Основными направлениями современного образования являются воспитание и эффективное образование молодого поколения, конкурентоспособного на рынке труда. Это верный способ стремления к созданию современного общества в XXI в. На сегодняшний день происходит переход на новые прогрессивные процессы, которые влияют на изменения учебной среды и формирование иного мышления даже в такой консервативной области, как образование.
Переход на дистанционные занятия путем применения электронных образовательных ресурсов с использованием информационно-коммуникационных технологий в связи с Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» [1] изменил традиционный формат обучения в спортивном зале и трансформировался в формат получения теоретических знаний сидя за компьютером (занятия дома). В России произошел глобальный переход сферы образования на полную или гибридную форму преподавания, представляющую собой возможность обучения дома на компьютере либо обучения частично на компьютере и частично в спортивном зале в вузе (так называемое гибридное обучение).
Сроки создания цифровой образовательной среды вроссийских образовательных организациях, повсеместное обеспечение школ Интернетом исоздание платформы длядистанционного обучения четко обозначены впаспорте Национального проекта «Образование». Сначала реализации проекта прошло чуть более 1 года (01.01.2019 г.), адомомента завершения, 31.12.2024 г., осталось менее 4лет. Однако сложившаяся ситуация заставила внести коррективы вэтипланы [2]. Общая сумма, которая будет потрачена на Национальный проект «Образование», составит 784,5 млрд руб.
В связи с введением карантина и необходимостью перехода на дистанционное обучение не все преподаватели вузов смогли эффективно и быстро перейти на новую форму проведения занятий. Проблемой преподавателей старше 50 лет явились их некомпетентность и безграмотность в сфере информационно-образовательной среды. Многие преподаватели не хотели смириться с мыслью о переходе на цифровой формат и позабыли слова К.Д. Ушинского: «Учитель остается учителем до тех пор, пока учится» [3]. Проблемой ведения занятий в дистанционном формате является то, что имеющиеся образовательные программы не адаптированы под ведение занятий в дистанционном формате. Поэтому при проведении онлайн-занятий преподавателям приходилось отклоняться от рабочей программы дисциплины по физической культуре и спорту и импровизировать.
Путем изучения сайтов вузов и анализа численного состава были получены неутешительные данные. Состав преподавателей в вузах на кафедрах физического воспитания представлен в основном ассистентами – 5%, преподавателями – 12%, старшими преподавателями – 68%, доцентами, имеющими ученую степень, – 15%. Процент штатных преподавателей с ученой степенью кандидата наук 65/35 покрывается в основном общим числом доцентов и профессоров с других кафедр из общего преподавательского состава вузов.
Наиболее эффективно и быстро перешли на новую систему дистанционного обучения Moodlе доценты, имеющие ученую степень.
В процессе организации учебного процесса вуз обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных (не обязательных для изучения при освоении образовательной программы) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей) в порядке, установленном локальным нормативным актом организации. Избранные обучающимся элективные дисциплины (модули) являются обязательными для освоения [4].
Актуальным является выявление особенностей и недостатков, связанных с преподаванием дисциплины «Физическая культура и спорт», а также элективных дисциплин. Основными проблемами представляются сокращение количества практических занятий, перевод 50% занятий и более на самостоятельную работу студентов, большое количество пропусков занятий обучающимися, а также переход на дистанционную форму преподавания. Как следствие этого, отмечается увеличение количества студентов, которые по медицинским показателям относятся к специальной медицинской группе, и т.д.
Проблемами, связанными с реализацией курсов на образовательном портале, занимались К.А. Сорокина и Е.М. Солодовник [5], а также Н.А. Воронов, С.В. Новожилова. Е.В. Игнатова, С.Н. Авдеева [6], Д.Е. Воронин, Г.И. Пасмуров, В.Н. Колясова, Р.В. Горбунов занимались разработкой электронных учебных курсов как современного инструмента преподавания физической культуры и спорта в вузе [7].
Цель исследования. Основной целью исследования явилось выявление особенностей преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» и элективных дисциплин в современных реалиях образования в вузе.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
– показать статистику соотношения студентов по медицинским показателям (основная, подготовительная, специальная медицинская группа и группа лечебной физической культуры), а также показать статистику распределения студентов по группам здоровья;
– изучить особенности формирования учебной нагрузки по основной образовательной программе в вузе, а также динамику снижения данной нагрузки;
– выявить основные проблемы в процессе перехода на дистанционную форму обучения.
Материал и методы исследования. Исследование проводилось на базе Казанского института (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)». В исследовании принимали участие 198 студентов-юристов, имеющих различные группы здоровья. Исследование проводилось с применением эмпирических методов: анкетирования, самооценки, статистической обработки данных, изучения и анализа литературы и других источников. Было обработано 198 анкет, заполненных студентами-юристами 3-го курса.
Результаты исследования и их обсуждение. ФГОС 3+++ вводит понятие элективных дисциплин, или дисциплин по выбору студента, на основе спортивной специализации. В Казанском институте (филиале) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» (сайт: kzn.rpa-mu.ru) дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата и специалитета в объеме не менее 72 академических часов (2 з. е.) для студентов очной формы обучения и элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов (в з. е. не переводятся).
С введением в образовательный процесс элективных дисциплин по физической культуре и спорту на дисциплину «Физическая культура и спорт» выделены часы в объеме 72 ч (базовая часть), занятия проводятся в 1-м семестре для студентов всех направлений подготовки (бакалавров) и в 3-м семестре – для студентов всех специальностей (специалистов), из них 18 ч – лекции, 18 ч – практические занятия и 36 ч – самостоятельная работа у студентов очной формы обучения; для студентов заочной формы обучения: 4 ч – лекции, 4 ч – практические занятия и 64 ч – самостоятельная работа.
Элективные дисциплины по очной форме обучения распределились в следующем порядке:
– бакалавр (практические занятия – 144 ч, самостоятельная работа – 184 ч);
– специалист (практические занятия – 162 ч, самостоятельная работа – 164 ч).
По заочной форме обучения:
– бакалавр (практические занятия – 8 ч, самостоятельная работа – 320 ч);
– специалист (практические занятия – 4 ч, самостоятельная работа – 324 ч).
Элективные дисциплины делятся на 3 модуля: Модуль 1 – Общая физическая подготовка, Модуль 2 – Легкая атлетика и Модуль 3 – Основы оздоровительной физической культуры. С учетом аудиторного фонда и инвентаря принято решение, что все занятия у студентов очной и заочной форм обучения проводятся по Модулю 1 по дисциплине «Физическая культура и спорт (элективные дисциплины) “Общая физическая подготовка”».
Из вышеизложенного следует, что количество часов, выделенных в учебном плане на практические занятия как на дисциплину «Физическая культура и спорт», так и на элективные курсы по физической культуре и спорту, по очной форме обучения сократились в 2 раза, тогда как на самостоятельную работу студентов приходится оставшаяся половина выделенных часов. Причем студенты-очники изучают дисциплину «Физическая культура и спорт (элективные дисциплины) “Общая физическая подготовка”» в течение 5 семестров.
Для студентов заочной формы обучения на самостоятельную работу по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» выделено в среднем 320–324 ч, предмет изучается у бакалавров в течение 2-го и 3-го семестров, у специалистов – лишь в 9-м семестре.
Самостоятельная работа студентов в вузах ничем не регламентируется, осталась без внимания руководства вуза и никак не оплачивается преподавателям.
Проблемой является то, что занятия по физической культуре и спорту проводятся 1 раз в неделю или 1 раз в 2 недели, а это отрицательно сказывается на здоровье студентов вуза.
Из проведенного анкетирования и на основании ежегодного планового медосмотра в студенческой поликлинике и выданных студентам справок выявилось (рис. 1), что среди 198 анкет всего 7,6% (15 человек) из общего числа опрашиваемых студентов занимаются самостоятельно в фитнес-залах, 10,6% (21 человек) – самостоятельно дома, 3% (6 человек) занимаются в различных спортивных секциях. Следовательно, 78,8% (156 человек) из числа опрашиваемых студентов нигде не занимаются, кроме проводимых по учебному плану занятий в спортивном зале вуза, либо ходят на ЛФК.
Рис. 1. Результаты анкетирования студентов, %
На основании анкетирования и выданных студентам справок также выявлено, что из 100% (198 человек) 76,3% (151 человек) отнесены к основной группе и могут заниматься по учебному плану в спортивном зале вуза. 17,9% (35 человек) имеют различные противопоказания к занятиям физической культурой и спортом (например, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания позвоночника, глаз, опорно-двигательного аппарата и т.д.), т.е. отнесены к специальной медицинской группе. 5,8% (12 человек) полностью освобождены от занятий физической культурой и спортом, т.е. занимаются в специализированных медицинских учреждениях в группе лечебной физической культуры под наблюдением специалиста, имеющего специальное медицинское образование (рис. 2).
Рис. 2. Состояние здоровья студентов по данным анкетирования, полученным в 2020–2021 учебном году, %
Следовательно, всего 21,2% студентов занимаются в фитнес-залах, самостоятельно дома либо в различных спортивных секциях вне вуза. Поэтому сокращение занятий по учебному плану в вузе на 50% в группах очного обучения приведет к увеличению заболеваемости среди студентов.
Рис. 3. Состояние здоровья студентов (самооценка), % [8, с. 14]
Данные представлены по результатам Общероссийского репрезентативного опроса 2000 человек в возрасте от 11 до 24 лет, проведенного Центром социологических исследований в декабре 2011 г. (рис. 3). Из приведенных на рисунке 3 данных самооценки видны средние значения состояния здоровья (юноши, девушки: отличное, практически не болели – 26%, хорошее, болели редко – 58,2%, удовлетворительное, но болели часто – 11%, имели хроническое заболевание, но группы инвалидности нет – 4,35%, имели группу инвалидности – 0,7%).
Из данных 2011 г., представленных на рисунке 4, отмечается следующая тенденция: в российских вузах не менее 83,7% студентов по состоянию здоровья вполне способны заниматься ФК в обычных основных группах, в том числе 25,3% обучающихся могли бы заниматься активным спортом. Тем не менее 16,3% студентов по состоянию здоровья могли заниматься только в оздоровительных группах, особенно те, кто имел хроническое заболевание, а именно 4,8% от общей численности студентов вузов.
Рис. 4. Структура студентов вузов России по критерию «состояние здоровья» (самооценка), % [8, с. 13]
Таким образом, тенденция изменений в процентном соотношении показала, что к моменту проведения исследования в 2020 г. по сравнению с 2011 г. на 4,9% снизилось количество студентов, которые по состоянию здоровья вполне способны заниматься физической культурой в основной группе, на 1,6% увеличилось количество студентов, которые по состоянию здоровья могут заниматься только в оздоровительных группах, и на 1% увеличилось количество студентов, имеющих хроническое заболевание.
Еще одной проблемой являются пропуски занятий студентами в учебное время. Первая причина отсутствия на занятиях – по причине болезни (имеется справка от врача), вторая причина – график работы совпал с расписанием занятий по дисциплине ФК и С (студенту нужно оплачивать за учебу при платном обучении). Главная задача преподавателя в данной ситуации – не отчислить студента из вуза, а дать ему возможность отработать занятия в удобное для обучающегося время в сложившейся ситуации (обратиться с заявлением в деканат и получить разрешение на свободный график посещения занятий с любой группой в свободное от работы время). Для решения этой проблемы нами разработан лист отработок занятий (рис. 5).
Рис. 5. Лист отработок занятий
Перед тем как выдать представленный выше документ, преподаватель подсчитывает количество пропусков занятий у студента, затем вписывает в лист должника количество часов (2 ч – 1 занятие), либо, если обучающимся представлен график свободного посещения, преподаватель вписывает общее количество часов, которые студент обязан отработать по учебному плану или на основании рабочей программы дисциплины. В процессе наблюдения нами выявлено, что благодаря листку отработок к концу семестра сократилось количество студентов-должников с пропусками занятий. Лояльное отношение преподавателя к обучающимся показало положительные результаты. Так, если в весеннем семестре общее количество студентов-должников к моменту сдачи зачета составляло 237 человек из 1535 студентов (15,4%), обучающихся в институте, то к осеннему семестру после введения листка отработок из 1535 студентов всех направлений подготовки 97 обучающихся (6,3%) не сдали зачет по причине отсутствия на занятиях. Следует также отметить, что решение ввести лист отработок занятий было принято ввиду высокого процента пропусков занятий, благодаря этому наблюдается хорошая динамика посещаемости занятий. В лист отработок преподаватель вносит записи (номер занятия, ФИО преподавателя, принявшего задолженность, количество час, подпись). На случай утери листка отработок студент также расписывается в журнале отработок, который находится в преподавательской и тоже является подтверждением, отработанного занятия.
Выводы
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
– количество часов, выделенных в учебном плане на практические занятия как на дисциплину «Физическая культура и спорт», так и на элективные курсы по физической культуре и спорту, при очной форме обучения сократилось в 2 раза;
– перевод 50% занятий на самостоятельную работу студента влечет за собой рост заболеваемости среди обучающихся, снижение успеваемости, отрицательно влияет на продолжительность жизни;
– учитывая современные реалии современного образования, необходимо адаптировать РПД с учетом возможного ведения занятий в дистанционном формате, учитывая, что студенты не имеют собственных спортивных площадок, инвентаря, который часто требуют преподаватели (гантелей, мячей, обручей, скакалок и т.д.) и возможности надлежащего медицинского наблюдения;
– в 2020 г. по сравнению с 2011 г. наблюдается снижение на 4,9% количества студентов, которые по состоянию здоровья способны заниматься физической культурой и спортом в основной группе, на 1,6% увеличилось количество студентов, которые по состоянию здоровья могут заниматься только в оздоровительных группах, и на 1% увеличилось количество студентов, имеющих хроническое заболевание (на основании выданных справок в студенческой поликлинике и отнесения обучающегося к 1-й, 2-й, 3-й или 4-й группе здоровья);
– введение в учебный процесс листа отработок и журнала учета отработанных занятий способствовало росту успеваемости студентов по дисциплине ФК и С и может применяться в работе преподавателями других вузов.
Библиографическая ссылка
Ибрагимов И.Ф., Салахиев Р.Р., Власова Т.С., Закирова Н.М., Сырова И.Н. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» И «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» (ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ)» В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30859 (дата обращения: 04.11.2024).