Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Агранович Н.В. 1 Агранович О.В. 1 Анопченко А.С. 1 Деревянко Т.И. 1 Кнышова С.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России
Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) охватила различные сферы деятельности во всем мире. Большой удар пришелся на образовательный процесс в медицинских вузах, в том числе и на последипломное образование, что поспособствовало активному внесению изменений в систему медицинского образования. Система образования в режиме онлайн переводится на дистанционный формат как во всем мире, так и по всей России. До пандемии COVID-19 мы относились к электронному медицинскому образованию как к перспективе будущего, но жизнь заставила работать в дистанционном режиме безотлагательно – пандемия оказалась испытанием и внезапной проверкой готовности как для мирового здравоохранения, так и для образования. Статья посвящена проблемам, которые возникли в дополнительном профессиональном медицинском обучении в период пандемии COVID-19. Важными реалиями сегодняшнего дня стали не только необходимость продолжения обучения на высоком уровне по программам ДПО, но и обеспечение безопасности и здоровья обучающихся и сотрудников. В статье отражены основные мероприятия, разработанные алгоритмы дистанционного образования с применением современных методов интерактивного и электронного обучения в связи с пандемией.
дополнительное профессиональное образование
пандемия
covid-19
дистанционное обучение
медицинский вуз
1. Булдакова А.А. Влияние коронавируса на экономику России // Вестник научных конференций. 2020. № 2-2 (54). С. 32-34.
2. Технологии 1с в цифровой трансформации экономики и социальной сферы: сборник научных трудов XХI Международной научно-практической конференции (2-3 февраля 2021 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://educonf.1c.ru/conf2021/thesis/ (дата обращения: 16.02.2021).
3. Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: материалы ежегодной Международной национальной научно-практической конференции (г. Уфа, 27 ноября 2020 г.) / Отв. ред. Р.М.Султанова. Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. С. 60.
4. Антропова А.О. Влияние коронавируса (COVID-19) на международный туризм // Вестник научных конференций. 2020. № 2-2 (54). С. 16-18.
5. Солдатова С.С., Солдатова В.В. Российский рынок труда в условиях нарастания экономического кризиса вследствие пандемии // StudNet. 2020. Т. 3. № 2. С. 424-429.
6. Кулькова И.А. Влияние пандемии коронавируса на демографические процессы в России// HumanРrogress. 2020. Т. 6. Вып. 1. [Электронный ресурс]. URL: http://progress-human.com/images/2020/Tom6_1/Kulkova.pdf (дата обращения: 16.02.2021). DOI: 10.34709/IM.161.5.
7. Никифоров В.В., Суранова Т.Г., Чернобровкина Т.Я., Янковская Я.Д., Бурова С.В. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19): клинико-эпидемиологические аспекты // Архивъ внутренней медицины. 2020. № 10 (2). С. 87-93. DOI: 10.20514/2226-6704-2020-10-2-87-93.
8. Белоцерковская Ю.Г., Романовских А.Г., Смирнов И.П. COVID-19: респираторная инфекция, вызванная новым коронавирусом: новые данные об эпидемиологии, клиническом течении, ведении пациентов // ConsiliumMedicum. 2020. № 22 (3). С. 12-20. DOI: 10.26442/20751753.2020.3.200092.
9. Брико Н.И., Каграманян И.Н., Никифоров В.В., Суранова Т.Г., Чернявская О.П., Полежаева Н.А. Пандемия COVID-19. Меры борьбы с ее распространением в Российской Федерации // Эпидемиология и Вакцинопрофилактика. 2020. № 19 (2). С. 4-12. DOI: 10.31631/2073- 3046-2020-19-2-4-12.
10. Агранович Н.В., Рубанова Н.А., Кнышова С.А., Ермолаева Н.Ю., Анопченко А.С. Совершенствование процесса обучения и практической подготовки молодого врача в условиях перехода к аккредитации специалистов здравоохранения // Вестник молодого ученого. 2019. Т. 8. № 3. С. 98-102.
11. Авачева Т.Г., Кадырова Э.А. Формирование информационных компетенций студентов медицинского университета с применением технологий электронного обучения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 2. С. 102-111.
12. Агранович Н.В., Рубанова Н.А., Кнышова С.А., Анопченко А.С. Трудности в обучении и практической подготовке молодого врача в условиях реформирования российского здравоохранения. Пути решения и практический опыт // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10. № 2. С. 73-84. DOI: 10.24411/2220-8453-2019-12004.
13. Гайдамака И.И., Пачин С.А., Столяров А.А., Джанаева Ф.Ю. Дистанционное обучение лечебной физкультуре и спортивной медицине в системе последипломного медицинского образования // Курортная медицина. 2020. № 2. С. 104-108.
14. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б., Агранович О.В., Кнышова С.А., Гевандова М.Г. Инновационные технологии и интерактивные методы обучения в преподавании клинических дисциплин в медицинском ВУЗе учебное пособие. Ставрополь: СтГМУ, 2016. 74 с.

В 2019–2020 гг. всему миру пришлось столкнуться с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, затронувшей все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и систему образования. С целью пресечения распространения COVID-19 с помощью немедикаментозных вмешательств и профилактических мер (таких как социальное дистанцирование и самоизоляция) были повсеместно закрыты образовательные учреждения, включая колледжи и университеты. Система образования во всем мире в период пандемии коронавируса (COVID-19) переведена на дистанционное обучение, что потребовало значительных преобразований в методике преподавания, особенно изменений тех разделов науки, где необходимы профессиональные практические навыки и компетенции [1–4].

Особенности эпидемиологии и течения коронавирусной инфекции COVID-19 привели к тому, что более 1,5 млрд обучающихся в 191 стране мира (91,3% всех учащихся в мире) учатся с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) [5, 6, 7, 8]. До объявления пандемии COVID-19 мы воспринимали электронное медицинское образование как перспективу ближайшего будущего, но жизнь заставила работать в дистанционном режиме безотлагательно – пандемия оказалась испытанием и внезапной проверкой готовности как для мирового здравоохранения, так и для образования. В Российской Федерации переход на дистанционное образование до сих пор оценивается и осмысливается профессорско-преподавательскими коллективами ведущих университетов, формируется понимание проблем и перспектив новой формы обучения [3, 4].

Сложности в период пандемии COVID-19 возникли не только в клинической сфере медицины, но также в области обучения будущих медицинских работников. Активное распространение коронавирусной инфекции вынуждает активно вносить изменения в систему медицинского образования.

Министр здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко отметил важность участия медицинских университетов в реализации задач здравоохранения регионов в условиях пандемии, которое может идти по трем основным направления: развертывание коек для больных коронавирусной инфекцией, подготовка кадров по программам дополнительного профессионального образования, сопровождение оказания медицинской помощи – создание на базе вузов консультативных и ресурсных центров.

Сложность обучения практических врачей на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так же как и будущих врачей – студентов, заключается в том, что им необходимы практические занятия для приобретения новых профессиональных компетенций. Ввиду высокой контагиозности SARS-CoV-2 обучающиеся, проходя практическую подготовку в медицинских организациях, могут не только заболеть, но и стать пассивными бессимптомными переносчиками инфекции, что будет являться очевидной угрозой для пациентов и медицинского персонала. В связи с этим практические занятия в большинстве медицинских образовательных учреждений приостановлены. Этот принцип коснулся не только практических, но и теоретических занятий. Лекции и групповые обсуждения в рамках учебных курсов перенесены в дистанционный формат. В связи с кардинальной перестройкой учебного процесса довольно сложно было спрогнозировать изменение мотивации обучающихся, оценить качество обратной связи и формирование/расширение профессиональных компетенций врачей различных специальностей.

Цель исследования: провести анализ возможностей и эффективности дистанционного дополнительного профессионального образования в медицинском вузе в период пандемии COVID-19.

Материалы и методы исследования.  В данной статье проведены обзор и анализ мероприятий по реорганизации образовательного процесса на этапе дополнительного профессионального образования в медицинском вузе.  Проведены опрос обучающихся на тему эффективности использования дистанционных образовательных технологий, оценка доступности и целесообразности применения различных дистанционных образовательных площадок.

Результаты исследования и их обсуждение. В целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции  и в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», приказом МЗ РФ от 19.03.2020 г. № 198н с 25.03.2020 г. в институте дополнительного профессионального образования Ставропольского государственного медицинского университета (ИДПО СтГМУ) проведена реорганизация образовательного процесса для слушателей, обучающихся на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В частности, разработаны и реализуются программы повышения квалификации в формате краткосрочных курсов (36 ч) для врачей и среднего медицинского персонала с применением электронного обучения и ДОТ по всем специальностям. Кафедрами университета разработаны и утверждены на портале НМО программы повышения квалификации по ранней диагностике, лечению и профилактике новой коронавирусной инфекции CОVID-19,  ведению пациентов с «ковидной» пневмонией и их респираторной поддержке, реабилитации пациентов после COVID-19, по ним проводится обучение врачей и среднего медицинского персонала.  Актуальность программ заключается в острой необходимости обучения медицинских работников и обучающихся вуза для привлечения их к оказанию необходимой медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на «горячих» участках практического здравоохранения. На базе ИДПО СтГМУ за период с 25 марта 2020 г. по настоящий день обучены свыше 6 тыс. человек (преподаватели, клинические ординаторы, студенты вуза, волонтеры, врачи медицинских организаций СК, СКФО и некоторых регионов России).

Неблагоприятная эпидемиологическая ситуация, сложившаяся в связи с распространением COVID-19, диктует необходимость оказания медицинской помощи с использованием аппаратов ИВЛ, наркозно-дыхательных, а также аппаратов экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО). В настоящее время в университете разработаны и активно реализуются программы обучения врачей хирургических специальностей новым компетенциям по оказанию медицинской помощи пациентам, нуждающимся в ИВЛ.

Обучение осуществляется силами ведущих специалистов университета и организаций практического здравоохранения Ставропольского края (инфекционистов, анестезиологов-реаниматологов, терапевтов, пульмонологов и др.)  в системе электронной образовательной среды Ставропольского государственного медицинского университета (Moodle LMS), глобальной сети Интернет, видео-конференц-связи на платформах ZOOM, YouTube и с применением других современных ДОТ.

При организации учебных занятий на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачей и среднего медицинского персонала профессорско-преподавательским коллективом института дополнительного профессионального образования (ДПО) используются следующие разновидности ДОТ (рис. 1).

Рис. 1. Разновидности ДОТ, применяемые в учебных занятиях

На сайтах института ДПО и кафедр СтГМУ, проводящих обучение специалистов различных направлений, для самостоятельного изучения представлены все необходимые методические и учебные материалы (рис. 2).

Рис. 2. Методические и учебные материалы, используемые при обучении специалистов

Очное обучение врачей хирургического профиля освоению практических навыков ведения безопасной ИВЛ и респираторной поддержки пациентов с тяжелой пневмонией проводится на базе аккредитационно-симуляционного центра и центра практических навыков СтГМУ под руководством наиболее опытных сотрудников центра.  В дальнейшем, если возникнет экстренная нестандартная ситуация, требующая специальных навыков по эндотрахеальной интубации, подключению аппаратуры неинвазивной и инвазивной вентиляции легких и коррекции ее параметров, эти специалисты под руководством сертифицированного врача анестезиолога-реаниматолога будут помогать врачам реанимационных отделений в оказании необходимой респираторной поддержки тяжелым больным с коронавирусной пневмонией.

Оценивая первые результаты дистанционного обучения в системе дополнительного медицинского образования, можно выделить его позитивные стороны и сложности, с которыми пришлось столкнуться.

Оперативный переход на дистанционное обучение сопряжен с очевидными проблемами, обусловленными, главным образом, недостаточным техническим оснащением (неготовностью инфраструктуры массового дистанционного образования), слабой подготовкой (или ее отсутствием) педагогов к работе в новых условиях, проявлением проблемы так называемого цифрового неравенства (отсутствием доступа к качественному устойчивому интернет-соединению, особенно в отдаленных сельских районах, иногда – отсутствием самих средств для дистанционного образовательного процесса или их низким качеством). Ситуация пандемии показала, что реальная применимость и эффективность дистанционных форм получения высшего и дополнительного медицинского образования на сегодняшний день невысоки. Потребуется не только оцифровать учебные материалы, но также подготовить профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений, создав инновационные методики преподавания в цифровой образовательной среде [8-11].

Наряду с имеющимися трудностями дистанционный формат обучения обладает рядом преимуществ и открывает новые горизонты для совершенствования медицинского образования в соответствии с вызовами времени [12-14]. Многие форматы дистанционного обучения подлежат тщательному анализу в научно-педагогическом сообществе, хотя практически все находят применение в системе последипломного образования врачей. Максимальное использование дистанционных способов получения информации в системе непрерывного медицинского образования и аккредитации специалиста, нуждающегося в постоянном обновлении и совершенствовании знаний на протяжении всей профессиональной деятельности, делает преимущества образования без отрыва от места жительства и работы через дистанционные формы очевидными для врача. Неоспоримым плюсом в этих ситуациях являются рациональное распределение и экономия времени, особенно в условиях обучения, сопряженного с продолжением трудовой деятельности. Оптимизация материальных затрат, имеющих место при офлайн-обучении, также представляется, несомненно, привлекательным моментом. Еще одним очевидным плюсом дистанционного образования для слушателей можно назвать незамедлительное получение квалифицированной консультации преподавателей, поскольку есть постоянная обратная связь посредством видео-мессенджеров, чата и электронной почты. Мы обратили внимание, что современные средства и формы обучения значительно повышают мотивацию обширной аудитории молодых специалистов, активно использующих самые современные гаджеты и «заточенных» под цифровой формат восприятия знаний. Именно этому контингенту обучающихся удается продемонстрировать материал в более насыщенном формате за счет использования анимационных, звуковых эффектов, видеофрагментов и целых фильмов, 3D-моделей изображений, различных симуляционных программ. Опытные специалисты с неменьшим удовольствием воспринимают новые для них виды информации, немного отставая в навыках владения современными цифровыми технологиями. Дистанционное обучение является перспективной формой организации учебного процесса, дополняющей, а по необходимости – замещающей традиционные формы обучения, способной предоставлять профессиональную информацию в полном объеме, обеспечивающей интерактивное взаимодействие слушателей и преподавателей, и, что немаловажно, дающей возможность самостоятельно освоить необходимые компоненты изучаемого материала.

Анализ результатов анкетирования слушателей курсов дополнительного профессионального образования показал, что форма дистанционного обучения удовлетворяет более 90% врачей и медицинских сестер. Этот показатель намного выше, чем удовлетворенность дистанционным обучением среди студентов, особенно младших курсов.

На рисунке 3 представлены основные вызовы, с которыми столкнулись вузы при переходе на дистанционное образование.

Рис. 3. Главные вызовы дистанционного образования

На основании анализа современных тенденций в образовании можно предположить, что вскоре онлайн-формат займет одну из лидирующих позиций в процессе обучения в высшей школе. Поэтому расширение инфраструктуры должно быть подкреплено и поддержкой преподавателей, в том числе с помощью обучения эффективному взаимодействию в новых образовательных условиях. Для более полного погружения в информационную образовательную среду необходимо понимать разницу между дистанционным образованием,  элементы которого уже достаточно давно применяются в высших и средних специальных образовательных учреждениях как форма получения образования путем взаимодействия преподавателя и обучающихся на расстоянии с помощью информационных технологий. При дистанционном обучении студент занимается самостоятельно по сформированной типовой или индивидуальной программе, изучает записи вебинаров и лекций, решает задачи и практико-ориентированные задания, консультируется с преподавателем в онлайн-чате и периодически высылает ему на проверку свои работы. До настоящего времени дистанционное обучение воспринималось как дополнительный способ самостоятельного приобретения знаний или способ подготовки к экзаменам. В настоящее время можно полностью дистанционно обучаться на онлайн-циклах и курсах, осваивать программы повышения квалификации во многих известных университетах – как российских, так и зарубежных, находясь в любой точке планеты. Онлайн-обучение – это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к Интернету, в режиме «здесь и сейчас», или e-learning – «электронное обучение», являющееся логическим продолжением дистанционного. А термин «онлайн» лишь указывает на способ получения знаний и связи преподавателя со студентом. Подобный формат обучения дает возможность полноценного погружения в образовательную среду и способствует повышению квалификации без отрыва от рабочего места (рис. 4).

Рис. 4. Варианты взаимодействия преподавателя с обучающимися при использовании онлайн-обучения

Заключение. Необходимо активно применять платформу открытого медицинского образования региона и Северо-Кавказского федерального округа, обеспечивающую возможность удаленного доступа к базе онлайн-лекций, видеосеминаров и вебинаров, цифровой библиотеке. Также целесообразно использовать практику обмена опытом при реализации индивидуального подхода к обучению специалистов различного профиля. Следует обратить внимание на организацию максимально безопасного обучения специалистов в Центре практических навыков СтГМУ.

Непосредственное участие преподавателей университета в лечебной работе, использование их опыта и знаний в решении практических задач будут способствовать повышению качества медицинской помощи и развитию системы здравоохранения Ставропольского края не только в условиях пандемии COVID-19, но и в дальнейшем.

Со своей стороны университет расширяет возможности используемых в образовательном процессе онлайн-платформ, способствует расширению возможности удаленного доступа к обучающему контенту, а также наряду с другими вузами участвует в тиражировании лучших практик дистанционного взаимодействия. В настоящее время СтГМУ имеет все возможности и необходимую материально-техническую базу для реализации образовательных программ с применением дистанционных технологий для обучения медицинских работников не только Ставропольского края, но и СКФО, а также других регионов России.


Библиографическая ссылка

Агранович Н.В., Агранович О.В., Анопченко А.С., Деревянко Т.И., Кнышова С.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30600 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674