В 2019–2020 гг. всему миру пришлось столкнуться с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, затронувшей все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и систему образования. С целью пресечения распространения COVID-19 с помощью немедикаментозных вмешательств и профилактических мер (таких как социальное дистанцирование и самоизоляция) были повсеместно закрыты образовательные учреждения, включая колледжи и университеты. Система образования во всем мире в период пандемии коронавируса (COVID-19) переведена на дистанционное обучение, что потребовало значительных преобразований в методике преподавания, особенно изменений тех разделов науки, где необходимы профессиональные практические навыки и компетенции [1–4].
Особенности эпидемиологии и течения коронавирусной инфекции COVID-19 привели к тому, что более 1,5 млрд обучающихся в 191 стране мира (91,3% всех учащихся в мире) учатся с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) [5, 6, 7, 8]. До объявления пандемии COVID-19 мы воспринимали электронное медицинское образование как перспективу ближайшего будущего, но жизнь заставила работать в дистанционном режиме безотлагательно – пандемия оказалась испытанием и внезапной проверкой готовности как для мирового здравоохранения, так и для образования. В Российской Федерации переход на дистанционное образование до сих пор оценивается и осмысливается профессорско-преподавательскими коллективами ведущих университетов, формируется понимание проблем и перспектив новой формы обучения [3, 4].
Сложности в период пандемии COVID-19 возникли не только в клинической сфере медицины, но также в области обучения будущих медицинских работников. Активное распространение коронавирусной инфекции вынуждает активно вносить изменения в систему медицинского образования.
Министр здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко отметил важность участия медицинских университетов в реализации задач здравоохранения регионов в условиях пандемии, которое может идти по трем основным направления: развертывание коек для больных коронавирусной инфекцией, подготовка кадров по программам дополнительного профессионального образования, сопровождение оказания медицинской помощи – создание на базе вузов консультативных и ресурсных центров.
Сложность обучения практических врачей на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так же как и будущих врачей – студентов, заключается в том, что им необходимы практические занятия для приобретения новых профессиональных компетенций. Ввиду высокой контагиозности SARS-CoV-2 обучающиеся, проходя практическую подготовку в медицинских организациях, могут не только заболеть, но и стать пассивными бессимптомными переносчиками инфекции, что будет являться очевидной угрозой для пациентов и медицинского персонала. В связи с этим практические занятия в большинстве медицинских образовательных учреждений приостановлены. Этот принцип коснулся не только практических, но и теоретических занятий. Лекции и групповые обсуждения в рамках учебных курсов перенесены в дистанционный формат. В связи с кардинальной перестройкой учебного процесса довольно сложно было спрогнозировать изменение мотивации обучающихся, оценить качество обратной связи и формирование/расширение профессиональных компетенций врачей различных специальностей.
Цель исследования: провести анализ возможностей и эффективности дистанционного дополнительного профессионального образования в медицинском вузе в период пандемии COVID-19.
Материалы и методы исследования. В данной статье проведены обзор и анализ мероприятий по реорганизации образовательного процесса на этапе дополнительного профессионального образования в медицинском вузе. Проведены опрос обучающихся на тему эффективности использования дистанционных образовательных технологий, оценка доступности и целесообразности применения различных дистанционных образовательных площадок.
Результаты исследования и их обсуждение. В целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции и в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», приказом МЗ РФ от 19.03.2020 г. № 198н с 25.03.2020 г. в институте дополнительного профессионального образования Ставропольского государственного медицинского университета (ИДПО СтГМУ) проведена реорганизация образовательного процесса для слушателей, обучающихся на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В частности, разработаны и реализуются программы повышения квалификации в формате краткосрочных курсов (36 ч) для врачей и среднего медицинского персонала с применением электронного обучения и ДОТ по всем специальностям. Кафедрами университета разработаны и утверждены на портале НМО программы повышения квалификации по ранней диагностике, лечению и профилактике новой коронавирусной инфекции CОVID-19, ведению пациентов с «ковидной» пневмонией и их респираторной поддержке, реабилитации пациентов после COVID-19, по ним проводится обучение врачей и среднего медицинского персонала. Актуальность программ заключается в острой необходимости обучения медицинских работников и обучающихся вуза для привлечения их к оказанию необходимой медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на «горячих» участках практического здравоохранения. На базе ИДПО СтГМУ за период с 25 марта 2020 г. по настоящий день обучены свыше 6 тыс. человек (преподаватели, клинические ординаторы, студенты вуза, волонтеры, врачи медицинских организаций СК, СКФО и некоторых регионов России).
Неблагоприятная эпидемиологическая ситуация, сложившаяся в связи с распространением COVID-19, диктует необходимость оказания медицинской помощи с использованием аппаратов ИВЛ, наркозно-дыхательных, а также аппаратов экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО). В настоящее время в университете разработаны и активно реализуются программы обучения врачей хирургических специальностей новым компетенциям по оказанию медицинской помощи пациентам, нуждающимся в ИВЛ.
Обучение осуществляется силами ведущих специалистов университета и организаций практического здравоохранения Ставропольского края (инфекционистов, анестезиологов-реаниматологов, терапевтов, пульмонологов и др.) в системе электронной образовательной среды Ставропольского государственного медицинского университета (Moodle LMS), глобальной сети Интернет, видео-конференц-связи на платформах ZOOM, YouTube и с применением других современных ДОТ.
При организации учебных занятий на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачей и среднего медицинского персонала профессорско-преподавательским коллективом института дополнительного профессионального образования (ДПО) используются следующие разновидности ДОТ (рис. 1).
Рис. 1. Разновидности ДОТ, применяемые в учебных занятиях
На сайтах института ДПО и кафедр СтГМУ, проводящих обучение специалистов различных направлений, для самостоятельного изучения представлены все необходимые методические и учебные материалы (рис. 2).
Рис. 2. Методические и учебные материалы, используемые при обучении специалистов
Очное обучение врачей хирургического профиля освоению практических навыков ведения безопасной ИВЛ и респираторной поддержки пациентов с тяжелой пневмонией проводится на базе аккредитационно-симуляционного центра и центра практических навыков СтГМУ под руководством наиболее опытных сотрудников центра. В дальнейшем, если возникнет экстренная нестандартная ситуация, требующая специальных навыков по эндотрахеальной интубации, подключению аппаратуры неинвазивной и инвазивной вентиляции легких и коррекции ее параметров, эти специалисты под руководством сертифицированного врача анестезиолога-реаниматолога будут помогать врачам реанимационных отделений в оказании необходимой респираторной поддержки тяжелым больным с коронавирусной пневмонией.
Оценивая первые результаты дистанционного обучения в системе дополнительного медицинского образования, можно выделить его позитивные стороны и сложности, с которыми пришлось столкнуться.
Оперативный переход на дистанционное обучение сопряжен с очевидными проблемами, обусловленными, главным образом, недостаточным техническим оснащением (неготовностью инфраструктуры массового дистанционного образования), слабой подготовкой (или ее отсутствием) педагогов к работе в новых условиях, проявлением проблемы так называемого цифрового неравенства (отсутствием доступа к качественному устойчивому интернет-соединению, особенно в отдаленных сельских районах, иногда – отсутствием самих средств для дистанционного образовательного процесса или их низким качеством). Ситуация пандемии показала, что реальная применимость и эффективность дистанционных форм получения высшего и дополнительного медицинского образования на сегодняшний день невысоки. Потребуется не только оцифровать учебные материалы, но также подготовить профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений, создав инновационные методики преподавания в цифровой образовательной среде [8-11].
Наряду с имеющимися трудностями дистанционный формат обучения обладает рядом преимуществ и открывает новые горизонты для совершенствования медицинского образования в соответствии с вызовами времени [12-14]. Многие форматы дистанционного обучения подлежат тщательному анализу в научно-педагогическом сообществе, хотя практически все находят применение в системе последипломного образования врачей. Максимальное использование дистанционных способов получения информации в системе непрерывного медицинского образования и аккредитации специалиста, нуждающегося в постоянном обновлении и совершенствовании знаний на протяжении всей профессиональной деятельности, делает преимущества образования без отрыва от места жительства и работы через дистанционные формы очевидными для врача. Неоспоримым плюсом в этих ситуациях являются рациональное распределение и экономия времени, особенно в условиях обучения, сопряженного с продолжением трудовой деятельности. Оптимизация материальных затрат, имеющих место при офлайн-обучении, также представляется, несомненно, привлекательным моментом. Еще одним очевидным плюсом дистанционного образования для слушателей можно назвать незамедлительное получение квалифицированной консультации преподавателей, поскольку есть постоянная обратная связь посредством видео-мессенджеров, чата и электронной почты. Мы обратили внимание, что современные средства и формы обучения значительно повышают мотивацию обширной аудитории молодых специалистов, активно использующих самые современные гаджеты и «заточенных» под цифровой формат восприятия знаний. Именно этому контингенту обучающихся удается продемонстрировать материал в более насыщенном формате за счет использования анимационных, звуковых эффектов, видеофрагментов и целых фильмов, 3D-моделей изображений, различных симуляционных программ. Опытные специалисты с неменьшим удовольствием воспринимают новые для них виды информации, немного отставая в навыках владения современными цифровыми технологиями. Дистанционное обучение является перспективной формой организации учебного процесса, дополняющей, а по необходимости – замещающей традиционные формы обучения, способной предоставлять профессиональную информацию в полном объеме, обеспечивающей интерактивное взаимодействие слушателей и преподавателей, и, что немаловажно, дающей возможность самостоятельно освоить необходимые компоненты изучаемого материала.
Анализ результатов анкетирования слушателей курсов дополнительного профессионального образования показал, что форма дистанционного обучения удовлетворяет более 90% врачей и медицинских сестер. Этот показатель намного выше, чем удовлетворенность дистанционным обучением среди студентов, особенно младших курсов.
На рисунке 3 представлены основные вызовы, с которыми столкнулись вузы при переходе на дистанционное образование.
Рис. 3. Главные вызовы дистанционного образования
На основании анализа современных тенденций в образовании можно предположить, что вскоре онлайн-формат займет одну из лидирующих позиций в процессе обучения в высшей школе. Поэтому расширение инфраструктуры должно быть подкреплено и поддержкой преподавателей, в том числе с помощью обучения эффективному взаимодействию в новых образовательных условиях. Для более полного погружения в информационную образовательную среду необходимо понимать разницу между дистанционным образованием, элементы которого уже достаточно давно применяются в высших и средних специальных образовательных учреждениях как форма получения образования путем взаимодействия преподавателя и обучающихся на расстоянии с помощью информационных технологий. При дистанционном обучении студент занимается самостоятельно по сформированной типовой или индивидуальной программе, изучает записи вебинаров и лекций, решает задачи и практико-ориентированные задания, консультируется с преподавателем в онлайн-чате и периодически высылает ему на проверку свои работы. До настоящего времени дистанционное обучение воспринималось как дополнительный способ самостоятельного приобретения знаний или способ подготовки к экзаменам. В настоящее время можно полностью дистанционно обучаться на онлайн-циклах и курсах, осваивать программы повышения квалификации во многих известных университетах – как российских, так и зарубежных, находясь в любой точке планеты. Онлайн-обучение – это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к Интернету, в режиме «здесь и сейчас», или e-learning – «электронное обучение», являющееся логическим продолжением дистанционного. А термин «онлайн» лишь указывает на способ получения знаний и связи преподавателя со студентом. Подобный формат обучения дает возможность полноценного погружения в образовательную среду и способствует повышению квалификации без отрыва от рабочего места (рис. 4).
Рис. 4. Варианты взаимодействия преподавателя с обучающимися при использовании онлайн-обучения
Заключение. Необходимо активно применять платформу открытого медицинского образования региона и Северо-Кавказского федерального округа, обеспечивающую возможность удаленного доступа к базе онлайн-лекций, видеосеминаров и вебинаров, цифровой библиотеке. Также целесообразно использовать практику обмена опытом при реализации индивидуального подхода к обучению специалистов различного профиля. Следует обратить внимание на организацию максимально безопасного обучения специалистов в Центре практических навыков СтГМУ.
Непосредственное участие преподавателей университета в лечебной работе, использование их опыта и знаний в решении практических задач будут способствовать повышению качества медицинской помощи и развитию системы здравоохранения Ставропольского края не только в условиях пандемии COVID-19, но и в дальнейшем.
Со своей стороны университет расширяет возможности используемых в образовательном процессе онлайн-платформ, способствует расширению возможности удаленного доступа к обучающему контенту, а также наряду с другими вузами участвует в тиражировании лучших практик дистанционного взаимодействия. В настоящее время СтГМУ имеет все возможности и необходимую материально-техническую базу для реализации образовательных программ с применением дистанционных технологий для обучения медицинских работников не только Ставропольского края, но и СКФО, а также других регионов России.
Библиографическая ссылка
Агранович Н.В., Агранович О.В., Анопченко А.С., Деревянко Т.И., Кнышова С.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30600 (дата обращения: 02.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30600