Состояние здоровья студенческой молодежи является актуальной проблемой современного общества. Современным специалистам, способным креативно мыслить, самостоятельно разрешать возникающие проблемы в сложных ситуациях, ответственным, инициативным, необходимы хорошее физическое здоровье, достаточные физические возможности, высокая работоспособность [1].
В то же время увеличивающиеся требования к подготовке выпускников с высшим образованием при значительном повышении объема научной информации, применении инновационных образовательных технологий, интенсификации учебного процесса, малоподвижном образе жизни приводят к ментальным и физическим перегрузкам студентов, в результате чего возрастает их психоэмоциональная напряженность, разрушаются адаптационные ресурсы функциональных систем, что вызывает ухудшение их здоровья [2].
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), значительная часть молодежи поступает в высшие профессиональные учебные заведения с негативным отношением к занятиям физической культурой. Студентами движут меркантильные интересы, связанные с необходимостью получить зачет или сдать экзамен, и они не считают данную дисциплину обязательной для сохранения своего здоровья, профессионального становления и дальнейшего развития. В России современная система образования, к сожалению, не способствует развитию у студенческой молодежи интереса к занятиям физическими упражнениями [3, 4].
По результатам практической деятельности выяснилось, что потребности и интересы обучающихся на учебных занятиях по физической культуре в вузе удовлетворяются не в полной мере. Существующий низкий уровень мотивационных установок у студенческой молодежи к занятиям физическими упражнениями вызван рядом причин, которыми считаются в том числе отсутствие разнообразия в организации физкультурно-оздоровительной работы и неполная материально-техническая база в учреждениях высшего образования. Формированию у студентов устойчивой мотивации к физкультурной деятельности способствуют развитие интереса к учебным занятиям физической культурой на основе применения разнообразных средств и методов, создание положительного эмоционального настроя, использование новых физкультурных технологий с целью повышения уровня здоровья, умственной и физической работоспособности [4].
В аспекте вышеуказанной проблемы важное значение приобретает применение нетрадиционных средств, форм и методов физической культуры с учетом потребностно-мотивационных ориентаций студентов. Одним из путей формирования мотивации у студентов сознательной двигательной активности, на наш взгляд, является применение на учебных регламентированных занятиях по физической культуре разнообразных современных фитнес-технологий гимнастической направленности [5]. В основном фитнес-технологии гимнастической направленности широко представлены в коммерческих спортивных клубах.
Цель исследования. Теоретико-методическое и экспериментальное обоснование методики формирования мотивации студентов к физической культуре на основе занятий фитнес-технологиями.
Практическая значимость исследования состоит в том, что экспериментальная методика на основе занятий фитнес-технологиями может применяться в учебном процессе по физической культуре с целью формирования мотивации у студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Материал и методы исследования. Реализация задач исследования обусловила применение следующих методов исследования: анализа научно-методической литературы, педагогического эксперимента, метода опроса (анкетирования), метода экспертной оценки, методов медико-биологических исследований, методов математической статистики.
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» города Читы, в котором приняли участие две группы студентов III курса: контрольная группа юридического факультета в количестве 19 человек и экспериментальная группа экономического факультета в количестве 17 человек. Группы испытуемых представлены смешанным составом: юношами и девушками.
Исследование проводилось в ходе трех этапов.
В течение первого (поисково-теоретического) этапа, с февраля по август 2019 г., изучалась научно-методическая литература по проблеме исследования.
В ходе второго (практического) этапа, с сентября по декабрь 2019 г., был организован и проведен педагогический эксперимент. Целями педагогического эксперимента явились исследование и оценка показателей сформированности мотивационной ориентации студентов, сравнение этих показателей студентов контрольной и экспериментальной групп, разработка экспериментальной методики.
На третьем этапе (аналитическом), с января по февраль 2020 г., анализировались результаты эксперимента, подводились итоги исследовательской деятельности.
Экспериментальная методика применялась в течение одного семестра: с сентября по декабрь 2019 г. В течение эксперимента было проведено 16 пар семинарских учебных занятий и 8 факультативных занятий. В контрольной и экспериментальной группах проводились практические занятия с использованием фитнес-технологий. В контрольной группе студенты в аэробной части практического занятия занимались классической (базовой) аэробикой «Classical aerobics», в силовой части занятия – партерной гимнастикой «Parterre gymnastics» и в заключительной части – упражнениями на растягивание «Stretching». Для контрольной группы на весь период педагогического эксперимента было разработано 4 аэробных и 4 силовых комплекса упражнений для каждого месяца эксперимента. Комплексы классической (базовой) аэробики включали базовые и модифицированные шаги с продвижением вперед, назад, в сторону, по диагонали, с использованием элементов хореографии, объединенные в связки и комбинации различной координационной сложности, выполняемые перманентно – в режиме non stop – под музыкальное сопровождение при 120–160 акцентах в минуту. Координационная сложность комбинаций увеличивалась от комплекса к комплексу. Силовые комплексы были также разработаны в усложненном варианте от комплекса к комплексу.
Одной из главных положительных сторон современных оздоровительных видов фитнес-технологий является многообразие. В настоящее время существует более 200 оздоровительных видов фитнес-технологий. Поэтому в экспериментальной методике мы использовали разнообразные средства применяемых фитнес-технологий. Особенностью экспериментальной методики явился комплексный подход – «An integrated approach» [6, 7].
Для аэробной части были разработаны 4 комплекса фитнес-технологий: «Dance-funk», «Step», «Skipping-rope» и фитнес-технологии с элементами восточных видов единоборств «Martial arts» – «Taibo», выполняемые перманентно – в режиме non stop – под музыкальное сопровождение при 120–160 акцентах в минуту; для силовой части были разработаны также 4 комплекса фитнес-технологий: «Pilates», «Pump», «Hot iron», «Iron body»; для заключительной части был разработан один комплекс упражнений в сочетании «Stretching» и «Flex» [6].
Результаты исследования и их обсуждение. Для исследования мотивации к занятиям физической культурой в начале педагогического эксперимента нами был проведен опрос, направленный на изучение наиболее значимых мотивов к занятиям физической культурой (рис. 1).
Рис. 1. Результаты опроса испытуемых (в %) в начале педагогического эксперимента
Результаты опроса студентов двух групп продемонстрировали преобладание личностных и административных мотивов к занятиям физической культурой, которые характеризуют стремление проявить себя с точки зрения личного престижа, а также получить контрольную точку – зачет. Так, на вопрос: «С какой целью вы занимаетесь физической культурой?» были получены разнообразные ответы, в которых преобладали такие: «Обладать стройной фигурой» (в контрольной группе – 17% респондентов; в экспериментальной группе – 13% респондентов), «Укрепить свое здоровье» (в контрольной группе – 25% респондентов; в экспериментальной группе – 28% респондентов), «Иметь хорошую физическую форму» (в контрольной группе – 12% респондентов; в экспериментальной группе – 10% респондентов), «Для получения зачета» (в контрольной группе – 46% респондентов; в экспериментальной группе – 49% респондентов). Результаты в начале эксперимента продемонстрировали, что одним из главных мотивов является необходимость сдачи зачета.
Вместе с тем в ходе опроса студентам был задан вопрос: «Довольны ли вы проведением учебных занятий физической культурой?» В контрольной группе представили положительный ответ 59% опрошенных, 8% респондентов затруднились ответить, а остальные 33% студентов ответили отрицательно. В экспериментальной группе положительно ответили 56% студентов, отрицательно – 32% студентов и затруднились ответить 12% респондентов. Полученные ответы объяснялись личными, бытовыми и социальными проблемами студентов, основаниями являлись наличие травм, временные недомогания, отсутствие спортивной формы и обуви, совмещение с производственной деятельностью, отсутствие интереса к занятиям, недостаточное разнообразие средств физической культуры и другие причины (рис. 2).
Рис. 2. Результаты опроса испытуемых (в %) в начале педагогического эксперимента
На вопрос: «Каковы причины недовольства занятиями и как бы вы хотели разнообразить занятия физической культурой?» большая часть испытуемых студентов двух групп ответили, что занятия можно было бы дополнить различными направлениями фитнес-технологий, а также включить занятия по силовой подготовке в тренажерном зале.
В конце педагогического эксперимента в контрольной группе также преобладающими мотивами остались личностные и административные, в экспериментальной группе преобладающими мотивами стали: познавательно-развивающие, творческие и воспитательные. Познавательно-развивающие мотивы характеризуются желанием студентов изучить свойства и особенности своего организма, свои потенциальные возможности и понять, с помощью каких средств можно совершенствовать их при помощи физической культуры. Творческие мотивы позволяют обучающимся использовать импровизационный подход с учетом знаний теоретико-методических аспектов занятий физической культурой, инициативность; решать проблемно-поисковые задачи при выполнении физических упражнений, в общем, все то, что способствует развитию и воспитанию творческой личности. Воспитательные мотивы развивают у студентов навыки самоподготовки и самоконтроля.
Кроме опроса, нами были проведены медико-биологические исследования с целью выявления показателей физического развития для последующей коррекции в процессе занятий. Нами были использованы индекс Пинье, который определяет крепость телосложения, индекс Кетле, позволяющий определить избыток или недостаток массы тела, и индекс Эрисмана для исследования пропорциональности развития грудной клетки. В начале эксперимента по показателям индекса Пинье с нормостеническим типом телосложения в контрольной группе было выявлено 5 (26%) студентов, в экспериментальной группе – 3 (18%) студента; с гиперстеническим телосложением в контрольной группе – 10 (53%) студентов, в экспериментальной группе – 9 (53%) студентов и с астеническим телосложением в контрольной группе – 4 (21%) студента, в экспериментальной группе – 5 (29%) студентов. Согласно показателям индекса Кетле, с избыточной массой тела выявлено в контрольной группе 10 (53%) студентов и в экспериментальной группе – 9 (53%) студентов. По показателям индекса Эрисмана в контрольной группе с узкой грудной клеткой обнаружено 3 (16%) студента, в экспериментальной группе – 4 (24%) студента. Коррекцию фигуры средствами фитнес-технологий мы осуществляли за счет снижения избыточной массы тела в процессе аэробной части занятий, посредством развития мышечной системы (прироста мышечной массы) в ходе силовой части занятий, путем пластичных и эстетичных движений при проведении упражнений на растягивание в заключительной части занятий. Результаты, полученные в конце педагогического эксперимента в группах испытуемых по показателям индекса Кетле с избыточной массой тела, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты показателей индекса Кетле в конце педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||
В начале эксперимента, человек (%) |
В конце эксперимента, человек (%) |
В начале эксперимента, человек (%) |
В конце эксперимента, человек (%) |
10 (53%) |
9 (47%) |
9 (53%) |
2 (12%)
|
В конце педагогического эксперимента в группах испытуемых по показателям индекса Кетле количество студентов с избыточной массой тела в контрольной группе с 10 (53%) сократилось до 9 (47%) человек; в экспериментальной группе – с 9 (53%) до 2 (12%) человек. Для коррекции типов телосложений и грудной клетки 3 месяцев эксперимента, по нашему мнению, недостаточно, поэтому результаты индекса Пинье и индекса Эрисмана выявлены недостоверные.
В дополнение к этому нами применялся метод экспертного оценивания по результатам выполнения упражнений на координационные способности по 5-балльной шкале (на 5 баллов оценивался уровень как высокий, на 4 балла – уровень выше среднего, на 3 балла – уровень средний, на 2 балла – уровень ниже среднего и на 1 балл – уровень низкий): хлопки в ладоши с учетом задаваемого ритмического рисунка за 10 с на безошибочность ритмического рисунка (оценивалось чувство ритма); маршировка на одном месте, совмещенная с хлопками в момент шага: правой ноги с соблюдением темпа: 8 шагов за 10 с (оценивалась ритмическая координация); ходьба по двум обручам, которые расположены друг рядом с другом на поверхности пола, образуя «восьмерку», с удержанием какого-либо предмета на голове (например, книги), ходьба должна осуществляться по обручам «восьмеркой» без заступов (захождения) на пол; пластичности движения при удержании предмета на голове (оценивается пластичность движений).
В заключение педагогического эксперимента студенты экспериментальной группы по показателям контрольных упражнений на координационные способности при экспертном оценивании статистически значимо превосходили испытуемых контрольной группы (табл. 2).
Таблица 2
Показатели экспертного оценивания в конце педагогического эксперимента в экспериментальной группе
Название контрольных упражнений |
Экспериментальная группа (X±m) |
|
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
|
Хлопки в ладоши на задаваемый ритмический рисунок (в баллах) |
3,05±0,01 |
4,15±0,02 |
Маршировка на месте с хлопками (в баллах) |
2,49±0,02 |
3,71±0,01 |
Ходьба по двум обручам (в баллах) |
2,29±0,02 |
3,64±0,02 |
Так, в экспериментальной группе показатели чувства ритма улучшились от начала эксперимента к его концу с 3,05±0,01 до 4,15±0,02 балла, что соответствует уровню выше среднего; в упражнении оценки ритмической координации показатели улучшились с 2,49±0,02 до 3,71±0,01 балла, что соответствует среднему уровню, и при выполнении упражнения для оценки плавности и слитности движений показатели улучшились с 2,29±0,02 до 3,64±0,02 балла, что соответствует среднему уровню. За период педагогического эксперимента в контрольной группе студентов в ходе экспертного оценивания нами не выявлено достоверного повышения показателей.
Выводы
Здоровье считается самой важной ценностью для человека, позволяющей ему воплотить в реальность свой индивидуальный потенциал, реализовать свои возможности во всех сферах деятельности. Однако большинство людей не осознают ценность здоровья в должной мере и вспоминают об этом тогда, когда оно находится под определенной угрозой. Сложившаяся ситуация объясняется отсутствием полноценных мотивационно-ценностных установок к занятиям физической культурой. Поэтому внимание к здоровью студентов должно быть важнейшей задачей в структуре подготовки будущих специалистов в учебных учреждениях [8]. Эффективными средствами физической деятельности, способствующими формированию мотивационной ориентации, повышению двигательной активности студентов, являются занятия различными видами фитнес-технологий гимнастической направленности.
Библиографическая ссылка
Горбатенко Т.Б., Прокофьева Л.К., Рудякова И.В., Бутина О.В., Болтовский А.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЯМИ // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30589 (дата обращения: 02.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30589