Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Хохлова М.В. 1 Лукашов С.В. 1 Гелах Е.Н. 1
1 ФГБОУ ВО "Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского"
В статье излагаются методические аспекты реализации технологии сотрудничества в профессиональном обучении. Показано, что педагогику сотВ статье излагаются методические аспекты реализации технологии сотрудничества в профессиональном обучении. Показано, что педагогику сотрудничества целесообразно рассматривать и как педагогическую технологию, и как форму организации взаимодействия субъектов педагогического процесса. Выделены основные этапы сотрудничества субъектов процесса профессионального обучения в вузе. Показано, что сотрудничество субъектов процесса обучения в высшей школе может быть реализовано в процессе трех последовательных этапов: адаптации, формирования опыта учебно-профессиональной деятельности, профессионального самоопределения. Предложена система интерактивных методов, сопоставленная с этапами учебно-профессиональной деятельности обучающихся в вузе и линиями сотрудничества ее субъектов. На конкретных примерах обосновано, что методы интерактивного обучения: мозговой штурм, обратная связь, дискуссия, кейс-метод (решение «полевых» и «кресельных» (вымышленных) ситуаций), деловая игра, моделирование производственных действий и ситуаций, метод проектов, метод обучения в диадах (спарринг-партнерство), перевернутый класс – могут быть положены в основу субъект-субъектного взаимодействия в рамках технологии сотрудничества. На основе экспертной оценки выделены основные показатели эффективности технологии сотрудничества в процессе формирования профессиональных компетенций обучающихся и необходимых качеств личности будущих специалистов.
профессиональное обучение
технология сотрудничества
линии сотрудничества
методы и приемы интерактивного взаимодействия
показатели оценки эффективности технологии сотрудничества
экспертная оценка
1. Попова С.В., Белеванцева А. Особенности взаимодействия подростков в разновозрастной группе // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении: сборник научных статей. Воронежский государственный университет. Воронеж, 2017. С. 165-169.
2. Романова Е.С. К проблеме дефиниции понятий «Образовательная технология», «Педагогическая технология», «Технология обучения» в современной педагогической науке // Психология, социология и педагогика. 2016. № 5 (56). С. 27-32.
3. Мирзаева Г.М., Бойматова Х.Б., Чулиева Н.Н., Боймирзаева Н.Ш. Развитие профессиональной педагогики в профессиональном образовании // Первая ступень в науке: сборник трудов по результатам работы V Международной научно-практической студенческой конференции. Вологда: Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина, 2017. С. 250-252.
4. Лаврентьева О.С., Хохлова М.В. Проектная деятельность как средство формирования опыта сотрудничества бакалавров различных направлений профессиональной подготовки в высшей школе. М.: «Спутник +», 2014. 170 с.
5. Старикова Л.Д., Пачикова Л.П., Касьянова Ю.С. Методика профессионального обучения: организация самостоятельной работы студентов: учебное пособие. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2014. 162 с.
6. Китов А.Ю. Применение кейс-метода в организации самостоятельной работы бакалавров профессионального обучения при изучении дисциплины «Частные методики» // Развитие научного и художественного мышления как фактор воспитания личности: материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский государственный аграрный университет, 2017. С. 182-189.
Цыганкова М.А., Ушакова В.Н., Ряполова Г.В. Применение метода экспертных оценок для определения наиболее весомых факторов при выборе объекта недвижимости современной молодежью // Вестник евразийской науки. 2020. № 5. Т. 12. С. 56-67.

Формирование профессиональных компетенций обучающихся в высшей школе основывается на современных педагогических технологиях.

Сотрудничество является одним из самых продуктивных типов социального взаимодействия на основе взаимоположительного отношения к интересам друг друга, наличия осознаваемой общей цели, совместной деятельности и наличия субъектных целей между участниками взаимодействия [1].

Технологию сотрудничества исследователи часто относят к личностно-ориентированным технологиям. Например, Е.С. Романова подчеркивает возможность реализации принципов равенства, демократизма и партнерства, а также субъект-субъектных отношений между педагогом и обучающимися, т.е. отношений сотрудничества [2].

Технология сотрудничества в профессиональном образовании может являться основой построения целостного учебно-воспитательного процесса, так как в полной мере позволяет формировать важные для будущей трудовой деятельности компетенции качества личности, опыт взаимодействия и кооперации. Однако на практике педагоги высшей школы сталкиваются с трудностями практической реализации данной технологии, не в полной мере реализуют ее учебно-воспитательный потенциал из-за недостаточного методического сопровождения в организации субъект-субъектного взаимодействия с обучающимися по всем возможным линиям сотрудничества.

В связи с этим цель настоящей работы состояла в рассмотрении методических аспектов реализации технологии сотрудничества при профессиональном обучении в вузе.

Основными задачами исследования являлись: изучение отечественного и зарубежного опыта по реализации технологии сотрудничества в профессиональном обучении; отбор и систематизация интерактивных методов, возможных к реализации в различных линиях сотрудничества субъектов профессионального обучения с учетом временных этапов учебно-профессиональной деятельности обучающихся в вузе.

В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы в области педагогики сотрудничества; включенное наблюдение; анализ различных интерактивных методов и приемов профессионального обучения, экспертная оценка.

В отечественной и зарубежной литературе педагогика сотрудничества рассматривается и как педагогическая технология, и как форма организации взаимодействия субъектов педагогического процесса.

В контексте профессионального обучения С.Я. Батышев, Г.М. Мирзаева и иные определили следующие основные характеристики построения учебно-воспитательного процесса на основе технологии сотрудничества [3]:

– учение без принуждения, основанное на гуманности без принуждения, плохих отметок и замечаний. «Главное в этом процессе – дать уверенность обучающемуся в том, что он добьется в конечном итоге успеха. Это значит, что он научится учиться, будет сам замечать свое отставание и стремиться устранить его»;

– учение, предусматривающее реализацию идеи труднодоступной цели, на основе уверенности в возможности преодолении сложностей;

– учение, предусматривающее использование идеи опоры («опорного сигнала» по В.Ф. Шаталову, опорной детали по Е.И. Ильину, «схемы» по С.Н. Лысенковой), позволяющей обучаемому не только безошибочно понимать и запоминать материал, но и самостоятельно проверять качество выполненного задания;

– использование идеи свободного выбора, позволяющей обучаемому чувствовать себя сотрудником в учебной деятельности и иметь свободу выбора на практике;

– использование идеи крупных блоков, т.е. объединение учебного материала по смысловым блокам, усвоив которые, обучаемый может почувствовать уверенность в себе с позиции собственного темпа учебной деятельности;

– использование идеи самоанализа, предполагающей анализ обучаемым собственной работы и взаимопомощи в анализе деятельности другим;

– учет интеллектуального фона учебной группы, т.е. создание условий стремления к знаниям всех обучаемых и мотивации достижения успеха в учебной деятельности будет стимулировать стремление достижение успеха каждым обучаемым;

– учет коллективного творческого воспитания, т.е. обучение коллективному творческому труду;

– учет творческого труда;

– учет творческого самоуправления как управления с помощью взрослых;

– учет сотрудничества педагогов и др.

В современной общей и профессиональной педагогике выделяют обучение в сотрудничестве как технологию, позволяющую преодолеть индивидуальный характер обучения. Так, О.С. Лаврентьева считает, что стремление к общему успеху и коллективным достижениям дает возможность всем участникам учебной деятельности выступать в роли равноправного субъекта в будущей профессиональной деятельности. Данное стремление способно проявляться на основе возникновения эмоционального переживания за ту часть  коллективной работы, из которой в итоге сложится общий результат проектной деятельности. Это, в свою очередь, позволяет обогатить опыт сотрудничества бакалавров, необходимый в будущей социальной и профессиональной деятельности [4].

В.А. Скакун и другие исследователи отмечают, что «сотрудничество» в педагогике – это стратегия учебно-воспитательного процесса, определяющая его методическую систему, характерными чертами которой являются следующие.

1. Создание условий психологического комфорта как для обучающихся, так и для педагогов, выражающихся в их активной субъектной позиции по отношению друг к другу; атмосфере творчества, доброжелательности, взаимопомощи и демократизма, эмоциональной раскованности на занятиях, что обеспечивает формирование уверенности учащихся в собственных силах, в возможности достижения успеха; реализация индивидуального подхода, т.е. создание условий продвижения вперед «слабому» и ускоренного развития «сильных»; снятие психологических барьеров боязни провала и отрицательной оценки, принуждения и т.д.

2. Активное применение педагогических средств (форм, методов, приемов), стимулирующих обучающихся к активной позиции в познавательной деятельности (эвристических бесед, проблемных вопросов, творческих заданий различных уровней сложности, самостоятельных работ и т.д.), формирующих их учебно-познавательный интерес и положительную мотивацию при проведении занятий.

3. Применение таких форм и методов педагогического контроля, которые обеспечивают объективность и справедливость оценки учебных достижений обучающихся, а также широкое применение их рефлексивных умений в процессе самоконтроля и самоанализа результатов учебной деятельности, т.е. стимулируют учение без принуждения [5].

Н.П. Хвесеня и ряд других авторов выделяют пять элементов для достижения эффективного результата обучения на основе технологии сотрудничества (кооперативного обучения).

1. Позитивная взаимозависимость – общность, взаимосвязь, взаимопомощь и разделение функциональных обязанностей для достижения учебных целей каждым членом учебной группы.

2. Индивидуальная ответственность – каждый член группы должен нести индивидуальную ответственность за часть работы, составляющей общее учебное задание.

3. Взаимодействие «лицом к лицу» – эмоциональное стимулирование, поощрение, одобрение, поддержка каждым членом группы друг друга, наличие обратной связи между членами группы вербальными и невербальными средствами, что дает возможность узнать друг друга на личностном и профессиональном уровне и приводит к групповой сплоченности.

4. Межличностные и групповые навыки – формируются навыки делового общения и взаимодействия, бесконфликтного поведения и сотрудничества.

5. Самооценка. Члены учебной группы проводят рефлексию как индивидуального вклада в решение общих целей учебной деятельности, так и достижений группы в целом, что позволяет совершенствовать групповой процесс, групповую сплоченность, т.е. реализовывать процесс командообразования [6].

На основе работ исследователей (И.Я Зимней, В.А. Скакуна, О.С. Лавреньевой и др.) нами предлагается следующая последовательность реализации технологии сотрудничества по основным и дополнительным линиям взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса в вузе.

Первый этап (этап адаптации) – это первые месяцы обучения. На данном этапе происходит знакомство со студенческим коллективом, преподавателями, куратором, образовательной средой вуза, условиями учебно-пофессиональной деятельности. Поэтому сотрудничество в данный период требует особого педагогического такта и мастерства. На данном этапе сотрудничество происходит по линиям:

1) преподаватель ↔ обучающийся. Обучающийся знакомится с преподавателем, с его требованиями, обращается к нему, если возникают вопросы;

2) обучающийся ↔ обучающийся. Общегрупповое взаимодействие. Обучающиеся знакомятся друг с другом, осваиваются в новом коллективе;

3) обучающийся ↔ обучающийся старших курсов (тьютор, студенческое самоуправление). Обучающиеся старших курсов выступают в роли наставников, рассказывают о правилах, принятых в вузе, о преподавателях;

4) обучающийся ↔ учебно-вспомогательный персонал (например, лаборант, библиотекарь и т.д.);

5) обучающийся ↔ куратор. Куратор осуществляет психологическое сопровождение адаптации первокурсников, ознакомление с образовательной средой вуза и условиями учебно-профессиональной деятельности;

6) обучающийся ↔ профессорско-преподавательский коллектив выпускающей кафедры. Коллектив кафедры формирует индивидуальную траекторию личностно-профессионального развития обучающегося с учетом его индивидуальных мотивов, интересов, способностей.

Второй этап (этап формирования опыта учебно-профессиональной деятельности) – второе полугодие первого курса и второй курс. У обучающихся формируется самостоятельный опыт учебно-профессиональной деятельности. Они более активно начинают работать в командах, микрогруппах. Данный период наиболее благоприятен для формирования  командообразования на основе сотрудничества обучающихся, студенческого коллектива в целом и может быть исключительно плодотворным. На втором этапе сотрудничество осуществляется через линии:

1) преподаватель ↔ обучающийся (обучающиеся);

2) обучающийся ↔ обучающийся в диадах, триадах;

3) обучающийся ↔ сообщества обучающихся (студенческая группа, студенческие коллективы (научные, спортивные, волонтерские и др.);

4) обучающийся ↔ обучающийся старших курсов (проектные группы);

5) обучающийся ↔ «с самим собой»;

6) обучающийся ↔ учебно-вспомогательный персонал;

5) обучающий ↔ куратор;

6) обучающий ↔ выпускающая кафедра, научный руководитель (руководство научно-исследовательской деятельностью).

Третий этап (этап профессионального самоопределения) – завершающий этап. Он осуществляется на третьем–четвертом курсах. У обучающихся развиваются профессиональные интересы, преобладает критическое усвоение профессиональных знаний и умений, происходит формирование профессионально важных качеств личности знаний. На данном этапе  групповые задания должны сочетаться с индивидуальными, отвечающими интересам каждого обучающегося, формирующими у них самостоятельность в решении отдельных проблем учебно-профессиональной деятельности. Вышеуказанные линии дополняются линией: обучающий ↔ потенциальный работодатель. Данная линия реализуется в ходе прохождения производственных практик.

В педагогической литературе обычно выделяют следующие методы интерактивного обучения: мозговой штурм, обратная связь, дискуссия, кейс-метод (разбор «полевых» и «кресельных» (вымышленных) ситуаций), деловая игра, моделирование производственных процессов и ситуаций, метод проектов, метод обучения в парах (спарринг-партнерство), перевернутый класс и др.

Данные методы обучения основаны на взаимодействии преподавателя со студентами и студентов друг с другом. При этом следует отметить, что ведущая роль в процессе обучения отводится именно студентам, которые принимают активное участие в планировании и организации учебного процесса. Основной задачей преподавателя является корректировка деятельности студентов в процессе обучения, направленная на достижение поставленных целей. Методы достижения поставленных целей подбираются преподавателем совместно со студентами, которые могут выбирать их исходя из своих интересов и задач будущей профессиональной деятельности.

Соотнесем их реализацию по основным линиям сотрудничества в профессиональном обучении (табл.).

 

Реализация интерактивных методов и приемов обучения по основным линиям сотрудничества в профессиональном обучении

Линия сотрудничества

Методы и приемы организации сотрудничества

Преподаватель ↔ обучающийся (обучающиеся)

Мозговой штурм; обратная связь; дискуссия; кейс-метод; деловая игра; моделирование производственных процессов и ситуаций; метод проектов; метод обучения в парах; перевернутый класс

Обучающийся ↔ обучающийся в диадах, триадах

Мозговой штурм;  дискуссия; кейс-метод; деловая игра; моделирование производственных процессов и ситуаций; метод проектов; метод обучения в парах; перевернутый класс

Общегрупповое взаимодействие

Мозговой штурм; дискуссия; деловая игра, моделирование производственных процессов и ситуаций; метод проектов; перевернутый класс

Обучающийся ↔ обучающийся старших курсов

Кейс-метод; деловая игра; моделирование производственных процессов и ситуаций; метод проектов

Обучающийся ↔ учебно-вспомогательный персонал (инженер, учебный мастер, методист)

Моделирование производственных процессов и ситуаций; метод проектов; метод обучения в парах;  перевернутый класс

 

Для оценки предлагаемых нами этапов реализации технологии сотрудничества и ее методических приемов в профессиональном обучении бакалавров в вузе нами использовался метод экспертной оценки.

Экспертам (ведущим преподавателям ФГБОУ ВО Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского и ФГБОУ ВО Брянский государственный технический университет в количестве 38 человек) было предложено заполнить опросную карточку, содержащую показатели, определяющие их мнение об эффективности использования технологии сотрудничества в образовательном процессе.

1.             Технология сотрудничества не изменяет ничего.

2.             Технология сотрудничества  формирует профессиональные знания и умения с высокой степенью осознанности.

3.             Технология сотрудничества формирует опыт социального взаимодействия.

4.             Технология сотрудничества развивает профессионально важные качества личности.

5.             Технология сотрудничества развивает коммуникативные компетенции.

Обработка данных социологического исследования осуществлялась на основе статистической оценки согласованности мнений экспертов с помощью коэффициента конкордации и с учетом его значимости по критерию χ2. Ранжирование и обработка результатов проводились в соответствии с методикой, используемой в работе [7].

Данная методика представляет собой ряд последовательно осуществляемых процедур, направленных на выявление мнений экспертов по оценке того или иного явления. Она характеризуется такими чертами, как: анонимность, наличие обратной связи, групповое мнение.

Полученные результаты представлены графически на рисунке.

Результаты экспертной оценки эффективности  методики реализации технологии сотрудничества в профессиональном обучении бакалавров

 

Обобщая данные исследования по анализу согласованного мнения экспертов в оценке эффективности предлагаемых нами методических аспектов реализации технологии сотрудничества в профессиональном обучении, мы получили следующее распределение выделенных факторов по степени их значимости: высокая степень осознанности профессиональных знаний и умений; умение взаимодействовать в команде; развитие коммуникативных умений, формирование опыта социального взаимодействия; не изменяет ничего.

На основании представленных выше данных можно сделать вывод о том, что предложенные нами этапы реализации технологии сотрудничества и ее методические приемы являются эффективными в профессиональном обучении бакалавров в высшей школе.


Библиографическая ссылка

Хохлова М.В., Лукашов С.В., Гелах Е.Н. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30636 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674