Эффективность и устойчивость социально-экономического развития страны обусловлены качеством подготовки кадров не только на уровне системы российского образования, но и на уровне мировых стандартов профессиональных компетенций. В настоящее время пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 оказывает все большее влияние на сферы деятельности человека, в том числе и на функционирование системы образования. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 16 марта 2020г. определил возможность организации и осуществления образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, что актуализировало появление определенных рисков в возможности обеспечения должного качества образования, удовлетворения образовательных потребностей участников образовательного процесса и проведения мероприятий федерального и регионального значения.
Вопрос о проведении чемпионата мира по мастерству WorldSkills, который проводился 1 раз в 2 года, также не стал исключением. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в ноябре прошлого года организация «WorldSkills International» объявила о переносе мирового чемпионата на 1 год. Проведение 46-го конкурса WorldSkills ранее было запланировано на сентябрь 2021 г. в Шанхае (Китай), теперь назначено на 12–17 октября 2022 г. Представители организации «WorldSkills International» максимально быстро адаптировались к проведению конкурсов в дистанционной форме. Генеральный директор «WorldSkills International» Дэвид Хой прокомментировал сложившуюся ситуацию, указав, что формы и даты проведения мероприятия были определены с учетом сохраняющихся беспрецедентных ограничений, вызванных пандемией [1].
Цель исследования: осуществить сравнительный анализ особенностей проведения чемпионатов по международным стандартам WorldSkills в период пандемии на примере компетенции «Преподавание английского языка в дистанционном формате».
Материал и методы исследования. Использовался метод сравнительного анализа особенностей проведения чемпионатов по стандартам WorldSkills в период пандемии.
Результаты исследования и их обсуждение
С 2020 г. система образования Российской Федерации претерпевает серьезные изменения, начиная с изменения структуры подведомственных организаций Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения, внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов и новой модели аттестации на основе применения единых федеральных оценочных материалов и заканчивая формированием национальной системы учительского роста. Возможным инструментом модернизации высшего образования исследователями также рассматривается технология внедрения в процесс подготовки выпускника вуза системы оценивания их компетентности по стандартам WorldSkills.
Изначально деятельность организации «WorldSkills International» была направлена на разработку стандартов, новых моделей подготовки специалистов и процедуры оценивания их готовности в основном в системе среднего профессионального образования, чему посвящены многочисленные исследования [2, с. 87; 3, с. 215]. Однако возрастающая потребность работодателей в подготовке практико-ориентированного и конкурентоспособного специалиста с учетом международных стандартов и поиск возможных путей транслирования данной модели в систему высшего образования актуализируют это направление исследования [4, c. 200]. В 2020 г. в роли ассоциированных партнеров Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» выступили 45 российских вузов, обучающих по 65 компетенциям, и 16 вузов, обучающих мастеров по 25 компетенциям (рис.).
Статистика по количеству вузов – партнеров движения «WorldSkills Russia»
Проанализируем возможности зарубежных стран в проведении чемпионата мира по мастерству WorldSkills в условиях пандемии. В период пандемии организацией «WorldSkills International» было инициировано общественное движение «Keep the World Moving», которое объединило молодых чемпионов и высококвалифицированных специалистов WorldSkills общей целью – оказание помощи людям всего мира, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Например, в колледжах 3D-принтеры и швейные машины были перепрофилированы на изготовление масок и других средств индивидуальной защиты, а продукция органических ферм распространялась среди нуждающихся семей. В Бельгии участники WorldSkills сферы ресторанного бизнеса оказывали помощь пациентам с COVID-19 в восстановлении коммуникации со своими семьями, а в Индии конкурсант WorldSkills в области мобильной робототехники разработал и создал роботизированную медсестру [5]. В Финляндии с 18 по 21 мая 2021 г. планируется проведение «Taitaja Сompetition» – масштабного мероприятия в области профессионального образования и подготовки, где участники соревнуются в профессиональном мастерстве по 46 различным навыкам, включая три навыка «TaitajaPLUS» для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Однако пандемия также повлияла на проведение «Taitaja Сompetition» в этом году. Вместо одного большого официального мероприятия конкурс будет организован и распределен в профессиональных институтах по всей северной Финляндии. В Канаде чемпионат WorldSkills стартует с 15 июня 2021 г. В связи с глобальной пандемией ежегодное масштабное мероприятие «Skills/Compétences Canada» (SCC) пройдет на виртуальной платформе. Более 500 студентов в Канаде будут соревноваться практически в 37 областях квалификации, в 6 квалифицированных секторах и технологиях. Это мероприятие также будет включать в себя интерактивные мероприятия для молодежи по всей Канаде и церемонию награждения, на которой будут объявлены победители. Сингапур планирует проведение 13-го конкурса «WorldSkills ASEAN» с 22 по 27 июля 2023 г. в выставочном центре конгресса «SUNTEC». Национальный чемпионат «WorldSkills Australia» был также перенесен и теперь состоится только в августе 2021 г. По прогнозам, он привлечет более 20 000 участников, лидеров различных отраслей, экспертов и ведущих специалистов в сфере образования. Участники, одновременно погруженные в виртуальную реальность (VR) с использованием передовых технологий на новом концентраторе STEM, будут демонстрировать навыки по 50 компетенциям [6, 7].
Российская Федерация провела VIII Национальный чемпионат «Молодые профессионалы» вовремя. По словам заместителя технического директора Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» Алексея Тымчикова, финал чемпионата стал настоящим прорывом в российской и мировой истории движения WorldSkills, поскольку был создан действительно уникальный в истории чемпионат в дистанционном формате. «Все страны отменили свои национальные чемпионаты – мы единственные, кто его провели…», – отметил он. Также Финал VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» был занесен в Книгу рекордов Гиннесса по самой длинной цепочке онлайн «Дай пять!» – 5069 участников [8].
В рамках деловой программы основной темой для обсуждения был переход в очно-дистанционный формат обучения в условиях пандемии, где коллеги поделились своим опытом. Например, международный эксперт по компетенции «Промышленная автоматика» из Красноярского индустриально-металлургического техникума Вадим Попков подчеркнул, что дистанционный формат расширил горизонты для слушателей: «Им удалось познакомиться с различными программами дистанционной работы на компьютерах». Также пандемия послужила хорошим толчком для развития компаний фармацевтической промышленности, осуществляющих разработку вакцины и диагностических тестов, новые исследования. В рамках финала VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» была открыта презентационная компетенция «Геномная инженерия», которая должна дать новые векторы развития фармацевтической промышленности.
В связи с эпидемической ситуацией изменились требования к реализации программ WorldSkills. Теперь обучение проходит в трех форматах: очном, распределенном и дистанционном. Обучение как в дистанционном, так и в распределенном форматах проходит онлайн. При дистанционном формате реализации программы преподаватели находятся на стажировочной площадке либо у себя дома, так как реализация программы по компетенции не требует наличия специально оборудованной площадки и расходных материалов. Слушатели программы также могут обучаться дома. Например, дистанционно может проводиться обучение по таким компетенциям, как «Интернет-маркетинг», «3D-моделирование для компьютерных игр», «Веб-дизайн и разработка», «Графический дизайн», «Документационное обеспечение управления и архивоведение», «Инженерный дизайн CAD» и т.д. При распределенном формате реализации программы преподаватели находятся на стажировочной площадке, оснащенной в соответствии с инфраструктурным листом. Слушатель также находится на стажировочной площадке, оснащенной в соответствии с инфраструктурным листом, только у себя в регионе. В распределенном формате проводится обучение, например, по компетенциям «Кровельные работы», «Кузовной ремонт», «Кондитерское дело», «Лабораторный химический анализ», «Лазерные технологии» и т.д. Если же обучение проводится полностью в очной форме, то преподаватель и слушатель находятся на стажировочной площадке, оснащенной в соответствии с инфраструктурным листом. Говоря о новом формате, преподаватели отметили неготовность части слушателей учиться дистанционно, в качестве основных причин отмечая следующие: отсутствие специальных навыков в области ИКТ-компетентности; отсутствие необходимого технического оборудования; разница в часовых поясах. Однако в целом дистанционный и распределенный форматы имеют свои несомненные преимущества и выступают эффективными инструментами в образовательном процессе.
Нельзя обойти стороной проведение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills – ведь это одно из основных направлений в движении WorldSkills. В сложившейся ситуации необходимо было трансформировать традиционные форматы в новые. По ряду компетенций была полностью автоматизированная оценка, эксперты работали удаленно. Для Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» очень важно не допустить разрыва между окончанием образовательной программы и подтверждением своих навыков. В ходе работы над новыми требованиями в создавшейся ситуации был отмечен еще ряд преимуществ работы в дистанционной форме. Например, эксперты подчеркнули, что для автоматизированной оценки количество рабочих мест и участников, одновременно выполняющих экзамен, не ограничено наличием на площадке достаточного количества оборудования – весь процесс виртуализирован. Эти же технологии будут полезны и в обучении, особенно в дистанционном и смешанном форматах. Работы по переводу компетенций на дистанционные форматы сдачи демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills будут продолжены. В значительной степени это позволит масштабировать проект и после окончания режима повышенной готовности. Эксперты по 44 компетенциям оценивали проведение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills онлайн. Для организации данной процедуры потребовалось не так много – режим видеоконференцсвязи и подключение нескольких видеокамер. Опрос менеджеров компетенций, который был проведен специалистами профильного департамента Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)», подтвердил, что оценка в этом случае не пострадала.
Анализируя вышесказанное, хотелось бы также отметить важность проведения чемпионатов по стандартам WorldSkills в российских вузах. С 2018 г. ГОУ ВО Московский государственный областной университет (МГОУ) активно участвует в движении WorldSkills в рамках проведения вузовского чемпионата по стандартам WorldSkills. С 2019 г. МГОУ – один из первых вузов, кто присоединился к проведению и участию в компетенции «Преподавание английского языка в дистанционном формате». Актуальность и социальная значимость выбора вузом компетенции WorldSkills «Преподавание английского языка в дистанционном формате» для участия в вузовских чемпионатах, а также в демонстрационном экзамене в современных условиях не вызывают сомнений. Более того, опыт обращения образовательных организаций к технологиям дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 показал, что для эффективной реализации педагогического процесса в дистанционном формате педагог должен обладать специальными компетенциями, формирование которых в настоящий момент большинством образовательных программ не предусмотрено [9, c. 68].
Цель участия в компетенции: овладеть профессиональными и общекультурными компетенциями, которые предъявляются преподавателю английского языка в современных условиях дистанционного обучения.
Модули задания раскрывают методологические и практические аспекты деятельности преподавателя, демонстрируют инновационные образовательные технологии, широко внедряемые на сегодняшний день в языковое образование в школах, колледжах, вузах, а также в различных коммерческих лингвистических образовательных организациях. Соревнование по этой компетенции проходит по 6 модулям (A, B, C, D, E, F), общая продолжительность выполнения которых составляет 16 ч (табл.).
Модули задания по компетенции WorldSkills
«Преподавание английского языка в дистанционном формате»
Наименование модуля |
Соревновательный день (С1, С2, С3) |
Время на задание |
|
A |
Определение уровня владения английским языком у ученика согласно шкале CEFR на основе собеседования и проектирование индивидуальной образовательной программы учащегося |
C1 |
3 ч |
B |
Техническая и методическая подготовка к уроку в дистанционном формате |
C1 |
3 ч |
C |
Проведение урока в дистанционном формате с учеником |
C1 |
2 ч |
D |
Анализ проведенного урока |
C2 |
2 ч |
E |
Проверка уровня владения языковыми компетенциями |
C2 |
3 ч |
F |
Разработка факультативного курса с онлайн-поддержкой |
C2 |
3 ч |
Как и во многих вузах страны, в МГОУ были перенесены сроки участия в данном конкурсе с апреля на сентябрь, и чемпионат был проведен в очном формате. Но уже в декабре проходил финал IV межвузовского чемпионата в дистанционном формате с отменой отборочных соревнований на финал в связи с новой вспышкой коронавирусной инфекции. Перед конкурсантами компетенции «Преподавание английского языка в дистанционном формате» стояла нелегкая задача: им нужно было не только выполнить все задания (как это предусматривалось в очном формате), но и справиться с видеозаписями и демонстрацией экрана, поскольку велось онлайн-наблюдение за участниками, но все выполнили эту задачу. В этой компетенции участвовали 13 вузов.
При этом видится актуальным и перспективным направлением не только проведение вузовских чемпионатов по стандартам WorldSkills по отдельным компетенциям, но и внедрение демонстрационного экзамена в качестве формы итоговой государственной аттестации выпускников высших образовательных организаций, что позволит повысить качество их практической подготовки [10].
Заключение. Пандемия отразилась на всех сферах общества, в том числе и на международном движении WorldSkills. Несмотря на эпидемическую ситуацию в мире, соревнования WorldSkills создают глобальную платформу для формирования и реализации практических навыков обучающихся при освоении цифровых технологий. Движение WorldSkills в представленных компетенциях формирует современные стандарты знаний, умений и навыков, которыми должен обладать будущий специалист. Таким образом, участник имеет возможность не только оценить свои навыки на практике, но и усовершенствовать и в дальнейшем эффективно применять их при решении прикладных задач в будущей профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Андриенкова Ю.Д., Медведев П.Н., Малий Д.В. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕМПИОНАТОВ ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ (НА ПРИМЕРЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ») // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30822 (дата обращения: 12.12.2023).