На современном этапе развития системы высшего образования становится актуальным создание эффективной системы сопровождения преподавателей вуза, которые не имеют профессионального педагогического образования. Конструируя содержание педагогической деятельности преподавателя медицинского вуза, обратимся к исследованиям данной проблемы. В ряде работ подчеркивается, что «…в процессе проектирования контекста педагогической деятельности обучающиеся выбирают и используют те ресурсы образовательного пространства, которые будут способствовать их дальнейшему профессиональному становлению. У обучающихся появляется возможность включиться в процесс рефлексии своего образования, что позволяет им наиболее точно выбирать направление проектирования и последовательно строить дальнейшие шаги» [1]. Определим модули подготовки, которые необходимо реализовать в дополнительном профессиональном образовании преподавателей, такие как: модуль 1. Теоретико-методологические основы высшего медицинского образования; модуль 2. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза; модуль 3. Технологии профессионально ориентированного образования в медицинском вузе; модуль 4. Организация образовательного процесса в медицинском вузе.
Целями исследования являются разработка и реализация на практике в последипломном образовании алгоритма деятельности преподавателя вуза, создание пакета методических материалов, использование которых позволит эффективно организовывать образовательный процесс.
Материал и методы исследования. В исследовании использовались следующие методы: 1) теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; 2) обобщение практического опыта работы с преподавателями вуза, обучающимися в системе последипломного образования по программе «Преподаватель профессионального образования», накопленного в образовательной практике кафедры педагогики и психологии ДПО (дополнительного профессионального образования) в Омском государственном медицинском университете.
Результаты исследования и их обсуждение. Как известно, в последнее время достаточно актуальным и востребованным видом деятельности стало педагогическое проектирование. По мнению чиновников в сфере образования: «…с 2020 года в системе повышения квалификации предполагаются изменения: организация курсов повышения квалификации блочно (пять блоков): предметный (что преподавать), методический (как преподавать), психолого-педагогический и воспитательный, а пятый блок – обязательная стажировка» [2, с. 21]. Каждое образовательное учреждение задается вопросом: как подготовить педагогические кадры, которые эффективно владеют актуальными видами педагогической деятельности? Формирование навыков педагогического проектирования у преподавателей медицинского вуза является основой психолого-педагогической подготовки в структуре последипломного образования [1]. Рассматривая данный вопрос, мы определили различные варианты проектирования контекста педагогической деятельности (либо непосредственно самого образовательного процесса). Оптимальным вариантом решения этого вопроса является рассмотрение контекста профессиональной деятельности в виде педагогической ситуации [3, с. 80].
Исходя из этой позиции можно определить основные проектировочные умения, которые необходимо развить у преподавателя медицинского вуза, не имеющего педагогического образования, но, тем не менее, занимающегося педагогической деятельностью. Определим минимум таких умений, требуемых для формирования психолого-педагогической компетенции: прогнозирование педагогической ситуации; выстраивание вектора реализации педагогической ситуации; определение вариантов ее решения в разных условиях; рефлексия результативности действий преподавателя и обучающихся.
Проанализируем примеры ситуаций и их смысл, которые позволяют выстраивать алгоритм педагогической деятельности преподавателю:
– первый шаг: введение учебной информации. Педагогический смысл этой ситуации заключается в аутентичном понимании смысла информации, предупреждении неприятия информации и ее искажения;
– второй шаг: формирование первичного опыта. Педагогический смысл этой ситуации заключается в погружении в имитационную, профессиональную деятельность на основе полученной информации в различных системах взаимоотношений;
– третий шаг: тренинг. Смысл – многократное повторение на практике формируемых компетенций, представленных в учебной программе и фонде оценочных средств;
– четвертый шаг: создание креативной ситуации. Педагогический смысл этой ситуации заключается в создании условий «незнакомого, неопределенного» как возможности выхода на индивидуально-креативный уровень разрешения учебной проблемы;
– пятый шаг: анализ эталонных ситуаций. Педагогический смысл этой ситуации заключается в рассмотрении эталонов оптимального решения проблемных ситуаций, связанных с предъявляемой учебной информацией;
– шестой шаг: обратная связь. Педагогический смысл этой ситуации заключается в получении адекватной информации об эффективности усвоения предъявляемой учебной информации [4, с. 140].
Приведем пример разработанной на занятиях по дисциплине «Коммуникативная компетентность врача» ролевой игры «Претендент», которая содержит в себе различные виды описанных выше педагогических ситуаций.
Дается инструкция для группы, в которой описываются роли обучающихся и рассматривается конкретный пример взаимодействия опытного врача и претендента на должность в клинике.
Слушатели формулируют 3–5 вопросов для собеседования, имея в виду контекст будущей деятельности претендента, не принимая во внимание его предыдущий опыт работы. Возникает проблема определения явных и скрытых мотивов претендента на должность. При этом у него есть инструкция для прохождения собеседования, в которой указываются возможные мотивы и его основные действия. Показателем успешного овладения данной техникой является определение скрытого мотива претендента путем использования не более 5 открытых вопросов. После окончания игры преподаватель совместно со слушателями обсуждает результаты и причины, которые помогли или затруднили решить поставленную задачу. Приведенный пример содержит в себе такие виды педагогических ситуаций, как: формирование первичного опыта, креатив, эталон, обратная связь.
За счет погружения в конкретную ситуацию, формулирования различных вопросов, включения слушателей в диалог и иного достигаются необходимые ситуативные эффекты. [5, с. 97].
Действия по проектированию педагогической деятельности не могут привести к необходимому результату, если не разработаны критерии и не описаны показатели и способы диагностики их проявления [4]. Нами был предложен ряд критериев, которые позволили оценить эффективность конструирования содержания педагогической деятельности слушателями при реализации программы «Преподаватель профессионального образования» (табл.).
Система критериев, характеризующих уровень развития компетентности в области конструирования содержания педагогической деятельности
Критерии |
Показатели |
Методы диагностики |
Эмоционально-ценностный |
1) ценностная мотивация к профессионально-педагогической деятельности; 2) отношение к развитию профессионально-педагогических компетенций; 3) внутренняя потребность в применении сформированных профессионально-педагогических компетенций в образовательном процессе вуза |
1) самооценка и взаимооценка, экспертная, 2) анализ эмоционально-ценностного отношения слушателей к различным видам педагогических ситуаций |
Когнитивный |
1) знание всего спектра современной педагогической информации; 2) психолого-педагогический тезаурус, свободное владение психологическими и педагогическими понятиями |
1) анализ ответов слушателей при решении педагогических ситуаций; 2) самооценка, взаимооценка и групповая оценка по предложенным схемам анализа результативности занятия |
Деятельностно-рефлексивный |
1) применение психолого-педагогических компетенций в профессиональной деятельности; 2) субъектная позиция личности в сфере образовательных отношений; 3) наличие коммуникативных компетенций и креативность в решении педагогических ситуаций; 4) рефлексия собственной педагогической деятельности |
1) самооценка и взаимооценка, групповая оценка; 2) оценка внешними экспертами; 3) защита разработанных слушателями педагогических ситуаций; 4) анализ решения педагогических ситуаций |
Разработанная нами анкета позволила оценить уровень развития компетентности в области конструирования содержания педагогической деятельности. В анкетировании приняли участие слушатели, обучающиеся второй год по программе (37). Вопросы анкеты структурированы по трем критериям, описанным в таблице.
Анкета. «Оценка уровня развития компетентности в области конструирования содержания педагогической деятельности при обучении по программе “Преподаватель профессионального образования”».
Уважаемые слушатели, заполните предлагаемую Вам анкету. В предложенной шкале оценивания обведите ту цифру, которая наиболее полно отражает Ваше мнение, где 1 – не отражает совсем, 10 – отражает полностью. Ваши ответы помогут оценить уровень развития компетентности в области конструирования содержания педагогической деятельности при обучении по программе «Преподаватель профессионального образования».
Эмоционально-ценностный критерий
1. Влияет ли на Ваше отношение к профессионально-педагогической деятельности при обучении по программе:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
2. Насколько помогает обучение по программе развивать Ваши профессионально-педагогические компетенции:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
3. Оцените Вашу внутреннюю потребность в применении сформированных профессионально-педагогических компетенций в образовательном процессе вуза:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Когнитивный критерий
4. Как Вы оцениваете современность и актуальность предлагаемой Вам педагогической информации:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
5. Насколько полученные педагогические знания применимы в Вашей педагогической деятельности:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
6. Насколько Вы владеете психолого-педагогическим тезаурусом:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
7. Как Вы оцениваете уровень информационного обеспечения образовательного процесса на кафедре:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Деятельностно-рефлексивный критерий
8. Оцените свой уровень проявления сформированных психолого-педагогических компетенций в профессиональной деятельности:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
9. Оцените свой уровень креативности в решении предложенных на занятиях педагогических ситуаций:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
10. Оцените уровень владения рефлексией собственной педагогической деятельности:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
11. Как Вы оцените отношение с заведующим кафедрой педагогики и психологии ДПО:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
12. Как Вы оцените доступность общения и наличие взаимопонимания с преподавателями кафедры педагогики и психологии ДПО:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Ответы на предложенные вопросы позволили сделать некоторые выводы: обучение по программе «Преподаватель профессионального образования» значительно влияет на дальнейшую профессионально-педагогическую деятельность слушателей (средний балл 8,3); помогает развивать профессионально-педагогические компетенции (7,8 балла); при этом 100% опрошенных формирование внутренней потребности в применении полученных компетенций в образовательном процессе оценили на 10 баллов. 81% слушателей оценили по максимуму современность и актуальность полученной педагогической информации, 89% указали на высокий уровень информационного обеспечения на кафедре педагогики и психологии ДПО. 100% опрошенных указали на то, что обучение по программе «Преподаватель профессионального образования» позволяет квалифицированно проектировать содержание собственной педагогической деятельности, используя различные изученные технологии, с помощью проектирования педагогических ситуаций.
Выводы. Практика показывает, что для профессиональной педагогической переподготовки специалистов-медиков, чем именно и занимается кафедра педагогики и психологии ДПО ОмГМУ, необходимо актуализировать следующие условия: нацеленность образовательного процесса на потребности и особенности конкретных обучающихся; включение в структуру содержания профессиональной переподготовки таких знаний и практического опыта, которые обеспечивают развитие гуманитарных форм мышления, поведения, взаимоотношений; включение в структуру переподготовки метадоменов, интегративных, междисциплинарных курсов в целях усиления синтеза информации; ориентацию на открытую образовательную модель, обеспечивающую непрерывное профессионально-личностное развитие, и т.д. [6, с. 74].
Таким образом, эволюционирующая логика выстраивания содержания педагогической деятельности слушателей посредством конструирования педагогических ситуаций переходит с уровня концептуального проектирования деятельности преподавателя на уровень содержания и процессуальный уровень.
Библиографическая ссылка
Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Русаков В.В., Сукач Л.И. КОНСТРУИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30737 (дата обращения: 02.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30737