С каждым годом учащиеся колледжей меньше проявляют заинтересованность в общеобразовательных дисциплинах. Данную проблему ярко демонстрирует поведение учащихся на практических и комбинированных занятиях. Беседы с преподавателями специальных дисциплин помогли выявить следующую особенность: наибольший познавательный интерес и самостоятельность ученики проявляют при изучении специальных дисциплин на третьем и четвертом курсах. Но другие обязательные дисциплины, такие как математика, требуют не меньше познавательной активности и самостоятельности от студентов.
Познавательная активность непосредственно связана с развитием познавательного интереса. Чем выше уровень познавательного интереса, тем выше и продуктивней самостоятельная работа обучающегося. Поэтому развитие познавательного интереса является неотъемлемой частью образовательного процесса.
С введением ОГЭ в колледжи поступают студенты, которые нацелены на механическое, заученное решение задач по алгоритму. У ученика теряется один из самых важных этапов решения задачи – это поиск способа или метода решения задачи. Ведь именно этот этап вызывает наибольшую трудность.
Отсутствие желания искать наиболее удобный и простой способ решения задачи свидетельствует о низкой познавательной активности студентов. В будущем такому студенту очень сложно будет переносить теоретические знания на решение каких-либо реальных жизненных и профессиональных задач.
Развитие познавательного интереса студентов является не только педагогической проблемой, но и социальной. В первую очередь это связано с тем, что, окончив колледж, выпускники вольются в ряды профессионалов, и от результата их подготовки будет зависеть качество оказываемых ими услуг. Учитывая быстро изменяющийся мир вокруг, студенты будут вынуждены регулярно увеличивать степень своих знаний, умений и навыков, а без определенного уровня познавательного интереса это будет невозможно.
В федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальностям 44.02.01 (Дошкольное образование), 44.02.02 (Преподавание в начальных классах), 44.02.03 (Педагогика дополнительного образования) и другим педагогическим направлениям говорится о том, что в результате изучения обязательной части математического и естественно-научного учебного цикла обучающийся должен уметь применять математические методы для решения профессиональных задач [1-3].
В профессиональном стандарте педагога одной из его функций является мотивирование педагога на постоянное повышение квалификации [4]. Е.П. Ильин рассматривает интерес как психологический феномен, который можно принять за мотив или побуждение к деятельности [5]. Поэтому уровень познавательного интереса тесно связан с уровнем мотивации, следовательно, для студентов педагогического колледжа развитие познавательного интереса в течение всего периода обучения должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса.
Г.И. Щукина считает, что познавательный интерес – это важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения [6].
Таким образом познавательный интерес будущих педагогов необходимо формировать и развивать на протяжении всего образовательного процесса, не только используя дисциплины профессионального цикла, то и общеобразовательные предметы.
Интерес – это стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности, носящее избирательный характер и выступающее одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора [7].
Понятие «интерес» имеет ряд содержательных аспектов. Е.А. Меньшикова подчеркнула пять ключевых [8]:
1) интерес – как выгода, польза, проявляющаяся в желании приобретения благ (моральных и материальных);
2) интерес – как сочувствие, сострадание человеку, проявляющееся в межличностных взаимоотношениях с людьми;
3) интерес – как развлекательность, что определяет неглубокую сторону деятельности;
4) интерес – как внимание, заинтересованность человека чем-то существенным для него;
5) интерес – как необходимость, потребность, что сопряжено с мотивом познавательной деятельности.
Е.П. Ильин рассматривает ситуативные и устойчивые интересы (рис. 1) [5].
Рис. 1. Виды интересов
Т.Н. Бочкарева отмечает, что «потребность в соответствующих знаниях становится предпосылкой к активной познавательной деятельности обучающихся» [9]. То есть познавательная деятельность, а как следствие, и познавательная активность может быть вызвана только познавательным интересом (рис. 2).
Рис. 2. Связь познавательной активности и познавательного интереса
«Познавательный интерес – устойчивое стремление личности к целенаправленной активно познавательной деятельности по отношению к объектам, имеющим для нее важное значение» [10].
Познавательный интерес можно рассматривать в нескольких моделях [10]:
- познавательный интерес как средство обучения;
- познавательный интерес как мотив учебной деятельности;
- познавательный интерес как свойство или качество личности ученика.
Познавательный интерес как средство обучения сможет вызвать только начальные моменты любознательности, то есть выступать в качестве педагогического инструмента.
При рассмотрении познавательного интереса как мотива необходимо выделить факторы, на которые указывает Г.И. Щукина [6]:
- познавательный интерес – один из самых первых мотивов, который осознается учеником;
- познавательный интерес – самый сильный мотив учебной деятельности;
- познавательный интерес доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, чем другие мотивы, им легче управлять;
- познавательный интерес, как значимый мотив, влияет не только на познавательную активность, но и на учебную деятельность и, как следствие, на успеваемость.
При рассмотрении познавательного интереса как свойства личности необходимо отметить, что данная модель находит свое отражение в жажде знаний, в стремлении к поисковой деятельности.
Таким образом, познавательный интерес – это многогранное понятие, которое рассматривается в разных аспектах. Чаще всего познавательный интерес рассматривают как мотив. Мотив к поиску чего-то нового, новой информации, новых способов решения. Поэтому познавательный интерес – это не только неотъемлемая часть образовательного процесса, но и всей жизни.
Для повышения уровня познавательного интереса необходимо определить начальный уровень.
Цель исследования: определить уровень развития познавательного интереса к математике у студентов педагогических колледжей.
Для определения уровня развития познавательного интереса студентов педагогических колледжей использовалась адаптированная методика Е.В. Ненаховой [11]. Тест состоит из пятнадцати высказываний. Данные высказывания обучающимся необходимо оценить по следующей шкале:
- да или часто (2 балла);
- иногда (1 балла);
- нет или редко (0 баллов).
Таким образом, максимальное количество баллов – 30. По данной методике если студент набрал 24 балла и выше, то у него высокий уровень познавательного интереса, если от 15 до 23 баллов включительно – средний уровень, до 15 баллов – низкий.
Высказывания представлены в таблице 1.
Таблица 1
Тест для диагностики уровня развития познавательного интереса студентов педагогических колледжей
№ п/п |
Высказывание |
Баллы |
||
0 |
1 |
2 |
||
1 |
Я жду занятий математики. |
|
|
|
2 |
На занятиях по математике у меня преобладает хорошее настроение. |
|
|
|
3 |
Домашнее задание по математике я могу выполнить и выполняю самостоятельно, без помощи окружающих или других источников |
|
|
|
4 |
Мне нравится (я бы хотел принимать участие) в конкурсах, олимпиадах и других соревнованиях по математике. |
|
|
|
5 |
Я внимательно и с интересом слушаю преподавателя на занятиях по математике. |
|
|
|
6 |
Я стараюсь решить задачу до конца, даже если ее решение требует слишком много времени. |
|
|
|
7 |
Я обращаюсь к преподавателю математики за помощью в решении заданий. |
|
|
|
8 |
После занятий по математике я могу повторить изученный материал. |
|
|
|
9 |
Мне нравится находить собственные способы решения задач. |
|
|
|
10 |
На занятиях по математике я слушаю вопросы преподавателя и отвечаю на них. |
|
|
|
11 |
Я посещаю (хотел бы посещать) дополнительные занятия по математике (кружки, секции, факультативы, элективные курсы). |
|
|
|
12 |
Я люблю выполнять нестандартные и творческие задания по математике. |
|
|
|
13 |
Мне нравится работать на занятиях по математике самостоятельно. |
|
|
|
14 |
Мне бы хотелось изучать математику даже после окончания колледжа, даже если моя будущая профессия не будет связана с математикой. |
|
|
|
15 |
Я считаю, что знания, которые я получаю на занятиях по математике, обязательно пригодятся мне в моей будущей профессиональной деятельности. |
|
|
|
Исследование проводилось на базе БПОУ «Омский педагогический колледж № 1». Опрос был организован на платформе Google, с использованием специальных форм. В опросе приняли участие 59 студентов специальности 44.02.03 (Педагог дополнительного образования – 4 ПД) и 49.02.02 (Адаптивная физическая культура – 3 АФ, 8 АФ). Возраст опрошенных: 15-20 лет, 1 курс (на базе 9 классов). Данный опрос проводился в апреле 2021 года, на данном этапе обучения студенты изучили общеобразовательный курс математики за 10-11 класс на 80%.
Результаты исследования по группам представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень познавательного интереса по группам
Группа Уровень развития ПИ |
4 ПД, чел. |
3 АФ, чел. |
8 АФ, чел. |
Итого, чел. |
Ниже среднего |
12 |
5 |
7 |
24 |
Средний |
8 |
11 |
10 |
29 |
Выше среднего |
3 |
3 |
0 |
6 |
Таким образом, у 41% учащихся уровень развития познавательного интереса ниже среднего. Такой уровень к концу первого курса обучения будем считать неудовлетворительным. У 49% - средний уровень развития познавательного интереса, 10% учащихся перейдут на второй курс с уровнем развития познавательного интереса выше среднего (рис. 3).
Выделим некоторые утверждения, в которых процент положительных и отрицательных ответов максимален.
Например, на утверждение № 5 «Я внимательно и с интересом слушаю преподавателя на занятиях по математике» 66,7% ответили утвердительно. Но в то же время на вопрос № 14 «Мне бы хотелось изучать математику даже после окончания колледжа, даже если моя будущая профессия не будет связана с математикой» 68,3% ответили отрицательно. Это говорит о том, что студенты изучают математику не благодаря внутренней мотивации, не благодаря высокому уровню развития познавательного интереса, а для того, чтобы успешно сдать экзамен по данной дисциплине.
Рис. 3. Уровень развития познавательного интереса к математике у студентов «ОПК № 1»
На утверждение № 10 «На занятиях по математике я слушаю вопросы преподавателя и отвечаю на них» 51,7% ответили утвердительно, но в то же время 46,7% не хотят принимать участие в конкурсах, олимпиадах по математике (утверждение № 4). В данном случае мотивацией работы на занятии является отметка за урок.
48,3% учащихся стараются решить задание по математике до конца, даже если оно требует выполнения однотипных длительных операций, и в то же время 46,7% не хотят посещать внеклассные мероприятия (кружок, элективный курс, дополнительные занятия) по математике.
Данное сравнение некоторых утверждений подчеркивает то, что на сегодняшний день мотивацией к изучению математики является предстоящая сдача экзаменов, оценка за урок, отношение учителя к ученику, но не внутренняя мотивация, побуждающая к действию, не познавательный интерес.
Таким образом, данное исследование показывает, что уровень развития познавательного интереса студентов педагогических колледжей низок. В случае проявления интереса к математике анализ отдельных высказываний методики позволил выяснить, что данный интерес вызван не внутренним мотивом, не познавательным интересом к самой дисциплине, а предстоящим экзаменом, ожиданием положительной оценки по математике.
Библиографическая ссылка
Алешина М.П. УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30794 (дата обращения: 10.12.2023).