В современном мире использование картографической информации становится неотъемлемой частью жизнедеятельности каждого человека. Карта служит средством для хранения и передачи пространственной информации, инструментом для решения практических жизненных задач, помогает проводить пространственно-временные исследования природы и общества.
Формирование картографических знаний и умений у современных школьников приобретает особую актуальность на фоне стремительного развития и все более широкого использования в повседневной жизни различных технических устройств и приложений, предполагающих работу с картами. Картографическая грамотность является важной составляющей функциональной грамотности личности, то есть способности человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Именно поэтому необходимо обратиться к проблеме формирования картографических знаний и умений школьников уже на этапе обучения в начальной школе.
Цель исследования. Экспериментальная проверка методики формирования основ картографической грамотности младших школьников.
Материал и методы исследования. Педагогический эксперимент и анализ экспериментальных данных, графические методы их представления, статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.
Результаты исследования и их обсуждение. Курс «Окружающий мир» закладывает основы географических знаний и умений. Его богатое картографическое содержание служит прочным фундаментом для формирования картографической грамотности, а тесная преемственная связь с «Начальным курсом географии» способствует успешному освоению географии в средней школе.
С реализацией ФГОС возможности для знакомства младших школьников с картографическим содержанием курса «Окружающий мир» значительно расширились. ФГОС НОО ставит определенные цели в повышении качества картографической подготовки младших школьников. Выпускник начальной школы научится: использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов; различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город.
Курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, он представляет младшему школьнику панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Для начальных классов было разработано более десятка авторских программ и соответствующих учебно-методических комплектов (УМК) «Окружающего мира» [1; 2].
В учебном плане на изучение курса «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю, программа рассчитана на 270 часов. Анализ рабочих программ по различным УМК показал, что количество тем картографического содержания в курсе «Окружающий мир» отличается. Наибольший объем учебного материала картографического содержания представлен в УМК «Школа России», поэтому именно на его основе была разработана и апробирована методика формирования основ картографической грамотности у младших школьников. Данная методика представляет собой единство целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов, направленных на достижение общего результата (рис. 1).
Экспериментальная работа по реализации разработанной методики осуществлялась в три этапа: констатирующий, поисковый и формирующий.
Цель проведения констатирующего эксперимента заключалась в выявлении уровня подготовленности младших школьников и учащихся пятых классов при работе с геоизображениями и основных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся. Установлено, что наиболее низкий уровень подготовленности у младших школьников связан с умением распознавать условные знаки, знанием расположения и названий основных географических объектов, работой с контурными картами, а также умением начертить простой план местности и определить объекты, изображенные на фотоснимке. В свою очередь, наибольшие сложности у учащихся пятых классов вызывают задания, связанные с нахождением на карте заданного объекта, сопоставлением условного знака с изображаемым объектом, составлением словесного описания местности по карте и плану, а также описанием объектов, изображенных на фотоснимках, и умением начертить план местности [3].
Таким образом, констатирующий этап эксперимента подтвердил необходимость применения методики формирования основ картографической грамотности в курсе «Окружающий мир».
Рис. 1. Методика формирования основ картографической грамотности у младших школьников
Формирующий эксперимент проводился в течение 4 лет, на протяжении которых учащиеся разных школ изучали картографический учебный материал с использованием практико-ориентированных заданий на уроках «Окружающего мира». Обучение в школах проводилось по различным УМК: «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова; «Планета знаний» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов; «Школа России» А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова; «Перспектива» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая [4; 5]. В соответствии с тем, в каких классах авторами учебников было запланировано изучение картографического содержания, осуществлялась апробация практико-ориентированных заданий (рис. 2).
Рис. 2. Схема изучения разделов курса «Окружающий мир» в различных УМК
Сроки изучения и последовательность разделов курса «Окружающий мир» в различных УМК отличаются, в соответствии с этим изменялся и порядок изучения блоков системы практико-ориентированных заданий. Таким образом, разработанная методика универсальна, применима при использовании любого УМК и позволяет осуществлять поэтапное формирование картографической грамотности у младших школьников.
Для выявления уровня сформированности картографической грамотности в каждом классе после изучения картографического блока проводилась диагностическая работа. Для оценивания уровня сформированности основ картографической грамотности были разработаны критерии соответствия (табл. 1, 2).
Таблица 1
Соответствие количества баллов итоговой отметке
№ блока |
Количество баллов |
Отметка |
1 |
24-28 |
5 |
|
19-23 |
4 |
|
14-18 |
3 |
2 |
19-22 |
5 |
|
15-18 |
4 |
|
11-14 |
3 |
3 |
9-10 |
5 |
|
7-8 |
4 |
|
5-6 |
3 |
|
|
|
Таблица 2
Соответствие количества баллов уровню сформированности основ картографической грамотности
Все блоки |
Количество баллов |
Отметка |
Уровень сформированности основ картографической грамотности |
|
52-60 |
5 |
высокий |
41-51 |
4 |
средний |
|
30-40 |
3 |
низкий |
Таким образом, формирующий эксперимент подтвердил, что применение практико-ориентированных заданий благоприятно отразилось на результатах промежуточных проверок уровня сформированности картографической грамотности у младших школьников.
Целью проведения контрольного эксперимента была проверка эффективности предложенной методики формирования основ картографической грамотности у младших школьников. Для этого при завершении изучения курса «Окружающий мир» учащимися экспериментальных и контрольных классов, обучающимися по различным УМК, были выполнены блоки итоговых заданий. В контрольном эксперименте принимали участие около 500 учащихся из девяти экспериментальных и девяти контрольных классов. Сформированность основ картографической грамотности у младших школьников достигалась, если суммарный балл, набранный обучающимися, составлял более 70% от максимально возможной суммы.
Итоговые результаты контрольного эксперимента представлены в виде диаграммы (рис. 3).
Рис. 3. Результаты контрольного эксперимента
Сравнение полученных результатов позволяет утверждать, что в целом все учащиеся обладают некоторым уровнем сформированности картографической грамотности, однако в экспериментальных классах этот уровень значительно выше.
С целью определения прочности и качества приобретенных в начальной школе основ картографической грамотности были проведены диагностические работы в 5 классе. Диагностические работы проводились в первом полугодии во время изучения школьниками раздела, посвященного видам изображений земной поверхности. В эксперименте принимали участие около 400 учащихся из семи экспериментальных и семи контрольных классов. Учащимся были предложены пять заданий, связанных с проверкой картографических знаний и умений.
Задание 1.
1) Подпишите условные знаки на легенде плана.
2) Определите, в каком направлении течет река Пехорка?
3) В каком направлении проходит тропинка через луг?
Задание 2.
1) Территория какой страны показана на карте?
2) Какой город является столицей этой страны?
3) Напишите, каким цветом на карте обозначены:
равнины - _______________________
горы - __________________________
моря и океаны - __________________
Задание 3.
Узнайте по контуру материк и подпишите его название.
Задание 4.
Перечислите объекты, которые вы видите на аэрофотоснимке:
Задание 5.
Заполните пропуски:
К западу от Москвы расположена ________________________ область
К югу от Москвы расположена ___________________________ область
К северо-западу от Москвы расположена ______________________ область
К юго-востоку от Москвы расположена _____________________ область
Результаты диагностической работы, полученные в ходе эксперимента, показаны в таблицах 3 и 4.
Таблица 3
Результаты диагностической работы в экспериментальных классах
Классы |
Количество учащихся |
Общее количество баллов |
Максимальное количество баллов |
% верных ответов |
1э |
26 |
467 |
520 |
89 |
2э |
31 |
512 |
620 |
82 |
3э |
29 |
496 |
580 |
85 |
4э |
27 |
470 |
540 |
87 |
5э |
32 |
524 |
640 |
81 |
6э |
27 |
432 |
540 |
80 |
7э |
29 |
445 |
580 |
76 |
Процент верных ответов во всех классах 82 |
Таблица 4
Результаты диагностической работы в контрольных классах
Классы |
Количество учащихся |
Общее количество баллов |
Максимальное количество баллов |
% верных ответов |
1к |
28 |
386 |
560 |
68 |
2к |
30 |
465 |
600 |
78 |
3к |
29 |
401 |
580 |
69 |
4к |
28 |
364 |
560 |
65 |
5к |
31 |
493 |
620 |
79 |
6к |
29 |
410 |
580 |
70 |
7к |
28 |
378 |
560 |
67 |
Процент верных ответов во всех классах 69 |
Учащиеся экспериментальных классов при выполнении заданий диагностической работы показали более высокие результаты, что свидетельствует об эффективности предложенной методики формирования основ картографической грамотности (рис. 4).
Рис. 4. Результаты диагностической работы в 5 классе
Заключение. В ходе экспериментальной работы было установлено, что прочность и качество приобретенных в начальной школе основ картографической грамотности остались на высоком уровне при изучении курса географии в 5 классе, что обеспечило реализацию преемственности картографических знаний и умений между курсами «Окружающий мир» и «Начальный курс географии» и подтвердило эффективность предложенной методики.
Дальнейшее изучение вопроса формирования картографической грамотности младших школьников позволит определить возможности использования новых технических средств обучения для работы с картографическими геоизображениями и разработать методические приемы организации учебной деятельности с этими средствами.
Библиографическая ссылка
Эмирова М.Е. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30797 (дата обращения: 12.09.2024).