Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Маликов Р.Ш. 1 Маркова Н.Г. 1 Садыкова Л.Р. 1 Беляева Н.Л. 1 Хазратова Ф.В. 1 Хайруллина Ф.Х. 1
1 ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»
Развитие творческого потенциала детей старших дошкольников является одной из самых важных задач психолого-педагогической науки. Как известно, творческое начало каждому ребенку заложено с рождения, остается лишь поддержать и развивать это начало с самого раннего возраста. Развитие творческого потенциала дошкольника означает помочь ребенку в осознании своей уникальности, проявить на практике свою уникальность, что впоследствии будет принято обществом с одобрением. Творческий потенциал и талант в профессиональной области человека некоторое время отождествлялись. Тем не менее творческий потенциал, как выясняется позже, развивается не у каждого. В динамично развивающемся мире творческое начало человека играет огромную роль в его личной жизни и в жизни общества, поэтому развитое творчество должно стать основой человеческой сущности. В связи с этим научно-теоретические исследования по проблеме развития творческого потенциала личности являются наиболее актуальными и составляют одно из важнейших направлений психолого-педагогической науки. Творческий потенциал ребенка проявляется и в отношении его к окружающим людям и природе, что выражается в его эмоциональном состоянии и реакциях. Так дошкольник реализует свой творческий потенциал. Научной новизной исследования является использование народных сказок в развитии творческого потенциала старших дошкольников, что дало высокие результаты, о чем свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы.
творческий потенциал
дошкольники
воспитание
развитие
народные сказки
1. Маликов Р.Ш., Газизова Ф.С. К проблеме определения понятия «педагогика детства // Образование и саморазвитие. 2010. № 6 (22). С. 197–202.
2. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Питер, 2012. 287 с.
3. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: ИОИ, 2017. 237 с.
4. Савенков А.И. Развитие творческого мышления: 6-7 лет. Самара: Федоров, 2013. 32 с.
5. Книга для настоящих мальчиков. М.: АСТ, 2016. 128 с.

Творчество, в нашем понимании, означает придумывание чего-нибудь нового, того, чего не было до сих пор, или изменение и улучшение того, что было придумано до личности. Как следует из биологической и физиологической науки, каждый человек сам по себе уникален и неповторим. Поэтому задачей психолого-педагогической науки и практики является поддержание и развитие этой уникальности в творческом направлении.

Развитие творческого потенциала дошкольника означает помочь ребенку в осознании своей уникальности, проявить на практике свою уникальность, что впоследствии будет принято обществом с одобрением. Следует отметить, что исследуемая проблема непосредственно связана с устным народным творчеством и педагогикой детства, которые были изучены во взаимосвязи, а педагогике детства было дано нижеследующее определение: «это наука, изучающая основной этап развития и образования ребенка, охватывающий период с рождения до совершеннолетия, основной целью которой является создание устойчивой образовательно-воспитательной среды, в которой происходит становление и развитие активной личности, обладающей всеми необходимыми качествами социальной ответственности» [1, с. 202].

Как показывает исследование, теория и практика развития творческого потенциала дошкольника разработана крайне недостаточно. В связи с этим разработка теории, практики и методики развития творческого потенциала дошкольника приобретает особую актуальность.

Целью исследования является разработка научно-теоретических основ и методики развития творческого потенциала старших дошкольников при изучении народных сказок.

Материал и методы исследования

К исследованию данной проблемы было привлечено устное народное творчество, в частности русские народные сказки, которые были апробированы в ряде дошкольных образовательных учреждений г. Набережные Челны Республики Татарстан. Для изучения проблемы развития творческого потенциала дошкольников использовались методы наблюдения, рассказа, беседы, анализа и синтеза, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, математико-статистический подсчет данных.

Теоретической базой исследования стали труды С.Л. Рубинштейна [2], К. Роджерса [3] и др. Теоретические начала науки о творческом потенциале заложены А.И. Савенковым [4] и др., на чьи работы мы и опирались в своем исследовании. Развитию творческих способностей дошкольников посвящен ряд детских книг, которые позволяют самостоятельно выбрать творческие задания [5].

Проблеме воспитания и развития средствами устного народного творчества, а также изучению потенциала фольклора в формировании различных личностных качеств мы посвятили ряд исследований. Практическое значение данного исследования заключается в том, что им могут пользоваться студенты при исследовании данной проблемы, воспитатели детских садов, руководители дошкольных образовательных учреждений при организации развития творческого потенциала дошкольников.

Результаты исследования и их обсуждение

Сказки знакомят детей своими героями, среди которых разнообразные поэтические образы. Слушая или читая сказку, ребенок в своем уме представляет живой образ сказочных героев, дополняет их действия, мечтает о будущем. Положительные образцы поведения сказочных героев запоминаются на всю жизнь ребенка, и впоследствии он им подражает, повторяет их, таким образом, впитывает в себя. Сказочные характеры, таким образом, реализуются в реальной жизни, отражаются во взаимоотношениях со взрослыми и ровесниками. Примеры положительных героев представляются в виде высшего эталона подражания, чем руководствуется ребенок в реализации своих желаний и поступков.

Примеры отрицательных героев, их характеры, действия также являются для ребенка поучительными. Ребенок учится их отрицать, распознавать, отличать хорошее от плохого, тем самым не поддаваться плохому примеру и исправлять ошибки своевременно, пока они не превратились в отрицательные качества личности.

Сюжетная линия сказки, композиционное содержание, борьба противоположностей, параллельная жизнь добра и зла, жизненные и фантастические образы, возможность нравственного выбора, детский яркий язык, чередование событий и динамика их роста, ярко выраженные причины и их логические последствия делают сказку понятной, привлекательной и интересной для детей дошкольного возраста. Все перечисленное волнует детские умы. Таким образом, сказка превращается в мощное средство воспитания высоконравственной личности.

В то же время следует отметить, что в настоящий период возможности сказки не в полной мере используются для развития творческих мыслей, мышления, возбуждения воображения, активизации самостоятельной деятельности ребенка, в целом творческого потенциала.

Ребенок как никто другой способен фантазировать, сочинять, домысливать, придумывать и т.д. Свои соображения он может рассказать устно, проигрывать, рисовать, спеть. Такие способности, как воображение и творческое мышление, следует развивать с самого раннего детства.

Процесс развития творческих способностей в официальной психологической науке обозначен воображением или фантазией. По требованиям официальной педагогики, фантазия должна развиваться в положительном направлении и иметь позитивное воздействие на личность. Развитая фантазия ребенка может направить его на ускоренное изучение окружающего мира, раскрыть способности к большей самостоятельности в развитии и совершенствовании. Фантазия не должна перейти в стадию отдаленной от реального мира пассивной мечтательности, перерасти в грезы, далекие от реального мира. Последнее мы стали часто наблюдать в реальной жизни на примере детей, совершивших преступления против своих родителей, бабушек и дедушек, других родственников в результате «заблуждения» в виртуальном мире.

Понятие «творческий потенциал» по смыслу близко к понятию «воображение». Воображение присуще лишь человеку как одна из высших функций психики, которая способно отражать действительность. Воображение переносит человека за границы реального мира, который познается непосредственно различными органами познания. Главной задачей воображения является умственное представление и его реализация до ожидаемых результатов.

В процессе воображения ребенок, используя гностические свои функции, знакомится с окружающим его миром. В этом процессе имеющиеся в сознании ребенка гностические пробелы заполняются знанием. Ранее полученные раздельные знания упорядочиваются, таким образом, формируется единая связная картина мира.

В старшем дошкольном возрасте начинает активно функционировать воображение. В самом начале, т.е. в самом раннем возрасте, ребенок представляет себе сказочные персонажи. Этот период называется воссоздающим. В старшем дошкольном возрасте начинается творческий процесс, в результате чего ребенок представляет себе сказочные персонажи в новом образе. Это время называется сензитивным периодом, когда бурно развивается фантазия ребенка. Благодаря своему воображению ребенок сказочную фантастику с действующими в ней персонажами и событиями воспринимает как реальную ситуацию.

В старшем дошкольном возрасте у детей бурно развивается фантазия. Они выдумывают свои миры, где живут воображаемые товарищи и их противники. Ребенок может вообразить себе маленького друга, который не расстается с ним никогда, вместе с ним играет, участвует во всех его приключениях.

В сказках герои не только живут и действуют в сказочном мире, а также отражается их сказочная внутренняя душа, их страдания, радости, мысли, печали и т.д. Дошкольники стараются оправдать действия героев сказки. Дети дополняют сказочных персонажей большими нравственными характеристиками, нежели они имеются в сказке. С точки зрения ребенка это наиболее ценные положительные качества. Наряду с воображаемыми качествами дети сочувствуют положительным героям, переживают из-за их поступков и действий, что способствует большей его социализации.

Чем больше ребенок воспринимает сказку, тем больше у него развивается воображение. Следует отметить своеобразие роста воображения, а также мышления у детей старшего дошкольного возраста. Во-первых, процесс воображения носит произвольный характер с определенным замыслом; во-вторых, воображение становится своеобразной деятельностью, которая перерастает в фантазию ребенка; в-третьих, дошкольник учится создавать героев особыми путями и средствами; в-четвертых, воображение становится внутренним действием, при котором не нужны наглядные демонстрации героев.

Фантазия и мысли ребенка реализуют нижеследующие виды деятельности: 1) представление окончательного результата действий ребенка; 2) построение программы действий, когда ситуация непредсказуема; 3) воображение образов вместо определенных действий; 4) программирование образов представляемых предметов. Благодаря сказкам у детей развиваются положительные чувства и фантазии, которые впоследствии способствуют изучению духовного богатства народа.

Сказки воздействуют на эмоциональные сферы ребенка, в результате чего он волнуется, переживает вместе со сказочными героями их похождения. При этом взрослым необходимо направить чувства и переживания ребенка в правильное русло.

Анализируя сказки под руководством воспитателя, дети учатся правильному выбору, делать правильные выводы, выходить из сложившейся ситуации без ущерба здоровью и т.д. Знакомящие ребенка со сказкой взрослые ни на минуту не должны забывать, что в голове ребенка идет мыслительный процесс, формируются переживания и сочувствие героям, их действиям, происходящим событиям. Таким образом, на первом месте при ознакомлении со сказкой стоит развитие чувств дошкольников.

Многие сказки активизируют дошкольников. Дети увлекаются сказкой, ее героями и их действиями. Поэтому дошкольники не могут сдерживать свои эмоции, не являются пассивными слушателями. Во многих случаях выскакивают с места, подсказывают, стараются помочь положительным героям. Некоторые ребята слушают сказку, затаив дыхание, напряженно замирают в одной позе. Это и есть увлеченность ребенка сказкой и ее персонажами. Ребенок не пассивный слушатель. Он так же активно сопереживает внутри, как и все остальные дети, но остается более скромным, чем выскакивающие дети с открытыми действиями.

Одним из эффективных методов совершенствования мышления считается развитие способностей сравнения и осознание сравнения. Умение анализировать происходящие в сказке события и действия героев приобщает детей к мышлению, поиску значимых элементов в сказке, выделению поучительных ее сторон. Если дети научатся любить сказку и от души верить ей, то сказка останется с дошкольниками на многие годы и на всю жизнь.

Практически все сказки носят психолого-педагогический характер. Сказки наделены способностью учить жизни, воспитывать положительные человеческие качества, предупреждать о бытовых опасностях, направлять на здоровый образ жизни, прививать инициативу, побуждать к деятельности, во многих случаях терапевтически воздействовать на слушателя. Таким образом, наряду с художественно-образной ценностью, сказки наделены в то же время большим воспитательным значением, а в нашем случае возможностью и большим потенциалом развивать у ребенка его творческие способности.

В целом сказка активно воздействует на эмоции, интеллект и внутренний мир ребенка, бурно развивает его творческие способности, воображение, обогащает внутренний мир. Посредством сказки есть возможность изучить, о чем думает ребенок, что фантазирует, какой внутренний идеальный мир строит, какие чувства переживает.

С целью выявления уровня сформированности творческого потенциала дошкольников мы использовали следующие диагностические методики.

Методика № 1. Согласно данной методике воспитатель на занятии знакомит старших дошкольников с русской народной сказкой, ведет беседу с целью выяснения уровня понимания детьми содержания сказки, выявляет совместно с воспитанниками положительных и отрицательных героев, вместе с детьми дает им характеристику, дает оценку их действиям. Затем дети выполняют задание творчески изменить концовку русской народной сказки после чтения воспитателем.

Методика № 2. Согласно данной методике воспитатель на занятии знакомит старших дошкольников с русской народной сказкой, ведет беседу с целью выяснения уровня понимания детьми содержания сказки, выявляет совместно с воспитанниками положительных и отрицательных героев, вместе с детьми дает им характеристику, дает оценку их действиям. Затем дети выполняют задание творчески изменить содержание прочитанной сказки на свое усмотрение.

Методика № 3. Согласно данной методике старшие дошкольники выполняют на занятии творческое задание: на примере изученных русских народных сказок сочиняют собственную сказку. Затем дают характеристику героям и их действиям, выявляют, какие из героев положительные, а какие отрицательные, делают выводы, переносят действия героев сказки в современную жизнь.

Если на уровне констатирующего эксперимента старшие дошкольники показали низкий уровень развития творческого потенциала, то после проведения соответствующей работы на уровне формирующего эксперимента дети показали высокие результаты на контрольном этапе измерения, сравнительные результаты которых отражены на рисунке.

Средний уровень сформированности творческих способностей старших дошкольников экспериментальной группы по результатам трех методик

 

Таким образом, народные сказки, развивая творческие способности дошкольника, способствуют дальнейшему развитию ребенка в области: 1) творческого мышления; 2) фантазирования; 3) воображения; 4) устной речи, путем высказывания, рассказа и передачи мыслей с правильной формулировкой; 5) образного мышления; 6) установления причинно-следственных связей; 7) эмпатии и т.д.

Воспитатель и взрослые обязаны создать ситуации, когда старший дошкольник, приобщаясь к сказке, проявит творчество и инициативу.

Заключение

В результате исследования проблемы мы пришли к следующим выводам. Развитие творческого потенциала старшего дошкольника в первую очередь способствует его личностному развитию. В процессе творческого развития ребенок реализует свою индивидуальность, свойственную лишь ему уникальность.

Развитие творческого потенциала особое значение имеет в дошкольном возрасте, так как в этот период у ребенка бурно развиваются фантазия и воображение, чему способствует приобщение детей к творческой работе над народными сказками. В процессе работы над сказкой у старшего дошкольника развивается эмоциональная сфера. Систематическая работа над сказкой способствует эмоциональным переживаниям ребенка. Сочинение сказки по заданному примеру учит его уверенности, правильности своих суждений, адекватности мышления, важности и нужности в своем коллективе, гармоничному сочетанию с друзьями.

Созданные нами методики развития творческого потенциала старших дошкольников основаны на систематической работе над сказками. В ходе такой запланированной заранее работы над сказкой воспитатель затрагивает эмоциональную сферу детей, с помощью героев и их действий меняет эмоциональное состояние дошкольников. Таким образом, реализуются психологические стороны развития творческого потенциала детей. Воспитатель постоянно поддерживает и оценивает эмоциональные реакции и состояния своих подопечных, создает психологический комфорт, чувство защищенности и независимости, радости и ответственности. В процессе работы над сказками воспитатель должен не забывать об индивидуальности ребенка, знать его проблемы и постоянно поддержать с детьми диалог. В процессе работы над сказками ребенок постоянно общается с воспитателем и своими сверстниками.

В ходе развития творческого потенциала воспитатель опирается на эмоциональную сторону процесса восприятия. У ребенка параллельно развивается любознательность, в то же время происходит личностная идентификация, самосознание личностного «Я».

Развитие творческого потенциала ребенка средствами народных сказок доступно как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в организациях дополнительного образования ребенка. Здесь необходимо опереться на личностные интересы ребенка, что связано в первую очередь с предметным миром детей. Эмоциональное отношение детей к собственным сочинениям развивает их интерес к творчеству, что способствует развитию чувства собственного достоинства.

Ориентация на положительных героев при работе над сказками делает этих героев ориентиром на будущее, является стимулом и развивает ребенка. Герои сказок являются средствами интеллектуального развития и творческого вдохновения детей. Поведение героев сказок меняет поведение ребенка в лучшую сторону. Они учатся самоконтролировать свое поведение, взаимодействовать с воспитателем и одногруппниками. В это время интеллектуальное развитие происходит в процессе познания своей собственной индивидуальности.

В процессе опытно-экспериментальной работы мы наблюдали, что свободное безоценочное общение ребенка в процессе сочинительства, одобрение воспитателем любой фантазии и воображения ребенка повышают его личностный интеллектуальный уровень, развивают творческого мышление и индивидуальные проявления, самооценку, чувства радости от достигнутого.

Эмоции, вызванные в процессе работы над сказками, позволяют повысить физическое благополучие ребенка. Ребенок начинает лучше мыслить, лучше взаимодействует в социальном коллективе своих сверстников, лучше начинает общаться с воспитателем. В результате этого он начинает больше уважать других и себя, у него повышается чувство собственного достоинства, он лучше начинает воспринимать свою индивидуальность.

Поддерживая эмоциональное состояние детей, воспитатель задействует психологические стороны развития творческого потенциала группы. В процессе работы над содержательным аспектом сказки есть возможность переводить его в эмоциональный аспект.

Когда речь идет о развитии творческого потенциала, то огромное внимание обращается на личность воспитателя, т.к. он должен сам обладать огромным творческим потенциалом, чтобы возглавить такую работу. Воспитатель воспринимает и одобряет каждое эмоциональное возбуждение и реакции ребенка, что является необходимым условием для творческого развития ребенка.

При работе над народными сказками происходит постоянное непосредственное взаимодействие воспитателей и дошкольников. При этом эмоциональное возбуждение ребенка переходит в вербальную их реализацию. Репертуар сказок постепенно расширяется, средства эмоционального возбуждения обогащаются, коммуникативные умения и навыки увеличиваются, что способствует увеличению возможностей ставить и решать задачи. Коммуникативные возможности ребенка расширяются при поддержке и одобрении воспитателя. У ребенка появляется первый опыт положительных эмоциональных переживаний.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении возрастных особенностей дошкольников, новейших средств влияния на развитие их творческого потенциала, поэтапного его развития.


Библиографическая ссылка

Маликов Р.Ш., Маркова Н.Г., Садыкова Л.Р., Беляева Н.Л., Хазратова Ф.В., Хайруллина Ф.Х. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ СКАЗОК // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30640 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674