Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Мальцева А.Н. 1 Мальцев В.Н. 1 Мальцева Л.С. 1
1 ФГБОУ ВО «КГМУ» (Курский государственный медицинский университет)
В представленной статье авторы дали аналитическую оценку максимальной готовности современного медицинского специалиста в полном объёме использовать инновационные методы непрерывного медицинского образования. Авторами проведено социологическое анонимное исследование практикующих врачей различных специальностей, работающих в многопрофильном медицинском учреждении. В современном мире происходит модернизация системы дополнительного профессионального образования, которая предполагает сделать его инновационным, непрерывным и отвечающим интересам и запросам медицинского работника. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» особое внимание уделяет современным методам обучения дополнительного профессионального образования, которое должно стать удобным, для специалистов, с возможностью обучения на рабочем месте. С этой целью используются современные методы подачи профессиональных навыков, такие как дистанционные, электронные и симуляционные образовательные технологии. В исследовании участвовало 30 респондентов, среди которых проводился социологический опрос. Средний возраст респондентов - участников социологического исследования составил 45.8 года. Базовый цикл повышения квалификации по специальности для получения сертификата прошли 100% участников исследования согласно нормативным срокам повышения квалификации медицинских работников на базе Института непрерывного образования Курского государственного медицинского университета. В представленных результатах исследования мы отметили высокий уровень активности использования дистанционных методов обучения (92%) среди респондентов, особенно в условиях пандемии. В 75% случаев посещались вебинары, онлайн-конференции, лекции. Впервые проведен статистический сравнительный анализ повышения квалификации медицинских работников между традиционной формой образования, т.е. «знаниевой» моделью обучения, и «компетентностной» моделью современного образования в условиях пандемии COVID-19 на базе Института непрерывного образования Курского государственного медицинского университета.
непрерывное образование
дистанционное обучение
инновационные методы
респонденты
социологический опрос
1. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)". [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 12.04.2021).
2. Мальцева А.Н. Современные методы в учебном процессе медицинского ВУЗА// Современные проблемы науки и образования. 2019. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29040 (дата обращения: 08.04.2021).
3. Меликян А.В. Международная образовательная деятельность российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 1. С. 52-62.
4. Лебедева М.М. Международно-политические процессы интеграции образования // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 3. С. 385-394. DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.385-394.
5. Вашурина Е.В., Евдокимова Я.Ш. Развитие системы привлечения иностранных студентов: региональная модель // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 1. С. 41-51.
6. Dymock D., Tyler M. Towards a more systematic approach to continuing professional development in vocational education and training. Studies in Continuing Education. 2018. Vol. 40. Is. 2. P. 198-211. DOI: 10.1080/0158037X.2018.1449102.

В настоящее время непрерывное образование называют образованием длиною в дорогу жизни. Данная формулировка основана на принципе самообучения и самомотивации к обучению на протяжении профессионального пути. Постоянное обучение на протяжении трудовой деятельности подразумевает как варианты традиционного обучения, т.е. «знаниевой» модели, так и использование цифровых, интерактивных методов обучения, которые используются в рамках новой современной модели непрерывного образования, так называемой компетентностной модели. Традиционная форма непрерывного образования использовалась в 100% случаев для получения сертификационного документа, свидетельства повышения квалификации специалиста. Современная форма обучения основана на изучении профессиональных компетенций и навыков. Это та форма образования, которая рассчитана на повышение квалификации и переподготовку специалиста. Это всё входит в понятие «дополнительное профессиональное образование». В нормативных документах об образовании в Российской Федерации дано определение: «дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [1]. Сегодня непрерывному образованию уделяют особое значение в практическом здравоохранении, данная форма обучения обязательна для всех медицинских специальностей, так как является основополагающим условием трудовой деятельности. Однако требование времени делает акцент на дополнительном медицинском образовании, дающем право практикующему специалисту расширить свои профессиональные возможности (рис. 1).

Основными принципами дополнительного непрерывного образования являются: 1. Модульная структура обучающих программ; 2. Внедрение дистанционных технологий обучения; 3. Внедрение кредитной оценки системы непрерывного профессионального развития специалиста; 4. Участие профессиональных ассоциаций; 5. Заинтересованность специалиста в обучении; 6. Индивидуализация профессионального обучения. Преимущества цифровых технологий в системе дополнительного профессионального образования отражаются в следующем: а) возможность обучения без отрыва от производства; б) использование современных инновационных систем; в) экономия временных и финансовых затрат; г) оперативный контакт с отечественными и зарубежными специалистами; е) архивирование полученных знаний; ж) переход к системе аккредитации специалистов. Привычный ритм учебного процесса в высшей школе, как и во всех сферах жизнедеятельности человечества, прервала пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, которая внесла коррекцию в сферу медицинского образования, и то, что планировалось внедрить планомерно в ближайшем будущем, потребовало внедрения сейчас. Привычный формат медицинского образования в период пандемии коронавируса (COVID-19) был подвергнут значительной коррекции и приобрел дистанционный формат, что потребовало значительных преобразований в методике преподавания, особенно изменений тех разделов науки, где необходимы профессиональные практические навыки [2]. Медицинское образование имеет свою специфику, так как обучающиеся должны получить практические навыки у постели больного, в операционной, родильном зале. В условиях самоизоляции адаптироваться в короткий промежуток времени пришлось как педагогическому составу, так и обучающимся. В Приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» особое внимание уделяется современным методам обучения в дополнительном профессиональном образовании, которое должно стать удобным для специалиста, с возможностью обучения без отрыва от рабочего места. Современный педагогический процесс отличается от классического базового метода обучения применением различных цифровых моделей подачи материала. С этой целью используются современные методы подачи профессиональных навыков, такие как дистанционные, электронные и симуляционные образовательные технологии [3]. Основу для дополнительного дистанционного педагогического процесса обеспечила платформа ZOOM, которая позволила проводить лекции, семинары, конференции на расстоянии. Сегодня использование электронных технологий в дополнительном дистанционном обучении позволяет повысить его качество. Дистанционное образование в условиях пандемии COVID-19 является альтернативной платформой по отношению к традиционной форме обучения врачей. Особенно необходим удаленный доступ к информации и обучению для сельской медицины. В сельских районах электронная медицинская библиотека может стать одним из наиболее эффективных путей использования информационного прогресса в клинической медицине [4]. Медицина требует практических навыков, которые можно приобрести в условиях прямого контакта с пациентом в операционной, у постели больного. Однако в условиях пандемии приоритет остаётся за теоретической формой обучения и проведением симуляционных курсов дистанционно. Цифровое образование позволяет сократить время обучения благодаря быстроте коммуникации преподавателя и обучающегося, а также благодаря возможности использования почти всех форм обучения (в том числе самостоятельной работы в электронной библиотеке) с помощью компьютера. Данная платформа обучения подразумевает самостоятельную регламентацию времени, необходимого для усвоения учебного материала, контрольных работ и экзамена в пределах отведенного срока обучения [5]. Всё это позволило расширить возможности обучения в условиях изоляции, увеличить количество обучающихся из других регионов России, а также остаться на высоком уровне преподавания. На базе Института непрерывного образования Курского государственного медицинского университета дополнительные профессиональные программы имели заочную форму обучения в связи с масштабной коррекцией методики преподавания в условиях пандемии COVID-19.

Цель исследования: изучить эффективность проведения дистанционного дополнительного образования Курского государственного медицинского университета среди медицинских работников и готовность медицинских работников к профессиональной деятельности в период пандемии COVID-19.

Материалы и методы исследования: проведено аналитическое исследование реорганизации педагогического процесса на платформе дополнительного профессионального образования в медицинском вузе, включен сплошной анонимный социологический опрос практикующих специалистов об эффективности применения в условиях пандемии дистанционных форм обучения в рамках дополнительного медицинского образования.

Результаты и обсуждение исследования. Требование времени - совершенствование компетентности специалиста на протяжении всей трудовой деятельности - ставит перед высшей школой задачу усовершенствования учебного процесса с учетом современных возможностей как отечественной школы, так и зарубежной в условиях пандемии. Значимость непрерывного образования была подтверждена на международном уровне. Европарламент рассматривает непрерывное образование как ключ к обеспечению социальной интеграции и достижению равных возможностей [6]. В исследовании участвовало 30 респондентов, среди которых проводился социологический опрос. Средний возраст респондентов составил 45.8 года. Базовый цикл повышения квалификации по специальности для получения сертификата прошли 100% участников исследования согласно нормативным срокам повышения квалификации медицинских работников на базе Института непрерывного образования Курского государственного медицинского университета. В представленных результатах исследования мы отметили высокий уровень активности использования дистанционных методов обучения (92%) среди респондентов, особенно в условиях пандемии. В 75% случаев посещались вебинары, онлайн-конференции, лекции. Впервые проведен статистический сравнительный анализ повышения квалификации медицинских работников между традиционной формой образования, т.е. «знаниевой» моделью обучения, и «компетентностной» моделью современного образования в условиях пандемии COVID-19. Дистанционное дополнительное профессиональное образование отвечает современным требованиям и профессиональным интересам как отдельной личности, так и работодателя, что отмечается при выборе модели обучения, также прослеживается четкая тенденция у обучающихся к выбору «компетентностной» модели обучения. Надо отметить, что «знаниевая» модель, т.е. традиционный вариант обучения в медицинском вузе, остается всё-таки базовой (рис. 2).

Рис. 2. Развитие системы ДПО в образовательном процессе КГМУ

Анализируя вопросы, связанные с дополнительным профессиональным образованием, нельзя не учитывать регионализацию образования в настоящее время. В настоящее время появились рынки образовательных услуг, возрастает регионально-отраслевой фактор, влияющий на систему образования, расширяются территориальные границы в образовательном процессе вуза. В условиях современной экономической политики формируется закономерная связь между экономической организацией региона и образованием как средством удовлетворения требований общества и государства в подготовке высококвалифицированного специалиста.

Рис. 3. Динамика контингента обучающихся на базе КГМУ

За период с 2017 по 2020 год, особенно в период пандемии COVID-19, мы увидели значительное увеличение процента обучающихся других регионов (рис. 3). Реорганизация, мобильность и гибкость в технической платформе, требования образовательного процесса, большой выбор разработанных дополнительных программ, высокий уровень педагогического процесса с использованием современных высокотехнологичных методов, как отечественных, так и зарубежных научных достижений - способствуют прогрессивному развитию системы дополнительного образования в Курском государственном медицинском университете, тем самым привлекая внимание иногородних практикующих врачей. Дистанционное дополнительное обучение медицинских работников особенно важно для жителей сельской местности, отдаленных территориально от областных центров в период пандемии. Дистанционное обучение, участие в онлайн–конференциях, вебинарах, использование электронной библиотеки для сельского врача - все эти сегменты образовательного процесса позволяют получить высокопрофессионального специалиста независимо от места трудовой деятельности и без отрыва от производства. Проведенный социологический опрос показал абсолютную эффективность использования различных цифровых платформ в педагогическом процессе на этапе дистанционного дополнительного обучения практикующих врачей в условиях пандемии. На основании проведенного опроса мы получили характеристику качества дистанционного дополнительного профессионального образования на базе Института непрерывного образования КГМУ (таблица).

Результаты социологического опроса респондентов

Вопросы для респондентов

Ответы респондентов

Да, %

Нет, %

1. ДОП ориентировано на конкретную модель высокопрофессионального специалиста?

92

18

2. ДОП ориентировано на обеспечение удовлетворения профессионально-образовательных интересов обучающихся?

100

0

3. ДОП приближено к потребителю?

98

2

4. ДОП имеет гибкую, мобильную, практическую систему, применяющую в педагогическом процессе все современные цифровые технологии?

89

11

Изменения в российской системе дополнительного профессионального медицинского образования в условиях эпидемиологической ситуации потребовали необходимость корректирования педагогического процесса, однако эта чрезвычайная ситуация не повлияла на качество образовательного процесса, что отражено в результатах опроса респондентов.

Выводы. В сложных условиях пандемии COVID-19, где каждый вуз в России проходит испытание на прочность, Курский медицинский университет имеет мощную современную материально-техническую базу, прочное цифровое обеспечение. Все это позволило максимально быстро реорганизовать процесс обучения в условиях пандемии. Имея удаленный доступ для педагогического процесса в полном объёме, используя современные цифровые методики преподавания с учетом специфики специальности врача, необходимости отработки практических навыков, дополнительное образование позволило практикующим врачам получить максимальные профессиональные компетенции независимо от сложившейся внешней эпидемической ситуации. В кратчайший период были разработаны рабочие программы дополнительного профессионального образования, дающие право в рамках дистанционного образования получить возможность обучаться на онлайн-платформе. Такая форма обучения позволила максимально расширить тематический диапазон, при этом качество преподавания оставалось на высоком уровне. Полноценное обеспечение всех сегментов дополнительного непрерывного медицинского образования Курского медицинского университета в условиях пандемии COVID-19 дало возможность обучаться не только специалистам курского здравоохранения, но и практическим врачам других регионов России.


Библиографическая ссылка

Мальцева А.Н., Мальцев В.Н., Мальцева Л.С. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30778 (дата обращения: 04.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674