Реализация образовательного процесса с применением дистанционных технологий и электронного обучения остается актуальным вопросом в российской системе высшего образования. На активизацию действий по внедрению дистанционного образования повлияло вхождение России в Болонское соглашение в 2003 г., когда расширились возможности взаимодействия образовательных организаций России с другими странами. Нормативно существование образовательных программ, реализуемых в дистанционном формате, допускается Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в статье 16 которого сформулировано определение дистанционных образовательных технологий как технологий, используемых с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и преподавателей [1]. В течение длительного периода дистанционные технологии в стране массового развития не получали. Это объяснялось довольно большой инертностью образовательных систем в части организации образовательного процесса, определенной зависимостью образовательных организаций от существующих контрольно-оценочных практик, а также от проблем организационного и финансового характера.
Цель исследования – на основе анализа доступности и применения технологий дистанционного образования, практики внедрения данных технологий в вузе в условиях самоизоляции при распространении новой коронавирусной инфекции сформулировать рекомендации и предложения по обеспечению сбалансированности и непрерывности образовательного процесса в условиях неопределенности внешней среды.
Материал и методы исследования
Для достижения цели исследования и решения поставленных в нем задач использовались следующие материалы и методы исследования: анализ трудов и учебно-методических изданий, законодательных и нормативных документов по вопросам использования дистанционных технологий в образовании; системное изучение и сопоставление объектов исследования между собой; обобщение теоретического и практического опыта.
Результаты исследования и их обсуждение
Дальнейшее развитие цифровых технологий должно получить новый импульс через введение Национального проекта «Образование», Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 гг., приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», согласно которому предполагаются быстрое развитие как материального компьютерного парка и программных баз образовательных организаций, так и подготовка педагогического кадрового персонала на онлайн-курсах (в течение 2020 г. должны быть обучены не менее 6 млн учителей и преподавателей в целом по России [2]).
Пандемия новой коронавирусной инфекции, коснувшаяся и Российской Федерации, во многом предопределила вектор развития образовательных технологий. Необходимость развития дистанционного образования на северных территориях, на наш взгляд, особенно актуальна. Это связано, прежде всего, с территориальными, а опосредованно – и с климатическими, демографическими и национальными особенностями региона. Своеобразие путей развития дистанционного образования обусловлено тем, что в регионе в настоящее время 89% населенных пунктов относятся к категории «сельский населенный пункт», среднее расстояние между которыми составляет 173 км, а также низкой плотностью населения, составляющей 0,1 человека на 1 кв. км, отсутствием достаточных коммуникаций в районах (слабый сигнал Интернета, прерывание транспортной связи между населенными пунктами в период ледостава и распутицы, нередко длящихся до 5 месяцев); в Республике проживают граждане свыше 120 национальностей, различный менталитет которых формирует различный стереотип учебного поведения [3].
Нехватка подготовленных кадров, обеспечивающих доступ и имеющих компетенции для обучения применению дистанционных технологий, сложности организации и контроля учебных действий в условиях самоизоляции для сотрудников и обучающихся не только университетов, но и всей системы образования явились серьезными проблемами при организации дистанционного образования [4, 5].
В данной статье мы рассмотрим практические варианты решения вышеуказанных проблем.
Актуальность проблемы организации дистанционного образования наряду с вышеуказанными фактами определяется также и тем, что СВФУ является многопрофильным университетом, в котором реализуется более 400 основных профессиональных образовательных программ (далее – ОПОП), обучаются свыше 18 тыс. студентов из 42 субъектов Российской Федерации и 38 зарубежных стран [6]. Меняющиеся условия внешней среды, социальные, личные реалии требуют использования временных или постоянных режимов дистанционного образования для студентов.
С 17 марта 2020 г. СВФУ перешел на дистанционное обучение. Летняя сессия и государственная итоговая аттестация выпускников прошли в дистанционном формате, быстро и результативно актуализировалась и налаживалась электронная информационно-образовательная среда (далее – ЭИОС) СВФУ.
В соответствии с требованиями ФГОС ЭИОС СВФУ обеспечивает обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования доступом к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), программам практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), программах практик; проводит формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок за эти работы со стороны участников образовательного процесса; осуществляет фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной профессиональной образовательной программы; проводит все виды занятий, процедуры оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; обеспечивает взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет [7].
Требования ФГОС к ЭИОС для всех направлений подготовки, специальностей высшего образования сформулированы идентично, однако вузы по-разному подходят к содержанию и функционированию ЭИОС.
Авторизованные и неавторизованные пользователи имеют доступ к разделам ЭИОС СВФУ в соответствии с уровнем доступа. ЭИОС СВФУ представляет собой систему информационных систем, функционирующих как отдельно, так и интегрированно, и включает в себя такие составляющие, как:
– информационная система «Личные кабинеты сотрудников» – интегрирована со штатным расписанием вуза. На странице сотрудника в свободном доступе размещены следующие сведения: контактные данные, должность, образование, ученое звание и ученая степень, обязанности, биография, достижения и поощрения, сведения о повышении квалификации, научных интересах, участии в конференциях, стаж работы, публикации. При входе как авторизированный пользователь сотруднику предоставляется доступ к редактированию профиля, к системе отчетов, профилям студентов, публикации расписания, ко входу в электронную библиотеку СВФУ, аннотациям дисциплин, макетам программного комплекса по формированию ОПОП СВФУ;
– информационная система «Личный кабинет студента» СВФУ (студенческий портал СВФУ). Через личный кабинет обучающегося авторизованным пользователям обеспечена возможность: вести портфолио обучающегося, просматривать расписание занятий и сведения о преподавателях, читающих дисциплину, предоставляется доступ к результатам промежуточной аттестации, учебно-методической документации по своей основной профессиональной образовательной программе, прохождению анкетирования, к использованию сервисов Научной библиотеки СВФУ, системы электронного дистанционного обучения Moodle, к получению анонимной психологической помощи, к подаче заявления на повышенную государственную академическую стипендию, записи на общеуниверситетские факультативы, к просмотру новостей своего учебного подразделения и др.;
– информационная система «Управление ОПОП» – создана для формирования взаимосвязей и сопроводительных материалов для основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования;
– информационная система «Управление студенческим составом» – используется для учета движения студентов, формирования статистической отчетности;
– информационная система «Анкетирование СВФУ» – используется для проведения любого типа анкетирования, как персонализированного, так и анонимного;
– информационная система «Электронное расписание» – отображается в личном кабинете студента и личном кабинете сотрудника, а также на сайте СВФУ. При входе авторизированные пользователи могут видеть списочный состав группы, а студент – контактную информацию о преподавателе;
– информационная система «Факультативы» – организует запись на общеуниверситетские факультативы;
– информационная система «Электронные ведомости» – используется для учета результатов промежуточной аттестации, формирования стипендиальных протоколов с целью назначения государственной академической стипендии обучающимся, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, для назначения повышенной государственной академической стипендии (в части учета результатов балльно-рейтинговой системы);
– информационная система «Наукометрия» – предназначена для учета результатов научно-исследовательской деятельности, назначения повышенной государственной академической стипендии за достижения в научно-исследовательской деятельности;
– информационная система «Учебные планы» – используется для формирования взаимосвязей между системами «Электронные ведомости», «Электронное расписание», для учета результатов освоения образовательной программы, непосредственно отображается в личном кабинете студента;
– система электронного дистанционного обучения Moodle – применяется для организации и проведения всех видов занятий с использованием электронного обучения и дистанционных технологий, содержит учебно-методический материал по курсам дисциплин, позволяет проводить контроль успеваемости студентов;
– электронная библиотека СВФУ – предоставляет доступ к электронно-информационным системам библиотеки;
– подсистема «Прием заявлений на повышенную стипендию» – служит для подачи документов на повышенную государственную академическую стипендию по 5 направлениям деятельности, используется локальными комиссиями для обработки поданных заявлений и назначении стипендии;
– также работают подсистемы «Новости учебных подразделений СВФУ», информационная система проживания в общежитиях «EHostel», поддерживающая процессы заселения в общежития; информационная система «Мониторинг трудоустройства выпускников» помогает вести учет трудоустройства выпускников, формировать отчетные материалы; «Сервис психологической помощи» позволяет обучающимся получить анонимную психологическую помощь.
Основной системой для проведения дистанционного обучения, в том числе проведения промежуточной аттестации, является система электронного и дистанционного обучения Moodle (далее – СЭДО Moodle). Именно в СЭДО Moodle преподаватели размещают материалы дисциплин для обучающихся, проводят текущий контроль успеваемости. В СВФУ действует балльно-рейтинговая система, согласно которой обучающиеся набирают баллы, выполняя задания в течение семестра. Если обучающийся своевременно и качественно выполнял все задания преподавателя, то по итогам семестра набранная сумма баллов позволит ему претендовать на сдачу экзамена автоматом, если по этой дисциплине такая возможность предусмотрена.
В условиях дистанционной работы весной 2020 г. после проведения промежуточной аттестации в дистанционном формате прошли заседания стипендиальных комиссий по назначению государственной академической стипендии студентам и государственной стипендии аспирантам и ординаторам, обучающимся по очной форме обучения, за счет средств бюджетного ассигнования федерального бюджета. Оформление приказов по назначению стипендий, по движению студентов и выдаче дипломов об образовании производилось посредством системы электронного документооборота Directum.
В связи с возникающими проблемами, связанными с организацией дистанционного образования, оформлялись индивидуальные графики сдачи сессии и индивидуальные учебные планы. Для сдачи летней сессии 2019–2020 учебного года в СВФУ были оформлены индивидуальные графики сдачи сессии 837 обучающимся. В 2020–2021 учебном году по индивидуальному графику обучаются 118 иностранных студентов. Для сдачи зимней сессии 2020–2021 учебного года на сегодняшний день 111 обучающихся оформили индивидуальные графики сессий, из них иностранных студентов – 93.
Для обеспечения государственной итоговой аттестации выпускников СВФУ был утвержден «Порядок организации и проведения государственной итоговой аттестации с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в 2020 году». Для информационно-методического обеспечения проведения государственной итоговой аттестации в 2020 г. в СВФУ разработана информационная система модуль «Государственная итоговая аттестация». Доступ к модулю «Государственная итоговая аттестация» предоставляется через личный кабинет сотрудника руководителям учебных подразделений, заместителям руководителя учебного подразделения по учебной работе, заведующим выпускающих кафедр, секретарям государственных экзаменационных комиссий (далее – ГЭК), ответственным за техническое сопровождение заседаний ГЭК, проректору по образовательной деятельности, сотрудникам Департамента по обеспечению качества образования (далее – ДОКО).
В модуль «Государственная итоговая аттестация» включены все образовательные программы, реализуемые в СВФУ, по которым период обучения завершается в 2020 г. и в начале 2021 г., с указанием контингента выпускников по формам обучения, наименования групп, расписания проведения ГЭК, ФИО и контактных данных секретаря ГЭК и ответственного за техническое сопровождение заседаний ГЭК. Модуль содержит документы, разделенные на 4 блока: «Документы Государственного экзамена (ГЭ)», «Документы защиты ВКР», «Общие документы ГИА», «Нормативные и локальные документы для проведения ГИА». Документы, содержащиеся в блоках, подобраны с учетом уровня образования, соответствующих основных профессиональных образовательных программ.
Департаментом по обеспечению качества образования совместно с учебными подразделениями еженедельно осуществляется мониторинг проведения занятий. Отделом мониторинга качества образования ДОКО систематически проводились опросы обучающихся об удовлетворенности дистанционным обучением. С 7 по 9 апреля 2020 г. студенты очной формы обучения прошли опрос в системе онлайн-анкетирования через свои личные кабинеты. В целом обучающиеся отметили доступность образовательного материала в ЭИОС СВФУ. По итогам опроса студенты выразили желание обучаться дальше в смешанном формате. Повторное анкетирование прошло с 6 по 16 ноября 2020 г. В целом опрос дал те же результаты, но в этот раз студенты выразили желание обучаться в традиционном формате, поскольку устали находиться в режиме самоизоляции.
2020 г. для СВФУ стал годом подготовки к государственной аккредитации вуза. Подготовка к данной процедуре началась в 2019 г. В связи с изменениями в нормативных документах, сопровождающих процедуру государственной аккредитации, с раздробленностью направленностей / профилей подготовки по учебным подразделениям университета в начале 2020 г. в работу был введен модуль «Государственная аккредитация», позволяющий работать удаленно на сервере университета одновременно практически каждому сотруднику университета. Данная разработка очень сильно помогла в организационных вопросах при подготовке вуза к аккредитационной экспертизе, особенно в условиях того, что с 17 марта 2020 г. все работники университета, включая профессорско-преподавательский состав, работают в условиях дистанционной организации труда. Всего подготовлены материалы по 680 ОПОП СПО И ВО из 118 УГСН. В данном модуле, разработанном с применением облачных технологий, размещено более 23 тыс. папок, в которых структурированы более 200 тыс. файлов.
Таким образом, в достаточно короткий период времени нами приобретен бесценный опыт формирования цифровой среды, в которой в разных форматах (традиционном, дистанционном, смешанном) может быть организован образовательный процесс:
1) создан прецедент полного погружения в проблему организации образовательного процесса в онлайн-формате;
2) обеспечено проведение государственных итоговых аттестаций, промежуточных аттестаций, проведение занятий в формате видеоконференций согласно учебному расписанию.
Вынужденный период самоизоляции, учебная деятельность в дистанционном режиме позволили акцентировать внимание на социальной и психологической составляющей, особенно студентов педагогических и медицинских направлений подготовки, на формировании компетенций адекватной и самостоятельной реакции на возникающие педагогические ситуации. Любые инициативы студентов по добровольной волонтерской помощи населению поддерживались, при возможности корректировались преподавателями в рамках образовательного процесса и зачитывались как выполненная учебная практика. В целом 136 студентов Педагогического института СВФУ прошли педагогическую практику в ходе добровольной волонтерской деятельности.
Возникшая образовательная ситуация, вызванная коронавирусной инфекцией и связанным с ней продолжительным режимом самоизоляции, активизировала участие преподавателей и магистрантов в многочисленных вебинарах и курсах повышения квалификации, посвященных организации дистанционного обучения, методическому и дидактическому сопровождению образовательного процесса в онлайн-режиме.
Заключение
В целом, проведен большой объем работы по формированию учебно-методического материала, коррекции учебной документации, обеспечению завершения учебного года.
Полученный широкий практический опыт внедрения дистанционных технологий обучения в образовательный процесс в целом показал готовность университета к обеспечению сбалансированности и непрерывности образовательного процесса в условиях неопределенности внешней среды. Видятся необходимыми перенастройка и актуализация систем ЭИОС в целях обеспечения индивидуальных образовательных траекторий, развития цифровой академической мобильности обучающихся для участия в образовательных курсах и программах ведущих отечественных и зарубежных университетов, создания собственных онлайн-курсов в целях развития входящей цифровой мобильности. Также мы считаем, что требуют осмысления вопросы введения коррекций в содержание федеральных государственных образовательных стандартов, связанных с реализацией образовательных программ в дистанционном режиме, организацией повышения квалификации преподавателей. Необходима работа по возможной автоматизации проектирования, реализации образовательных программ, проводимых контрольно-надзорных мероприятий.
Библиографическая ссылка
Алексеева Т.Е., Третьякова Т.В., Богушевич И.П. ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ОСНОВА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30841 (дата обращения: 15.09.2024).