Подготовка кадров для здравоохранения на основе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения осуществляется посредством компетентностного подхода [1]. Обучение специалистов и кадров высшей квалификации в системе многоуровневой инновационной образовательной среды позволяет сформировать и развить все виды компетенций, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте по специальностям: универсальные (УК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) [2, 3]. Цифровизация медицинского образования включает инновационные медицинские технологии, дистанционное интерактивное обучение, комплексное психологическое и педагогическое тестирование, телемедицину [4]. Использование метода тематических образовательных проектов (ТОП) в электронном формате позволяет создавать современный образовательный продукт в виде мультимедийного контента: презентации (ПР) и интеллектуальные карты (ИК), портфолио. Наряду с обучением в вузе осуществляются развитие и воспитание личности, и, на наш взгляд, большое значение приобретают внедрение и использование специальных психолого-педагогических комплексов, входящих в специализированную информационно-образовательную среду: на сайте SOGMA.RU размещен комплекс из 11 методик для психологического тестирования online, позволяющих с высокой степенью достоверности оценить множество социально-психологических и профессионально значимых качеств и черт личности, а также одновременно оценить межличностную психологическую совместимость. В связи с вышесказанным становятся актуальными и перспективными возможности примененияметода образовательных проектовв медицинском вузе и повышение его эффективности в обучении студентов из России, а также студентов, обучающихся на иностранном (английском) языке [5–7]. В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Северо-Осетинская государственная медицинская академия Минздрава России» (ФГБОУ ВО СОГМА) в ходе учебного процесса обучающимися регулярно осуществляется создание тематических интеллектуальных карт и презентаций по изучаемым предметам в течение семестров, непосредственно в учебном процессе, в полном соответствии с компетенциями по ФГОС основной специальности на уровне специалитета, клинической ординатуры и аспирантуры.
Цели исследования: проведение контент-анализа выполненных ТОП, размещенных в индивидуальных портфолио, одновременное комплексное психолого-педагогическое тестирование и соответствующий избирательный корреляционный анализ по шкалам.
Материал и методы исследования
У клинических ординаторов 30 специальностей, аккредитованных в ФГБОУ ВО СОГМА в ходе кураций по предмету «Педагогика», компетентностный подход в обучении связан с обязательной реализацией клинической направленности; также осуществляется внедрение межпредметных связей между клиническими дисциплинами и такими предметами, как «Педагогика», «Информатика», «Иностранный язык». Тематика образовательных проектов определяется содержанием учебно-методических комплексов и у клинических ординаторов связана с содержанием Международной классификации болезней (МКБ-10) по нозологиям в соответствии с разделами изучаемых дисциплин [8].
В течение 2020 г. было проведено комплексное психолого-педагогическое тестирование клинических ординаторов, проходящих курации по дисциплине «Педагогика»; одновременно проведен контент-анализ выполненных ТОП, размещенных в индивидуальных портфолио в личных учетных записях респондентов на сайте SOGMA.RU [9]. Для создания презентаций и интеллектуальных карт (ИК) используется специализированное программное обеспечение: Free Mind ©, XMind ©, работающее в операционных системах MS Windows ©®, OSX ©®, Linux и совместимое с пакетами MS Office©®, Open Office. Методика создания интеллектуальных карт представлена в нашей публикации на канале YouTube в виде 40-минутного видеоролика, пошаговая инструкция записана в программе ZOOM [10].
В выборку вошли отобранные по рандомному принципу (в случайном порядке) 9 респондентов, каждому из которых было предложено выполнить тематический образовательный проект в виде презентации и интеллектуальной карты, а также пройти весь комплекс из 11 тестов. Статистическая обработка полученных результатов тестирования проведена с использованием MS Excel ©® и статистического пакета IBM SPSS ©®.
Результаты исследования и их обсуждение
Нами установлено, что 8 респондентов из 9 выполнили проекты клинической направленности. Аксиологический подход «методология – теория – практика» служил в качестве общепедагогической основы, а специфическая профессиональная ось «норма – пограничные и переходные состояния – патология» наряду с классическим подходом «этиология – патогенез – клиника – дифференциальная диагностика – диагностика основного и коморбидных заболеваний – лечение – реабилитация – прогноз» непосредственно проецируются в содержательную часть выполняемого обучающимися тематического образовательного проекта. Описательные данные для сопоставительного контент-анализа выполненных ТОП представлены с указанием тем выполненных проектов в сводной таблице 1.
Таблица 1
Темы проектов клинических ординаторов первого года обучения по специальности «Акушерство и гинекология 31.08.01» с указанием выполнения тестов, интеллект-карт (ИК) и презентаций (ПР) (Респонденты: R1; R7; R8; R5; R4; R3; R6, R2, R9)
№ R |
Тема проекта |
Тесты |
ПР |
ИК |
R 1 |
«Внематочная беременность» * |
+ |
+ |
+ |
R 7 |
HELLP синдром * |
+ |
+ |
+ |
R 8 |
Эпилепсия и беременность * |
+ |
+ |
+ |
R 5 |
Рак шейки матки * |
+ |
+ |
+ |
R 4 |
Туберкулез * |
+ |
+ |
+ |
R 3 |
Сахарный диабет и беременность. * Преэклампсия * |
+ |
+ |
+ |
R 6 |
Железодефицитная анемия и беременность* |
+ |
+ |
+ |
R 2 |
Нет образовательного проекта |
– не вып. |
– |
– |
R 9 |
Гестационный сахарный диабет и беременность * |
– не дост. |
+ |
+ |
Общее количество выполненных тестов |
77 |
7 |
7 |
|
Общее количество выполненных образовательных проектов (ПР+ИК) |
14 |
Все нозологии, приведенные в таблице 1, дополнительно помечены звездочками «*»; они имеют соответствующие шифры в МКБ-10, что, на наш взгляд, обеспечивает педагогический принцип «предметной направленности» в выборе темы образовательного проекта [8].
По данным психологического тестирования в интерактивном режиме на сайте ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России SOGMA.RU у клинических ординаторов первого года обучения по специальности «Акушерство и гинекология 31.08.01» с помощью методики Марстона–Гайера нами выявлен ряд закономерностей. Числовые данные тестирования респондентов по выборочным шкалам теста Марстона–Гайера (шкалы 1–8) представлены в сводной таблице 2.
Таблица 2
Результаты тестирования клинических ординаторов первого года обучения по специальности «Акушерство и гинекология 31.08.01» с помощью методики Марстона–Гайера. Рандомная выборка респондентов (R1; R7; R8; R5; R4; R3; R6). Шкалы 1–8
№ респ. |
R 1 |
R7 |
R 8 |
R 5 |
R 4 |
R 3 |
R 6 |
R 2 |
R 9 |
Шкала 1 |
9 |
9 |
5,5 |
4 |
5,5 |
7,5 |
6,5 |
– |
– |
Шкала 2 |
8,3 |
8,3 |
6 |
4,5 |
5,5 |
5,5 |
7,5 |
– |
– |
Шкала 3 |
7,9 |
7,9 |
4 |
5,5 |
5,5 |
3,2 |
5 |
– |
– |
Шкала 4 |
8,8 |
6,2 |
4,1 |
4,1 |
5,9 |
6,3 |
6,2 |
– |
– |
Шкала 5 |
8,8 |
9,3 |
3,8 |
5 |
5,4 |
5 |
6,9 |
– |
– |
Шкала 6 |
7,3 |
5 |
5,6 |
6,2 |
5,6 |
4,6 |
8,7 |
– |
– |
Шкала 7 |
6,9 |
5 |
2,2 |
4 |
5 |
6 |
7,8 |
– |
– |
Шкала 8 |
5 |
5 |
8,5 |
8,5 |
5,8 |
3,2 |
8,5 |
– |
– |
Вышеприведенные данные также представлены в виде диаграмм. В блоке теста 5 «Анализ базовых компетенций» при проведении сравнительного и корреляционного анализа между шкалами «Организованность Шкала № 1» и «Сбор и организация информации Шкала № 2» отмечается положительная корреляция данных характеристик с уровнем достоверности p<0,01 (рис. 1). На наш взгляд, возможно и целесообразно учитывать данные шкал 1 и 2 в сопоставлении с тематикой выполненных образовательных проектов по специальности, размещенных респондентами в индивидуальных портфолио (рис. 1).
Рис. 1. Шкалы тестов 1 и 2 у респондентов R1-R6
В блоках теста 7 «Стиль ведения переговоров» и 8 «Навыки ведения презентаций» при проведении сравнительного и корреляционного анализа между шкалами «Умение грамотно и корректно отвечать на задаваемые вопросы Шкала № 3» и «Структурированное и логичное изложение материала Шкала № 4» отмечается положительная корреляция данных характеристик с уровнем достоверности p<0,01 (рис. 2).
Рис. 2. Шкалы тестов 3 и 4 у респондентов R1-R6
На наш взгляд, данные личностные параметры являются характеристикой уровня готовности к использованию всего комплекса знаний, навыков и умений, получаемых в обучении. Познавательные психические процессы, включающие все виды мышления, памяти и комплекс сенсорных функций, лежат в основе развития клинического мышления и обеспечивают необходимый для дальнейшей работы по специальности потенциал личности врача.
В блоках теста 8 «Навыки ведения презентаций» при проведении сравнительного и корреляционного анализа между шкалами «Тщательная и длительная подготовка к презентации Шкала № 5» и «Оптимизация плотности подачи материала Шкала № 6» отмечается положительная корреляция данных характеристик с уровнем достоверности p<0,01 (рис. 3).
Рис. 3. Шкалы тестов 5 и 6 у респондентов R1-R6
Также нами в блоках теста 6 «Поведение в конфликтных ситуациях» и теста 9 «Проактивность и лидерство» при проведении сравнительного и корреляционного анализа между шкалами «Эмпатия Шкала № 7» и «Предвидение развития событий и поиск оптимальных решений Шкала № 8» установлены положительная корреляция данных характеристик с уровнем достоверности p<0,01 в 50% случаев и отрицательная корреляция этих же характеристик с уровнем достоверности p<0,01 в 50% случаев, т.е. выборка разделилась согласно полученным результатам на 2 подгруппы. Такие результаты, на наш взгляд, могут быть оценены как маркеры прогностического мышления (Шкала № 8) и эмоциональная вовлеченность в процесс профессиональной интеллектуальной деятельности (Шкала № 7) (рис. 4).
Рис. 4. Шкалы тестов № 7 и № 8 у респондентов R1-R6
Заключение
Таким образом, учитывая вышеприведенные данные, можно сделать следующие выводы.
Использование метода образовательных проектов в качестве психолого-педагогической технологии для реализации личностно ориентированного обучения позволяет обеспечить получение важного результата при овладении компетенциями, предусмотренными ФГОС по специальности. Развитие у студентов способностей креативно решить поставленные интеллектуальные задачи может быть обеспечено в ходе процесса непрерывного медицинского образования путем применения современных информационных технологий при создании интеллектуальных карт и презентаций клинической направленности. Полученные нами результаты согласуются с результатами других авторов. Эти компетенции относят к навыкам, владение которыми во многом определяет успех будущей профессиональной деятельности [11, 12].Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса, включающее стандартизованную личностную комплексную психологическую диагностику, должно подкрепляться контент-анализом результатов деятельности обучающихся, что позволяет создать условия для наиболее эффективных способов формирования и развития личности врача-специалиста [13]. Такие психологические характеристики, как «Организованность», «Сбор и организация информации», «Структурированное и логичное изложение материала», «Предвидение развития событий и поиск оптимальных решений», «Эмпатия», лежат в основе развития клинического мышления и могут служить маркерами овладения компетенциями в системе непрерывного медицинского образования.
Библиографическая ссылка
Татров А.С., Туаева И.Б., Габараева Л.Н., Аветисян Р.Р., Кайтуков А.О. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА С ВЫСШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА И ФГОС // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30593 (дата обращения: 02.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30593