Спортивная гимнастика – это сложнокоординационный вид спорта, которым девочки начинают заниматься в возрасте 5–6 лет и уже через два года занятий осваивают вольные упражнения с элементами акробатики и упражнения на гимнастических снарядах. Это, в свою очередь, предъявляет особые требования к формированию двигательной (гимнастической) школы, уровню развития основных физических качеств, включая координационные способности юных гимнасток. Вместе с тем координационная сложность гимнастических упражнений и освоение новых требуют совершенствования методики двигательно-координационной подготовки, способной обеспечить необходимую базу эффективного обучения упражнениям [1–3].
Проведенный анализ учебно-методической литературы показал, что программа занятий физической (двигательной) активностью, в том числе спортивной гимнастикой, с детьми дошкольного возраста должна быть направлена на повышение общей физической подготовленности, совершенствование изученных ранее и освоение новых акробатических упражнений и упражнений на гимнастических снарядах, предъявляющих повышенные требования к координации движений [4, 5].
В связи с вышесказанным требуются поиск и применение эффективных методов и средств для решения частных задач, направленных на развитие координационных способностей юных гимнасток 6–7 лет.
Цель исследования заключалась в разработке и обосновании комплексной методики двигательно-координационной подготовки девочек 6–7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой с применением гимнастических снарядов – батута и гимнастического бревна, а также средств хореографии.
Материал и методы исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» г. Озёрска. В педагогическом эксперименте приняли участие девочки 6–7 лет, занимающиеся спортивной гимнастикой, в количестве 20 человек. Участники эксперимента были разделены на две группы: контрольную (n=10) и экспериментальную (n=10). Тренировочные занятия по спортивной гимнастике были организованы 3 раза в неделю по 90 минут. Построение тренировочных занятий в контрольной и экспериментальной группах осуществлялось на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Спортивная гимнастика», утвержденного приказом Минспорта России от 27 октября 2017 г. № 935 [6], а также в соответствии с дополнительной предпрофессиональной программой по спортивной гимнастике [7]. Структура двигательно-координационной подготовки девочек экспериментальной группы осуществлялась по разработанной экспериментальной методике с применением гимнастических снарядов: батута и гимнастического бревна, а также средств хореографии – и включала развитие способности к ориентации в пространстве, к реакции, приспособлению и перестройке двигательных действий, управлению правой и левой половиной тела, способности к сохранению равновесия. Развитие координационных способностей осуществлялось преимущественно игровым методом [8]. В контрольной группе содержание двигательно-координационной подготовки юных гимнасток планировалось согласно содержанию и направленности средств типовой учебно-тренировочной программы.
Структура тренировочных занятий состояла из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. В подготовительной части тренировочного занятия, проводившегося по традиционной схеме, выполнялись: разновидности ходьбы – на носках, пятках, в приседе, полуприседе, упорах лежа; разновидности бега – сгибая ноги вперед и назад, поднимая прямые ноги, шагами галопа левым/правым боком вперед; серии прыжков типа «зайчики», а также кувырки вперед и назад.
В основной части тренировочного занятия применялись упражнения, направленные на развитие двигательно-координационных способностей, с использованием батута, гимнастического бревна, а также включались элементы хореографии. В таблице 1 приведено содержание средств развития двигательно-координационных способностей девочек 6–7 лет, выделенных в отдельные блоки.
Таблица 1
Содержание средств развития двигательно-координационных способностей девочек 6–7 лет [9]
|
Двигательно-координационная подготовка (ДКП) |
||
1 |
Способность к ориентации в пространстве |
Вариация скорости |
– выполнение общеразвивающих упражнений (ОРУ) со сменой мест в колоннах или шеренгах на 2 и 4 счета с постепенным увеличением интервала между колоннами; – бег и ходьба с остановками; – бег и ходьба с поворотами на 360о и 180° с увеличением скорости; – бег с изменением направления двигательных действий (с резким изменением направления передвижения, бег по прямой и змейкой с поворотами вокруг оси тела на 180о и 360°) |
2 |
|
|
– подвижные игры с вращением и кружением: «Волчки», «Цыплята и коршун», «Раз-два-три!», «Группа! Смирно!»; – усложненные варианты подвижных игр «Вызов номеров», «Найди свое место» (в шеренге, в колонне), «Найди свою пару» и иных с вращением и кружением и резким изменением ориентации двигательных действий |
3 |
|
Вариация темпа и ритма |
– выполнение ОРУ с поворотами на 90° или 180°; – изменение темпа подсчета при выполнении композиции разновидностей передвижений или комплексов ОРУ |
4 |
|
Вариация пространственных параметров движений |
– выполнение простейших акробатических упражнений из различных исходных положений: толчком одной или обеих ног, рук, с горки, на горку, через препятствие; – прыжки с поворотом на 90°, 180°, 360° |
5 |
|
Вариации исходных и конечных положений |
– челночный бег из исходных положений, затрудняющих выбор направления движения; – выполнение освоенных двигательных действий из различных исходных положений; – завершение освоенных двигательных действий в различных конечных положениях |
6 |
|
Вариации площади опоры в уже освоенных видах ДД |
– выполнение разновидностей передвижений на ограниченной опоре; – передвижение по незакрепленной опоре; – различные варианты прыжков через короткую и длинную скакалку |
7 |
Способность к реакции |
Вариации условных сигналов, инициирующих и регламентирующих направление движения или пределы изменения ДД |
– выполнение разновидностей передвижений со сменой способа выполнения по простому и сложному (2–3 позиции) сигналу; – ОРУ с быстрой сменой двигательных действий по сигналу, выполняемых в парах с партнерами, стоящими друг за другом; – бег с поворотами на 90о и 180° по условному сигналу |
8 |
|
Вариации количества повторений новых вариантов движений |
– комбинации из 4–6 структурно несложных двигательных действий, выполняемых по показу: «Запомни – повтори», «Послушай – повтори»; – выполнение ОРУ в обратном порядке |
9 |
|
Вариации параметров и структуры движений |
– добавление в разученное ОРУ дополнительных действий (направления движения руками в сочетании с ходьбой на месте, чередование ОРУ с продвижением шагами вперед) |
10 |
|
Подвижные игры с резкой сменой двигательных действий |
– усложненные варианты подвижной игры типа «День и ночь», «Вызов номеров», «Смело шагай, смотри не зевай!», «Рассыпанные бусы» и др. |
11 |
Способность к приспособлению и перестроению двигательных действий |
Включение дополнительных движений в привычные структуры |
– выполнение ОРУ с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками); – дополнительные действия во время бега (касание пола одной или двумя привычные структуры руками, прыжки и т.п.) по простому сигналу и сигналу выбора; – упражнения в перелезании через препятствие 60–80 см, то же в составе гимнастических полос препятствий; – варьирование последовательности заданий в гимнастических целевых полосах препятствий и эстафетах |
12 |
|
Введение зеркальных вариантов движения |
– задания типа «Посмотри – повтори»; – выполнение ОРУ в парах друг напротив друга |
13 |
|
Изменения последовательности движений звеньев действия |
– выполнение ОРУ в обратном порядке; – выполнение акробатических комбинаций в обратном порядке |
14 |
Способность к дифференцированию параметров двигательных действий |
Чередование упражнений по принципу контраста |
– броски набивного мяча по заданию с изменением дальности броска с открытыми и закрытыми глазами; – бег с дозированной скоростью; – прыжки с места по заданию |
15 |
|
Изменение пространственных дифференцировок |
– прыжки в глубину на дозированное расстояние и точность приземления; – серии прыжков через набивные мячи, обручи или через гимнастические палки, расположенные на разном расстоянии друг от друга; – прыжки через короткую и длинную скакалку |
16 |
|
Дозирование темповых характеристик (с ритмической доминантой) |
– выполнение ОРУ с изменением темпа подсчета продолжительностью 6–8 мин; – выполнение ОРУ и РП под разное музыкальное сопровождение; – двигательные задания с похлопыванием ритма быстро и медленно («Горох – бревна»); – двигательные задания типа «Топай – хлопай», «Стой – шагай» (без музыки) под счет преподавателя стоя на месте; – двигательное задание «Слушай ритм» |
17 |
|
Подвижные игры |
– «Угадай мелодию», «К своему обручу» и др.; – музыкально-ритмические игры на основе имитационных упражнений, разновидности передвижений под музыку: «собачка», «паучок», «лягушка»; с образами под один музыкальный фрагмент и «заяц», и «лошадка» |
18 |
Способность к управлению правой и левой половиной тела |
Выполнение упражнений правыми и левыми конечностями |
– разновидности ходьбы с однонаправленными, разнонаправленными и последовательными движениями руками; – выполнение разнонаправленных упражнений общеразвивающего характера и выполнение движений в обе стороны |
19 |
|
Изменения ситуаций с право- или левопространственной ориентацией движений |
– бег с поворотами на сигнал со сменой стороны поворота; – подвижные игры «Цепочка», «Плетень» |
20 |
|
Включение упражнений для ног |
Выполнение простейших акробатических упражнений в «свою» и «чужую» сторону |
21 |
Способность к сохранению равновесия |
Включение вестибулярных нагрузок |
– выполнение разновидностей передвижений по наклонно стоящей гимнастической скамейке, двигаясь как лицом, так и спиной вперед; – ОРУ типа заданий, выполнение которых связано с сохранением статического равновесия («Трудные наклоны», «Ласточка» и т.п.); – упражнения, требующие сохранения равновесия в стойках на носках и на одной ноге с различным положением рук, с отрытыми и закрытыми глазами; – прыжки в глубину с поворотами на 90о, 180о, 360° на точность приземления |
22 |
|
Упражнения с быстрой сменой положения тела |
– базовые акробатические упражнения динамического характера: перекаты, кувырки, перевороты в сторону, выполняемые как в стандартных, так и в вариативно изменяющихся условиях; – комбинации, составленные из базовых акробатических элементов; – серии перекатов в сторону, завершающихся выполнением стоек на лопатках, на одной ноге типа «Ласточка», на голове и руках |
23 |
|
Ограничение площади опоры |
– разновидности передвижений шагом и бегом по горизонтальным и наклонным гимнастическим скамейкам; – прыжки в глубину с поворотами на 90о, 180о, 360о на точность приземления; – комплексы из 6–10 ОРУ на гимнастической скамейке в стойках поперек и продольно |
Ниже приводятся примерные комплексы упражнений для развития двигательно-координационных способностей гимнасток 6–7 лет, выполняемых в основной части тренировочного занятия, а также комплексы с использованием малого бревна, батута; представлены варианты подвижных игр, организованных в основной или в заключительной части – в зависимости от характера и темпа игры.
Примерный комплекс упражнений для развития двигательно-координационных способностей
1 И. п. – основная стойка – подняться на носки, руки в стороны. Шагом левой, поворот на 180° направо, полуприсед, не опускаясь на всю стопу, руки вниз. Поворот выполняется на прямых ногах, спина прямая, ноги вместе, шаги мелкие, руки прямые, смотреть прямо перед собой.
2 И. п. – О. с. – наклон вперед, захватить руками голени. Подняться на носки, удержать, вернуться в И. п. Спина прямая, подняться на носки выше, не сходить с места, вытягиваться.
3 И. п. – О. с. руки на поясе. Поднимаясь на носки, сделать полуприсед, руки вперед, удержать положение. Вернуться в И. п. Не наклоняться вперед, спина прямая.
Предварительно выполняются упражнения в равновесии на полу:
– с захватом ноги и доведением ее до вертикального шпагата;
– фронтальное равновесие с захватом ноги под пятку: держать равновесие, высоко подняв ногу; равновесие кольцом с захватом двумя руками.
Примерный комплекс упражнений для развития двигательно-координационных способностей (равновесия) на малом бревне
И. п. – основная стойка (О. с.) – стойка на носках, руки в стороны и пройти вперед до конца бревна.
1. И. п. – стойка на носках, руки в стороны. Дойти до конца бревна на носках, выполнить поворот на 180°, пройти в обратную сторону.
2. И. п. – стоя руки в стороны, правая (левая) нога сзади. На счет 1 – согнуть левую (правую) ногу вперед на 90°, носок у колена опорной ноги. 2 – выпрямить ногу, 3 – шаг вперед с левой ноги, 4 – вернуться в И. п.
3. И. п. – стоя руки в стороны, правая (левая) нога сзади. 1– шаг вперед правой (левой). 2 – встать на носки, поворот на 180°, 3 – шаг назад левой (правой) ногой, встать на носки, поворот на 180°, 4 – И. п.
4. И. п. – упор присев, правая нога вперед, руки в стороны. В приседе дойти до конца бревна.
5. И. п. – стойка руки в стороны. 1 – шаг правой, равновесие на правой ноге, 2 – И. п., 3 – то же на левой ноге. 4 – И. п.
6. И. п. – упор присев, правая (левая) нога впереди, руки вниз. На счет 1 – прыжок вверх, руки вверх. 2 – И. п., 3 – то же другой ногой. 4 – И. п.
Примерные упражнения для развития двигательно-координационных способностей, выполняемые на батуте:
– 3–4 прыжка вверх, руки вверх;
– прыжок в сед, затем в стойку и обратно;
– прыжок в стойку на коленях и обратно;
– ¼ сальто вперед на живот, с живота ¼ сальто назад на ноги;
– с ног прыжок вверх с поворотом направо на 180°;
– прыжок вверх с поворотом налево на 180°;
– прыжок на спину и обратно;
– 2–3 прыжка вверх, руки вперед;
– соскок прыжком вперед и вверх.
Подвижные игры
1. «Необычная акробатика»
Выполнить кувырок вперед из положения «старт пловца» с одного гимнастического мата на другой, расстояние между которыми около 50 см, следующие кувырки выполнять при постепенно увеличивающемся расстоянии между матами; выполнить кувырок вперед на пологую горку; выполнить кувырок с закрытыми глазами; выполнить переворот в сторону (колесо) в «коридоре», ограниченном матами.
2. «Прыжки с поворотом на 1800»
Вариант А. И. п. – основная стойка – прыгнуть вверх с поворотом на 180° и приземлиться в полуприсед (пятки вместе, колени и носки врозь). Оцениваются качество выполнения прыжка и точность приземления.
Вариант Б. Выполнить тот же прыжок, но с закрытыми глазами.
3. «Круговые движения головой»
Вариант А. И. п. – основная стойка. Выполнить круговые движения головой 5–8 раз против часовой стрелки с закрытыми глазами и сразу же встать в стойку на одной ноге, другая нога согнута назад, руки на пояс. Победит тот, кто точнее сохранит эту позу.
Вариант Б. Удержание позы с закрытыми глазами.
4. «Скакуны»
И. п. участников – стойка на одной ноге, другая согнута назад. По команде игроки выполняют подскоки с продвижением вперед. Участник, который после приземления не смог удержать равновесие на одной ноге, возвращается на линию старта. По следующему сигналу все участники, включая тех, кто допустил ошибки в предыдущем прыжке, продолжают выполнять прыжки. Выигрывает участник, первым достигший финишной черты.
5. «Прыжки с высоты с поворотом»
Выполнить прыжки с поворотом на 90°, 180° и 360° с гимнастического козла или плинта высотой от 50 до 90 см в круг, нарисованный на гимнастическом мате. Победит тот, кто выполнит больше всех это упражнение в положение «доскока».
В заключительную часть занятия были включены игры малой интенсивности, упражнения дыхательной гимнастики, упражнения на расслабление и растяжение мышц, упражнения, направленные на развитие активной гибкости, после чего подводились итоги тренировочного занятия.
Результаты исследования и их обсуждение. В конце исследования было проведено итоговое тестирование координационных способностей юных гимнасток 6–7 лет (табл. 2), которое выявило статистически достоверные различия между показателями девочек контрольной и экспериментальной групп во всех исследуемых тестах.
Таблица 2
Сравнительный анализ показателей, характеризующих координационную подготовленность девочек 6–7 лет в конце эксперимента
Тесты |
КГ(Х±σ) (n=10) |
ЭГ(Х±σ) (n=10) |
t |
P |
Координационная подготовленность |
||||
1. «Цапля» (с) |
12,0±1,76 |
16,4±1,82 |
2,74 |
<0,05 |
2. «Челночный бег 2x10» (с) |
6,8±0,82 |
5,6±0,33 |
2,42 |
<0,05 |
3. «Три кувырка вперед» (с) |
7,8±2,44 |
6,5±1,79 |
2,56 |
<0,05 |
4. «Прыжки через скакалку» (кол-во раз за 15 с) |
17,0±2,19 |
21,0±2,43 |
2,81 |
<0,05 |
5. «Бег «змейкой» (l=10 м, с) |
8,2±2,87 |
7,2±2,65 |
2,75 |
<0,05 |
6. «Ласточка» (с) |
28,3±6,34 |
35,4±6,83 |
3,21 |
<0,05 |
7. Координация движений (балл) |
2,2±1,42 |
2,8±1,68 |
2,54 |
<0,05 |
Были отмечены более существенные темпы прироста показателей, характеризующих координационные способности, у девочек 6–7 лет экспериментальной группы, которые составили в тесте:
– «Цапля» (с) – 28,0%;
– «Челночный бег 2x10» (с) – 23,6%;
– «Три кувырка вперед» (с) – 16,2%;
– «Прыжки через скакалку» (кол-во раз за 15 с) – 28,2%;
– «Бег «змейкой» (l=10 м, с) – 22,4%;
– «Ласточка» (с) – 26,2%;
– «Координация движений» (балл) – 14,8% (табл. 3; рис.).
Таблица 3
Прирост показателей, характеризующих координационные способности девочек опытных групп в процессе эксперимента (%)
Контрольные показатели |
КГ (n=10) |
ЭГ (n=10) |
1 «Цапля» (с) |
24,0 |
28,0 |
2 «Челночный бег 2x10» (с) |
12,4 |
23,6 |
3 «Три кувырка вперед» (с) |
9,4 |
16,2 |
4 «Прыжки через скакалку» (кол-во раз за 15 с) |
18,6 |
28,2 |
5 «Бег «змейкой» (l=10 м, с) |
12,2 |
22,4 |
6 «Ласточка» (с) |
14,6 |
26,2 |
7 «Координация движений» (балл) |
8,6 |
14,8 |
Динамика показателей, характеризующих координационные способности девочек 6–7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой, в процессе эксперимента, в %
Выводы
Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что предлагаемая экспериментальная методика оказала более существенное положительное влияние на развитие двигательно-координационных способностей юных гимнасток 6–7 лет по сравнению с типовой учебно-тренировочной программой для ДЮСШ.
Библиографическая ссылка
Песина О.Н., Мищенко Н.Ю. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 6-7 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30708 (дата обращения: 02.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30708