Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ЭВРИСТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ САМООЦЕНКИ

Корнилова О.А. 1 Белых И.Н. 2
1 1Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
2 "Красноярский институт железнодорожного транспорта"-филиал ФГБОУ ВО Иркутского государственного университета железнодорожного транспорта"
В статье представлено исследование, посвященное проблеме формирования профессиональной рефлексии будущего специалиста в образовательном процессе. Данный процесс способствует организованному влиянию на становление профессиональной идентичности будущего специалиста. Анализ научной литературы позволил нам выделить рефлексивно-инновационную технологию эвристического обучения, имеющую потенциал методов, средств и форм для организации профессиональной рефлексии на учебных занятиях. Эвристическое обучение рассматривается нами как движущая сила процесса формирования профессиональной рефлексии, как управляемый (контролируемый) фактор, реализуемый посредством специальных педагогических форм, методов и приемов. При проведении исследования нами использовался эвристический метод самооценки. Целью исследования являлось формирование профессиональной рефлексии будущих специалистов эвристическим методом самооценки. Метод позволил будущим специалистам оценить свои профессионально важные качества, взглянув на себя «со стороны» с помощью самооценок, оценок товарищей и экспертных оценок, что способствовало соотнесению своего профессионального «Я» с тем, что требует профессия, с существующими о ней представлениями. В результате изучены профессионально важные качества специалиста, получившие наибольшую и наименьшую оценку, на основе самооценок, оценок товарищей и экспертных оценок. Полученные оценки респондентов классифицированы следующим образом: оптимальные (соответствующие реальности), имеющие тенденции к занижению или завышению. Определена средняя самооценка будущих специалистов по шестибалльной шкале, которая равна 4,23 балла, указывающая на достаточно высокие показатели адекватности самооценок профессиональных качеств специалистов. Сделан вывод о недостаточной сформированности профессиональной рефлексии у будущих специалистов медицинского профиля, так как присутствует небольшая тенденция к переоценке своих возможностей.
рефлексия
профессиональная рефлексия
эвристическое обучение
формирование профессиональной рефлексии
самооценка
1. Семенов И.Н. Рефлексивный подход в формировании и развитии личностно-профессионального самосознания студентов как фактор модернизации высшего профессионального образования. М., 2013. 80 с.
2. Бурмистрова М.Н., Гущина И.Н. Формирование опыта педагогической рефлексии у студента как основа непрерывного саморазвития в будущей педагогической профессии // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 8. С. 58-66.
3. Педагогические стратегии становления личности в социокультурном образовательном пространстве: коллективная монография / Под. общ. ред. д-ра. пед. наук, профессора Игнатовой В.В. Красноярск: СибГТУ, 2015. 229 с.
4. Белых И.Н. Основы коммуникативной культуры педагога высшей школы // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2017. С. 11-14.
5. Харлов М.А., Бусыгин А.Г., Чеканушкин Е.Н., Павловский В.А. Рефлексия как один из значимых факторов развития у обучающихся профессиональной компетентности // Среднее профессиональное образование. 2020. № 8 (30). С. 34-36.
6. Корнилова О.А. Эвристическая игра-дискуссия как метод проектного обучения студентов высших учебных заведений // Alma-mater (Вестник высшей школы). 2019. № 2. С. 67-70.
7. Профессиограмма: врач. Интерактивный портал государственной службы занятости населения г. Севастополя. [Электронный ресурс]. URL: https://sevtrud.ru/Professiograms/detail/56795717-04ff-4028-95ac-74502713cf36 (дата обращения: 01.03.2021).

Формирование профессиональной рефлексии в образовательном процессе является неотъемлемым компонентом в подготовке врача. Осмысление образа своего профессионального «Я» через объективную самооценку, оценку товарищей и экспертную оценку позволит будущим специалистам соотнести возможности своего «Я» с тем, чего требует медицинская профессия, с существующими о ней представлениями. Поскольку, как показывает практика, осознание профессиональной идентичности не приходит при ее выборе и обучении. Будущие специалисты учатся с ожиданием того, что однажды придет самоощущение «Я-врач», и тогда они смогут отождествить свое профессиональное «Я» с выбранной профессией. Данный переход, заключающийся в обретении осознанного, ответственного представления о том, что «я врач», крайне сложен. Осознание своей профессиональной идентичности сопровождается уверенностью в собственном призвании, таланте, избранной специальности и личностном соответствии ей. Отсутствие идентичности профессии, неосознанность в итоге может привести к смене профессии, рода или сферы деятельности [1; 2]. Кроме того, изучение дисциплин, связанных с профессионализацией, на старших курсах явно недостаточно для формирования у студентов профессионального менталитета, необходимого им для овладения в вузе основами специальности и для дальнейшей профессиональной самореализации в профессии, социуме в качестве активного субъекта будущей трудовой деятельности. Этим определяется актуальность формирования профессиональной рефлексии методами эвристического обучения.

Формирование профессиональной рефлексии понимается нами как процесс организованного (стихийного) влияния на осмысление, переосмысление и преобразование субъектом своих учебно-профессиональных знаний, ценностей, операций и предметных оснований профессиональных целей, планов и действий, которые способствуют адекватному соотнесению возможностей своего «Я» – профессионально-личностных качеств с тем, что требует профессия, с существующими о ней представлениями (Б.З.Вульфов, В.Н.Харькин, О.А.Корнилова, В.В.Игнатов[3], С.Ю.Степанов, И.Н.Семенов, И.А.Колесникова, М.И.Шилова). Формирование профессиональной рефлексии будущего специалиста осуществляется в рамках образовательного процесса в вузе, это сложный и длительный процесс, который следует начинать с первого курса обучения. Начало формирования профессиональной рефлексии должно осуществляться в процессе изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономических циклов, которым в образовательном стандарте отводится значительное место [4]. В частности, при изучении дисциплины «Психология и педагогика» на 1 и 2 курсах.

В образовательном процессе должны быть предусмотрены методы, способствующие формированию профессиональной рефлексии будущего специалиста (И.Н.Семенов, М.А.Харлов, А.Г.Бусыгин, Е.Н.Чеканушкина, В.А.Павловский [5]). В исследованиях, посвященных формированию и развитию рефлексии, учеными предлагаются следующие методы обучения рефлексии: создание на рабочем месте рефлексивной среды (Т.Ю.Колошина, Г.Ф.Похмелкина, Г.С.Пьянкова, С.Ю.Степанов, Т.В.Фролова), использование различного рода игр, объединенных в учебные сессии (О.С.Анисимов, В.В.Давыдов, Н.В.Самоукина, Г.П. Щедровицкий, П.Г.Щедровицкий), активизация механизмов личностной и интеллектуальной рефлексии в ситуации лабораторного эксперимента путем решения нестандартных, творческих задач (В.К. Зарецкий, И.Н.Семенов, С.Ю. Степанов), рефлексивно-инновационная технология эвристического обучения (В.Г. Аникина, Н.А. Коваль, И.Н. Семенов) и другие.

Методы эвристического обучения активизируют рефлексивный потенциал студентов, способствуя развитию не только профессионально-знаниевых компетенций, но и общих способностей, и рефлексивной культуры в целом. Следует использовать данные методы как средства, обеспечивающие развитие рефлексивного потенциала личности студентов [6], поскольку эффективность высшего образования обеспечивается не только формированием знаний и компетенций у студентов, но и становлением у них в процессе обучения в вузе профессионального менталитета в избранной сфере деятельности и ростом профессионального самосознания. Эвристические методы оформляются из совокупности эвристических правил, приемов, операций, эвристических (правдоподобных) рассуждений и способов теоретического освоения (познания) действительности, которые могут выражаться в форме ассоциаций, аналогий, приемов устранения противоречий. Основными функциями эвристических методов являются: активизация размышления; стимулирование самостоятельного продвижения учащихся в усвоении новых знаний; получение промежуточной информации, находящейся между незнанием и знанием; поэлементное усвоение опыта творческой деятельности; овладение отдельными этапами решения проблемных задач. Эвристические методы определяют стратегии и тактики наиболее вероятного направления поиска решения, но не гарантируют успеха решения. Преподаватель, используя эвристические методы, вместо изложения учебного материала в готовом виде подводит студентов к «переоткрытию» знаний, поиску фактов, к самостоятельному формулированию определений, оценок, составлению выводов.

Эвристический метод самооценки, апробированный в процессе преподавания дисциплины «Психология и педагогика» будущим специалистам медицинского профиля, направлен на активизацию рефлексивной деятельности и развития профессионального самосознания, поскольку для всех сфер профессиональной деятельности оказывается необходимым формирование чувства принадлежности к определенной профессии на уровне самосознания себя как специалиста, как врача. Это чувство (самоощущение «Я врач») является внутренним пусковым механизмом, который обусловливает совершенствование самого себя, своих способностей в направлении своей профессии и профессионального будущего, вырабатывает желание стать профессионалом. Студенты под руководством преподавателя самостоятельно рассуждают о профессионально важных качествах будущего врача, решают, как оценить сформированность данных качеств, анализируют полученные оценки.

Цель исследования: формирование профессиональной рефлексии будущего специалиста эвристическим методом самооценки.

Материалы и методы исследования. В исследовании принимали участие студенты 1 курса лечебного факультета КрасГМУ в количестве 74 человек в возрасте от 19 до 23 лет. Формирование профессиональной рефлексии осуществлялось с помощью эвристического метода самооценки. Для реализации задач исследования использовались методы анализа научной литературы, обобщения педагогического опыта в области формирования профессиональной рефлексии, метод наблюдения, рефлексивной оценки, психолого-педагогического анализа, эвристических приемов. В качестве экспертов выступили преподаватели кафедры педагогики и психологии КрасГМУ.

Будущим врачам необходимо было произвести оценку своих профессионально важных качеств с помощью эвристического метода самооценки. Его сущность заключается в суждении, оценочном отношении, познании себя. Сущность метода выражается в качественной и количественной самооценке будущего специалиста. Полученная оценка как образовательный продукт сопоставляется с культурно-историческими аналогами в виде экспертной оценки преподавателей, самооценки, оценки одногруппников и эталонной оценки. Развертывание профессиональной рефлексии в образовательном процессе позволяет будущим специалистам увидеть образ профессионального «Я» «в отражении нескольких зеркал», каждое из которых претендует на истинность. Метод эвристической самооценки запускает процессы внутреннего диалога: «Как меня видят другие как будущего специалиста? Как вижу я сам себя?». В данном исследовании рефлексия – это аналитическая деятельность студента, направленная на оценку своих профессионально важных качеств, в контексте будущей профессиональной деятельности. С помощью данного метода будущим специалистам предлагалось качественно и количественно оценить профессионально важные качества врача на основе самооценок, оценок одногруппников и экспертных оценок (преподавателей).

Первоначально будущие врачи изучили профессионально важные качества личности врача, представленные в профессиограмме [7]. Профессиограмма – это документ, в котором определено содержание работы профессии врача, а также профессионально важные качества (ПВК), предъявляемые профессией к работнику. Далее представлены ПВК врача, охарактеризованные синонимичными характеристиками (табл. 1).

Таблица 1

Профессионально важные качества врача

ПВК врача

Синонимичные характеристики

Наблюдательность

проницательность, внимательность, приметливость

Эмпатичность

проникновение, отзывчивость, чуткость

Организованность

четкость, дисциплинированность, согласованность

Отсутствие брезгливости

отсутствие гордости, беспритязательность, невзыскательность (отсутствие отвращения и пренебрежения), готовность к служению

Хорошая память

не забывающий, хорошо помнящий, вглядчивый

Ответственность

обязательность, надежность, совестливость

Терпение

выдержка, смирение, снисхождение

Склонность к работе в сфере общения

коммуникабельность, разговорчивость, способность к контактам

Склонность к сервисной работе

услужливость, уход, угодливость, учтивость

Склонность к работе с информацией

обработка и анализ данных, владение сведениями, стремление обучаться, умение осведомлять

Развитые логические способности

уметь доказывать, рассуждать, делать обоснованные выводы из имеющихся предпосылок

Развитая способность к концентрации внимания

сосредоточенность, длительное удержание внимания на чем-то одном, игнорирование всего остального, организованность

Эмоциональная устойчивость

душевное спокойствие, уравновешенность, собранность в напряженной обстановке без последствий для здоровья, саморегуляция, самоконтроль

Полученные таким образом качества были внесены в бланк самооценки, который был предложен будущим специалистам для оценки себя и своих товарищей по шестибалльной системе с точки зрения развитости соответствующих профессионально важных качеств. Наиболее сформированные профессионально важные качества врача, на взгляд студента, должны были оценены максимально – в 6 баллов, а наименее, соответственно, в 1-0 баллов. Процедура получения средней самооценки была следующей: сложить все самооценки студентов и разделить на количество ПВК, представленных в бланке. Для расчета средней оценки каждого качества необходимо было просуммировать все оценки и разделить на число принявших участие в опросе. Аналогично рассчитывали оценку товарищей и экспертов.

Будущие специалисты устанавливали балльное значение сформированности у них профессионально важных качеств врача и соотносили их с тем, что требует профессия, с существующими о ней представлениями. Степень правильности, адекватности «профессионального Я» выяснялась при расчете самооценки. Были заданы интервалы рефлексивной самооценки, с помощью которых в дальнейшем проанализированы полученные результаты: 0-3,4 балла – недооценивает (тенденция к занижению); 3,5-4,5 балла – оптимальная, соответствует действительности; 4,6–6,0 переоценивает (тенденция к завышению).

Результаты исследования и их обсуждение. При анализе бланков дифференцированных шкал оценки профессионально важных качеств будущих специалистов были получены результаты, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Результаты оценки профессионально важных качеств будущего врача эвристическим методом самооценки

Профессионально важные качества

Проявление у врача

Проявление у будущего специалиста

Среднее значение

Самооценка

Оценка товарища

Экспертная оценка

Наблюдательность

6,0

4,04

4,54

3,2

3,92

Эмпатичность

6,0

4,30

4,63

3,5

4,14

Организованность

6,0

4,08

4,81

3,25

4,05

Отсутствие брезгливости

6,0

4,97

5,09

3,5

4,52

Хорошая память

6,0

4,21

5,23

3,0

4,15

Ответственность

6,0

5,0

5,25

3,5

4,58

Терпение

6,0

4,43

4,95

3,0

4,13

Склонность к работе в сфере общения

6,0

4,56

5,36

3,4

4,44

Склонность к сервисной работе

6,0

4,21

4,86

3,55

4,21

Склонность к работе с информацией

6,0

4,43

5,04

3,45

4,30

Развитые логические способности

6,0

4,21

4,91

3,55

4,22

Развитая способность к концентрации внимания

6,0

4,52

4,81

3,12

4,15

Эмоциональная устойчивость

6,0

4,76

4,5

3,23

4,16

Средняя оценка

6,0

4,44

4,92

3,60

4,23

«Идеальный образ» профессионально важных качеств врача, взятый за некий образчик, эталон, представлен в столбце «Проявление у врача» и был гипотетически оценен будущими специалистами в 6 баллов. Будущие врачи соотносили свои представления о профессиональных качествах с эталоном (с тем, что требует профессия, с существующими о ней представлениями). Таким образом, мы видим осознание, понимание будущими врачами недостаточной сформированности у них профессионально важных качеств (табл. 2).

Согласно данным, представленным в столбце «Самооценка», наибольшее значение получили следующие профессионально важные качества: ответственность (5,0), отсутствие брезгливости (4,97) и эмоциональная устойчивость (4,76). Таким образом, оценка данных качеств будущими врачами имеет тенденцию к завышению. Наименьшую оценку получили: наблюдательность (4,04), организованность (4,08), хорошая память (4,21), склонность к сервисной работе (4,21) и развитые логические способности (4,21). Данные качества будущие врачи оценили оптимально, отсутствует тенденция как к занижению, так и к завышению значений.

В соответствии с данными столбца «Оценка товарищей» наибольшее значение получили следующие профессионально важные качества: склонность к работе в сфере общения (5,36), ответственность (5,25), хорошая память (5,23). Таким образом, балльная оценка данных профессионально важных качеств имеет тенденцию к завышению. Наименьшую оценку получили: эмоциональная устойчивость (4,5), наблюдательность (4,54), эмпатичность (4,63). Данные качества товарищи оценили оптимально, однако имеется небольшая тенденция к завышению (переоценке) профессионально важных качеств будущих врачей.

Согласно полученным оценкам экспертов, наибольшее значение получили такие профессионально важные качества, как склонность к сервисной работе (3,55), развитые логические способности (3,55), ответственность (3,5), эмпатичность (3,5). Таким образом, оценка данных качеств является оптимальной, соответствующей реальности. Наименьшую оценку получили такие профессионально важные качества: хорошая память (3,0), развитая способность к концентрации внимания (3,12), наблюдательность (3,2). Эксперты гораздо строже оценили сформированность данных профессионально важных качеств будущих врачей, прослеживается тенденция к снижению значений оценок.

В соответствии со значениями в столбце «Среднее значение» наибольшую оценку получили такие профессионально важные качества, как ответственность (4,58), отсутствие брезгливости (4,52), склонность к работе в сфере общения (4,44). Оценка данных качеств имеет незначительную тенденцию к завышению. Наименьшую оценку получили следующие профессионально важные качества: наблюдательность (3,92), организованность (4,05) и терпение (4,13). Таким образом, данная оценка является оптимальной, соответствующей реальности.

Характеризуя уровень развития профессионально важных качеств у представленной выборки в целом, можно сказать, что средняя оценка будущих специалистов по шестибалльной шкале равна 4,23 балла. Следовательно, будущие врачи осознают вектор формирования своего профессионального «Я», имеют оптимальную самооценку своих профессионально важных качеств и недостаточную профессиональную рефлексию, поскольку присутствует небольшая тенденция к переоценке своих возможностей. При сопоставлении средней эталонной оценки (3,60) и средней самооценки будущих врачей (4,44) можно говорить о достаточной сформированности профессионально важных качеств будущего врача с тенденцией к самосовершенствованию.

Заключение. Таким образом, данная методика способствовала организации профессиональной рефлексии на учебных занятиях, позволила будущим специалистам задуматься и сопоставить возможности своего «Я» с требованиями профессии. Будущие врачи размышляли о профессиональном будущем как о возможности саморазвития, самокоррекции и способах приближения к профессиональному идеалу. Они задумались о том, какие качества у них развиты оптимально, а какие требуют совершенствования. В качестве иллюстрации представим рефлексивные размышления студентов: «Думаю, что в целом мои профессионально важные качества сформированы на достаточно хорошем уровне, я принимаю результаты исследования. У меня хорошо воспитаны организованность (4,56), ответственность (4,67) и терпение (4,33). Однако необходимо развивать такие качества, как отсутствие брезгливости и эмпатия»; «Я имею склонность к занижению оценок собственных качеств, поскольку окружающие люди оценивают мои профессионально важные качества гораздо выше»; «Профессионально важные качества у меня развиты плохо, практически отсутствует эмпатичность (1,48), терпение (2,53), склонность к сервисной работе (1,02). Однако я надеюсь развивать их по мере углубления в профессию, так как мы находимся только в начале профессионального пути врача» и другие.

Перспективой дальнейшего исследования является проектирование обобщенной модели формирования профессиональной рефлексии будущего специалиста медицинского профиля, методологическим ориентиром которой выступят когнитивный, аксиологический, операциональный и регулятивный аспекты профессиональной рефлексии.


Библиографическая ссылка

Корнилова О.А., Белых И.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ЭВРИСТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ САМООЦЕНКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30651 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674