Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ, КАК БАЗОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федорова М.Ю. 1 Чернышов С.В. 1 Бочкарникова Н.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»
В статье изучены проблемы формирования мотивационной заинтересованности студентов в занятиях физической культурой и спортом. Предполагается, что готовность студентов к будущей профессиональной деятельности необходимо формировать на основе учета мотивов и физической подготовленности как ее базовых составляющих. Рассматривается содержание учебного процесса по физической культуре и спорту в модульном варианте, включающее развитие и совершенствование двигательных способностей в процессе овладения базовыми видами двигательной деятельности и видами спорта, с направленностью на оптимизацию физической подготовленности студентов. При этом необходимо учитывать значимость уровня физической подготовленности в профессиональной деятельности, а также мотивы и потребности в двигательной активности для сознательного отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом. Представлена организация исследования, проведенного на базе Забайкальского государственного университета в начале 2020–2021 учебного года. Проведены исследования мотивации к занятиям физической культурой и спортом, физической подготовленности обучающихся как базовых составляющих готовности студентов к профессиональной деятельности. Установлено, что основными мотивами к занятиям физической культурой и спортом у студентов являются укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей организма и поддержание должного уровня физической подготовленности. По результатам исследования у студентов первого курса выявлен в основном низкий уровень физической подготовленности. Поэтому возникает необходимость формирования мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом, совершенствования физической подготовленности как необходимого компонента физического здоровья студентов в будущей профессиональной деятельности.
студенты
занятия физической культурой и спортом
мотивация
физическая подготовленность
1. Гончарова Ю.О., Пащенко Л.Г. Мотивация к занятиям физической культурой у студентов в условиях свободного выбора физкультурно-спортивной специализации // Университетский спорт: здоровье и процветание нации: материалы V Международной научной конференции студентов и молодых ученых: в 2 томах. Казань: изд-во «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», 2015. С. 23-26.
2. Калашникова Р.В., Лелявина А.К. Мотивация и факторы, влияющие на отношение студентов вуза на регулярные занятия физической культурой и спортом // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2018. Вып. 7. С. 135-138.
3. Мухина А.В. Мониторинг мотивации студентов к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни // Неделя науки СПбПУ: Материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербург: Издательство ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2018. С. 77-79.
4. Шиманский О.В., Голушко Т.В., Журина И.И., Кутьин И.В. Формирование мотивации студентов специальной медицинской группы к занятиям физической культурой в высшем образовании // Современный ученый. 2017. № 4. С. 160-163.
5. Распопова Е.А., Постольник Ю.А. Сравнительная характеристика доминирующих мотивов, побуждающих студентов различных вузов к занятиям физической культурой // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018. Т. 13. № 1. С. 125-132.
6. Сизова Н.В. Мотивационная готовность студентов к занятиям физической культурой и спортом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2019/192016.htm (дата обращения: 22.04.2021).
7. Шолохов А.А., Махов С.Ю. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов // Наука-2020. 2017. № 5 (16). С. 88-91.
8. Михайлов С.Л., Беличева Т.В., Боков А.В. Повышение эффективности занятий физической культурой в вузе на основе изучения мотивов и интересов физкультурной деятельности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № V12. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2018/186127.htm (дата обращения: 22.04.2021).
9. Ортабаев З.С. Управление физической культурой студентов нефизкультурных направлений подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 277-280.
10. Крамской С.И., Головко Н.Г., Амельченко И.А. Адаптация к физической нагрузке с позиции сохранения ресурсов здоровья студентов для будущей профессиональной деятельности // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сборник материалов Х Юбилейной Международной заочной научно-практической конференции, посвященной 65-летию БГТУ им. В.Г. Шухова: в 2-х частях / Под ред. С.А. Михайличенко, Ю.Ю. Буряка. Белгород: изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2018. С. 329-333.
11. Сухинина К.В., Александрович О.Ю., Колесникова А.Ю., Павлов А.Н., Кудрявцев М.Д. Корреляционные взаимосвязи между личностными характеристиками, показателями физической подготовленности у здоровых студентов и студентов с хроническими заболеваниями // Человек. Спорт. Медицина. 2019. Т. 19. № 2. С. 69-78.
12. Blinova E.G., Akimova I.S., Bogunova O.S., Deckova L.V. Body composition and food behavior of students. Hygiene and Sanitation. 2015. No. 8. P. 45-48.

В связи с модернизацией системы высшего образования в Российской Федерации в последние годы отмечается повышенное внимание к физическому воспитанию студентов со стороны государства и общества. Физическое воспитание студентов, направленное на сохранение и укрепление здоровья, является важным условием их будущей профессиональной деятельности в современном социально-экономическом периоде развития общества [1, 2, 3]. При этом существует проблема современной системы высшего образования, которая заключается в снижении уровня здоровья обучающихся. В связи с этим большое количество студентов по состоянию здоровья относятся к специальным медицинским группам, что подтверждено данными многочисленных социологических исследований [4].

Многочисленные исследования специалистов в области физического воспитания студенческой молодежи показывают взаимосвязь уровня здоровья обучающихся с уровнем двигательной активности, снижение которой связано с малоподвижным образом жизни, а также с интенсификацией учебного процесса в вузе [5, 6].

Двигательная активность играет огромную роль в повышении уровня здоровья, умственной и физической работоспособности, что необходимо в будущей профессиональной деятельности бакалавров и специалистов нефизкультурного профиля. Многие специалисты отмечают низкий уровень двигательной активности у студентов, связанный с отсутствием мотивации к занятиям физической культурой и спортом, и говорят о необходимости формирования мотивационной заинтересованности в данных занятиях [7].

Исследователи указывают на то, что одним из факторов, оказывающих влияние на успешность освоения студентами дисциплин по физической культуре и спорту и формирование универсальных компетенций, является мотивация обучающихся к занятиям в рамках организации образовательного процесса в вузе [8].

В настоящее время проведено большое количество научных исследований по проблемам формирования мотивации у студентов к занятиям физической культурой и спортом. Процесс формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом, как отмечают исследователи, должен отражать положительное воздействие физкультурно-оздоровительной деятельности как необходимого компонента уровня здоровья и физического состояния студентов в будущей профессиональной деятельности [9].

В связи с этим возникает необходимость изучения процесса формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов нефизкультурного профиля высших учебных заведений.

Цель исследования – изучение мотивации к занятиям физической культурой и спортом, физической подготовленности студентов нефизкультурного профиля как базовых составляющих готовности к профессиональной деятельности.

Материалы и методы исследования. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования 3++, введение которых в образовательный процесс студенческой молодежи обусловлено компетентностным подходом к реализации основных образовательных программ, учитывающим профессиональные стандарты специальностей, предъявляет определенные требования к содержательному компоненту учебных дисциплин, в том числе и по физической культуре и спорту. Реализация дисциплин по физической культуре и спорту осуществляется по всем направлениям и специальностям подготовки студентов нефизкультурного профиля. По очной форме обучения, в соответствии со ФГОС ВО 3++, в учебном плане планируются две дисциплины: 1) «Физическая культура и спорт» (72 часа, 2 ЗЕ), реализация которой проходит в форме лекционных и практических занятий; 2) «Элективные курсы по физической культуре и спорту» (328 часов), реализация происходит в форме практических занятий. Формирование универсальных компетенций по дисциплинам физической культуры и спорта (УК-7) направлено на поддержание должного уровня физической подготовленности студентов для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Дисциплина «Элективные курсы по физической культуре и спорту» у студентов нефизкультурного профиля планируется в пяти семестрах учебного плана в модульном варианте. Модульный вариант планирования учебного процесса основан на формировании универсальных компетенций в процессе овладения базовыми видами двигательной деятельности и видами спорта. Каждый модуль включает в себя два раздела: 1-й раздел – методические основы физической культуры и спорта, 2-й раздел – практические основы физической культуры и спорта. Овладение двигательными умениями и навыками по базовым видам двигательной деятельности, развитие двигательных способностей осуществляются в процессе практических занятий по расписанию. Совершенствование двигательных действий и физических способностей происходит в процессе секционных занятий по видам спорта, выбор которых предоставлен студентам. Поддержание должного уровня физической подготовленности реализуется за счет планирования развития физических качеств и двигательных способностей в каждом модуле в поддерживающем и развивающем режиме. В разделе «Легкая атлетика» (модуль 1–2) происходит развитие общей выносливости и скоростных способностей в развивающем режиме, координационных способностей в поддерживающем режиме. В разделе «Гимнастика» (модуль 3) развитие гибкости и координационных способностей осуществляется в развивающем режиме, скоростно-силовых способностей – в поддерживающем режиме. В разделе «Спортивные игры» (модуль 4) в развивающем режиме осуществляется развитие силовых способностей, в поддерживающем режиме происходит развитие скоростно-силовых, координационных способностей и специальной выносливости. В пятом модуле данного раздела происходит развитие скоростно-силовых способностей в развивающем режиме, координационных способностей и специальной выносливости в поддерживающем режиме. В шестом модуле данного раздела в развивающем режиме происходит развитие координационных способностей, в поддерживающем режиме – развитие скоростных способностей и специальной выносливости. В седьмом модуле данного раздела в развивающем режиме происходит развитие скоростных способностей и специальной выносливости, в поддерживающем режиме – скоростно-силовых и координационных способностей. Восьмой модуль направлен на оценку уровня физической подготовленности студентов. По результатам оценки физической подготовленности в девятом модуле осуществляется разработка индивидуальных программ физической подготовки.

В процессе исследования использованы следующие методы: 1) для исследования мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом проводился анализ научной и методической литературы; 2) для диагностики уровня мотивации к занятиям физической культурой и спортом проведены анкетирование и опрос студентов; 3) для определения показателей физической подготовленности как одного из факторов мотивации использован метод педагогического тестирования.

Констатирующий педагогический эксперимент проводился на базе Забайкальского государственного университета в начале 2020–2021 учебного года. В эксперименте приняли участие студенты первого курса в количестве 156 человек следующих факультетов ЗабГУ: ФСиЭ – факультет строительства и экологии (специальность 08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений) в количестве 20 человек; ГФ – горный факультет (специальность 21.05.04 Горное дело) в количестве 49 человек; ЮФ – юридический факультет (направление 40.03.01 Юриспруденция) в количестве 87 человек.

Результаты исследования и их обсуждение. Наиболее важным аспектом при организации учебных занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» является мотивационная сфера студентов, в которой отражается осознанное отношение обучающихся к двигательной деятельности. Поэтому в целях определения мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом было проведено анкетирование, для чего было выделено восемь основных мотивов. Анализ результатов анкетирования студентов по вопросам мотивации к занятиям физической культурой и спортом (рис. 1) показал, что 27,56% респондентов (43 человека) считают, что необходимо заниматься физическими упражнениями для укрепления своего здоровья. Стоит отметить небольшое число студентов (5 человек, 3,21%), которые говорят о необходимости занятий физической культурой и спортом для повышения двигательной активности.

Полученные результаты анкетирования показали, что занятия физической культурой и спортом для студентов важны в целях повышения физической работоспособности (12,82%, 20 человек).

Одним из ведущих мотивов у студентов является повышение функциональных возможностей в процессе занятий физической культурой и спортом (16,03%, 25 человек). 14 человек (8,97%) предпочитают занятия физической культурой и спортом с направленностью на коррекцию недостатков физического развития и телосложения. Поддержание должного уровня физической подготовленности как основной мотив для занятий физической культурой и спортом отметили 22 респондента (14,10%).

Рис. 1. Результаты определения мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом

*Основные мотивы: 1 – укрепление здоровья; 2 – повышение двигательной активности; 3 – повышение физической работоспособности; 4 – повышение функциональных возможностей организма; 5 – коррекция недостатков физического развития и телосложения; 6 – поддержание должного уровня физической подготовленности; 7 – стремление к физическому совершенствованию; 8 – подготовка к будущей профессиональной деятельности.

По результатам анкетирования определено, что 12,82% (20 человек) студентов основным мотивом занятий физической культурой и спортом считают стремление к физическому совершенствованию. Лишь 4,49% (7 человек) задумываются о подготовке к будущей профессиональной деятельности с использованием средств физической культуры и спорта.

Формирование физического здоровья, компонентом которого является уровень физической подготовленности, определяется как одна из базовых составляющих готовности студентов вузов к будущей профессиональной деятельности. Занятия физической культурой и спортом способствуют достижению должного уровня физической подготовленности у студентов [10].

Рис. 2. Результаты исследования физической подготовленности у юношей

*Контрольные упражнения: 1 – бег 100 м (сек); 2 – наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см); 3 – подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз); 4 – прыжок в длину с места (м); 5 – бег 3000 м (мин, сек)

Рис. 3. Результаты исследования физической подготовленности у девушек

*Контрольные упражнения: 1 – бег 100 м (сек); 2 – наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см); 3 – сгибание-разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); 4 – прыжок в длину с места (м); 5 – бег 2000 м (мин, сек).

Исследование физической подготовленности студентов первого курса (89 юношей и 67 девушек) проводилось по тестам, отражающим скоростные, силовые, скоростно-силовые способности, гибкость и общую выносливость (рис. 2, 3). Для определения уровня физической подготовленности студентов проводилось сравнение с нормативами для VI ступени ВФСК ГТО для возрастной группы 18–24 лет: высокий уровень – золотой знак, уровень выше среднего – полученный результат выше серебряного знака, средний уровень – серебряный знак, уровень ниже среднего – бронзовый знак, низкий уровень – полученный результат ниже бронзового знака.

Рассматривая результат, полученный в беге 100 м, можно сказать, что 41,57% юношей имеют высокий уровень скоростных способностей, 58,43% показали уровень скоростных способностей выше среднего. Результаты у девушек намного хуже, чем у юношей. Так, 17,91% девушек показали результат, соответствующий уровню выше среднего, а у 82,09% девушек результат соответствует низкому уровню скоростных способностей.

Средний уровень гибкости при выполнении наклона вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье получен у 100% юношей. При этом у большинства девушек наблюдается уровень гибкости выше среднего (82,09%), чуть больше 17% имеют уровень ниже среднего.

Исследование силовых способностей у юношей с помощью подтягивания из виса на высокой перекладине выявило почти у 60% низкий уровень физической подготовленности, средний уровень выявлен более чем у 41% студентов. Среднегрупповой результат сгибания-разгибания рук в упоре лежа у девушек соответствует низкому уровню силовых способностей.

Анализ результатов скоростно-силовых способностей в прыжках в длину с места показал у большинства юношей низкий уровень физической подготовленности, чуть больше 41% имеют уровень подготовленности выше среднего. У девушек среднегрупповой результат, полученный при тестировании скоростно-силовых способностей, соответствует низкому уровню физической подготовленности.

Проведенное тестирование общей выносливости у юношей (бег 3000 м) и девушек (бег 2000 м) выявило низкий уровень физической подготовленности.

Заключение. Таким образом, проведенное исследование позволило установить некоторые аспекты мотивации студентов первого курса к занятиям физической культурой и спортом, а также оценить уровень физической подготовленности обучающихся. В результате проведенного исследования было выявлено, что у большинства испытуемых целью занятий физическими упражнениями являются укрепление своего здоровья, повышение функциональных возможностей и поддержание должного уровня физической подготовленности. Снижение уровня физической подготовленности у студентов первого курса нефизкультурного профиля, выявленное в процессе анализа результатов исследования двигательных способностей, говорит о необходимости повышения двигательной активности на протяжении всего периода обучения в вузе, что способствует формированию готовности к будущей профессиональной деятельности в различных сферах жизнедеятельности.

Изучение у студентов уровня физической подготовленности и мотивации к занятиям физической культурой и спортом как базовых составляющих готовности к профессиональной деятельности необходимо для ценностного понимания профессиональных функций будущих специалистов.

Многие исследователи обращают внимание на то, что существует взаимосвязь между мотивацией и показателями физической подготовленности на первых курсах обучения в вузе [11, 12]. В связи с этим целесообразным будет проведение исследований, отражающих взаимосвязь мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом и уровня физической подготовленности студентов нефизкультурного профиля.


Библиографическая ссылка

Федорова М.Ю., Чернышов С.В., Бочкарникова Н.В. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ, КАК БАЗОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30809 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674