Согласно современным научным представлениям, физическое воспитание должно способствовать воспитанию и совершенствованию физических качеств, двигательных навыков и функциональных способностей. Также очень важно рассматривать данный процесс как формирование профессионально-прикладной физической культуры и осознанного карьерного роста у выпускников вузов. Если процесс физического воспитания проводить с учетом основных биологических потребностей, средовых факторов, влияющих на нынешнее подрастающее поколение, то физическое воспитание будет носить более целостный и системный характер [1-3]. Для оптимизации данного процесса имеет значение не только адекватный подбор средств воспитания двигательных способностей, но и определение подходящих методов для реализации процесса физического воспитания. Здесь важными являются следующие аспекты: учет индивидуально-типологических характеристик организма занимающихся; своевременная коррекция отстающих от возрастных норм показателей двигательных способностей; оптимизация процесса физического воспитания. Все перечисленные аспекты при реализации практических занятий физической культурой становятся более актуальными в группах обучающихся, имеющих определенные отклонения в работе организма. К таким сообществам можно отнести СМГ. И здесь наибольшее значение приобретает процесс мониторинга основных двигательных способностей, включающий не только сбор контрольных данных по показателям двигательных способностей занимающихся, но и анализ полученной информации. Это позволит оптимизировать процесс физического воспитания и своевременно вносить изменения в течение всего процесса обучения. Однако научно обоснованные данные об эффективности занятий в СМГ для воспитания физических качеств в литературе представлены лишь фрагментарно.
Цель исследования: провести мониторинг функциональных показателей девушек, занимающихся в СМГ; выявить влияние различных методов обучения на развитие двигательных способностей.
Материал и методы исследования
Данное исследование проводилось в 2019–2020 учебном году. Все этапы нашего исследования проведены на базе Алтайского государственного университета (опорный вуз Алтайского края), на кафедре физического воспитания. В исследовании приняли участие 250 студенток различных институтов и факультетов в возрасте 18–19 лет, занимающихся в СМГ, из них 98 студенток в возрасте 18 лет и 152 студентки в возрасте 19 лет. Испытуемые были объединены в возрастную группу 18–19 лет, что соответствует юношескому возрасту по классификации Л.С. Выготского [4-7].
Методы: метод анализа и обобщения литературных источников передовых авторов в теории и методике физического воспитания; педагогическое наблюдение, тестирование; опрос; методы математической статистики.
Анализ и обобщение научно-методической литературы позволили сформировать представление о проблеме нашего исследования, методах и способах ее решения.
Педагогическое тестирование проводилось с целью мониторинга основных двигательных способностей студенток, занимающихся в СМГ.
Использовались следующие контрольные тесты для оценки физической подготовленности: поднимание туловища, наклон вперед из положения сидя, отжимание в упоре на коленях, проба Ромберга.
Опрос проводился с целью выявления вовлеченности и мотивационной составляющей у студенток на занятиях физической культурой, проводимых в СМГ.
Метод математической обработки применялся для обобщения полученных в ходе эксперимента данных. Обработка осуществлялась с помощью программы Microsoft Excel методами вариационной статистики (расчет среднего значения и стандартного отклонения).
Результаты исследования и их обсуждение. В начале и в конце исследования (применение методов воспитания двигательных способностей) нами было проведено контрольное тестирование. Это оптимизировало процесс мониторинга основных двигательных способностей студенток, занимающихся в СМГ. Испытуемые были разделены на три группы. Сохранялось единообразие выборки. В начале нашего исследования были собраны и проанализированы медицинские справки, которые подтверждали наличие допуска девушек к занятиям физической культурой только в СМГ.
Контрольные задания проводились на 1–2-х курсах на последних неделях обучения в каждом семестре в течение двух последних микроциклов (недель) из 15 недель обучения реализуемому курсу «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Нами был проведен анализ результатов контрольных тестов перед промежуточной и итоговой аттестацией (табл.).
Контрольные тесты перед промежуточной и итоговой аттестацией
14-й микроцикл |
15-й микроцикл |
Тесты для оценки физической и функциональной подготовленности |
|
Проба Ромберга (поза «Аист») (М/Ж), секунды |
Отжимание в упоре стоя на коленях (Ж), максимальное количество раз |
Поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги зафиксированы (Ж), максимальное количество раз |
Наклон туловища вперед из положения сидя ноги врозь, (Ж), сантиметры |
Данные тесты проводятся преподавателем для более полной и объективной оценки основных индикаторов (знаний, умений и навыков) при освоении компетенций дисциплины.
Развитие двигательных навыков у подрастающего поколения характеризуется гетерохронностью и синхронностью основных движений в разные возрастные периоды, особенно у девушек в возрасте 18–19 лет [2, 3, 5, 7].
Самым простым и доступным, но менее эффективным является первый метод (М-1). Он основывается на применении упражнений, в которых происходит преимущественное воздействие на базовые физические качества [6]. Так, например, применение на занятиях элементов стретчинга позволяет развивать и поддерживать гибкость. Основным недостатком использования данного метода в СМГ является то, что конкретные общеразвивающие упражнения физически более развитыми студентками выполняются без особого энтузиазма, тогда как обучающимся со значительными отклонениями в состоянии здоровья данные задания выполнять сложно.
Второй метод (М-2) в нашем исследовании включал конкретные условия для выполнения физических упражнений [6], например заданную амплитуду, число повторений, определенный промежуток времени при выполнении статических и динамических упражнений на гибкость. Использование данного метода в СМГ оказалось более результативным, так как необходимо было соблюдать заданные параметры движения.
Третий метод (М-3) оказался более эффективным для обучающихся СМГ. Он реализуется с использованием предметов, что позволяет увеличить вариативность каждого упражнения, применить индивидуальный подход в течение всего занятия, расширить спектр способов и приемов совершенствования физических способностей. Этот метод постоянно совершенствуется, вносятся экспериментально и научно обоснованные элементы. Основополагающим фактором в данном случае являются конкретные условия, необходимые для выполнения упражнений с адекватной дозировкой для студентов.
Последний из предложенных методов идеально подходит для выполнения девушками, занимающимися в СМГ, так как позволяет учитывать их индивидуально-типологические особенности. Например, развитие динамической силы: И.п. – о.с. Счет 1 – полуприсед, руки вперед-кнаружи. Счет 2 – о.с. Счет 3–4 – то же (2 подхода по 4–6 раз). Пауза между подходами 1–3 минуты.
При использовании М-3 на практических занятиях по физической культуре в СМГ мы использовали музыкальное сопровождение. Оно способствует целостному эстетическому, физическому и функциональному развитию в процессе физического воспитания. Результативное управление учебным процессом может быть оптимальным, если учитывать индивидуально-типологические особенности занимающихся. Данный аспект может быть в полной мере реализован при применении данного метода. В настоящее время для оптимизации образовательного процесса в СМГ число занимающихся ограничено, что тоже способствует дифференциации и индивидуализации процесса физического воспитания данного контингента.
Мониторинг основных двигательных способностей студенток, занимающихся в СМГ, проводился на основании контрольных тестов. При выполнении тестов создавались единые условия. Признаками динамической силы представляются: количество повторений, преодоление пространства, угловое смещение частей тела, количество серий, количество подходов в градусах, сантиметрах и метрах. Выражается силой действия в движениях с разной скорость, амплитудой движения, при изменении направления положений частей тела, поз [1, 4, 7].
Для анализа данной двигательной способности нами был использован тест «Поднимание туловища из положения лежа» (максимальное кол-во раз/баллы) (рис. 1).
Рис. 1. Анализ показателей динамической силы у студенток, занимающихся в СМГ (баллы)
По результатам контрольного тестирования выявлено, что в группах наибольший и достоверный прирост относительно исходного уровня показали девушки, обучающиеся по первому (М-1) и третьему (М-2) методам обучения, тогда как в группе девушек, обучающихся по второму методу, прирост показателя динамической силы был минимальным.
Для оценки динамической силы рук у девушек СМГ нами был использован тест «Сгибание рук в упоре на коленях» (рис. 2).
Рис. 2. Анализ показателей динамической силы рук у студенток, занимающихся в СМГ (баллы)
В ходе анализа полученных данных выявлено, что оптимальным для развития данной двигательной способности можно считать второй метод (М-2), так как именно в группе студенток, занимающихся по данному методу, произошел максимальный и достоверный прирост оцениваемого показателя. Таким образом, для развития динамической силы рук оптимальным является использование упражнений с заданными параметрами движений при применении метода круговой тренировки.
Одной из наиболее значимых двигательных способностей для девушек служит гибкость. В своем исследовании мы использовали для оценки пассивной гибкости тест «Наклон вперед из положения сидя», (см/баллы) (рис. 3).
Рис. 3. Анализ показателей гибкости у студенток, занимающихся в СМГ (баллы)
При анализе полученных данных в результате исследования выявлено, что достоверно высокие показатели гибкости у девушек СМГ отмечены в группах, которые занимались по второму (М-2) и третьему (М-3) методам обучения. В группе, которая занималась по первому методу (М-1), был естественный и закономерный прирост показателей гибкости.
Координационная способность представляет собой комплекс способностей человека и носит пример эффективной техники исполнения движений за определенный промежуток времени. Координацию мы оценивали по 5-балльной шкале, где 1 балл – низкие показатели и 5 баллов – высокие показатели (рис. 4).
Рис. 4. Анализ показателей координационной способности у студенток, занимающихся в СМГ (баллы)
В ходе проведения исследования выявлено, что по показателю теста «Проба Ромберга» (баллы) отмечено достоверное изменение результата в группе, которая занималась по методу М-3; в группах, которые занимались по методу М-1 и по методу М-2, также выявлен прирост данного показателя, однако результат изменился не достоверно. Это свидетельствует о том, что третий метод (М-3) с большой вероятностью подходит для воспитания такой двигательной способности, как координация, тогда как М-1 и М-2 могут использоваться преподавателями курса «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в качестве второстепенных или дополнительных методов обучения.
Для выявления мотивационной составляющей при физическом воспитании девушек в СМГ нами проведен опрос всех испытуемых. Анализ ответов студенток СМГ на вопросы, которые им были предложены после проведенного исследования, позволил выявить следующие факты: 90% опрошенных с большим интересом посещают занятия с использованием третьего метода (М-3) обучения, 7% отдают предпочтение второму методу (М-2), и лишь 3% обучающихся совершенно безразлично, какой метод преподаватель использует для их обучения. Метод М-1 при опросе не выбрала ни одна из респонденток. Приведенные данные являются обобщенными для студенток 1-го и 2-го курсов, занимающихся в СМГ.
Таким образом, анализ полученных данных позволил нам сделать вывод о значительном влиянии методов обучения на развитие двигательных способностей девушек, занимающихся в СМГ, в том числе для их гармоничного развития.
Выводы
Выявлен существенный недостаток методических разработок по учету индивидуально-типологических особенностей занимающихся, в том числе в специальных медицинских группах на занятиях физической культурой. Таким образом, наше исследование имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. В исследовании были применены три метода физического воспитания, и только при использовании одного из предложенных (М-3) наблюдаются гармоничное развитие и достоверное повышение заинтересованности занимающихся. При использовании третьего метода (М-3) в процессе занятий в СМГ по результатам опроса нами выявлены мотивационная составляющая у девушек, а также достоверный пророст результатов в контрольных тестах по физической подготовленности. Исследование в данном направлении продолжается и в 2020–2021 учебном году.
Библиографическая ссылка
Губарева Н.В., Новичихина Е.В., Ульянова Н.А., Золотухина И.А. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30577 (дата обращения: 02.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30577