Современная лингвистическая наука может быть определена как антропологическая лингвистика [1], в центре внимания которой находится не только система языка как таковая, но и языковая личность – носитель языка. При этом языковая личность рассматривается не только как личность, способная к коммуникации посредством языка, но и как «точка пересечения этнокультурных кодов» [2]. В соответствии с исследованиями Ю.Н. Караулова и его последователей, языковая личность существует в культуре, ее черты определяются общенациональным языковым типом, национальной и языковой картинами мира. В соответствии с данной концепцией в структуре языковой личности выделяются вербально-семантический, тезаурусный и прагматический уровни.
В то же время в отечественной лингводидактике постепенно оформляется антропологическая лингвометодика [3]. Это означает, что особое значение приобретает формирование обучающегося как языковой личности в контексте культуры. Таким образом, тенденции развития лингвистики и лингводидактики свидетельствуют о перспективности поиска и обоснования технологий и методик, которые позволили бы создать условия для становления ученика как языковой личности, осознающей сопричастность к истории и культуре своего народа, ответственность за сохранение и передачу последующим поколениям национальных ценностей, культурной и исторической памяти, без которых невозможно существование народа и государства. При этом велика роль предметов «Русский язык», «Русский родной язык», которые способствуют такому становлению.
Введение преподавания русского языка как родного в образовательный процесс начальной и основной школы свидетельствует о признании государством и обществом того, что изучение русского языка в его эстетической и кумулятивной функциях является значимым. На протяжении первых десятилетий XXI в. в отечественной лингводидактике уделялось пристальное внимание особенностям соизучения языка, культуры и истории русского народа. Был внесен существенный вклад в исследование формирования культуроведческой компетенции обучающихся, разработаны подходы, концепции, технологии, методические системы, методики, позволяющие расширять фоновые знания обучающихся о культуре и истории своего народа, совершенствовать представление о русской языковой картине мира, ключевых концептах, культуроведческих и прецедентных текстах. На современном этапе происходит становление методик преподавания русского языка, которые обобщают результаты предыдущих исследований и обосновывают основные принципы и направления приобщения школьников к культуре своего народа через язык. К таковым возможно отнести аксиологическую методику преподавания русского языка А.Д. Дейкиной [4], методику речевого развития творческой личности школьника в контексте культуры Л.А. Ходяковой [5] и др. По мнению Н.Л. Мишатиной [6], возможно говорить о наличии методической лингвоконцептологии, в центре внимания которой находится изучение концептосферы культуры.
Вместе с тем недостаточно изученными являются особенности формирования языковой личности школьников поколения «альфа» в контексте современных тенденций развития образования, в том числе лингвистического.
Цель исследования состоит в выявлении и описании особенностей формирования языковой личности школьников поколения «альфа» в курсе русского родного языка.
Материал и методы исследования. Результаты нашей работы основываются на анализе, обобщении, систематизации результатов научных исследований в области педагогики, психологии, лингводидактики и лингвокультурологии. Методологическую основу исследования составили:
– теория поколений, в том числе концепция сущности поколения «альфа» (М. Маккриндл, Н. Хоу, У. Штраус и др.);
– концепция ученика как языковой личности (Е.А. Богданова, С.Г. Воркачев, Ю.Н. Караулов, О.В. Лутовинова и др.);
– труды, посвященные изучению национально-культурной специфики русского языка (А.Д. Дейкина, Н.Л. Мишатина, Т.Ф. Новикова, Л.А. Ходякова и др.).
Результаты исследования и их обсуждение. Теория поколений была создана Н. Хоу и У. Штраусом в конце XX в. Согласно данной теории, историко-культурные, социальные и иные факторы определяют психологические особенности людей, родившихся и живших в определенные временные отрезки. Термин поколение «альфа» был введен М. Маккриндлом для обозначения поколения людей, рожденных после 2010 г.
Е.В. Морозова [7], обобщив данные, полученные в результате ряда исследований, обозначила следующие особенности детей данного поколения:
– клиповое мышление;
– проблемы с концентрацией внимания;
– нарушения социальной адаптации;
– высокий уровень цифровой грамотности;
– самостоятельность в поиске информации и ее анализе;
– представление о том, что «если информация найдена, значит, ты ею овладел» [7, с. 263];
– нахождение в Интернете, виртуальное общение – естественная потребность;
– мотив к учению возникает только в том случае, если оно вызывает интерес;
– ценностью является социальное признание, есть стремление к социальному одобрению.
Обозначенные особенности учеников поколения «альфа» обусловлены тем, что виртуальная реальность стала неотъемлемой частью их жизни. Легкий доступ к информации в сети Интернет, активное общение в социальных сетях и мессенджерах, гаджеты как привычная часть жизни с раннего возраста – все это влияет на становление личности людей поколения «альфа». Функционирование в виртуальном дискурсе порождает особый феномен, который О.В. Лутовинова определяет как виртуальную языковую личность – «условный образ участника того или иного виртуального дискурса, неразрывное соединение реальных и ассоциируемых характеристик личности» [8, с. 6].
По мнению ученого, «виртуальная языковая личность становится специфическим типом адресата и адресанта, не сводимым ни к реальному типу личности, ни к вымышленному» [8, с. 6] и «характеризуется наличием клипового сознания, высокой степенью поглощенности виртуальной деятельностью и смещением акцентов мировосприятия, предстает более компетентной в техническом и менее грамотной в языковом отношении, отличается … постоянным стремлением к публичности и полярностью поведения, не имеет четкого и ясного представления о партнере по коммуникации» [8, с. 6–7].
Таким образом, особенности личности поколения «альфа» совпадают с параметрами виртуальной языковой личности, это позволяет предположить, что ученик данного поколения сочетает в себе черты реальной и виртуальной языковой личности. При этом общение в виртуальном дискурсе определяет многие черты языковой личности поколения «альфа». В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть, каковы цели взаимодействия языковой личности с другими людьми в виртуальном дискурсе и ценности виртуальной языковой личности.
Целями виртуальной языковой личности являются «третичная социализация, инкультурация, саморепрезентация, развлечение» [8, с. 17]. Третичная социализация состоит в присвоении тех норм, ценностей, моделей поведения, которые приняты в том сетевом сообществе, членом которого является личность. Инкультурация предполагает усвоение норм и ценностей, традиций, обычаев виртуальной культуры. Саморепрезентация выражается в стремлении к признанию и одобрению участниками виртуального дискурса.
К ценностям виртуального дискурса относят [8]:
– неограниченный доступ к информации, которую можно получить в кратчайшие сроки;
– возможность вступать в контакты с большим количеством людей, затрачивая при этом минимальное количество времени;
– анонимность;
– стирание временных и пространственных границ в общении;
– свободу самовыражения, которая в ряде случаев трактуется виртуальной языковой личностью как вседозволенность;
– демократичность, в ряде случаев граничащую с фамильярностью.
Таким образом, в структуре языковой личности учеников поколения «альфа» можно выделить отдельные особенности, обусловленные обозначенными целями и ценностями виртуальной языковой личности. Данные изменения в соотнесении с классической моделью языковой личности, разработанной Ю.Н. Карауловым, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Изменения в структуре языковой личности людей поколения «альфа»
Структура языковой личности (Ю.Н. Караулов) |
Составляющие виртуальной языковой личности |
Вербально-семантический уровень (лексические, словообразовательные, грамматические особенности национального языка) |
Лексика, речевые штампы виртуального дискурса |
Тезаурусный уровень (концепты, идеи) |
Нормы и ценности виртуального мира, в том числе демократичность, свобода самовыражения, анонимность |
Прагматический уровень (коммуникативные потребности, модели поведения) |
Базовая коммуникативно-деятельностная потребность – социальное признание и одобрение в виртуальном общении |
Как видно из данных, представленных в таблице 1, изменения затронули все уровни языковой личности ученика поколения «альфа». Рассмотрим, какие направления в формировании и совершенствовании данной языковой личности средствами предмета «Русский родной язык» возможно выделить.
Сегодня в фокусе внимания при изучении предмета «Русский родной язык» находятся лексика, фразеология с национально-культурным компонентом значения, культуроведческие и прецедентные тексты, концептосфера языка, русский речевой этикет. Значительное внимание уделяется анализу культурных смыслов, заключенных как в отдельных языковых единицах, так и в национальной картине мира.
При этом на периферии внимания остается гипертекст, хотя в виртуальном дискурсе преобладает работа языковой личности именно с этим видом текстов, где информация связана нелинейно в многомерном пространстве. Нельзя не отметить, что чтение гипертекста, как правило, заменяется браузингом – беглым просмотром, который, в свою очередь, играет немаловажную роль в формировании клипового мышления людей поколения «альфа». Между тем гипертекст может служить инструментом нелинейного представления информации о национально-культурной специфике языка, ценностях, обычаях русского народа, его культуре и истории в целом. Работа с гипертекстом может быть использована и для достижения метапредметных результатов образования, так как она требует овладения стратегиями чтения, познавательными УУД, навыками критической оценки информации, которые необходимы для развития мышления учеников, способности ориентироваться в потоке информации, транслируемой сетью Интернет.
Также недостаточное внимание уделяется правилам коммуникации в виртуальном дискурсе, в том числе в рамках русского речевого этикета, несмотря на значимость именно виртуального общения для личности поколения «альфа». Вместе с тем взаимосвязанное обучение эффективной коммуникации как в реальной жизни, так и в виртуальном дискурсе имеет, на наш взгляд, потенциал в коррекции нарушений социальной адаптации поколения «альфа».
Результаты анализа особенностей поколения «альфа», факторов, влияющих на возникновение данных особенностей, и возможных направлений совершенствования языковой личности учеников поколения «альфа» средствами предмета «Русский родной язык» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Направления совершенствования языковой личности учеников поколения «альфа» средствами предмета «Русский родной язык»
Особенности языковой личности поколения «альфа» |
Факторы, влияющие на возникновение данной особенности |
Направления совершенствования языковой личности людей поколения «альфа» при изучении русского родного языка |
Клиповое мышление |
Беглый просмотр гипертекста как альтернатива чтению |
Взаимосвязанное обучение различным видам чтения на материале культуроведческих, прецедентных текстов, в том числе креолизованных, стратегиям эффективной работы с гипертекстами |
Проблемы с концентрацией внимания |
||
Нарушения социальной адаптации |
Преобладание виртуального общения над реальным, анонимность, демократичность и свобода самовыражения общения в виртуальном дискурсе, трактуемые как вседозволенность |
Обучение русскому речевому этикету, в том числе в виртуальном пространстве |
Представление о том, что доступность информации предполагает легкость овладения ею |
Несформированность навыков критического осмысления информации при наличии огромного количества различных источников информации |
Развитие критического мышления, познавательных УУД учеников, в том числе при работе с информацией о культуре и истории русского народа, отраженных в языке |
Преувеличенный (в ряде случаев) интерес к признанию и одобрению в виртуальном пространстве |
Преобладание виртуального общения над реальным |
Вовлечение учеников в реальную коммуникацию в различных сферах и ситуациях общения, формирование культуры поведения в виртуальной коммуникации
|
Преувеличенная значимость виртуального общения |
Выводы. Таким образом, особенности формирования языковой личности обучающихся поколения «альфа» средствами предмета «Русский родной язык» состоят во:
– взаимосвязанном совершенствовании вербально-семантического, тезаурусного и прагматического уровней языковой личности с учетом ее функционирования в виртуальном дискурсе;
– необходимости обучения школьников работе с информацией, ее критическому осмыслению при работе с текстом и гипертекстом в виртуальном дискурсе (при этом гипертекст может пониматься как инструмент нелинейного представления информации о концептосфере культуры);
– значимости формирования представления о моделях речевого поведения в виртуальном и реальном дискурсе на основе ценностей национальной картины мира; вовлечении обучающихся в практическое овладение данными моделями в виртуальном и реальном общении.
Библиографическая ссылка
Васильева Н.В. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30812 (дата обращения: 08.11.2024).