Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Денмухаметова Э.Н. 1 Фатхуллова К.С. 1
1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В данной статье рассматриваются вопросы обучения татарскому языку в системе общего среднего образования. Татарский язык изучается в общеобразовательных организациях различных типов. Для этого разработаны и утверждены примерные программы, учебно-методические комплексы, аудио- и видеоматериалы, интерактивные учебные средства. В ходе проведенного исследования были проанализированы различные стороны учебного процесса, в том числе определены положительные результаты и причины успехов учащихся; соответствие учебных материалов возрастным особенностям учащихся и их интересам; инструменты оценки уровня владения татарским языком; основные подходы и технологии, используемые на уроках татарского языка, условия повышения квалификации учителей татарского языка. Основная цель исследования заключалась в анализе действующей системы обучения татарскому языку, а также в понимании мотивации изучения татарского языка среди учащихся. В этом заключается актуальность данной статьи. Результаты исследования могут быть использованы при решении текущих и перспективных задач, связанных с совершенствованием языкового образования в Республике Татарстан, при выработке решений по лингвокультурной подготовке учащихся, по созданию интерактивной модели обучения татарскому языку. Статья основана на данных полевых исследований, проведенных по инициативе компании EF Education First и при содействии Министерства образования и науки Республики Татарстан.
татарский язык
общее среднее образование
содержание обучения
образовательные технологии
система контроля
квалификация учителя
1. Примерная образовательная программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для 5-9 классов основного общего образования (электронный источник). [Электронный ресурс]. URL: https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2685499.pdf (дата обращения: 23.03.2021).
2. Примерная программа по учебному предмету «Государственный язык Республики Татарстан - татарский язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (электронный источник). [Электронный ресурс]. URL: https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2685511.pdf (дата обращения: 23.03.2021).
3. Онлайн школа EF-АНА ТЕЛЕ. [Электронный ресурс]. URL: http:// Anatele.ef.com (дата обращения: 23.03.2021).
4. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению (общепедагогический подход): дис. … д.п.н. Екатеринбург, 2003. 426 с.
5. Галиуллина Г.Р., Денмухаметова Э.Н., Юсупова Н.М., Мугтасимова Г.Р., Фатхуллова К.С. Татарский язык и литература. Задания для подготовки к ОГЭ // Татар теле һәм әдәбияты. Төп дәүләт имтиханына әзерләнү өчен биремнәр. [Электронный ресурс]. URL: http://dx.ua/rw52A (дата обращения: 23.03.2021).

В последнее время в общеобразовательной среде все больше и больше начали поднимать вопросы изучения родных языков и обучения родным языкам народов РФ. В связи с этим по инициативе компании EF Education First, которая сопровождает функционирование онлайн-школы по обучению татарскому языку «Ана теле», и при содействии Министерства образования и науки Республики Татарстан было проведено полевое исследование с целью получения объективной информации о состоянии обучения татарскому языку в системе общего образования, а также выявления эффективности различных компонентов этой системы (таких как цели и мотивы, содержание, образовательные технологии, контроль, методология, методическая компетентность учителя), в котором были задействованы общеобразовательные организации (татарские гимназии, школы с русским языком обучения, городские и сельские школы) Республики Татарстан.

Методические материалы для проведения полевого исследования были разработаны под руководством доктора Кристофера Маккормика, члена Королевского общества искусств, исполнительного вице-президента по академическим вопросам EF Education First. Они были объединены в 6 блоков: стандарты образования; содержание; образовательные технологии; оценка; квалификация учителя, методология.

Основная цель исследования заключалась в том, чтобы проанализировать современные подходы в обучении татарскому языку в общеобразовательных учебных заведениях Республики Татарстан, так как в настоящее время необходим методический прорыв в лингвокультурной подготовке учащихся и крайне остро стоят вопросы обучения родным языкам.

Материал и методы исследования

В ходе исследования было проведено анкетирование учителей татарского языка и литературы общеобразовательных школ, а также осуществлен письменный опрос школьников разных классов на предмет отношения к изучению татарского языка. Это позволило выявить положительные результаты и причины успехов учащихся при изучении татарского языка; соответствие учебных материалов возрастным особенностям учащихся и их интересам; инструменты оценки уровня владения татарским языком; основные подходы и технологии, используемые на уроках татарского языка, условия подготовки учителей татарского языка в Республике Татарстан. При этом были использованы метод теоретического анализа, метод анкетирования и наблюдения, статистический метод и метод обобщения.

Результаты исследования и их обсуждения

Как показали результаты проведенного исследования, общая цель изучения татарского языка заключается в развитии у учащихся речевой, языковой и этнокультурной компетенций, которые четко распределены и указываются в каждом этапе обучения. Речевая компетенция предусматривает практическое овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования татарского языка в различных ситуациях общения, соответствующими возрастным и психологическим особенностям учащихся. Языковая компетенция предусматривает овладение основными нормами татарского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Этнокультурная компетенция предполагает овладение нормами татарского речевого этикета, культурой межнационального общения, изучение национально-культурных особенностей татарского языка.

При изучении татарского языка учащиеся татарских гимназий ставят перед собой следующие цели: знание родного языка, языка своих родителей, предков; изучение истории и культуры татарского народа посредством языка; овладение правильной речью, грамотным письмом и произношением; знание традиций своего народа для передачи будущему поколению; выход на коммуникацию и свободное владение языком; воспитание чувства гордости за свой народ, уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры. Цели изучения татарского языка в русскоязычных группах заключаются в следующем: научиться общаться по-татарски с учетом речевых возможностей и потребностей; применять свои знания на практике. Основной мотивацией для учащихся, изучающих татарский язык, являются проживание, обучение и дальнейшая деятельность учащихся на территории двуязычия; владение двумя государственными языками, что поможет им в дальнейшем стать востребованной личностью, реализовать свои жизненные планы, приобщиться к различным культурам. По мнению учителей, положительными результатами обучения школьников родному (татарскому) языку с точки зрения развития коммуникативных умений и компетенций в зависимости от типа школы являются следующие достижения: в русскоязычных группах учащиеся начальных классов могут употреблять фразы и выражения при речевой коммуникации; в среднем звене понимают общее содержание прочитанного и прослушанного, умеют общаться в диалогической и монологической формах; умеют работать в парах, в группе, могут выполнять проектные работы. В татарских гимназиях учащиеся свободно владеют татарским языком и все предметы изучают на родном татарском языке; имеют большой словарный запас; умеют излагать свой взгляд на разные проблемы; отстаивать свою точку зрения; владеют основами культуры устной и письменной речи, способны умело презентовать себя в различных сферах и ситуациях общения. При этом обучение сопровождается изучением культуры народа, что позволяет учащимся осознать свою принадлежность к данному этносу, к региону постоянного проживания; осмыслить собственные этнокультурные истоки. Относительно учебного процесса в русскоязычных группах учителя в своих ответах подчеркнули, что на уроках больше внимания уделяют развитию у учащихся коммуникативной компетенции по всем видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо); в татарских гимназиях же больше времени отводится изучению фонетики, лексики, грамматики татарского языка. Они считают, что преподавание татарского языка в школах не только носит образовательный характер, но и направлено на воспитание личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности. По мнению учителей, в дальнейшем учащимся русскоязычных групп пригодятся компетенции по говорению и аудированию, а учащимся татарских гимназий – по чтению и письму.

Основным документом, определяющим педагогическую деятельность учителей татарского языка и литературы, являются примерные рабочие программы по данным предметам [1, 2]. Они разрабатываются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и основного общего образования. Примерные рабочие программы по татарскому языку и литературе имеют следующую структуру: пояснительная записка, общая характеристика курса, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы. Учителя в своих ответах подтвердили, что они составлены с учетом возрастных особенностей учащихся; в них сохранены системность, преемственность и углубленность материала, темы логически связаны. Также было отмечено, что они содержат четкое руководство по каждой возрастной группе. На основе примерной программы каждый учитель составляет свою рабочую программу для отдельного класса с учетом требований Устава данной общеобразовательной организации. Рабочие программы в начале учебного года утверждаются на заседании методического объединения учителей татарского языка и литературы. Критические замечания были высказаны по примерной программе обучения татарской литературе для русских групп, которая не соответствует возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Для изучения татарского языка и литературы в общеобразовательных организациях разработано несколько УМК и для учащихся татар, и для русскоязычных учащихся. УМК включает в себя учебник, книгу для учителя, интерактивные материалы, рабочую тетрадь. Кроме УМК, учителя используют в своей работе интерактивные материалы из различных электронных источников: журнал «Магариф. Татар теле»; сайты tatarschool; онлайн-школу «Ана теле»; «Айда онлайн», «belem.ru; giylem.tatar; edu.tatar.ru; http://elbette.ru; http://tatkniga.ru, а также википедию на татарском языке. Наиболее эффективной и доступной среди них является онлайн-школа «Ана теле» anatele.ef.com [3].

В ходе исследования было выявлено, что учебные материалы в УМК по татарскому языку (особенно для начальной школы) соответствуют возрастным особенностям учащихся, задания понятны и доступны, поэтому дети активно работают на уроках. Представленные в них темы учат доброте, нравственности, честности. Интерактивные и мультимедийные материалы помогают эффективно и продуктивно изучать татарский язык. В то же время учителя отметили, что в учебниках для основной школы мало заданий на аудирование, на развитие устной речи; нужны более жизненные тексты для чтения, чтобы учащиеся не теряли интереса к учебному предмету. Для улучшения УМК по татарскому языку для татарских гимназий учителя предлагают добавить конкретные упражнения по каждой теме по уровню сложности (для одаренных детей, для среднего уровня и слабоуспевающих). На уроках татарского языка творческие учителя используют метод анализа речевой ситуации (кейс-метод); метод мозгового штурма, метод карусели, метод синквейна, метод блиц-опроса, метод цепочки пожеланий, метод икебаны, метод рефлексивной беседы и т.д. Все эти виды работ наиболее эффективны, когда класс делится на подгруппы и учащиеся выполняют задания в мини-группах. Как показывает опыт работы, интерактивное обучение делает учебный процесс более увлекательным и результативным, повышает мотивацию обучающихся и увлеченность изучаемым предметом на всех ступенях обучения. Все это в совокупности способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, активизации их познавательной деятельности, усилению доброжелательных отношений между учащимися, коллективному взаимодействию. Как утверждают учителя, интерактивное обучение способно научить школьников адаптироваться к меняющимся условиям общения, раскрыть и развивать их творческий потенциал, поддерживать самооценку на высоком уровне. «Положительное, личностное, действенное отношение учащихся к совместной учебной деятельности связано с поиском средств и способов содержательного сотрудничества. Они ищут реальных путей делового взаимодействия друг с другом, оценивают свои и чужие действия с точки зрения их вклада в общий результат, ставят в зависимости от этого промежуточные цели», – подчеркивается в методической литературе [4, c. 5].

В ходе исследования была проанализирована и внеурочная работа по татарскому языку, которая организуется в соответствии с учебно-воспитательным планом общеобразовательной организации. Она включает проведение традиционных мероприятий (День знаний, День родного языка, День матери, Последний звонок, День учителя, День гимназиста, Праздник урожая и т.д.); национальных праздников (Науруз, Сюмбелэ, Сабантуй); конкурсов чтецов, переводчиков, юных писателей; научно-практических конференций, фестивалей, квестов, викторин, работу различных кружков (театрального, литературного, фольклорного, кукольного, экскурсоводов, юных журналистов, юных переводчиков, поэзии); студий (песни и танца, литературной гостиной, изостудии); организацию дополнительных занятий для одаренных и слабоуспевающих учащихся, встреч с известными людьми; выпуск газет на татарском языке; подготовку к олимпиаде, участие в региональных и всероссийских мероприятиях и т.д. Согласно мнению большинства учителей, успехи учащихся по татарскому языку и литературе, в первую очередь, заключаются в умелой и грамотной организации урочной и внеурочной работы. Кроме этого, немаловажное значение для достижения успеха имеют такие факторы, как: заинтересованность учителей, детей и родителей; тесная связь учителя с родителями, которые хотят, чтобы их дети знали татарский язык; солидарность родителей; умение учителя в легкой и доступной форме излагать материал; применение коммуникативных и игровых технологий; построение учебного процесса в форме диалога; компетентность учителя; современный УМК; привлечение дополнительных материалов из разных источников; разнообразие уроков; знание возрастных особенностей учащихся; включение изучаемого материала в реальную речевую деятельность; создание благоприятного психологического климата.

Система оценки уровня подготовленности учащихся по татарскому языку и литературе отслеживается в школах следующим образом: по окончании основного общего образования учащиеся по выбору сдают основной государственный экзамен (ОГЭ); по окончании среднего общего образования они по выбору сдают единый республиканский экзамен (ЕРЭ). С этой целью Министерством образования и науки РТ утверждаются контрольно-измерительные материалы для разных типов школ с едиными требованиями, кодификаторами, спецификациями и демо-вариантами [5]. Учащиеся в течение года имеют возможность готовиться к данному экзамену. Для оценивания текущего уровня владения татарским языком в школах с татарским языком обучения используются устные и письменные работы (контрольные диктанты, изложения с грамматическими заданиями, сочинения, творческие задания, устные ответы, разноуровневые тесты); в школах с русским языком обучения оценивается уровень коммуникативной компетенции учащихся (разговорная речь, понимание содержания прочитанного или прослушанного и ответы на вопросы; письменная речь). Учителя едины в том, что задания для русскоязычных учащихся должны составляться с учетом лексико-грамматического минимума по основным видам речевой деятельности; задания для татарских школ не должны сводиться к проверке письменной речи; нужно оценивать и устную речь учащихся.

Учителя родного (татарского) языка и литературы имеют возможность пройти курсы повышения квалификации по актуальным темам в 5 республиканских центрах. Однако, как показало исследование, педагогам хотелось бы пройти курсы повышения и в других междисциплинарных областях (например, курсы по психологии). Также учителя предложили увеличить практические часы на мастер-классы, семинары для молодых педагогов, а опытным учителям предоставлять стажировочные площадки для обмена опытом. По мнению большинства учителей, повышение квалификации для молодых и опытных учителей должно быть организовано по отдельности, причем для начинающих – без дистанционного обучения.

Один из разделов исследования предусматривал изучение системы контроля работы учителей администрацией общеобразовательной организации, представителями методического отдела района или города. Многие учителя указали, что в школах организовано взаимопосещение занятий предметниками и педагогами гуманитарного цикла в целях обмена опытом и организации межпредметной связи. Многие школы города Казани являются стажировочными площадками для проведения курсов повышения квалификации учителей родного (татарского) языка и литературы, поэтому учителя проводят открытые уроки для слушателей, что дает им возможность поделиться опытом, продемонстрировать пути решения актуальных методических проблем в соответствии с ФГОС. В каждой школе по результатам наблюдений проводятся анализ и самоанализ проведенного урока, даются рекомендации, указываются положительные моменты (соответствие урока ФГОС; использование современных технологий; траектория работы с одаренными детьми; индивидуальный подход к учащимся, которым трудно дается обучение; соразмерность структуры урока; особенности преподавания в части коррекции и рефлексии; охват класса; методы и приемы для мотивации учащихся; эмоциональный настрой на уроке, оптимальный темп ведения урока, наглядность, смена видов деятельности; психологический фактор; коммуникативная деятельность учащихся). Наиболее часто наблюдаются методические недостатки (например, недостаточное применение на уроках IT-технологий; отсутствие дополнительной работы со слабоуспевающими; нерациональное использование времени на уроке; формализм в подборе упражнений и заданий; неполное обеспечение учащихся индивидуальными заданиями; перегрузка учащихся и т.д.). Следует подчеркнуть, что такой контроль особенно важен для начинающих педагогов.

Учителя родного (татарского) языка и литературы, работающие в русских школах, согласовывают учебный материал с учителями иностранных языков и русского языка и литературы; учителя, работающие в татарских школах, – с учителями русского языка и литературы, истории и других гуманитарных предметов. Это делается с целью выявления межпредметных связей в учебном процессе и проведения интегрированных урочных и внеурочных занятий.

Обобщение материалов исследования показало, что современный педагог должен обладать педагогической компетентностью, которая понимается как умение организовать познавательную деятельность учащихся, при этом заинтересовав и индивидуально мотивируя их; умение создавать оптимальные условия для обучения, используя современные технологии; умение учитывать индивидуальные особенности учащихся и в каждом из них находить положительные качества; умение объективно оценивать коммуникативные навыки учащихся. Основные профессиональные качества, необходимые учителю татарского языка в современных реалиях, – это хорошо знать свой предмет, любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать в них человеческие и жизненные ценности, а также креативность и творческий подход к работе, стремление к самосовершенствованию; правильная оценка своих возможностей как учителя. Этого требуют коммуникативный и личностно-ориентированный подходы, которые составляют основу обучения в системе школьного языкового образования.

Отвечая на вопрос: «Что бы Вы изменили в примерной рабочей программе?», большинство учителей подчеркнули, что необходимо упростить школьную программу по татарскому языку и по татарской литературе, систематизировав материал; увеличить количество часов на изучение предмета; в русскоязычных группах объединить уроки татарского языка и литературы; включить в содержание учебников тексты про знаменитых людей, подвиги татарского народа, достопримечательности Республики, а также отрывки из произведений современных татарских писателей. Учителя считают, что на уроках необходимо уделять больше времени общению, говорению, выполнению ситуативных заданий. Самое главное пожелание – создание и внедрение в практику школ современных УМК с интерактивными составляющими.

Заключение

Проведенное полевое исследование вновь подтвердило мысль о том, что обучение татарскому языку в системе общего образования требует дальнейшего дидактического осмысления, создания современной интерактивной модели, использования в учебном процессе инновационных технологий. Такое понимание роли татарского языка как учебной дисциплины в общеобразовательной школе способствует решению не только лингвометодических, но и общих проблем образования.

Выводы

1. Основная цель исследования заключалась в том, чтобы проанализировать современные подходы в обучении татарскому языку, так как в настоящее время необходим методический прорыв в лингвокультурной подготовке учащихся и крайне остро стоят вопросы обучения родным языкам.

2. В школах за основу обучения татарскому языку взяты коммуникативный и личностно-ориентированный подходы. В совокупности с методической компетентностью учителя они отвечают запросам учащихся учить татарский язык как средство межличностного и межкультурного общения.

3. Для решения ключевых проблем необходимо повышать уровень методической компетентности учителей татарского языка, чтобы они обладали умениями заинтересовать учащихся своим предметом и мотивировать их, учитывать их индивидуальные особенности и развивать речевую активность.

4. Важно совершенствовать УМК по татарскому языку и литературе с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся, а также системно внедрять в практику школы интерактивную модель обучения с применением творческих заданий, обучающих игр, аудио- и видеоматериалов.

5. Проведенное исследование в методическом плане было очень полезным, потому что позволило выявить как положительные результаты работы учителей татарского языка, так и проблемы, которые необходимо решать в ближайшем будущем. Уникальность исследования заключалась в том, что каждый учитель отвечал на вопросы анкеты в очной форме непосредственно в присутствии экспертов без предварительной подготовки, основываясь только на собственном опыте с учетом условий работы в данной школе.

Авторы выражают искреннюю благодарность доктору Кристоферу Маккормику, исполнительному вице-президенту по академическим вопросам на EF Education First, за общее руководство исследованием, а также руководителям общеобразовательных организаций РТ, участвовавших в исследовании, за понимание и поддержку учителей татарского языка и литературы, за внимательное отношение к вопросам языкового образования, за создание оптимальных условий для организации урочной и внеурочной работы.


Библиографическая ссылка

Денмухаметова Э.Н., Фатхуллова К.С. ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30713 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674