Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кречетников К.Г. 1
1 ФГКВОУ ВО «Тихоокеанское высшее военно-морское училище им С.О. Макарова Минобороны России»
В работе анализируются недостатки дистанционного образования в методологическом, психологическом и валеологическом аспектах. Показано, что дистанционное обучение не может в полном объеме заменить очную форму ввиду того, что для отработки практических навыков необходимы специальное оборудование и реальные, а не виртуальные тренажеры. Особые проблемы связаны с невозможностью устного ответа на вопросы качественной отработки навыков публичного выступления, ведения дискуссии, защиты своей точки зрения. Сделан акцент на то, что ряд имеющихся методических материалов по организации дистанционного образования не соответствует требованиям к уровню качества: они не учитывают особенности различных современных систем дистанционного образования, уровень подготовки педагогов к проведению обучения в дистанционном формате. Проанализированы и такие проблемы дистанционного образования, как незначительный уровень интерактивности дистанционных курсов, отсутствие синхронной обратной связи. Отмечены низкая эмоциональность дистанционного образования, избыточность информации, отсутствие развития творческих способностей обучающихся. Далее проанализированы такие психологические и валеологические проблемы дистанционного образования, как необходимость управления мотивацией обучающихся, дефицит общения, психологическая неготовность педагогов и обучающихся к такой форме образования, вред здоровью от длительной работы за компьютером, возможные депрессивные расстройства, отсутствие индивидуального подхода к обучающимся. Предложены пути преодоления выявленных недостатков дистанционного образования.
дистанционное образование
индивидуализация
интерактивность
информационный шум
методическая поддержка
навыки и умения
тестирование
эмоциональный обмен
1. Ольховая Т.А., Пояркова Е.В. Новые практики инженерного образования в условиях дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2020. № 8-9. С. 142-154.
2. Кречетников К.Г. Особенности организации смешанного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 4 . [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29019 (дата обращения: 15.02.2021).
3. Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. № 10. С. 101-112.
4. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. № 10. С. 86-100.
5. Попова Е.И., Баландин А.А., Дедюхин Д.Д. Дистанционное образование: современные реалии и перспективы // Образование и право. 2020. № 7. С. 203-209.
6. Макашина И.И. Дистанционное образование как компонент виртуального образовательного пространства университета // МНКО. 2020. № 2 (81). С. 192-195.
7. Савельева И.В., Савельева А.Е. Изменение компонентов учебного взаимодействия в период перехода на дистанционное образование // МНКО. 2020. № 4 (83). С. 156-159.
8. Бугров А.С., Крепец И.В. Анализ результативности организации электронного обучения в системе среднего профессионального образования в период самоизоляции // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2 (41). С. 55-58.
9. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Опыт организации самостоятельной работы студентов вуза в условиях дистанционного образования // Современное педагогическое образование. 2020. № 8. С. 25-29.
10. Борисов Е.А. Преимущества, недостатки и перспективы развития системы дистанционного образования в российской федерации // Вестник Академии знаний. 2020. № 4 (39). С. 115-118.
11. Сомов Д.С. Дистанционное обучение в системе высшего образования: исходные и фундаментальные реперные точки // Современное педагогическое образование. 2020. № 9. С. 18-22.

Дистанционное образование (ДО) в настоящее время приобретает все большую актуальность ввиду ситуации в мире, вызванной пандемией коронавируса. Опыт использования дистанционного образования в высшей и средней школе показал, что без специальной технической, организационной, методологической и психологической подготовки данная форма образования имеет множество недостатков, которые необходимо тщательно анализировать и намечать пути их преодоления.

Более того, если не выполнять данную задачу, то это неизбежно приведет к тому, что ДО будет восприниматься в обществе и педагогической среде как второсортная форма образования, не способная обеспечить качественный уровень подготовки обучающихся. Будет дискредитирована сама идея дистанционного образования, посредством которого люди получают возможность доступа ко всем знаниям, выработанным человечеством, им обеспечивается качественная подготовка, реализуемая в ведущих мировых университетах независимо от их местоположения, расовой принадлежности, временных рамок, финансовой состоятельности.

Переход к ДО как к новой форме образования не может быть осуществлен быстро и качественно: нужно двигаться постепенно, поэтапно, планомерно, последовательно.

Все проблемы дистанционного образования могут быть разделены на группы. В данной статье будут рассмотрены методологические, психологические и валеологические проблемы дистанционного образования.

Данное исследование проведено для выявления таких методологических, психологических и валеологических проблем ДО, которые не позволяют раскрыться заложенному в данной форме обучения потенциалу. Подробный анализ недостатков и проблем позволяет рекомендовать мероприятия, при которых негативные аспекты либо не проявляются, либо нивелируются, при этом качество образования повышается.

Материал и методы исследования. Исследование базируется на анализе материалов опыта использования ДО в школах, лицеях и вузах России, статистических отчетов, отзывов педагогов, обучающихся и родителей школьников, публикаций российских авторов, посвященных различным аспектам внедрения и применения данной формы образования. Методы исследования – теоретический анализ результатов опросов, статистических отчетов и педагогической литературы; метод восхождения от абстрактного к конкретному; метод индукции и дедукции; метод абстрагирования и конкретизации педагогических явлений.

1. Методологические проблемы дистанционного образования:

- небольшой объем или полное отсутствие практических занятий, нацеленных на закрепление теоретических знаний и отработку необходимых компетенций;

- отсутствие возможности устного развернутого ответа; письменная форма ответа не всегда обеспечивает условия для правильного и полного изложения материала; не все мысли можно уместить на бумаге; ограниченная возможность обратной связи по выполненной работе и защиты работы обучающимся;

- дефицит живой речи и взаимодействия как важного фактора восприятия информации и понимания материала; вопросы на занятиях задаются не вживую, а либо в форме письменных сообщений, либо через конференц-связь;

- неприемлемость для образовательных направлений, предполагающих высокую степень ответственности и развитые практические навыки (таких как медицина, космическая отрасль, самолетостроение, точная механика, пилотирование и др.);

- недостаточный методический уровень разработанных материалов по подготовке, организации и непосредственно проведению дистанционного обучения;

- невысокий уровень интерактивности современных курсов дистанционного образования; содержательную основу большинства курсов составляют преимущественно лекции в виде текстовых материалов и простейшей графики (рисунков, фотографий, схем), блоки тестового контроля; отсутствие синхронной, а иногда и асинхронной обратной связи в виде внешней оценки, обеспечивающей обучающимся уверенность в правильности своего продвижения по оси знаний;

- сужение диапазона применения различных методов и технологий обучения; невозможность проведения не виртуальных, а реальных лабораторных и практических работ, деловых игр, которые позволяют формировать практические навыки обучающихся;

- перенасыщенность информацией многих курсов дистанционного образования; избыток данных, а также отсутствие навыков структурирования информации, выделения главного и второстепенного, отсеивания «информационного шума» снижают результативность обучения;

- недостаточная эффективность дистанционного образования в качестве полноценной замены очной форме обучения в целом; ДО полностью оправдывает себя лишь на некоторых этапах учебного процесса: в начале курса обучения, в роли дополнительных занятий, для отработки узкого направления [1]; однако глубокое освоение целостного материала неизбежно предполагает интенсивные очные занятия в учебной аудитории;

- опасность получения и использования непроверенной, некачественной, искаженной информации; обучающиеся вынуждены самостоятельно производить поиск необходимого материала для выполнения проектов и заданий – это развивает навыки поиска, но имеет ряд «подводных камней», методическая поддержка при этом минимальна или вообще отсутствует;

- ограничение возможностей для творческой самореализации, развития креативности обучающихся в процессе дистанционного образования [2];

- недооценка роли воспитательного аспекта образования при разработке материалов для дистанционного образования и осуществлении самого учебного процесса;

- ограниченные возможности для развития некоторых навыков, которые обучающийся может получить исключительно в аудитории: навыка быстрого конспектирования; навыка выделения главного и второстепенного из лекции; механической памяти при конспектировании; навыков выступления перед коллегами и педагогом [3];

- неизбежное сужение диапазона средств контроля; преимущественное использование тестов с выбором единственного или нескольких правильных ответов; наличие в данных тестах неправильных ответов – ложной информации, усваиваемой подсознательно, приводит к тому, что понимание заменяется запоминанием, а запоминание – узнаванием; сложно объективно оценить вовлеченность обучающихся в образовательный процесс [2];

- некорректность работы достаточно многих средств контроля; в тестах встречаются задания, включающие вопросы по материалу, отсутствующему в учебнике, или неправильно сформулированные вопросы, не имеющие однозначного правильного ответа или противоречащие учебному материалу; системы распознавания тестов открытой формы не всегда настроены на синонимы языка и не учитывают различные варианты окончаний; не всегда обучающиеся могут посмотреть неправильные ответы, понять свои ошибки [4];

- отсутствие зрительного контакта преподавателя с обучающимися; чтобы понять, внимательно ли обучающийся слушает вебинар или только создает имитацию обучения (включил его и занимается своими делами), преподавателю приходится постоянно поддерживать обратную связь, например задавать точечные адресные вопросы в чате;

- организация дистанционного образования в некоторых учебных заведениях по упрощенному сценарию: вместо полноценного обучения выдается задание на самостоятельное изучение темы с последующим тестированием или выполнением контрольных заданий; возможность для списывания и поиска ответов на типовые задания в Интернете вместо полноценного изучения темы и понимания материала.

2. Психологические и валеологические проблемы дистанционного образования:

- недостаток «живого» контакта и взаимодействия с педагогом; отсутствие непосредственно в аудитории эмоционального, харизматичного преподавателя, который интересно, живо рассказывает, «влюбляет» в свою учебную дисциплину, влияет на обучающихся как личность [5];

- обезличенность или дефицит общения, которые могут привести к психологическим проблемам и даже к депрессиям у обучающихся; отсутствие визуального и аудиального контакта с другими обучающимися вызывает ощущение изолированности от социума; недостаточное развитие навыков социализации у обучающихся; школа (или вуз) – важнейшие социальные институты, и замены им нет [6];

- необходимость постоянной самомотивации обучающихся; они в своих анкетах отмечают, что онлайн-занятия подходят не для всех, а только для тех, кто хочет учиться; успеваемость способных и мотивированных при переходе к дистанционному образованию практически не меняется, особенно при хорошей организации обратной связи с педагогом; те же, кто и в учебной аудитории часто недорабатывал, при переходе к ДО вообще перестают обучаться, надеясь (часто не без оснований), что итоговые двойки ставить не будут; почти 50% российских школьников считают дистанционное образование каникулами [7]; многие успешно обучаются очно благодаря мотивации достижения и мотивации принадлежности; мотивация достижения не работает, когда не до конца понятны правила и критерии оценки; в результате многие учащиеся чувствуют неуверенность и даже неосознанно саботируют обучение; мотивация принадлежности – стремление быть похожими в группе на других обучающихся – при дистанционном образовании также угасает, так как общение минимизируется;

- отсутствие особой атмосферы учебного заведения, его «духа»; богатые эмоциональные и психологические переживания в традиционной школе или вузе неизбежно оказываются ограниченными при дистанционном образовании;

- неузнаваемость обучающимися разработчиков «кейсов» для дистанционного образования; разработчики не являются для обучающихcя значимыми людьми;

- слабое развитие у обучающихся таких важных качеств, как коммуникабельность, навыки командной работы, лидерство, организаторские способности, социальный интеллект;

- психологическая неготовность достаточно многих педагогов переходить от очного обучения к дистанционному образованию;

- наличие опасности превращения обучающегося из активного субъекта образовательного процесса в «пассивного потребителя излишне структурированных порций знаний» [2];

- вредность компьютера для здоровья, вызванная снижением двигательной активности, переутомлением зрения обучающихся, увеличением учебной нагрузки; практика показывает, что даже во время регламентированных перерывов многие обучающиеся остаются за компьютером, играют в компьютерные игры или смотрят видеоролики; в результате эффективным оказывается только первое занятие, затем обучающийся устает, внимание неизбежно падает, память ослабевает, психика перегружается [8];

- наличие у значительной части обучающихся и их родителей твердого убеждения, что за компьютером возможно только развлекаться, а вся серьезная работа должна вестись в учебной аудитории [9];

- недостаток методик учета психологического настроя обучающихся, их индивидуально-психологических особенностей;

- страх завтрашнего дня, ощущение ненадежности, неконтролируемости ситуации, которые могут привести к депрессиям, потере мотивации; все маленькие неудачи, ошибки сайтов, непонимание, чего конкретно от обучающегося ждет педагог, и самого учебного материала создают у обучающихся большой стресс [10];

- организация учебного процесса в системе дистанционного образования происходит в «зоне актуального развития», а не в «зоне ближайшего развития», поэтому теряется развивающий эффект [11];

- отсутствие индивидуализации; у всех обучающихся разный склад ума и разные когнитивные стили, и не все материалы понимаются ими одинаково; в учебной аудитории можно задать уточняющий вопрос, и педагог разъясняет трудный материал; в системе дистанционного образования никто ничего не поясняет и ошибки понимания могут накапливаться, что отражается на результатах обучения и контроля [2];

- падение уровня усвоения учебного материала при дистанционном образовании; информация из электронных курсов запоминается и понимается хуже, чем при обычном обучении в аудитории, сложнее применить на практике полученные знания; после сдачи тестов учебный материал не актуализируется, не обсуждается, не закрепляется и в результате быстро забывается;

- возникновение «эффекта стекла» при дистанционном образовании [2]: восприятие информации падает, как если бы педагог находился за стеклом или в другой комнате; внимание обучающегося по природе максимально при общении с другим человеком.

Рекомендуются следующие мероприятия, позволяющие вывести дистанционное образование на новый уровень, частично разрешить выявленные проблемы:

- постепенная разработка и наполнение базы данных индивидуальными заданиями для практических занятий, нацеленными на отработку необходимых умений и навыков; проектирование не только закрепляющих заданий, но и заданий, развивающих творческие способности, требующих командного подхода;

- применение видео-конференц-связи для обеспечения устных выступлений;

- доскональная разработка методических материалов, охватывающих все этапы проектирования, организации и проведения дистанционного образования;

- повышение уровня интерактивности современных курсов ДО; обеспечение синхронной обратной связи с педагогом там, где это возможно;

- усиление эмоциональной окраски знаний; обогащение базового материала живыми примерами из жизни и будущей профессиональной деятельности;

- организация смешанного обучения там, где это возможно, с применением реальных практических занятий и лабораторных работ [2];

- тщательное структурирование информации для дистанционного образования, особенно за счет использования гипертекста, оглавлений и структурных схем материала;

- целенаправленная подготовка обучающихся к самостоятельному поиску и критическому анализу информации;

- обязательное акцентирование внимания при разработке учебного материала на воспитательный аспект, взаимосвязь обучения и воспитания;

- тщательная разработка тестовых заданий; проверка релевантности, надежности и валидности тестов; обязательная выдача информации о неправильных ответах;

- использование чатов, форумов и видеоконференций, обеспечивающих взаимодействие обучающихся с педагогом и между собой;

- продумывание и тщательная разработка системы мотивации обучающихся;

- обучение педагогов особенностям организации и проведения дистанционного образования на специализированных курсах;

- жесткая регламентация работы обучающихся; обязательные перерывы через определенные интервалы времени с занятиями физической культурой и гимнастикой для глаз; согласно гигиеническим нормативам, дети младшего или среднего школьного возраста должны проводить за компьютером не более 20–30 мин с последующим перерывом не менее такого же времени; затем снова 20–30 мин работы и обязательный перерыв; для студентов и старшего школьного возраста все требования такие же, только время работы должно быть не более 45–50 мин [2];

- индивидуализация и психологизация обучения; педагогу необходимо уметь на расстоянии контролировать учебную атмосферу, выявлять возможные проблемы, больше внимания уделять, например, интровертам, стимулируя их к активной деятельности в чатах, сдерживать активность экстравертов, развивать культуру дистанционной коммуникации, акцентируя внимание на взаимоуважении, правильном выражении своих мыслей и адекватной реакции на трудности; необходимо научить навыкам рефлексии и использовать рефлексию в конце каждого занятия;

- обязательное входное тестирование обучающихся для определения исходного уровня знаний, чтобы актуализировать учебный материал для зоны ближайшего развития.

Выводы. Анализ выявленных в данной работе методологических, психологических и валеологических проблем дистанционного образования дает необходимую информацию для организации ряда мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности данной формы образования, нивелирование выявленных недостатков, слабых мест. Дистанционное образование, безусловно, никогда в полной мере не заменит очную форму обучения, однако при правильной организации оно способно выступать достойной его альтернативой, использоваться там и тогда, где и когда применение очной формы по различным причинам ограничено.


Библиографическая ссылка

Кречетников К.Г. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30606 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674