Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Полынская И.Н. 1 Щуринова Т.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»
В статье рассматривается методика обучения рисованию животных и птиц на уроках рисования младших школьников. Цель статьи состоит в разработке наиболее эффективных методов, приемов и способов обучения младших школьников изображению животных и птиц на уроках изобразительного искусства. Задачи: рассмотреть специфику работы с детьми младшего школьного возраста, приёмы и методы обучения рисованию животных и птиц; разработать систему оценки результатов по освоению умений и навыков изображения животных у школьников начальных классов; разработать методические рекомендации, способствующие эффективному обучению изображения животных и птиц учащихся начальных классов на занятиях по рисованию. Определена система оценки результатов исследования работ учеников, в которую вошли следующие параметры: анатомические особенности и пропорции животных и птиц; динамика и выразительность в изображении животных (птиц); эмоционально-художественная трактовка животного (птицы), (оригинальность); детализация и характерные особенности животных (птиц). Представленная система оценки содержит необходимые и достаточные показатели, которые помогают определить характерные ошибки в процессе рисования животных и птиц у младших школьников. Мониторинг работ учащихся позволяет обстоятельно провести анализ поставленной проблемы и сделать выводы по всем этапам педагогического исследования (констатирующий, преобразующий этапы). Гипотеза строилась на предположении, что умения в изображении животных и птиц младшими школьниками будут более правильными и грамотными при соблюдении условий правильно организованной планомерной работы, методических указаний, советов, программного обеспечения. Применялись следующие методы: объяснительно-наглядный, репродуктивный, проблемного обучения.
рисование
изображение
анималистический жанр
животные
птицы
методы
приемы
способы
младшие школьники
изобразительное искусство
обучение
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции от 11.12.2020 г.). Ст. 1,п.7. Ст.1,п.9.
2. Цибинога Е.Г. Развитие творческих способностей учащихся на занятиях декоративно-прикладным искусством // Научные труды магистрантов и аспирантов: сборник статей конференции. Нижневартовск, 2019. С. 195-198.
3. Писаренко С.А. Методические особенности организации наглядного показа на занятиях по рисунку и живописи // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2019. № 5. С. 79-84.
4. Горюнова С.В. Словесное описание как педагогический метод обучения образному решению портрета учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства // Актуальные вопросы развития науки и образования на современном этапе: опыт, традиции, инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2020. С. 62-68.
5. Сезенина Н.В. Формирование композиционных умений у младших школьников при иллюстрировании сказок на уроках изобразительного искусства // XXII Всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: материалы конференции / Научный редактор: Д.А. Погонышев. 2020. С. 322-325.
6. Гришанина В.Р. Педагогическое рисование - эффективное средство наглядного обучения // Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 61-69.
7. Полынская И.Н. Формирование композиционных умений у младших школьников на уроках изобразительного искусства при иллюстрировании сказок народов крайнего севера // European Social Science Journal. 2018. № 11. С. 278-285.
8. Полынская И.Н., Цибинога Е.Г. Методика обучения учащихся начальных классов изображению узоров // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28805 (дата обращения: 27.04.2021).
9. Юшкова А.Д., Овсянникова О.А. Развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства // E-Scio. 2020. № 6 (45). С. 417-426.
10. Нагоричная М.Р. Проектирование образовательного процесса по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей конференции / Отв. редактор Д.А. Погонышев. 2019. С. 233-236.

Во ФГОС НОО указывается «ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [1, п.7].

Анализ учебных программ «Изобразительное искусство. 1-9 классы» (авторы: В.С. Кузин, Е.В. Шорохов, Э.И. Кубышкина и др.), «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» (авторы: Б.М. Неменский, Н.А. Горяева и др.), «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» (авторы: Е.В. Алексеенко, С.И. Ботова, Г.А. Величкина и др.), «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (авторы: Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, В.И. Колякина и др.) позволяет отметить содержательную сторону учебной дисциплины и обеспечивает системность освоения содержания образования по предмету «Изобразительное искусство». На уроках изобразительного искусства педагоги учат школьников различным видам художественной работы на разнообразные темы. Школьники учатся изображать бытовые предметы и объекты природы с натуры, по памяти, представлению, воображению, декоративному и сюжетно-тематическому рисованию. На занятиях рисованием для младших школьников предусмотрены различные темы для изображения: дом, семья, школа, родной город, природа, праздники, иллюстрирование сказок и литературных произведений и т.д. «Учебная трудовая деятельность в общеобразовательной школе рассматривается как средство познания окружающего мира и осознания роли учащегося в нем как преобразователя» [2, с. 198].

Во всех учебных программах по изобразительному искусству, так или иначе, предусмотрено обучение школьников изображению животных и птиц. Изображение животных и птиц всегда было излюбленной темой детей. В своем творческом самовыражении младшие школьники с удовольствием и особым увлечением рисуют различных животных, птиц, морских обитателей, насекомых, пресмыкающихся. Преподавание анималистики на уроках изобразительного искусства младших школьников имеет специфические сложности. Здесь важную роль играет преимущество наглядного показа учителем изображения животных и птиц. «Преимуществом наглядного показа по сравнению с другими видами наглядности является то, что учащийся видит не только конечный результат, но и процесс выполнения изображения» [3, с. 80]. При верном подходе педагога дети в этом возрасте развивают наблюдательность, внимание, а это требует усердной сосредоточенности в рисовании и новых умений. Учителю изобразительного искусства очень важно научить детей изображать животных и птиц, поскольку это способствует формированию творческих способностей, фантазии, воображения детей, развивает их художественный вкус, воспитывает у них любовь к окружающему миру, природе и желание оберегать их. Процесс обучения анималистическому жанру длительный и трудоемкий, требующий процесса по осуществлению развития знаний детей о животных и обучению практическим умениям изображать животных и птиц. «Посредством изображения дети учатся передавать не только внешние, визуальные черты того или иного объекта, явления, события, но и раскрывать их сущность через призму собственного восприятия действительности, формируя художественный образ» [4, с. 62].

Важнейший вклад в методику обучения изобразительному искусству внесли такие ученые, как Кузин В.С., Шорохов Е.В., Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Чистяков П.П., Кардовский Д.Н., Неменский Б.М., Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др.

Среди замечательной плеяды отечественных художников-анималистов можно отметить работы Е.И. Чарушина, В.И. Курдова, В.А. Ватагина, А.С. Степанова, Е.М. Рачева, А.М. Лаптева и др. Зарубежные художники, работающие в этом жанре: Д. Одюбон, А. Эберле, З. Буриан, Д. Стаббс, Д. Адамсон, Ж. Жетом, Л. Уэйн, Э. Сетон и др.

Цель исследования. Успешный результат обучения зависит от содержания и методов обучения. Результативность во многом зависит от того, какие приемы, способы, методы применяет учитель, чтобы предоставить детям необходимое содержание, выработать у них определенные знания, умения и навыки в рисовании. Такие формы работы, как наблюдение, беседы, анализ рисунков художников-анималистов, в работах которых изображены животные и птицы, способствуют формированию конкретных знаний о строении анатомических особенностях животных, внешнем виде, характерных повадках, динамике движения. Литературные произведения о животных, наблюдения во время прогулок, экскурсий дают обширный материал для изучения и изображения домашних и диких животных, их особенностей. «Для обучения учащихся начальных классов необходимо использование педагогических рисунков, выполненных учителем, как на формате, так и на классной доске непосредственно на уроке, схем по композиционному расположению на листе бумаги, составлению правильных пропорций, правил перспективы и др., иллюстративного материала» [5, с. 324].

Поскольку главная цель художественного образования и эстетического воспитания школьников - формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием, обучение основам изобразительной грамоты, отсюда вытекает и цель статьи, которая заключается в разработке и экспериментальной проверке способов обучения изображению животных и птиц на уроках рисования младших школьников как основы обучения реалистическому рисунку.

Задачи:

- проанализировать научные источники по психологии, педагогике, изобразительному искусству;

- провести анализ образовательных программ и методических источников по обучению младших школьников рисованию животных и птиц в начальных классах.

- рассмотреть специфику работы с детьми младшего школьного возраста, приёмы и методы обучения рисованию животных и птиц;

- разработать систему оценки результатов по освоению умений и навыков изображения животных у школьников начальных классов;

- разработать методические рекомендации, способствующие эффективному обучению изображения животных и птиц учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства.

Материал и методы исследования

Для успешного обучения необходимо:

- установление четкой, правильно сформулированной цели исследования;

- отбор объективной информации, требующейся для проведения исследования;

- разработка этапов наблюдения и формы фиксации наблюдаемых фактов;

- учет возможных ошибок учащихся в процессе изображения животных и птиц. Выработать стратегию по их предотвращению;

- анализ работ учащихся всех этапов эксперимента, математическая обработка полученных сведений.

Итак, чтобы определить уровень практических умений младших школьников изображения животных на занятиях по рисованию, была разработана система оценки результатов по освоению умений и навыков изображения животных. Данная система оценки результатов позволяет определить умения учащихся в изображении животных и птиц, а также провести анализ поднимаемой проблематики и сделать заключения по констатирующему и преобразующему этапам педагогического исследования.

Таблица 1

Система оценки результатов по освоению умений и навыков младших школьников в изображении животных

Показатели

 

Степень усвоения

Низкая

Средняя

Высокая

1. Анатомические особенности и пропорции животных и птиц

Нарушение в передаче основных пропорций, пластики фигуры, конструкции, анатомических особенностей животного (птицы).

Погрешности с пропорциями головы, туловища, конечностей, хвоста и т.д. животного (птицы)

Фигура животного (птицы) близка к реалистичности ее изображения, но имеются незначительные погрешности в передаче основных пропорций, пластики, анатомических особенностей строения животного или птицы

 

Реалистично изображено животное (птица). Правильно передана поза, движение, особенности анатомической пластики, основные пропорции, конструкция животного (птицы) в различных ракурсах

2. Динамика и выразительность в изображении животных (птиц)

Изображение животного (птицы) статично, динамика отсутствует. Выразительность изобразительного объекта не передана, изображение стереотипное, скучное, тривиальное

Присутствует слабовыраженная динамика животного (птицы). Выразительность передана частично или фрагментарно

Рисунок животных и птиц передает динамику, характерные позы и повадки. Передан замысел рисунка, присутствует эмоциональность, создан выразительный образ. Четко и определенно изображено сложное движение животного (птицы)

3. Эмоционально-художественная трактовка животного (птицы), (оригинальность)

Изображение шаблонное, не выразительное, новизна и оригинальность в художественно-эмоциональном изображении отсутствуют

Изображение с намеком на эмоционально-художественную передачу животного (птицы), присутствует элемент новизны и оригинальности

Имеется художественность, образность, глубина и степень раскрытия замысла, эмоциональная трактовка изображаемого объекта, оригинальность и новизна

4. Детализация и характерные особенности животных (птиц)

Минимальная детализация, отсутствуют характерные особенности животных (птиц)

Детали и характерные особенности животных (птиц) присутствуют частично

Переданы особенности животного (птицы) через характерные детали: (морда, голова, лапы, хвост, крылья, клюв, оперение, шерстяной покров и т.д.)

Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе эксперимента (констатирующий) были задействованы ученики 1-4 классов МБОУ «Средняя школа № 28» города Нижневартовска. Для решения поставленных задач обоснована система оценки результатов по освоению школьниками умений изображать животных и птиц на уроках изобразительного искусства.

На данном этапе эксперимента для каждого отдельного класса предлагалось изобразить животное (птицу) по памяти. При анализе работ школьников констатирующего эксперимента были выявлены типичные проблемы в обучении, заключающиеся в отсутствии умений грамотно изображать животных, птиц, самостоятельно осуществлять решение образов животных, динамику и выразительность изображения животных и птиц, формировать композиционный замысел, проявлять творческую индивидуальность и т.п. Данные результаты показаны в таблице 2.

Таблица 2

Анализ рисунков учеников 1-4 классов в процессе изображения животных (птиц) констатирующего этапа эксперимента, %

 

Показатели

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Степень усвоения, %

НСУ

ССУ

ВСУ

НСУ

ССУ

ВСУ

НСУ

ССУ

ВСУ

НСУ

ССУ

ВСУ

1. Анатомические особенности и пропорции животных и птиц

53

44

3

51

47

2

49

47

4

49

46

5

2. Динамика и выразительность в изображении животных (птиц)

69

31

0

65

34

1

64

35

1

62

37

1

3. Эмоционально-художественная трактовка животного (птицы), оригинальность

50

45

5

48

48

4

45

51

4

42

53

5

4. Детализация и характерные особенности животных (птиц)

68

32

0

65

34

1

59

37

4

51

44

5

НСУ – низкая степень усвоения; ССУ – средняя степень усвоения; ВСУ – высокая степень усвоения.

Итог первого этапа педагогического исследования подтверждает наше предположение, что преобладающие сложности при изображении животных и птиц возникают из-за незнания анатомических особенностей и пропорций животных и птиц, неумений передавать динамику и выразительность в изображении животных, эмоционально-художественной трактовки (оригинальности), ограниченных знаний о животных и птицах в целом.

Данные таблицы 2 демонстрируют, что по показателю № 1 «Анатомические особенности и пропорции животных и птиц» в 1 классе низкая степень усвоения составила 53%, средняя – 44%, высокая степень усвоения – 3%. Во 2 классе этот же показатель не радует: низкая степень усвоения составила 51%, средняя степень усвоения – 47%, высокая – всего 2%. В 3 классе низкая степень составила 49%, средняя – 47%, высокая – 4%. В 4 классе показатели не намного изменились: низкая степень усвоения – 49%, средняя – 46%, высокая – 5%. Низкий уровень умений изображать животных и птиц можно наблюдать и по другим показателям: «Динамика и выразительность в изображении животных (птиц)»; «Эмоционально-художественная трактовка животного (птицы), оригинальность»; «Детализация и характерные особенности животных (птиц)».

Преобразующий этап эксперимента представлял собой логически взаимосвязанные интеграционные этапы и объединен узловыми моментами содержания обучения рисованию учащихся младших классов. И начинался с освоения основных знаний о мире животных и птиц. Учитель проводил беседы о животных и птицах, демонстрировал работы художников-анималистов, зачитывал рассказы, стихи, басни, сказки о животных и птицах, показывал презентации и фрагменты документальных и художественных фильмов, предлагал детям проследить повадки домашних и диких животных в зоопарке, цирке, в школьных живых уголках, зоомагазинах и т.д. «Это способствует организации внимания школьников, создает благоприятные условия для быстрого восприятия и продуктивного усвоения учебного материала» [6, с. 64].

Следующий, более сложный этап - обучение школьников изображению анатомических особенностей и пропорций животных и птиц, динамики и выразительности, оригинальности и характерных деталей животных и птиц. Большое внимание уделялось изучению и изображению пластики, поз, движения, повадок, строения животного, особенностей его внешнего вида. «В процессе обучения учащихся начальных классов необходимо использование педагогических рисунков, выполненных учителем на уроке, как на формате бумаги, так и на классной доске непосредственно» [7, с. 283].

В таблице 3 представлено программное обеспечение, направленное на обучение школьников младших классов изображению животных и птиц, включающее приемы, способы, средства обучения, а также все виды уроков обучения изобразительному искусству, а именно - рисование с натуры, по памяти, представлению, тематическое и декоративное рисование, которое применялась на преобразующем этапе эксперимента.

Таблица 3

Программное обеспечение, направленное на обучение школьников младших классов изображению животных и птиц преобразующего этапа педагогического эксперимента

Тема

Содержание

Материалы

1 класс

1

«Мышка-Норушка»

Нарисовать графитным карандашом мышь

Формат А4, карандаш

2

«Карамельный петушок»

Изобразить петушка

Лист формата А4, акварель, кисти

3

«Снегири на веточке»

Нарисовать снегирей на зимней заснеженной ветке

Лист формата А4, цветные мелки

4

«Ежик по лесу гулял и грибов насобирал»

Нарисовать ежа цветными карандашами

Формат А4, цветные карандаши

2 класс

5

«Подводный мир»

Рассматривание иллюстраций с обитателями морской фауны. Изобразить морских обитателей

Лист формата А4, гуашь/ акварель, кисти

6

«Сказочное животное»

Рассматривание произведений художников-анималистов. Изображение животного из сказочного мира

Лист формата А4, гуашь, кисти

7

«У Лукоморья»

Рисование по воображению. Самостоятельный выбор мотива из сказки, его воплощение на бумагу

Лист формата А4, гуашь, кисти

8

«Птицы Севера»

Ознакомление с разнообразием мира птиц Крайнего Севера. Передать образ совы

Лист формата А4, гуашь, кисти

3 класс

9

«Птичье гнездо»

Изобразить птичье гнездо с птенцами и птицами

Лист формата А4, гуашь, кисти

10

«Кошачья радость»

Изобразить кота в игривой динамичной позе

Лист бумаги А4, цветные карандаши, акварельные мелки

11

«Зайцы дедушки Мазая»

Проиллюстрировать сказку Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Изобразить зайца или группу зайцев

Лист формата А4, гуашь, кисти

12

«Животные Севера»

Ознакомление с разнообразием животного мира Крайнего Севера. Передать образ медведя

Лист формата А4, гуашь, кисти

4 класс

13

«Обитатели Терема»

Проиллюстрировать сказку «Теремок», изобразив животных, проживающих в тереме

Лист формата А4, гуашь, кисти

14

«Мишка-Топтыжка»

Нарисовать медведя в лесу

Лист формата А4, акварель, кисти

15

«Мой любимый домашний питомец»

Изобразить животное, соблюдая основные правила и законы строения фигуры животного

Лист формата А4, гуашь, кисти

16

«Званый обед»

Проиллюстрировать сказку «Лиса и Журавль». Изобразить сцену трапезы лисы и журавля

Лист формата А4, гуашь, кисти

Разработанное программное обеспечение, направленное на обучение школьников младших классов изображению животных и птиц преобразующего этапа педагогического эксперимента, включает цели и задачи изобразительной деятельности, особенности работы педагога с учениками, способы и приемы обучения. Достижение успешных результатов в обучении изобразительному искусству зависит от содержания, выбранных педагогом методов преподавания, индивидуальных указаний учителя. «При этом указания учителя должны быть возможно более конкретными» [8].

На преобразующем этапе эксперимента применялись обоснованные методы: объяснительно-наглядный, репродуктивный, проблемного обучения, где акцентировалось внимание школьников на и доскональное объяснение, и практический показ педагогом приемов и способов ведения работы над изображением животного, птицы. «Задача учителя организовать эмоциональный настрой на благоприятную и продуктивную работу» [9].

Представленные методические разработки и программное обеспечение прошли апробацию с учащимися 1-4 классов. В процессе преобразующего этапа эксперимента уровень умений изображать животных и птиц с каждым видом заданий постепенно повышался.

Далее представляем сравнительный анализ результатов преобразующего этапа педагогического эксперимента.

Таблица 4

Анализ рисунков учеников 1-4 классов в процессе изображения животных (птиц) констатирующего этапа эксперимента, %

 

Показатели

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Степень усвоения, %

НСУ

ССУ

ВСУ

НСУ

ССУ

ВСУ

НСУ

ССУ

ВСУ

НСУ

ССУ

ВСУ

1. Анатомические особенности и пропорции животных и птиц

40

52

8

38

54

8

37

53

10

34

56

10

2. Динамика и выразительность в изображении животных (птиц)

60

38

2

58

38

4

55

41

4

53

41

6

3. Эмоционально-художественная трактовка животного (птицы), оригинальность

43

48

9

40

51

9

37

52

11

31

55

14

4. Детализация и характерные особенности животных (птиц)

60

37

3

58

38

4

50

53

7

47

44

9

НСУ – низкая степень усвоения; ССУ – средняя степень усвоения; ВСУ – высокая степень усвоения.

При анализе итогов экспериментального обучения (табл. 4) впечатляют результаты по всем параметрам во всех возрастных категориях от 1 до 4 класса. Можно заметить, что на констатирующем этапе эксперимента в 1 классе у первого показателя «Анатомические особенности и пропорции животных и птиц» низкая степень усвоения составила 40%, тогда как на формирующем она была 53%, средняя степень усвоения составила 52%, высокая выросла на 5% и составила 8%, на констатирующем этапе эта же степень составила всего 3%.

Во 2 классе по данному показателю также можно проследить положительную динамику. Например, низкая степень усвоения составила 38%, средняя – 54%, высокая степень составила 8%, что на 6% больше констатирующего этапа эксперимента.

В 3 классе низкая степень усвоения составила 37%, что на 12% ниже констатирующего этапа, средняя – 53%, высокая – 10%. Такая результативность показателей нас радует.

В 4 классе также наблюдается положительная динамика: низкая степень усвоения показателя «Анатомические особенности и пропорции животных и птиц» составила 34%, средняя – 56%, высокая – 10% и выросла по сравнению с констатирующим этапом на 5%.

Динамику роста показателей можно проследить по всем классам: с 1-го по 4-й.

Выводы. В процессе педагогического эксперимента была решена проблема эффективной методики обучения рисованию животных и птиц на уроках рисования младших школьников. Поставленные задачи были решены, научно обоснована и экспериментально проверена универсальная и эффективная методика обучения учащихся начальных классов рисованию животных и птиц, содействовавшая успешному и плодотворному усвоению знаний о мире животных и птиц, умению их рисовать и передавать основные характерные анатомические особенности и выразительность. «Таким образом, обучающиеся приобретают практические умения и навыки в области художественного творчества» [10, с. 234].

Для достижения качественного эффекта обучения учителю важно применять приемы, способы и методы обучения, дающие наилучшие результаты. А также использовать продуктивные методы работы с обучающимися, выбирать принципы, способы, приемы и педагогические технологии, дающие положительный результат в обучении.


Библиографическая ссылка

Полынская И.Н., Щуринова Т.В. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30833 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674