Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В РАМКАХ КУРСА «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ» НА ФАКУЛЬТЕТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лопатина О.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»
В статье исследуются практические возможности повышения правовой компетентности у педагогических работников в рамках курса «Нормативно-правовое регулирование в сфере образования» на факультете дополнительного образования. Автор статьи видит логику осуществления емкой в теоретическом и практическом смысле задачи в системном подходе: выявление достоверных данных о состоянии правовой компетентности педагогов – слушателей данного курса; использование дидактических средств, расширяющих пространство правовой культуры личности; экстраполяция правовых знаний на практику образовательного процесса. Необходимость обращения к исследованию проблемы повышения правовой компетентности педагогов вызвана тем, что в современном мире вопрос о правовом образовании педагогических работников является актуальным, потому что, как показывает опыт работы на факультете дополнительного образования, педагоги не в полной мере обладают базовыми знаниями об институтах и инструментах правового поля, не знают содержания правовых норм. В статье автор исходя из достоверности фактов указанного выше явления показывает возможные подходы к устранению отмеченных недостатков в условиях обучения педагога на факультете дополнительного образования. Вследствие этого обосновывается значимость повышения правовой компетентности у педагогических работников в области правовой грамотности через систему обучения слушателей факультета дополнительного образования.
правовая компетентность
правовая компетентность педагогических работников
правовое образование
правовая культура
1. Хасия Т.В. Правовая компетентность в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. Челябинск, 2011. Т. II. С. 94-96.
2. Сыпачева Г.Ш. Определение понятия правовых компетенций будущего учителя // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/pdf/2014/2/210.pdf (дата обращения: 28.03.2021).
3. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статус, 2009. 51 с.
4. Соколов Н.Я. Основные направления исследований профессионально-юридической группы // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории. М., 2011. 48 с.
5. Московцев Д.В. Теоретико-методологический подход к формированию правовой компетентности у будущих педагогов профессионального образования // Вестник МГОУ. Сер.: Педагогика. 2015. № 3. С. 155-163.
6. Нуриахметова Н.Р. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогов как условие кадровой поддержки модернизации современной школы. автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2012. 23 с.

Само слово «образование» сегодня вызывает ассоциацию со множеством проблем, имеющих разное понимание в общественном сознании и их толкование. В формате дискуссий обсуждаются и содержание образования, и формы учебного процесса, и варианты контроля знаний, итоговой аттестации, и т.д. Но при этом понятие «образованность» отошло на задний план, в общем, о нем почти забыли, увлекшись цифровизацией образования, описанием актуальности ее преимуществ, игнорируя классические достоинства образованности как социальной дефиниции личности. Правовая культура – одно из достоинств образованного человека, показатель его личностной компетентности. Принадлежность к любой профессии не исключает необходимости знаний об институтах и инструментах правового поля, знания содержания правовых норм. Современный педагог – субъект той профессиональной категории, которой надлежит обладание высокой правовой компетентностью, и вопрос заключается в том, какие реальные возможности можно использовать в системе повышения квалификации, чтобы не только восполнить недостающие знания, но и активизировать обучающихся к самостоятельному общекультурному совершенствованию. Это можно считать одной из проблем современного образования, потому что «…модернизация системы образования в Российской Федерации на современном этапе обусловливает возрастание социально-правовой активности педагогических работников, что влечет за собой необходимость развития сознательной основы правомерного поведения участников образовательного процесса с целью снижения вероятности возникновения рисков в данной среде». [1]

Цель исследования – на основе анализа теории и полученных эмпирических данных определить уровень правовой компетентности у педагогических работников в рамках курса «Нормативно-правовое регулирование в сфере образования» на факультете дополнительного образования в педагогическом вузе, а затем, пользуясь полученными знаниями, приступить к решению следующих задач:

– изучить понятие «правовая компетентность»;

– проанализировать направления, формы и методы развития правовой компетентности у педагогических работников;

– выявить путем диагностики уровень правовой компетентности педагогических работников; определить – теоретически и практически – эффективные методы повышения правовой компетентности педагогов.

Материал и методы исследования. Доказано практикой: дефицит правовой грамотности не позволяет большинству педагогов действовать в рамках закона в юридически значимых ситуациях, поэтому чаще всего это происходит интуитивно, без осознанного использования правовых установок.

В то же время сам процесс совершенствования правовой грамотности – явление объективное, требующее от педагогов подтверждения знаний нормативно-правовых документов. Объяснением этому служит то, что характер и ритм современной общественной жизни требуют практической активности при решении возникающих проблем в организации педагогической деятельности.

Закономерен вопрос о выборе стратегии совершенствования правовой грамотности/правовой культуры педагогов-практиков, и здесь можно использовать точку зрения исследователей, обращающих внимание на то, что «…правовые компетенции как сложные, целостные интегративные образования включают в себя совокупность знаний, умений, навыков и качеств личности и частных компетенций» [2].

Современная действительность требует от педагогов высокого уровня профессионализма, частью которого являются и правовые знания, убеждения, установки личности.

«Правовая компетентность как аспект высокого уровня профессионализма, согласно точке зрения исследователей этой проблемы С.С. Алексеева, Н.Я. Соколова, совмещает в себе совокупность уровня правосознания, правовых знаний, убеждений, установок личности, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества, совершенства законодательства, юридической практики» [3, 4].

Именно это положение стало отправным пунктом в нашей исследовательской работе, в которой мы пользовались определением правовой компетентности как функции, совмещающей в себе социально-когнитивные и психологические составляющие, что соответствовало точке зрения правовой компетентности Д.В. Московцева, Н.Р. Нуриахметовой [5, 6].

Нашей образовательной задачей было способствовать формированию у педагогов, проходящих курсы по повышению квалификации, мотивации к повышению своей правовой компетентности, обогащению знаний, позволяющих уверенно ориентироваться в правовом поле.

Основными проблемами для педагогических работников, как показывало взаимодействие с ними в учебном процессе, являются постоянно обновляемое российское законодательство об образовании и практика регулирования образовательных отношений и общественных отношений в сфере образования, необходимость приближения образовательной деятельности к реалиям принятия решений.

Решение проблемы правовой компетентности педагогических работников связано с повышением уровня правовой осведомленности, а именно со знанием нормативных документов по вопросам обучения и воспитания, Конвенции о правах ребенка, трудового законодательства, знанием законов, отражающих правовой статус педагогических работников, обучающихся, родителей, знанием нормативных положений о специфике правового регулирования деятельности образовательной организации, что позволяет педагогу ориентироваться в изменяющихся социально-правовых условиях.

Также мы использовали образовательные технологии, развивающие умения отбора, использования и анализа актуальной информации правового характера. При этом занятия строились таким образом, что они были одинаково полезны и для школьных учителей, и для педагогов дополнительного образования, а также для воспитателей, руководителей образовательных организаций и т.д.

Вариативное использование методик, ориентированных на разнородный профессиональный состав учебной аудитории, осуществлялось с целью обогащения умений исполнять трудовые функции на основе полноценной правовой осведомленности, необходимой современному педагогу.

Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, сравнение, обобщение; эмпирические – тестирование, анкетирование.

Исследование проводилось с 2018 по 2021 гг. на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» на факультете дополнительного образования.

Результаты исследования подтвердили правильный подход к определению структуры образовательного процесса и его дидактического наполнения.

Результаты исследования и их обсуждение. На начальном этапе проведена диагностика уровня правовой компетенции. Согласно полученным данным, только 21% педагогических работников владели правовой компетентностью. Полученные результаты подтвердили необходимость реализации курса «Нормативно-правовое регулирование в сфере образования» на факультете дополнительного образования.

Более углубленный характер исследования состояния правовой компетентности педагогов носило тестирование, которое состояло из 34 вопросов закрытого/открытого типа, позволяющих получить общее представление о правовой культуре педагогических работников, а также определить системный комплекс мер развивающего и коррекционного характера.

Тестирование педагогических работников в рамках курса «Нормативно-правовое регулирование в сфере образования» проводилось отдельно (по группам) с учетом занимаемой должности. При этом с целью учета специфики деятельности вносились изменения, не имеющие принципиального характера, таким образом, тесты были практически идентичны. Общее число слушателей, которые прошли тестирование, составляло 187 человек: 78 учителей, 55 директоров школ, 34 завуча и 20 воспитателей. Все имели высшее образование.

Особое внимание в процессе обучения уделялось диагностическому материалу, ориентирующему слушателей курсов на значимость правовой, общекультурной эрудиции. Вопросы формулировались таким образом, чтобы педагоги самостоятельно оценивали свои знания нормативно-правовых документов, осознанно формулировали задачи своего профессионально-правового совершенствования.

Углублению в обсуждаемую проблему способствовали дискуссионные формы занятий. Ведущей темой таких занятий была жизнестойкость педагога в современном дисгармоничном обществе. Исходя из того, что в общеметодологическом плане понятие «жизнестойкость» включает в себя множество целостных технических, биологических, социобиологических и социальных систем, мы обращали внимание на значимость для личности профессионала фактора правовой ориентации в обществе.

Слушатели курсов с интересом приняли ту мысль, что жизнестойкость субъекта выражает интегральную способность целостной системы к устойчивости, к сохранению своих функций в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды. В этих границах она устойчива к воздействиям и успешно противостоит им.

Педагоги анализировали проблемные практические ситуации, в которых правовая эрудиция предупреждает негативные последствия в сфере межличностных отношений образовательного пространства учебного заведения, способствует их нормализации.

Также коллективно обсуждался и такой аспект правовой компетенции профессионала, как социальная характеристика качественного уровня его жизненных сил, которые при условии их пополнения определяют успешность личностно-профессиональной самореализации. Можно считать успешным и тот момент, что педагоги – слушатели курсов, заинтересовано обсудив это положение, пришли к выводу о том, что низкий уровень правовой культуры преподавателей проецирует недостатки процесса обучения. К ним отнесли следующие: психологическое давление, нежелание идти на контакт со студентами, неспособность сконцентрировать внимание студентов без жестких мер и т.д.

Все это подтверждало практическую пользу рассмотрения проблемы правовой компетенции педагогов в ее широком социально-культурно-профессиональном аспекте.

Как показали результаты проведенного тестирования, низкий уровень знаний нормативно-правых документов отмечен у воспитателей: у них знания законодательства в сфере образования схематичны и не систематизированы. Они слабо ориентируются в массе нормативно-правых актов, регламентирующих их деятельность в ДОУ, поэтому результат ответов на вопросы в тесте следует оценить как «удовлетворительно» (0–47 баллов).

Средний уровень – у учителей, они ориентируются в большом количестве нормативно-правых актах, понимают свои права и обязанности, обладают необходимыми навыками работы с нормативно-правовыми документами, у них сформированы необходимые умения и навыки работы с нормативно-правовыми актами путем решения правовых задач (47–98 баллов).

Высокий уровень отмечается у директоров и завучей образовательных организаций: наблюдаются свободное владение правовыми документами и материалами, знание законов и других нормативных актов, регулирующих жизнедеятельность образовательных организаций, практическая способность к правомерной реализации профессиональной деятельности. У них высокие результаты ответов на тесты (0–99 баллов).

Таким образом, анализ состояния правовой компетентности обучающихся педагогов определил характер практической направленности образовательного процесса.

Формы работы с педагогами были направлены на отработку навыков работы с нормативными источниками с целью обновления информации с учетом изменений в законодательстве, информации о правилах работы правовых институтов.

Повышение квалификации педагогических работников в области правовой грамотности реализовывалось в очной (дистанционной) формах образовательного процесса для педагогов, повышающих свою профессиональную квалификацию, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и организаторов курсов.

Особое внимание было уделено разбору проблемных вопросов овладения знаниями в области функционирования правовых институтов на современном этапе, поэтому обязательным является проведение практических занятий, которые необходимы для применения полученных на лекциях знаний. Проведение практических занятий явилось неотъемлемой частью подготовки, так как нацеливало на практическое применение полученных знаний, которые помогают педагогу скорректировать свою деятельность при выполнении профессиональных функций и в реализации собственных прав.

Получаемые результаты (динамика правовой компетентности) укрепляли правильность представления о том, что образовательный процесс повышения квалификации педагогических работников непременно должен строиться в логике деятельностного подхода через решение ситуационных заданий, диалоговое взаимодействие, при сочетании лекционных и практических занятий.

Повышение квалификации педагогических работников в области правовой грамотности, реализуемое в очном и дистанционном форматах на базе Тихоокеанского государственного университета, дало основание сделать следующие выводы:

– в основе организации повышения квалификации педагогических работников в области правовой грамотности на базе университета предполагается, что образовательная деятельность в области повышения квалификации должна носить не формальный, а личностно-ориентированный, индивидуально значимый характер;

– человек, проходящий курсы, должен прийти к осознанию необходимости своего правового самосовершенствования, обрести умения этого;

– обучающийся должен получить знаниевую и морально-психологическую подготовку к переходу на более высокий уровень обогащения правовой грамотности.

Фактически этот уровень на курсах представлен программой «Нормативно-правовое обеспечение образования», имеющей конкретную практическую направленность при оснащении инновационных методических средств (интерактивных, мультимедийных, демонстрационных, наглядно-иллюстрационных и т.д.). Также внимание обращено на развитие навыков самостоятельной работы со специальной литературой, развитию аналитических приемов работы с текстами.

В процессе обучения предусматривалось обязательное выполнение слушателями самостоятельных работ прикладного характера.

Заключение. Результатами освоения курса являются формируемые правовые (профессиональные) компетенции слушателей, которые дают им возможность самостоятельно знакомиться с правовой информацией, оценивать ее актуальность и необходимость использования в учебном процессе. По прохождении курсов педагоги показывают умение строить свои занятия на правовой основе с использованием модулей правовой грамотности, наполненных практическими проективными заданиями.

Теоретическая значимость работы: рассмотрено понятие правовой компетентности в аспекте педагогической деятельности, определены компоненты правовой компетенции.

Практическая значимость исследования. Представлены модель повышения правовой компетентности у педагогических работников средствами курса «Нормативно-правовое регулирование в сфере образования», электронные тексты лекций, презентации, диагностические материалы.

Личный вклад автора заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке влияния курсов повышения квалификации на формирование правовой компетенции. Определены критерии сформированности правовой компетентности педагога:

– осознание ценности права (аксиологический компонент);

– осознание значимости знаний о праве и правовых явлениях;

– способность своевременно и оперативно находить, перерабатывать и анализировать правовую информацию;

– способность контролировать результаты своей деятельности (рефлексия);

– стремление воспринимать реальность в социально-правовом контексте (мотивационный критерий).

Сформированность этих критериев позволяет педагогическим работникам грамотно осуществлять свою профессиональную деятельность – разбираться в основных правовых вопросах, принимать оптимальные решения в создавшейся правовой ситуации и разбираться в основных правовых вопросах, включаться в реальные правовые отношения в процессе организации профессиональной деятельности, действовать конструктивно в изменяющихся условиях.

Основные результаты исследования представлены в публикациях сборников всероссийских конференций, обсуждены на научно-методологических семинарах кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет».


Библиографическая ссылка

Лопатина О.С. ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В РАМКАХ КУРСА «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ» НА ФАКУЛЬТЕТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30785 (дата обращения: 18.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074