Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТРИ ФУНКЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ШКОЛЫ

Игнатьев В.П. 1 Дарамаева А.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Целью проведенного исследования является определение сущностных характеристик взаимодействия вуза и школы. Проведен анализ терминов «взаимодействие» и «педагогическое взаимодействие» применительно к предмету исследования. Раскрыто, что данные термины, несмотря на кажущуюся очевидность формулировок, тем не менее различаются в исследованиях многих ученых, которые рассматривают различные аспекты исследуемого процесса. Нами дана формулировка термина «педагогическое взаимодействие» применительно к процессу взаимодействия школы и вуза. В ходе исследования выявлены положительные стороны взаимодействия образовательных организаций разного уровня, влияющие не только на сами взаимодействующие объекты, но и на главные субъекты, в качестве которых выступают учащиеся школ. Каждая из взаимодействующих сторон заинтересована в качестве обучения учащихся, в их мотивированности и заинтересованности процессом обучения, в правильном выборе ими места будущей учебы после окончания школы. По результатам исследования сделан вывод о том, что периодические непродолжительные контакты между вузом и школой не могут дать положительного эффекта. Только заранее спланированная, хорошо организованная работа способна привести к ожидаемым результатам, главным из которых является поступление выпускника школы в желаемый вуз.
взаимодействие
вуз
педагогическое взаимодействие
профессиональная ориентация
школа
1. Склярова И.В. Принципы взаимодействия школы и вуза // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. № 4 (18). С. 124-130.
2. Прозументова Г.Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С. 182-187.
3. Коротаева Е.В. Проблемы подготовки к педагогическому взаимодействию в современных профессиональных стандартах // Педагогическое образование в России. 2018. № 2. С. 28-34.
4. Коротаева Е.В. Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 181 с.
5. Сардушкина Ю.А. Взаимодействие школы и вуза как средство повышения результативности профориентационной работы // Вестник Самарского муниципального института управления. 2013. № 2 (25). С. 165-173.
6. Панфилова А.П., Долматов А.В. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. А.П. Панфиловой. М.: Издательство Юрайт, 2017. 487 с.
7. Машарова В.А. Педагогическое взаимодействие как фактор становления ценностно-смысловой сферы субъектов образовательного процесса // Воспитание в современной образовательной среде: материалы межрег. научно-практ. конф. Ленинградский областной институт развития образования. 2015. С. 55-63.
8. Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогические понятий: учебное издание. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. 131 с.

В современных условиях развития системы образования возрастает роль каждого образовательного уровня при подготовке специалистов. Не только вузы ответственны за решение кадровых вопросов, но и образовательные организации общего образования должны брать на себя долю ответственности за конечный результат долгого процесса подготовки профессиональных кадров, который начинается со школьной скамьи. Именно за школьной партой формируются начальные знания, умения и владения, составляющие основу, на которой строится все дальнейшее обучение студента вуза. К сожалению, в настоящее время вузы и школы часто живут каждый своей жизнью, пересекаясь лишь в отдельные моменты, в течение непродолжительного времени, что не способствует повышению качества образования в целом. Для того чтобы решить данную проблему, необходимо разработать механизмы реального эффективного взаимодействия вуза и школы и отразить основные аспекты данного взаимодействия.

Исходя из вышеизложенного целью нашего исследования явилось выявление основных функций, определяющих внутреннее содержание процесса взаимодействия школы и вуза.

Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- дать пояснения понятиям «взаимодействие» и «педагогическое взаимодействие»;

- определить основные функции, задачи, условия и результаты взаимодействия школы и вуза;

- построить теоретическую модель взаимодействия вуза и школы.

Материал и методы исследования

Для проведения обзора тезауруса понятий «взаимодействие» и «педагогическое взаимодействие», а также изучения особенностей взаимодействия вуза и школы в статье использованы аналитический, сравнительный, логический методы исследования. Изучен опыт взаимодействия российских вузов со школами, в том числе Северо-Восточного федерального университета с общеобразовательными организациями Республики Саха (Якутия).

Результаты исследования и их обсуждение

Прежде всего, необходимо определиться с терминологией, в частности указать, что входит в понятия «взаимодействие» и «педагогическое взаимодействие» применительно к взаимодействию разноуровневых образовательных организаций.

Согласно определению, данному И.В. Скляровой, под взаимодействием школ и вузов понимается «социальное взаимодействие, в котором руководящие педагогические кадры различных звеньев системы образования, администрации образовательных учреждений, научные работники, преподаватели и учителя выступают в качестве опосредованных субъектов отношений» [1, с. 126]. Следовательно, в отношениях между разноуровневыми образовательными организациями, помимо чисто педагогических аспектов, должны быть рассмотрены и иные, в том числе социальные, экономические и правовые, аспекты.

Изучая природу потенциала взаимодействия вузов и школ, Г.Н. Прозументова в содержание методологии гуманитарного исследования инноваций включает «изучение прецедентов опыта взаимодействия вузов и школ; проявление, порождение феномена его смысла и эффектов; выявление эмпирических признаков взаимодействия, обобщение, типизацию этих эмпирических признаков и установление эмпирических зависимостей; обоснование потенциала взаимодействия на основе выделенных его эмпирических признаков, зависимостей и эффектов» [2, с. 183].

Поскольку речь в нашем случае идет о взаимодействии образовательных организаций, остановимся на понятии «педагогическое взаимодействие». Данный термин не сразу был включен в тезаурус педагогической науки и практики в силу того, что под педагогическим взаимодействием понимался довольно широкий пласт внутришкольных отношений, связанных с теорией обучения (Э.Н. Гусинский, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), с воспитанием школьников (Ю.К. Бабанский, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, В.А. Сластенин, Я.С. Турбовский и др.), с взаимодействием семьи и школы (Ю.П. Азаров, Ю.К. Бабанский, Р.М. Капралова, М.Н. Недвецкая и др.), с профориентационной работой (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, С.Н. Чистякова и др.).

В настоящее время вопросы, касающиеся педагогического взаимодействия, продолжают оставаться актуальными в теории и практике современной педагогики, поскольку определяют основные направления сотрудничества между разноуровневыми образовательными организациями и взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса, заинтересованными в повышении качества образования.

Для того чтобы данные процессы были более эффективными, необходимо учитывать вопросы педагогического взаимодействия при подготовке будущих педагогов, поскольку «педагогическое взаимодействие – основа образовательного процесса и ведущая педагогическая категория» [3, с. 32]. Будущий педагог должен быть готов не только к взаимоотношениям с учащимися, коллегами и родителями учеников, но и к взаимодействию с образовательными организациями разных уровней.

Сравнивая педагогическое взаимодействие и взаимосвязь, Е.В. Коротаева отмечает, что «всякое взаимодействие в педагогическом процессе является взаимосвязью, однако не всякая взаимосвязь может быть определена как педагогическое взаимодействие. Нетрудно оказаться прямо или косвенно связанным с каким-либо явлением, однако, чтобы вступить с ним во взаимодействие, необходимо, как минимум, иметь цель, осознавать взаимообусловленность совместной деятельности, планировать достижение предполагаемого результата и т. д.» [4, с. 17].

С точки зрения Ю.А. Сардушкиной, партнерские отношения между школой и вузом «целесообразно рассматривать как взаимовыгодный обмен различными ресурсами для достижения значимых для обеих сторон целей» [5, с. 166].

Понятно, что каждый субъект образовательного процесса заинтересован в достижении своих конкретных целей. Но при этом существуют общие цели в ходе педагогического взаимодействия, к которым, в частности, относятся «формирование компетентностей, развитие личностных и деловых качеств обучаемых; обмен деятельностью, разнообразными приемами и техниками, средствами и технологиями; осуществление коррекции, изменение мотивации обучения и личностного поведения» [6, с. 47]. Очевидно, что привнесение элементов высшего образования в практику общеобразовательных школ оказывает позитивное влияние с точки зрения формирования метакомпетенций обучающихся, развития личностных и деловых качеств, которые не могут быть развиты в обычной школе, поскольку при взаимодействии вуза и школы используются методики и технологии обучения, применяемые в образовательных организациях высшего образования. При этом существенно меняются внутренние мотивы учения школьников, которые становятся более осознанными и реальными.

Мы согласны с мнением В.А. Машаровой, которая подчеркивает, что «именно ценностные ориентации участников образовательного процесса определяют содержание социально-педагогического взаимодействия, обуславливают взаимообмен, взаимообогащение деятельностью и информацией, направленные на достижение педагогически и личностно значимой цели» [7, с. 57].

Согласно краткому словарю педагогических понятий, «педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий» [8, с. 14].

В рамках нашего исследования мы касаемся взаимодействия разноуровневых образовательных организаций с точки зрения повышения качества общего образования, раскрытия потенциальных возможностей детей, проведения профориентационной работы и других вопросов разностороннего взаимовыгодного сотрудничества школы и вуза.

С учетом этого под взаимодействием школы и вуза мы понимаем их целенаправленное и взаимообусловленное влияние друг на друга, способствующее взаимообогащению, наращиванию усилий и наиболее полной реализации их дидактических, воспитательных и социально-педагогических возможностей в целях разностороннего развития личности учащегося. При этом необходимо помнить, что главным субъектом объектных отношений между разноуровневыми образовательными организациями выступает школьник с его потребностями, склонностями и запросами. Именно на удовлетворение его личностных запросов направлены в первую очередь совместные усилия вуза и школы.

Несомненно, вузам интересны одаренные школьники с повышенными образовательными потребностями, которые планируют продолжение образования в вузе, поэтому их усилия направлены преимущественно на работу с такими детьми. Исключительно для одаренных учащихся вузы в школах открывают фирменные классы, создают малые академии, творческие лаборатории, проводят олимпиады, открывают летние лагеря, проводят другие мероприятия, ориентированные на привлечение внимания, прежде всего, талантливых детей к конкретному вузу.

Вуз заинтересован в налаживании устойчивых связей со школой, поскольку очевидными плюсами данного взаимодействия для вуза являются: получение качественных, мотивированных, профессионально ориентированных на конкретные направления подготовки абитуриентов; установление прочных деловых связей с руководством и педагогическим составом конкретной школы, которые становятся сторонниками вуза при выборе учащимися места своей будущей учебы; вхождение в доверие к школьникам в процессе регулярного образовательного процесса и различных профориентационных мероприятий, в которых преподаватели вуза принимают самое непосредственное участие.

При взаимодействии с вузом школа также получает довольно много дивидендов, среди которых не только улучшение общего качественного уровня подготовки школьников, но и увеличение возможностей повышения квалификации самих учителей, расширение информационных ресурсов, привнесение в образовательный процесс новых методов и методик обучения, основанных на современных наработках ученых вуза. К тому же значительно активизируется профориентационная работа, благодаря которой школьники старших классов имеют четкое представление о том, где и на кого они намерены учиться после окончания школы. Усиливается индивидуализация процесса обучения, поскольку каждый способный учащийся попадает в поле зрения различных учебных подразделений и кафедр, которые берут над ним шефство и курируют его вплоть до окончания школы и поступления в вуз.

Постоянное общение школьников с преподавателями вуза, введение в школьную программу углубленного изучения отдельных дисциплин, часть из которых преподают преподаватели вуза, знакомство с основами исследовательской и проектной деятельности, наличие возможности использования учебно-лабораторной базы, парка компьютерной техники, знакомство с элементами технологии вузовского обучения, частые посещения учебных корпусов, научно-исследовательских лабораторий, технопарков, компьютерных центров, научных библиотек, музеев, культурных центров и прочих интересных мест вуза убеждают их в том, что после окончания школы выбор должен быть сделан в пользу ставшего практически родным вуза.

Следовательно, взаимодействие школы и вуза выгодно всем участникам данного процесса.

На основании проведенного анализа нами выявлены основные направления взаимодействия школы и вуза, реализуемые через три основополагающие функции, среди которых дидактическая, воспитательная и социально-педагогическая, изображенные схематично на теоретической модели (рис.).

Теоретическая модель взаимодействия вуза и школы

Практическая реализация данных функций возможна посредством решения частных задач, направленных на достижение конкретных целей обучения и воспитания одаренных детей с повышенными образовательными потребностями. При этом используются современные методики обучения учащихся школ, учитываются индивидуальные особенности детей, укрепляются коммуникативные связи между учителями школ и преподавателями вузов.

Решение указанных задач возможно при выполнении определенных условий, отраженных на схеме модели, главным из которых является создание новой образовательной среды, ориентированной на повышение качества образования посредством усиления личной заинтересованности школьников в получении качественного образования. При этом создаются благоприятные условия для всестороннего развития и самосовершенствования личности школьника.

Каждая из отмеченных функций в результате должна привести к конкретным результатам, в которых заинтересованы обе взаимодействующие стороны и учащиеся, имеющие повышенные образовательные потребности. Главным результатом всей работы в рамках взаимодействия школы и вуза является поступление выпускника школы на желаемое направление подготовки высшего образования. Если для школы на этом ее миссия заканчивается, то для вуза начинается второй этап – этап вузовского обучения студентов. И, без сомнения, на данном этапе результат взаимодействия школы и вуза продолжает действовать в пользу вуза практически на протяжении всего времени обучения студента в вузе, поскольку данные абитуриенты, умеющие и желающие учиться, поступившие на «свое» направление подготовки, знакомые со спецификой вузовской учебы и жизни, как правило, становятся лучшими студентами вуза уже на первом году обучения.

Выводы

Таким образом, выявлено, что взаимодействие вуза и школы в рамках трех обозначенных в статье функций – дидактической, воспитательной и социально-педагогической – способствует более глубокой индивидуализации процесса обучения одаренных детей, которые получают тот уровень знаний, умений и владений, который школа самостоятельно дать не в состоянии. Привнесение элементов высшего образования в школьную среду способствует не только повышению качества образования, но и ранней профессиональной ориентации школьников, для которых система высшего образования становится более открытой и понятной. Присутствие преподавателей вуза в школьном классе и школьников в стенах вуза стирает границы между общеобразовательной организацией и организацией высшего образования, позволяя школьникам выстраивать траекторию своего будущего обучения в вузе более осознанно, поскольку от правильности выбора места будущего обучения зависит весь дальнейший жизненный путь молодого человека. В этом и состоит главная миссия взаимодействия школы и вуза.


Библиографическая ссылка

Игнатьев В.П., Дарамаева А.А. ТРИ ФУНКЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30578 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674