Формирование профессиональной рефлексии в образовательном процессе является неотъемлемым компонентом в подготовке врача. Осмысление образа своего профессионального «Я» через объективную самооценку, оценку товарищей и экспертную оценку позволит будущим специалистам соотнести возможности своего «Я» с тем, чего требует медицинская профессия, с существующими о ней представлениями. Поскольку, как показывает практика, осознание профессиональной идентичности не приходит при ее выборе и обучении. Будущие специалисты учатся с ожиданием того, что однажды придет самоощущение «Я-врач», и тогда они смогут отождествить свое профессиональное «Я» с выбранной профессией. Данный переход, заключающийся в обретении осознанного, ответственного представления о том, что «я врач», крайне сложен. Осознание своей профессиональной идентичности сопровождается уверенностью в собственном призвании, таланте, избранной специальности и личностном соответствии ей. Отсутствие идентичности профессии, неосознанность в итоге может привести к смене профессии, рода или сферы деятельности [1; 2]. Кроме того, изучение дисциплин, связанных с профессионализацией, на старших курсах явно недостаточно для формирования у студентов профессионального менталитета, необходимого им для овладения в вузе основами специальности и для дальнейшей профессиональной самореализации в профессии, социуме в качестве активного субъекта будущей трудовой деятельности. Этим определяется актуальность формирования профессиональной рефлексии методами эвристического обучения.
Формирование профессиональной рефлексии понимается нами как процесс организованного (стихийного) влияния на осмысление, переосмысление и преобразование субъектом своих учебно-профессиональных знаний, ценностей, операций и предметных оснований профессиональных целей, планов и действий, которые способствуют адекватному соотнесению возможностей своего «Я» – профессионально-личностных качеств с тем, что требует профессия, с существующими о ней представлениями (Б.З.Вульфов, В.Н.Харькин, О.А.Корнилова, В.В.Игнатов[3], С.Ю.Степанов, И.Н.Семенов, И.А.Колесникова, М.И.Шилова). Формирование профессиональной рефлексии будущего специалиста осуществляется в рамках образовательного процесса в вузе, это сложный и длительный процесс, который следует начинать с первого курса обучения. Начало формирования профессиональной рефлексии должно осуществляться в процессе изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономических циклов, которым в образовательном стандарте отводится значительное место [4]. В частности, при изучении дисциплины «Психология и педагогика» на 1 и 2 курсах.
В образовательном процессе должны быть предусмотрены методы, способствующие формированию профессиональной рефлексии будущего специалиста (И.Н.Семенов, М.А.Харлов, А.Г.Бусыгин, Е.Н.Чеканушкина, В.А.Павловский [5]). В исследованиях, посвященных формированию и развитию рефлексии, учеными предлагаются следующие методы обучения рефлексии: создание на рабочем месте рефлексивной среды (Т.Ю.Колошина, Г.Ф.Похмелкина, Г.С.Пьянкова, С.Ю.Степанов, Т.В.Фролова), использование различного рода игр, объединенных в учебные сессии (О.С.Анисимов, В.В.Давыдов, Н.В.Самоукина, Г.П. Щедровицкий, П.Г.Щедровицкий), активизация механизмов личностной и интеллектуальной рефлексии в ситуации лабораторного эксперимента путем решения нестандартных, творческих задач (В.К. Зарецкий, И.Н.Семенов, С.Ю. Степанов), рефлексивно-инновационная технология эвристического обучения (В.Г. Аникина, Н.А. Коваль, И.Н. Семенов) и другие.
Методы эвристического обучения активизируют рефлексивный потенциал студентов, способствуя развитию не только профессионально-знаниевых компетенций, но и общих способностей, и рефлексивной культуры в целом. Следует использовать данные методы как средства, обеспечивающие развитие рефлексивного потенциала личности студентов [6], поскольку эффективность высшего образования обеспечивается не только формированием знаний и компетенций у студентов, но и становлением у них в процессе обучения в вузе профессионального менталитета в избранной сфере деятельности и ростом профессионального самосознания. Эвристические методы оформляются из совокупности эвристических правил, приемов, операций, эвристических (правдоподобных) рассуждений и способов теоретического освоения (познания) действительности, которые могут выражаться в форме ассоциаций, аналогий, приемов устранения противоречий. Основными функциями эвристических методов являются: активизация размышления; стимулирование самостоятельного продвижения учащихся в усвоении новых знаний; получение промежуточной информации, находящейся между незнанием и знанием; поэлементное усвоение опыта творческой деятельности; овладение отдельными этапами решения проблемных задач. Эвристические методы определяют стратегии и тактики наиболее вероятного направления поиска решения, но не гарантируют успеха решения. Преподаватель, используя эвристические методы, вместо изложения учебного материала в готовом виде подводит студентов к «переоткрытию» знаний, поиску фактов, к самостоятельному формулированию определений, оценок, составлению выводов.
Эвристический метод самооценки, апробированный в процессе преподавания дисциплины «Психология и педагогика» будущим специалистам медицинского профиля, направлен на активизацию рефлексивной деятельности и развития профессионального самосознания, поскольку для всех сфер профессиональной деятельности оказывается необходимым формирование чувства принадлежности к определенной профессии на уровне самосознания себя как специалиста, как врача. Это чувство (самоощущение «Я врач») является внутренним пусковым механизмом, который обусловливает совершенствование самого себя, своих способностей в направлении своей профессии и профессионального будущего, вырабатывает желание стать профессионалом. Студенты под руководством преподавателя самостоятельно рассуждают о профессионально важных качествах будущего врача, решают, как оценить сформированность данных качеств, анализируют полученные оценки.
Цель исследования: формирование профессиональной рефлексии будущего специалиста эвристическим методом самооценки.
Материалы и методы исследования. В исследовании принимали участие студенты 1 курса лечебного факультета КрасГМУ в количестве 74 человек в возрасте от 19 до 23 лет. Формирование профессиональной рефлексии осуществлялось с помощью эвристического метода самооценки. Для реализации задач исследования использовались методы анализа научной литературы, обобщения педагогического опыта в области формирования профессиональной рефлексии, метод наблюдения, рефлексивной оценки, психолого-педагогического анализа, эвристических приемов. В качестве экспертов выступили преподаватели кафедры педагогики и психологии КрасГМУ.
Будущим врачам необходимо было произвести оценку своих профессионально важных качеств с помощью эвристического метода самооценки. Его сущность заключается в суждении, оценочном отношении, познании себя. Сущность метода выражается в качественной и количественной самооценке будущего специалиста. Полученная оценка как образовательный продукт сопоставляется с культурно-историческими аналогами в виде экспертной оценки преподавателей, самооценки, оценки одногруппников и эталонной оценки. Развертывание профессиональной рефлексии в образовательном процессе позволяет будущим специалистам увидеть образ профессионального «Я» «в отражении нескольких зеркал», каждое из которых претендует на истинность. Метод эвристической самооценки запускает процессы внутреннего диалога: «Как меня видят другие как будущего специалиста? Как вижу я сам себя?». В данном исследовании рефлексия – это аналитическая деятельность студента, направленная на оценку своих профессионально важных качеств, в контексте будущей профессиональной деятельности. С помощью данного метода будущим специалистам предлагалось качественно и количественно оценить профессионально важные качества врача на основе самооценок, оценок одногруппников и экспертных оценок (преподавателей).
Первоначально будущие врачи изучили профессионально важные качества личности врача, представленные в профессиограмме [7]. Профессиограмма – это документ, в котором определено содержание работы профессии врача, а также профессионально важные качества (ПВК), предъявляемые профессией к работнику. Далее представлены ПВК врача, охарактеризованные синонимичными характеристиками (табл. 1).
Таблица 1
Профессионально важные качества врача
ПВК врача |
Синонимичные характеристики |
Наблюдательность |
проницательность, внимательность, приметливость |
Эмпатичность |
проникновение, отзывчивость, чуткость |
Организованность |
четкость, дисциплинированность, согласованность |
Отсутствие брезгливости |
отсутствие гордости, беспритязательность, невзыскательность (отсутствие отвращения и пренебрежения), готовность к служению |
Хорошая память |
не забывающий, хорошо помнящий, вглядчивый |
Ответственность |
обязательность, надежность, совестливость |
Терпение |
выдержка, смирение, снисхождение |
Склонность к работе в сфере общения |
коммуникабельность, разговорчивость, способность к контактам |
Склонность к сервисной работе |
услужливость, уход, угодливость, учтивость |
Склонность к работе с информацией |
обработка и анализ данных, владение сведениями, стремление обучаться, умение осведомлять |
Развитые логические способности |
уметь доказывать, рассуждать, делать обоснованные выводы из имеющихся предпосылок |
Развитая способность к концентрации внимания |
сосредоточенность, длительное удержание внимания на чем-то одном, игнорирование всего остального, организованность |
Эмоциональная устойчивость |
душевное спокойствие, уравновешенность, собранность в напряженной обстановке без последствий для здоровья, саморегуляция, самоконтроль |
Полученные таким образом качества были внесены в бланк самооценки, который был предложен будущим специалистам для оценки себя и своих товарищей по шестибалльной системе с точки зрения развитости соответствующих профессионально важных качеств. Наиболее сформированные профессионально важные качества врача, на взгляд студента, должны были оценены максимально – в 6 баллов, а наименее, соответственно, в 1-0 баллов. Процедура получения средней самооценки была следующей: сложить все самооценки студентов и разделить на количество ПВК, представленных в бланке. Для расчета средней оценки каждого качества необходимо было просуммировать все оценки и разделить на число принявших участие в опросе. Аналогично рассчитывали оценку товарищей и экспертов.
Будущие специалисты устанавливали балльное значение сформированности у них профессионально важных качеств врача и соотносили их с тем, что требует профессия, с существующими о ней представлениями. Степень правильности, адекватности «профессионального Я» выяснялась при расчете самооценки. Были заданы интервалы рефлексивной самооценки, с помощью которых в дальнейшем проанализированы полученные результаты: 0-3,4 балла – недооценивает (тенденция к занижению); 3,5-4,5 балла – оптимальная, соответствует действительности; 4,6–6,0 переоценивает (тенденция к завышению).
Результаты исследования и их обсуждение. При анализе бланков дифференцированных шкал оценки профессионально важных качеств будущих специалистов были получены результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Результаты оценки профессионально важных качеств будущего врача эвристическим методом самооценки
Профессионально важные качества |
Проявление у врача |
Проявление у будущего специалиста |
Среднее значение |
||
Самооценка |
Оценка товарища |
Экспертная оценка |
|||
Наблюдательность |
6,0 |
4,04 |
4,54 |
3,2 |
3,92 |
Эмпатичность |
6,0 |
4,30 |
4,63 |
3,5 |
4,14 |
Организованность |
6,0 |
4,08 |
4,81 |
3,25 |
4,05 |
Отсутствие брезгливости |
6,0 |
4,97 |
5,09 |
3,5 |
4,52 |
Хорошая память |
6,0 |
4,21 |
5,23 |
3,0 |
4,15 |
Ответственность |
6,0 |
5,0 |
5,25 |
3,5 |
4,58 |
Терпение |
6,0 |
4,43 |
4,95 |
3,0 |
4,13 |
Склонность к работе в сфере общения |
6,0 |
4,56 |
5,36 |
3,4 |
4,44 |
Склонность к сервисной работе |
6,0 |
4,21 |
4,86 |
3,55 |
4,21 |
Склонность к работе с информацией |
6,0 |
4,43 |
5,04 |
3,45 |
4,30 |
Развитые логические способности |
6,0 |
4,21 |
4,91 |
3,55 |
4,22 |
Развитая способность к концентрации внимания |
6,0 |
4,52 |
4,81 |
3,12 |
4,15 |
Эмоциональная устойчивость |
6,0 |
4,76 |
4,5 |
3,23 |
4,16 |
Средняя оценка |
6,0 |
4,44 |
4,92 |
3,60 |
4,23 |
«Идеальный образ» профессионально важных качеств врача, взятый за некий образчик, эталон, представлен в столбце «Проявление у врача» и был гипотетически оценен будущими специалистами в 6 баллов. Будущие врачи соотносили свои представления о профессиональных качествах с эталоном (с тем, что требует профессия, с существующими о ней представлениями). Таким образом, мы видим осознание, понимание будущими врачами недостаточной сформированности у них профессионально важных качеств (табл. 2).
Согласно данным, представленным в столбце «Самооценка», наибольшее значение получили следующие профессионально важные качества: ответственность (5,0), отсутствие брезгливости (4,97) и эмоциональная устойчивость (4,76). Таким образом, оценка данных качеств будущими врачами имеет тенденцию к завышению. Наименьшую оценку получили: наблюдательность (4,04), организованность (4,08), хорошая память (4,21), склонность к сервисной работе (4,21) и развитые логические способности (4,21). Данные качества будущие врачи оценили оптимально, отсутствует тенденция как к занижению, так и к завышению значений.
В соответствии с данными столбца «Оценка товарищей» наибольшее значение получили следующие профессионально важные качества: склонность к работе в сфере общения (5,36), ответственность (5,25), хорошая память (5,23). Таким образом, балльная оценка данных профессионально важных качеств имеет тенденцию к завышению. Наименьшую оценку получили: эмоциональная устойчивость (4,5), наблюдательность (4,54), эмпатичность (4,63). Данные качества товарищи оценили оптимально, однако имеется небольшая тенденция к завышению (переоценке) профессионально важных качеств будущих врачей.
Согласно полученным оценкам экспертов, наибольшее значение получили такие профессионально важные качества, как склонность к сервисной работе (3,55), развитые логические способности (3,55), ответственность (3,5), эмпатичность (3,5). Таким образом, оценка данных качеств является оптимальной, соответствующей реальности. Наименьшую оценку получили такие профессионально важные качества: хорошая память (3,0), развитая способность к концентрации внимания (3,12), наблюдательность (3,2). Эксперты гораздо строже оценили сформированность данных профессионально важных качеств будущих врачей, прослеживается тенденция к снижению значений оценок.
В соответствии со значениями в столбце «Среднее значение» наибольшую оценку получили такие профессионально важные качества, как ответственность (4,58), отсутствие брезгливости (4,52), склонность к работе в сфере общения (4,44). Оценка данных качеств имеет незначительную тенденцию к завышению. Наименьшую оценку получили следующие профессионально важные качества: наблюдательность (3,92), организованность (4,05) и терпение (4,13). Таким образом, данная оценка является оптимальной, соответствующей реальности.
Характеризуя уровень развития профессионально важных качеств у представленной выборки в целом, можно сказать, что средняя оценка будущих специалистов по шестибалльной шкале равна 4,23 балла. Следовательно, будущие врачи осознают вектор формирования своего профессионального «Я», имеют оптимальную самооценку своих профессионально важных качеств и недостаточную профессиональную рефлексию, поскольку присутствует небольшая тенденция к переоценке своих возможностей. При сопоставлении средней эталонной оценки (3,60) и средней самооценки будущих врачей (4,44) можно говорить о достаточной сформированности профессионально важных качеств будущего врача с тенденцией к самосовершенствованию.
Заключение. Таким образом, данная методика способствовала организации профессиональной рефлексии на учебных занятиях, позволила будущим специалистам задуматься и сопоставить возможности своего «Я» с требованиями профессии. Будущие врачи размышляли о профессиональном будущем как о возможности саморазвития, самокоррекции и способах приближения к профессиональному идеалу. Они задумались о том, какие качества у них развиты оптимально, а какие требуют совершенствования. В качестве иллюстрации представим рефлексивные размышления студентов: «Думаю, что в целом мои профессионально важные качества сформированы на достаточно хорошем уровне, я принимаю результаты исследования. У меня хорошо воспитаны организованность (4,56), ответственность (4,67) и терпение (4,33). Однако необходимо развивать такие качества, как отсутствие брезгливости и эмпатия»; «Я имею склонность к занижению оценок собственных качеств, поскольку окружающие люди оценивают мои профессионально важные качества гораздо выше»; «Профессионально важные качества у меня развиты плохо, практически отсутствует эмпатичность (1,48), терпение (2,53), склонность к сервисной работе (1,02). Однако я надеюсь развивать их по мере углубления в профессию, так как мы находимся только в начале профессионального пути врача» и другие.
Перспективой дальнейшего исследования является проектирование обобщенной модели формирования профессиональной рефлексии будущего специалиста медицинского профиля, методологическим ориентиром которой выступят когнитивный, аксиологический, операциональный и регулятивный аспекты профессиональной рефлексии.
Библиографическая ссылка
Корнилова О.А., Белых И.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ЭВРИСТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ САМООЦЕНКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30651 (дата обращения: 19.03.2024).