Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Квач Н.В. 1
1 Калужский филиал РАНХиГС
В статье рассматриваются языковые компетенций студентов на современном этапе обучения в высшей профессиональной школе. Особое внимание уделяется вопросу творческой активности обучающихся на практических занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе в условиях дистанционной формы обучения в условиях пандемии. Приводятся методики и средства обучения, позволяющие сформировать навыки владения иностранным языком у студентов неязыковых вузов. Дается краткий обзор теоретического исследования вопросов творческой активности обучающихся и сущности метода проектов. Анализируется выбор видов творческой деятельности студентов для реализации проектов на занятиях по иностранному языку в дистанционном формате. Исследуется выбор вида выполнения творческих заданий обучающимися на занятиях по иностранному языку в вузе с учетом дистанционной формы обучения. Делается вывод относительно возможности формирования профессиональной готовности будущих специалистов средствами иностранного языка в условиях дистанционного обучения. Подчеркивается, что реализация творческого потенциала студентов путем качественного выполнения творческих заданий, направленных на всестороннее развитие навыков владения иностранным языком будущими специалистами экономической сферы, является одним из основных критериев сформированности профессиональной готовности обучающихся на протяжении всех этапов изучения иностранного языка в вузе в условиях вынужденного полного или частичного перехода на дистанционную форму обучения.
высшее образование
обучение в условиях пандемии
творческие задания
формирование компетенций на занятиях иностранного языка
1. Благонравова М.А. Приобретение иноязычной компетенции в российском неязыковом вузе: возможности и проблемы // Образование и воспитание. 2016. № 4 (9). С. 54-57.
2. Семышев М.В., Резунова М.В., Семышева В.М., Андрющенок Е.В. Формирование профессиональной мобильности студентов средствами гуманитарных дисциплин // Вестник Брянской Государственной сельскохозяйственной академии. 2017. С. 64-67.
3. Стрекалова Н.. Риски внедрения цифровых технологий в образовании // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 2. С. 84-88.
4. Фатеева И.А., Канатникова Т.Н. Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании // Молодой ученый. 2013. № 1. С. 376-378.
5. Лобова С.В., Бочаров С.Н., Пронькина Е.В. Цифровизация: мейнстрим для университетского образования и вызовы для преподавателей // Университетское управление: практика и анализ. 2020. № 24 (2). C. 92-106.
6. Самылов П.В. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов вуза в условиях проектоностно-деятельностного обучения // Человеческий капитал. 2012. № 1. С. 94-96.

Современное образование переживает очень непростой период. С одной стороны, имеющиеся достижения научно-технического прогресса сильно расширили возможности преподавателей и студентов в сфере высшего образования. Большое количество технических новинок и информационных сетей безмерно раздвинули горизонт человеческих возможностей относительно получения информации и знаний. Именно эти технические достижения и нововведения в сфере образования помогают вузам справляться с неожиданными вызовами, которые возникли в результате всемирной пандемии коронавируса, длящейся почти год. С другой стороны, все большая зависимость в первую очередь молодежи от компьютерных технологий и информационных сетей, заменяющая природную любознательность и стремление к личному самосовершенствованию, вызывает тревогу у преподавателей вузов, так как это в определенной мере тормозит развитие природного творческого потенциала обучающихся. Вне всякого сомнения, культурное многообразие современного мира и нормы современного демократического общественного устройства настоятельно требуют формировать свободно и творчески мыслящих специалистов в ходе реализации процесса получения высшего образования, владеющих, в числе прочих профессиональных навыков, умением грамотно и всесторонне использовать информационные технологии. Теоретически все выглядит очень хорошо, но действительно ли в процессе обучения в высшей школе студенты-экономисты развивают свой творческий потенциал для более успешного решения возникающих профессиональных задач экономической сферы с учетом принятых ограничений, вызванных пандемией?

Цель исследования: изучить возможность формирования профессиональной готовности студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка, используя их творческий потенциал, в условиях полного или частичного дистанционного обучения. Дисциплина «Иностранный язык» включена в учебно-тематические планы бакалавриата всех без исключения вузов, независимо от их специализации. На старших курсах уровня бакалавриата в программу обучения в большинстве вузов включаются такие дисциплины, как «Иностранный язык в профессиональной сфере» и «Деловой иностранный язык». Экономические вузы в силу сложившейся неоднозначной экономической ситуации из-за санкционного режима, объявленного нашей стране Евросоюзом несколько лет назад, а также продолжающейся всемирной изоляции стран в связи с распространением коронавируса и вынужденного перехода ряда образовательных учреждения на дистанционную форму обучения должны особенно учитывать возможности этого предмета для формирования высокой профессиональной готовности выпускников. На занятиях по иностранному языку применяются различные способы для формирования языковой компетенции у студентов неязыковых вузов. Научить студентов в течение довольно ограниченного периода (в среднем в разных вузах он составляет от 1 года до 3 лет) грамотно и логически говорить о проблемах по своей профессиональной тематике и адекватно понимать речь иностранных партнеров – носителей языка – вполне возможно даже в условиях пандемии и с применением дистанционного обучения, сочетая инновационные методы с традиционными [1]. Не забывая о значимости последних, хочется подчеркнуть, что в основе этого процесса лежит принцип коммуникативности, который успешно исследовался и разрабатывался многими российскими и иностранными учеными-педагогами (И.А. Зимней, Е.И. Пассовым и др.). На современном этапе при реализации этого метода в процессе обучения в вузах необходимо, конечно, учитывать новейшие данные методологической, педагогической и психологической наук, коммуникативные особенности изучаемого иностранного языка в соответствии с профилем вуза, например «Экономика», а также сложившиеся эпидемиологические условия в мире и, в частности, в России.

Во многих неязыковых вузах обучение иностранному языку традиционно строится на чтении, переводе и понимании специализированных текстов. Однако расширяющаяся информационная среда иноязычного профессионального общения и возможности дистанционного обучения вынуждают вузы смещать акцент при обучении иностранному языку на последовательное развитие навыков речевого общения по профессиональной тематике, формирование умений вести научные дискуссии, связанные с профессиональной деятельностью, с большей долей использования компьютерных технологий. С введением дисциплины «Иностранный язык» со второго класса в план обучения общеобразовательных школ преподаватели иностранного языка высшей школы вправе ждать, что уровень знаний по иностранному языку у абитуриентов, поступающих в вузы, должен был значительно вырасти за последние годы, что должно было дать толчок к ускорению формирования языковых навыков. Однако этого не происходит на том уровне, которого ожидали. Причины этого многообразны и сложны. Среди них необходимо отметить атрофию у ряда студентов стремления творчески выполнять поставленные языковые задачи и в полной мере использовать свои природные творческие способности [2].

На сегодняшний день учеными и педагогами разных школ и стран разработан целый ряд великолепных методик, способствующих быстрейшему и наиболее эффективному формированию языковых навыков у студентов, изучающих иностранный язык в неязыковых вузах. Использование компьютерных программ для дистанционного обучения (Moodle, Teams, Zoom и др.) также расширило до определенного предела возможности использовать компьютерные технологии в процессе обучения иностранному языку на современном этапе в условиях вынужденного (полного или частичного) перехода на дистанционную форму образования в вузах по всей стране. Однако во все времена существовала и продолжает существовать одна проблема, от решения которой напрямую зависит успешность формирования языковых навыков у обучающихся. Эта проблема – желание студента формировать лингвистические навыки и умения, наличие у него устойчивой сформированной мотивации к изучению иностранного языка. Все познавательные процессы будут бесполезны и бездейственны, все новейшие компьютерные разработки останутся мало востребованными, если обучающийся не проявляет собственной инициативы, своей поисковой активности с целью усвоить языковой материал и применить его на практике.

Анализ творческой активности студентов давно интересует ученых. В учебном процессе ученые характеризуют творчество как одну из форм деятельности человека, которая нацелена на создание совершенно новых для него ценностей, имеющих большое значение для личности и общества в целом (А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер и др.) [3]. Этот процесс начинается с изучения существующих знаний по разным дисциплинам, которые уже известны обществу. При выполнении личных творческих заданий (метод решения проблемных ситуаций, выполнение проектных заданий, создание презентаций) творчество в процессе изучения иностранного языка в вузе начинает приобретать индивидуальный для каждого обучаемого характер. Следует отметить, что процентное соотношение личного творчества и простого применения уже накопленных человечеством знаний у разных студентов, естественно, разное.

Остановимся на методе проектов более подробно. Безусловно, он не является принципиально новым в мировой педагогике, но в последнее время получает все более широкое распространение. Его возникновение относят к началу ХХ в. и родиной считают США (Д. Дьюи, У. Килпатрик и др.). В общих чертах суть этого метода состоит в том, что он имеет сугубо практическую направленность на достижение результата, который получают за счет решения конкретной практической или теоретической проблемы, причем в идеале поставленные задачи должны постоянно усложняться. Педагоги-ученые российской школы (М.А. Балабан, О.М. Леонтьева, А.Н. Тубельский и др.) успешно доказали, что работа над выполнением проектов значительно активизирует студентов, что выражается в самостоятельном построении личного маршрута обучения и выборе индивидуального темпа для достижения поставленных задач [4]. В процессе реализации проекта студенты занимаются поиском информации, анализируют ее, исследуют изучаемую проблему, обсуждают с преподавателем полученные данные. Способность осуществлять профессиональную коммуникацию на иностранном языке и умение работать в группах для решения учебно-профессиональных задач на иностранном языке являются навыками, которые должен демонстрировать студент на последнем этапе формирования языковой компетенции. В таком случае мы получаем полноценную обучающую среду с действительным погружением в изучаемую языковую проблему, иноязычную атмосферу и культуру, в результате чего у обучающегося потенциально формируются заявленные навыки и умения владения иностранным языком в профессиональной сфере.

Материал и методы исследования. С целью изучения формирования профессиональной готовности студентов на занятиях по иностранному языку и для изучения их творческой активности были предложены к выполнению различные формы творческих заданий, а также проведены анкетирования и собеседования.

Для проверки стремления студентов неязыковых специальностей реализовать свой творческий потенциал при вынужденном переходе на дистанционное обучение всеми вузами страны им были предложены на выбор следующие практические виды выполнения работ: компьютерная презентация на иностранном языке, постановка короткометражного фильма на иностранном языке, разработка тематической игры на иностранном языке, постановка сценки на иностранном языке. Большая часть занятий по иностранному языку проводились в дистанционном формате, поэтому хотелось также проследить, как изменятся предпочтения в выборе видов творческой деятельности. При выполнении проектов среди студентов неязыковых специальностей из общего числа студентов (122 участника), обучавшихся по специальностям «Менеджмент», «Экономика», «Бизнес-информатика», «Финансы и кредит», «Банковское дело», выяснилось, что наибольшее количество обучающихся выбрали представление полученной информации для реализации проекта с помощью компьютерных презентаций (84 человека). Стоит отметить, что подготовка компьютерных презентаций по иностранному языку имеет много привлекательных черт для студентов, а в условиях дистанционного обучения этот вид деятельности оказался предпочтителен среди обучающихся, так как все компьютерные программы дистанционного обучения дают возможность демонстрировать слайды, презентации, графики, таблицы и другой наглядный материал без ограничений. Следует также подчеркнуть, что при работе над презентацией на иностранном языке студент из всего огромного разнообразия информации выбирает те факты, которые ему наиболее интересны и, по его мнению, наиболее ярко раскрывают рассматриваемую проблему. В условиях дистанта студенты могут в большей степени воспользоваться разнообразными практическими инструментами компьютерных технологий для создания презентации (такими как красочные слайды, анимационные элементы, графический дизайн и т.д.) без учета технической оснащенности аудиторий вуза, что в большинстве случаев оказывается решающим для улучшения качества презентации при сравнении с аудиторным обучением. Сочетание визуально привлекательно представленной информации с выступлением студентов на иностранном языке в дистанционном формате также является довольно значимым положительным мотивирующим фактором, так как обучающиеся отмечают, что им легче преодолевать языковой барьер в домашней обстановке, а не перед лицом большой аудитории. Не надо забывать, что, слушая выступления своих сокурсников, студенты учатся анализировать их презентации, давать оценку представляемой информации, стараются представить свою работу на достойном уровне.

Постановку короткометражного фильма выбрали 16 человек, что свидетельствует о значительно более сложном характере подготовки к данному виду практического представления результатов, хотя, по мнению выбравших этот вид творческой деятельности студентов, его легче представить для просмотра аудиторией в дистанционном формате. Постановку сценки с обсуждением языковой проблемы на иностранном языке выбрали 13 человек, отметив при этом сложность групповой работы удаленно и большое количество времени, потребовавшееся для согласования всех деталей постановки онлайн. Разработку тематической игры на иностранном языке выполнили 10 участников реализации проектов, указав на проблемы групповой подготовительной работы в дистанционном виде. Ниже приведена таблица с полученными результатами.

Результаты анализа выбора практического метода работы студентами (%)

Практический метод представления полученных результатов

Количество студентов (%)

Компьютерная презентация

69%

Короткометражный фильм

13%

Постановка сценки

10%

Разработка тематической игры

8%

Как видно из таблицы, презентация была выбрана подавляющим количеством студентов (69%), в то время как на остальные виды творческой деятельности пришлось в общем меньше половины от этого числа (31%).

После завершения этапа представления полученных результатов среди студентов было проведено анкетирование с целью выявления мотивов их выбора практического метода представления результатов выполнения проектов. Обучающимся было предложено ответить на вопрос: «Почему Вы выбрали именно этот способ практического представления результатов реализации проекта?» Среди ответов наиболее частыми были следующие: «Проще для исполнения (64%), «Привычен для выполнения» (69 %), «Не требует много времени для исполнения (45%), «Имею достаточную языковую подготовку для его реализации (83%), «Более прост для демонстрации с технической точки зрения при работе в дистанционном формате» (82%), «Мне это более интересно, так как есть возможность попробовать новый вид работы» (26%). На основании таких ответов можно сделать вывод, что лишь чуть больше четверти студентов имеют устойчивое стремление развивать свой творческий потенциал, в то время как основная масса студентов выбрали для исполнения тот вид деятельности, который легче выполнить при дистанционном обучении.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучив полученные результаты анкетирования и основываясь на анализе представленных работ, можно сделать ряд выводов. Во-первых, в условиях дистанционного обучения формирование профессиональной готовности студентов экономических специальностей средствами иностранного языка вполне возможно, учитывая их заинтересованность в проявлении творческой активности, а также направляя их творческую деятельность по пути максимально значимых в профессиональном смысле получаемых знаний с помощью иностранного языка. Во-вторых, быстрое развитие компьютерных технологий и их активное внедрение в образовательный процесс в высшей школе в условиях сложной эпидемиологической ситуации дают возможность сформировать коммуникативные компетенции студентов на дистанционных занятиях по иностранному языку. Однако при выборе формы творческой деятельности большинство студентов выбирают привычные и более простые с технической стороны способы представления выполненных работ, что может служить показателем снижения у них стремления более полно реализовать свои творческие природные способности в условиях дистанционного обучения, заменяя их простыми и привычными формами выполнения заданий. Следовательно, в сложившихся условиях ограничений преподаватель иностранного языка должен стимулировать обучающихся не только выбирать знакомые виды деятельности (что естественно на начальном этапе работы) и совершенствовать свое мастерство при их реализации (более продвинутый этап формирования навыков владения иностранным языком), но и стараться ответить на новые вызовы, что даст новый толчок развитию индивидуальных способностей и навыков владения иностранным языком каждого отдельного студента, а также будет способствовать формированию профессиональной готовности будущих специалистов, способных реализовывать свои коммуникативные навыки на иностранном языке даже в экстремальных условиях пандемии [5].

Подводя итог всему сказанному выше, следует отметить, что мы живем в век повышенной конкуренции. Несмотря на объявленные России санкции со стороны ряда западных стран и закрытие границ большинством стран из-за сложной эпидемиологической ситуации во всем мире, экономическое и информационное взаимодействие государств остановить нельзя. Оно ведет к активному обмену и внедрению новых технологий и товаров, что, в свою очередь, отражается и на существующих сегодня образовательных системах. Среди прочих факторов их прогресс выражается в повышении требований к общему уровню культуры людей и профессиональной квалификации специалистов. Так, по мнению П.В. Самылова: «Применение метода проектов ориентировано на различные виды практических разработок, позволяет организовать процесс обучения как совместную деятельность по решению проблем, в том числе направленных на личностное развитие участников учебного процесса и формирование у них необходимого набора компетенций, присущих будущим профессионалам» [6, c. 149]. Речь идет о культурной и профессиональной грамотности личности в рамках не только отдельно взятой страны, но и в масштабе мирового сообщества. Необходимо вычленить дисциплину «Иностранный язык» в системе преподаваемых вузовских дисциплин как предмет, непосредственно влияющий на определение профессиональной квалификации будущего специалиста. В условиях ограниченности физических контактов с представителями других культур появилось больше возможностей обучения студентов посредством использования компьютерных технологий в дистанционном формате. Усвоение национальной, профессиональной и иностранной культуры – это сложный процесс, для которого применимы все основные закономерности коммуникативной деятельности, реализация которой осуществляется с помощью языка независимо от способа общения.

Заключение

Таким образом, реализация творческого потенциала студентов путем качественного выполнения творческих заданий, направленных на всестороннее развитие навыков владения иностранным языком будущими специалистами экономической сферы, является одним из основных критериев сформированности профессиональной готовности студентов на протяжении всех этапов изучения иностранного языка в вузе в условиях вынужденного полного или частичного перехода на дистанционную форму обучения. Практика работы в неязыковом вузе показывает, что только при наличии и реализации творческого подхода у студентов формируются качественные умения и навыки владения иностранным языком на уровне, соответствующем современным коммуникативным и социальным требованиям, с учетом профессиональной направленности их деятельности.


Библиографическая ссылка

Квач Н.В. РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30652 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674