В связи с модернизацией системы высшего образования в Российской Федерации в последние годы отмечается повышенное внимание к физическому воспитанию студентов со стороны государства и общества. Физическое воспитание студентов, направленное на сохранение и укрепление здоровья, является важным условием их будущей профессиональной деятельности в современном социально-экономическом периоде развития общества [1, 2, 3]. При этом существует проблема современной системы высшего образования, которая заключается в снижении уровня здоровья обучающихся. В связи с этим большое количество студентов по состоянию здоровья относятся к специальным медицинским группам, что подтверждено данными многочисленных социологических исследований [4].
Многочисленные исследования специалистов в области физического воспитания студенческой молодежи показывают взаимосвязь уровня здоровья обучающихся с уровнем двигательной активности, снижение которой связано с малоподвижным образом жизни, а также с интенсификацией учебного процесса в вузе [5, 6].
Двигательная активность играет огромную роль в повышении уровня здоровья, умственной и физической работоспособности, что необходимо в будущей профессиональной деятельности бакалавров и специалистов нефизкультурного профиля. Многие специалисты отмечают низкий уровень двигательной активности у студентов, связанный с отсутствием мотивации к занятиям физической культурой и спортом, и говорят о необходимости формирования мотивационной заинтересованности в данных занятиях [7].
Исследователи указывают на то, что одним из факторов, оказывающих влияние на успешность освоения студентами дисциплин по физической культуре и спорту и формирование универсальных компетенций, является мотивация обучающихся к занятиям в рамках организации образовательного процесса в вузе [8].
В настоящее время проведено большое количество научных исследований по проблемам формирования мотивации у студентов к занятиям физической культурой и спортом. Процесс формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом, как отмечают исследователи, должен отражать положительное воздействие физкультурно-оздоровительной деятельности как необходимого компонента уровня здоровья и физического состояния студентов в будущей профессиональной деятельности [9].
В связи с этим возникает необходимость изучения процесса формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов нефизкультурного профиля высших учебных заведений.
Цель исследования – изучение мотивации к занятиям физической культурой и спортом, физической подготовленности студентов нефизкультурного профиля как базовых составляющих готовности к профессиональной деятельности.
Материалы и методы исследования. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования 3++, введение которых в образовательный процесс студенческой молодежи обусловлено компетентностным подходом к реализации основных образовательных программ, учитывающим профессиональные стандарты специальностей, предъявляет определенные требования к содержательному компоненту учебных дисциплин, в том числе и по физической культуре и спорту. Реализация дисциплин по физической культуре и спорту осуществляется по всем направлениям и специальностям подготовки студентов нефизкультурного профиля. По очной форме обучения, в соответствии со ФГОС ВО 3++, в учебном плане планируются две дисциплины: 1) «Физическая культура и спорт» (72 часа, 2 ЗЕ), реализация которой проходит в форме лекционных и практических занятий; 2) «Элективные курсы по физической культуре и спорту» (328 часов), реализация происходит в форме практических занятий. Формирование универсальных компетенций по дисциплинам физической культуры и спорта (УК-7) направлено на поддержание должного уровня физической подготовленности студентов для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Дисциплина «Элективные курсы по физической культуре и спорту» у студентов нефизкультурного профиля планируется в пяти семестрах учебного плана в модульном варианте. Модульный вариант планирования учебного процесса основан на формировании универсальных компетенций в процессе овладения базовыми видами двигательной деятельности и видами спорта. Каждый модуль включает в себя два раздела: 1-й раздел – методические основы физической культуры и спорта, 2-й раздел – практические основы физической культуры и спорта. Овладение двигательными умениями и навыками по базовым видам двигательной деятельности, развитие двигательных способностей осуществляются в процессе практических занятий по расписанию. Совершенствование двигательных действий и физических способностей происходит в процессе секционных занятий по видам спорта, выбор которых предоставлен студентам. Поддержание должного уровня физической подготовленности реализуется за счет планирования развития физических качеств и двигательных способностей в каждом модуле в поддерживающем и развивающем режиме. В разделе «Легкая атлетика» (модуль 1–2) происходит развитие общей выносливости и скоростных способностей в развивающем режиме, координационных способностей в поддерживающем режиме. В разделе «Гимнастика» (модуль 3) развитие гибкости и координационных способностей осуществляется в развивающем режиме, скоростно-силовых способностей – в поддерживающем режиме. В разделе «Спортивные игры» (модуль 4) в развивающем режиме осуществляется развитие силовых способностей, в поддерживающем режиме происходит развитие скоростно-силовых, координационных способностей и специальной выносливости. В пятом модуле данного раздела происходит развитие скоростно-силовых способностей в развивающем режиме, координационных способностей и специальной выносливости в поддерживающем режиме. В шестом модуле данного раздела в развивающем режиме происходит развитие координационных способностей, в поддерживающем режиме – развитие скоростных способностей и специальной выносливости. В седьмом модуле данного раздела в развивающем режиме происходит развитие скоростных способностей и специальной выносливости, в поддерживающем режиме – скоростно-силовых и координационных способностей. Восьмой модуль направлен на оценку уровня физической подготовленности студентов. По результатам оценки физической подготовленности в девятом модуле осуществляется разработка индивидуальных программ физической подготовки.
В процессе исследования использованы следующие методы: 1) для исследования мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом проводился анализ научной и методической литературы; 2) для диагностики уровня мотивации к занятиям физической культурой и спортом проведены анкетирование и опрос студентов; 3) для определения показателей физической подготовленности как одного из факторов мотивации использован метод педагогического тестирования.
Констатирующий педагогический эксперимент проводился на базе Забайкальского государственного университета в начале 2020–2021 учебного года. В эксперименте приняли участие студенты первого курса в количестве 156 человек следующих факультетов ЗабГУ: ФСиЭ – факультет строительства и экологии (специальность 08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений) в количестве 20 человек; ГФ – горный факультет (специальность 21.05.04 Горное дело) в количестве 49 человек; ЮФ – юридический факультет (направление 40.03.01 Юриспруденция) в количестве 87 человек.
Результаты исследования и их обсуждение. Наиболее важным аспектом при организации учебных занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» является мотивационная сфера студентов, в которой отражается осознанное отношение обучающихся к двигательной деятельности. Поэтому в целях определения мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом было проведено анкетирование, для чего было выделено восемь основных мотивов. Анализ результатов анкетирования студентов по вопросам мотивации к занятиям физической культурой и спортом (рис. 1) показал, что 27,56% респондентов (43 человека) считают, что необходимо заниматься физическими упражнениями для укрепления своего здоровья. Стоит отметить небольшое число студентов (5 человек, 3,21%), которые говорят о необходимости занятий физической культурой и спортом для повышения двигательной активности.
Полученные результаты анкетирования показали, что занятия физической культурой и спортом для студентов важны в целях повышения физической работоспособности (12,82%, 20 человек).
Одним из ведущих мотивов у студентов является повышение функциональных возможностей в процессе занятий физической культурой и спортом (16,03%, 25 человек). 14 человек (8,97%) предпочитают занятия физической культурой и спортом с направленностью на коррекцию недостатков физического развития и телосложения. Поддержание должного уровня физической подготовленности как основной мотив для занятий физической культурой и спортом отметили 22 респондента (14,10%).
Рис. 1. Результаты определения мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом
*Основные мотивы: 1 – укрепление здоровья; 2 – повышение двигательной активности; 3 – повышение физической работоспособности; 4 – повышение функциональных возможностей организма; 5 – коррекция недостатков физического развития и телосложения; 6 – поддержание должного уровня физической подготовленности; 7 – стремление к физическому совершенствованию; 8 – подготовка к будущей профессиональной деятельности.
По результатам анкетирования определено, что 12,82% (20 человек) студентов основным мотивом занятий физической культурой и спортом считают стремление к физическому совершенствованию. Лишь 4,49% (7 человек) задумываются о подготовке к будущей профессиональной деятельности с использованием средств физической культуры и спорта.
Формирование физического здоровья, компонентом которого является уровень физической подготовленности, определяется как одна из базовых составляющих готовности студентов вузов к будущей профессиональной деятельности. Занятия физической культурой и спортом способствуют достижению должного уровня физической подготовленности у студентов [10].
Рис. 2. Результаты исследования физической подготовленности у юношей
*Контрольные упражнения: 1 – бег 100 м (сек); 2 – наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см); 3 – подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз); 4 – прыжок в длину с места (м); 5 – бег 3000 м (мин, сек)
Рис. 3. Результаты исследования физической подготовленности у девушек
*Контрольные упражнения: 1 – бег 100 м (сек); 2 – наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см); 3 – сгибание-разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); 4 – прыжок в длину с места (м); 5 – бег 2000 м (мин, сек).
Исследование физической подготовленности студентов первого курса (89 юношей и 67 девушек) проводилось по тестам, отражающим скоростные, силовые, скоростно-силовые способности, гибкость и общую выносливость (рис. 2, 3). Для определения уровня физической подготовленности студентов проводилось сравнение с нормативами для VI ступени ВФСК ГТО для возрастной группы 18–24 лет: высокий уровень – золотой знак, уровень выше среднего – полученный результат выше серебряного знака, средний уровень – серебряный знак, уровень ниже среднего – бронзовый знак, низкий уровень – полученный результат ниже бронзового знака.
Рассматривая результат, полученный в беге 100 м, можно сказать, что 41,57% юношей имеют высокий уровень скоростных способностей, 58,43% показали уровень скоростных способностей выше среднего. Результаты у девушек намного хуже, чем у юношей. Так, 17,91% девушек показали результат, соответствующий уровню выше среднего, а у 82,09% девушек результат соответствует низкому уровню скоростных способностей.
Средний уровень гибкости при выполнении наклона вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье получен у 100% юношей. При этом у большинства девушек наблюдается уровень гибкости выше среднего (82,09%), чуть больше 17% имеют уровень ниже среднего.
Исследование силовых способностей у юношей с помощью подтягивания из виса на высокой перекладине выявило почти у 60% низкий уровень физической подготовленности, средний уровень выявлен более чем у 41% студентов. Среднегрупповой результат сгибания-разгибания рук в упоре лежа у девушек соответствует низкому уровню силовых способностей.
Анализ результатов скоростно-силовых способностей в прыжках в длину с места показал у большинства юношей низкий уровень физической подготовленности, чуть больше 41% имеют уровень подготовленности выше среднего. У девушек среднегрупповой результат, полученный при тестировании скоростно-силовых способностей, соответствует низкому уровню физической подготовленности.
Проведенное тестирование общей выносливости у юношей (бег 3000 м) и девушек (бег 2000 м) выявило низкий уровень физической подготовленности.
Заключение. Таким образом, проведенное исследование позволило установить некоторые аспекты мотивации студентов первого курса к занятиям физической культурой и спортом, а также оценить уровень физической подготовленности обучающихся. В результате проведенного исследования было выявлено, что у большинства испытуемых целью занятий физическими упражнениями являются укрепление своего здоровья, повышение функциональных возможностей и поддержание должного уровня физической подготовленности. Снижение уровня физической подготовленности у студентов первого курса нефизкультурного профиля, выявленное в процессе анализа результатов исследования двигательных способностей, говорит о необходимости повышения двигательной активности на протяжении всего периода обучения в вузе, что способствует формированию готовности к будущей профессиональной деятельности в различных сферах жизнедеятельности.
Изучение у студентов уровня физической подготовленности и мотивации к занятиям физической культурой и спортом как базовых составляющих готовности к профессиональной деятельности необходимо для ценностного понимания профессиональных функций будущих специалистов.
Многие исследователи обращают внимание на то, что существует взаимосвязь между мотивацией и показателями физической подготовленности на первых курсах обучения в вузе [11, 12]. В связи с этим целесообразным будет проведение исследований, отражающих взаимосвязь мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом и уровня физической подготовленности студентов нефизкультурного профиля.
Библиографическая ссылка
Федорова М.Ю., Чернышов С.В., Бочкарникова Н.В. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ, КАК БАЗОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30809 (дата обращения: 12.12.2023).