Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 6-7 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Песина О.Н. 1 Мищенко Н.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры»
Дана характеристика комплексной методики двигательно-координационной подготовки девочек 6–7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой с применением гимнастических снарядов. Рассматривается содержание средств развития двигательно-координационных способностей девочек 6–7 лет. Представлены экспериментальные комплексы физических упражнений, а также варианты подвижных игр для развития двигательно-координационных способностей гимнасток 6–7 лет. Цель исследования заключалась в разработке и обосновании комплексной методики двигательно-координационной подготовки девочек 6–7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой с применением гимнастических снарядов – батута, гимнастического бревна, а также средств хореографии. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» г. Озёрска. В педагогическом эксперименте приняли участие девочки 6–7 лет, занимающиеся спортивной гимнастикой, в количестве 20 человек. Участники эксперимента были разделены на две группы: контрольную (n=10) и экспериментальную (n=10). Тренировочные занятия по спортивной гимнастике были организованы 3 раза в неделю, длительность составляла 90 минут. Структура двигательно-координационной подготовки девочек экспериментальной группы осуществлялась по разработанной экспериментальной методике с применением гимнастических снарядов: батута и гимнастического бревна, а также средств хореографии – и включала развитие способности к ориентации в пространстве, к реакции, приспособлению и перестройке двигательных действий, управлению правой и левой половиной тела, способности к сохранению равновесия. Развитие двигательно-координационных способностей девочек 6–7 лет осуществлялось преимущественно игровым методом. В контрольной группе содержание двигательно-координационной подготовки юных гимнасток планировалось согласно содержанию и направленности средств типовой учебно-тренировочной программы. В результате проведения эксперимента обоснована эффективность экспериментальной методики и выявлено ее влияние на показатели координации движений девочек 6–7 лет.
спортивная гимнастика
координация
координационная подготовка
девочки 6-7 лет
1. Мустаев В.Л., Загревский О.И. О направлениях научных исследований в спортивной гимнастике // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 373. С. 166–170.
2. Кирьяш Н.С., Мухина М.П. Физическая подготовка девочек 4-6 лет, занимающихся спортивной гимнастикой // Современные тенденции развития теории и методики физической культуры, спорта и туризма: материалы II Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. М., 2018. С. 146-150.
3. Кирьяш Н.С. Формирование двигательных и функционально-двигательных способностей девочек 5-8 годов жизни, занимающихся спортивной гимнастикой // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. Вып. 2 (168). С. 200-208.
4. Мищенко Н.Ю. Приобщение детей дошкольного возраста к двигательной активности, как одно из средств реализации целевых ориентиров ФГОС ДО // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии: материалы регион. науч.-метод. конф. магистрантов (Челябинск, 15 апреля 2016 г.). / Под ред. М.В. Проломовой, Е.Ф. Суриной-Марышевой. Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2016. С. 148-152.
5. Песина О.Н. Современные оздоровительные технологии в подготовке студентов специализации гимнастика. Челябинск: Уральская Академия, 2019. 142 с.
6. Приказ «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Спортивная гимнастика» от 27.10.2017 г. № 935. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/27833/ (дата обращения: 27.03.2021).
7. Спортивная гимнастика: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ / разраб. Ю.К. Гавердовский, Т.С. Лисицкая, Е.Ю. Розин, В.М. Смолевский; Федеральное агентство по физической культуре и спорту. М.: Советский спорт, 2005. 420 с.
8. Серикова Ю.Н., Александрова В.А., Нечаева А.Ю. Координационные способности: определение, основные подходы к изучению, современные средства и методы развития // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 6 (160). С. 224-231.
9. Лагутин А.Б., Михалина Г.М., Игонова Е.С. Общеразвивающая программа по гимнастике для детей 4-7 лет. М.: ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», 2016. 146 с.

Спортивная гимнастика – это сложнокоординационный вид спорта, которым девочки начинают заниматься в возрасте 5–6 лет и уже через два года занятий осваивают вольные упражнения с элементами акробатики и упражнения на гимнастических снарядах. Это, в свою очередь, предъявляет особые требования к формированию двигательной (гимнастической) школы, уровню развития основных физических качеств, включая координационные способности юных гимнасток. Вместе с тем координационная сложность гимнастических упражнений и освоение новых требуют совершенствования методики двигательно-координационной подготовки, способной обеспечить необходимую базу эффективного обучения упражнениям [1–3].

Проведенный анализ учебно-методической литературы показал, что программа занятий физической (двигательной) активностью, в том числе спортивной гимнастикой, с детьми дошкольного возраста должна быть направлена на повышение общей физической подготовленности, совершенствование изученных ранее и освоение новых акробатических упражнений и упражнений на гимнастических снарядах, предъявляющих повышенные требования к координации движений [4, 5].

В связи с вышесказанным требуются поиск и применение эффективных методов и средств для решения частных задач, направленных на развитие координационных способностей юных гимнасток 6–7 лет.

Цель исследования заключалась в разработке и обосновании комплексной методики двигательно-координационной подготовки девочек 6–7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой с применением гимнастических снарядов – батута и гимнастического бревна, а также средств хореографии.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» г. Озёрска. В педагогическом эксперименте приняли участие девочки 6–7 лет, занимающиеся спортивной гимнастикой, в количестве 20 человек. Участники эксперимента были разделены на две группы: контрольную (n=10) и экспериментальную (n=10). Тренировочные занятия по спортивной гимнастике были организованы 3 раза в неделю по 90 минут. Построение тренировочных занятий в контрольной и экспериментальной группах осуществлялось на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Спортивная гимнастика», утвержденного приказом Минспорта России от 27 октября 2017 г. № 935 [6], а также в соответствии с дополнительной предпрофессиональной программой по спортивной гимнастике [7]. Структура двигательно-координационной подготовки девочек экспериментальной группы осуществлялась по разработанной экспериментальной методике с применением гимнастических снарядов: батута и гимнастического бревна, а также средств хореографии – и включала развитие способности к ориентации в пространстве, к реакции, приспособлению и перестройке двигательных действий, управлению правой и левой половиной тела, способности к сохранению равновесия. Развитие координационных способностей осуществлялось преимущественно игровым методом [8]. В контрольной группе содержание двигательно-координационной подготовки юных гимнасток планировалось согласно содержанию и направленности средств типовой учебно-тренировочной программы.

Структура тренировочных занятий состояла из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. В подготовительной части тренировочного занятия, проводившегося по традиционной схеме, выполнялись: разновидности ходьбы – на носках, пятках, в приседе, полуприседе, упорах лежа; разновидности бега – сгибая ноги вперед и назад, поднимая прямые ноги, шагами галопа левым/правым боком вперед; серии прыжков типа «зайчики», а также кувырки вперед и назад.

В основной части тренировочного занятия применялись упражнения, направленные на развитие двигательно-координационных способностей, с использованием батута, гимнастического бревна, а также включались элементы хореографии. В таблице 1 приведено содержание средств развития двигательно-координационных способностей девочек 6–7 лет, выделенных в отдельные блоки.

Таблица 1

Содержание средств развития двигательно-координационных способностей девочек 6–7 лет [9]

 

Двигательно-координационная подготовка (ДКП)

 

1

Способность

к ориентации

в пространстве

Вариация скорости

– выполнение общеразвивающих упражнений (ОРУ) со сменой мест в колоннах или шеренгах на 2 и 4 счета с постепенным увеличением интервала между колоннами;

– бег и ходьба с остановками;

– бег и ходьба с поворотами на 360о и 180° с увеличением скорости;

– бег с изменением направления двигательных действий (с резким изменением направления передвижения, бег по прямой и змейкой с поворотами вокруг оси тела на 180о и 360°)

2

 

 

– подвижные игры с вращением и кружением: «Волчки», «Цыплята и коршун», «Раз-два-три!», «Группа! Смирно!»;

– усложненные варианты подвижных игр «Вызов номеров», «Найди свое место» (в шеренге, в колонне), «Найди свою пару» и иных с вращением и кружением и резким изменением ориентации двигательных действий

3

 

Вариация темпа и ритма

– выполнение ОРУ с поворотами на 90° или 180°;

– изменение темпа подсчета при выполнении композиции разновидностей передвижений или комплексов ОРУ

4

 

Вариация пространственных параметров движений

– выполнение простейших акробатических упражнений из различных исходных положений: толчком одной или обеих ног, рук, с горки, на горку, через препятствие;

– прыжки с поворотом на 90°, 180°, 360°

5

 

Вариации исходных и конечных положений

– челночный бег из исходных положений, затрудняющих выбор направления движения;

– выполнение освоенных двигательных действий из различных исходных положений;

– завершение освоенных двигательных действий в различных конечных положениях

6

 

Вариации площади опоры в уже освоенных видах ДД

– выполнение разновидностей передвижений на ограниченной опоре;

– передвижение по незакрепленной опоре;

– различные варианты прыжков через короткую и длинную скакалку

7

Способность к реакции

Вариации условных сигналов, инициирующих и регламентирующих направление движения или пределы изменения ДД

– выполнение разновидностей передвижений со сменой способа выполнения по простому и сложному (2–3 позиции) сигналу;

– ОРУ с быстрой сменой двигательных действий по сигналу, выполняемых в парах с партнерами, стоящими друг за другом;

– бег с поворотами на 90о и 180° по условному сигналу

8

 

Вариации количества повторений новых вариантов движений

– комбинации из 4–6 структурно несложных двигательных действий, выполняемых по показу: «Запомни – повтори», «Послушай – повтори»;

– выполнение ОРУ в обратном порядке

9

 

Вариации параметров и структуры движений

– добавление в разученное ОРУ дополнительных действий (направления движения руками в сочетании с ходьбой на месте, чередование ОРУ с продвижением шагами вперед)

10

 

Подвижные игры с резкой сменой двигательных действий

– усложненные варианты подвижной игры типа «День и ночь», «Вызов номеров», «Смело шагай, смотри не зевай!», «Рассыпанные бусы» и др.

11

Способность к приспособлению и перестроению двигательных действий

Включение дополнительных движений в привычные структуры

– выполнение ОРУ с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками);

– дополнительные действия во время бега (касание пола одной или двумя привычные структуры руками, прыжки и т.п.) по простому сигналу и сигналу выбора;

– упражнения в перелезании через препятствие 60–80 см, то же в составе гимнастических полос препятствий;

– варьирование последовательности заданий в гимнастических целевых полосах препятствий и эстафетах

12

 

Введение зеркальных вариантов движения

– задания типа «Посмотри – повтори»;

– выполнение ОРУ в парах друг напротив друга

13

 

Изменения последовательности движений звеньев действия

– выполнение ОРУ в обратном порядке;

– выполнение акробатических комбинаций в обратном порядке

14

Способность к дифференцированию параметров двигательных действий

Чередование упражнений по принципу контраста

– броски набивного мяча по заданию с изменением дальности броска с открытыми и закрытыми глазами;

– бег с дозированной скоростью;

– прыжки с места по заданию

15

 

Изменение пространственных дифференцировок

– прыжки в глубину на дозированное расстояние и точность приземления;

– серии прыжков через набивные мячи, обручи или через гимнастические палки, расположенные на разном расстоянии друг от друга;

– прыжки через короткую и длинную скакалку

16

 

Дозирование темповых характеристик (с ритмической доминантой)

– выполнение ОРУ с изменением темпа подсчета продолжительностью 6–8 мин;

– выполнение ОРУ и РП под разное музыкальное сопровождение;

– двигательные задания с похлопыванием ритма быстро и медленно («Горох – бревна»);

– двигательные задания типа «Топай – хлопай», «Стой – шагай» (без музыки) под счет преподавателя стоя на месте;

– двигательное задание «Слушай ритм»

17

 

Подвижные игры

– «Угадай мелодию», «К своему обручу» и др.;

– музыкально-ритмические игры на основе имитационных упражнений, разновидности передвижений под музыку: «собачка», «паучок», «лягушка»; с образами под один музыкальный фрагмент и «заяц», и «лошадка»

18

Способность к управлению правой и левой половиной тела

Выполнение упражнений правыми и левыми конечностями

– разновидности ходьбы с однонаправленными, разнонаправленными и последовательными движениями руками;

– выполнение разнонаправленных упражнений общеразвивающего характера и выполнение движений в обе стороны

19

 

Изменения ситуаций с право- или левопространственной ориентацией движений

– бег с поворотами на сигнал со сменой стороны поворота;

– подвижные игры «Цепочка», «Плетень»

20

 

Включение упражнений для ног

Выполнение простейших акробатических упражнений в «свою» и «чужую» сторону

21

Способность к сохранению равновесия

Включение вестибулярных нагрузок

– выполнение разновидностей передвижений по наклонно стоящей гимнастической скамейке, двигаясь как лицом, так и спиной вперед;

– ОРУ типа заданий, выполнение которых связано с сохранением статического равновесия («Трудные наклоны», «Ласточка» и т.п.);

– упражнения, требующие сохранения равновесия в стойках на носках и на одной ноге с различным положением рук, с отрытыми и закрытыми глазами;

– прыжки в глубину с поворотами на 90о, 180о, 360° на точность приземления

22

 

Упражнения с быстрой сменой положения тела

– базовые акробатические упражнения динамического характера: перекаты, кувырки, перевороты в сторону, выполняемые как в стандартных, так и в вариативно изменяющихся условиях;

– комбинации, составленные из базовых акробатических элементов;

– серии перекатов в сторону, завершающихся выполнением стоек на лопатках, на одной ноге типа «Ласточка», на голове и руках

23

 

Ограничение площади опоры

– разновидности передвижений шагом и бегом по горизонтальным и наклонным гимнастическим скамейкам;

– прыжки в глубину с поворотами на 90о, 180о, 360о на точность приземления;

– комплексы из 6–10 ОРУ на гимнастической скамейке в стойках поперек и продольно

Ниже приводятся примерные комплексы упражнений для развития двигательно-координационных способностей гимнасток 6–7 лет, выполняемых в основной части тренировочного занятия, а также комплексы с использованием малого бревна, батута; представлены варианты подвижных игр, организованных в основной или в заключительной части – в зависимости от характера и темпа игры.

Примерный комплекс упражнений для развития двигательно-координационных способностей

1 И. п. – основная стойка – подняться на носки, руки в стороны. Шагом левой, поворот на 180° направо, полуприсед, не опускаясь на всю стопу, руки вниз. Поворот выполняется на прямых ногах, спина прямая, ноги вместе, шаги мелкие, руки прямые, смотреть прямо перед собой.

2 И. п. – О. с. – наклон вперед, захватить руками голени. Подняться на носки, удержать, вернуться в И. п. Спина прямая, подняться на носки выше, не сходить с места, вытягиваться.

3 И. п. – О. с. руки на поясе. Поднимаясь на носки, сделать полуприсед, руки вперед, удержать положение. Вернуться в И. п. Не наклоняться вперед, спина прямая.

Предварительно выполняются упражнения в равновесии на полу:

– с захватом ноги и доведением ее до вертикального шпагата;

– фронтальное равновесие с захватом ноги под пятку: держать равновесие, высоко подняв ногу; равновесие кольцом с захватом двумя руками.

Примерный комплекс упражнений для развития двигательно-координационных способностей (равновесия) на малом бревне

И. п. – основная стойка (О. с.) – стойка на носках, руки в стороны и пройти вперед до конца бревна.

1. И. п. – стойка на носках, руки в стороны. Дойти до конца бревна на носках, выполнить поворот на 180°, пройти в обратную сторону.

2. И. п. – стоя руки в стороны, правая (левая) нога сзади. На счет 1 – согнуть левую (правую) ногу вперед на 90°, носок у колена опорной ноги. 2 – выпрямить ногу, 3 – шаг вперед с левой ноги, 4 – вернуться в И. п.

3. И. п. – стоя руки в стороны, правая (левая) нога сзади. 1– шаг вперед правой (левой). 2 – встать на носки, поворот на 180°, 3 – шаг назад левой (правой) ногой, встать на носки, поворот на 180°, 4 – И. п.

4. И. п. – упор присев, правая нога вперед, руки в стороны. В приседе дойти до конца бревна.

5. И. п. – стойка руки в стороны. 1 – шаг правой, равновесие на правой ноге, 2 – И. п., 3 – то же на левой ноге. 4 – И. п.

6. И. п. – упор присев, правая (левая) нога впереди, руки вниз. На счет 1 – прыжок вверх, руки вверх. 2 – И. п., 3 – то же другой ногой. 4 – И. п.

Примерные упражнения для развития двигательно-координационных способностей, выполняемые на батуте:

– 3–4 прыжка вверх, руки вверх;

– прыжок в сед, затем в стойку и обратно;

– прыжок в стойку на коленях и обратно;

– ¼ сальто вперед на живот, с живота ¼ сальто назад на ноги;

– с ног прыжок вверх с поворотом направо на 180°;

– прыжок вверх с поворотом налево на 180°;

– прыжок на спину и обратно;

– 2–3 прыжка вверх, руки вперед;

– соскок прыжком вперед и вверх.

Подвижные игры

1. «Необычная акробатика»

Выполнить кувырок вперед из положения «старт пловца» с одного гимнастического мата на другой, расстояние между которыми около 50 см, следующие кувырки выполнять при постепенно увеличивающемся расстоянии между матами; выполнить кувырок вперед на пологую горку; выполнить кувырок с закрытыми глазами; выполнить переворот в сторону (колесо) в «коридоре», ограниченном матами.

2. «Прыжки с поворотом на 1800»

Вариант А. И. п. – основная стойка – прыгнуть вверх с поворотом на 180° и приземлиться в полуприсед (пятки вместе, колени и носки врозь). Оцениваются качество выполнения прыжка и точность приземления.

Вариант Б. Выполнить тот же прыжок, но с закрытыми глазами.

3. «Круговые движения головой»

Вариант А. И. п. – основная стойка. Выполнить круговые движения головой 5–8 раз против часовой стрелки с закрытыми глазами и сразу же встать в стойку на одной ноге, другая нога согнута назад, руки на пояс. Победит тот, кто точнее сохранит эту позу.

Вариант Б. Удержание позы с закрытыми глазами.

4. «Скакуны»

И. п. участников – стойка на одной ноге, другая согнута назад. По команде игроки выполняют подскоки с продвижением вперед. Участник, который после приземления не смог удержать равновесие на одной ноге, возвращается на линию старта. По следующему сигналу все участники, включая тех, кто допустил ошибки в предыдущем прыжке, продолжают выполнять прыжки. Выигрывает участник, первым достигший финишной черты.

5. «Прыжки с высоты с поворотом»

Выполнить прыжки с поворотом на 90°, 180° и 360° с гимнастического козла или плинта высотой от 50 до 90 см в круг, нарисованный на гимнастическом мате. Победит тот, кто выполнит больше всех это упражнение в положение «доскока».

В заключительную часть занятия были включены игры малой интенсивности, упражнения дыхательной гимнастики, упражнения на расслабление и растяжение мышц, упражнения, направленные на развитие активной гибкости, после чего подводились итоги тренировочного занятия.

Результаты исследования и их обсуждение. В конце исследования было проведено итоговое тестирование координационных способностей юных гимнасток 6–7 лет (табл. 2), которое выявило статистически достоверные различия между показателями девочек контрольной и экспериментальной групп во всех исследуемых тестах.

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей, характеризующих координационную подготовленность девочек 6–7 лет в конце эксперимента

Тесты

КГ(Х±σ)

(n=10)

ЭГ(Х±σ)

(n=10)

t

P

Координационная подготовленность

1. «Цапля» (с)

12,0±1,76

16,4±1,82

2,74

<0,05

2. «Челночный бег 2x10» (с)

6,8±0,82

5,6±0,33

2,42

<0,05

3. «Три кувырка вперед» (с)

7,8±2,44

6,5±1,79

2,56

<0,05

4. «Прыжки через скакалку» (кол-во раз за 15 с)

17,0±2,19

21,0±2,43

2,81

<0,05

5. «Бег «змейкой» (l=10 м, с)

8,2±2,87

7,2±2,65

2,75

<0,05

6. «Ласточка» (с)

28,3±6,34

35,4±6,83

3,21

<0,05

7. Координация движений (балл)

2,2±1,42

2,8±1,68

2,54

<0,05

Были отмечены более существенные темпы прироста показателей, характеризующих координационные способности, у девочек 6–7 лет экспериментальной группы, которые составили в тесте:

– «Цапля» (с) – 28,0%;

– «Челночный бег 2x10» (с) – 23,6%;

– «Три кувырка вперед» (с) – 16,2%;

– «Прыжки через скакалку» (кол-во раз за 15 с) – 28,2%;

– «Бег «змейкой» (l=10 м, с) – 22,4%;

– «Ласточка» (с) – 26,2%;

– «Координация движений» (балл) – 14,8% (табл. 3; рис.).

Таблица 3

Прирост показателей, характеризующих координационные способности девочек опытных групп в процессе эксперимента (%)

Контрольные показатели

КГ (n=10)

ЭГ (n=10)

1 «Цапля» (с)

24,0

28,0

2 «Челночный бег 2x10» (с)

12,4

23,6

3 «Три кувырка вперед» (с)

9,4

16,2

4 «Прыжки через скакалку» (кол-во раз за 15 с)

18,6

28,2

5 «Бег «змейкой» (l=10 м, с)

12,2

22,4

6 «Ласточка» (с)

14,6

26,2

7 «Координация движений» (балл)

8,6

14,8

Динамика показателей, характеризующих координационные способности девочек 6–7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой, в процессе эксперимента, в %

Выводы

Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что предлагаемая экспериментальная методика оказала более существенное положительное влияние на развитие двигательно-координационных способностей юных гимнасток 6–7 лет по сравнению с типовой учебно-тренировочной программой для ДЮСШ.


Библиографическая ссылка

Песина О.Н., Мищенко Н.Ю. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 6-7 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30708 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674