Русский язык является не просто средством коммуникации, но и средством национального общения, выполняет большую и важную образовательную, развивающую и воспитательную функции. В настоящее время, когда далеко не все нерусские учащиеся владеют русским языком в такой мере, чтобы иметь возможность прочитать на русском языке и понять многие шедевры русской классической литературы, особенно большие по объему, на одно из первых мест выдвигаются литературно-художественные произведения в языковом отношении путём примеров из истории, через уроки-беседы, через сопоставления образов литературных героев.
В условиях национальной школы зачастую приходится сталкиваться с эмоциональной невосприимчивостью учащихся к русскому языку и литературно-художественному произведению. Причина этого заключается прежде всего в языковой сложности предлагаемого для изучения. Русский язык, текст, в котором непонятно большинство слов, не может быть эмоционально воспринят при работе, беседе, чтении и т.д. Даже в условиях изучения русского языка и русской литературы в русской школе учащиеся не всегда достаточно подготовлены к глубокому восприятию и постижению русского художественного слова. В национальной школе из-за недостаточности свободного владения учащимися русским языком эти сложности усугубляются. При изучении русского языка и литературы во взаимосвязи с другими учебными дисциплинами на основе проектной технологии, с родной литературой, историей, биологией, музыкой, географией и т.д., у нерусских учащихся расширяется духовный, нравственный, эстетический опыт, развивается способность грамотно излагать свою устную и письменную речь, формируются мировоззрения, убеждения, активная жизненная позиция.
Необходимость проектной технологии при организации межпредметных связей - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем её вырабатывает.
Цель исследования – обосновать и апробировать на практике эффективность применения метода проекта при организации межпредметных связей на уроке русского языка.
Материал и методы исследования
· Теоретический: анализ литературы по педагогике, психологии и методике преподавания русского языка.
· Экспериментально-теоретический: педагогический эксперимент по специально разработанной программе.
· Эмпирические: наблюдение, сравнение, беседа.
Методической базой в проведении исследовательской работы послужили труды таких авторов, как Е.С. Полат, Дж. Дьюи, Т. Блур, Г.В. Рогова, И.А. Зимняя. Также необходимо назвать работы по интерактивным методам обучения киргизских ученых: А.Алимбекова, Н.А. Ахметовой, И. Бекбоева, К. Есеналиевой, Э. Мамбетакунова, Ж.А. Чыманова, Т.М. Сияева и др.
Результаты исследования и их обсуждение
В национальной школе русский язык и литература как учебный предмет представляет собой единство словесного искусства. Уроки русского языка и литературы в школе не должны превращаться в сухое перечисление тем, имен писателей, дат, произведений и т.д. Вопрос о том, как изучать русский язык и литературу в школе, и составляет основное содержание обучения. Для успешного развития знания, речи, мышления, мировоззрения, восприятия учебного материала, для запоминания и т.д., необходимы связи русского языка и литературы и с другими учебными предметами на основе проектной деятельности.
Использование метода проектов в усвоении русского языка осуществляется не путем простой передачи учащимся грамматических правил, лексики, терминологии, а в процессе его собственной, внутренне мотивированной речевой активности, направленной на предметы и явления окружающего мира [1].
В наших школах основной упор, безусловно, делается на содержательную сторону обучения. Учащиеся заучивают гигантские объемы фактической информации. Высокая мотивация учащихся, их желание преуспеть в учёбе – одна из сильных сторон современного образования. Раньше, например, в методике преподавания русского языка и литературы в национальной школе рассматривался лишь материал для грамматических упражнений, написания диктантов, изложений, заучивания правил, выразительного чтения и пересказа произведений и т.п. В связи с этим в настоящее время предлагается преподавание урока русского языка и литературы во взаимосвязи с другими учебными предметами на основе проектной деятельности. Проектная деятельность не отменяет традиционные занятия, а помогает построить обучение таким образом, чтобы каждый ученик на занятии занимал активную позицию. Эффективно реализовать такой подход можно, если продумать не только деятельность самого учителя, но и деятельность учащихся, использовать ресурсы каждого учащегося и т.д.
В составе интерактивных методов обучения в средней и старшей школе используются технологии, которые направлены на то, чтобы развивать мышление и интеллект (в виде проектной деятельности, «мозгового штурма», дебатов), учить взаимодействовать с социумом (в виде инсценировок, проигрывания ситуаций) [2].
Проектирование - важнейшая составная часть педагогической деятельности в школе, в том числе и в начальной школе. В сфере образования категории проект, проектирование, педагогическое проектирование все более широко применяются. Вкратце остановимся на каждом из этих понятий [3].
Проект – содержательно обоснованная и документально оформленная инициатива, направленная на достижение образовательных целей в рамках определенного периода времени, а также стратегический документ развития какой-либо социальной системы.
Проектирование (от лат. projectus – брошенный вперед, вытянутый) – деятельность по созданию проекта, образа будущего предполагаемого явления. На сегодня большинство продуктов человеческой деятельности производится с помощью предварительного проектирования. Значит, проектирование – это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния, предшествующий воплощению задуманного в реальном продукте [4, с. 2].
Осуществление связей между русским языком и литературой значительно облегчается тем, что оба предмета ведутся одним учителем. Это обстоятельство позволяет соотносить не только знания, но и навыки, умения учащихся, а также координировать методические приемы.
В процессе изучения русской литературы в национальной школе словесник использует прежде всего знания и умения учащихся по другим гуманитарным предметам: родной литературе, русскому, родному и иностранному языкам, истории и другим дисциплинам.
Художественные тексты – своеобразный источник информации об историческом прошлом русского народа. Писатель является свидетелем той эпохи, в которую он жил.
С другой стороны, без определенного запаса знаний по истории нельзя правильно оценить и истолковать творчество писателя на уроках русской литературы. Реализация связи между уроками литературы и истории покажет учащимся, что передовые, исторически обусловленные идеи не знают национальных границ.
Осуществление связей с родной литературой предполагает и обращение к контактным связям: дружбе писателей, вниманию русского писателя к культуре данной национальности, к судьбам нерусских народов, выявлению местных мотивов в творчестве писателя, восприятию наследия русских классиков в национальной среде, истории перевода их произведений на родной язык, отзывам деятелей родной культуры о творчестве русских писателей и т.п.
Другим аспектом связей с родной литературой становится выявление типологических общих тем, идей, мотивов. В родной литературе нужно найти подобные понятные учащимся явления, которые в силу ассоциативных законов станут опорными точками для более широкого взгляда на русскую литературу. Типологические сопоставления требуют от учителей русской литературы более серьёзной подготовки, перспективного видения, умения и желания согласовывать свою работу с преподавателем родной литературы учащихся.
Органична и связь изучения русского языка с изучением русской литературы. Художественные тексты помогают нерусским учащимся усвоить стилистическое богатство русского языка, знакомят с контекстуальным употреблением слов. В нерусской школе связь русского языка и русской литературы приобретает особое значение, так как русская литература является здесь не только объектом изучения, но и средством обучения русскому языку.
На уроках русского языка происходит предварительное знакомство с активизируемой на уроках литературы лексикой, с её категориальной характеристикой, стилистической дифференциацией, с разными значениями слов. Учитель должен научиться активизировать и закреплять грамматический материал в соединении с новой лексикой.
Например, изучая «Слово о полку Игореве», учащиеся знакомятся с памятником древнерусской литературы, совершенствуют навыки самостоятельного анализа текста; формируют умения оценивать действия героев, объяснять значение художественной детали в раскрытии характеров героев. Образ князя Игоря сравнивают с образом великого киргизского воина-героя Манас из знаменитого эпоса «Манас». Учащиеся стараются показать знания в этой области, индивидуально или попарно, перечисляют все, что им известно по теме. Ведется подгрупповая работа, где учащиеся делятся своими знаниями, впечатлениями, анализами. В ней ученики обсуждают и другие вопросы: сопоставляют текст с иллюстрациями художников; анализируют, сравнивают, проводят аналогии; выразительно читают отрывки. Учащимся дается короткий список ключевых слов из текста, и они должны, работая в парах, предсказать, какие функции эти слова выполняют в тексте. После прочтения произведения применяется приём «блиц-турнир» с вопросами на знание пройденного материала.
При подготовке к чтению стихотворения А.С. Пушкина «Кавказ» может быть поставлена задача - передать красоту и величие природы Кавказа, заставить слушателя полюбить её. Опора на знания по географии позволит нерусским учащимся легче представить красоту и могущество природы Кавказа, описанные в произведении, и построить кластер, сравнить с родной природой и написать эссе. Рассматривая навыки, полученные на уроках географии, словесник может поручить старшеклассникам начертить литературные карты и т.п.
Например, при изучении повести «Бэла» на уроках литературы и имени прилагательного на уроках русского языка, учащимся предлагается выписать из рассказа Казбича о своем скакуне лексику, необходимую для характеристики лошадей и верховой езды; затем им предлагается подобрать синонимы к словам всадник, лошадь, согласованные определения к словам конь, лошадь, скакун и несогласованные к словам имя, кличка, название, наименование. Далее проводится беседа о верховой езде, устно описываются подобранные учителем картины.
Готовясь к тематической беседе «Внешность и поведение человека», школьники выписывают из повести прилагательные, с помощью которых описана внешность Максима Максимыча и Печорина, и поясняют их правописание. Эта лексика впоследствии используется на уроках литературы. Повесть «Бэла» позволяет обогатить словарный запас учащихся лексикой, нужной для описания горной природы, показать употребление прилагательных в речи, отработать правописание сложных случаев: подбираются антонимы к словосочетаниям горная местность, извилистая тропа, легкие облака и т.д. После такой работы учащиеся пишут письмо родным, в котором, воображая себя участниками туристического похода в горы, описывают восход солнца. В заключение проводится коллективная викторина «Кто лучше знает горную природу?». Такое знакомство с лексикой на уроках русского языка подготавливает к восприятию художественного текста.
«Главная цель уроков русского языка заключается сегодня в создании условий, формирующих ученика как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Роль учителя-словесника становится более сложной, требующей не только знания русского языка, но и умения использовать разнообразные педагогические технологии и средства обучения для организации самостоятельной деятельности школьников с учетом их индивидуальности» [5].
На уроках русской литературы можно опираться и на те навыки, которые приобретены учащимися на уроках рисования. В целях запоминания новой лексики, особенно существительных, обозначающих конкретные предметы, учащимся предлагают их нарисовать и подписать названия. При выявлении значения омонимов или омонимических словосочетаний можно предложить учащимся нарисовать столько рисунков, сколько значений имеет данное слово, например, лук – огородное растение и лук – вид оружия. Рисунок может служить способом расчленения значений слов, близких по звучанию, синонимов и т.п. Консультации учителя рисования помогут словеснику подобрать тематически близкие жанровые картины, портреты писателей, иллюстрации к произведениям и правильно их прокомментировать.
Литература и музыка. Учитель-словесник может подобрать песни для заучивания наизусть, выучить с учащимися их мелодию, подобрать романсы и песни на слова поэтов, произведения которых изучаются в курсе русской литературы, музыкально оформить литературные вечера поэтов, а также другие внеклассные мероприятия. Уроки пения способствуют непроизвольному запоминанию русской лексики, активизируют её, развивают устную связную речь, вырабатывают правильную интонацию и многое другое. Учитель должен помнить, что занятия музыкой обостряют не только музыкальный слух, но и слух вообще, без чего немыслимо хорошее усвоение неродного языка. Связь урока литературы с музыкой дает возможность увеличить время активного говорения всех учащихся, ведь в работу включаются даже учащиеся с недостаточным знанием русского языка, повышает интерес к изучению русского языка, развивает эстетическое чувство. Разучивание песен на русском языке имеет и познавательный характер: школьники получают информацию об авторах песен, расширяют знания по русской вокальной культуре и т.д. Уроки литературы иногда сопровождаются прослушиванием музыкальных произведений, которые вызывают у школьников определенные ассоциации, повышают эмоциональный настрой и облегчают усвоение текстов.
Взаимосвязь русского языка и литературы с биологией осуществляется с помощью написания сочинений, эссе, при прочтении произведений о природе, животных и т.д. Можно провести письменную работу для развития связной речи школьников, предложить написать свободное сочинение, эссе на следующие темы: о временах года, явлениях природы, описание окружающей обстановки. Одним из распространенных видов сочинений являются сочинения по картине. При написании такого рода сочинений учащиеся лучше поймут картину и найдут языковые средства для выражения своих мыслей и чувств. Например, творение великого русского художника И.И. Левитана «Золотая осень» по теме, сюжету, идее подобно стихотворениям А.С. Пушкина «Осень», С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…», Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Полезно предварительно провести экскурсию в лес, в поле. Сам факт общения с родной природой создаёт определенное настроение, помогает учащимся лучше разобраться в содержании картины. В процессе беседы по картине подбирается лексика и фразеология на данную тему. Источниками служат стихи о природе, сама картина, личные впечатления от общения с родной природой.
Межпредметный урок, построенный на основе проектного метода, сравнительно сложен. Если в традиционном методе обучения важное место занимает учитель, отсутствует активность учащихся, многие учащиеся думают, что учитель имеет глубокие знания и ответственен за их обучение, то в проектном методе обучения учащиеся активно участвуют в учебном процессе, уверены в себе, с уважением выслушивают мнения своих товарищей, у них есть своя позиция, творчески подходят к учёбе, восприятию темы, ведут исследовательские работы.
Наиболее значимым принципом метода проекта является восприятие мира с учетом детской психики. Учитель задает направление развития ученика, показывает и рассказывает о том, что есть интересного и познавательного в окружающем нас мире, помогает фантазии ученика раскрыться в полной мере [6].
Достижения в реализации межпредметных связей зависят во многом от умелой организации учебного процесса, от согласованности действий учителей-предметников. Налаживанию контактов между ними способствует прежде всего общешкольное планирование межпредметных связей, которое осуществляется под руководством администрации школы. В плане намечаются не только уроки, но и внеклассные мероприятия, такие как тематические вечера, экскурсии, семинары, конференции, проблемные уроки, диспуты, дебаты, исследовательские творческие работы, конференции и т.п., а также обобщающие уроки, уроки-семинары, определяются общие учебные задачи, намечаются совместные проверки межпредметных знаний, учёт умений, взаимопосещение уроков по узловым темам.
Опытные учителя, организуя поисковую деятельность учащихся, большое внимание уделяют индивидуальному подходу, совместной творческой работе, работе в парах, групповой или подгрупповой работе. Поисковой работой занимаются учащиеся, желающие больше узнать о своей будущей профессии или проявляющие повышенный интерес к отдельным предметам школьной программы.
Выводы
Реализация межпредметных связей на уроках русского языка и литературы в национальной школе имеет свою специфику, которая может быть сформулирована следующим образом: приобщение нерусских учащихся к богатствам русской речи и классической литературе через историю и культуру России, к духовному богатству русского народа, к особенностям русского национального характера. Поэтому необходимо постоянное активное межпредметное взаимодействие, взаимосвязь на уроках.
Межпредметные связи углубляют знания учащихся по всем предметам путем применения проектной технологии.
Библиографическая ссылка
Таштанкулова Ж.Ж. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30823 (дата обращения: 14.10.2024).