Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Ермакова Л.И. 1 Янюшкина Г.М. 1
1 ФГБОУ ВО Петрозаводский государственный университет
В статье особое значение придается подготовке бакалавров педагогического образования к организации воспитательной работы со школьниками в условиях дистанционного прохождения педагогической практики. Освоение теории воспитания во взаимосвязи с формированием индивидуального профессионального опыта студента реализует курс «Методика воспитательной работы». Воспитательная работа любого учителя осуществляется через определенную систему приемов, методов, форм организации жизнедеятельности обучающихся. При организации воспитательной работы с использованием дистанционных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды (ВКонтакте, Skype, WhatsApp, Viber, Zoom и т.д.). Внеклассные мероприятия, в частности классные часы, веб-квесты, интеллектуальные игры, интернет-акции, виртуальные экскурсии, направлены на самые разнообразные аспекты – на сплочение учащихся, на воспитание в них чувства ответственности, самосохранения, любви к Родине, на пробуждение в учениках интереса к культуре и искусству. Все это позволяет формировать интерактивную поисковую деятельность обучающихся, мотивирует их к самостоятельному добыванию знаний, позволяет добиться взаимопонимания между ними, учит работать в группе, где развиваются коммуникативные, лидерские качества. Для успешного ведения воспитательной работы в условиях дистанционного обучения будущему учителю необходимо осваивать новые технологии, средства коммуникации, программы и платформы, активно применять их в практической деятельности.
бакалавр
педагогическое образование
воспитательная работа в школе
педагогическая практика
дистанционное обучение
1. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпициной. СПб.: Питер, 2014. 304 с.
2. Официальный сайт Правительства России. Национальный проект «Образование». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/35566/ (дата обращения: 23.03.2021).
3. Савченков А.В. Методика воспитательной работы: учебно-методическое пособие. Челябинск: Изд-во Цицеро, 2015. 110 с.
4. Поташник М.М. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя: методическое пособие. М.: Педагогическое общество России. 2016. 208 с.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2016. 342 с.
6. Калинина О.А., Фоменко Е.А. Дистанционное обучение как компонент системы современного образования // Проблемы и перспективы развития образования: материалы XII Mеждунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.) / Под ред. И.Г. Ахметова и др. Краснодар: Новация, 2020. С. 1-4.
7. Авво Б.В., Ахаян А.А., Заир-Бек Е.С., Комаров В.А., Гороховатская Н.В., Феофилова Т.Г., Федорова Н.М., Сосунова Н.Ю. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий: методические рекомендации. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 108 с.
8. Леденева А.В. Педагогические условия организации инновационной деятельности в современной школе: методические рекомендации. Оренбург: Типография «Экспресс-печать», 2015. 192 с.

Подготовка будущего учителя в вузе направлена на реализацию единства воспитания и обучения как ведущего фактора развития личности. Одной из составных частей комплекса педагогических дисциплин в системе многоуровневого педагогического образования является методика воспитательной работы. Освоение теории воспитания во взаимосвязи с формированием индивидуального профессионального опыта студента реализует курс методики воспитательной работы в совокупности с другими педагогическими дисциплинами. Данный курс позволяет обучающимся овладевать идеями, принципами и методами воспитания, знакомит их со знаниями, определяющими общий подход к современной педагогической науке, позволяет формировать мировоззрение и познавательные процессы.

Курс «Методика воспитательной работы», проводимый в Петрозаводском государственном университете, создает практический фундамент для педагогической практики студентов, ориентирован на формирование у них способности творчески мыслить, выходить на более высокий уровень педагогического общения, оценивать с нравственной точки зрения происходящее вокруг. Все это достигается путем включения студентов в основные виды воспитательной деятельности.

В современных условиях воспитание понимается как практическая, личностно значимая деятельность детей, организованная практика, в которой каждый ребенок формирует собственные установки относительно общества и общественных проблем, своей роли в общественных процессах [1].

Соотношение понятия «воспитание» с конкретной практической деятельностью педагога выводит на понятие «воспитательная работа», которая, в свою очередь, отождествляется с заботами конкретных субъектов (учителя, воспитателя, вожатого, члена семьи и др.) о полноценном развитии личности ребенка, на которого направлено их воспитательное влияние [2]. Воспитательная работа любого учителя подчинена ходу социально-исторических событий, происходящих в обществе, и осуществляется через определенную систему приемов, методов, форм организации жизнедеятельности детей.

В современных условиях необходимо обновлять не саму систему образования, а ее содержание, поэтому одними из основных задач национального проекта «Образование» (2019–2024) являются [3]:

- внедрение новых передовых методов преподавания и обучения, а также новых передовых образовательных и педагогических технологий для развития навыков и компетенций студентов XXI в. (социальных и поведенческих навыков и компетенций; когнитивных навыков и компетенций; цифровых навыков и компетенций);

- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех типов и уровней, а также цифровое равенство в образовании.

Цифровая компетентность педагога закреплена нормативными документами: ФГОС 3++ высшего образования, ФГОС общего образования, профессиональным стандартом педагога.

В 2020 г. в связи с распространением COVID-19 Министерством науки и высшего образования были разработаны «Рекомендации по организации образовательного процесса в рамках реализации приказа Минобрнауки России от 14.03.2020 г. № 397 “Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации”».

В соответствии с Распоряжением Главы Республики Карелия от 22.11.2020 г. № 729-р обучение в 4–8-х, 10-х классах с использованием дистанционных технологий было организовано по 31 декабря 2020 г. Вышедшие в этот период на педагогическую практику студенты пятых курсов, обучающиеся по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), впервые столкнулись с организацией обучения с использованием дистанционных технологий онлайн-уроков и внеурочных мероприятий в школах черезразличные виды сервисов.

В условиях пандемии и дистанционного формата педагогической практики подготовка бакалавров педагогического образования к организации воспитательной работы со школьниками требует поиска разнообразных форм воспитательной работы и информационно-телекоммуникационных средств.

Цель исследования состояла в выявлении форм воспитательной работы, проводимой будущими учителями на педагогической практике в условиях дистанционного формата.

Материалы и методы исследования

Воспитательная работа в школе организуется через урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Студенты на педагогической практике являются помощниками классных руководителей и автоматически включаются во внеурочную воспитательную и развивающую работу на основе ФГОС ОО. «Внеурочная деятельность – это индивидуальная, парная и групповая деятельность ученика (учеников) и учителя (учителей) по самовоспитанию, саморазвитию, самостроительству личности ученика» [4, с. 44]. Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности: физкультурно-спортивное и оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное – и реализуется в таких видах, как: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество; трудовая деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность [5]. Именно на педагогической практике к студентам приходит осознание того, что все виды воспитательной деятельности обучающихся тесно связаны между собой и воспитание является процессом социализации подрастающего поколения.

Переход образования в цифровой формат позволил за короткий срок опробовать платформу Zoom для дистанционной работы преподавателей со студентами, а студентов – с учащимися. При организации воспитательной работы в таком формате в образовательных организациях были созданы все условия для стабильной работы электронной информационно-образовательной среды.

При дистанционном обучении для организации индивидуальных занятий или консультаций, а также групповых работ продуктивным будет являться такой вид связи, ставший очень популярным в наши дни, как видеоконференция, которая не влечет больших затрат. Такого рода конференции обеспечивают возможность совместного управления изображением на компьютере, что применимо при создании и демонстрации презентаций, рисунков, чертежей независимо от расстояния [6]. Тематиче­скую видеоконференцию можно организовать по Skype, на платформе Zoom или воспользоваться другими подобными платформами.

Еженедельной формой воспитательного дела в школе являются классные часы. Студенты во время педагогической практики проводят 5–6 классных часов. Систематизировав их подготовку и онлайн-проведение, студенты предлагают обобщенный план подготовки классного часа, а именно: выбор темы с учетом интересов и потребностей обучающихся; определение цели и задач; сообщение темы и определение срока проведения мозгового штурма (сбора вопросов по заданной теме от обучающихся) с использованием каналов связи (ВКонтакте, Skype, WhatsApp, Viber, Zoom и т.д); написание сценария классного часа с учетом заданных обучающимися вопросов; подготовка презентаций, фото, видеосюжетов и др.; определение интерактивных заданий и инструментов обратной связи; напоминание правила поведения в период пандемии; подключение к подготовке классного часа обучающихся; проведение экспертизы с приглашением специалистов, интересных людей, в том числе родителей, для участия в онлайн-режиме.

По отзывам учащихся, классные часы в таком формате проходят успешно, вызывая у них интерес и правильные, положительные эмоции.

Результаты исследования и их обсуждение

При дистанционном обучении сценарий воспитательного дела определяется как спецификация, которая предоставляет гибкий способ представления и записи учебных сценариев для множества обучаемых [7].

Внеклассные мероприятия, проводимые студентами на практике, направлены на самые разнообразные аспекты – на сплочение учащихся, на воспитание в них чувства ответственности, самосохранения, любви к Родине, на пробуждение в учениках интереса к культуре и искусству.

В условиях дистанционного формата прохождения педагогической практики в качестве основных форм воспитательной работы студенты использовали следующие:

– беседы, информационно-ознакомительные классные часы, диспуты, дискуссии;

– интеллектуальные игры, викторины на сервисе Kahoot, используемом для создания онлайн-викторин, тестов и опросов;

– спланированные интернет-акции, в ходе которых участникам предлагаются задания по определенной тематике, приуроченные к какому-либо событию;

– веб-квесты на образовательной платформе learning;

– виртуальные экскурсии: онлайн-посещение известных галерей, выставок и музеев, онлайн-спектакли, концерты, экскурсии по странам, городам;

– онлайн-кинотеатры.

В частности, на педагогической практике студенты 5-го курса провели интеллектуальную игру «Физика Победы» с учениками 8-х классов МБОУ «Средняя школа 36» г. Петрозаводска, которые погрузились в атмосферу увлекательного интеллектуального соревнования, состоящего из пяти геймов: «Разминка», «Боевая задача», «В плену» (конкурс капитанов), «Минное поле», «Пиктограмма с фронта». Школьникам были предложены неожиданные и трудные вопросы, интересные задания. Такие игры помогают формировать интерактивную поисковую деятельность обучающихся, мотивируют их к самостоятельному добыванию знаний, учат работать в группе, слушать друг друга, уважать мнение остальных, а также развивают лидерские качества.

Поскольку в период пандемии существует запрет на встречи и выезды, игры онлайн позволяют учащимся развивать навыки общения, взаимодействовать друг с другом по ту сторону экрана, договариваться или отстаивать свою позицию. На одном из классных часов в 11-м классе МБОУ «Лицей № 40» г. Петрозаводска студентами была проведена игра «Экивоки-онлайн». Суть игры состоит в том, что каждому из участников были предложены слово и метод, с помощью которого нужно это слово объяснить (жестами, словами, с помощью рисунка, ответов «Да» и «Нет» и т.д.). Задача участников, включая и учителя, – понять, что было загадано. Экивоки-онлайн не просто дает возможность играть в браузере онлайн, но и позволяет связаться со всеми участниками через камеру и микрофон (в Skype или Zoom).

Такая форма воспитательной работы благоприятно влияет на степень единения коллектива, позволяет добиться взаимопонимания между детьми и классным руководителем.

Использование видеофильмов дает возможность быстро подготовиться к внеклассным мероприятиям, что экономит время, а также «побывать во многих местах», не выходя из кабинета. С помощью методики цифровых уроков педагоги могут организовывать воспитательную работу со школьниками, показывать и рассказывать им о жизненных ценностях, способствовать раскрытию потенциала, мотивировать к учебе. При проведении классного часа на тему «Мужество» студентами 4-го курса для учащихся 10-х и 11-х классов МБОУ «Лицей № 40» был использован видеоресурс проекта «Мотивирующие цифровые технологии» фильм «Герои есть», основанный на героических поступках людей. Просмотр видеофильма позволил повысить интерес у школьников к теме подвига, мужества и милосердия. Такая форма воспитательной работы способствует раскрытию потенциала учащихся, ведет их к саморазвитию, способности понимать свои сильные стороны.

Чтобы коммуникация в воспитании была позитивной, студент должен уметь доносить свою позицию школьникам. Понимание выражается в речевых действиях студента. В качестве упражнения студентам предлагается такое задание: Покажите, что вы понимаете учеников, закончив следующие предложения [8]:

· «Я понимаю, что вы имеете в виду ...»

· «Я понимаю, какие сложности у вас могут возникнуть в связи …»

· «Объясните, как вы представляете ...»

· «Хорошо, ваш вариант …».

Для анализа способности школьников к сотрудничеству студентам был предложен «Лист наблюдения», который они апробировали на педагогической практике с целью понаблюдать за индивидуальной работой учащихся и работой в группах. Под наблюдение попали следующие действия учеников: последовательно работает в группе; пытается помочь участникам группы; умеет обращаться за помощью; способен активизировать обсуждение; объясняет основные идеи; поддерживает объяснение аргументами; уважительно относится к идеям других, использует их предложения; договаривается о плане или структуре выполнения задания; тратит время на то, чтобы все поняли задание; использует время группы продуктивно; предусматривает поддержку каждому члену группы; записывает или документирует работу группы [7].

Приведем некоторые выдержки из сочинений студентов по теме «Моя деятельность в школе на педагогической практике». Иван С.: «Я думаю, что именно любовь к предмету (физике) помогла в достижении определенных воспитательных целей». Маша Ц.: «В процессе проведения игры “Здоровый образ жизни” ученики порадовали меня своими знаниями, заинтересованностью и отзывчивостью, хотя были сложности в организации дистанта». Полина Г.: «В дистанционной форме обучения главным для учителя является умение найти подход к разным обучающимся в вопросе выбора форм воспитания». Ксения К.: «Несмотря на то что педагогическая практика проходила дистанционно, мне удалось добиться желаемых результатов». Анастасия П.: «Работа в дистанционном формате требует поиска адекватных приемов и методов обучения и воспитания, а следовательно, и затрат временных ресурсов. Но, несмотря на это, практика показала мне, что после окончания учебы в вузе я обязательно буду работать учителем, развивать свои профессионально-личностные качества, такие как умение проводить классные часы и родительские собрания, организовывать походы с учащимися, пользоваться банком цифровых образовательных ресурсов, работать на образовательных платформах».

Дистанционное обучение актуально и для проведения профориентационной работы: связь с вузами, ссылки на сайт вузов, колледжей дают возможность учащимся получить информацию об учебном заведении, познакомиться с их историей, условиями поступления, узнать направления обучения. Так, студенты 5-го курса проводили профориентационные классные часы: «Живи, учись и работай в Карелии», «Хочу. Могу. Надо» и т.п. В ходе таких классных часов были получены ответы на вопросы:

· Какие у вас способности и для какой профессии они подходят?

· Специалисты каких профессий нужны на рынке труда Республики Карелия?

· Какую профессию предпочесть? Что для этого необходимо знать и уметь?

Основная цель классных часов по данной тематике состоит в подготовке обучающихся к осознанному выбору профессии в соответствии с личными интересами и склонностями, а также с учетом тенденций востребованности профессий на рынке труда. Такая форма воспитательной работы решает такие задачи, как:

· представление школьникам разнообразия профессий (с акцентом внимания на профессиях, востребованных в экономике родного региона);

· обучение школьников знаниям, как выбирать профессию, на что необходимо обращать внимание при самоопределении;

· изучение индивидуальных интересов, склонностей и способностей школьников;

· стимулирование интереса школьников к осознанному и мотивированному выбору профессии;

· знакомство школьников с возможностями системы профессионального образования в регионе с учетом выбранной профессии.

На педагогической практике классные руководители оценивали работу студентов по следующим критериям: знание теории и методики воспитательной работы; выбор оптимальных форм воспитательной работы и способов организации деятельности; степень самостоятельности при подготовке к воспитательному делу; качество знаний фактического материала, используемого на классном часе или в другом жанре воспитательного дела; владение стандартными методами воспитания и приемами педагогической техники; уровень самоанализа проведенного мероприятия; познавательная активность; аргументированная позиция в дискуссиях по воспитанию; ответственность в ходе воспитательной работы; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; разрешение конфликтных ситуаций; обладание организаторскими способностями; уровень коммуникативной культуры. В характеристиках студентов, выдаваемых классными руководителями, педагоги отмечали, что будущие учителя в достаточной мере быстро адаптировались к дистанционному формату проведения воспитательных дел, проявили самостоятельность и творческую инициативность, сумели подобрать такие формы воспитательных мероприятий, которые позволили успешно продолжить формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Надо отметить, что студенты на итоговой конференции по практике назвали причины, не всегда позволяющие классному руководителю получить запланированный результат в условиях дистанционного обучения: формализм в педагогической деятельности (проще провести воспитательное мероприятие, чем добиться воспитательного эффекта); непонимание внутренней природы воспитательной формы и механизмов ее воспитательного влияния; неорганизованность воспитательной формы для ее участников; общение с помощью специальных устройств, а не лично не дает учителю возможности контролировать, чем занят каждый ученик в «онлайн-классе»; отсутствие полноценной обратной связи; прямое копирование чужого сценария.

Вывод

Разнообразные формы воспитательной работы, используемые студентами в условиях дистанционного формата, создают условия для практической реализации знаний, умений и навыков обучающихся в цифровой среде. Несмотря на такое сложное время, данная среда позволяет не останавливать процесс воспитания подрастающего поколения как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для социализации и самоопределения.

Использование цифровых возможностей дает возможность показывать учащимся стандарты поведения в сетях, правила действий в нестандартных ситуациях, а также привлекать родителей школьников к воспитательной работе. Обращение к компьютерным технологиям учит работать в команде, творчески подходить к поиску необходимой информации, принимать решения, оценивать и при необходимости корректировать данные. Для продуктивного ведения воспитательной работы в условиях дистанционного обучения необходимо осваивать новые программы и платформы, средства коммуникации и активно использовать их в практической деятельности учителя.


Библиографическая ссылка

Ермакова Л.И., Янюшкина Г.М. ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30707 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674