Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «БЛЕФАРОПЛАСТИКА» В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ХИРУРГИЧЕСКОГО И ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОГО МОДУЛЕЙ

Казанцев А.Д. 1 Казанцева Э.П. 2
1 ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России
2 ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Москва, Российская Федерация
В настоящий момент в различных учебных заведениях России, включая медицинские, происходит активная информатизация образования как научно-технической стороны прогресса. Она предполагает внедрение средств новых информационных технологий и соответствующих методов информатики для реализации возникающих концепций образовательного процесса и его организации. Согласно актуальным литературным данным, новые информационные и компьютерные технологии развивают творческое, конструктивное, алгоритмическое мышление, что способствует овладению обучающимися требуемыми профессиональными компетенциями учебных модулей. При наличии разнообразных учебных дисциплин и достаточного количества объемного учебно-методического материала большинство медицинских вузов Российской Федерации не имеют электронно-образовательных программ по обучению молодых специалистов (ординаторов, аспирантов) базовой теоретической основе и практическим навыкам по различным учебным модулям, что, вероятно, является следствием возникновения трудностей в полноценном освоении данных модулей. Данное исследование посвящено разработке и внедрению в высшие учебные медицинские учреждения обучающей flash-программы «Блефаропластика» с использованием современного программного обеспечения по учебным модулям «Пластическая хирургия» и «Эстетическая офтальмохирургия». В статье представлены последовательная структура компьютерной программы, а также результаты анкетирования респондентов после ее применения в образовательном процессе. Использование новых компьютерных технологий способствует совершенствованию процесса преподавания и повышению его качества. Научно-педагогические работники и молодые специалисты с особым интересом подошли к изучению компьютерных обучающих программ и дальнейшей их интеграции в учебную деятельность. Реализация электронных обучающих технологий и внедрение их в систему образовательных программ высших медицинских учебных заведений способствуют организации процесса преподавания на более высоком уровне.
информатизация образования
компьютерная обучающая программа
анимация
мультимедийные технологии
блефаропластика
flash-программа
пластическая хирургия
офтальмология
1. Соболева А.В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV международной научной конференции. Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 119-123.
2. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. Ставрополь: СГУ, 2007. 397 c.
3. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие для студенческих учреждений среднего профессионального образования. М.: Академия, 2013. 288 с.
4. Андрюшенко И.В., Малинина Е.В. Инновационные обучающие технологии клинической кафедры // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 61-65.
5. Морозова И.В., Мартынова Н.А. Применение 3D-моделирования и информационных технологий в повышении эффективности изучения оперативной хирургии и топографической анатомии // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 8. С. 213.
6. Винник Ю.С., Дябкин Е.В., Фадеева Э.П., Казанцев А.Д. Компьютерные обучающие технологии при изучении ухода за хирургическими больными // Фестиваль молодежной науки: материалы 80-й итоговой студенческой научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Н.С. Дралюк. Красноярск: ВЕРСО, 2016. С. 482-484.
7. Фортыгина Ю.А., Коваленко Ю.А., Танцурова К.С., Попова М.Ю. Блефаропластика с точки зрения офтальмолога // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2016. № 3. С. 95-98.
8. Боровиков В.П. Statistica: искусство анлиза данных на компьютере. СПб.: Питер, 2003. 688 c.
9. Дябкин Е.В., Кочетова Л.В., Пахомова Р.А. Использование современных компьютерных технологий в учебном процессе // Сибирское медицинское обозрение. 2014. № 2. С. 90-92.

В настоящее время в Российской Федерации образовательный процесс в учебных организациях плавно переходит на новый уровень в связи с активной информатизацией обучения. Его модернизация должна реализоваться путем грамотного сочетания традиционного образования с информационными и компьютерными технологиями [1]. Понятие «информатизация» определяется интеграцией методов и средств современных информационных технологий и соответствующих разделов информатики с целью реализации концепций образовательного процесса и его организации [2].

Использование современной компьютерной техники и аналогичных средств информационно-компьютерных технологий предоставляет возможность своевременного получения необходимой информации в различных точках земного шара посредством on-line при использовании ресурсов глобальной компьютерной сети Internet в реальном режиме времени [3]. С учетом автономно (off-line) используемых средств стремительно набирают обороты компьютерные технологии, улучшающие и оптимизирующие учебный процесс, что способствует развитию фундаментализации и индивидуализации образования с вариативностью изучения различных модулей медицины [4].

По своей сути комплекс специализированных средств и приемов, который направлен на сбор, анализ, трансляцию, поиск и хранение информации, а также ее демонстрацию, характеризует существующие информационно-коммуникационные технологии. Одним из наиболее актуальных и важных ресурсов современного общества является информация, которая в зависимости от конкретного вида системы образует различные информационные потоки. Соответственно, любой современный специалист в целях наиболее качественной и продуктивной реализации своих профессиональных компетенций должен смело ориентироваться в информационных потоках с помощью электронных вычислительных систем и средств, уметь анализировать, извлекать и применять новую информацию в реальной жизни.

Для того чтобы сформировать реальные профессиональные навыки и в дальнейшем с успехом применять их в области медицинских наук, обучающимся учебных заведений нужно запоминать большой объем учебно-методической информации, а также осмысленно формировать персонифицированную образовательную траекторию своего обучения, совершенствоваться в интеллектуально-научном направлении.

Информационно-коммуникационные технологии успешно помогают реализовать такие дидактические принципы, как наглядность, научность, доступность, сознательность и активность обучаемых, персонифицированный подход к обучению, прочность овладения практическими навыками, социализация обучаемого, что способствует организации процесса обучения на более высоком уровне. С их интеграцией открываются уникально новые возможности в формировании учебного процесса, что способствует совершенствованию процесса обучения и повышению его качества [5].

На данный момент образовательная программа медицинских вузов Российской Федерации включает в себя разнообразные учебные дисциплины с достаточно объемным учебно-методическим материалом. При этом большинство высших учебных заведений не имеют в своем арсенале электронно-образовательных технологий по обучению молодых специалистов (ординаторов, аспирантов) базовой теоретической основе и практическим навыкам по различным учебным модулям, что является следствием возникающих трудностей в их полноценном освоении [6].

Обучающиеся в ординатуре и аспирантуре по специальностям «Пластическая хирургия» и «Офтальмология» в определенном учебном модуле дисциплин изучают косметические операции на веках. Настоящее исследование направлено на разработку и внедрение в высшие учебные медицинские учреждения образовательной flash-программы «Блефаропластика», доступной в различных режимах (on-line и off-line), по учебным модулям «Пластическая хирургия» и «Эстетическая офтальмохирургия» с использованием современного программного обеспечения.

Блефаропластика представляет собой оперативное вмешательство, при котором врач-хирург работает с мягкими тканями периорбитальной области. Пластика век помогает решить как эстетические (расширить область периферического зрения), так и функциональные дисфункции (придать «отдохнувший и свежий» взгляд) верхней части лица пациента. По соответствующим показаниям пациента, учитывая заключение офтальмолога для исключения патологии со стороны органов зрения, в ходе операции выборочно удаляются/перераспределяются избытки кожи, жировой клетчатки и мышечной ткани века.

В мире объем выполняемых операций по блефаропластике составляет примерно 13–25% от общего числа оперативных вмешательств всего эстетического профиля в пластической хирургии. При этом в Российской Федерации их частота составляет около 14% [7].

Электронное учебное пособие посвящено не только ординаторам и аспирантам вышеуказанных специальностей (в целях овладения требуемыми профессиональными компетенциями учебного модуля), но и начинающим, практикующим хирургам для изучения дополнительной информации. Обучающая программа будет полезна профессорско-преподавательскому составу при организации занятий.

Следует учитывать, что обучение пластической хирургии и эстетической офтальмохирургии – последовательный процесс, включающий обязательную хирургическую подготовку.

Цель исследования. Оценка структуры и эффективности ведущих разделов реализованной компьютерной образовательной программы «Блефаропластика» по учебным модулям «Пластическая хирургия» и «Эстетическая офтальмохирургия» для высших учебных медицинских учреждений.

Задачи исследования

1. Произвести обзор отечественной и зарубежной научно-практической литературы по блефаропластике за последние 10 лет для дополнения основной теоретической базы программы следующими разделами: «Исторический аспект», «Нивелирование осложнений» и «Современные эффективные модификации» данного оперативного вмешательства.

2. Реализовать электронную обучающую программу «Блефаропластика» (в on-line и off-line режимах) по учебным модулям «Пластическая хирургия» и «Эстетическая офтальмохирургия» и внедрить ее в образовательный процесс для последующей оценки ведущих разделов молодыми специалистами.

3. Провести анкетирование с целью оценки структуры и эффективности ведущих разделов реализованной компьютерной программы среди ординаторов и аспирантов 1–2-х курсов по специальности «Пластическая хирургия» и «Офтальмология».

Материал и методы исследования. Компьютерная обучающая программа «Блефаропластика» по учебным модулям «Пластическая хирургия» и «Эстетическая офтальмохирургия» реализована с помощью указанного программного обеспечения: Adobe Flash Player 10.1 (USA, 2020), Adobe Animate 20 (Windows), Adobe Photoshop CS3 21 (Windows/Mac), CorelCAD 2020 (Windows/Mac), ISpring Suite 9.6.0.

Программа включает базовый теоретический материал, алгоритмы подготовки пациента к оперативному вмешательству, технику операции с подробным описанием всех этапов, обязательные манипуляции в послеоперационном периоде, а также обзор возможных осложнений. Материал в электронной программе представлен в виде текстовой, графической и видеоинформации.

На первых этапах учебного модуля происходит изучение теоретической части, которая включает в себя комплекс анимаций, графики и текстовых описаний. В дальнейшем следует практическая часть занятий с применением мультимедийных средств, которые содержат видеодемонстрацию технических элементов операции в исполнении практикующего хирурга и ассистента. Применение видеоматериалов позволяет технически точно и грамотно запомнить каждый этап операции. Закрепление полученных знаний достигается практическим выполнением различных форм контроля. Поэтому после изучения теоретической и практической части обучающийся должен пройти соответствующий контроль полученных знаний и умений в виде тестовых заданий (закрытых и открытых) и ситуационных задач, на решение которых отводится определенное количество времени. Интегрированные формы контроля включают в себя полноценный объем вопросов и заданий с возможностью просмотра подсказки в случае возникновения затруднительной ситуации. Если обучающийся допускает ошибки, то он направляется в теоретическую часть программы для повторного закрепления изученного материала, что помогает акцентировать внимание на повторяющиеся ошибки и исправить их. По окончании прохождения учебной формы контроля обучающийся может наглядно оценить свои достижения в динамике по диаграммам (секторным диаграммам и гистограммм). В результате у будущих специалистов происходит формирование профессиональных представлений о блефаропластике в целом и ее нюансах.

Теоретическая база создана на основе национальных клинических рекомендаций, современного учебно-методического материала и собственного литературного обзора практического опыта по блефаропластике авторитетных зарубежных и отечественных источников за последние 10 лет.

Образовательное электронное издание предоставляет обучающимся дополнительную информацию, расширяя представления о блефаропластике. Следует отметить, что совокупное изучение материала, которое включает в себя не только элементы самостоятельной подготовки, но и оценку сформированных знаний с применением специальных форм учебного контроля, может быть полезным при подготовке к государственным итоговым, аккредитационным испытаниям и служить источником дополнительной тренировки при желании обучающегося [6]. Использование компьютерных программ при прохождении учебных модулей «Пластическая хирургия», «Эстетическая офтальмохирургия» является необходимым элементом продуктивного усвоения изученного учебно-методического арсенала, поскольку большое внимание уделяется именно практической части.

С использованием критериев оценки Flash-программы (Intel, USA, 2009; «Электронное учебное пособие») нами была создана анкета, респондентами которой стали ординаторы и аспиранты 1–2-го года обучения МЗ РФ РМАНПО г. Москвы специальностей «Пластическая хирургия», «Офтальмология» в количестве 65 человек. Главная сцена учебного пособия (ГСУП), оценка понимания материала (ОПМ), ключевые моменты (КМ), мультимедийные возможности (МВ), творческий подход (ТП), структура приложения (СП) оценивались по пятибалльной шкале (минимальная/максимальная оценка) как ведущие разделы анкеты: 1 балл – «ведущий раздел полностью не реализован», 2 балла – «плохо; реализация не проработана», 3 балла – «удовлетворительно; реализация проработана частично», 4 балла – «хорошо; грамотная реализация с возможной доработкой», 5 баллов – «отлично; грамотная, не требующая дополнительной доработки реализация».

При статистической обработке материалов исследований было использовано программное обеспечение STATISTICA 12. Статистический анализ производился методами сбора и группировки материала, вычисления средней арифметической (M), средней ошибки (m), среднего квадратичного отклонения (σ). Распределение на «нормальность» определялось с помощью критерия Колмогорова–Смирнова. Достоверность различия для параметрических показателей определялась с помощью критерия Стьюдента, для непараметрических – с помощью критерия Манна–Уитни с учетом нормального варьирования. Различия показателей при p<0,05 считались достоверными [8].


Результаты исследования и их обсуждение. Был произведен анализ результатов анкетирования 65 респондентов (ординаторов и аспирантов). Средние баллы оцениваемых ведущих разделов изображены в виде столбчатой диаграммы на рисунке.

Результаты балльной оценки молодыми специалистами использования Flash-приложения «Блефаропластика»

Примечание. Каждый раздел оценивается по пятибалльной шкале (от 1 до 5 баллов), где: 1 балл – наихудшая оценка («ведущий раздел полностью не реализован»), а 5 баллов – наивысшая оценка («отлично; грамотная, не требующая дополнительной доработки реализация ведущего раздела»).

Ведущие разделы: ГСУП – главная сцена учебного пособия; ОПМ – оценка понимания материала; КМ – ключевые моменты; МВ – мультимедийные возможности; ТП – творческий подход.

Оценивая структуру программы (СП), респонденты изучали полноценность изложения материала в мультимедийном формате, а также его возможности (МВ) с учетом адекватной современной методологии по принципу «от простого к сложному». При оценке главной сцены учебного пособия (ГСУП) определялись полноценность проработанности, синтез и полезность обучающей программы. Оценка понимания материала (ОПМ) и ключевые моменты (КМ) отражают соответствие принятой программе обучения, показатели продуктивного усвоения изученного учебно-методического материала с учетом различных форм учебного контроля («Тестирование» и «Ситуационные задачи»), а также формирование профессиональных компетенций, применимых в реальной практике. Эстетичность и полноценность анимации были включены в оценку творческого подхода (ТП).

Анализируя вышеприведенную диаграмму, можно сделать следующее заключение: наиболее высокую оценку получили следующие разделы flash-программы – понимание материала (ОПМ): 4,92±0,05, структура Flash-приложения (СП): 4,95±0,03 и творческий подход (ТП): 4,91±0,01.

Авторами был проанализирован накопленный современный материал практикующих хирургов и написана обзорная статья «Блефаропластика» по зарубежным и отечественным литературным источникам, которая послужила дополнением к основной теоретической базе. Благодаря литературному обзору в электронной программе обобщены и дополнены следующие теоретические разделы к основному учебно-методическому материалу: «Исторический аспект», «Современные эффективные модификации», а также методики нивелирования осложнений данного оперативного вмешательства, что способствует расширению у обучающихся базовых знаний и анализу динамики блефаропластики за последние 10 лет

Выводы. С учетом большого объема информации, содержащейся в учебно-методическом материале, электронное пособие будет полезно будущим специалистам вышеупомянутых специальностей, начинающим и практикующим хирургам, а также профессорско-преподавательскому составу.

Реализованное электронное пособие «Блефаропластика», теоретическая база которого дополнительно включает литературный обзор практического опыта пластических хирургов за последние 10 лет (дополнение разделов «Исторический аспект», «Нивелирование осложнений» и «Современные эффективные модификации» данного оперативного вмешательства), интегрировано в образовательный процесс и регулярно используется во внеаудиторной и аудиторной работе, помогает обучающимся овладеть требуемыми профессиональными компетенциями учебного модуля и понять слаженную работу команды хирургического отделения, а также его оснащение и структуру. Результатом реализации и интеграции стала достаточно высокая оценка ведущих разделов программы респондентами в ходе анкетирования.

Таким образом, применение новых компьютерных технологий оказывает существенную учебно-методическую помощь, совершенствует процесс обучения. Опираясь на ответы респондентов, можно сделать заключение – молодым специалистам нравится качественно, эффективно и быстро усваивать больший объем учебно-методической информации [9].


Библиографическая ссылка

Казанцев А.Д., Казанцева Э.П. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «БЛЕФАРОПЛАСТИКА» В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ХИРУРГИЧЕСКОГО И ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОГО МОДУЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30711 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674