираясь на тщательно выработанную политику на основе продуманных нормативно-правовых актов и организационных решений.
Библиографическая ссылка
Шугаева О.В. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30871 (дата обращения: 14.10.2024).