Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА С ВЫСШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА И ФГОС

Татров А.С. 1 Туаева И.Б. 1 Габараева Л.Н. 1 Аветисян Р.Р. 1 Кайтуков А.О. 1
1 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Минздрава России
В статье рассматривается инновационная методика создания специализированных тематических интеллектуальных карт и презентаций в процессе подготовки и обучения специалистов высшей профессиональной квалификации в области здравоохранения на основе Федерального государственного образовательного стандарта по программам ординатуры. Реализация метода образовательных проектов в условиях цифровизации высшего профессионального образования предлагается в виде создания личных портфолио с учетом компетентностного подхода. Корреляционный анализ проведен по результатам данных психологического тестирования по методике Марстона–Гайера. Предметом исследования послужили личностные основные характеристики; поведенческие установки; особенности принятия решений и преодоления проблем; анализ базовых компетенций; коммуникативные навыки, уровень стресса и особенности его преодоления. Информационная культура личности врача-специалиста выдвигается как компонент развития клинического мышления. Нозологический подход в соответствии с Международной классификацией болезней предлагается в качестве основополагающего для осуществления деятельности врача в процессе диагностики и лечения. Логическая ось, включающая этиологию, патогенез, клинические проявления, диагностику и дифференциальную диагностику, лечение, прогноз и профилактику заболеваний, предполагает сочетание индивидуального подхода в работе с пациентами с утвержденными и рекомендуемыми к исполнению клиническими инструкциями.
федеральный государственный образовательный стандарт в медицинском вузе
инновационные методики обучения
информационная культура личности врача
социально-психологическое тестирование
компетентностный подход в высшем профессиональном медицинском образовании
технология создания специализированных интеллектуальных карт
тест марстона - гайера
теории личности
1. Дьяченко В. Г., Дьяченко С.В. Стандартизация высшего медицинского образования, производственный контекст // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. 2017. № 1 (26). С. 2.
2. Кудашкина О.В., Амиров А.Ф., Липатова Е.Е. Реализация модели многоуровневой диагностики сформированности профессиональных компетенций в системе медицинского образования // Современное педагогическое образование. 2019. № 9. С. 52-57.
3. Заброда Н.Н. Формирование профессиональных компетенций в системе подготовки кадров высшей квалификации // Медицинское образование и вузовская наука. 2019. № 1 (15). С. 18-20.
4. Вдовина И.В., Иосава И.К., Крыжиновский С.М. Использование телемедицинских технологий в системе непрерывного медицинского образования: проблемы и решения // Кремлёвская медицина. Клинический вестник. 2020. № 2. С. 169-168.
5. Татров А.С. Создание тематических интеллектуальных карт и комплексная психолого-педагогическая диагностика как инновационная технология обучения и развития студентов медицинских специальностей в вузе в условиях региона // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Вузовская педагогика: материалы конф. / гл. ред. С. Ю. Никулина. Красноярск: тип. КрасГМУ, 2015. С. 176-179.
6. Семенова О.Л., Карась С.И., Аржаник М.Б., Острикова О.И., Корнева И.О. Формирование профессиональных компетенций в ходе проектного обучения студентов медицинского вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2015. № 4. (22). С. 56-64.
7. Семенова Т.В., Балкизов З.З., Алексеева А.Ю. Глоссарий терминов в области медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11. № 3. С. 8-19. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-13001.
8. Международная классификация болезней 10-го пересмотра. [Электронный ресурс]. URL: https://mkb-10.com/ (дата обращения: 04.03.2021).
9. SOGMA.RU: официальный сайт ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России. [Электронный ресурс]. URL: sogma.ru (дата обращения: 22.02.2021).
10. Татров А.С. Создание интеллект карт в программе XMind. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=t2EGmiHJtZE (дата обращения: 04.03.2021).
11. Таптыгина Е.В. Процесс формирования soft skills в медицинском вузе // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 2. С. 68-74.
12. Никифорова С.А., Ламанова А.С., Ковтун О.А. Использование метода научных проектов в образовательном процессе в медицинском вузе // Медицинское и фармацевтическое образование. Медицина и экология. 2017. № 2. С.102-105.
13. Зеленский И.В., Зеленский В.И. Современная система непрерывного медицинского образования и допуска в специальность // Главный врач Юга России. Стоматология. 2018. № 11 (64). С. 35-37.

Подготовка кадров для здравоохранения на основе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения осуществляется посредством компетентностного подхода [1]. Обучение специалистов и кадров высшей квалификации в системе многоуровневой инновационной образовательной среды позволяет сформировать и развить все виды компетенций, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте по специальностям: универсальные (УК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) [2, 3]. Цифровизация медицинского образования включает инновационные медицинские технологии, дистанционное интерактивное обучение, комплексное психологическое и педагогическое тестирование, телемедицину [4]. Использование метода тематических образовательных проектов (ТОП) в электронном формате позволяет создавать современный образовательный продукт в виде мультимедийного контента: презентации (ПР) и интеллектуальные карты (ИК), портфолио. Наряду с обучением в вузе осуществляются развитие и воспитание личности, и, на наш взгляд, большое значение приобретают внедрение и использование специальных психолого-педагогических комплексов, входящих в специализированную информационно-образовательную среду: на сайте SOGMA.RU размещен комплекс из 11 методик для психологического тестирования online, позволяющих с высокой степенью достоверности оценить множество социально-психологических и профессионально значимых качеств и черт личности, а также одновременно оценить межличностную психологическую совместимость. В связи с вышесказанным становятся актуальными и перспективными возможности примененияметода образовательных проектовв медицинском вузе и повышение его эффективности в обучении студентов из России, а также студентов, обучающихся на иностранном (английском) языке [5–7]. В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Северо-Осетинская государственная медицинская академия Минздрава России» (ФГБОУ ВО СОГМА) в ходе учебного процесса обучающимися регулярно осуществляется создание тематических интеллектуальных карт и презентаций по изучаемым предметам в течение семестров, непосредственно в учебном процессе, в полном соответствии с компетенциями по ФГОС основной специальности на уровне специалитета, клинической ординатуры и аспирантуры.

Цели исследования: проведение контент-анализа выполненных ТОП, размещенных в индивидуальных портфолио, одновременное комплексное психолого-педагогическое тестирование и соответствующий избирательный корреляционный анализ по шкалам.

Материал и методы исследования

У клинических ординаторов 30 специальностей, аккредитованных в ФГБОУ ВО СОГМА в ходе кураций по предмету «Педагогика», компетентностный подход в обучении связан с обязательной реализацией клинической направленности; также осуществляется внедрение межпредметных связей между клиническими дисциплинами и такими предметами, как «Педагогика», «Информатика», «Иностранный язык». Тематика образовательных проектов определяется содержанием учебно-методических комплексов и у клинических ординаторов связана с содержанием Международной классификации болезней (МКБ-10) по нозологиям в соответствии с разделами изучаемых дисциплин [8].

В течение 2020 г. было проведено комплексное психолого-педагогическое тестирование клинических ординаторов, проходящих курации по дисциплине «Педагогика»; одновременно проведен контент-анализ выполненных ТОП, размещенных в индивидуальных портфолио в личных учетных записях респондентов на сайте SOGMA.RU [9]. Для создания презентаций и интеллектуальных карт (ИК) используется специализированное программное обеспечение: Free Mind ©, XMind ©, работающее в операционных системах MS Windows ©®, OSX ©®, Linux и совместимое с пакетами MS Office©®, Open Office. Методика создания интеллектуальных карт представлена в нашей публикации на канале YouTube в виде 40-минутного видеоролика, пошаговая инструкция записана в программе ZOOM [10].

В выборку вошли отобранные по рандомному принципу (в случайном порядке) 9 респондентов, каждому из которых было предложено выполнить тематический образовательный проект в виде презентации и интеллектуальной карты, а также пройти весь комплекс из 11 тестов. Статистическая обработка полученных результатов тестирования проведена с использованием MS Excel ©® и статистического пакета IBM SPSS ©®.

Результаты исследования и их обсуждение

Нами установлено, что 8 респондентов из 9 выполнили проекты клинической направленности. Аксиологический подход «методология – теория – практика» служил в качестве общепедагогической основы, а специфическая профессиональная ось «норма – пограничные и переходные состояния – патология» наряду с классическим подходом «этиология – патогенез – клиника – дифференциальная диагностика – диагностика основного и коморбидных заболеваний – лечение – реабилитация – прогноз» непосредственно проецируются в содержательную часть выполняемого обучающимися тематического образовательного проекта. Описательные данные для сопоставительного контент-анализа выполненных ТОП представлены с указанием тем выполненных проектов в сводной таблице 1.

Таблица 1

Темы проектов клинических ординаторов первого года обучения по специальности «Акушерство и гинекология 31.08.01» с указанием выполнения тестов, интеллект-карт (ИК) и презентаций (ПР) (Респонденты: R1; R7; R8; R5; R4; R3; R6, R2, R9)

№ R

Тема проекта

Тесты

ПР

ИК

R 1

«Внематочная беременность» *

+

+

+

R 7

HELLP синдром *

+

+

+

R 8

Эпилепсия и беременность *

+

+

+

R 5

Рак шейки матки *

+

+

+

R 4

Туберкулез *

+

+

+

R 3

Сахарный диабет и беременность. * Преэклампсия *

+

+

+

R 6

Железодефицитная анемия и беременность*

+

+

+

R 2

Нет образовательного проекта

не вып.

R 9

Гестационный сахарный диабет и беременность *

не дост.

+

+

Общее количество выполненных тестов

77

7

7

Общее количество выполненных образовательных проектов (ПР+ИК)

14

Все нозологии, приведенные в таблице 1, дополнительно помечены звездочками «*»; они имеют соответствующие шифры в МКБ-10, что, на наш взгляд, обеспечивает педагогический принцип «предметной направленности» в выборе темы образовательного проекта [8].

По данным психологического тестирования в интерактивном режиме на сайте ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России SOGMA.RU у клинических ординаторов первого года обучения по специальности «Акушерство и гинекология 31.08.01» с помощью методики Марстона–Гайера нами выявлен ряд закономерностей. Числовые данные тестирования респондентов по выборочным шкалам теста Марстона–Гайера (шкалы 1–8) представлены в сводной таблице 2.

Таблица 2

Результаты тестирования клинических ординаторов первого года обучения по специальности «Акушерство и гинекология 31.08.01» с помощью методики Марстона–Гайера. Рандомная выборка респондентов (R1; R7; R8; R5; R4; R3; R6). Шкалы 1–8

№ респ.

R 1

R7

R 8

R 5

R 4

R 3

R 6

R 2

R 9

Шкала 1

9

9

5,5

4

5,5

7,5

6,5

Шкала 2

8,3

8,3

6

4,5

5,5

5,5

7,5

Шкала 3

7,9

7,9

4

5,5

5,5

3,2

5

Шкала 4

8,8

6,2

4,1

4,1

5,9

6,3

6,2

Шкала 5

8,8

9,3

3,8

5

5,4

5

6,9

Шкала 6

7,3

5

5,6

6,2

5,6

4,6

8,7

Шкала 7

6,9

5

2,2

4

5

6

7,8

Шкала 8

5

5

8,5

8,5

5,8

3,2

8,5

Вышеприведенные данные также представлены в виде диаграмм. В блоке теста 5 «Анализ базовых компетенций» при проведении сравнительного и корреляционного анализа между шкалами «Организованность Шкала № 1» и «Сбор и организация информации Шкала № 2» отмечается положительная корреляция данных характеристик с уровнем достоверности p<0,01 (рис. 1). На наш взгляд, возможно и целесообразно учитывать данные шкал 1 и 2 в сопоставлении с тематикой выполненных образовательных проектов по специальности, размещенных респондентами в индивидуальных портфолио (рис. 1).

Рис. 1. Шкалы тестов 1 и 2 у респондентов R1-R6

В блоках теста 7 «Стиль ведения переговоров» и 8 «Навыки ведения презентаций» при проведении сравнительного и корреляционного анализа между шкалами «Умение грамотно и корректно отвечать на задаваемые вопросы Шкала № 3» и «Структурированное и логичное изложение материала Шкала № 4» отмечается положительная корреляция данных характеристик с уровнем достоверности p<0,01 (рис. 2).

Рис. 2. Шкалы тестов 3 и 4 у респондентов R1-R6

На наш взгляд, данные личностные параметры являются характеристикой уровня готовности к использованию всего комплекса знаний, навыков и умений, получаемых в обучении. Познавательные психические процессы, включающие все виды мышления, памяти и комплекс сенсорных функций, лежат в основе развития клинического мышления и обеспечивают необходимый для дальнейшей работы по специальности потенциал личности врача.

В блоках теста 8 «Навыки ведения презентаций» при проведении сравнительного и корреляционного анализа между шкалами «Тщательная и длительная подготовка к презентации Шкала № 5» и «Оптимизация плотности подачи материала Шкала № 6» отмечается положительная корреляция данных характеристик с уровнем достоверности p<0,01 (рис. 3).

Рис. 3. Шкалы тестов 5 и 6 у респондентов R1-R6

Также нами в блоках теста 6 «Поведение в конфликтных ситуациях» и теста 9 «Проактивность и лидерство» при проведении сравнительного и корреляционного анализа между шкалами «Эмпатия Шкала № 7» и «Предвидение развития событий и поиск оптимальных решений Шкала № 8» установлены положительная корреляция данных характеристик с уровнем достоверности p<0,01 в 50% случаев и отрицательная корреляция этих же характеристик с уровнем достоверности p<0,01 в 50% случаев, т.е. выборка разделилась согласно полученным результатам на 2 подгруппы. Такие результаты, на наш взгляд, могут быть оценены как маркеры прогностического мышления (Шкала № 8) и эмоциональная вовлеченность в процесс профессиональной интеллектуальной деятельности (Шкала № 7) (рис. 4).

Рис. 4. Шкалы тестов № 7 и № 8 у респондентов R1-R6

Заключение

Таким образом, учитывая вышеприведенные данные, можно сделать следующие выводы.

Использование метода образовательных проектов в качестве психолого-педагогической технологии для реализации личностно ориентированного обучения позволяет обеспечить получение важного результата при овладении компетенциями, предусмотренными ФГОС по специальности. Развитие у студентов способностей креативно решить поставленные интеллектуальные задачи может быть обеспечено в ходе процесса непрерывного медицинского образования путем применения современных информационных технологий при создании интеллектуальных карт и презентаций клинической направленности. Полученные нами результаты согласуются с результатами других авторов. Эти компетенции относят к навыкам, владение которыми во многом определяет успех будущей профессиональной деятельности [11, 12].Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса, включающее стандартизованную личностную комплексную психологическую диагностику, должно подкрепляться контент-анализом результатов деятельности обучающихся, что позволяет создать условия для наиболее эффективных способов формирования и развития личности врача-специалиста [13]. Такие психологические характеристики, как «Организованность», «Сбор и организация информации», «Структурированное и логичное изложение материала», «Предвидение развития событий и поиск оптимальных решений», «Эмпатия», лежат в основе развития клинического мышления и могут служить маркерами овладения компетенциями в системе непрерывного медицинского образования.


Библиографическая ссылка

Татров А.С., Туаева И.Б., Габараева Л.Н., Аветисян Р.Р., Кайтуков А.О. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА С ВЫСШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА И ФГОС // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30593 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674